Меню Услуги

Особенности проведения экспертиз, связанных с принятием классификационных решений в соответствии с ЕТН ВЭД ТС


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Экспертное обеспечение таможенной деятельности в Российской Федерации в условиях Евразийского экономического союза
  • 1.1 Этапы и результаты становления экспертного обеспечения таможенной деятельности в России
  • 1.2. Сущность и систематизация таможенных экспертиз
  • 1.3. Характеристика объекта и субъектов таможенной экспертизы
  • Глава 2. Порядок принятия решений по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС
  • 2.1. Классификация товаров в таможенных целях
  • 2.2. Порядок оказания государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров в Евразийском экономическом союзе
  • Глава 3. Роль таможенных экспертиз, связанных с принятием решений по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС
  • 3.1. Алгоритм организации экспертного исследования, проводимого в рамках классификационной экспертизы
  • 3.2. Особенности проведения классификационной экспертизы на примере текстильных материалов
  • Заключение

 

Введение

На современном этапе построения эффективного государственного механизма стабилизации и развития экономики России, особенно в условиях выдвигаемых против нее санкций, глобальной задачей остается полноправное участие страны в международной торговле.

Вступление в августе 2012 года в Всемирную торговую организацию, ратификация ряда основополагающих международных конвенций и соглашений в области регулирования внешнеэкономической деятельности, расширение внешнеэкономических связей диктуют необходимость повышения эффективности функционирования таможенных органов России.

Объектами профессиональной деятельности специалистов таможенных органов являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу. Товар является главным звеном всей международной торговли. Товарная политика любой страны предполагает определенный набор действий, заранее обдуманных методов и принципов, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по управлению товарными потоками, пересекающими таможенные границы, и по защите экономических интересов страны.

Изучение процессов, происходящих во внешней торговле, невозможно без сопоставления, изучения тенденций в движении товаров и изменений в их структуре. Развитие внешнеторговых отношений, усложнение структуры международной торговли, потребности государства в качественно новых инструментах контроля за трансграничным перемещением товаров, мотивируют участников внешнеэкономической деятельности к унификации международных торговых и таможенных норм, в том числе и принципов классификации международного товарооборота.

Систематизировать всё многообразие товаров, представленных на международном рынке, полностью разобраться в широте представленного ассортимента помогает товарная классификация, которая постоянно совершенствуется. На протяжении почти двух столетий структура внешнеторгового оборота характеризовалась в соответствии с принятыми в торгующих странах классификациями товаров экспорта и импорта. В зависимости от видов, критериев классификации и используемых в них методов кодирования в разных странах были организованы различные, зачастую не совместимые между собой классификационные системы, что значительно усложняло процедуры таможенного оформления и контроля международного товаропотока.

Для того, чтобы все страны мира могли осуществлять единообразный подход к оценке свойств товаров, строить учет и проводить статистический анализ международной торговли по отдельным товарам и товарным группам, они должны использовать унифицированную международную товарную номенклатуру, которая содержала бы единые характеристики качественных признаков товаров и, одновременно, отвечала бы требованиям как таможенных, так и статистических органов. Начиная с восьмидесятых годов прошлого века такой международной номенклатурой становится Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), механизм ведения и обновления которой наиболее адекватно отвечает на технологические сдвиги в международной торговле; кроме того ГС используется и как инструмент международных торговых переговоров в рамках ВТО.

В настоящее время практически все таможенно-статистические номенклатуры мира основаны на ГС: Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского союза (ЕТН ВЭД ЕАЭС) также является ГС-производной классификацией.

При прохождении таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров правильность интерпретации товарной номенклатуры имеет решающее значение, поскольку именно на основе заявленного классификационного кода устанавливается ставка таможенной пошлины и применяются меры нетарифного регулирования. Ошибочная же интерпретация таможенной классификации товара приводит к неправильному определению его кода, а это, в свою очередь, может повлечь самые неблагоприятные последствия (в первую очередь для декларанта).

Определение классификационного кода товара по ТН ВЭД представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя классификационными кодами декларируемых товаров, можно существенно изменять размер взимаемых таможенных пошлин как в одну, так и в другую сторону. Точность установления кода товара влияет и на правильность указания и других важных сведений, в том числе таких, как суммы подлежащих уплате налогов, перечни документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных национальным законодательством страны о государственном регулировании ВЭД. В соответствии с ТК ТС классификационный код товара по ТН ВЭД отнесен к основным сведениям, которые должны быть указаны в таможенной декларации.

С 1 января 2011 года на территории России вступила в силу Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров; она обязывает страны-члены применять международные стандарты в работе таможенных служб, необходимые для либерализации международной торговли.

Учитывая рекомендации Киотской конвенции одной из основных задач, стоящих перед таможенной службой, является оптимизация процесса совершения таможенных операций, в том числе, путем развития перспективных технологий таможенного оформления и контроля. И одной из таких технологий является государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС. Принятие предварительных классификационных решений таможенными органами уменьшает вероятность потенциальных разногласий меду таможней и участниками ВЭД относительно точности классификации перемещаемого через таможенную границу товара, тем самым гарантируя ускорение процесса его таможенного оформления.

В соответствии с таможенным законодательством в процессе принятия классификационных решений в соответствии ЕТН ВЭД ЕАЭС при необходимости может использоваться таможенная классификационная экспертиза.

Российской таможней проводится постоянный анализ статистики выявленных экспертизой фактов недостоверного декларирования. В таможенные органы регулярно направляется информация по выявленным экспертизой фактам недостоверного декларирования, что позволяет повысить эффективность выявления правонарушений на стадии таможенного оформления и таможенного контроля. Таким образом, правомерно утверждать, что таможенная экспертиза выполняет функции специализированного таможенного контроля, обеспечивающего контрольные органы доказательной базой для предотвращения нарушений таможенных правил.

В связи с вступлением России в ВТО возникла необходимость гармонизации института таможенной экспертизы с нормами ВТО и в этой сфере. Это связано с тем, что в России на настоящем этапе необходимо осуществить мероприятия по приведению процедур таможенного контроля в соответствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами ВТО.

Объективная необходимость совершенствования механизма таможенного оформления и контроля на основе развития, в том числе, института государственной услуги по принятию таможенными органами предварительных классификационных решений, как одного из наиболее перспективных направлений таможенной деятельности, с учетом постоянной модернизации в том числе проводимых в рамках этой услуги классификационных экспертиз, и определяет актуальность темы рассматриваемой выпускной квалификационной работы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Объектом ВКР является организация системы принятия решений по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС.

Предметом ВКР является порядок и особенности проведения таможенных экспертиз, необходимых для принятия решений о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС.

Целью ВКР является рассмотрение роли таможенных экспертиз в механизме принятия решений, в том числе предварительных, таможенными органами по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с данной целью автором ВКР определены следующие задачи:

  • рассмотреть этапы развития экспертного обеспечения деятельности таможенных органов России;
  • проанализировать структуру построения ЕТН ВЭД ЕАЭС;
  • проанализировать порядок и критерии классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС;
  • определить место предварительных классификационных решений таможенных органов в механизме таможенного оформления и контроля;
  • рассмотреть нормативно-правовое обоснование предоставления государственной услуги по предварительной классификации товаров;
  • рассмотреть законодательно установленный порядок проведения и оформления таможенных экспертиз;
  • описать особенность проведения классификационной экспертизы на примере однородной группы товаров – текстильных материалов.

В ВКР использовались следующие группы источников информации: законодательные и нормативные акты (особый акцент делался на международные и национальные стандарты и технические регламенты в рассматриваемой области, методические материалы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС РФ), статистические материалы по заявленной теме, а также труды отечественных и зарубежных ученых — монографии, учебники, учебные пособия, курсы лекций, материалы периодической печати, интернет-ресурсы.

В процессе анализа изучаемых материалов применялись диалектический метод познания, метод системного анализа и сравнительного правоведения, метод аналогии, статистический, формально-логический, нормативно-правовой методы.

Выпускная квалификационная работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении обоснована актуальность выбора темы ВКР, определены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы источники информации.

В первой главе рассматривается история развития экспертного обеспечения таможенной деятельности в Росси, а именно: этапы и результаты становления экспертного обеспечения таможенной деятельности, сущность и виды таможенных экспертиз, права и обязанности таможенного эксперта.

Во второй главе рассматривается порядок и критерии определения кода товаров при его таможенном декларировании, особенности порядка оказания государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС.

В третьей главе анализируются особенности проведения и оформления экспертиз, связанных с принятием классификационных решений в соответствии с разделом XI «Текстильные материалы и текстильные изделия» (товарные группы 50-63) ЕТН ВЭД ЕАЭС.

 

Глава 1. Экспертное обеспечение таможенной деятельности в Российской Федерации в условиях Евразийского экономического союза

1.1. История становления экспертной службы Российской таможни

Развитие торговли, появление морских и сухопутных сообщений между различными странами, формирование товарно-денежных отношений между государствами весьма позитивно сказались на упрочении могущества Российского государства. Вместе с тем следует признать, что именно внешнеторговый обмен породил и массу нарушений законодательных установлений, с которыми государство в лице его наделенных властными полномочиями структур было вынуждено бороться.

В 1835 году был издан кодифицированный Свод законов Российской империи, в котором предусматривалась возможность истребования от «сведущих» лиц их показаний и мнений в тех случаях, когда для исследования обстоятельств дела были необходимы особые сведения или опытность в науке, искусстве или ремесле. Таким образом, «сведущее» лицо – эксперт, становится полноценной процессуальной фигурой, участвующей в судебно-следственном процессе.

Эксперты давали заключения по поводу «ценности» объектов, подлинности сведений, приводимых в таможенной документации, проводили сличение и устанавливали подлинность подписей на них. В дальнейшем, для экспертизы этих документов стали привлекаться толмачи (переводчики), которые устанавливали не только информационно-содержательную сторону таможенного документа, но и адекватность изложения его содержания сторонами-контрагентами, обменивающимися товарами при посредстве таможни.

В начале XIX века эксперты становятся не только авторитетными, но и постоянными участниками гражданского и уголовного судопроизводства. Примечательно, что именно экспертиза таможенных документов породила необходимость в более скрупулезном подходе к выбору экспертов, которым поручалось исследование документов, так как именно они давали заключение по поводу сделанных дописок и исправлений в них (например, сделаны ли эти записи одной рукой лица, находящегося на государевой таможенной службе), что подчеркивало компетентность эксперта в определенных вопросах.

Экспертиза как правовой институт зарождалась и развивалась параллельно с другими государственными институтами и службами, предваряя и обслуживая их, облегчая судебные процедуры и споры, неизбежно сопровождающие любую фискальную деятельность, в том числе — таможенную.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В 1895 году в Департаменте таможенных сборов было образовано Тарифное отделение с технической лабораторией, штат которой составил 12 человек со специальным образованием. Эту дату принято считать датой зарождения таможенных лабораторий в России. За свой более чем столетний период институт таможенной экспертизы прошел трудный путь становления, в том числе и исторический.

Ближайшим прообразом современной таможенно-экспертной службы является Центральная таможенная лаборатория ГУ ГТК СССР, созданная Решением Правительства СССР 29 октября 1990 года. Создание такого самостоятельного подразделения в системе таможенных органов было продиктовано произошедшими в конце 80-х начале 90-х годов изменениями в политической и экономической сфере, что, в свою очередь, повлекло к пересмотру и изменению таможенной политики в то время еще союзного государства, а, в последствии, и новой России. Центральная таможенная лаборатория (ЦТЛ) получила статус самостоятельного головного экспертно-исследовательского учреждения. На ее базе в 1991 году была создана Центральная таможенная лаборатория Государственного таможенного комитета России (ЦТЛ ГТК РФ).

С этого момента создание в системе таможенных органов России экспертно-исследовательских учреждений стремительно набирает обороты. Уже в 1992 году создается первая региональная таможенная лаборатория (ТЛ) в Санкт-Петербурге. В 1993 году последовательно были организованы Северо-Кавказская ТЛ (г. Ростов-на-Дону), Дальневосточная ТЛ (г. Владивосток), Западно-Сибирская ТЛ (г.Новосибирск). А далее сформировалась целая сеть таможенных лабораторий ГТК России: Западная ТЛ в г. Брянске, Калининградская ТЛ в Калининграде, Поволжская ТЛ в Нижним Новгороде, Восточно-Сибирская ТЛ в г. Иркутске, Уральская в Екатеринбурге. В городах Новороссийск и Туапсе были созданы два специализированных подразделения по контролю качества нефти и нефтепродуктов.

К 2000 году в России была введена в строй уже система таможенных лабораторий, охватившая собой практически все регионы деятельности таможенных органов. В конце 2000 года Центральная таможенная лаборатория была переименована в Главную таможенную лабораторию (ГТЛ), которая в 2002 году была преобразована в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ГТК России, а с 2004 года — ЦЭКТУ ФТС РФ.

