ГЛАВА 2. Профессиограмма авиационного диспетчера и пилота
2.1. Психо-физиологическая составляющая профессиограммы авиационного диспетчера
Рассмотрим психограмму авиационного диспетчера.
С психологической точки зрения основное содержание работы диспетчера УВД сводится к приему, переработке и передаче необходимой производственной информации [34,44].
Диспетчер принимает, осмысливает и логически перерабатывает (классифицирует) информацию, поступающую от радиотехнического комплекса; закрепляет в логической и образной памяти данные, необходимые для решения задач УВД; конструирует в воображении целостный и динамичный образ воздушной обстановки; распределяет внимание между различными источниками информации; прогнозирует изменения ситуации (ее пространственно-временного образа); осуществляет последовательный ряд умственных действий, направленных на реализацию заданного алгоритма управления воздушным движением; принимает различные управленческие решения, в том числе при возникновении аварийной или непредвиденной ситуации; ведет радиопереговоры с экипажем воздушных судов [34,44].
В связи с перечисленными функциями он выполняет следующие психологические действия:
- Сенсорно-перцептивные — различает цвета сигнальных лампочек, оценивает градации яркости светящихся точек на экране локатора, определяет расстояние между воздушными судами, представленными на экране обзорного локатора в виде светящихся точек и различных формуляров.
- Психомоторные и речемоторные — включает радиопереговорные устройства, манипулирует органами настройки аппаратуры и регулировки изображения, набирает номера самолетов на табло-эшелонаторе, передает речевые сообщения по телефону громкоговорящей связи.
- Аттенционные (действия внимания) — сохраняет устойчивость внимания на управляемых объектах, периодически переключает внимание с одного объекта на другой, распределяет внимание на нескольких существенных элементах рабочей среды.
- Мнемические (действия памяти) — запоминает информацию о параметрах движения воздушных судов, избирательно вспоминает данные, необходимые для решения той или иной задачи, воспризводит должностные инструкции и алгоритмы решения типичных задач, забывает информацию, потерявшую актуальность.
- Имажинитивные (действия изображения) — на основе получения различной информации создает сложный динамический образ (модель) воздушной обстановки; опираясь на созданную модель, принимает все управленческие решения; с учетом текущей информации перестраивает созданный пространственно-временной образ, что позволяет предвидеть изменения воздушной обстановки.
- Мыслительные — анализирует и выявляет взаимосвязи между элементами производственных ситуаций; определяет необходимую последовательность своих действий; устанавливает причины возникших рассогласований между прогнозируемой и фактической ситуацией; принимает решения в новой, неожиданной ситуации; находит оптимальные способы и средства для реализации своих решений [60].
Основными личностными свойствами авиационных диспетчеров являются [10,52]:
- Сенсорно-перцептивные свойства.
Учитывая то обстоятельство, что зрительные и слуховые сигналы, поступающие к диспетчеру, имеют достаточную интенсивность, деятельность в системе УВД не предъявляет повышенных требований к зрительной и слуховой чувствительности работника. Достаточно иметь обычный нормальный слух и нормальное зрение (в некоторых случаях допустима его корректировка очками). Вместе с тем, профессионально важной является такая характеристика, как малая утомляемость зрительного и слухового анализаторов. Непрерывный поток достаточно интенсивных сигналов, характерный для деятельности диспетчера, требует от него сенсорной устойчивости [60].
В экстремальных условиях решающее значение приобретает скорость развития ощущений, лежащая в основе построения целостного образа восприятия. Оба указанные свойства — сенсорная устойчивость и скорость развития ощущений — слабо поддаются тренировке и упражнению [64].
- Психомоторные свойства.
При работе в нормальном режиме не требуется, чтобы скорость и точность двигательных реакций (нажатие на кнопки, тумблеры и другие органы управления приборами) превышала обычные, средние значения. В экстремальных же условиях требования к психомоторике резко повышаются. Скорость и точность реакций становятся важнейшими показателями надежности деятельности авиадиспетчера, большую роль начинает играть и устойчивость психомоторики к эмоциональным воздействиям [53].
- Свойства внимания.
Основное требование к вниманию авиадиспетчера — его устойчивость. Это свойство непосредственно зависит от такого физиологического показателя как сила процесса возбуждения. При слабом возбудительном процессе снижение устойчивости внимания неизбежно — поэтому слабость нервной системы является прямым психофизиологическим противопоказанием к деятельности диспетчера. Два других свойства внимания — распределение и переключение — связаны с подвижностью нервных процессов [57].
Обычные, средние показатели этих свойств достаточны для того, чтобы сформировать у работника необходимые аттенционные навыки и умения.
- 4. Мнемические и имажинитивные свойства.
Работа авиадиспетчера связана с актуализацией двух видов памяти: долговременной и оперативной. Если требования к объему долговременной памяти обычны, то требования к объему оперативной памяти очень высоки. В процессе управления воздушным движением диспетчеру необходимо запоминать позывные самолетов, эшелоны следования, посадочный курс, метеоинформацию и большое количество других данных. Хорошая оперативная память — профессионально важное качество диспетчера УВД. Он должен также обладать развитым пространственным воображением, чтобы строить мысленный образ воздушной обстановки и изменять его с учетом поступающей информации. В экстремальной ситуации роль образов воображения резко повышается. И практической деятельности диспетчера УВД мнемические и имажинитивные умения и навыки очень тесно связаны между собой и включаются в единый целостный психический акт. Диспетчер запоминает, сохраняет, фильтрует цифровую информацию и одновременно переводит ее в зрительно-пространственные образы — поэтому высокий уровень сформированное мнемических и имажинитивных умений является одним из главных условий успешности его работы [56].
При работе в экстремальных условиях отмечаются три вида психической напряженности: эмоциональная (аффективная), неэмоциональная (операционная, деловая) и смешанная [55].
Эмоциональная напряженность возникает под действием эмоциогенных факторов, вызывающих переживание неизвестности, тревоги, страха, боязни аварии, риска для жизни и других отрицательных эмоций. Она может возникнуть до начала деятельности, при получении задания, выслушивании инструкции, а также непосредственно в процессе деятельности. Возникновение эмоциональной напряженности связано с динамическим рассогласованием между объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой и появлением связанных с этим отрицательных изменений в двигательных и психических функциях [46]. Этот вид напряженности в малой степени направлен на выполнение деятельности, большой удельный вес в нем могут занимать реакции защиты организма [37].
Операционная напряженность возникает в условиях, предъявляющих повышенные требования к умственным ресурсам и двигательному аппарату человека и не связанных с опасностью или другими серьезными последствиями, мысли о которых заставили бы человека заранее волноваться [59].
Эта напряженность возрастает постепенно как результат выполнения работы большой сложности, например, при трудности различения зрительных и слуховых стимулов, сложности зрительно-моторной координации, быстроте вычислений и т.п. [59].
Следует отметить, что такое деление видов напряженности является довольно условным, поскольку любой вид деятельности всегда связан с эмоциями и при определенных условиях операционная напряженность может перерасти в эмоциональную. Поэтому наиболее характерной является смешанная напряженность [60].
- Смешанная психологическая напряженность характеризуется различным удельным весом эмоционального компонента в общей структуре напряженности и бывает наиболее характерной для различных видов деятельности в экстремальных условиях [76].
Экстремальные условия вызывают колебания работоспособности человека или явное ее понижение, особенно при сильной эмоциональной напряженности. При этом увеличивается количество ошибок, нарушается последовательность операций, замедляется темп работы и т. п.
В некоторых случаях происходит утрата трудовых навыков: то, что в обычных условиях делалось на уровне автоматизма, теперь начинает как бы заново осознаваться [47].
Понижение работоспособности чаще всего наблюдается при низком уровне тренированности [47].
Колебания работоспособности зависят от индивидуальных особенностей людей, прежде всего от свойств их нервной системы. Лица с сильной, уравновешенной нервной системой более выносливы к экстремальному напряжению и перенапряжению чем лица, обладающие слабой и неуравновешенной нервной системой. «Слабые» типы более подвержены влиянию сверхсильных воздействий. У них часто наблюдается растерянность, иногда доходящая до шока, снижается общая надежность выполнения работы [13].
Важна и подвижность нервных процессов, быстрота и легкость смены возбуждения торможением. Люди с малой подвижностью нервных процессов чаще допускают ошибки переключения действий, что нередко чревато серьезными последствиями [59].
Эмоциональная устойчивость и работоспособность людей повышается, если они заранее изучили особенности предстоящей деятельности, орудия и средства труда, обстановку, в которой будет проходить деятельность, последствия неправильных действий [62].
Установлено, например, что не
знание обстановки во время принятия решения вызывает, как правило, значительно большее психическое напряжение, чем определенный сигнал об опасности [6, 14].
Существенное влияние на работоспособность человека в экстремальных условиях оказывает предварительная подготовка и тренированность, приобретаемая в результате практического опыта. К экстремальным условиям в некоторой мере можно привыкнуть. Это хорошо известно альпинистам, парашютистам, водителям автотранспорта и др. [44,64]. Велико также значение моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности, степени развития чувства ответственности. Для оценки этого качества в последнее время в психологии введено понятие надежности личности [83].
При профилактике и диагностике эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. НПУ показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами [78].
Основное требование к вниманию авиадиспетчера –его устойчивость. Это свойство непосредственно зависит от физиологического показателя как сила процесса возбуждения. При слабом возбудительном процессе снижение устойчивости внимания неизбежно — поэтому слабость нервной системы является прямым психофизиологическим противопоказанием к деятельности диспетчера [3].
Среди методик у психологов наиболее специфичны и валидными для оценки НПУ (НПН) считаются методики «Прогноз», «Прогноз 2», анкета НПН.
