Меню Услуги

Особенности применения здоровье сберегающих технологий на уроке классического танца

 Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • ГЛАВА I. Общая характеристика образовательных технологий
  • 1.1. Понятие педагогической технологии
  • 1.2. Классификация технологий и их характеристика
  • ГЛАВА II. Образовательные технологии в работе педагога- хореографа
  •  2.1.Характеристика основных образовательных технологий в хореографии
  • 2.2. Особенности применения здоровье сберегающих технологий на уроке классического танца
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

 

Актуальность работы. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов-хореографов в методах и организационных формах учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе с целью формирования творческой активности детей. Использование педагогических приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы. Поиски новых технологий помогут формированию творческой активности у детей.

В практике обучения и воспитания подрастающих поколений в настоящее время возникают сложные проблемы, связанные с существенным повышением качества педагогического процесса. Требования к качественному уровню сформированной личности будут непрерывно расти, соответственно необходимо постоянно обновлять инструментальные средства педагогики. Сегодня подобной новацией является переход к методам и средствам педагогической технологии как орудию преемственного и неуклонного развития педагогической науки и школьной практики.

Многолетняя практика свидетельствует, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развить ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной дисциплине, поэтому необходима перестройка учебного процесса (29, 3).

В последнее время наблюдается возрастание потребности в одаренных, творчески настроенных педагогах, которые не только глубоко понимают педагогические задачи искусства в обществе, но и владеют необходимыми профессиональными навыками работы с творческим коллективом, без чего невозможно дальнейшее развитие такой востребованной области художественного образования, как сфера хореографического искусства (34,2).

Будущим преподавателям необходимо целенаправленно овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами, потому что именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки(29,3).

Степень научной разработанности проблемы

Анализ состояния разработанности проблемы позволяет сделать вывод, что разработкой педагогических технологий занимались многие выдающиеся педагоги. В частности, у истоков объяснительно-репродуктивных технологий стояли Я.А.Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

Технология «погружения» М.П. Щетинина предполагает некоторую реорганизацию традиционного обучения. Активно технология «готового знания» реализуется в авторской технологии «опорного конспекта» Виктора Федоровича Шаталова.

В XX столетии главным автором и распространителем эвристической технологии стал Дж. Дьюи.

Нередко в педагогической литературе последних лет эвристические технологии именуются «личностно-ориентированными». Так, И.С. Якиманская считает, что технология личностно-ориентированного обучения вполне реализуема в рамках урока, главное, чтобы учитель создавал условия для самостоятельности каждого ученика, максимально использовал субъектный опыт ребенка и применял диалоговые формы обучения(44, 41).

В дидактических работах В.В. Серикова технологическое воплощение личностно-ориентированного обучения находит в базовом технологическом комплексе — «личностно-ориентированной ситуации»(35, 55).

По мнению Н.И. Алексеевой, личностно-ориентированные технологии существенно различаются при работе с разным содержанием обучения(13, 240).

У истоков технологии развивающего обучения стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие. На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали труды Л.С. Выготского.

Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной и др. (21, 322). Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия.

Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А.Г. Ривиным, его учениками и последователями В.В. Архиповой, В.К. Дьяченко, А.С. Соколовым и другими(21, 324).

Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе дано М.В. Клариным(18).

У истоков программированного обучения стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и другие(21, 330).

Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли ученые Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и другие В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шамовой(21, 332).

В основе технологии концентрированного обучения лежит известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология, начиная от П. Блонского, разрабатывалась и использовалась В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским и другими. Психологическое обоснование этой технологии дано Г. Ибрагимовым. Технология гарантированного обучения предложена В.М. Монаховым (21, 335).

Объектом исследования являются образовательные технологии, используемые в учебной практике системы художественного образования.

Предмет исследования— особенности применения образовательных технологий в работе педагога-хореографа.

Цель выпускной квалификационной работы- определение и анализ основных образовательных технологий, применяемых в работе педагога-хореографа.

Задачи исследования:

— систематизировать и обобщить литературу, соответствующую теме работы;

— охарактеризовать образовательные технологии;

— рассмотреть применение образовательных технологий в работе педагога-хореографа;

— проанализировать практический опыт педагогов-хореографов и сделать соответствующие выводы по теме работы.

Базой исследования явился Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Егорьевске- Колледж педагогики и искусства.

Практическая значимость работы

Материалы работы могут быть использованы в работе педагогов-хореографов, в учебной и практической деятельности студентов-хореографов, руководителей хореографических коллективов.

Методы исследования

В ходе исследования использовались методы наблюдения за студентами и преподавателями в ходе занятий хореографией, анализ литературы по заявленной теме, обобщение результатов исследования, изучение и анализ практического опыта педагогов-хореографов.

Структура работы

Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературы и Приложений.

В Первой главе дается общая характеристика образовательных технологий, приводится их классификация.

Во Второй главе рассматриваются образовательные технологии, применяемые в работе педагога-хореографа, проводится их анализ, а также рассматривается применение здоровьесберегающей технологии на уроке классического танца.

