Страница 1 2
Глава II. Экспериментальное изучение грамматической стороны речи старших дошкольников с дизартрией
2.1. Цель, задачи и методика экспериментального изучения
Целью эксперимента было сравнение повышения результативности компонентов лексико – грамматического строя (грамматического строя, лексического, словообразования) до применения технологии и после её применения.
Для проведения эксперимента было отобрано 12 детей с диагнозом ОНР III, дизартрический компонент, посещавшими логопедическую группу на базе МБОУ Детский сад №123 «Семицветик» г. Москва в периоды:
2018 -2020 уч. годы(контрольная группа)
2020 – 2022 уч. годы (экспериментальная группа)
С обеими группами были проведены констатирующие и формирующие эксперименты, а потом результаты этих экспериментов сравнивались и был сделан вывод о целесообразности и эффективности применения данной технологии.
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения
Целью констатирующего эксперимента, проведенного мною с детьми среднего дошкольного возраста(контрольная группа), было выявление уровня развития грамматического и лексического строя языка ребёнка. В ходе эксперимента применялись методики, широко применяемые в логопедической практике.
Целью проведения констатирующего эксперимента с экспериментальной группой было также выявление уровня развития грамматического и лексического строя языка ребёнка, в ходе которого применялись те же методики:
- “Повторение предложений” (цель: умение ребенка повторить услышанное предложение);
- “Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах” (цель: выяснение возможности образования ребёнком существительных множественного числа в именительном и родительном падежах);
- “Исследование навыков словообразования” (цель: умение образовывать существительные, обозначающие детенышей животных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные, качественные и притяжательные прилагательные);
- “Дополнение предлогов в предложении” (цель: исследование умения ребенка дополнить предложение нужным предлогом).
- «Употребление числительных с существительными»(Цель: Исследование умения употреблять числительные 2, 5 с существительными)
- «Назови одним словом» (Цель: Исследование умения называть предметы Обобщающим словом словом)
- «Скажи наоборот» (Цель: Исследование умения подбирать антонимы)
- «Назови части тела и предметов» (Цель: Исследование умения называть отдельные части предметов)
- « Кто как передвигается и кто как подаёт голос» (Цель: Исследование глагольной лексики ребёнка )
- Назови профессии»( « Цель: Исследование умения называть профессии).
Критерии оценки.
За определённый уровень знаний и умений в области грамматики начислялись баллы от 1 до 5. Затем определялись уровни развития компонентов лексико – грамматического строя(грамматики, лексики, словообразования). Ребёнок, набравший 1 – 2 балла находится на низком уровне развития; 3 балла – на среднем уровне; 4 — 5 баллов – на высоком уровне.
Большинство детей контрольной группы имеют низкий уровень развития грамматического строя(84%). У большого количества детей (68%, ) средний уровень развития лексики. И у 68%детей низкий уровень развития словообразования.
Приведенные данные показывают, что большинство детей экспериментальной группы имеют средний и низкий уровень развития грамматики (50%), средний и низкий уровень развития лексики(50% и 34% соответственно).16% детей имеют высокий уровень развития словообразования.
У детей с лёгкой степенью дизартрии имеются пробелы и разного рода затруднения в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежа, относительных и притяжательных прилагательных.
Трудности словообразования, которые встречались при обследовании практически у каждого ребенка с лёгкой степенью дизартрии, обусловлены нарушениями морфологической системы языка. Проявляется это в нарушении систематизации словообразовательных моделей, неправильным выбором суффиксов, нарушением процесса комбинирования морфем и др.
Таблица 1 – Данные испытуемых
| № п/п | ФИО | Степень дизартрии |
| 1 | Баранов К. | умеренная |
| 2 | Гусев Е. | легкая |
| 3 | Ерошин П. | умеренная |
| 4 | Иванов А. | умеренная |
| 5 | Копылов О. | умеренная |
| 6 | Мурашко М. | легкая |
| 7 | Обручев В. | умеренная |
| 8 | Простов А. | умеренная |
| 9 | Умов Ш. | умеренная |
| 10 | Чайка Л. | легкая |
| 11 | Шарапова К. | умеренная |
| 12 | Юдин О. | легкая |
Экспериментальные исследования, проведенные с детьми с ОНР, с лёгкой степенью дизартрии, подтверждают специфические особенности лексики этих детей. Отмечается неусвоенность данными детьми некоторых сложных грамматических форм. Неправильное использование лексико-грамматических средств языка ребенком с лёгкой степенью дизартрии обусловлено артикуляторными затруднениями и смазанной невнятной речью, недоразвитием фонематического слуха, слабостью слухового восприятия и контроля, нарушением звукопроизношения.
Благодаря проведенной коррекционной работе с применением данной технологии в речи детей стали чаще использоваться сложные предложения, развернутые высказывания, у них появилась большая уверенность в ответах. Таким образом, подтверждается эффективность проведенной коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии, где важную роль сыграла разработанная технология.
Заключение
Работа была посвящена изучению нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Мы изучили и проанализировали что такое дизартрия. Дизартрия это – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Выявили причины возникновения дизартрии, важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже- нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.
Нами было проведено комплексное всестороннее обследование детей с дизартрией. Были обследованы нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Как было подчеркнуто выше, динамика скачка уровней лексико – грамматического строя у детей, к которым применялась данная технология, выше по всем показателям, что подтверждает эффективность и целесообразность применения данной технологии.
Целенаправленное логопедическое воздействие, основанное на формировании мотивации ребёнка к совершенствованию звучания своей речи и учитывающее параллельность процесса коррекции звукопроизношения, формирования фонетико- фонематической системы, лексико – грамматического строя речи, развития психических процессов, позволяло развивать познавательные процессы.
Применяемая технология позволяет в игровых заданиях развивать у ребёнка внимание , память, логическое мышление. А известно, что эти процессы важны для становления грамотной речи.
В процессе занятий у ребят активизируется лексика и происходит формирование практических навыков словообразования, словоизменения, употребления грамматических категорий. Весь материал предлагается ребёнку в виде системы игр (так как ведущая деятельность дошкольника – игра)и упражнений.
Благодаря проведенной коррекционной работе в речи детей стали чаще использоваться сложные предложения, развернутые высказывания, у них появилась большая уверенность в ответах. Таким образом, подтверждается эффективность проведенной коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии, где важную роль сыграла разработан-ная технология.
Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Для коррекции дизартрии, прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проявления. Большое влияние также оказывает, в какой форме был представлен материал. Поставленная нами цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
- Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей /Учебное пособие — М.: АСТ: Астрель, 2018. — 254, [2] с.: ил. — (Высшая школа).
- Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., исп. – М.: Академия, 2021.
- Башмакова С. Б., Кошкина О. Н. Теоретический анализ исследований психоречевых особенностей дошкольников с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 132–137. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56134.htm.
- Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. –М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2019. -287с.
- Волковой Л.С., Шаховской С.Н. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 680 с.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. -М.: ACT: Астрель, 2017. — 351 с. — (Высшая школа).
- Журнал.невропатологии и психиатрии им. Корсакова. — М.: Медицина, 2012, вып. 8. — 160с.
- Ларина, Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е.А Ларина. – 2017. – №4. – С.169-172.
- Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/2/0049
- Правдина О.В. Логопедия учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Просвещение, 2018. -301с.
- Поваляева М.А. справочник логопеда. -Ростов- на- Дону.: Феникс, 2016. -445 с.
- Спринца А.М. Нервные болезни: учебное пособие для средних медицинских заведений. — Спб.: СпецЛит, 2019. -697с.
- Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева. – М., 2015. – 320с.
- Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 2018.–Ч. I. –С. 163-293.
- Шереметьева, Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: учебно-практическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск, 2017. – 104 с.
- Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М.А. Якубович,
- О.В. Преснова. – Москва, 2016. – 287 с.
- logoped.info. Дизартрия.
- logoped.info. Дизартрия псевдобульбарная.
- psihomed. com. Дизартрия.
- lookmedbook.ru. Дизартрия.
Страница 1 2
