Меню Услуги

Особенности отношения подростков с девиантным поведением. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





1.3 Особенности самоотношения подростков с девиантным поведением

 

Проблема изучения взаимосвязи склонности особенностей «Я-концепции» и девиантного поведения и старших подростков является практически значимой и актуальной для современной психологической науки.

Современное общество характеризуется частыми кризисными явлениями и нестабильностью, поэтому постоянно возрастает необходимость исследования психологических особенностей индивида, проявляющих формы поведения, отклоняющихся от нормы.

Подростковый возраст считается достаточно сложным, кризисным периодом личностного становления индивида. Коренные изменения, которые проявляются в самосознании подростков, считаются определяющим признаком данного периода. Активно формируется самосознание, вырабатывается своя собственная система норм самооценивания и самоотношения, происходит осознание своей уникальности и особенности, развивается личностная рефлексия. Таким образом, у подростков постепенно формируется «Я-концепция», являющаяся своеобразным регулятором их деятельности и поведения .

До сих пор отсутствует универсальный подход и определённость относительно феномена, известного как «Я-концепция», и это при том, что данное понятие достаточно активно изучается как зарубежными, так и российскими исследователями.

Понятие «Я-концепция» введено американским философом и психологом У. Джеймсом в конце XIX века, в 1950-е годы же, благодаря исследовательским работам К. Роджерса А. Маслоу, и Э. Эриксона, понятие «Я-концепция» приобрело своё прикладное и теоретическое развитие.

Проблему феномена «Я концепции» изучали такие ученые-исследователи как И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Д. А. Леонтьев, А.А. Реан, В.В. Столин и др.

По мнению Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича и др., «Я-концепция» представляется личностным центральным новообразованием уровня самосознания подростка, стремящегося понять себя, свои способности, особенности, сходство с другими людьми и т.д. Подростковый период обычно характеризуется повышением важности «Я-концепции», формированием сложной структурной системы самооценки, системы представлений о себе.

По мнению некоторых исследований в области личностной психологии, «Я-концепция» есть результат «работы» процесса самоотношения, так как только благодаря данному процессу человек познаёт других, себя, выстраивает систему социальных отношений с окружающим миром. «Я-концепция» является своеобразным психологическим образованием, поэтому обычно вычленяют некоторые структурные ее составляющие:

  • Когнитивный компонент — «Я-образа» (содержание представлений о самом себе);
  • Эмоционально-ценностный или аффективный компонент (переживаемое отношение к самому себе, непринятие / принятие себя, система самооценки);

Поведенческий компонент (формирование поведенческого «Я», в высказываниях, в речи);

«Я-концепция», как и любое другое обычное психологическое образование образуется под воздействием нескольких факторов.

Динамичность «Я-концепции» определена факторами внешнего и внутреннего характера. Сверстники, семья, коллектив педагогов или воспитателей оказывают достаточно значимое непосредственное влияние на развитие каждого из компонентов самоотношения подростка, как индивида, а именно «Я-концепции».

Исследователь В.В. Столин отмечает, что семья, а также любые взрослые (воспитатели или педагоги) могут оказывать непосредственное воздействие на формирование самоотношения подростка, а также на его самоуважение. Это объясняется тем, что развитие самоотношения осуществляется главным образом, благодаря уподоблению подростка взрослым, другими словами — благодаря идентификационному процессу.

Также, в дополнение к данному определению, В.В. Столин говорит об эмоциональном и когнитивном уподоблениях другому лицу, которые обычно приводят к формированию установок, намерений, и соответственно, различным видам поведения, в том числе и к девиантным.

Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько основных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на становление «Я-концепции» подростков: социальный и психологический статус (популярность среди сверстников, общение, ситуация в школе); семья (стиль воспитания, положение в семье); «значимые другие» (сверстники, педагоги, неформальные группы); связь педагогической оценки с самооценкой; отношение к себе (уверенность, самоуважение, тревожность и т. д.).

Данные факторы могут способствовать источником склонности к различным девиациям, по причине частых нарушений при социальном взаимодействии между ребенком и родителем, ребёнком и педагогом и т. д.

Необходимо уточнить, что склонностью к девиантному поведению является готовность подростков к выполнению различных форм поведения, отличающегося от нормы, т. е. под этим подразумевается существование детерминированных паттернов поведения, которые в большинстве случаев нарушают полноценность приспособляемости подростка к общественной жизни, например, проявления неуверенности, внутренней конфликтности, неудовлетворённости собой, закрытости и недовольство окружающими людьми.

Девиантное поведение подростков приобрело в России в последнее время достаточно массовый характер по многим понятным причинам. «Я-концепция» играет краеугольную роль в становлении поведения подростков старшей группы, способствуя тем самым ненормативному или нормативному взаимодействию подростков с людьми других возрастных групп.

