Меню Услуги

Особенности отношения подростков с девиантным поведением. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 3. Результаты исследования особенностей самоотношения подростков с девиантным и социально-нормативным поведением

3.1 Результаты методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орел

 

Первой была проведена методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орла. Результаты исследования по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 1 и в приложении 4.

Рисунок 1. Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков экспериментальной и контрольной групп (А. Н. Орел)

 

Шкала 2 – Содержательная шкала (склонность к преодолению норм и правил)

Шкала 3 — склонность к аддиктивному (зависимому) поведению

Шкала 4 — склонность к самоповреждающему и саморазрушающему  поведению

Шкала 5 – склонность к агрессии и насилию

Шкала 6 — волевой контроль эмоциональных реакций

Шкала 7 — склонность к деликвентному поведению

Из рисунка 1 видим, что среди подростков, состоящих на учете в полиции, высокий уровень преодоления норм и правил показали значимо больше испытуемых, чем в контрольной группе, в которой подростки не состоят на учете в полиции.

Это можно объяснить тем, что, для многих подростков соблюдение социально-нормативных правил является весьма сложным делом. Во-первых, эти правила для них не привычны, в их среде выполнение подобных правил осуждается «общественным мнением». «Это не по пацански», — говорили они.

Во-вторых, они эти правила просто не знают, потому что пример, который у них перед глазами не является общепринятым в социуме. Отношения в семье, как правило, грубые, родители регулярно ссорятся. Также родители часто вступают в конфликт и со своими детьми, бьют их, оскорбляют, унижают. Подростки с детства не ощущают ни помощи, ни поддержки, ни родительской заботы, ни опеки. У подростков перед глазами с детства пример ассоциального поведения родителей, пьянство, нарушение УК РФ и они естественно перенимают эту модель поведения.

Подростки с поведением в рамках социальных норм, показали более низкие результаты по данной шкале, что свидетельствует о том, что для них не характерно целенаправленное нарушение норм и правил, они чаще демонстрируют привычное для себя поведение в рамках социальных норм.

Из рис.1 видно, что многими подростками из экспериментальной группы, состоящими на учете в полиции, был показан высокий уровень склонности к аддиктивному поведению, в то время как подростки контрольной группы показала более низкий результат проявления аддиктивного поведения. Это подтверждается, тем фактом, что девиантные подростки демонстративно курили, пили, хвастались своей взрослостью, и в смысле сексуального опыта тоже. Это составная часть их имиджа в глазах сверстников. Подростки из контрольной группы скрывали курение и т.д.

Из рис. 1 видно, что многими подростками экспериментальной группы, состоящими на учете в полиции, был показан высокий уровень склонности к саморазрушающему поведению, в то время как подростками контрольной группы был показан более низкий результат по этому параметру: Нездоровый образ жизни, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ пагубно сказывается на несформировавшийся физически и психологически организм подростка.

Из рис.1 видно, что многими подростками экспериментальной группы, состоящими на учете в полиции, был показан высокий уровень склонности к агрессии и насилию, в то время как подростки контрольной группы показали более низкий результат: Высокие показатели склонности к агрессии и насилию свидетельствуют о том, что у девиантных подростков налицо проблемы во взаимодействии с окружающими.

В зависимости от индивидуальных особенностей каждого, подростки могут использовать свое агрессивное поведение, как защитное. Можно также предположить, что такое поведение провоцируется и эмоциональной неустойчивостью, подростки не умеют адекватно вести себя в трудных ситуациях (нет опыта корректного поведения) и выражают свое недовольство в виде вспышек гнева, раздражительности, криков и обиды. Кроме того, часто наблюдается ярко выраженное оппозиционное поведение, направленное обычно против всех взрослых. Потому что взрослые для них, как вытекает из опыта их жизни, часто источник опасности.

Может быть, все выше сказанное и объясняет то, что многими подростками экспериментальной группы, стоящими на учете в полиции, был показан высокий уровень склонности к деликвентному поведению, в то время как подростками контрольной группы были показаны более низкие результаты.

Для подтверждения значимости различий нами был рассчитан t-критерий Стьюдента, который показал значимость различий (P < 0,05 )по всем показателям методики.

