Меню Услуги

Особенности коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4


Также помимо основных коррекционных занятий по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения, осуществлялась работа, направленная на повышение уровня школьной мотивации и познавательных потребностей. Прежде всего на формирование положительной мотивации влияет сам педагог, поэтому по ходу логопедических занятий применялось систематическое одобрение деятельности учащихся, похвала, создание обстановки доверия, уверенности в успехе. Также применялись и специфические приемы:

– совместная с детьми работа по осмыслению предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;

– стимулирование детей к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

– оценка деятельности детей не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

– нетрадиционные формы проведения занятий;

– создание проблемных ситуаций;

– групповая работа и работа в парах;

– использование познавательных и дидактических игр.

В рамках данного направления были организованы мини праздники, познавательные интеллектуальные игры, книжные выставки. Например, был организован «Праздник достижений», цель которого подвести итог по теме «Развитие навыков языкового анализа и синтеза». Сценарий данного мероприятия представлен в приложении 5. Также дети совместно с логопедом выпускали стенгазеты для учащихся, не посещающих логопедические занятия, например: «По страницам любимых книг», «Русский язык в загадках», «Сказочные герои», «В мире слов» и т.д. Примеры работ представлены в приложении 7.

Реализуя принцип комплексности коррекционного воздействия, учителю экспериментальной группы (1 «Б» класса), также были даны рекомендации, по включению элементов коррекционных заданий в уроки по обучению грамоте. В основном это были задания в интерактивной форме. Так как класс оснащен интерактивной доской и выходом в сеть Internet, было рекомендовано использовать интернет сайт «Логозаврия» (13). На данном сайте представлены небольшие Flash игры по следующим разделам:

– знакомство с буквой (в данном разделе можно рассмотреть любую букву; определить, на что похожа буква; найти заданную букву среди зашумленного изображения; найти картинки название которых начинается на звук, обозначаемый выбранной буквой и т.д.);

– звукобуквенный анализ слов (в данном разделе можно найти задание на дифференциацию смешиваемых звуков; подбирать картинки к схемам слов и наоборот; самостоятельно составлять схемы слов);

– слоговой анализ и синтез (в данном разделе представлены задания составление слов из слогов; поиск недостающего слога в слове);

– развитие познавательных процессов (в данном разделе представлены различные анаграммы, изограйфы, буквенные и слоговые последовательности, логические цепочки и т.д.).

На протяжении всего проводимого формирующего эксперимента дети активно занимались, выполняли все предлагаемые задания, проявляли высокую речевую активность.

После окончания формирующего эксперимента в рамках исследования был проведен контрольный эксперимент. Он проводился с 1 апреля по 20 апреля 2015 года. В ходе эксперимента можно выделить два направления диагностики:

  • Исследование выделенных компонентов, на основании которых формируется полноценный навык чтения, а именно обследование речевых процессов, внимания, восприятия, памяти, мышления, графомоторных навыков, мотивации, осведомленности об окружающем. Диагностика проводится по разработанному протоколу и с помощью наглядного стимульного материала.
  • Исследование сформированных начальных навыков чтения, а именно обследование знания печатных букв, прочности их знания, дифференциации сходных букв, прямого и зеркального изображений печатных букв, сходных рукописных букв, дифференциации прямого и зеркального изображений рукописных букв, техника чтения и понимание читаемого, выявление характера ошибок при чтении, наличие смысловой догадки при чтении. Данное обследование проводится по авторскому альбому «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму» И.А. Смирновой.

Таким образом, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов в приведенной сравнительной таблице, позволяет сделать вывод о значительном повышении уровня компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения в экспериментальной группе. В контрольной группе мы также наблюдаем увеличение показателей, однако их рост не так значителен по сравнению с ростом результатов в экспериментальной группе исследования. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной системы мер по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.

Что касается качественной оценки полученных результатов, то они значительно выше также в экспериментальной группе. У детей значительно повысилась мотивация, увеличился словарь, грамматический строй речи, улучшились графомоторные навыки, внимание, общая осведомленность. Дети стали более заинтересованы в занятиях и выполняли все задания. Что касается особенностей развития детей в контрольной группе, то здесь у детей также улучшились такие показатели как внимание, графомоторные навыки, остальные показатели остались на прежнем уровне.

На основании выявленных нарушенных компонентов мы можем в дальнейшем сделать вывод о предпосылках, которые приведут к тому или иному виду дислексии.

С целью выявления особенностей сформированности начального навыка чтения было проведено обследование контрольной и экспериментальной групп по диагностическому альбому И.А. Смирновой. Оценка по данному альбому осуществлялась качественная. А именно выявлялись особенности чтения, представленные в данной работе в таблице 1. Для наглядности все полученные выводы об особенностях формирования начального навыка чтения у детей младшего школьного возраста представим в приложении 6

Исходя из анализа данных приведенных в таблице, мы можем сделать вывод о своевременной профилактической работе, проведенной в экспериментальной группе. Благодаря данной работе мы имеем низкий уровень предпосылок к возникновению дислексии у детей. В экспериментальной группе только два ребенка имеют предпосылки дислексии, в контрольной же группе у 7 детей отмечаются ошибки при чтении, что может привести к специфическим стойким нарушениям чтения впоследствии. Причем по выявленным нарушенным компонентам, на основе которых формируется навык чтения можно определить вид дислексии.

Представим  результаты  графически (Рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты контрольного эксперимента по выявлению работы по коррекции дислексии

Сравним графически результаты констатирующего и контрольного эксперимента по коррекции дисексии у младших школьников (Рисунок 4).

Рисунок 4. сравнительная гистограмма уровня дислексии у младших школьников

В представленной гистаграмме прослеживается положительная динамика снижение дислексии у младших школьников  в контрольной группе, в результате проделанной нами формирующей работы по коррекции дислексии.

Таким образом, разработанный нами диагностический комплекс: протокол исследования, подобранный наглядный стимульный материал позволят провести комплексное исследование выделенных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, определить среди них недостаточно сформированные и провести их своевременную коррекцию с помощью, разработанной в рамках исследования, системы логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников. Разработанный профилактический комплекс позволит снизить дезадаптацию детей в школе, значительно повысит уровень их речевого и познавательного развития. Следовательно, цель достигнута, гипотеза доказана, задачи решены.

Выводы по II главе

Во второй главе нами были представлены, методики, стимульный материал, была разработана оценка сформированности речевых и познавательных компонентови познавательных компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения. На констатирующем и контрольном  эксперименте выделили группу детей, имеющих предпосылку  дислексии, с которой на котрольном этапе проходила работа.

В результате проделанной работе из 22 учащихся первых классов, на контрольном этапе в ходе проделанной работы, количество  учеников снизилось до 3.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны, а именно: произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза; лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.

Необходима систематическая и целенаправленная работа над коррекцией дислексии в первом классе. Успешность этого процесса во многом зависит от соблюдения выделенных этапов формирования первоначального навыка чтения у первоклассников и правильного выбора методов обучения чтению.

Возникновение трудностей обучения чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организацией обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.

Работа по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы заключается в устранении основных этнопатогенетических факторов, имеющих отношение к расстройствам чтения. Ее основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к нарушению и проведению комплекса предупредительных мер.

В соответствии с вышесказанным и, исходя из анализа литературы по теме исследования, были выделены следующие компоненты необходимые для формирования полноценного навыка чтения у детей, а именно достаточный уровень развития:

  1. Внимания (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность).
  2. Восприятия (зрительное, слуховое, фонематическое, пространственное).
  3. Памяти (зрительная, слуховая).
  4. Мышления (наглядно-образного, словесно-логического).
  5. Графомоторных навыков (зрительно-моторная координация, мелкая моторика, сукцессивные процессы).
  6. Речевых процессов (фонематический слух, восприятие, анализ и синтез, лексика, звукопроизношение, грамматический строй, связная речь).
  7. Мотивации (насколько желает овладеть новыми знаниями, желает общаться и взаимодействовать с другими детьми, интерес).
  8. Общая осведомленность.

То есть, чтобы сделать вывод об уровне готовности школьника к овладению навыком чтения необходимо исследовать выделенные процессы. Это позволит сделать следующие выводы:

  1. В зависимости от сформированности предпосылок навыка чтения будет зависеть правильный путь его онтогенетического формирования.
  2. В случае недостаточнойсформированности рассматриваемых предпосылок возможно в дальнейшем констатировать нарушение навыка чтения у младшего школьника, а именно наблюдать впоследствии различные виды нарушения чтения: семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая дислексия или смешанная.
  3. Наметить пути коррекции недостаточно сформированных и несформированных диагностируемых процессов.

В связи с этим нами был составлен модифицированный протокол обследования психологической базы навыка чтения у младших школьников, а также был подобран наглядный стимульный материал, была разработана оценка сформированности речевых и познавательных компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения. С использованием разработанного диагностического инструментария будет возможным выявление у детей недостаточно сформированных или несформированных компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения.

В связи с этим нами была разработана система логопедической работы по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников; был подобран дидактический материал для коррекции неречевых психических функций, необходимых для формирования полноценного навыка чтения; были проведены фронтальные занятия с детьми, имеющими различные трудности в формировании процесса чтения; составлены идивидуальные планы работы, по коррекции речевых функций, необходимых для формирования полноценного навыка чтения для детей с низким уровнем сформированности психологической базы чтения.

В ходе проведенного контрольного эксперимента нами был сделан вывод об эффективности разработанной системы мер по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.

С целью выявления особенностей сформированности начального навыка чтения было проведено обследование контрольной и экспериментальной групп по диагностическому альбому И.А. Смирновой. Исходя из анализа диагностики, мы можем сделать вывод о своевременной профилактической работе, проведенной в экспериментальной группе. Благодаря данной работе мы имеем низкий уровень предпосылок к возникновению дислексии у детей. В экспериментальной группе только два ребенка имеют предпосылки дислексии, в контрольной же группе у 7 детей отмечаются ошибки при чтении, что может привести к специфическим стойким нарушениям чтения впоследствии. Причем по выявленным нарушенным компонентам, на основе которых формируется навык чтения можно определить вид дислексии.

Таким образом, разработанный нами диагностический комплекс: протокол исследования, подобранный наглядный стимульный материал позволят провести комплексное исследование выделенных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, определить среди них недостаточно сформированные и провести их своевременную коррекцию с помощью, разработанной в рамках исследования, системы логопедической работы по предупреждению трудностей в коррекции дислексии у младших школьников. Разработанный профилактический комплекс позволит снизить дезадаптацию детей в школе, значительно повысит уровень их речевого и познавательного развития.

Таким образом, цель достигнута, гипотеза доказана, задачи решены.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алтухова Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с О.Н.Р. //Дефектология. 2012 г. №5 стр. 435.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. – М., Лабиринт, 2006. стр. 230.
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: «Лань», 2003. стр. 150.
  4. Глухов В.П. Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2013. стр. 489.
  5. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учебно-метод. пособие / И.С. Гринченко. -М.: ЦГЛ, 2002. -280 с.
  6. Гуцу, Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению [Текст] / Е.Г. Гуцу // Начальная школа. -2004. -№ 2. -С. 11-14.
  7. Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления: из научного наследия. – М.: Языки славянской культуры. 2011. стр. 259.
  8. Корнев А. Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации // Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы. – М., 2004. – стр. 125.
  9. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М. Воронеж, 2001. стр. 190.
  10. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. – М.: Издательство.2009 г. стр. 89.
  11. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб.: ПРЕСС», 2004. стр. 130.
  12. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.
  13. Сайт: http://www.logozavr.ru
  14. НовоторцеваН.В. Развитие речи детей, — Ярославль, “Академия развития”, 1996 г.
  15. Никашина Н.А., Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. \\ Недостатки речи у учащихся. Под ред. Левиной Р.Е., -Москва, 1965.
  16. Мисаренко Г. Г. Технические навыки чтения и технология их формирования в период первоначального обучения. //Начальная школа. № 8, 2006.  стр. 155.
  17. Русецкая М. Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников. – Дис. канд. пед.наук. – М., 2013. стр. 69.
  18. Русецкая М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования. – Дис. докт. пед. наук. – М., 2009. стр. 97.
  19. Чиркина Г. В., Корнев А. Н. Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Дефектология, 2005, стр. 893.
  20. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать учим в дКозырева Л.М. Логопедическое пособие: звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. М., 2000иалоге. СПб, 2007. стр. 456.
  21. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. М., 1989.
  22. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1993.
  23. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
  24. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1984.
  25. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1999.
  26. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения: программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.
  27. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1990.
  28. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы. СПб., 1995.
  29. МикадзеЮ В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.
  30. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логозанятиях. М., 1991.
  31. Немой, Р.С. Психология [Текстl учеб. студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немой. — 2-е изд., -М.: Владос, 1995. -576 с.
  32. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. М., 1997.
  33. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
  34. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики. М., 1991.
  35. СкомороховаМ.И., Коррекционно-развивающее обучение в общеобразовательной школе: учебное пособие. Иркутск, 1996.
  36. Совершенствование  методов диагностики и преодоления нарушений речи. \\ Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград, 1989.-стр56-67.
  37. Спирова P.Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1993.
  38. Степанова, О. Учебные умения и навыки требуют коррекции [Текст] / О. Степанова // Народное образование. — 2000. -№ 9. – С. 181-187.
  39. Павлова А.А., Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М: 1990.-стр.342.
  40. Основы теории  и практики логопедии. \\ Под.ред. Левиной Р.Е., -Москва, 1968.стр.237.
  41. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
  42. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальной школе // Начальная школа. 1999. №10.
  43. Понятийно — терминологический словарь логопеда. М., 1997.-стр-561.
  44. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектолог.фак-товпед. ин-тов. М., 1973.
  45. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М., 1982.
  46. Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных дисфункций у младших школьников // Дефектология. 2004. №5.
  47. Тищенко Т.И. Учим говорить и читать. М., 2003.
  48. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению письменной речи у учащихся 2 – 4 классов общеобразовательной школы. М., 2005.
  49. Узорова О.В., Нефедова С.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. М., 1997.
  50. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. М., 1994.
  51. Чиркина Г.В., Корнев А.Н. Современные тенденции в изучении дислексий у детей // Дефектология. 2005. №1.
  52. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. СПб., 1997
  53. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. -М.: Педагогика, 1998. -315 с.
  54. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития [Текст] / Б.Д. Эльконин. -М.: Высшая школа, 1995. -456стр.
  55. Филичева Т.Б.,Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии М.,1989.стр.436.
  56. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.
  57. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. СПб., 2007.
  58. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ. М., 1998.
  59. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. М., 1995.
  60. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2001.
  61. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. М., 1997.

Страницы:   1   2   3   4


 

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!