Меню Услуги

Особенности профилактики внутрибольничной инфекции в нейрохирургическом отделении. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.3. Основные направления и организация профилактики внутрибольничных инфекций

 

В соответствии с Концепцией профилактики ВБИ [Покровский В.И. и др., 1999] можно выделить несколько основных направлений.

  • Оптимизация организации эпидемиологического наблюдения (ЭН) за ВБИ представляется базой эффективной профилактики и борьбы с ВБИ. Только при четком мониторинге за динамикой эпидемического процесса, распространением возбудителей ВБИ, при слежении за факторами и условиями, влияющими на их распространение, анализе полученной информации возможна разработка научно обоснованной системы мер борьбы с ВБИ и их профилактики. ЭН гарантирует подготовку, передачу и исследование данных с целью принятия соответственных административных заключений и исполняется с учетом особенности разных видов ЛПУ.
  • Улучшение лабораторной диагностики и прогноза возбудителей ВБИ подразумевает оптимизацию системы взятия и доставки клинического материала в лабораторию; улучшение способов выделения и идентификации микробов — возбудителей ВБИ;
  • Увеличение производительности дезинфекционных мероприятий. Профилактика ВБИ в ЛПУ содержит в себе ансамбль дезинфекционных событий, нацеленных на ликвидирование патогенных и условно–патогенных микробов на объектах в окружении больного, продуктах медицинского предназначения.
  • Увеличение производительности стерилизационных мероприятий. Принципиальным звеном обслуживания ВБИ в ЛПУ считаются стерилизационные мероприятия, нацеленные на ликвидирование всех вегетативных и споровых форм микробов в воздухе функциональных помещений и палатных секций, на объектах в окружении больного и изделиях медицинского применения.
  • Модернизирование процесса предстерилизационной чистки изделий может быть осуществлено с помощью исследования и введения установок, процесс чистки в которых исполняется методом обработки изделий моющими либо моюще–антисептическими средствами в купе с ультразвуком.
  • Заслуживает внимания продолжение исследовательских работ по оценке внедрения уф-излучения для обеззараживания воздуха в многофункциональных зданиях ЛПУ в пребывании и в отсутствии больных.
  • Оптимизация мер борьбы с ВБИ разными способами передачи подразумевает определение основных профилактических и противоэпидемических событий при разных группах инфекций в стационарах разного профиля;
  • Оптимизация основ профилактики ВБИ медперсонала подразумевает обследование медперсонала на присутствие заразных болезней при приеме на работу и появлении вспышек ВБИ;
  • Раскрытие и учет ВБИ на базе определения стереотипного варианта ВБИ в процессе диспансерного исследования;
  • Определение причин риска и групп риска посреди персонала в разных типах стационаров;
  • Эпидемиологический анализ заболеваемости ВБИ и носительства эпидемиологически важных микроорганизмов у медицинского персонала по этиологии, локализации патологического процесса с определением основных обстоятельств и причин, обеспечивающих распространение ВБИ;
  • Организацию специфической профилактики среди медперсонала;
  • Обеспечение и обучение применению средств персональной защиты при уходе за больными;
  • Исследование и использование эпидемиологически неопасных технологий выполнения лечебных и диагностических процедур;
  • Обучение медицинских работников (врачебного персонала, среднего звена медицинских работников, младшего персонала) вопросам эпидемиологии и профилактики ВБИ в разных типах стационаров;
  • Оценку эффективности проведенных профилактических мероприятий и оценку эффективности лечения медицинских работников с ВБИ [28].

В проблемах профилактики ВБИ в ЛПУ обязаны проводиться 3 главных условия:

1) сведение к минимальному количеству способности заноса инфекции;

2) исключение внутригоспитальных заражений;

3) исключение выноса инфекции за границы ЛПУ.

Организация профилактики в ЛПУ содержит в себе широкий комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий:

1) оптимальная организация приема и санитарной обработки больных при поступлении в стационар (сортировка, работа фильтра, тщательный сбор анамнеза);

2) адекватно санкционированная система ухода за больными, исключающая вероятность как перенесения инфекции обслуживающим персоналом, так и заноса ее снаружи;

3) увеличение квалификации медперсонала (персонал должен знать клиническую картину заразных заболеваний, источники, пути их распространения);

4) своевременная изоляция больных с подозрениями на инфекционное заболевание;

5) контроль над состоянием самочувствия медперсонала;

6) серьезное соблюдение работающих директивных документов по профилактике ВБИ;

7) организация ЦСО в стационаре;

8) своевременное и высококачественное проведение дезинфекционно-стерилизационного режима;

9) обеспеченность ЛПУ нужной численностью разового и многоразового инвентаря;

10) соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и увеличение санитарной культуры медицинского персонала [31].

Санитарно-эпидемиологический режим (СЭР)–комплекс мероприятий, проводимый в больнице с целью предупреждения ВБИ и создания оптимальных гигиенических условий пребывания больных и быстрейшего их выздоровления (т. е. СЭР–это все перечисленные мероприятия по профилактике ВБИ).