 

3.2 Результаты исследовании по опроснику самоотношения Е. Пирса, Д. Харриса

 

Результаты исследования по методике Е. Пирса, Д. Харриса подростков экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 2 и в приложении 5.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
Рисунок 2. Средние показатели самоотношения подростков экспериментальной и контрольной групп по опроснику Е. Пирса, Д. Харриса

 

Шкала I — Поведение

Шкала II – Интеллект, положение в школе

Шкала III — Ситуация в школе

Шкала IV – Внешность, физическая привлекательность физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников

Шкала V — Тревожность

Шкала VI – Общение. Популярность среди сверстников, умение общаться

Шкала VII – Счастье и удовлетворенность

Шкала VIII — Положение в семье

Шкала IX – Уверенность в себе

Из рис. 2 видно, что для девиантных подростков характерен более низкий уровень самоотношения, чем для подростков с нормальным поведением. Однако, как видно на шкалах I и V, показатели экспериментальной группы значительно выше, чем показатели контрольной группы. Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, отклонение поведения, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Из рис. 2 видно, что положение в школе подростков с асоциальным поведением значительно хуже, чем у подростков с социально-нормативным поведением.

Привычное поведение для девиантных подростков не принимается окружающими их одноклассниками с нормативным поведением и учителями, из-за чего девиантные подростки имеют низкий социальный статус в школе, поэтому часто не посещают ее и, как следствие, имеют более низкий уровень знаний. Это еще больше усугубляет ситуацию в школе в целом.

Из рис. 2 видно, что девиантные подростки оценивают свою внешность и физическая привлекательность значительно ниже, чем подростки с социально-нормативным поведением.

Подростки с социально-нормативным поведением следят за своим внешним видом, для них это неотъемлемая часть образа успешного человека. И, если они делают что-то плохое, например, курят, то стараются скрывать это. А подростки с девиантным поведением наоборот, выглядят нарочито небрежно и свои вредные привычки активно афишируют. скорее всего именно поэтому общение с одноклассниками у них и не складывается. Популярностью среди сверстников с социально-нормативным поведением они не пользуются. Подростки с социально-нормативным поведением отказываются общаться с девиантными подростками.

Из рис. 2 видно, что отношения в семье девиантных подростков оцениваются ими значимо ниже, чем подростки с социально-нормативным поведением. Чаще всего, как таковой семьи, у девинтных подростков нет. Зачастую, пьющие, настроенные исключительно на себя и свои интересы родители. Как правило, это неадекватные родители и их стиль воспитания – безразличие и жестокое обращение, заключающееся в физическом и психологическом насилии. Вследствие чего подростки с девиантным поведением, по сути, глубоко несчастные, неуверенные в себе и неудовлетворенные собой и своей жизнью обездоленные, недолюбленные родителями.

В то время как подростки с социально-нормативным поведением, в большинстве, из благополучных семей, где родители помогают им, поддерживают, и подростки с поведением в рамках социальных норм чувствуют себя счастливыми и уверенными.

Статистическая обработка данных подтвердила, что результаты в группах значительно различаются.


3.3 Результаты теста-опросника самоотношения В. В. Столина

 

Далее нами был проведен тест-опросник самоотношения В. В. Столина для подтверждения гипотезы и изучения составляющих частей самоотношения девиантных подростков. Результаты исследования по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 3 и в приложении 6.

Рисунок 3. Средние значения по шкалам экспериментальной и контрольной групп по опроснику В. В. Столина

 

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Шкала I – самоуважение.

Шкала II – аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

В результате исследования самоотношения в целом было вновь обнаружено, что у девиантных подростков самоотношение находится на значимо более низком уровне. Из рис. 3 видно, что они не уверенны в себе, испытывают сильный страх на проверках знаний.

Одноклассники, с нормативным поведением часто смеются над ними и демонстрируют свое пренебрежение и не уважение.

Родители, по жизни не замечая их, недовольны их поведением и «успехами» в школе. Подростки из экспериментальной группы часто попадают в неприятные ситуации, испытывают страх, чувствуют себя несчастными и никому не нужными.

Из рис. 3 видно, что в группе подростков с девиантным поведением очень малая часть верит в то, что окружающие относятся к ним хорошо, в то время как в контрольной группе более 70% испытуемых уверены в позитивном отраженном самоотношении. Подростки из контрольной группы рады выслуживаться перед взрослыми, для них важна положительная оценка от родителей, учителей, тренеров и т.д.