В Заключении представлены выводы по результатам предпринятого исследования.

 

ГЛАВА I. Общая характеристика образовательных технологий

1.1 Понятие педагогической технологии

 

Педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (21,135).

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

— цели обучения;

— содержание обучения;

— средства педагогического взаимодействия;

— организация учебного процесса;

— ученик,учитель;

— результат деятельности.

Существует множество определений сущности педагогических технологий. Технология- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (45, 2).

Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). Технология обучения- это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов)(41, 112). Педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)(24, 78). Педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)(5, 42). Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков)(10, 39). Педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов)(26, 44). Педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология- системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). Педагогическая технология- содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г.К. Селевко)(33, 14).

Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И.Шамова и Т.М. Давыденко)(42, 13) (Приложение 1).

Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основных подхода к определению технологии обучения.

При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (например, технология отработки навыка устного счета, технология организации групповой деятельности и др.). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии — они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. Использование понятия «технология» в этом смысле не конкретизирует процесс обучения.

Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П.Беспалько, являются учащиеся и преподаватели. Технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Несмотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, так как технология включает в себя не только методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса), но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения.

В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, но как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм.

Как мы видим, наиболее часто встречаемые в педагогической литературе 90-х гг. подходы к понятию «технология» также не дают ответа на вопрос о ее отличии от методики. Для того чтобы это отличие обнаружить, необходимо взглянуть на технологию под другим углом зрения. (36, 136)(Приложение 2). Если перенести смысл термина «технология» в педагогику, тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека.

Таким образом, педагогическая технология это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

При всем многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и другие), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, В.В. Шейман и другие).

Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х гг. XX столетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли и другие. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдиева, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и других.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством.Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство(21,318).

Специфика гуманитарных педагогических технологий состоит в том, что они акцентируют внимание преподавателя на характере егособственной деятельностипо педагогической помощи в самостановленииученика, а не на том, каким должен стать ученик. Соответственно, особенно тщательно прорабатываются приемы педагогического воздействия как «прикосновение к личности» обучающегося. (14, 9)

Обобщая сказанное, можно выделить следующие признаки педагогической технологии:

— признак целиконкретность и диагностичность цели, достижение которой гарантирует данная технология;

— признак диагностичности- обеспеченность технологии диагностическими средствами, которые помогают педагогу отслеживать и корректировать процесс и результаты педагогических воздействий;

— признак структурности законосообразная логика и жесткая соподчиненность использования в технологии приемов и методов (алгоритм деятельности педагога);

— признак оптимальностиналичие перечня условий, ограничивающих сферу применения или результативность технологии (например, возрастные границы, наличие определенных технических средств).

Создание технологий является одним из способов творческого самовыражения и роста мастерства педагога; при этом они должны соответствовать признакам педагогической технологии. Подбирая методы обучения и воспитания, исходя из индивидуальных особенностей своих учащихся, педагогу необходимо принимать их различия как преимущество, а не как проблему или препятствие.

Прежде чем реализовать технологию, педагогу следует хорошо усвоить ее цели, содержание и обеспечить организацию и проведение в соответствии с ее основным замыслом.

 

1.2. Классификация технологий и их характеристика

 

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко, Т.Н. Шамовой и Т.М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко(33, 24).(Приложение 3)

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и другие.

И наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с профессиональной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильиной и другие.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и другие.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Пузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и другие.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и другие.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и другие.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования A.M. Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и другие) (22, 182).

Рассмотрим также иные модели обучающих технологий.

Педагоги активно используют игровую технологию в обучении и воспитании. Определить более или менее точную последовательность разработки игровой технологии весьма сложно, т.к. в одних случаях у координатора есть возможность использовать реальную документацию и компьютерную технику, а в других приходится проводить игру, опираясь только на понимание ее необходимости для участников. Кроме того, в игре невозможно в деталях предсказать действия ее участников, нельзя смоделировать все ситуации, которые могут возникнуть по мере ее развития. И тем не менее, игра должна быть разработана и формально описана для последующего использования. Этапы разработки игровой технологи позволяют заинтересованному преподавателю самостоятельно оформить идею новой игры, грамотно описать ее в соответствующих документах, качественно подготовить и провести с конкретной группой учащихся.

Технология обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Педагогика сотрудничества- эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах:

-взаимозависимость членов группы;

— личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

— совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

— общая оценка работы группы.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения.

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же, чтобы уделять внимание обучению культуре общения, важно приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, обучая своих учеников:

-взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

-работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

-вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

-полностью осознавать, что совместная работа в группах-это серьезный и ответственный труд.

Система инновационной оценки «портфолио».К числу современных образовательных технологий можно отнестии систему инновационной оценки «портфолио».

Важная цель портфолио- представить отчет по процессу образования, увидеть «картину» значимых образовательных результатов,в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способностьпрактически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

— поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

— развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)деятельности учащихся;

— формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

— содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

— закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

Введение портфолио повышает образовательную активность обучающихся,уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения более верными и ответственными.