Сегодня ЦЭКТУ ФТС РФ является специализированным региональным таможенным управлением ФТС России, головной экспертно-исследовательской и учебно-методической организацией системы экспертных подразделений таможенной службы Российской Федерации. В настоящее время ЦЭКТУ включает в себя 10 региональных филиалов – экспертно-криминалистических служб, 32 выносных экспертно-криминалистических отделов и отделений, расположенных в местах дислокации таможен и таможенных постов.

В ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, Управлением и его региональными филиалами создана сеть из 50 структурных экспертно-криминалистических подразделений, расположенных непосредственно в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС.

Для сокращения сроков проведения экспертных исследований товаров, документов и других объектов в ЦЭКТУ сформированы дежурные группы экспертов, состоящие из криминалиста, химика, геммолога и товароведов различных групп товаров. Указанные группы экспертов обеспечивают участие специалистов и в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов.

ЦЭКТУ оснащено новейшим отечественным и импортным аналитическим оборудованием, которое позволяет проводить криминалистические экспертизы документов на самом современном уровне. В распоряжении таможенных экспертов имеется комплекс оборудования, позволяющего исследовать нефть и нефтепродукты в соответствии с мировыми стандартами. Управление организует работу более 80 экспертных отделов и отделений, экспертные исследования которых выполняются по 97 группам ЕТН ВЭД ТС, располагая высококвалифицированным персоналом (12% личного состава имеют ученые степени).

Регионы действия экспертно-криминалистических служб (ЭКС ЦЭКТУ) определены региональными таможенными управлениями ФТС России: в настоящее время штатная численность ЦЭКТУ составляет 750 человек.

Таможенные эксперты ЦЭКТУ при выполнении таможенных и судебных экспертиз используют новейшие методы анализа: газовую, ионную и высокоэффективную жидкостную хроматографию; газовую и жидкостную хромато-масс-спектрометрию; ультрафиолетовую и инфракрасную спектрометрию; электронную микроскопию; атомно-абсорбционный и спектральный анализ на основе принципа индуктивно-связанной плазмы; а также рентгено-флюоресцентные и рентгено-структурные методы анализа.

Большое внимание в ЦЭКТУ уделяется развитию инструментальной и научно-методической базы. Проводится работа по разработке и внедрению в экспертную практику методических рекомендаций и методик по идентификации сырья, товаров, веществ, изделий, документов и объектов интеллектуальной собственности. В настоящее время разработано более 160 оригинальных методик идентификации товаров для выявления случаев их фальсификации. Экспертная практика ЦЭКТУ базируется как на отечественных, так и на международных стандартах.

Ежегодно эксперты ЦЭКТУ исследуют более 1 миллиона 200 тысяч объектов, а дополнительные начисления в федеральный бюджет по результатам проведенных ЦЭКТУ экспертных исследований ежегодно превышают миллиард рублей.

По итогам 2014 года в интересах таможенных органов выполнено 53 100 экспертиз и исследований (113% к уровню 2013 г.), причем доля охвата экспертными исследованиями товаров в общем количестве товарных позиций ТН ВЭД составила в 2014 году 71% (в 2013 году – 66,2%).

В том числе было выполнено:

— таможенных экспертиз – 36 978 (112,0% к уровню 2013 года);

— экспертиз в рамках производства дел об административных правонарушениях – 11 991 (110,4% от уровня 2013года);

— экспертиз в рамках уголовных дел – 660 (105,6% к уровню 2013 г.);

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— справок специалиста – 2 699 (107,6% к уровню 2013 г.).

По обращениям правоохранительных и иных государственных органов проведено 748 экспертно-исследовательских работ. По итогам 2014 года 50 «выносными» экспертно-криминалистическими подразделениями ЦЭКТУ, расположенными в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, а также в зонах таможенного контроля, функционирующих в регионе деятельности таможенных органов, выполнено 20 547 экспертиз (121,2% к показателю 2013 года), из них 6 576 экспертиз выявили правонарушения таможенного законодательства (рост в 1,4 раза к показателю 2013 года).

В конце 2011 года была разработана Концепция экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года. В Концепции отмечается, что в части экспертного обеспечения деятельности таможенных органов необходимо разработать и ввести в действие ряд правовых актов, регламентирующих порядок:

  1. взаимодействия подразделений таможенных органов при назначении и проведении таможенных экспертиз;
  2. назначения и проведения экспертизы до момента таможенного декларирования товара, в том числе с целью принятия предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД.