В результате диагностики аутосимпатии нами было выяснено, что подростки с девиантным поведением относятся к себе более критично, чем подростки с нормальным поведением, хотя говорят часто наоборот, что может свидетельствовать о том, что предрасположенность к девиантному поведению может влиять на отношение к себе.

Так же отмечено, что подростки, склонные к девиантному поведению, наиболее склонны к тому, чтобы ожидать от других негативного отношения к себе, в то время как подростки с нормальным поведением воспринимают отношение к себе окружающих более оптимистично.

Подростки, склонные к девиантному поведению, испытывают к себе меньший интерес, чем подростки, которые склонны к нормальному поведению. Сниженный интерес к себе у подростков с девиантным поведением может быть связан с несоответствием предъявляемых требований окружающих и поведения подростка. Нам было очевидно противоречие: в своей среде повысить уровень самоуважения может с помощью поведения, направленного против социально-нормативных требований. Поэтому он и демонстрирует стремление уклоняться от требований взрослых.

Таким образом, в результате исследования нами выяснено, что самоотношение у подростков с девиантным поведением значимо отличается от самоотношения подростков с нормальным поведением.

Обработка данных с использованием t-критерия Стьюдента показала, что различия между выборками достигают уровня статистической значимости (P < 0,05) по всем показателям.

 

3.4 Корреляционный анализ

 

Для выявления взаимосвязей между показателями в каждой группе испытуемых был использован метод корреляционного анализа.

Сначала нами были исследованы статистически значимые взаимосвязи в экспериментальной группе (рис. 4).

Рисунок 4. Статистически значимые взаимосвязи исследованных показателей в экспериментальной группе.

 

Полученные взаимосвязи можно интерпретировать следующим образом:

Существует обратная взаимосвязь между такими параметрами, как склонность к преодолению норм и правил и самоуважением и самоинтересом, что говорит о том, что подростки, с высокой склонностью к нарушению норм и правил, все-таки негативно воспринимают себя.

Так же существует обратная взаимосвязь между склонностью к аддиктивному поведению и самоуважением, позитивным самоотношением и ожидания отношения от других. Это свидетельствует о том, что те подростки, которые склонны к аддиктивному поведению – уважают себя меньше и не ждут позитивного отношения к себе со стороны окружающих. Окружающие взрослые слишком явно демонстрируют девиантным подросткам свое недоверие, неприязнь, не желание взаимодействовать с ними и неверие в то, что из них может получиться в будущем что-то достойное уважения.

Между параметрами склонность к саморазрушающемуся поведению, позитивным самоотношением, аутосимпатией и самоинтересом так же наблюдается обратная взаимосвязь, что свидетельствует о том, что те подростки, которые относятся к себе негативно – имеют склонность к саморазрушающемуся поведению или наоборот,

Склонность к агрессии имеет обратную взаимосвязь с такими параметрами, как самоотношение и аутосимпатия, что может свидетельствовать о том, что негативное отношения к собственному Я провоцирует агрессию в отношение окружающих или наоборот, девиантные подростки часто в душе недовольны собой.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Склонность к делинквентному поведению имеет обратную взаимосвязь с позитивным самоотношением, что свидетельствует о том, что преступники и правонарушители часто относятся к себе негативно, а это отношение к себе, с другой стороны, может провоцировать их правонарушения.

Т.е., все испытуемые экспериментальной группы, показавшие меньшие уровни по отклоняющемуся поведению показали более высокие показатели по самоотношению.

Далее нами было проведено то же самое с контрольной группой. Получили такие же корреляционные зависимости (рис. 5)

Рисунок 5. Статистически значимые взаимосвязи в экспериментальной группе

 

Из рис. 5. Видно, что в контрольной группе обнаружились похожие значимые взаимосвязи между многими параметрами. Но в отличие от подростков экспериментальной группы, мы видим, что показатель “самоотношение” связан положительными корреляционными зависимостями с показателями: “самоуважените”, “самоинтерес”, “ожидаемое отношение от других”. Из этого следует, что у подростков контрольной группы сформированы с раннего детства представления о том, что необходимо для достижения своих целей на будущее, они часто обсуждают с родителями, понимают и осознают программу своего жизненного пути. Они уверены в том, что родители и окружающие взрослые их скорее всего поддержат.

Склонность к саморазрушающему поведению имеет обратную взаимосвязь с самоотношением, что говорит о том, что подростки контрольной группы, которые воспринимают себе положительно – не подвержены саморазрущающему поведению.

Склонность к агрессии имеет обратную взаимосвязь с ожиданием отношения от других и самоотношением, что может свидетельствовать о том, что те подростки, которые не имеют склонности к агрессии – ждут исключительно хорошего отношения к себе и воспринимают себя весьма оптимистично.

Таким образом, при помощи корреляционного анализа подтвердили наличие взаимосвязей между параметрами и обнаружили различия между связями в экспериментальной и контрольной группах.

 

Заключение

 

Девиантным поведением обычно называется поведение, которое нарушает установленные в социуме правила и нормы. Такое поведение в последнее время приняло достаточно массовый характер. Результатом этого стало то, что данная проблема теперь находится в центре внимания большинства психологов, социальных педагогов, работников правоохранительных органов и работников медицины.

Девиантное поведение обычно проявляется как результат неправильного психического и социального развития, а также отклонений в процессе адаптации к социуму.

Подростковый возраст считается достаточно сложным, кризисным периодом личностного становления индивида. Коренные изменения, которые проявляются в самосознании подростков, считаются определяющим признаком данного периода. Активно формируется самоотношение, вырабатывается своя собственная система норм самооценивания и самоотношения, происходит осознание своей уникальности и особенности, развивается личностная рефлексия. Таким образом, у подростков постепенно формируется «Я-концепция», являющаяся своеобразным регулятором их деятельности и поведения.

Необходимо уточнить, что склонностью к девиантному поведению является готовность подростков к выполнению различных форм поведения, отличающегося от нормы, т. е. под этим подразумевается существование детерминированных паттернов поведения, которые в большинстве случаев нарушают полноценность приспособляемости подростка к общественной жизни, например, проявления неуверенности, внутренней конфликтности, неудовлетворённости собой, закрытости и недовольство окружающими людьми.

При условиях нормального развития данный процесс сопровождается несколькими психосоциальными противоречиями. Необходимо отметить, что не каждый подросток развивается в девиационного направлении. Именно поэтому, исследование особенностей подростков с точки зрения «Я-концепции», склонных к девиациям является достаточно важным именно в период формирования данной концепции.

Практическое исследование было проведено нами в 2013 году.

Объектом исследования были подростки с девиантным и социально-нормативным поведениием. В качестве предмета исследования были выбраны особенности самосознания подростков с девиантным поведением.

Для изучения особенностей самосознания у подростков с девиантным поведением нами была отобрана выборка, состоящая из 46 подростков: 23 подростков, стоящих на учете в полиции (экспериментальная группа) и 23 подростков, не стоящих на учете в полиции (контрольная группа).

Результаты проведенного исследования показали следующее:

  1. Для девиантных подростков в целом, характерен более низкий уровень самоотношения, чем для подростков с нормальным поведением. Очень высокий уровень самоотношения, продемонстрированный несколькими девиантными подростками, можно объяснить проявлением психологической защиты.
  2. Подростки с девиантным поведением относятся к себе менее уважительно и более критично чем подростки с нормальным поведением, они склонны ожидать и от других негативного отношения окружающих к себе, в то время как подростки с нормальным поведением воспринимают отношение к себе окружающих более оптимистично.
  3. Девиантные подростки испытывают к себе меньший интерес, чем подростки, которые демонстрируют поведение в рамках социальных норм, потому что испытывают явный дефицит эмоционально-значимых отношений с взрослыми людьми, которые относятся к ним хорошо.
  4. Подростки с поведением в рамках социальных норм, уважают себя, ценят, представляют для себя самого значимый интерес, Они уверены в том, что родители и окружающие взрослые их скорее всего поддержат.

При помощи корреляционного анализа подтвердили наличие взаимосвязей между параметрами и обнаружили различия между связями в экспериментальной и контрольной группах.