Контроль за санитарно-эпидемиологическим режимом в ЛПУ и др. учреждениями для предотвращения ВБИ, называется инфекционным контролем и осуществляется медицинским персоналом, начиная от главного врача ЛПУ до медицинской сестры лечебного или др. отделения, а также сотрудниками центра гигиены и эпидемиологии [33].

Основной путь профилактики ВБИ это разрушение цепочки инфекции (воздействие на разные звенья эпидемического процесса)

Способы разрушения цепочки инфекции:

  • Осуществление действенного контролирования за ВБИ (инфекционный контроль).
  • Изоляция источника инфекции.
  • Уничтожение возбудителей инфекции (дезинфекция и стерилизация)
  • Прерывание путей передачи.
  • Повышение стойкости организма (иммунитета) человека.

Комплексные эпидемиологические события обязаны быть ориентированы на все 3 звена эпидпроцесса, также, нужно проведение комплекса медицинских мер: убавление травматичности медицинских вмешательств, антибиотикопрофилактика ВБИ и др. [31].

Во главе этой всей многогранной работы стоит медсестра, которая организует, выполняет и отвечает за соблюдение событий по профилактике ВБИ, а корректность деяний медсестры, будет находиться в зависимости от ее познаний и фактических способностей.

Ответственное отношение и тщательное исполнение медперсоналом притязаний противоэпидемического режима предупредит профессиональную заболеваемость служащих, а данное даст возможность понизить риск болезни ВБИ и сберечь самочувствие пациентов.

Противоэпидемические мероприятия в ЛПУ, нацеленные на профилактику ВБИ, предугадывают дезинфекцию объектов среды, имеющих значение для распространения заразных болезней, и стерилизацию продуктов медицинского назначения [34].

Задачи по профилактики ВБИ среди медперсонала:

1) организация санитарно-эпидемиологического надзора за ВБИ медперсонала (учет и регистрация);

2) изыскание и внедрение профилактических и противоэпидемических мер по охране медперсонала от ВБИ (предупреждение артифициальных заражений):

  • обширное внедрение разовой медицинской одежды;
  • использование кожных антисептиков;
  • обширное использование средств персональной охраны (очки, щитки, экраны, маски – носить менее 2 часов, при смачивании сменить)
  • организация специфической и экстренной профилактики медперсонала.

Вакцинация – данное стратегическое направление в борьбе с ГВ, дифтерией и столбняком;

3) введение в лечебный процесс неопасных в эпидемиологическом отношении мед технологий;

4) исследование эталонов медицинских манипуляций.

правила индивидуальной гигиены

  1. Каждодневные гигиенические процедуры, ногти обязаны быть коротко острижены и вовсе не покрашены лаком.
  2. Защита рта и носа (насколько возможно разовыми салфетками) и поворот головы в сторону от окружающих в близи людей при чихании.
  3. Мытьё рук до и после исполнения манипуляций, в том числе, если они сделаны в перчатках.
  4. Косметика должна быть умеренной, украшения не должно быть.
  5. Кольца, браслеты до работы снимают.
  6. Опрятная медсестра вызывает доверие больного, и в её пребывании он ощущает себя более уверенно и безмятежнее [35].

Требования к условиям труда медицинского персонала. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630 – 10) [1].

Медицинский персонал обязан проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, с оформлением акта заключительной комиссии. Профилактическая иммунизация персонала ведется согласно с государственным и региональным календарем профилактических прививок.

В целях профилактики гемоконтактных зараз перчатки нужно надевать перед всеми парентеральными манипуляциями у больного. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук.

Персонал поддерживается средствами индивидуальной охраны в подходящем количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и т.д.) в зависимости от профиля филиала и характера выполняемой работы.

Медперсонал обязан быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью согласно с табелем оснащения, более 3 комплектов спецодежды на 1-го работающего.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Стирка одежды персонала должна проводиться централизовано и отдельно от белья больных.

Смена одежды в подразделениях хирургического и акушерского профиля исполняется раз в день и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля – 2 раза еженедельно и по мере засорения. Сменная обувь персонала, работающего в зданиях с асептическим режимом должна быть из нетканого материала, легкодоступного для дезинфекции.

Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь, а также для инженерно-технических работников.

В процессе проведения манипуляций больному персонал не может вести записи, дотрагиваться до телефонной трубке и т.д.

На рабочем месте не разрешено принимать пищу.

Нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами ЛПУ запрещено.

Для ухода за кожей рук использовать смягчающие и защитные кремы, обеспечивающие эластичность и прочность кожи.

Всех пациентов необходимо рассматривать как потенциально инфицированных ВИЧ и другими передаваемыми с кровью инфекциями.