2.2. Психо-физиологическая составляющая профессиограммы пилота
Разнообразие выполняемых задач, операционная и эмоциональная напряженность деятельности, необходимость адаптации к воздействию неблагоприятных физических факторов, формирование новой, необычной, с точки зрения эволюции человека, функциональной системы пространственного ориентирования обуславливают чрезвычайную многосторонность и высокий уровень требований к психике штурмана [65]. Такая многосторонность делает профессионально значимыми весьма широкий круг психических качеств и свойств личности: профессиональную направленность, волевые качества, практически все стороны познавательных психических процессов, активность и наглядность процессов воображения и многое другое [84].
Многие из необходимых качеств развиваются и совершенствуются в процессе профессиональной деятельности. Большие возможности в этом плане имеют целенаправленные педагогические методы. В то же время для первоначального освоения профессии штурмана необходим определенный исходный уровень развития психических функций, во многом обусловленный генетически [27,65].
Согласно современным представлениям, успешное выполнение штурманской деятельности требует гармоничного сочетания личностных, интеллектуальных, психофизиологических, физиологических и физических профессионально важных качеств (ПВК) [66].
Личностные профессионально важные качества [32,66]:
- направленность на летную службу (основные мотивы стать штурманом, их выраженность, активность в их реализации);
- психическая устойчивость;
- черты характера: целеустремленность, воля, настойчивость, смелость, решительность;
- самообладание и выдержка;
- социальная нормативность (соответствие нравственных установок общепринятым нормам поведения и взаимоотношение с другими людьми).
- способность к правильной самооценке;
- нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, товарищество;
- социальные качества: коммуникабельность, общительность, тактичность, терпимость.
Интеллектуальные профессионально важные качества:
- пространственные способности (компонент интеллекта, связанный с отражением пространства в сознании, включает различные стороны восприятия, представления и мышления, обеспечивающие процессы порождения и манипулирования пространственными образами);
- вербально-логические способности (компонент интеллекта, связанный с отражением явлений в понятной форме и использованием логических закономерностей);
- счетно-математические способности (компонент интеллекта, связанный с отражением явлений в численной форме и использованием количественных закономерностей);
- память (компонент интеллекта, характеризующий особенности оперативной и долговременной памяти);
- внимание (характеристика объема, устойчивости, распределения, переключения);
- выносливость к напряженной и длительной умственной деятельности;
- развитость эвристического, системного и образного типов мышления;
- темп психических процессов (быстрота протекания психических процессов, обеспечивающая способность к работе в навязанном темпе и в условиях жесткого лимита времени).
Психофизиологические профессионально важные качества:
- высокая эмоциональная устойчивость:
- устойчивость в условиях развивающегося утомления;
- устойчивость в условиях дефицита времени и при малой загруженности информацией.
Физиологические профессионально важные качества:
- вестибулярная устойчивость:
- устойчивость к перегрузкам;
- устойчивость к гипоксии.
Физические профессионально важные качества:
- общее физическое развитие:
- физическая подготовленность к неблагоприятным факторам летной деятельности.
В одном из исследований для изучения психологических особенностей деятельности авиационного штурмана был проведен экспертный опрос специалистов: руководящий состав штурманской службы — 10; профессорско-преподавательский состав — 14;
штурманы-инструкторы — 20. Наиболее важные личностные и интеллектуальные качества (средняя оценка больше 4,5), полученные в результате проведенного экспертного опроса специалистов приведены ниже. Анализ полученных данных позволил авторам сделать следующие выводы [25].
- Успешность профессиональной деятельности штурмана в значительной степени зависит от развития интеллектуальных качеств — средняя оценка 4,73, среди которых важнейшими являются:
— память — средняя оценка 4,78
— внимание — средняя оценка 4,76
— мышление — средняя оценка 4,75
— восприятие — средняя оценка 4,75
- Успешному освоению штурманской профессии способствует развитие личностных качеств, средняя оценка 4,64, среди которых:
— отношение к себе — средняя оценка 4,70
— эмоционально-волевые — средняя оценка 4,68
— отношение к труду — средняя оценка 4,66
— нормативность — средняя оценка 4,63
— коммуникативные — средняя оценка 4,57
- При первоначальном профессиональном психологическом отборе и последующем контроле динамики развития интеллектуальных и личностных качеств целесообразно использовать адаптированные методики определения указанных выше ПВК.
- Психофизиологические качества не имеют существенного отличия от аналогичных качеств летчиков и определяются с использованием специального оборудования при прохождении врачебно-летной комиссии.
- Физические качества определяются в соответствии с действующими нормами по физической подготовке.
Проанализировав два направления трудовой деятельности, в рамках своей работы, в настоящее время все больше увеличивается число профессий связанных с экстремальными условиями труда, соответственно увеличивается и число работников, часто испытывающих стресс и нервное напряжение [36].
Одними из таких профессий, связанных с экстремальными условиями труда, являются пилот и авиационный диспетчер, оказывающиеся в экстремальных условиях, которые подразумевают наличие сильных психотравмирующих факторов.