Следовательно, можем говорить о подтверждении гипотезы — уровень проявления агрессивности и враждебности и, следовательно, вероятность проявления девиантного поведения взаимосвязаны с самосознанием подростков.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абульханова К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни. Способности сознания / К.А. Абульханова // Мир психологии. – 2004. – №2 (38). – С. 94.
  2. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. к. психол. н. — Казань, 2000. — 24 с
  3. Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток / Р. Т. Байард, Д. Байард. — М.: Академический проект, 2008. — 208 с.
  4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2003. — С.333-393.
  5. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия/ Псков: ПГПИ им.С. М.Кирова, 2004. — 216 с.
  6. Богданова О. С. Причины школьной дезадаптации / О. С. Богданова // Воспитание школьников. – 2004. — № 2. – С.46-49.
  7. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Формирование расстройств личности у несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и безнадзорных. // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2008 (8), № 1 с. 25-41.
  8. Гилинский Я. Девиантность подростков. Теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова. — СПб. : Медицинская пресса, 2001. — 200 с.
  9. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб. : Питер, 2001. — 688 с.
  10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000 – 3-е изд. перер. и дополн. – 184 с.
  11. Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 322 с.
  12. Диденко Е. Рецепт эффективного лидера — 2010.
  13. Елисеев А. В. Расстройства психического развития в детско-подростковом возрасте. Дисс… д-ра мед. наук. Томск, 2006.
  14. Журавлев, Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. – 2002. – № 8. – С.99-101.
  15. Журавлёв А.Л., Соснин В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А.Соснин. — М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008. — 315с.
  16. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  17. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии. // Мир психологии. – 2002. – №2 – С. 19.
  18. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков: справочное пособие / С. А. Игумнов. — Минск: Бел. наука, 2001.-191 с.
  19. Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
  20. Кесельман Л. Социальное пространство наркотизма / Л. Кесельман, М. Мацкевич — СПб. : Медицинская пресса, 2001. -272 с.
  21. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения] / Ю. А. Клейберг. — М.: ГЦ Сфера, 2003. — 160 с.
  22. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю.. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2014. – 288 с Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации / П. С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. – 390 с.
  23. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Кумарина // Социальная педагогика: деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2007. – N 3. – C.79-88.
  24. Кулаков С. А. На приеме у психолога — подросток / С. А. Кулаков. — СПб. : Издательство Рос. гос. пед. университета им. А. И. Герцена, 2001.-350 с.
  25. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей / А. Е. Личко. — Л.: Медицина, 1979. — 336 с
  26. Макушкин Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием. М.: МИА, 2009. —240 с.
  27. Макушина О. П. Методы психологического изучения девиантного поведения / О. П. Макушина. — Воронеж, 2005. — 80 с.
  28. Макушина О. П. Психология зависимости / О. П. Макушина. — Воронеж, 2005. — 79 с.
  29. Менделевия В. Д. Психология девиантного поведения / Д. Менделевич. — М.: Медпресс, 2001. — 432 с.
  30. Нежельский А. Девиантное поведение молодежи в современной России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 72 с
  31. . Павленок П.Д, Руднева М.Я.. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Учебное пособие. – М.: ДРОФА, 2014. – 192 с.
  32. Пасман Т.Б Социальный педагог: от постановки проблемы до ее решения // Псков: Изд-во Центра проектирования «Возрождение». 2002. — 212 с.;
  33. Печникова Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2005. — № 9. — С. 7—8.
  34. Потапова А. В. Школьная дезадаптация и факторы риска ее появления / А. В. Потапова, С. К. Нартова-Бочавер // Народное образование. – 2002. — № 3. – С.36-39.
  35. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста : учеб. пособие. М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
  36. Психотерапия детей и подростков / под ред. X. Ремшмидта; пер. с нем. Т. Н. Дмитриевой. — М. : «Мир», 2010. — 656 с.
  37. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста/Ф.Райс. – СПб.: Питер, 2000. — 291с.
  38. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти: учеб. посбие. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2010. — 651 с.
  39. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  40. Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2000. — 656 с.
  41. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности. Психология самосознания. / Ред. Райгордский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 340 с.
  42. Семенов В. С. Уроки ХХ века и путь в ХХI век: — М., РАНИФ 2000. – 409с.
  43. Столин В. В., Бодалев А. А. Общая психодиагностика. // Издательство «Речь». – 2000. – 440 с.
  44. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  45. Чурюмова Е. Ю. Развитие адаптационного потенциала личности как аспект становления ее субъектности / Е. Ю. Чурюмова // Вопросы психологии. – 2001. — № 6. – 120с.
  46. Шарапановская Е. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция./Сфера – 2005. – 160с.
  47. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 2000. — № 2.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3