Скоро вступительные экзамены?
Меню Услуги

Особенности организации трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2

Введение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Воспитание любви к природе и бережное отношение к ней, развитие у детей умения ценить и любить природу — чрезвычайно актуальная проблема в современном дошкольном образовании. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

Знакомить ребёнка с природой необходимо с раннего детства. На основе приобретенных знаний ребёнком в дошкольном возрасте формируются реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, развивается эстетический вкус, бережное отношение ко всему живому, что способствует воспитанию любви к родному краю у детей. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать.  Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» [33]. Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в современной дошкольной организации.

Экологическое воспитание детей в современном детском саду осуществляется различными методами: наблюдение, беседа, экскурсии, опыты и др. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. 

Одним из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста является труд в природе. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

Теоретический анализ проблемы экологического воспитания детей в дошкольном возрасте нашел отражение в трудах A.B. Дрязгуновой, Е.И. Золотовой, М.А. Кондрашовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др.

Несмотря на большое количество литературы, посвященной обозначенной проблеме, в реальной практике наблюдаются противоречие, заключающее в недостаточном методическом обеспечении организации трудовой деятельности в ДОУ как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из противоречия, мы определили проблему нашего исследования, которая заключается в определении условий организации трудовой деятельности в ДОУ как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста

В качестве объекта исследования выступает процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. 

Предметом исследования является особенности организации трудовой деятельности в ДОУ как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста

Цель исследования: выявить и практически обосновать условия организации трудовой деятельности в ДОУ как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста

Гипотеза исследования:

Если в процессе трудовой деятельности в ДОУ мы будем учитывать следующие условия:

— систематическая организация труда детей в уголке природы с учетом возрастных особенностей детей;

— разработка картотеки трудовых поручений «Труд в природе» для конкретной группы детей;

— просвещение родителей по организации трудовой деятельности детей в домашних условиях,

то это будет способствовать экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Цель исследования реализуется в следующих задачах:

— раскрыть сущность и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста;

   — рассмотреть методические основы организации трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

— провести диагностику уровня экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента;

— организовать работу по экологическому воспитанию старших дошкольников посредством организации трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

— проанализировать результаты уровня сформированности экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента.

В ходе работы нами были использованы следующие методы исследования: 

— теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

— эмпирические: изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика, беседа, изучение документации педагогов.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Горбуновский детский сад «Радуга».

Исследование проходило в три этапа: 

— первый этап – изучение научной литературы по теме, методике проведения исследований; уточнение объекта, предмета, цели исследования, его гипотезы; выявление совокупности теоретических идей;

 — второй этап – планирование и проведение практической части исследования; 

— третий этап – обобщение полученных данных; оформление текста дипломной работы, подготовка к защите.

Работа из введения, двух глав, заключения, использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Сущность и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста

Целью данного параграфа является раскрытие сущности и содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Вначале необходимо обратиться к основному документу дошкольного образования — Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) [26]. Экологическое образование дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое образование детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

В настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 90-е годы. Появился ряд специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство»), в базисную программу развития ребенка «Истоки», публиковались методические разработки, как специалистов, так и самих педагогов.  Данной проблеме посвящались конференции, совещания разного уровня, секции по экологическому образованию дошкольников включались в план работы многих международных и региональных совещаний по экологическому образованию населения, педагоги получили возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах. Отдельные требования к экологическому образованию дошкольников в качестве временного стандарта были сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей») [5, с. 10]. Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования. 

Основными понятиями рассматриваемого вопроса являются: экологическое образование, экологическое воспитание и экологическая культура. Дадим их определения, опираясь на труды ученых.

Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 году в городе Карсон-Сити (США, Невада), где была принята следующая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценностей окружающей среды и умножение основных положений необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания врожденной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. 

Экологическое образование — это получение знаний об экологических закономерностях, позволяющих сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности человека [22, с. 32]. Конечная цель экологического образования, согласно Н.А. Рыжовой, «это создание общества устойчивого развивающегося и гармонично сосуществующего с природой» [22, c. 21].

С.Н. Николаева дает следующее определение экологическому образованию: «это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности» [19, c.15].

Е.В. Рубанова считает, «что экологическое образование может рассматриваться как специфическая социокультурная деятельность, социальный институт и специфические отношения. В аспекте школьного образования — это процесс взаимодействия учителя с учеником, в результате которого осуществляется передача, закрепление и апробация знаний, направленных на решение самых общих экологических проблем.  [21, с. 78].