При условиях нормального развития данный процесс сопровождается несколькими психосоциальными противоречиями. Необходимо отметить, что не каждый подросток развивается в «девиантном» направлении. Именно поэтому, исследование особенностей подростков с точки зрения «Я-концепции», склонных к девиациям является достаточно важным.

Также расхождения между внутренними и внешними оценками «Я» часто приводит к тому, что подросток часто становится подверженным асоциальному поведению, это может утверждать его в глазах других, а также в собственных глазах.

Ряд исследователей, например, Печникова Л.С. отмечают, что многие девиантные подростки демонстрируют эмоционально негативное отношение к себе. При этом девочки чаще мальчиков демонстрируют самокопательство, а мальчики обычно склонны воспринимать себя в качестве социально неодобряемого объекта.

Результаты многочисленных научных психологических исследований, говорят о том, что необходимым условием социальной адаптации и положительного развития является наличие в подростковом возрасте позитивной «Я-концепции» и самоуважения. Негативная же «Я-концепция» у подростков, снижение самоуважения, могут приводить к десоциализации и как следствие, девиантным формам поведения.

Можно согласиться с мнением Р. Бернса, что позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, высокой самоценности; синонимами же негативной «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение собственной незаначимости, даже неполноценности.

Подростки, склонные к девиации, обладают достаточно низкой самооценкой, так как часто демонстрируют тенденцию к саморазрушению (курение, алкоголь, наркотики и т. д.). У них часто диагносцируется очень низкий уровень самопринятия, данное положение дел может спровоциоровать внутреннюю дезадаптацию, которая вытекает вследствие несогласием с самим собой.

Для подростков, имеющих склонность к девиантному поведению, характерна ощутимая внутренняя конфликтность. Такая особенность отношения к самому себе может быть связана с направленным на внешнюю среду защитным поведением: с отсутствием признания собственной ответственности в ситуациях неуспеха, отсутствием готовности брать ответственность за собственные поступки и действия. Особенности поведения таких подростков также могут быть связаны с очень низкой или же очень высокой самоуверенностью, что означает в ряде случаев неадекватное восприятие своих собственных способностей и возможностей, или же их занижение.

Именно поэтому, психологическая и научная важность и актуальность данной проблемы заключается в исследовании особенностей психологии, в частности, особенностей «Я-концепции» старших подростков, которые более склонны к проявлению различных девиантных форм поведения. С целью своевременного предотвращения возникновения различных девиаций в поведении подростков, а также правильно организованной и выполненной работы по коррекции различных форм девиантного поведения, необходимо дальнейшее изучение специфики данной проблемы.

 

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Материалы исследования

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Для изучения особенностей самоотношения у подростков с девиантным поведением нами была отобрана выборка, состоящая из 46 подростков: 23 подростков, стоящих на учете в полиции (экспериментальная группа) и 23 подростков, не стоящих на учете в полиции (контрольная группа). Все испытуемые – мужского пола.

Экспериментальная группа состояла из девиантных подростков, состоящих на учете в полиции, за мелкое хулиганство. Все подростки, как правило, из полных, но асоциальных семей.

При этом среди испытуемых были подростки, которые состоят на учете, по разным причинам. К примеру, у одного подростка родители нарушают социальные нормы поведения, периодически попадают в полицию за хулиганство. При этом на «дело» они берут с собой детей, вследствие чего подросток оказался на учете.

Еще в одной семье родители – алкоголики. Вследствие этого ребенок «бесхозный», гуляет по ночам. Несколько раз попадал в полицию за нарушение комендантского часа и именно поэтому попал на учет.

Среди испытуемых экспериментальной группы большинство подростков совершили противоправные действия.

К примеру, подросток 14 лет, который совершал за последние полгода уже несколько грабежей. При этом он не считает себя преступником, думает, что ничего плохого не совершает. Сам по себе очень груб, враждебен и агрессивен. При разговоре стремится нагрубить или игнорирует вопросы.

Несколько подростков состоят на учете из-за драк. Эти подростки в большинстве своем очень конфликтные. При беседе они стремились оскорбить, обидеть собеседника. При этом они пытались открыто демонстрировать свое превосходство. Многие пытались указывать на физические недостатки собеседника.