Универсальные меры предосторожности:

  • Мыть свои руки до и после любого контакта с больными.
  • Рассматривать кровь и водянистые выделения всех больных как потенциально зараженные и действовать с ними исключительно в перчатках.
  • Сразу после применения помещать использованные шприцы и катетеры в особые контейнеры для утилизации острых вещей, не снимать со шприцев иглодержатели с иглами и не производить манипуляций с использованными иглами.
  • Воспользоваться средствами для защиты глаз и масками для избегания вероятного попадания брызг крови либо водянистых выделений в лицо (в период хирургических операций, манипуляций, катетеризации и лечебных процедур).
  • Принимать на вооружение особую влагонепроницаемую одежду для защиты тела от вероятного попадания брызг крови либо водянистых выделений.
  • Рассматривать все белье, запачканное кровью либо водянистыми выделениями, как потенциально инфицированное.
  • Рассматривать все эталоны лабораторных анализов как потенциально зараженные. Шаблонные меры предосторожности ориентированы на понижение риска перекрестной инфекции среди больных, также на минимизацию риска профессионального инфицирования:
  • Впоследствии контакта с хоть какими либо биосубстратами организма (кровью, жидкостями организма, секретами, экскретами) и контаминированными вещами руки моют с мылом.
  • После снятия перчаток и между контактами с пациентами, руки моют с мылом или обрабатывают кожным антисептиком.
  • В случае если при осмотре больного либо проведении манипуляции вероятен контакт с биологической жидкостью, слизистыми оболочками, поврежденной кожей и контаминированными вещами, нужно надевать перчатки.
  • Острые вещи скидывают после применения в не прокалываемые контейнеры.
  • Мероприятия по чистке, дезинфекции и стерилизации медицинского инвентаря и оборудования проводят согласно с действующими нормативными документами.
  • При проведении искусственного дыхания необходимо избегать дыхания рот в рот [23].

 

 

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

2.1. Краткая характеристика ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница»

 

ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница» — это главное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение области, являющееся организационно-методическим центром для всех ЛПУ области.

В структуру областной клинической больницы входят: кардиология, неврология, гастроэнтерология, пульмонология, ревматология, аллергология, гематология, нефрология, эндокринология, нейрохирургия, хирургия (в том числе гнойная хирургия), урология, травматология, ортопедия, комбустиология (ожоговая медицина), оториноларингология, челюстно-лицевая хирургия, сосудистая хирургия, кардиохирургия, торакальная хирургия, инфекционные болезни, акушерство и гинекология, патология новорожденных, реанимационная помощь (в том числе реанимация новорожденных).

Круглосуточный стационар учреждения составляет 720 койко-мест; 24 койко-места занимают реанимационные больные и 10 коек — филиал «Соловецкая участковая больница».

Областная клиническая больница — одна из ведущих научных и учебных баз, в которой развернуто семь кафедр и два курса СГМУ.

Нейрохирургическое отделение – это специализированное отделение, спецификой которого являются пациенты с травмами и заболеваниями центральной и периферической нервной системы. Отделение было создано в 1965 году на базе Архангельской областной клинической больницы, где оказывается круглосуточная срочная, плановая, и консультативная медицинская помощь.

Располагается отделение на 3 этаже нового семиэтажного хирургического корпуса и имеет в своём составе 30 коек, размещённых в удобных 1,2,3 местных палатах, оснащённых палатной сигнализацией. Имеются две палаты интенсивной терапии, одна палата оснащена системой центральной подачи кислорода.

Отделение предназначено для оказания плановой и экстренной помощи взрослому населению Архангельской области. Для этого в условиях нового хирургического корпуса больницы имеется широкий спектр диагностических и лечебных служб. Операции проводятся в специализированной операционной, единого операционного блока, который оснащён самым современным оборудованием.

В отделении организовано: три сестринских поста, один перевязочный кабинет, процедурный кабинет, кабинет заведующего отделением, кабинет старшей медицинской сестры, ординаторская, комната для отдыха медицинского персонала, кабинет сестры-хозяйки, ванная комната, санузлы для пациентов находятся в палатах.

Отделение возглавляет врач-нейрохирург высшей квалификационной категории, заслуженный врач России, кандидат медицинских наук [25].

Укомплектованность кадрами на сегодняшний день можно увидеть на таблице 1.

Таблица 1. Укомплектованность кадрами НХО(Абс.ч., %)

   Штат Физических лиц  Занято  % укомплектованность
Зав.отделением 1 1 1 100%
Врач невролог 1 1 1 100%
Врач нейрохирург 7,5 6 6 80%
Сестринский персонал 20,25 19 19 94%
Младший персонал 13,5 11 12 81%

 

Из таблицы можно сделать вывод, что по врачебному составу ситуация в настоящий момент не очень благополучная. Но необходимо отметить, что в настоящее время на базе отделения проходят ординатуру по нейрохирургии 5 молодых специалистов, 2 из которых в дальнейшем планируют остаться работать в отделении. Укомплектованность средним и младшим медперсоналом не полная, особенно не хватает санитаров в основном из-за низкого уровня заработной платы, которая не соответствует моральным и физическим затратам в отделении.

В больнице функционирует многопрофильное отделение реанимации, где выделено две палаты для нейрохирургических больных. Отделение укомплектовано современной дыхательной аппаратурой, мониторами, имеется возможность качественной электрофизиологической оценки функционального состояния головного мозга и мозгового кровообращения.

В нейрохирургической операционной имеется основное оборудование, инструментарий, преимущественно импортного производства (Германия, США), позволяющие выполнять плановые и экстренные вмешательства больным практически со всем спектром нейрохирургической патологии.

Отделение оказывает все виды плановой и срочной высококвалифицированной нейрохирургической помощи: операции при повреждениях черепа, головного мозга, позвоночника и спинного мозга в остром периоде и пластику дефектов черепа современными материалами (титан, искусственная кость) в последующем периоде.

Операции при доброкачественных и злокачественных опухолях головного и спинного мозга с использованием нейронавигации, транскортикальной УЗИ локации, нейромониторинга. Опухоли гипофиза оперируются эндоскопическитрансназально (через полость носа);

Клипирование аневризм сосудов головного мозга, хирургическое лечение геморрагических инсультов.

Операции проводятся для жителей Архангельской области и России за счет полиса ОМС и ДМС, квот на высокотехнологичную помощь министерства здравоохранения Архангельской области и платно для жителей иностранных государств [25].

 

2.2. Анализ показателей работы НХО за 2013-2015гг.

 

Пациенты поступают в отделение с различной тяжестью заболеваний.

В отделении ведется как плановый прием пациентов, так и экстренная госпитализация.

Показатели работы отделения за 2013-2015 гг. представлены в табл. 2

Таблица 2.Показатели работы нейрохирургического отделения за 2013-2015 гг.(Абс.ч., %)

2013 год 2014 год 2015 год
Число коек

Пролечено больных

Работа койки в году

Средний койко-день

Оборот койки

Летальность общая

Количество оперированных больных

Число операций

из них срочных

Хирургическая активность

Послеоперационные осложнения

Послеоперационная летальность

Средний дооперационный койко-день

45,0

1029,0

275,0

12,2

22,8

2,2

440,0

452,0

112,0

44,0

47,0

4,3

9,7

 30,0

864,0

361,0

12,6

28,8

2,4

510,0

497,0

85,0

59,0

43,0

3,3

4,9

 30,0

804,0

390,0

15,2

26,8

4,7

582,0

607,0

146,0

72,3

62,0

4,2

4,3

 

За три года количество коек уменьшилось с 45 до 30. Пролечено больных в 2013 больше на 21,9%, чем в 2014 и в 2015гг. Длительность работы койки за три года повысилась с 275 до 390 дней, оборот койки очень высокий. Среднее пребывание больного на койке повысилось на 3,0%. Общая летальность за три года увеличилась на 2,5%. Количество оперированных больных в 2015 по сравнению с 2013 оказался выше на 34,3%. Хирургическая активность увеличилась в 2015 год на 28,3%. Увеличились, по сравнению с 2013 годом послеоперационные осложнения с 47,0%до 62,0%. Послеоперационная летальность в 2013 оказалась выше, чем в 2014 на 25,0%, и практически одинакова по сравнению с 2015 годом.

Количество больных по нозологическим группам, пролеченных за 2013- 2015 гг, представлено в таблице 3.

Таблица 3.Структура пациентов по нозологии за 2013-2015 гг. (Абс.ч., %)

Нозологические группы 2013 2014 2015
1.     Опухоли центральной нервной системы.

2.     Сосудистые заболевания центральной нервной системы

3.     Воспалительные заболевания

4.     Дорсопатии

5.     Прочие заболевания центральной нервной системы

6.     Аномалии центральной нервной системы

 

117 (11,0)

 

35 (3,3)

 

20 (1,9)

 

315 (26,7)

 

14 (1,3)

178 (14,5)

 

45 (3,5)

 

29 (2,2)

 

408 (33,6)

 

25 (1,9)

 

20 (1,5)

196 (16,4)

 

67 (5,8)

 

18 (1,6)

 

342 (28,6)

 

18 (1,7)

 

9 (0,9)

 

Заболевания нервной системы (общее кол-во)

 

501 (47,1)

 

705 (57,6)

 

661 (55,5)

6.Сотрясения головного мозга.

7.Ушибы головного мозга.

8. Последствия черепно-мозговой травмы.

9. Позвоночно-спинномозговые травмы (осложнённые и неосложнённые).

10. Последствия позвоночно-спинномозговой травмы

11.Травма периферических нервов

387 (36,4)

24 (2,2)

 

45 (4,2)

84 (7,9)

 

 

5 (0,5)

 

16 (1,5)

321 (26,5)

61 (5,02)

 

29 (2,4)

90 (7,4)

 

 

5 (0,4)

 

12 (0,9)

315 (25,4)

106 (9,0)

 

38 (3,7)

70 (6,0)

 

 

11 (1,1)

 

15( 1,6)

Травма и последствия травмы нервной системы. (общее кол-во)  

561 (52,8)

 

518 (42,4)

 

531 (44,5)

ВСЕГО 1062 (100) 1223 (100) 1192 (100)

 

При анализе таблицы можно сделать выводы: показатели заболеваний за 2015 увеличились на 12,2% по сравнению с 2013 годом.

Основными нозологическими группами пациентов, определяющими работу нейрохирургического отделения в 2013, являются пациенты с травмами и с последствиями травм центральной нервной системы, их количество составило 52,8 % и заболевания нервной системы 47,1% от общего количества пациентов по нозологии. В 2015 году количество пациентов с травмами центральной нервной системы уменьшилось на 8,3%, а с заболеваниями нервной системы увеличилось на 8,4%.

На первом месте среди всех заболеваний находятся больные дегенеративно – дистрофическими заболеваниями позвоночника (дорсопатии)их количество за 2013 год составило 26,7%, а за 2015 28,6%, от общего количества заболеваний нервной системы, что свидетельствует об увеличении количества пациентов с данным заболеванием. Далее идут пациенты с сотрясением головного мозга, за 2013г их было 36,4% от общего количества пациентов с травмами центральной нервной системы, за 2015г их количество уменьшилось на 11,0%.С онкологической патологией количество за 2013г составило 11,0%,за 2014 г 14,5%,за 2015г 16,4% от общего количества заболеваний нервной системы. За три года увеличилось количество пациентов со срочной патологией ЦНС: сосудистые на 2,5%, и ушибы головного мозга на 7% от общего количества заболеваний нервной системы.

При анализе сестринских манипуляций за 3 года установлено, что больше всего из манипуляций было в/м. инъекции 51,3%, перевязок — 18,5%, в/в инъекции — 14,1%. ПХО ран за три года – на одном уровне 9,4%, подготовка к исследованиям и операциям – 6,5%. Причем в абсолютных цифрах количество всех манипуляций имеет тенденцию к увеличению за анализируемый период, то есть увеличивается нагрузка на сестринский персонал (табл.4).

Таблица 4.Показатели сестринских манипуляций (Абс.ч., %)

Манипуляции 2013г. 2014г. 2015г
Перевязки 1893 18,3 1925 18,5 1943 18,6
ПХО ран 973 9,4 985 9,4 986 9,4
В/м. инъекции 5346 51,7 5323 51,3 5352 51,2
В/В. инъекции 1458 14,1 1465 14,1 1473 14,1
Подготовка к исследованиям и операциям 658 6,3 672 6,4 683 6,5
всего 10328 100 10370 100 10437 100

 

Осложнения, выявленные в нейрохирургическом отделении за период 2013-2015гг, представлены в таблицах 5,6,7.

Таблица 5.Осложнения, выявленные в НХО в 2013г. (Абс.ч., %)

 

Осложнение

Возникло в НХО При переводе из др. отд. АОКБ При поступлении из ЦРБ При поступлении из дома
1.Постинъекционный абсцесс 1
2.Уроинфекция 4 1 2 2
3.Пневмония 4
4.Флебит

 

Таблица 6.Осложнения, выявленные в НХО за 2014г.(Абс.ч., %)

 

Осложнение

Возникло в НХО При переводе из др. отд. АОКБ При поступлении из ЦРБ При поступлении из дома
1.Пневмония 4 2
2. Флебит 2 1
3.Уроинфекция 12 9
4.Постинъекционный абсцесс 4 1

 

Таблица 7.Осложнения, выявленные в НХО за 2015г.(Абс.ч., %)

 

Осложнение

Возникло в НХО При переводе из др. отд. АОКБ При поступлении из ЦРБ При поступлении из дома
1.Пневмония 4 2
2. Флебит 2 1
3.Уроинфекция 12 9
4.Постинъекционный абсцесс 8 3

 

Сравнивая данные за три года, можно отметить, что осложнения, возникшие в нейрохирургическом отделении, были выявлены только в 2013 году. Так как в отделении применяют постоянную катетеризацию мочевого пузыря катетером Фалея, но при возможности (особенно это касается пациентов с позвоночно–спинномозговой травмой) стараются переводить их на периодическую катетеризацию лубрицированными катетерами, следует помнить, что постановка постоянного катетера может вызвать ряд осложнений:

  • сморщивание стенок мочевого пузыря вследствие постоянного оттока мочи и снижения внутрипузырного давления;
  • большой риск инфицирования (бактерии попадают в мочевой пузырь через внутреннюю и внешнюю стенки катетера);
  • вероятность сдавления и ишемии (ухудшения кровоснабжения) стенок уретры;
  • растяжение стенок уретры, в особенности у женщин, приводящее к истечению мочи вне катетера;
  • постоянное раздражение катетером мочевого пузыря приводит к образованию камней.

Согласно рекомендациям Европейского общества урологов, основанных на многолетнем клиническом опыте, интермиттирующая катетеризация является золотым стандартом для пациентов с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря. Катетеризацию постоянным катетером через мочеиспускательный канал или цистостому необходимо использовать только в исключительных случаях.

При переводе пациента на периодическую катетеризацию (ещё раз хочу сказать, что это касается в основном пациентов с ПСМТ с нейрогенным мочевым пузырём) и по возможности лубрицированными катетерами мы придерживаемся определённых правил:

  • первые 7–10 дней применяем постоянный катетер, следующие 5–7 дней периодическая катетеризация осуществляется медицинской сестрой и здесь же идёт обучение родственников выведению мочи, в дальнейшем уже родственники сами выводят мочу под контролем сестры-консультанта. Уже в этот период она начинает постепенно готовить пациента к тому, что ближайшие несколько лет, а может и всю оставшуюся жизнь он не сможет мочиться самостоятельно. И здесь же при обучении делается большой акцент на парадоксальной ишурии. Родственникам и самому пациенту объясняют, что если пациент начал мочится сам, то после мочеиспускания ему необходимо вывести мочу катетером сразу же после мочеиспускания и посчитать количество остаточной мочи, оно не должно превышать 50–100 мл.

Если же пациент находится на постоянной катетеризации, то хочу напомнить несколько правил по профилактике осложнений:

  • смена катетера каждые 5–7 дней;
  • катетер должен быть постоянно закрыт, открывать каждые 3–4 часа на 15 минут;
  • жидкости должно выпиваться не менее 2 литров в сутки;
  • не промывать мочевой пузырь;

И самое главное, как можно раньше переходить на интерметирующую катетеризацию – золотой стандарт в урологии.

За 2014 и 2015 год в отделении не развилось ни одного осложнения, что свидетельствует об эффективности профилактики внутрибольничной инфекции. Почти все осложнения были выявлены при переводе из других отделений.

 

2.3. Система инфекционного контроля в нейрохирургическом отделении

 

Целью инфекционной безопасности в нейрохирургическом отделении является предупреждение распространения внутрибольничной инфекции.

Требования к санитарно–противоэпидемическому режиму регламентируются следующими приказами:

  • ОСТ №42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения, методы, средства, режимы».
  • СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18 мая 2010 г: «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
  • СанПин 2.1.7.2790.10 от 09.12.2010г: «Санитарно–эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
  • Распоряжение АОКБ №06 от 10.08.2011 г: «Действия медицинских работников при аварийных ситуациях, связанных с угрозой инфицирования ВИЧ и парентеральными вирусными гепатитами».
  • СанПин 3.1.5.2826-10от 11.01.2011 года «Профилактика ВИЧ-инфекции» [36].

Ежедневное тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе своих профессиональных обязанностей сотрудниками отделения составляют основу мероприятий по профилактике ВБИ.

В комплекс санитарно–противоэпидемических мероприятий по борьбе с внутрибольничными инфекциями и соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в отделении входят все виды уборок помещения.

В манипуляционных кабинетах проводят следующие виды уборок:

1.Предварительная – проводится до начала работы. Протираются стены на высоту руки и все горизонтальные поверхности, ветошью с дез. раствором, включается бактерицидный облучатель на 15 минут, с последующим проветриванием.

  1. Текущая уборка – проводится во время работы методом протирания с дез. средством. Протираются все предметы и поверхности, с которыми соприкасается пациент.
  2. Заключительная уборка – проводится в конце рабочего дня с более тщательной обработкой всех поверхностей с дез. раствором, кварцевание 15 минут, с последующим проветриванием.
  3. Генеральная уборка – комплекс санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий, направленных на создание асептического режима в помещениях. Проведение генеральной уборки фиксируется в журнале установленной формы. В манипуляционных кабинетах, в палате интенсивной терапии, в столовой, буфете, санузлах–1 раз в неделю; в палатах 1 раз в месяц.

Для проведения генеральной уборки должен быть специально промаркированный уборочный инвентарь: 2 ведра (для мытья стен и пола),

  • 2 тряпкодержателя (для мытья стен и пола), которые хранятся отдельно.
  • Спец. одежда, средства индивидуальной защиты
  • Стерильная и чистая ветошь.

Мерой профилактики внутрибольничной инфекции также является регулярная обработка рук. Различают два уровня обработки рук медицинского работника:

Гигиенический уровень–предусматривает два способа: гигиеническое мыть рук (социальный уровень), гигиеническую обработку рук.

Гигиеническое мытье рук проводится мылом и водой для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов: до и после осмотра и ухода за пациентами; после посещения туалета; перед раздачей пищи; после смены постельного белья; до и после снятия перчаток и пр.