Л.Ю. Чуйкова указывает, «что экологическое образование — это процесс и результат усвоения систематизированных экологических знаний, умений и навыков, как один из аспектов общего образования, который является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду в соответствии с экологическими законами» [27, с. 122]. 

Суммируя вышеизложенные определения, можно сделать вывод, что, согласно исследованиям ученых, экологическое образование является совокупностью экологических знаний, экологического мышления, экологического мировоззрения, экологической этики и экологической культуры.

Перейдем к следующему понятию – экологическое воспитание.

Н.А. Рыжова пишет, «что экологическое воспитание — это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура» [22, c.10].

С.Н. Николаева считает, что «экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основные идеи и понятия экологии» [20, с. 33]. 

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

  1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
  3. Осознание собственного «Я» как части природы, развитие «Я – концепции» у каждого ребенка.
  4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды» [13, с. 10].

Перейдем к последнему рассматриваемому понятию – экологическая культура.

Н.А. Рыжова считает, «что экологическая культура — это совокупность определенных качественных уровней общественных материально-технических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы» [22, c.19].

Л.Ю. Чуйкова указывает, «что экологическая культура индивидуального порядка представляет собой комбинацию определенных экологических знаний, представлений о эко культурных традициях в месте проживания, а также личностных качеств, сформированных в результате экологического воспитания, которые основаны на степени значимости экологических ценностей в системе ценностных приоритетов, проявляются в усвоении принятых в обществе правил и норм поведения по отношению к природе и к окружающей среде.» [27, с. 23].

Таким образом, рассмотрев основные понятия, мы можем сделать вывод о том, что рассмотренные термины имеют между собой взаимосвязь: наиболее широким понятием выступает «экологическое образование», которое включает в себя «экологическое воспитание». Результатом экологического воспитания выступает «экологическая культура».

По мнению Г.И. Канюка и М.В. Кравцовой, «дошкольное детство является фундаментальным этапом формирования основ экологической культуры, именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоциональная, особая восприимчивость и телесная связь между ним и взрослым, и делает этот период основополагающим» [11, с. 186]. 

Н.Г. Лаврентьева указывает, «что в соответствии с принципом единства познания, переживания и действия для достижения желаемого результата важно, чтобы посредством педагогического участия природа стала одухотворенным ресурсом личностного развития ребенка (интеллектуального. эмоционального, волевого, мотивационного, деятельностно-практического)» [13, с. 12].

ФГОС ДО предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [26].

Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой. 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом. 

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности [26]. 

Опираясь на исследования ученых, экологически направленную деятельность дошкольников можно определить, как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах: 

а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе;

б) эмоционально-мотивационной сфере в развитии комплекса эстетическо-этических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне; 

в) практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой [17, c.71-72]. 

 Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
  2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. 

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе — гуманное, познавательное, эстетическое — теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей [20, c. 219].

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой. Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность [18, c. 46].

В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарными понятиями: «растения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «сезон как время года», «природа» и др. Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, являются основой для последующего экологического образования в школе. Важный принцип, лежащий в основе отбора содержания экологического образования, — это принцип доступности. Согласно данному принципу, в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений, животных. Поэтому рекомендуется знакомить детей с объектами природы, часто встречающимися в их ближайшем окружении, а при наблюдении за этими объектами показывать небольшое количество признаков.
  Дети средней группы могут освоить конкретные представления об объектах, поэтому программа содержит более расчлененные знания об объекте, с множеством признаков; более точные сведения об образе жизни животных и растений, уходе за ними. Пятилетние дети осваивают и разнообразные по содержанию связи: морфофункциональные, временные, причинно-следственные [13, c. 31].

Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные (общие) связи, и не только единичные, но и целые цепочки, разные по содержанию (причинно-следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это позволяет включить в программу сведения об экосистемах, об их структуре, взаимосвязях растений, животных, человека в них. Принцип доступности, реализуемый в современных программах экологического воспитания детей дошкольного возраста, прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды; умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи; умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия; умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду [13, c. 32].

Еще один принцип, реализуемый в современном экологическом образовании, — это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности.
  Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий. Большое значение экологические знания имеют и для развития познавательной деятельности детей.

Освоение системы экологических знаний требует постепенного усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при освоении программы экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания [18, c. 115]. 

Итак, проведя теоретическое исследование рассматриваемой проблемы, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы рассмотрели понятие и сущность экологического воспитания дошкольников. Можно сделать вывод, что взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка.

1.2. Методические основы организации трудовой деятельности в ДОУ

Целью данного параграфа является рассмотрение методических основ трудовой деятельности дошкольников.