Многие подростки из испытуемых искренне не понимали или не осознавали значимость совершенных ими правонарушений. На вопрос, почему вы курите, употребляете алкоголь и принимаете наркотики, отвечали, фразами, широко распространенными среди взрослых, например: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет», «Курящий и пьющий человек смело смотрит в глаза смерти» и т.д. Один подросток процитировал. Чехова А.П. «Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он». О принимаемых наркотиках они говорили, что наркотики это то, что «пускают» по вене, а то, что употребляют они – витамины счастья. Хвастались о том, что выпивали бутылку водки на спор, а кто не мог залпом выпить 0,5л. водки, тот выполнял какое-либо задание. Как правило, эти задания были опасны для здоровья и жизни или противоречили закону УК РФ. Описывали, какие испытывали ощущения от рискованных действий, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянении, например, перепрыгивая по крышам через складские помещения в промзонах, а затем убегали от охраны и полиции. Или бродить в старых разрушенных, заводах, зданиях, но при этом подростки отмечали, какие красивые перила, плитка на каминах, лепнина. Так же отмечали, что «маменькины сыночки» и «ботаны» слабаки и не способны выделиться в толпе своих сверстников, т.е. привычки, свойственные взрослым, они отмечали, как некий статус и способ выделиться.

У многих подростков отсутствуют понятие нравственных норм или же они смещены в асоциальную сторону. Они разговаривают грубо с презрительной интонацией, быстро раздражаются и начинаю кричать, используют нецензурную брань, запугивают.

С девиантными подростками было трудно установить контакт. Первое время мы приносили, красиво оформленные торты с ароматным, вкусным чаем и спокойно общались на отстраненные темы. Затем была включена игровая деятельность, игра «крокодил», «кто я такой?», «мафия».

Сначала подростки отказывались участвовать в чаепитии, беседах, играх. Проявляли агрессию на эти предложения, в таком поведении проявляли психологическую защиту. Боялись не справится с заданием, выйти из образа, который они создали, необходимый в их социальной группе. Среди девиантных подростков была активна позиция, что пытаться измениться им бесполезно, так как мнение о них сформировалось и уже невозможно изменить стереотип восприятия их окружающими. Многие испытуемые были отнесены, по нашему предположению и исследованию к категории лиц, которые могут совершить повторное правонарушение, потому что они не знают, как надо, как хорошо и правильно, так как у них нет примера перед глазами с одобряемым социально-нормативным поведением. Дома этих подростков не любят, не жалеют, не помогают и они регулярно становятся свидетелями ссор родителей или же подвергаются физическому и психологическому насилию со стороны родителей. В школах, в свою очередь, считают, что воспитанием должны заниматься в семье, органы опеки или другие специальные подразделения. Из этого следует, что для подростков исследуемой группы существует острая необходимость в проведении коррекционной работы.

Подростки из контрольной группы, как правило, живут в полных семьях, не относящихся к группе риска. Подростки с поведением в рамках социальных норм в процессе исследования отличались спокойствием, были открыты к взаимодействию. Они сразу шли на контакт, охотно выполняли предлагаемые задания, старались произвести хорошее впечатление, с радостью участвовали в играх, надеялись получить хорошую оценку.

Экспериментальное исследование было проведено в несколько этапов.

На первом этапе нами был установлен контакт с испытуемыми, затем была проведена диагностика по выбранным методикам обеих групп выборки.

На втором этапе мы проводили анализ и интерпретацию полученных результатов.

На третьем этапе нами была проведена статистическая обработка данных с целью выявления значимых различий между выбранными группами.

Исследование проводилось индивидуально или в малых группах, в одно и то же время суток, в психологическом кабинете после занятий.

Из-за того, что подростки экспериментальной группы сначала отказывались участвовать в исследовании, проявляли агрессию, для установления контакта на первом этапе проводилась «особая» работа.

После того, как первые 3 встречи с подростками экспериментальной группы вообще прошли неудачно, было принято решение наладить диалог в свободной, непривычной для девиантных подростков ситуации. Обычно их водят строем, под контролем, иих поведение строго регламентируется.

Мы на встречи приносили необычные самодельные торты и вкусный чай. Во время чаепития говорили сначала только на те темы, которые были интересны подросткам. Затем, когда они были сытые и довольные, приходило время игр. Предпочтение отдавалось относительно спокойным играм, в которых больше надо было думать и созидать и с меньшей физической активность. Важно было, чтобы имеющаяся физическая активность в предложенных играх была направлена не на кого-то, а непосредственно, на самого себя, например как в игре «крокодил», рассказчику надо было объяснить загаданное слово не произнеся ни одной буквы.

У подростков из экспериментальной группы был явно выражен дефицит эмоционально-значимых отношений с взрослыми людьми, которые относятся к ним хорошо. После окончания исследования, они говорили, чтобы я их не забывала и обязательно приходила еще. Многие подростки говорили, что они пересмотрели что-то из своих прежних взглядов и убеждений. Им стало немного легче, они поверили, что можно изменить к лучшему себя и свою жизнь.

Опросник Пирса и Харриса проводили 2 раза. Первым проводилось исследование по опроснику Пирса и Харриса, т.к. сначала контакт с подростками не был установлен, они вели себя грубо, вызывающе, отказывались слушать и выполнять то, что им говорили и, фактически, отвечать на вопросы по опроснику их заставили сотрудники полиции. Ответы, подростки, давали в соответствии с ожиданием социальных норм, принятых в нашем обществе. По окончании исследования ими были сказаны такие фразы, как: «Мы привыкли быть подопытными кроликами, и все эти ваши штучки хорошо знаем…», «Вы делаете это все для галочки, а на самом деле вам до нас нет никакого дела…» и т.д.

После этой беседы мы решили сменить поведение, на не привычное для них. Несколько дней приходили и вместо исследований беседовали в непринужденной обстановке. Когда заметили, что подростки «потеплели» к нам и, даже можно сказать, после их одобрения начали проводить исследования. Но на этом этапе было принято решение начать с другой методики, а опросник Пирса и Харриса провести позже, чтобы у них не возникло ассоциативной реакции в связи с предыдущим опытом.

По итогам одной и той же методики, но проводимой в координально различных ситуациях, результаты значительно отличались. В первом исследовании ответы были ожидаемыми, а когда проводилось второе исследование, у подростков сформировалось доверие и пропал страх, что их не поймут, осудят и на вопросы они отвечали более искренно.

 

2.2. Описание методов и методик исследования

 

В работе использовались биографический метод, метод наблюдения и беседы, а также психодиагностические методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению. А. Н. Орел, личностный опросник Е. Пирса, Д. Харриса, тест-опросник самоотношения В. В. Столина.

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики – опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т.д. В нашем исследовании Биографический метод использовался на начальном этапе для составления и характеристики групп испытуемых.

Метод наблюдения применялся на протяжении всего обследования и позволял по поведению подростков делать выводы об отношении испытуемых к себе, группе, экспериментатору, исследованию; о необходимости отдыха или смены рода деятельности.

В нашем исследовании мы наблюдали за поведением испытуемых в процессе беседы с ними и тестирование с целью определения личностных характеристик и достоверности результатов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Беседа – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В нашем исследовании метод беседы применялся в нескольких вариантах. На начальном этапе исследования беседа в свободной форме проводилась с каждым испытуемым для установления контакта с ним и создания атмосферы доверия и безопасности.

На заключительном этапе метод беседы применялся для информирования и консультирования всех заинтересованных лиц о результатах проведенного исследования с обязательным соблюдением этических принципов.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению. А. Н. Орел.

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы (склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению) направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Далее по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами.

Личностный опросник Е. Пирса, Д. Харриса .

Опросник предназначен для испытуемых 9—17 лет. Авторы — Е. Пирс, Д. Харрис.

Методика направлена на измерение самоотношения составленная из 80 простых утверждений относительно своего Я или тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Предназначен для детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет. Пункты опросника основаны на коллекции детских утверждений относительно того, что детям в себе нравится, а что не нравится.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков подросткам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить тренировочные задания. Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 25—30 мин.

Вопросы в тесте направлены на выявления отношения подростков к себе, к сверстникам и всем взрослым. Вопросы связанны со всей значимой для формирования самоотношения деятельностью подростков, обучение в школе, коммуникация с окружающими, то, как он видит и ощущает себя в конкретной обстановке, успех в различных сферах деятельности, отношение к нему и его отношение с одноклассниками и взрослыми и т.д.

Опросник Е. Пирса, Д. Харриса можно разделить на следующие шкалы:

Шкала I — Поведение

Шкала II – Интеллект, положение в школе

Шкала III Ситуация в школе

Шкала IV – Внешность, физическая привлекательность физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников

Шкала V -Тревожность

Шкала VI – Общение. Популярность среди сверстников, умение общаться

Шкала VII – Счастье и удовлетворенность

Шкала VII Положение в семье

Шкала IX – Уверенность в себе

Тест-опросник самоотношения В. В. Столина.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.

В качестве исходного принимается различие содержания самосознания (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Шкала I – самоуважение.

Шкала II – аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».

Текст методики предоставлен в приложении 3.

Порядок подсчета: Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).

Ключ для обработки:

Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная):

«+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

«–»: 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I):

«+»: 2, 23, 53, 57.

«–»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II):

«+»: 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

«–»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидаемого отношения от других (III):

«+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55.

«–»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтересов (IV):

«+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52.

«–»: 14, 51.

Таблицы перевода баллов так же предоставлены в приложении 3.

Значение показателя:

меньше 50 – признак не выражен;

50-74 – признак выражен;

больше 74 – признак ярко выражен.

Метод статистической обработки данных.

Все эмпирические результаты, полученные в ходе психологического диагностирования, обрабатывались методами описательной статистики. Для каждой из групп обследованных вычислялись средние значения и стандартные отклонения по всем психодиагностическим показателям отдельно.

Для выявления статистически достоверных различий между группами использовался t-критерий Стьюдента. Для определения статистически значимых взаимосвязей между переменными применялся корреляционный анализ по Пирсену.


Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2   3