Информационно-коммуникативные технологии. При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция- ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет.

Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ:

— создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственныхвысокопрофессиональных педагогических кадров,образовательных ресурсов и пр.;

— повышается науко емкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники;

— значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования;

— становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.

Здоровье сберегающие технологии. Цель здоровье сберегающей педагогики- обеспечить выпускнику образовательной организации высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум.

Реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье(15,7).

Многообразие педагогических технологий- это одна из характеристик действительности, в которой находятся современные педагоги. Технологии, построенные на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, в наибольшей степени позволяют раскрывать значимость гуманитарных ценностей: открытости, достоинстве и справедливости человека, пребывающего в различиях взаимозависимого мира(7,14).

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

 

ГЛАВА II.Образовательные технологии в работе педагога-хореографа

2.1. Характеристика основных образовательных технологий в хореографии

 

Хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического образования. На занятиях хореографией происходит всестороннее обучение на основе гармоничного сочетания танцевального, музыкального, физического и интеллектуального развития.

Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, новых форм и методов воспитания и обучения, отвечающих настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающей самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющей выразить свой замысел в творческой деятельности – ведущая задача педагога-хореографа.

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов к подготовке участников хореографических коллективов.

К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии (2, 278).

Актуальностьиспользования инновационных технологий на занятиях обусловлена тем, что для современной образовательной практики характерно требование к повышению уровня знаний и практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога (31).

Анализ опыта работы педагогов-хореографов позволяет сделать вывод, что ведущими технологиями являются технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Данные технологии позволяют организовать обучение детей в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии может включать индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. В своей работе хореографы, как правило, используют следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для учащихся, не усвоивших пройденный материал, отстающими обучающимися).

Как было рассмотрено выше, Л.В. Занков разработал систему развивающего обучения, в которой на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой учащимися в ходе их учебной деятельности.

Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим, ранее достигнутый органически включается в образование более высокого. Также и в хореографии применяется принцип «от простого к сложному», последовательная и систематичная работа (8).

Внедрение в учебный процесс интегрированных занятий, индивидуальных занятий с элементами импровизации является отличительной чертой современной педагогической практики. В процессе обучения возникла необходимость дополнить интегрированные занятия элементами импровизации. Это позволило обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично», выступить в роли «новатора» в любом виде искусств.

Рассмотрим ряд образовательных технологий, применяемых в современной практике обучения хореографии.

Диагностические технологии. Технологии, позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания.

Технологии создания художественного образа.Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние,но внутренние ограничения. Образ — это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу. Коллективное прослушивание музыкального произведения, нахождения образа или идеи произведения, совместное творчество.

Интегрированные занятия. Обоснование введения интегрированных занятий по хореографии составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов искусств, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов искусств, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, окружающего мира. Учитывая принцип дидактики, учебный материал для занятий отбирается с точки зрения его доступности, жизненности, практической воспитательной направленности. Преимущество интегрированных занятий:

— повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

— способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

— способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

— способствуют развитию музыкальных умений и навыков;

— позволяют систематизировать знания;

— способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

— обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.

В процессе чтения чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций. Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных произведений способствуют развитию музыкальных умений и навыков. Изображение художественных образов танца помогает учащимся понять смысл танца, характер образов и стиль исполнения.

Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту(31).

Технология игрового обучения применяется в коллективах детей младшего школьного возраста. Хореографами разрабатываются комплексы упражнений в игровой форме, которые помогают удержать интерес воспитанников и включают их в активную работу.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, имитационные и игры-драматизации.

На начальных этапах обучения хореографии игры имеют характер как свободной деятельности (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии для развития чувства ритма, пластики, эмоционального раскрытия, координации движений и т.д. Дети прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом.

Информационные технологии.Кроме традиционных форм и методов проведения занятий могут быть использованы при обучении такие методы, как:

— методика работы с Интернет — технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);

— методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств MicrosoftOffice (создание банка данных, электронных таблиц);

— методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств MicrosoftOffice (создание рекламных проспектов, буклетов, фото-коллажа и т.д.);

— методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);

— методика использования обучающих видеопрограмм (видеопособие«Азбука классической хореографии» и др.).

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографией.

В хореографическом искусстве традиционная форма передачи информации от учителя к ученику основана на демонстрации. В связи с этим при изучении хореографических дисциплин приобретают актуальность современные электронные технологии визуальной подачи материала.

Устоявшиеся формы хореографии также широко используют видеотехнологии в качестве основы для создания методических материалов (1,8). Это в большей степени связано с упрощением в настоящее время процесса их использования и постоянным пополнением списка видеозаписей семинаров, мастер-классов и различных вступлений. Распространение цифровых технологий видеозаписи намного упрощает использование подобной формы учебных материалов, делает его общедоступным.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

 Страницы:   1   2