Трудовая деятельность — это деятельность, направленная на развитие у детей обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии [10, c. 78].

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия [30, c. 823].

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость трудовой деятельности для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовая деятельность ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности. Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками [14, c. 224].

В процессе трудовой деятельности дошкольники практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Трудовая деятельность становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи. Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды они выполняют на воздухе [10, c. 78].

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать [10, c. 78].

Проблемой развития трудовой деятельности в детском возрасте, ведущей к развитию других качеств личности, занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук.

Еще Я.А. Коменским были освещены ряд вопросов о детской самостоятельности. К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Л. И Божович, А.Л. Венгер, а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей.

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.

А.С. Макаренко делал акцент на то, что для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий [14]. А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда, поэтому при организации какой-либо деятельности первостепенные задачи — это четкое планирование деятельности, организация рабочих мест, формирование коллектива и четкое распределение обязанностей в соответствии с интересами детей. Также важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе ДОУ:

— разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева);

— выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре);

— изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова);

— рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.) [3, c. 12].

Формы трудовой деятельности дошкольника разнообразные: самообслуживание, выполнение обязанностей дежурного, поручений взрослых, уход за комнатными растениями и животными, работа на участке детского сада, изготовление изделий из бумаги, картона, дерева, ткани и т.д. 

В приложении к исследованию отражены формы организации трудовой деятельности и виды труда детей дошкольного возраста (Приложение 1). Также в приложении представлена схема, посвященная задачам трудового воспитания в ДОУ (Приложение 2).

В дошкольном возрасте трудовая деятельность только начинает формироваться, поэтому особенно важную роль в ее организации и направленности играют взрослые Они должны заинтересовать ребенка этой деятельностью, объяснить и ее значимость, направить и скорректировать действия, оптимистично оценить результаты Для воспитателя важно организовать совместную работу группы, найти место в ней для реализации усилий каждого ребенка, помочь и освоить рациональные приемы взаимодействия, сформировать в себе способность работать на общую пользу, умение до конца и как можно лучше выполнять порученное дело [10, c. 79].

В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). 

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В отличие от труда взрослых трудовая деятельность дошкольника не создает объективно значимого продукта, но имеет большое значение для его психического развития. Это обусловлено прежде всего тем, что подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до ее участия в общественно полезном труде.

Перейдем далее к описанию условий труда как одного из средств экологического образования дошкольников.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе.

Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние — упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы — ее влажность, плотность и т. п. [10, c. 79].

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.

Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы [2, c. 41].

Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный.

Поручения – самая простая и доступная детям форма организации труда. Как правило, поручения носят индивидуальный характер, что позволяет педагогу научить своего воспитанника тому, что он еще не освоил.  Именно индивидуальное задание — благоприятное условие для изучения возможностей и   особенностей каждого ребенка, его склонностей и интересов.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например, прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы: например, 5—6 ребятам поручают полить цветник или собрать плоды бобов, гороха [12, c. 80].

Одной из форм организации труда являются дежурства. «Дежурство» решает ряд важных воспитательных задач, среди которых можно отметить чувство ответственности за порученное дело, за свои обязательства перед другими.

«Дежурство» требует постоянного обновления как в руководстве, так и в организации деятельности детей.

По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

 Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп [12, c. 90-91].

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время. При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений [12, c. 84].

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, в огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда у детей необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их (астра, георгина и т. д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы е повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности [10, c. 41].

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развивается наблюдательность.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.

Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд детей дошкольного возраста может и должен быть только средством воспитания. В этом его главное отличие и особенность. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей [12, c. 96]. 

Постепенно меняется характер воздействия педагога. От прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов он переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, осуждает с детьми результаты их деятельности.

Таким образом, заканчивая первую главу исследования, можно сделать следующие выводы:

1) Труд в природе имеет большое образовательное значение, способствуя экологическому образованию (воспитанию) детей дошкольного возраста. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. 

2) В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу.

3) Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений.

4) У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Глава 2. Практическое исследование проблемы организации трудовой деятельности в ДОУ как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровня экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

Проанализировав психолого–педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания детей, мы приступили к изучению уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста, посредством изучения сформированности экологических представлений, отношений и поведения у детей старшей группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения Горбуновский детский сад «Радуга» (в старшей группе). 

Практическая работа проводилась в период преддипломной практики. В исследовании принимали участие 10 детей старшей группы и их родители. 

