Страницы 1 2
2.2 Работа по экологическому воспитанию старших дошкольников посредством организации трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Следующим этапом нашей работы стало проведение формирующего эксперимента, целью которого было совершенствование процесса экологического воспитания детей старшего дошкольного посредством организации трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами был составлен перспективный план по обогащению экологических представлений дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения, и поведения в природе.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу о том, что если в процессе трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы будем учитывать следующие условия:
— систематическая организация труда детей в уголке природы с учетом возрастных особенностей детей;
— разработка картотеки трудовых поручений «Труд в природе» для конкретной группы детей;
— просвещение родителей по организации трудовой деятельности детей в домашних условиях,
то это будет способствовать экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
К работе были подключены родители и администрация детского сада. Для организации нетрадиционных форм экологической направленности мы с помощью детей и родителей пополнили развивающую среду атрибутами для организации самостоятельной исследовательской деятельности детей в природе, поисково-практической деятельности (лупы, микроскоп, сачки, компас и т.д.), наглядным материалом. Все вышеперечисленное оборудование и атрибуты были размещены нами с учетом обеспечения свободного доступа детей.
С целью реализации первого условия экологического воспитания детей дошкольного возраста нами была организована систематическая организация труда детей в уголке природы с учетом возрастных особенностей детей – старших дошкольников.
Прежде всего мы совместно с воспитателем группы составили план работы с детьми старшей группы в уголке природы по месяцам в соответствии с временами года.
Осень.
Сентябрь.
1. Подготовка комнатных растений к зимним условиям. Учить детей отгадывать комнатные растения по описанию.
2. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, чтобы они выросли к новогодним праздникам.
3. Сортировка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов.
4. Составление коллекций.
5. Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры)
6. Заготовка и сушка листьев растений для аппликации, зимних букетов, гербариев.
Октябрь.
1. Уточнить представления о 4-5 видах растений, об условиях жизни, сформировать понятия «влаголюбивые» и «засухоустойчивые».
2. Сбор семян астр. Окапывание деревьев и кустарников.
Ноябрь
1. Индивидуальная работа с детьми, дежурящими в «уголке природы».
2. Проведение опыта: «Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле». Упражнять детей в нахождении растений по названию.
3. Посещение подготовительной группы: наблюдение за работой детей в уголке природы.
4. Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
На протяжении всего сезона.
1. Совместная деятельность: «Как заполнять календарь природы»
2. Внесение рисунков детей на темы наблюдений на прогулке.
3. Ежедневная работа с календарём погоды – выставление картинок, отображающих явления в неживой природе: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег.
Зима.
Декабрь.
1. Посадка лука, посадка лука в стеклянные банки для проведения опыта – показать, как в зависимости от созданных условий произрастает лук (1 – тепло, вода и свет; 2 – тепло, вода, темнота; 3 – холод, вода, свет). Фиксировать наблюдения в календаре.
Январь.
1. Наблюдение «Выращивание лука». Посадка петрушки, укропа, овса в ящиках.
2. Закреплять название и правила ухода за комнатными растениями.
3. Закреплять понятие об условиях, необходимых для роста растений.
Февраль.
1. Посадка корнеплодов: свеклы, петрушки, моркови, картофеля.
2. Полив посадок.
3. Поставить в воду веточки деревьев, формировать представление о том, что для жизни и роста растения нужны свет, вода, тепло, питательные вещества.
Весна.
Март.
1. Обращение внимания детей на оживление комнатных растений. Проведение с детьми посадки и черенкования комнатных растений. Произведение осмотра и подкормки комнатных растений.
2. Наблюдение: «Выращивание лука». Отражения наблюдения в рисунках.
3. Посев гороха, томата, огурцов.
4. Посев семян душистого перца, бархатцев, фасоли.
5. Рисование явлений природы в марте.
6. Дети находят нужные картинки, изображающие весенние изменения в природе.
Апрель.
1. Осуществление пересадки, перевалки комнатных растений. Совместная деятельность педагога с детьми «рассматривание живородящих комнатных растений» (хлорофитум) – учить узнавать по характерным признакам (листья, стебли). Дать знания об укоренения деток, показать приёмы посадки.
2. Посев семян моркови, укропа, петрушки. Посев овса и длительные наблюдения за его ростом.
3. Опыт: «Нужен ли растениям свет» (овёс). Фиксация опыта в дневнике наблюдений в виде карточек – схем.
4. Опыт: «Необходимость удобрений для роста растений», ведение дневника наблюдений.
Май.
1. Обобщённая беседа об уходе за комнатными растениями.
2. Изготовление книги о весенних изменениях в природе и по творчеству В. Биянки.
3. Рисование явлений природы.
Также нами была проведена организованная деятельность детей по организации труда в уголке природы в старшей группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений).
Программное содержание: Подвести детей к понятию коллективного труда, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам. Дать понятие о новом способе выращивания растений – черенковании. Учить детей приемам правильной посадки черенка, воспитывать желание самим вырастить растение из черенка.
Конспект НОД представлен в приложении к данной работе (Приложение 5).
Далее представим анализ проведенного занятия.
Цели, определенные на данное занятие, были реализованы полностью. Структура занятия сохранена – проведен анализ остаточных знаний по предыдущим темам (вспомнили приемы и порядок ухода за растениями, необходимость ухода за растениями), при повторении была опора на практический опыт детей – дети показывали приемы правильного рыхления земли на примере комнатного растения. Большое внимание уделялось аналитической работе детей – постоянно нацеливали детей на сравнение, анализ, сопоставление и поиск причинно-следственных связей. Это способствует формированию мыслительных процессов и развивает у дошкольников интеллектуальные умения и навыки.
Предусмотренная на данном занятии практическая работа, в ходе которой дети демонстрировали навыки ухода за растениями, была проведена под нашим конкретным и понятным инструктажем. Причем за каждым ребенком мы внимательно наблюдали и при необходимости оказывали дозированную помощь.
Итог, подведенный в конце занятия, позволил определить, насколько дети поняли новый материал, получить обратную связь. Положительным моментом стала ориентация полученных знаний, умений и навыков на конкретную практику ухода за растениями в группе – так новый материал приобрел для дошкольников личностное значение.
Также в старшей группе нами была проведена НОД на тему «Дежурство в уголке природы».
Программное содержание: закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы; уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы; систематизировать знания детей о комнатных растениях, продолжать прививать необходимые навыки по уходу за ними; воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.
Конспект НОД представлен в приложении к данной работе (Приложение 6).
С целью реализации второго условия гипотезы нашего исследования, мы самостоятельно разработали картотеку трудовых поручений «Труд в природе» для детей старшей группы.
Приведем примеры:
Карточка-1 «Полив комнатных растений».
Цель: Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-2 «Мытьё комнатных растений».
Цель: Дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
Полностью разработанная нами картотека представлена в приложении к исследованию (Приложение 7).
С целью реализации третьего условия нашей гипотезы, нами было организовано просвещение родителей по организации трудовой деятельности детей в домашних условиях.
Нами была разработана и проведена консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка в семье». В ходе проведения консультации мы раздали родителям разработанные нами советы-рекомендации по правильной организации труда ребенка в домашних условиях.
Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.
Задачи:
— Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.
— Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
Конспект консультации и советы родителям отражены в приложении к исследованию (Приложение 8).
В семье труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как и в другом, сочетаются умственные и волевые усилия. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают, что влага — источник питания, дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений, существующие в жизни природы.
С помощью родителей или других взрослых ребенок может кормить рыб, птиц, черепашку, поливать комнатные растения, протирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
На приусадебном участке дети вместе со взрослыми выращивают овощи. При этом у детей воспитывается настойчивость, и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели.
В процессе проводимой работы с родителями мы стали замечать повышение их заинтересованности проблемой экологического образования детей, повышение активности в решении проблем, возникающих в группе, преодолению прагматического отношения к природе.
Таким образом, результат исследовательской работы показал следующее: проделанная нами работа имеет несомненную педагогическую ценность. Дети с большим интересом стали относиться к экологическим проблемам, чаще стали использовать экологическую тематику в самостоятельных играх. Мы заметили, что знания детей приобрели более обобщенный, системный характер. Дети уверенно отвечали на поставленные вопросы, рассматривали объекты целостно; обобщали, классифицировали. Они сопереживают, проявляют доброту, чуткость к природе, бережное отношение к окружающему.
Таким образом, произошли положительные изменения в сформированности экологических представлений, отношения и поведения у детей. Следующим этапом было проведение контрольного исследования.
2.3. Результаты уровня сформированности экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности использования трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика уровня сформированности экологических представлений, отношения и поведения проводилась по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. Вопросы были изменены, но оставались аналогичными тем, что использовались на этапе констатирующего эксперимента. Завершение диагностических процедур контрольного этапа и анализ полученных результатов позволил представить их в таблице 7.
Таблица 7
Уровень сформированности экологических представлений, отношений и поведения у детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента
| № п/п | Имя ребенка | Представления | Поведение | Отношение | Средний показатель |
| 1 | Таня В. | С | С | С | С |
| 2 | Женя К. | В | В | С | В |
| 3 | Света К. | С | С | С | С |
| 4 | Оля Г. | С | С | В | С |
| 5 | Алеша Д. | С | С | С | С |
| 6 | Марат М. | В | В | В | В |
| 7 | Саша Л. | С | С | С | С |
| 8 | Маша С. | В | В | В | В |
| 9 | Галя Ф. | В | В | В | В |
| 10 | Артур З. | С | С | С | С |
| Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень | 40 % 60 % 0 % | 40 % 60 % 0 % | 40 % 60 % 0 % | 40% 60% 0% | |
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования представлен нами в таблице 8.
Таблица 8
Результаты диагностики уровня развития экологической образованности старших дошкольников (этапы констатирующего и контрольного экспериментов)
| Уровни | Экологические представления | Экологическое поведение | Экологическое отношение | |||
| Констати- рующий экспери- мент | Контро- льный экспери- мент | Констати- рующий экспери- мент | Контро- льный экспери- мент | Констати- рующий экспери- мент | Контро- льный экспери- мент | |
| Высокий | 10% | 40% | 10% | 40% | 10% | 40% |
| Средний | 50% | 60% | 50% | 60% | 40% | 60% |
| Низкий | 40% | 0% | 40% | 0% | 50% | 0% |
Сравнительный анализ результатов диагностики до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса мероприятий. Высокий и средний уровень развития экологической образованности увеличился, низкий уровень уменьшился. Полученные результаты занесены в таблицу 9 и рисунок 5.
Таблица 9
Общий уровень развития экологических представлений, поведения и отношения (этапы констатирующего и контрольного эксперимента)
| Уровень | Этапы | |
| Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
| Высокий | 10% | 40% |
| Средний | 47% | 60% |
| Низкий | 43% | 0% |

Рисунок 5 Сравнительный анализ общего уровня сформированности экологических представлений, отношений и поведения констатирующего и контрольного экспериментов
Анализ результатов диагностики экологического образования старших дошкольников в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности экологических знаний, экологически правильного отношения и поведения в мире природы повысился.
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников.
3. Данные показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы, во-первых, стали менее «разбросаны», во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что организм и среда — неразрывное целое, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Таким образом, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы показал, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической образованности старших дошкольников посредством организации трудовой деятельности достаточно эффективен.
Анализ психолого-педагогической литературы убедил нас в необходимости формирования экологических представлений, отношения и поведения у детей дошкольного возраста посредством организации трудовой деятельности. Экспериментальная работа осуществлялась нами с детьми старшей группы. На первом этапе были подобраны методики диагностики сформированности экологических представлений, отношения и поведения у детей. Диагностика показала, что низкий уровень сформированности экологических представлений, отношения и поведения выявлен у 43% детей.
По результатам нами был построен перспективный план формирующего эксперимента. Целью формирующего эксперимента было совершенствование процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста при посредстве организации трудовой деятельности. В процессе формирующего эксперимента, нами была пополнена и расширена эколого–развивающая среда, активно включены трудовые формы работы. Особое внимание было уделено привлечению семей с целью пропаганды необходимости формирования экологических представлений.
Детей необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковиц растений, сгребать листья; принимать посильное участие в заготовке овощей и фруктов на зиму дома. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм.
Весной, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в цветнике.
Родителям важно формировать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению родителей, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы.
Задача педагога — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Мы не остановимся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.
Таким образом, реализация условий экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности способствует формированию положительного отношения к природе, способность воспринимать её красоту, беречь и охранять.
В результате проделанной нами работы значительно улучшились показатели уровня сформированности экологических представлений, отношения и поведения детей. Об этом говорят результаты исследования. На этапе контрольного эксперимента дети показали 40% высокого и 60% среднего уровня экологических представлений, отношения и поведения. Низкий уровень не выявлен ни у кого из детей.
Таким образом, после проделанной работы можно говорить о том, что произошло улучшение показателей сформированности экологической образованности детей. Положения, выдвинутые нами в гипотезе, подтверждены, цель нашего исследования достигнута.
Заключение
Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства.
Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. Оно является одним из способов развития наблюдательности, умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.
Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений и животных. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным.
Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.
Труд детей дошкольного возраста может и должен быть только средством воспитания. В этом его главное отличие и особенность.
Реализация данных методических приемов выступила основой нашей практической работы на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Горбуновский детский сад «Радуга» (10 детей старшей группы). Работа была реализована благодаря занятиям, трудовой деятельности детей в уголке природы, а также благодаря работе с родителями. Разработаны самостоятельно конспекты, картотека трудовых поручений, консультация и рекомендации родителям по трудовому воспитанию детей в семье.
Таким образом, целостность проводимой работы, отраженная в этапах её реализации, позволило достичь результатов, соответствующих целям и задачам.
Исследуемая проблема требует дальнейшего изучения, так как экологическое образование (воспитание) детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности – это сложный процесс, успех которого во многом зависит от тесной взаимной деятельности семьи и детского сада, во время начала становления и развития экологической культуры ребенка.
Список использованной литературы
- Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 1. — С.10-12.
- Бобер В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста / В.С. Бобер // Студенческая наука XXI века. – 2019. – № 3. – С. 40-41.
- Богомолова М.И. Педагогические истоки трудового воспитания детей / М.И. Богомолова // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 8. – С. 6-13.
- Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии / И.В. Бодраченко // Ребенок в детском саду. – 2018. — № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ВГУ, 2020. – 176 с.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. — СПб.: Детство-пресс, 2018. – 210 с.
- Гончарова Е.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ / Е.В. Гончарова, Л.В. Моисеева. — Екатеринбург, 2020. — 98 с.
- Дереполенко М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1.-С. 76-80.
- Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 480 с.
- Жиналиева С.Б. Что такое трудовое воспитание в детском саду? / С.Б. Жиналиева // Наука и образование сегодня. – 2017. – № 1 (12). – С. 78-79.
- Канюка Г.И., Кравцова М.В. Проблема экологического образования дошкольников в дошкольной образовательной организации: ст. сб. «Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. – Кемерово, 2017. – С. 186-189.
- Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни: методические разработки / М.А. Кондрашова. – Оренбург: О-Пресс, 2019.
- Лаврентьева Н.Г. Подходы и принципы экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада // Фундаментальные исследования. 2019. №11. С. 616-620.
- Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Ч.1. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. — М.: Просвещение. – 454 с.
- Мазанюк Е.Ф. Проблема определения и соотношения понятий терминологического аппарата экологического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-2. С. 136 —
- Мамедов H.M. Суравегина И.Т. Экология, что должен знать и уметь школьник. — М.: Школа Пресс — 64 с.
- Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова. – СПб: Питер, 2018. – 144 с.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.Д. Маханева. — М.: Инфра-М, 2018. – 182 с.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников / С.Н. Николаева. — М.: Просвещение, 2020. – 142 с.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших пед. учеб.заведений / С.Н. Николаева. — М.: Академия, 2018. — 33
- Рубанова Е.В. Проблемы современного экологического образования // Известия Томского политехнического университета. 2019. Т. 315. № 6. С. 75-81.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2021. – 432 с.
- Сайгушева Л.И. Разработка проблемы трудового воспитания детей в советской дошкольной педагогике / Л.И. Сайгушева // Историко-пед. журнал. – 2019. – № 4. – С. 121-133.
- Саморукова П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ / П.Г. Саморукова. — М.: Просвещение – 98 с.
- Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2020 – 312 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 22.03.2022)
- Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных с экологическим образованием, экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания // Астраханский вестник экологического образования. 2019. №4. С. 122-129.
- Шабанов Ю.С. Развитие экологического сознания детей / Ю.С. Шабанов // Успехи современного естествознания. – 2020. – № 10. – С.46-48.
- Шаталова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой / Л.Н. Шаталова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 101-103 [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1010/ (дата обращения 22.04.2022)
- Ясенева Н.А. Воспитывая трудолюбие / Н.А. Ясенева, А.С. Кательникова, Н.А. Андросова // Науч. исслед.: от теории к практике. – 2019. – Т. 1, № 4 (5). – С. 219-220.
Страницы 1 2