Первый пункт фактически раскрывает содержание понятия экспертного обеспечения как взаимной экспертной деятельности лиц, назначающих и выполняющих экспертизы в таможенных целях. Второй же пункт подразумевает регулирование взаимной, но не таможенно-экспертной, а исследовательской деятельности лиц, осуществляющих принятие классификационных решений, и лиц, выполняющих эти исследования. Такие исследования с юридической точки зрения не относятся к таможенным экспертизам, выполняемым только в рамках таможенного контроля, или иным видам экспертиз.

Основные мероприятия Концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года, выполненные в 2014 году, были направлены на совершенствование экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов посредством усиления взаимосвязи качества экспертных заключений и экономического эффекта по результатам проведенных экспертиз. Среди них можно выделить и те, достижение которых должно позволить повысить эффективность взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ с другими таможенными органами при проведении таможенных экспертиз и исследований в рамках обеспечения оперативно-розыскной деятельности и судебных экспертиз, путем сокращения сроков проведения экспертиз, повышения обоснованности и достоверности результатов экспертиз, а также расширения перечня исследуемых товаров, документов и видов проводимых экспертиз.

Для сокращения сроков проведения экспертных исследований товаров, документов и других объектов в ЦЭКТУ сформированы дежурные группы экспертов. Указанные группы экспертов обеспечивают участие специалистов в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов, причем количество таких групп и число входящих в их состав квалифицированных экспертов постоянно возрастает. Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия экспертно-криминалистических служб с таможенными органами на стадии таможенного оформления и таможенного контроля в целях предотвращения правонарушений в области таможенного законодательства. В ЦЭКТУ проводится постоянный анализ статистики выявленных экспертизой фактов недостоверного декларирования, отслеживаются тенденции недостоверного декларирования. В таможенные органы регулярно направляется информация по выявленным экспертизой тенденциям недостоверного декларирования, что позволяет повысить эффективность выявления правонарушений на стадии таможенного оформления и таможенного контроля.

В области экспертного обеспечения таможенной деятельности в рамках Таможенного союза прежде всего необходимо обеспечить единые научно-методические подходы к исследованию товаров. Поэтому ЦЭКТУ взаимодействует с аналогичными службами государств-членов и Евразийского союза и СНГ, в рабочем порядке оказывая взаимные консультации. В 2015 году уже проведены рабочие встречи с казахскими и белорусскими коллегами по вопросам единообразного применения при производстве экспертиз общих нормативных документов, приборно-аналитической базы, обсуждаются также и вопросы организации взаимных стажировок таможенных экспертов с целью освоения новых методов исследования и применяемых методик, порядка формирования предложений по совершенствованию методической базы экспертных исследований. Так, по результатам проведенных заседаний Постоянной координационно-методической рабочей группы при Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов союза по вопросам таможенной экспертизы и экспертным исследованиям, была утверждена типовая форма заключения таможенного эксперта.

ЦЭКТУ имеет Аттестат аккредитации в сфере обороны и безопасности государства (с областями аккредитации), удостоверяющий, что экспертный таможенный орган Российской Федерации отвечает требованиям
ISO 17025-2009 по проведению испытаний объектов исследований в соответствии с правилами Всемирной таможенной организации, предъявляемыми к обустройству международных таможенных лабораторий.

В IV квартале 2013 года ЦЭКТУ получен Аттестат аккредитации в сфере обороны и безопасности государства, удостоверяющий, что ЦЭКТУ ФТС России отвечает требованиям ГОСТа ISO 9001-2011 системы менеджмента качества по производству таможенной экспертизы (приведен в приложении 8).

На стадии развития находится и компьютерно-техническая экспертиза.

В рамках международного экспертного взаимодействия в 2013-2014 годах ЦЭКТУ проведены рабочие встречи с руководством и специалистами таможенных лабораторий таможенных служб Украины, Германии, Королевства Бельгия, США, Республик Абхазия и Молдавия по проблемным вопросам экспертной деятельности.

В качестве приоритетных задач ЦЭКТУ на 2015 год были определены:

— разработка и внедрение комплекса программных средств, обеспечивающего назначение и выполнение таможенных экспертиз в электронном виде;

— повышение эффективности взаимодействия с таможенными органами в рамках системы управления рисками;

— проведение инспекционного контроля сертифицированной Системы менеджмента качества работы ЦЭКТУ;

— исполнение плана мероприятий по реализации II этапа (2015-2017 годы) Концепции развития ЦЭКТУ.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!