Для выявления экологических представлений детей нами была использована диагностическая методика, предложенная Газиной О.М., Фокиной В.Г. Диагностическое обследование проводилось с детьми индивидуально, посредством беседы, используя при затруднениях иллюстрации с изображением объектов и явлений, о которых идет речь. Содержание каждой беседы направлено на выявление круга представлений о животных. Цикл бесед позволяет достаточно точно определить полноту и объем сформированных у детей представлений. Описание заданий представлены в приложении 3.

Сначала нами выявлялся уровень сформированности понятия «живое». В этом случае целью было определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных, на основании каких признаков дошкольники судят о «живом». Владеют ли дети обобщенными представлениями о живом? В случае затруднения помогали вопросы. Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в таблицу.

Задачей следующего задания было выявление сформированности уровня знаний характерных особенностей растительного мира. Для этого также были использованы вопросы. Третье задание было направлено на выявление характерных особенностей неживой природы умений классифицировать на основе отличительных признаков класса. Затем мы выявили имеющиеся представления о временах года (проводится индивидуально и маленькими подгруппами), умеют ли дети устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев. Об этом нам поведали рассуждения детей, отвечающих на вопросы. Заключительное, пятое задание позволило при помощи вопросов выявить уровень сформированности уровня экологически правильного отношения к миру природы. Уровни сформированности экологических представлений детей определялись по следующим показателям.

Высокий уровень. Знания носят обобщенный, системный характер (ребенок не только называет животных, но и дает характеристики существенных признаков «живого», животных, приспособившихся к обитанию в разных биоценозах; объясняет, что благополучие животных зависит от удовлетворения их потребностей; владеет информацией о способах избегания животными неблагоприятных условий). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы; способен к обобщениям, классификации, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень. Имеется определенный объем фактических знаний о потребностях и образе жизни животных; делаются попытки объяснить их адаптивные признаки, принадлежность к той или иной биологической группе, раскрыть связь с человеком и средой; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень. Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки животных, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей. 

Завершение диагностических процедур констатирующего этапа и анализ полученных результатов позволил представить их в виде таблицы. 

Таблица 2

Уровень сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего исследования

№ п/п

Имя

ребенка

Номер задания

Средний

показатель

1

2

3

4

5

1

Таня В.

С

С

С

С

С

С

2

Женя К.

В

В

В

С

В

В

3

Света К.

Н

Н

Н

Н

С

Н

4

Оля Г.

С

С

С

В

С

С

5

Алеша Д.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

6

Марат М.

С

Н

С

С

С

С

7

Саша Л.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

8

Маша С.

С

С

Н

С

С

С

9

Галя Ф.

С

С

С

С

Н

С

10

Артур З.

С

С

Н

Н

Н

Н

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10 %

60 %

30%

10%

50%

40%

10%

40%

50%

10 %

50 %

40%

10%

50%

40%

10 %

50 %

40 %

 

Рисунок  1 Результаты уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

Мы увидели, что на данном этапе исследования у детей на достаточном уровне сформированы представления об отличии живого от неживого, об условиях жизни и передвижении животных, о сезонных изменениях в их жизни. Наибольшую трудность вызвали вопросы, касающиеся взаимосвязи растений и животных, живого и неживого, установление причинно–следственных связей. Дети легко справились с определением внешних признаков и отличительных особенностей птиц, но испытывали трудности в определении условий питания, передвижения и размножения. Дети имеют представления о росте и развитии животных, но испытывают затруднения при установлении взаимосвязей между животными и растениями, имеют слабые представления об экосистемах. Понимание детьми роли животных в жизни человека не вызвало у детей затруднений. Недостаточно полные представления только по вопросу, касающегося природоохранной деятельности людей.

Сформированность экологического поведения проявляется по-разному: в переживаниях, в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельном поступке, системе поведения и вербально. Для этого детям были предложены экологические задачи, в которых нужно было оценить поведение сверстников, высказать суждение, мотивировать. Например, предлагалась такая ситуация: «Дети неожиданно увидели в лесу ежа и принесли его домой». Затем предлагалось ответить на вопросы: – Скажи, правильно ли поступили дети? Почему ты так думаешь? Как бы поступил ты? 

Высокий уровень – ребенок имеет потребности в общении с представителями животного и растительного мира, проявление доброты, чуткости к природе, бережное отношение к окружающему. Им усвоены основные нормы и правила взаимоотношения с окружающим миром, которые постепенно трансформируются в привычки. Ребенок активно проявляет инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Средний уровень – ребенком частично усвоены нормы и правила взаимоотношения с окружающим миром, поведения в природе, которыми он старается руководствоваться в своем поведении. 

Низкий уровень – ребенком частично усвоены некоторые нормы и правила взаимоотношения с окружающим миром, которые не используются в повседневной жизни. Бережное отношение к объектам природы основано на личной симпатии. Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности экологического поведения у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п

Имя

ребенка

Номер задания

Средний

показатель

1

2

3

4

5

1

Таня В.

Н

С

С

Н

С

С

2

Женя К.

С

С

В

В

В

В

3

Света К.

Н

С

Н

Н

С

Н

4

Оля Г.

С

Н

С

С

С

С

5

Алеша Д.

С

С

Н

Н

Н

Н

6

Марат М.

В

Н

С

С

С

С

7

Саша Л.

Н

Н

Н

С

Н

Н

8

Маша С.

С

С

В

Н

С

С

9

Галя Ф.

С

Н

С

С

С

С

10

Артур З.

Н

С

Н

С

Н

Н

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10%

50%

40%

0%

60%

40%

20%

40%

40%

10%

50%

40%

10%

50%

40%

10 %

50 %

40 %

 

Рисунок 2 Результаты уровня сформированности экологического поведения у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

Диагностика сформированности экологического отношения проводилась при помощи методики «Экологический светофор», направленной на выявление представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой, допустимых и недопустимых действиях человека в природе; умения детей оценивать результаты взаимодействия с природой. 

Высокий уровень – ребенок безошибочно определяет рациональные способы взаимодействия с природой, проявляет доброту, чуткость к природе, бережное отношение к окружающему. 

Средний уровень – ребенком частично усвоены рациональные способы взаимодействия с природой, проявляет доброту, чуткость к природе, бережное отношение к окружающему. 

Низкий уровень – ребенком частично усвоены рациональные способы взаимодействия с природой, не всегда умеет оценивать результаты взаимодействия с природой

Результаты диагностики уровня сформированности экологического отношения представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уровень сформированности экологического отношения у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п

Имя

ребенка

Номер задания

Средний

показатель

1

2

3

4

5

1

Таня В.

Н

С

С

Н

Н

Н

2

Женя К.

В

С

В

В

В

В

3

Света К.

Н

С

Н

Н

Н

Н

4

Оля Г.

С

Н

С

С

С

С

5

Алеша Д.

Н

С

Н

Н

Н

Н

6

Марат М.

С

Н

С

С

С

С

7

Саша Л.

Н

Н

Н

С

Н

Н

8

Маша С.

С

С

В

Н

С

С

9

Галя Ф.

С

Н

С

С

С

С

10

Артур З.

Н

Н

Н

С

Н

Н

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10%

40%

50%

0%

50%

50%

20%

40%

40%

10%

50%

40%

10%

40%

50%

10 %

40 %

50 %

 

Рисунок 3 Результаты уровня сформированности экологического отношения у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

После проведения диагностики уровня развития экологических представлений, поведения и отношений, результаты этих диагностик были сведены в общую таблицу 5. 

Таблица 5

Результаты диагностики уровня экологического образования детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Имя

ребенка

Уровень экологического образования

Итого

Представления

Поведение

Отношение

1

Таня В.

С

С

Н

С

2

Женя К.

В

В

В

В

3

Света К.

Н

Н

Н

Н

4

Оля Г.

С

С

С

С

5

Алеша Д.

Н

Н

Н

Н

6

Марат М.

С

С

С

С

7

Саша Л.

Н

Н

Н

Н

8

Маша С.

С

С

С

С

9

Галя Ф.

С

С

С

С

10

Артур З.

Н

Н

Н

Н

Высокий

10%

10%

10%

10%

Средний

50%

50%

40%

47%

Низкий

40%

40%

50%

43%

Таблица 6

Результаты диагностики уровня экологического образования детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)

Уровни

Диагностика уровня экологических представлений

Диагностика уровня экологического поведения

Диагностика уровня экологического отношения

Общий уровень экологической образованности

Высокий

10%

10%

10%

10%

Средний

50%

50%

40%

47%

Низкий

40%

40%

50%

43%

 

Рисунок 4 Уровень развития экологических представлений, отношения и поведения детей (этап констатирующего эксперимента)

Анализ результатов констатирующего исследования сформированности экологических представлений, отношения и поведения детей дает возможность говорить о том, что показатель высокого уровня составил 10%, среднего уровня – 47%, низкого уровня – 43%.

Полученные результаты говорят о необходимости целенаправленной работы по экологическому образованию детей. Поэтому мы перешли к проведению формирующего эксперимента.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф