Меню Услуги

Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику Евразийского экономического союза

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Дипломная работа

Предмет: Экономика

Тема: Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику Евразийского экономического союза

ВВЕДЕНИЕ

Инвестиции, являясь инструментом регулирования финансово-экономических отношений как на макроуровне (социально-экономическое развитие  страны в целом), так и на микроуровне (финансово-хозяйственная деятельность предприятий),  способствуют решению ряда важных задач. Инвестиции способствуют более быстрой интеграции российской экономики в мировую экономику, воспроизводству и перераспределению производительных сил в интересах более равномерного развития территорий, освоению передового инновационного и технологического опыта, достижению положительного социального эффекта. При этом в России условия для осуществления инвестиционной деятельности инвестора в настоящее время далеки от идеальных. Тем не менее, отмечается, что в стране созданы необходимые предпосылки для улучшения инвестиционного климата.

Сложность решаемых задач обуславливает важность изучения   категории инвестиций, а так же изучения и применения накопленного международного и отечественного опыта привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата регионов. Одной из главных причин необходимости изучения этих вопросов  является бурный рост российского инвестиционного рынка и сравнительно небольшой период масштабного изучения данной  проблемы.

Вопросы инвестиций как общей экономической категории изучались в трудах   H.H. Вознесенской, В.В. Гущина, A.B. Майфата, A.A. Овчинникова,   и других ученых.  Ученые и аналитики до сих пор не пришли к согласию относительно сути инвестиций, сойдясь, тем не менее, на мнении что финансово-экономическая категория «инвестиции» достаточно сложный инструмент, который требует дальнейшего изучения и научного осмысления в целях определения эффективных методов совершенствования управления инвестициями, снижения инвестиционных рисков и формирования положительного инвестиционного климата.

 

Глава 1. Иностранные инвестиции в мировой экономике

Формы иностранных инвестиций могут быть самыми разными. В зависимости от формы собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции разделяются на государственные, частные и смешанные соответственно. [5, с.85] Государственные инвестиции — это средства государственных бюджетов, которые направляются за пределы страны для решения вопросов правительственных или межправительственных организаций.  Такие средства могут предоставляться в нескольких видах: государственные займы, кредиты, гранты, помощь. Частные (негосударственные) инвестиции — это средства частных инвесторов, которые вложены в объекты инвестирования, размещенные за пределами данной страны. И, наконец, смешанные иностранные инвестиции – это вложения за рубеж, которые осуществляются совместно государством и частными инвесторами.

Другой важной классификацией иностранных инвестиций, которая используется при их анализе, является деление инвестиций на прямые, портфельные и прочие. [5, с.86]

Прямые иностранные инвестиции включают в себя вложения (инвестиции) иностранного капитала, которые сделаны физическими или  юридическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими более 10% его доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале, созданной или вновь создаваемой на территории РФ коммерческой организации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ. Составными элементами прямых инвестиций являются: кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия,  взносы в уставный капитал, финансовый лизинг, прочие прямые инвестиции. [3, с.16]

Портфельные иностранные инвестиции определяются как  вложения иностранного капитала, которые сделаны зарубежными инвесторами в объеме менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями, не дающие право вкладчикам на управление предприятием, а также акции, облигации, векселя и другие ценные долговые бумаги собственного и заемного капитала. [3, с.17]

Что касается прочих инвестиций, то в их составе можно выделить торговые кредиты, которые предполагают предварительную оплату и предоставление кредитов для импортно-экспортных операций; прочие кредиты,  которые были получены от международных финансовых организаций (например, кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства Российской Федерации; банковские вклады и т.п.). [3, с.18]

Таким образом, можно сделать вывод, что к иностранным инвестициям следует относить все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются инвесторами из-за рубежа, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и другой деятельности с целью получения прибыли. Сегодня можно констатировать, что иностранные инвестиции представляют собой неотъемлемую часть современных экономических отношений. Именно с помощью иностранных инвестиций национальная экономика во многом развивается, в нее вносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, что, в свою очередь, обеспечивает иной и более значительный экономический эффект в сравнение с возможностями отечественного предпринимательства. Главным образом по этому иностранные инвестиции служат решающим фактором открытия национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.

Безусловно, Российская Федерация также заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в самом разном виде: в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. Но до 1998г. это все было на уровне выступлений и лозунгов, без принятия каких-либо законодательных решений и без формирования целенаправленной эффективной политики в области привлечения иностранных инвестиций.  Основным законодательным актом того времени был закон РСФСР № 1008 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», который, в свою очередь, постоянно редактировался и изменялся в силу того, что так и не мог  регулировать инвестиционные отношения в полном объеме, согласно условиям рыночной экономики и мировой конкуренции. Пожалуй, окончательно только финансовый кризис 1998 года выявил и показал фундаментальные и укоренившиеся недостатки правового регулирования иностранных инвестиций [5, с.97].