Гигиеническая обработка рук – проводится спиртосодержащим кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня.

В отделении применяются следующие кожные антисептики: Хлоргексидин спиртовый 0,5%; Ника-антисептик аквамусс, спирт этиловый 70%.

Хирургический уровень– уничтожение транзитной флоры и снижение численности резистентной флоры. Хирургическая обработка рук направлена на предупреждение послеоперационных и постманипуляционных осложнений. Проводится перед любым хирургическим вмешательством и является обязательной.

Для профилактики микротравм и восстановления функций кожи необходимо регулярно (1–2раза в день) смазывать руки кремом («Каппадерм»).

В отделении ведется «Журнал регистрации производственных травм и микротравм», куда заносятся сведения обо всех случаях травм, полученных на рабочем месте. По распоряжению АОКБ за №06 от 10.08.2011 г: «Действия медицинских работников при аварийных ситуациях, связанных с угрозой инфицирования ВИЧ и парентеральными вирусными гепатитами» в каждом перевязочном и процедурном кабинетах, в палате интенсивной терапии должна находиться «Аптечка профилактики ВИЧ – инфекции». Состав аптечки ВИЧ и стандарт оказания неотложной помощи при аварийной ситуации на рабочем месте.

Препараты, используемые для дезинфекции и предстерилизационной очистки в отделении.

  1. «Ника-Хлор» – таблетированный препарат. 0,015, 0,06%, 0,1%, 0,2%, 1%, 2% раствор используется для дезинфекции поверхностей, предметов ухода, мебели, изделий медицинского назначения, уборочного инвентаря.
  2. «Неотабс» – таблетированный препарат. 0,02% раствор применяют для дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой комплектующих деталей наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического оборудования, небулайзеров, для обработки кювезов и приспособлений к ним. А также для проведения генеральной уборки в процедурных, перевязочных кабинетах и оперблоке. Для стерилизации изделий медицинского назначения.
  3. «Триазин» – дезинфицирующее средство с моющим эффектом, предназначено для предстерилизационной очистки и дезинфекции изделий медицинского назначения, а также для приготовления рабочих растворов. Используется 0,4% раствор (4мл. средства на 996,0мл.воды), экспозиция 15минут.
  4. «Абактерил» – дезинфицирующее средство с моющим эффектом, используется активно в отношении всех видов бактерий (включая микобактерии туберкулеза), вирусов и грибов, возбудителей внутрибольничных инфекций, анаэробных инфекций, обладает овоцидными свойствами в отношении возбудителей паразитарных болезней. Применяют:
  • для дезинфекции, совмещая с предстерилизационной очисткой хирургических и стоматологических инструментов ручным способом–0,5%–30мин.
  • при анаэробных инфекциях–1%–20мин.
  • при туберкулезе –1,0%–30мин.
  • генеральная уборка –0,25% –30мин.
  • экстренная дезинфекция поверхности–1%–5мин.
  • жидкие отходы (кровь, сыворотка, мокрота)–1%–60мин. Смешивают с рабочим раствором в соотношении 1:2
  • вакцина БЦЖ–М–1%–90мин.

Лечебно-профилактические учреждения вне зависимости от его профиля и коечной мощности, в результате своей деятельности образуют различные по фракционному составу и степени опасности отходы. Работа по обращению с отходами организована согласно СанПину 2.1.7.2790.10 «Санитарно–эпидемические требования к обращению с медицинскими отходами». Все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на 5 классов.

Классификация медицинских отходов:

  • Класс А – неопасные отходы ЛПУ.
  • Класс Б – опасные (рискованные) отходы ЛПУ.
  • Класс В – чрезвычайно опасные отходы ЛПУ.
  • Класс Г – отходы ЛПУ, по составу близкие к промышленным.
  • Класс Д – радиоактивные отходы ЛПУ.

К отходам, образующимся на территории ЛПУ, в зависимости от класса предъявляют различные требования по сбору, временному хранению и транспортированию. Смешение отходов различных классов на всех стадиях их сбора, хранения и транспортирования недопустимо.

В отделении чаще работают с отходами класса А и Б.

Требования к сбору медицинских отходов.

Сбор отходов класса А – осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты, расположенные специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы «Отходы класса А».

Отходы класса Б – подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции), собираются в мягкую (пакеты) или твердую (не прокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Для сбора острых отходов класса Б должны использоваться не прокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры), емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия. После заполнения пакета на ¾ сотрудник, ответственный за сбор отходов, завязывает пакет или закрывает его с использованием стяжек с биркой, на которой указывается название организации, подразделение, дата и фамилия ответственного за сбор отходов.

Отходы класса Г – Сломанные ртутные термометры собираются в герметичную емкость с водой с добавлением небольшого количества перманганата калия, сдаются старшей медсестре отделения, затем транспортируются согласно установленной схеме.

В нейрохирургическом отделении проводится весь объем мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции.

Особое место в профилактике профессиональных заболеваний занимает защита персонала на рабочем месте, прохождение профилактических медосмотров, иммунопрофилактика.

Профилактика проф. заболеваний подразделяется на специфическую и неспецифическую.

Неспецифическая профилактика: на рабочем месте необходимо соблюдать меры индивидуальной защиты при проведении процедур, сопровождающихся разбрызгиванием биологических жидкостей, загрязнением рук и спецодежды. Особую осторожность нужно иметь при работе с колющими и режущими предметами. При работе необходимо использовать специальную одежду индивидуальные средства защиты:

  • халат, фартук, колпак
  • маску, защитные очки, перчатки

На основании приказа № 302н от 12 апреля 2011 г «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» сотрудники отделения 1 раз в год проходят комплексное медицинское обследование: ФОГ, стоматолог, окулист, хирург, невролог, отоларинголог, гинеколог, терапевт; исследуется кровь на ВИЧ, HbsAg, маркеры гепатита С.

К специфической профилактике относится вакцинация персонала отделения(табл.8,9,10).

Таблица 8.Вакцинация сотрудников против гепатита Ви дифтерии в 2013 году (Абс.ч., %)

Персонал  Подлежало вакцинации Дифтерия % вакцинированных Гепатит В % вакцинированных
Врачи 8 8 100% 8 100%
Средний персонал 22 22 100% 22 100%
Младший персонал 12 12 100% 12 100%

 

Таблица 9.Вакцинация сотрудников против гепатита Ви дифтерии в 2014 году(Абс.ч., %)

Персонал  Подлежало вакцинации Дифтерия % вакцинированных Гепатит В % вакцинированных
Врачи 8 8 100% 8 100%
Средний персонал 22 22 100% 22 100%
Младший персонал 12 12 100% 12 100%

 

Таблица 10.Вакцинация сотрудников против гепатита Ви дифтерии в 2015 году(Абс.ч., %)

Персонал  Подлежало вакцинации Дифтерия % вакцинированных Гепатит В % вакцинированных
Врачи 8 7 87% 7 87%
Средний персонал 22 22 100% 22 100%
Младший персонал 12 12 100% 11 91.6%

 

Вывод: в 2013 и 2014 году вакцинация медицинского персонала составила 100%. В 2015 году вакцинация среднего персонала против гепатита В и дифтерии составила 100%. Один врач не вакцинирован по причине поливалентной аллергии, а сотрудник младшего персонала переболел гепатитом В.

Контроль за санитарно–эпидемическими нормами осуществляется в трех направлениях:

  • Вневедомственный контроль осуществляется со стороны ЦГ СЭН.
  • Ведомственный контроль осуществляется со стороны:
  • главной медицинской сестры АОКБ 1 раз в месяц;
  • старшей медицинской сестры отделения 2 раза в месяц;
  • Самоконтроль – проводится медицинскими сестрами отделения ежедневно, например, закладка термовременных индикаторов в биксы и укладки для контроля над стерильностью материала.
  • Бактериологический контроль над обсемененностью окружающей среды (воздух и объекты окружающей среды) проводится 1 раз в месяц (см. табл.11)

Таблица 11.Пробы на обсемененность воздуха за 2013-2015гг. (Абс.ч., %)

год Кол-во проб Не соответствует норме %
2013 12 100%
2014 12 100%
2015 12 100%

 

При анализе таблицы можно сделать вывод, что обсемененность воздуха за три года соответствует норме.

Результаты смывов с объектов окружающей среды представлены в таблице 12.

Таблица 12.Смывы с объектов окружающей среды 2013-2015гг. (Абс.ч., %)

год Кол-во взятых

смывов

Не соответствует норме  %
2013 30 100%
2014 31 100%
2015 40 100%

 

Вывод: Все смывы с объектов окружающей среды, сделанные за период с 2013 по 2015гг, соответствуют норме.

Бактериологический контроль над стерильностью материала проводится 1 раз в 3 месяца.

На основании приказа №254 МЗ СССР от 3 сентября 1991 года все изделия медицинского назначения после использования подвергаются дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. После каждой обработки инструментов проводится контроль качества предстерилизационной очистки–азопирамовая проба. Результаты контроля заносятся в журнал (см. табл.13).

Таблица 13.Азопирамовые пробы 2013-2015г. (Абс.ч., %)

год Кол-во Не соответствует норме %
2013 2131 100%
2014 1233 100%
2015 1300 100%

 

Вывод: За три года все проведенные пробы соответствовали нормам (были отрицательные), что говорит о качественной обработке медицинского инструментария в отделении.

При анализе проводимого инфекционного контроля в отделении, можно отметить, что медицинским персоналом нейрохирургического отделения проводится весь объем мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции, о чем свидетельствуют хорошие результаты контроля качества обработки инструментов, отрицательные результаты смывов с окружающей среды, нормальная обсемененность воздуха в помещении.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3