Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности грамматической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2


Глава II. Экспериментальное изучение грамматической стороны речи старших дошкольников с дизартрией

2.1. Цель, задачи и методика экспериментального изучения

Целью эксперимента было сравнение повышения результативности компонентов лексико – грамматического строя (грамматического строя, лексического, словообразования) до применения технологии и после её применения.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Для проведения эксперимента было отобрано 12 детей с диагнозом ОНР III, дизартрический компонент, посещавшими логопедическую группу на базе МБОУ Детский сад №123 «Семицветик» г. Москва в периоды:

2018 -2020 уч. годы(контрольная группа)

2020 – 2022 уч. годы (экспериментальная группа)

С обеими группами были проведены констатирующие и формирующие эксперименты, а потом результаты этих экспериментов сравнивались и был сделан вывод о целесообразности и эффективности применения данной технологии.

2.2. Анализ результатов экспериментального изучения

Целью констатирующего эксперимента, проведенного мною с детьми среднего дошкольного возраста(контрольная группа), было выявление уровня развития грамматического и лексического строя языка ребёнка. В ходе эксперимента применялись методики, широко применяемые в логопедической практике.

Целью проведения констатирующего эксперимента с экспериментальной группой было также выявление уровня развития грамматического и лексического строя языка ребёнка, в ходе которого применялись те же  методики:

  1. “Повторение предложений” (цель: умение ребенка повторить услышанное предложение);
  2. “Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах” (цель: выяснение возможности образования ребёнком существительных множественного числа в именительном и родительном падежах);
  3. “Исследование навыков словообразования” (цель: умение образовывать существительные, обозначающие детенышей животных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные, качественные и притяжательные прилагательные);
  4. “Дополнение предлогов в предложении” (цель: исследование умения ребенка дополнить предложение нужным предлогом).
  5. «Употребление числительных с существительными»(Цель: Исследование умения употреблять числительные 2, 5 с существительными)
  6. «Назови одним словом» (Цель: Исследование умения называть предметы Обобщающим словом словом)
  7. «Скажи наоборот» (Цель: Исследование умения подбирать антонимы)
  8. «Назови части тела и предметов» (Цель: Исследование умения называть отдельные части предметов)
  9. « Кто как передвигается и кто как подаёт голос» (Цель: Исследование глагольной лексики ребёнка )
  10. Назови профессии»( « Цель: Исследование умения называть профессии).

Критерии оценки.

За определённый уровень знаний и умений в области грамматики начислялись баллы от 1 до 5. Затем определялись уровни развития компонентов лексико – грамматического строя(грамматики, лексики, словообразования). Ребёнок, набравший 1 – 2 балла находится на низком уровне развития; 3 балла – на среднем уровне; 4  — 5 баллов – на высоком уровне.

Большинство детей контрольной группы имеют низкий уровень развития грамматического строя(84%). У большого количества детей (68%, ) средний уровень развития лексики. И у 68%детей низкий уровень развития словообразования.

Приведенные данные показывают, что большинство детей экспериментальной группы имеют средний и низкий уровень развития грамматики (50%), средний и низкий уровень развития лексики(50% и 34% соответственно).16% детей имеют высокий уровень развития словообразования.

У детей с лёгкой степенью дизартрии имеются пробелы и разного рода затруднения в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежа, относительных и притяжательных прилагательных.

Трудности словообразования, которые встречались при обследовании практически у каждого ребенка с лёгкой степенью дизартрии, обусловлены нарушениями морфологической системы языка. Проявляется это в нарушении систематизации словообразовательных моделей, неправильным выбором суффиксов, нарушением процесса комбинирования морфем и др.

Таблица 1 – Данные испытуемых

№ п/п ФИО Степень дизартрии
1 Баранов К. умеренная
2 Гусев Е. легкая
3 Ерошин П. умеренная
4 Иванов А. умеренная
5 Копылов О. умеренная
6 Мурашко М. легкая
7 Обручев В. умеренная
8 Простов А. умеренная
9 Умов Ш. умеренная
10 Чайка Л. легкая
11 Шарапова К. умеренная
12 Юдин О. легкая

Экспериментальные исследования, проведенные с детьми с ОНР, с лёгкой степенью дизартрии, подтверждают специфические особенности лексики этих детей. Отмечается неусвоенность данными детьми некоторых сложных грамматических форм. Неправильное использование лексико-грамматических средств языка ребенком с лёгкой степенью дизартрии обусловлено артикуляторными затруднениями и смазанной невнятной речью, недоразвитием фонематического слуха, слабостью слухового восприятия и контроля, нарушением звукопроизношения.

Благодаря проведенной коррекционной работе с применением данной технологии  в речи детей стали чаще использоваться сложные предложения, развернутые высказывания, у них появилась большая уверенность в ответах. Таким образом, подтверждается эффективность проведенной коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии, где важную роль сыграла разработанная технология.

Заключение

Работа была посвящена изучению нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Мы изучили и проанализировали что такое дизартрия. Дизартрия это – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Выявили причины возникновения дизартрии, важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже- нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.

Нами было проведено комплексное всестороннее обследование детей с дизартрией. Были обследованы нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Как было подчеркнуто выше, динамика скачка уровней лексико – грамматического строя у детей, к которым применялась данная технология, выше по всем показателям, что подтверждает эффективность и целесообразность применения данной технологии.

Целенаправленное логопедическое воздействие, основанное на формировании мотивации ребёнка к совершенствованию звучания своей речи и учитывающее параллельность процесса коррекции звукопроизношения, формирования фонетико- фонематической системы, лексико – грамматического строя речи, развития психических процессов, позволяло развивать познавательные процессы.

Применяемая технология позволяет в игровых заданиях  развивать у ребёнка внимание , память, логическое мышление. А известно, что эти процессы важны для становления грамотной речи.

В процессе занятий у ребят активизируется лексика и происходит формирование практических навыков словообразования, словоизменения, употребления грамматических категорий. Весь материал предлагается ребёнку в виде системы игр (так как ведущая деятельность дошкольника – игра)и упражнений.

Благодаря проведенной коррекционной работе в речи детей стали чаще использоваться сложные предложения, развернутые высказывания, у них появилась большая уверенность в ответах. Таким образом, подтверждается эффективность проведенной коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии, где важную роль сыграла разработан-ная технология.

Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Для коррекции дизартрии, прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проявления. Большое влияние также оказывает, в какой форме был представлен материал. Поставленная нами цель работы достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей /Учебное пособие — М.: АСТ: Астрель, 2018. — 254, [2] с.: ил. — (Высшая школа).
  2. Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., исп. – М.: Академия, 2021.
  3. Башмакова С. Б., Кошкина О. Н. Теоретический анализ исследований психоречевых особенностей дошкольников с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 132–137. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56134.htm.
  4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. –М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2019. -287с.
  5. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 680 с.
  6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. -М.: ACT: Астрель, 2017. — 351 с. — (Высшая школа).
  7. Журнал.невропатологии и психиатрии им. Корсакова. — М.: Медицина, 2012, вып. 8. — 160с.
  8. Ларина, Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии /         Е.А Ларина. – 2017. – №4. – С.169-172.
  9. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/2/0049
  10. Правдина О.В. Логопедия учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Просвещение, 2018. -301с.
  11. Поваляева М.А. справочник логопеда. -Ростов- на- Дону.: Феникс, 2016. -445 с.
  12. Спринца А.М. Нервные болезни: учебное пособие для средних медицинских заведений. — Спб.: СпецЛит, 2019. -697с.
  13. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева. – М., 2015. – 320с.
  14. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 2018.–Ч. I. –С. 163-293.
  15. Шереметьева, Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: учебно-практическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск, 2017. – 104 с.
  16. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М.А. Якубович,
  17. О.В. Преснова. – Москва, 2016. – 287 с.
  18. logoped.info. Дизартрия.
  19. logoped.info. Дизартрия псевдобульбарная.
  20. psihomed. com. Дизартрия.
  21. lookmedbook.ru. Дизартрия.

Страница 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф