2.2 Анализ перспективного развития делового туризма в Москве
По прогнозам ВТО (Всемирной Туристской Организации), к 2023 году Россия может войти в первую десятку стран мира, выделенных по принципу наиболее популярных направлений мирового туризма, и Москва как столица способна сыграть роль крупнейшего центра туризма общероссийского масштаба.
Привлекательность Москвы как центра делового туризма характеризуется следующими факторами:
- Обладание развитой базой для делового туризма и проведения международных мероприятий, что дает ей возможность развивать наиболее перспективные виды делового туризма.
- Москва является крупнейшим культурным центром страны.
- Туристская индустрия в Москве является стабильным источником пополнения городского бюджета (до 7% в год) и генерирует создание новых рабочих мест и строительство новых туристско- гостиничных комплексов и, как следствие, способом повышения благосостояния и уровня жизни москвичей.
- Развитая спортивная инфраструктура города позволяет проводить крупнейшие всероссийские и международные спортивные соревнования.
- Географическое положение Москвы позволяет рассматривать город как отправную точку туристских маршрутов по историческим и культурным центрам Подмосковья и городам Золотого Кольца России.
Самая важная стратегическая задача Правительства Москвы — превращение столицы из крупнейшего индустриального центра России в мегаполис общеевропейского масштаба с высокоразвитой инфраструктурой туризма.
Для выполнения определяющих задач «Программы по формированию положительного имиджа Москвы» как международного туристского центра по развитию туризма, а также созданию условий для роста числа иностранных туристов, посещающих столицу, Правительство Москвы, используя свое постоянное членство во Всемирной туристической организации (UNWTO), регулярно участвует в проводимых форумах по наиболее актуальным вопросам развития туризма.
Глава 3. Разработка практического предложения по продвижению делового туризма в городе Москве
3.1 Программа и маршрут тура
Для того, чтобы продвижение и продажи программ деловых туров были выгодными и эффективными, необходимо выявить целевую аудиторию и направленность продаж. Определение таких характеристик помогает маркетологам и рекламодателям выстраивать грамотные стратегии в работе. Как правило, деловой туризм не имеет сезонности, его спрос является круглогодичным.
Маршрут делового тура будет разработан для иностранных туристов –
выходцев из Китая.
В феврале 2019 года руководитель Федерального агентства по туризму и заместителя главы организации наследия и туризма Китая подписали Программу совместных действий между Россией и Китая на период 2019-2022 гг.
Данное мероприятие проходило в городе Пекин. На IX Международной выставке туризма глава Ростуризма презентовал на стенде такие российские города как: Санкт-Петербург, Москва, республика Дагестан, Чечня, Краснодарский край и Татарстан. 19
Если рассматривать Китай с точки зрения посещения российскими туристами, то в настоящее время это безопасное светское государство с высоким культурным потенциалом, она привлекает туристов своей загадочностью. Ее перспективные виды туризма – познавательный и пляжно- оздоровительный туризм.
В свою очередь, Россия также привлекает туристов из Китая. В 2018 году за шестимесячный период Россию посетили 19 тысяч китайцев, это больше в 2 раза, чем в 2017 году.20 За весь 2018 год в Россию с целью туризма въехали 39 тысячи иранцев.21
«Эта тема была одной из центральных в ходе состоявшихся 21-22 ноября в Тегеране консультаций по консульским вопросам на уровне директоров профильных департаментов. Их результаты позволяют рассчитывать на подписание в ближайшее время межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках граждан двух стран»..
В ходе консультаций удалось провести постатейное согласование текста соответствующего проекта. МИД РФ планирует в течение ближайших двух- трех месяцев проработать документ с российскими ведомствами для выхода на распоряжение правительства по этому вопросу.
Стороны проработают вопрос использования для бизнесменов механизма так называемых прямых приглашений, предполагающего предоставление юридическим лицам, компаниям и предприятиям права самостоятельно приглашать зарубежных деловых партнеров.
Для разработки маршрута делового тура выявить целевую аудиторию граждан Китая не сложно:
- Представители туристской отрасли;
- Мужчины и женщины преимущественно в возрасте от 25 до 55 лет;
- Сфера образования – экономика, менеджмент, туризм, гостиничное дело;
- Место работы – турагентские и туроператорские компании,
гостиничные предприятия.
- Интересы – туристский бизнес, гостиничное дело, путешествия, организация отдыха, культура.
Планируемая программа делового тура для граждан Китая будет направлена на демонстрацию Московского региона – основные достопримечательности, гостиницы и предприятия питания, укрепление и развитие партнерских отношений в области туризма, а также привлечение иностранного туристского потока в Российскую Федерацию.
Тема разрабатываемого тура – знакомство с Москвой, как со столицей РФ. Тип тура – деловой.
Целевая аудитория – представители туристской отрасли Китая. Возрастная категория – 25-55 лет.
Даты проведения тура – круглогодично (по запросу). Маршрут тура – Москва-Санкт-Петербург.
Особое внимание стоит уделить тому, что стоимость тура исключает визовую поддержку и страхование, данными услугами клиенты смогут воспользоваться в своей стране.
Делегация иностранных туристов будет включать 15 человек.
Стоимость тура нетто на 1 человека при двухместном размещении составляет 53 600 руб. + норма дохода 30% = 69 680 руб.
В первый день делегация из Китая по программе посетит обзорную экскурсию по Москве, которая будет включать такие главные и значимые места города как: Кремль и Красная площадь и окрестности, смотровая площадка «Москва-сити».
Бизнес-завтрак в ресторане «Дубрава» будет организован с целью знакомства партнеров друг с другом, презентации Москвы, а также ознакомлением гостей с некоторыми блюдами традиционной русской кухни, т.к. данный ресторан специализируется на русской региональной кухне.
Проживание делегации из Китая предусмотрено в «Azimut Hotel Olympic Moscow» по нескольким главным причинам:
- Это сетевая гостиница бизнес-класса.
- Располагается в центре города, вблизи от аэропорта «Шереметьево», имеет доступ ко многим достопримечательностям.
Программа тура включает питание в ресторане иранской кухни «Фарси» и «Чайхона №1» для того, чтобы гости из Китая могли оценить качество блюд восточной кухни и почувствовать многонациональный колорит России.
Продвижение туристского продукта на рынке услуг – это комплекс мероприятий, направленный на его реализацию, включающий рекламу, выставки, семинары и т.д.
В комплексе мероприятий по продвижению продукта главное и ключевое место занимает реклама, которая формирует имидж турпродукта и доказывает потенциальному клиенту привлекательность направления.
Успешное продвижение и продажа туристского направления зависит некоторых факторов, которые формируют имидж страны:
- Политическая обстановка в стране и налаженные партнерские отношения с другими государствами. От этого будет зависеть безопасность и интерес потенциальных туристов.
- Состояние туристского потенциала. Это поможет определить преимущественный вид туризма и целевую аудиторию туристов на ту или иную дестинацию.
- Состояние туристской инфраструктуры. Поможет определить уровень и целевую аудиторию туристов, а также выявить существующие проблемы, над которыми в дальнейшем будут поставлены цели по работе.
Для продвижения разработанного маршрута делового тура для иностранных граждан, которые связаны с туристской отраслью можно выдвинуть следующие предложения:
- Разработать рекламную кампанию-презентацию России, в том числе города Москвы как центра делового и культурно-познавательного туризма, которая четко может донести суть и информацию.
- Создать организацию, которая могла бы представлять интересы делового туризма в России в зарубежных странах.
- Наладить взаимные партнерские отношения с гостиничными предприятиями и иностранными коллегами на взаимовыгодных условиях.
- Осуществлять помощь в оформлении виз иностранным гражданам.
- Проводить анкетирование и мониторинг предоставляемых услуг для выявления и устранения недочетов.
- Принимать участие в выставках, семинарах и конференциях с
презентацией продукта и маршрутов за рубежом.
- Электронная рассылка.
Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом. Термин «продукт» отражает качество или суть конкретных абстрактных вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана или услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем).
В основе любого туристского продукта заложена необходимость удовлетворения какой-либо потребности. Поэтому сердцевину продукта, его сущностную сторону представляет так называемый замысел, т. е. его направленность на решение определенной проблемы, удовлетворение конкретной нужды. Турист он приобретает не продукт, как таковой, имеющий определенный набор свойств, а его способность удовлетворить некоторую свою потребность.
Для туристского предприятия огромное значение имеет представление и распространение не свойств своего продукта, а реальной пользы и выгоды. Если замысел туристского продукта выступает как его содержательная сторона, то по форме туристский продукт в реальном исполнении представляет собой именно определенный набор свойств, позволяющих реализовать этот замысел, т. е. удовлетворить некую потребность клиента.
На втором уровне туристского продукта рассматриваются его свойства и характеристики: уровень качества, комфорт, престиж, экономичность, безопасность.
Третий уровень – это туристский продукт с подкреплением.
Деятельность туристского предприятия должна быть направлена на формирование дружеских отношений с клиентом, оказания ему всесторонней помощи, дополнительных и символических выгод. Это может быть достигнуто путем высокого уровня качества и скорости обслуживания, консультациями и информацией, неформальным общением и т. д.
Подкрепление туристского продукта в значительной степени способствует поиску и закреплению клиентов.
Качество обслуживания определяется:
- оперативностью работы по подбору и организации туров по запросам клиентов;
- вежливостью и стрессоустойчивостью обслуживания, которое выражается в радушии сотрудников туристской фирмы, их внимании к запросам каждого клиента,
- соответствием предлагаемого тура реальному содержанию;
- наличием согласования всех составных частей комплексного обслуживания.
Несмотря на то, что информационные услуги предоставляются
бесплатно, именно благодаря им туристские фирмы в значительной степени
обеспечивают реализацию своего туристского продукта.
Для информирования потребителей обычно используются каталоги, проспекты, брошюры, информационные листы, в которых содержатся подробные сведения о содержании и качестве пакета услуг, ценах и т.д. эти материалы должны быть предоставлены каждому клиенту, заявившему о своем желании приобрести тот или иной тур. Кроме того, потребитель должен получить дополнительную информацию и консультации о порядке бронирования, оплаты, изменения и аннуляции тура, а также о всех других вопросах (паспортно-визовом, таможенном и валютном регулировании, природно-климатических достопримечательностях, медицинской помощи, страховании и т.д.), связанных с туристской поездкой.
Наличие информационного материала, его знание персоналом туристского предприятия и свободное представление по запросу туриста является безусловным требованием создания туристского продукта и его успешной реализации на рынке.
Идея подкрепления туристского продукта заставляет пристально взглянуть на систему поведения клиента, к тому, как он комплексно подходит к проблеме, которую пытается решить благодаря приобретению туристского продукта. С точки зрения конкуренции, такой подход позволяет туристскому предприятию выявить возможности подкрепить свое товарное предложение наиболее эффективным способом.
Для формирования положительных тенденций в области развития и продвижения делового туризма города и придания ему устойчивого характера необходимо осуществить переход от фрагментарного к комплексному решению проблем его развития и продвижения путем разработки и реализации соответствующей стратегии, направленной на создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды, обеспечивающей эффективное управление данным процессом.
Реалии сегодняшней экономической действительности, выразившиеся в резком возрастании экономического фактора при осуществлении делового туризма регионе, определяют важнейшее и обязательное условие его осуществления на региональном уровне — научное обоснование развития и продвижения индустрии делового туризма города Москвы как культурно- исторического центра мирового значения.
Интерес к развитию делового туризма возрастает на всей территории России. Это легко объяснимо тем, что деловой турист тратит средств больше, чем обычный турист. Однако сложность и специфика организации таких туров (особенно групповых) позволяют проводить их далеко не везде.
Деловой туризм — один из наиболее значительных рычагов экономики города Москвы. Это развитие международных контактов, укрепление авторитета мегаполиса за рубежом и полная интеграция этого аспекта и нашего города в мировое пространство. Привлечение к проведению международных мероприятий необходимо для поддержки и городской экономики, и культуры, и образования, и медицины.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Инфраструктура и туристский потенциал города Москвы доказывают конкурентоспособность региона по сравнению с другими городами России для организации делового туризма. Это имеет большое значение для привлечения иностранных туристов в Россию.
Территория Москвы и Московской области удобно расположена по отношению к другим городам и странам, добраться в Москву из практически любой точки мира не сложно.
В работе был проведен анализ, в ходе которого было выявлено, что в Москве активно развит туристский потенциал, на ее территории расположено большое количество историко-архитектурных сооружений, музеев, театров и других объектов искусства, Москва славится большим количеством различных тематических площадок: стадионы, спортивные комплексы, выставочные центры, парки, клубы. Это говорит о том, что в свободное от деловых мероприятий время, турист сможет найти себе занятие по душе и провести время с пользой, соответственно оставив в памяти хорошие воспоминания о пребывании в Москве.
Для привлечения большего числа иностранных туристов в Россию с целью делового туризма, необходимо:
А) продолжать расширение и развитие транспортных узлов;
Б) развивать строительство гостиниц в регионах и проводить реконструкцию помещений при необходимости и в сроки;
В) поддерживать сервис на должном уровне, и соответственно повышать квалификацию сотрудников индустрии туризма и гостеприимства посредством обучения их в рамках инсентив-туров, участия в тематических семинарах, рекламных турах, воркшопах и бизнес-завтраках.
Г) заключать договора и сотрудничать с иностранными партнерами на более выгодных взаимных условиях.
Для эффективного развития делового туризма, туроператорам и
турагентствам необходимо выявить наиболее перспективные направления в деловом туризме для их дальнейшего развития. Также брать во внимания менее прибыльные направления и стремиться к организации их развития, выявить потенциал, а также сегментировать потребительский рынок и определить возможности того или иного сегмента. Далее необходимо формировать новые турпакеты и маршруты, которые будут экономически привлекательны для бизнес-туристов и организаторов бизнес-мероприятий. Качество таких туров должно отвечать поставленным требованиям.
Предлагаемые турпакеты должны быть привлекательны и для туристов, и для агентств в ценовом диапазоне.
Данная работа имеет практическую значимость в области развития въездного туризма, внутреннего туризма и международных отношений. Результаты исследования могут быть использованы туристскими компаниями с целью продвижения деловых туров на территории Российской Федерации.
Список использованных источников
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года № 132 (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 (с изменениями и дополнениями).
- Рудская Е. Н., Скабарова А. А. Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Молодой ученый. — — №8. — С. 639-646.
- Кусков А.С., Голубева В.Л. Туроперейтинг: учебник/ «Март»,2014. –446с.
- Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В. География туризма: учебник. – М.: Федеральное агентство по туризму, – 336 с.
- Осипова О.Я.Транспортное обслуживание туристов:учебное пособие, 5- е издание – М.: Academia, – (Высшее профессиональное образование) .
- Александрова А.Ю. Статистика туризма : учебник / коллектив авторов ;. –М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 464 с.
- Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта : учебное пособие. – М.: Федеральное агентство по туризму, – 304 с.
- Руденко Л.Л., Овчаренко Н.П., Барашок И.В. Организация гостиничного дела: учебное пособие для бакалавров. – М.: Дашков и К, — 208 с.
- Лобанова Т.Е. Путеводитель по Москве на английском языке: путеводитель. – М.: Яркий город, 2011. – 352 с.
