2. Анализ рекламной деятельности турагентства «Натали Тур»
2.1. Общая характеристика организации
«Натали Тур» функционирует на рынке туристских продуктов с 2017 года. Адрес: 173008, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 150, к. 2.
Основными видами деятельности «Натали Тур» являются:
— деятельность туристических агентств;
— организация комплексного туристического обслуживания;
— обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами;
— предоставление туристических информационных и экскурсионных услуг и др.
«Натали Тур» специализируется главным образом на массовым туризме – отельном отдыхе с детьми, что позволило турагентству занять прочную нишу на рынке и позиционировать себя в сфере элитного массового туризма.
Рассмотрим объем продаж по направлениям туризма (см. рисунок 2.1).
Как показывают данные рисунка 2.1, наибольший удельный вес в структуре проданных туров «Натали Тур» приходится на внешний туризм, то есть поездки за границу – 87%.

Исходя из данных рисунка 2.2, следует сделать вывод, что наибольшее количество путевок с начала 2021 года было продано в направлении Турции – 68% от общего объема продаж «Натали Тур».
Проанализируем финансовое положение и результаты деятельности «Натали Тур» в динамике за 3 года.
Основные показатели представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Основные экономические показатели деятельности «Натали Тур» за 2020-2022 гг., тыс. руб
| Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Отклонение, % | ||
| 2021 к 2020 г | 2022 к 2021 г | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
| Выручка от продажи товаров, работ и услуг | 58523 | 58033 | 56 646 | 96,79 | 97,61 | |
| Себестоимость проданных товаров, работ и услуг | 49515 | 32726 | 29211 | 58,99 | 89,26 | |
| Валовая прибыль | 9008 | 25307 | 27 435 | 304,56 | 108,41 | |
| Коммерческие расходы | 0 | 0 | 0 | — | — | |
| Управленческие расходы | 0 | 0 | 0 | — | — | |
| Прибыль (убыток) от продаж | 9008 | 25307 | 27 435 | 304,56 | 108,41 | |
| Основные средства | 126591 | 106154 | 135495 | 7,03 | 27,64 | |
| Дебиторская задолженность | 305832 | 181119 | 118567 | -61,23 | -34,54 | |
| Оборотные средства | 371774 | 394469 | 219561 | -40,94 | -44,34 | |
| Собственный капитал | 2464 | 4976 | 7592 | 208,12 | 52,57 | |
| Заемные средства | 596078 | 596078 | 108133 | -81,86 | -81,86 | |
| Кредиторская задолженность | 8695 | 5694 | 350359 | 3929,43 | 6053,1 | |
| Среднесписочная численность, чел | 36 | 32 | 30 | -4,41 | -1,52 | |
| Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 917 | 3429 | 2 616 | 285,28 | 76,29 | |
Данные таблицы 2.1. показывают увеличение имущества, а именно основных средств в 2022 году относительно предыдущих периодов.
Рисунок 2.3. Динамика выручки от продажи турагентства «Натали Тур»
Анализ динамики оборотных активов показывает снижение их объема на 43,34%. Снижение величины оборотных активов обусловлено в первую очередь – уменьшением объема запасов на 176 тысяч рублей – или на 96,70% в отношении 2021 года.
Так же отмечается снижение темпов роста в 2021 году по сравнению с 2020 годом по величине дебиторской задолженности (на 34,54%), финансовых вложений (на 45,68%), денежных средств (на 99,32%) и прочих оборотных активов (на 66,22%).
Так же данные показывают, что «Натали Тур» имеет достаточно высокий объем заемных средств, значительно превышающий размер собственного капитала. Величина оказанных услуг в 2022 году снизилась в сравнении с 2021 годом на 2,59% и в отношении 2020 года – на 4,21%. Финансовый результат – чистая прибыль по результатам 2022 года составила 2616 тысяч рублей, что на 23,71% меньше, чем было получено по результатам 2021 года. Стоит отметить, что деятельность предприятия в целом рентабельна: по результатам трех анализируемых периодов организация получает прибыль.
Основной причиной снижения величины полученной прибыли в 2022 году стало снижение объемов оказанных услуг.
2.2. Анализ внешней и внутренней среды
Анализ внешней среды должен содержать исследование целевой аудитории. Анализ проводится по методике «5W» М. Шеррингтона.
Методика «5W» М. Шеррингтона предполагает изучение целевой аудитории путем поиска ответов на следующие пять вопросов:
1. Что — what — какой тип товара, который предпочитает потребитель? Из полного перечня предложений «Натали Тур» наибольшим спросом пользуются туры «Все включено», что составляет 76% спроса на существующие программы.
Рисунок 2.4. Результаты изучения целевой аудитории «What?»
2. Кто — who — каков портрет потребителя? Принимая во внимание ценовую политику организации, в роли заказчика в 72% выступают мужчины и женщины в возрасте от 23 до 37 лет. Средний класс в России начинается от 30 тыс. руб/мес.
Рисунок 2.5. Результаты изучения целевой аудитории «Who?»
3. Почему — why — каков тип мотивации? Товар «Натали Тур» отличается высоким качеством. Заказчику гарантируется индивидуальный подход к определению наиболее подходящей туристической программы. Положительный имидж и серьезный подход к каждому клиенту организации побуждает клиента к приобретению тура именно в этом агентсве.
4. Когда — when — в какие моменты происходит покупка? Осуществление заказа носит сезонный характер. Период активности: с мая по сентябрь – то есть время отпуска.
График динамики продаж за 2022 год приведен на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6. Динамика продаж «Натали Тур»
5. Где — where — каковы каналы реализации товара, где чаще всего спрашивается и приобретается товар? Основным каналом реализации туров является непосредственно турагентство, а так же приобрести тур можно на официальном сайте, где заказчик может ознакомиться с особенностями предлагаемых программ и получить всю интересующую его информацию.
Результаты анализа по методике «5W» приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Результаты анализа по методике «5W»
| Вопрос | Ответ |
| what | «Все включено» |
| who | Мужчина и женщина в возрасте 23-37 лет |
| why | Индивидуальный подход к каждому клиенту |
| when | С мая по сентябрь |
| where | турагентство, официальный сайт |
Таким образом, по результатам анализа можно описать потребителя «Натали Тур» как преимущественно женщина со средним достатком и выше, в возрасте от 23 лет, предпочитающий отпуск посвящать путешествиям. Качество, положительный имидж и индивидуальный подход являются основополагающими характеристиками предложений, которые их привлекают.
2.3. Исследование эффективности рекламной деятельности
В качестве продвижения своих продуктов создан официальный сайт. — Как инструмент продвижения сайт содержит различные сервисы для клиента, направленные на установление высокого уровня коммуникации.
Так, можно задать любой интересующий вопрос консультанту, набрав номер телефона. Все контактные данные размещены на сайте (см. рисунок 2.7).
Рисунок 2.7. Контактные данные на официальном сайте
Помимо указанных инструментов рекламы в качестве каналов продвижения «Натали Тур» активно использует социальные сети: В контакте, Facebook, Instagram, где созданы отдельные аккаунты (группы), посвященные туристическому агентству с информацией о действующих программах и предложениях.
Рисунок 2.8. Сообщество «Натали Тур» в социальной сети «Вконтакте»
Там же в рамках работы каждого аккаунта пользователи могут задать вопрос администраторам с целью получения интересующей информации. На рисунке 2.9. представлен пост в группе «Натали Тур», функционирующей Вконтакте.
Рисунок 2.9. Пост в группе «Натали Тур»
На рисунке 2.9. показан пример продвижения «Натали Тур» с использованием предоставления горящего тура по системе «Все включено!» — самой востребованной категории туров.
Рассмотрим динамику расходов на осуществление рекламы в сети Интернет за период с 2020 по 2022 года.
Таблица 2.3.
Расходы на осуществление рекламы в сети Интернет, руб
| Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Темп роста, % | |
| 2021 к 2020 г | 2022 к 2021 г | ||||
| Обслуживание сайта | 272400 | 284700 | 305847 | 112,28 | 107,43 |
| Оператор обратного звонка | 96387 | 99874 | 99850 | 103,59 | 99,98 |
| Размещение в группе Вконтакте | 64785 | 63587 | 65879 | 101,69 | 103,60 |
| Итого | 433572 | 448161 | 471576 | 108,77 | 105,22 |
Как показывают данные таблицы 2.3., наибольшая величина затрат на осуществление рекламы в Интернете приходится на обслуживание сайта. Данные затраты составляют оплату работы системному администратору и программисту за обновление информации, а так-же регистрацию пользователей, численности аудитории сайта, регистрацию записи на оказание услуг.
В 2022 году, как показывают данные, отмечается увеличение общей величины затрат на осуществление рекламы в Интернете. Данный инструмент является весьма эффективным в настоящее время. Данная группа насчитывает более 140 тысяч подписчиков. Данный инструмент направлен на максимальное распространение этого поста путем репоста на страницу каждого из участников конкурса. Данный канал продвижения является наиболее оптимальным в рамках минимизации затрат на распространение информации в интернете.
Для анализа рекламной деятельности «Натали Тур» рассмотрим бюджет организации на осуществление рекламной деятельности в динамике за 3 года (см. таблицу 2.4.).
Таблица 2.4.
Рекламный бюджет по источникам формирования «Натали Тур» за 2020-2022 гг., тыс. руб
| Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Темп роста, % | |
| 2021 к 2020 г | 2022 к 2021 г | ||||
| Затраты на осуществление рекламной деятельности | 14854,5 | 8181,5 | 16993,8 | 114,40 | 207,71 |
| за счет собственных средств | 2228,18 | 1227,23 | 2549,07 | 114,40 | 207,71 |
| за счет заёмных средств | 12626,33 | 6954,28 | 14444,73 | 114,40 | 207,71 |
Рисунок 2.10. Соотношение источников формирования рекламного бюджета «Натали Тур» за 2022 год, %
Исходя из данных таблицы 2.4. и рисунка 2.10. можно сделать вывод, что основным источником финансирования рекламных мероприятий выступают заемные средства, что негативно отражается на совокупных результатах деятельности организации и свидетельствует о финансовой зависимости от внешних кредиторов. Таким образом, стоит сделать вывод о применении различных видов рекламы, в том числе и наружной. При этом компания не использует в полной мере все возможности и инструменты рекламных компаний.
Рассмотрим эффективность воздействия рекламных носителей, используемых для продвижения «Натали Тур».
Главной целью любой рекламной кампании является донесение информации до целевой аудитории, а задачей – побуждение аудитории к выбору рекламируемой услуги.
Рассмотрим эффект от размещения рекламной информации на наружных внешних носителях на примере продвижения «Натали Тур». Активное размещение рекламы туров на наружных носителях способствуют формированию положительного имиджа и направлено не только на привлечение новых клиентов, но и удержание старых. Две основные площадки размещения рекламы – это рекламный щит и растяжка. Целевой аудиторией наружных носителей являются все без исключения группы населения по полу и возрасту.
Рассмотрим расходы на наружную рекламу «Натали Тур» в 2022 году (см. таблицу 2.5.).
Таблица 2.5.
Расходы на наружную рекламу «Натали Тур»
| Носитель наружной рекламы | Стоимость за 1 месяц, руб | Стоимость за год, тыс руб | Всего |
| Рекламный щит | 108 000 | 1296 | 3888 |
| Растяжка | 74500 | 894 | 3576 |
| ВСЕГО | 7464 |
Таким образом, данные таблицы 2.5. показывают, что общая величина расходов на наружную рекламу для «Натали Тур» составляет 7464 тысячи рублей в год.
Основной прирост выручки компания получает от уже существующих клиентов, и, напротив, применение наружной рекламы ― приносит в компанию больше новых конечных потребителей.
Впервые размещение наружной рекламы было реализовано в 2020 году. Рассмотрим динамику численности клиентов «Натали Тур» для оценки эффективности применения наружной рекламы (см. рисунок 2.11.).
Рисунок 2.11. Динамика численности клиентов «Натали Тур»
Рисунок 2.11. наглядно демонстрирует рост численности клиентов турагентства после применения наружной рекламы. Наибольшее количество клиентов отмечено в период с октября по ноябрь 2020 года.
При этом рост численности клиентов, как показывают результаты анализа финансовых итогов деятельности, не оказал положительного влияния на рост объемов продаж. Снижение величины выручки обусловлено проведением акции, предложение которой было размещено на рекламных щитах и растяжках. При этом затраты на реализацию наружной рекламы так же негативно отразились на объемах прибыли.
Рассмотрим эффективность наружной рекламы как показатель рентабельности (см. таблицу 2.6.).
Таблица 2.6.
Эффективность наружной рекламы «Натали Тур»
| Показатель | 2022 год |
| Затраты на наружную рекламу | 7464 |
| Выручка, полученная от реализации акции, на продвижение которой была направлена наружная реклама | 33917,5 |
| Прибыль, полученная от реализации акции, на продвижение которой была направлена наружная реклама | 7653,9 |
| Рентабельность применяемого вида рекламы | 103% |
Как показывают данные таблицы 2.6., применяемые виды наружной рекламы, а именно рекламные щиты и растяжки, рентабельны, при этом уровень рентабельности составляет 103%. То есть понесенные затраты приносят прибыль в расчете как 1,03 рубль на 1 рубль вложенных средств.
Сделанный вывод говорит о необходимости применения дополнительных форм и методов рекламы.
Таким образом, объектом исследования в работе выступает турфирма «Натали Тур».
Анализ целевой аудитории показал, что основная часть потенциальных покупателей – это мужская аудитория. В плане возрастных категорий, то самой покупающей группой являются клиенты в возрасте от 20 до 35 лет.
«Натали Тур» занимает определенный сегмент на рынке, но нельзя не отметить воздействие конкурентов на деятельность турагентства. Выявленные проблемы указывают на необходимость разработки программы рекламной кампании.
Анализ маркетинговой деятельности «Натали Тур» позволил выделить формы наружной рекламы, применяемой данным субъектом: это щиты и растяжки. Помимо указанных инструментов рекламы в качестве каналов продвижения «Натали Тур» активно использует социальные сети: В контакте, Facebook, Instagram, где созданы отдельные аккаунты (группы), посвященные турагентсву с информацией о действующих программах и предложениях. Основной функцией рекламного сообщения «Натали Тур» является функция информирования, а так же знакомство потенциальных покупателей с основными отличительными характеристиками предложения.