Сегодня все нормативные правовые акты России в области регулирования иностранных инвестиций можно разделить на три группы. К первой группе относятся нормативные правовые акты, которые направлены на регулирование общих (базовых) аспектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в целом.  К таким нормативным правовым актам, в первую очередь, относится Конституция Российской Федерации, нормативный правовой акт, который имеет наивысшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Отдельные нормы, регулирующие прямо или косвенно инвестиционную и предпринимательскую деятельность, содержатся в Гражданском Кодексе РФ,  а общие положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.).

Вторая группа нормативных правовых актов включает в себя законопроекты, прямо регулирующие отдельные направления инвестиционной деятельности. Так, базовым документов, регулирующим отношения в этой области, является Федеральный Закон от 9 июля 1999 года № 160 — ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Важность данного нормативного правового акта заключается в том, что он на законодательном уровне регулирует прямые иностранные инвестиции, а также гарантирует предоставление государственных гарантий иностранным инвесторам в определенных случаях, различных таможенных и налоговых льгот, а также гарантирует создание особого  правового режима. Данные закон распространяет свое влияние на все сферы, за исключением: банковской, кредитной, страховой деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. [2, с. 20]

Еще одним федеральным законом, который регулирует деятельность иностранных инвесторов в России, является Закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с изменениями от 24 июля 2007 года. Данный нормативный правовой акт формулирует экономические, правовые и социальные основы инвестиционной деятельности в России в форме капитальных вложений, а также устанавливает определенные гарантии равной защиты прав иностранных инвесторов, защиты их  интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от их форм собственности. С точки зрения правового регулирования этот федеральный закон представляет собой  важный стимул развития инвестиционной деятельности и гарантом обеспечения государством гарантий прав инвесторов.

Отношения в сфере иностранных инвестиций в секторе добычи полезных ископаемых регулирует Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.). Данный нормативный правовой акт устанавливает правовые основы отношений, возникающие в процессе осуществления российскими и иностранными субъектами инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. [2, с.22]

Концессионные соглашения в РФ регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», то есть  отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений. Данный нормативный правовой акт устанавливает также гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, которые касаются и прав иностранных инвесторов.

Инвестиционные отношения в особых экономических зонах находятся под регулированием Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Вопросы  осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) регулируются, в свою очередь,  отдельными нормами Гражданского Кодекса и Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Последняя (третья) группа  нормативных правовых актов, регулирующая иностранные инвестиции в РФ, содержит нормативные акты, которые регулируют отдельные вопросы деятельности организаций с участием иностранных инвестиций. К данной группе законодательных актов можно отнести: Таможенный кодекс Таможенного союза, Налоговый кодекс РФ, Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе», который устанавливает отдельные таможенные, тарифные и налоговые выплаты для предприятий; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», устанавливающее льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.

Отдельные вопросы и аспекты государственной регистрации в России иностранных инвесторов в качестве юридического лица либо регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в рамках Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Помимо федеральных законов РФ и постановлений правительства большую роль в регулировании иностранных инвестиций играют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации. Стоит также отметить, что правовое регулирование иностранных инвестиций в России, также как и во многих странах мира, осуществляется в соответствии с международными договорами и с соблюдением норм международного права.

Говоря о таких многосторонних договорах с участием России особо стоит отметить Сеульскую конвенцию, Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Вашингтонскую конвенцию, Европейскую энергетическую хартию.

Основная идея таких соглашений заключается в том, что существует необходимость в установлении обязательств между государствами в поощрении создании благоприятные условия для инвестиций; обеспечении надлежащей защиты иностранной собственности; предоставлении инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемую валюту; рассмотрении споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже.

В заключение данной части стоит еще раз отметить, что все названные основы правового регулирования иностранных инвестиций в России указывают на то, что российские законодатели и государственные деятели заинтересованы в создании благоприятных и привлекательных условий для создания инвестиционного климата в стране, для привлечения иностранных инвестиций в Россию, для активизации инвестиционного процесса. Но нельзя забывать, что при этом важную роль в инвестиционной привлекательности той или иной национальной экономики играет местно законодательство, которое, в свою очередь, нуждается в постоянном совершенствовании, актуализации и модернизации в соответствие с современными условиями. Особенно это касается  совершенствования налогового, предпринимательского, таможенного, корпоративного и инвестиционного законодательства России.

Прикрепленные файлы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Osobennosti_privlecheniya_inostrannyh_investiciy_-_kopiya

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы: