Меню Услуги

Особенности работы по подготовке к восприятию художественных произведений писателей 19 века на уроках литературного чтения в 3 классе. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





1.3. Особенности работы по подготовке обучающихся к восприятию художественных произведений писателей 19 века

 

Для правильного восприятия содержания произведения обучающиеся должны иметь необходимый запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности, поэтому если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей. Не менее важно в процессе работы, предшествующей чтению создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения.

Нами определены задачи подготовительной работы к восприятию художественного произведения:

  1. расширить представления обучающихся о явлениях и событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста;
  2. познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;
  3. подготовить младших школьников к эмоциональному восприятию произведения;
  4. раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания будет затруднено.

Вопрос о целесообразности проведения подготовительной работы к восприятию художественного произведения решается учителем, исходя из содержания произведения и уровня развития обучающихся (далеко не каждое произведение требует предварительной работы).

Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Выбор приема подготовки зависит от имеющегося у младших школьников жизненного опыта, уровня литературной подготовки, характера произведения и других факторов.

Перечислим некоторые виды работ, которые используются при подготовке обучающихся к восприятию художественного произведения:

— рассматривание книги;

— свободные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях;

— беседа;

— рассказ учителя;

— экскурсия;

— рассматривание картин и рисунков;

— демонстрация фильмов;

— прослушивание музыкальных произведений;

-викторина по книгам или произведениям автора;

— обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана в литературном произведении;

— презентация.

Планируя рассказ об авторе или беседу о его жизни и творчестве, следует помнить о том, что этот прием целесообразен лишь в тех случаях, когда такие сведения имеют отношение к описываемым событиям.

Например,

Экскурсия организуется перед чтением произведений о природе для углубления конкретных знаний учащихся и формирования умения наблюдать и точно описывать явления природы.

В лесу, в поле, на реке можно не только увидеть изображенное автором в произведении, но и услышать то, о чем он пишет. Не научить детей слышать звуки леса, реки, неба — значит не научить их видеть природу во всей ее красоте. Если в ребенке не развито это умение, то восприятие художественного произведения о природе будет затруднено.

Например,

В зависимости от содержания произведения проводят экскурсии в музеи, на производства. Во время таких экскурсий учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводит в речь обучающихся новые слова и выражения, которые встретятся в тексте.

Например,

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Демонстрация фильмов позволяет наблюдать те явления, которые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре. :Фильм обычно используется как введение в тему чтения для уточнения и систематизации имеющихся у младших школьников представлений.

Фильмы содержат богатый познавательный материал и способствуют как осознанному чтению, так и яркому эмоциональному восприятию содержания произведений.

В целях развития у младших школьников умения выделять важные и существенные моменты фильма после его просмотра организуется беседа. Многие вопросы в этой беседе будут только поставлены, а ответы на них обучающиеся получат из рассказа, который им предстоит читать. Такая ситуация позволяет повысить интерес к чтению, делает его более целенаправленным.

Например,

В качестве источника информации могут также выступить сюжетные картины, предметные рисунки, иллюстрации.

Например,

Слушание музыки является хорошим средством подготовки к восприятию произведений большой эмоциональной наполненности. Программы по литературному чтению и музыке для начальных классов дают большие возможности использования музыкальных произведений и отрывков перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений, сказок.

Например,

Рассказ учителя присутствует, как правило, в комплексе с беседой. Значительно возрастает интерес к художественному произведению, если познакомить обучающихся с писателем, рассказать о его любимых занятиях. Для этого наиболее аффективным методом является рассказ учителя.

Например,

Рассказ позволяет экономно использовать время на уроке литературного чтения, доходчиво и эмоционально сообщить младшим школьникам о писателе. Свой рассказ учитель обычно сопровождает показом портрета писателя, его книг разных изданий, что чрезвычайно важно в целях пропаганды книги, воспитания любви к чтению.

На начальном этапе обучения при подготовке обучающихся к восприятию художественного произведения можно ограничиться коротким сообщением, затем предоставить обучающимся возможность познакомиться с книгами писателя.

От класса к классу постепенно углубляются знания обучающихся об авторах читаемых произведений. От сообщения эпизодических сведений переходят к более целостному ознакомлению детей с жизнью и творчеством писателя. Однако в начальных классах в большинстве случаев учитель ограничивается рассказом об определенном периоде жизни и творчества писателя.

Например,

В целях более глубокого восприятия произведения сообщается также о реальной основе событий, изображенных в произведении.

Например,

Беседа при подготовке обучающихся к восприятию художественного произведения возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать.

Вопросы для беседы подбираются так, чтобы все обучающиеся могли принять в ней участие. При этом одни вопросы предполагают одинаковые ответы, другие — различные, третьи рассчитаны на сообразительность. Но необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей ответа не знают. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением.

Например: Какой момент рассказа вам понравился больше всего? Почему? Какая часть рассказа вам лучше запомнилась? Какую картинку вы наиболее ярко представили, слушая рассказ? Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в человеке? Когда вам было особенно грустно, радостно, смешно, страшно?

Такое чередование вопросов позволяет вовлечь в работу всех обучающихся, в том числе недостаточно подготовленных к восприятию художественного произведения. В процессе беседы может использоваться наглядность, а также речь учащихся пополняется новыми, незнакомыми словами, которые встретятся в изучаемом произведении.

Естественным заключением подготовительной беседы является сообщение учителя о теме произведения.

В том случае, если младшие школьники имеют достаточно представлений по теме чтения, читали подобные произведения, имеют личный опыт в данной области, вопросы ставятся в такой форме, которая позволяет детям дать ответ в виде свободного связного высказывания.

Например,

Важным моментом в подготовке обучающихся к первичному восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание или чтение художественного произведение; Установка дается в форме вопроса или задания, например: «Подумайте, почему рассказ так назван», «Подумайте, какие чувства испытывал автор при написании этого произведения».

Подготовительная работа к восприятию обучающихся художественного произведения не является обязательной. Она не проводится, например, если тематика произведения близка и понятна младшим школьникам, если подобные произведения читались ими на предыдущих уроках литературного чтения.

Вывод: Рассмотрение и описание различных вариантов работы по подготовке к восприятию обучающихся художественного произведения на уроке литературного чтения позволил нам выделить наиболее уместные и продуктивные из них, те, которые можно использовать для работы на уроках литературного чтения при изучении произведений писателей 19в. в жанре рассказа.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




 

Глава 2Практическая работа по подготовке обучающихся к восприятию художественных произведений писателей 19 века Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина — Сибиряка, А.И. Куприна в 3 классе

2.1. Уровень восприятия обучающимися произведений писателей 19 века в жанре рассказа

 

Для проведения практической работы по подготовке обучающихся к восприятию художественных произведений нами было реализовано исследование на базе МКОУ ООШ  с. Амур в 3 классе.

В рамках государственной практики нами были применены такие методы исследования, как анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос и анализ деятельности обучающихся на уроках литературного  чтения.

В рамках констатирующего этапа исследования мы провели анкетирование обучающихся по подготовке к восприятию художественных произведений.

В анкету были включены следующие вопросы: Любите ли Вы читать рассказы? Нравятся ли вам темы уроков о рассказах, предлагаемые учителем? Сколько времени в день вы тратите на чтение книг? Какие книги, в том числе и с произведениями в жанре рассказа современных авторов, вам нравятся больше и почему?

Анализ результатов показал следующее:

  • 62 % обучающихся — ответили, что им нравится читать рассказы на уроках, в том числе выбирать произведения в жанре рассказа для подготовки к урокам;
  • 25% обучающихся — ответили, что им нравится выбирать книги для самостоятельного чтения и читать произведения в жанре рассказа, но они не всегда готовятся и участвуют в уроках литературного чтения;
  • 13% обучающихся — ответили, что им не всегда нравится выбирать книги для самостоятельного чтения и читать рассказы, они фрагментарно готовятся и участвуют в уроках литературного чтения.

Следующим этапом входной диагностики стала оценка знаний младшими школьниками произведений Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна в жанре рассказа.

Для оценки уровня знаний обучающихся рассказов Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна нами были реализованы такие методы, как опрос, викторина и тестирование.

Обработанные нами данные исследования показали, что

  • 70 % обучающихся — знают и читают рассказы Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна, отличают героев рассказов и знают содержание рассказов;
  • 20% обучающихся — читают рассказы Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна в рамках подготовки к урокам литературного чтения, но не всегда могут назвать героев рассказов и не полностью знают содержание рассказа;
  • 10 % обучающихся – не всегда читают рассказы Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна, если читают, то только в рамках подготовки к урокам литературного чтения, редко могут назвать героев рассказов и не всегда знают их содержание.

Далее нами было исследовано умение обучающихся анализировать произведения в жанре рассказа на уроках литературного чтения в 3 классе. Результаты наблюдения следующие:

  • 58 % — активно участвуют в анализе рассказов на уроке, верно называют главную мысль рассказа, высказывают свою точку зрения о характерах героев и их поступках с должной аргументацией, активно обсуждают авторскую позицию, представляют свое отношение к персонажам и событиям, грамотно строят свою речь;
  • 27% — не всегда активно участвуют в анализе произведений на уроке, называют главную мысль рассказа, высказывают свою точку зрения о характерах героев и их поступках после наводящих вопросов учителя, но стараются аргументировать ее, нечасто стремятся участвовать в обсуждении авторской позиции и высказывать свое отношение к персонажам и событиям, допускают речевые ошибки;
  • 15% — фрагментарно участвуют в анализе произведений на уроке, не всегда могут определить главную мысль рассказа, свое отношение к персонажам и событиям, высказывают свою точку зрения о характерах героев и их поступках без аргументации после неоднократных наводящих вопросов учителя, часто допускают речевые ошибки.

Обобщив полученные данные констатирующего этапа исследования, мы разделили обучающихся 3 класса на группы по уровням:

  • 60% — высокий уровень: обучающиеся хорошо знают произведения в жанре рассказа, активно участвуют в анализе рассказов на уроке, верно называют главную мысль рассказа, высказывают свою точку зрения о характерах героев и их поступках с должной аргументацией, активно обсуждают авторскую позицию, представляют свое отношение к персонажам и событиям, грамотно строят свою речь;
  • 26% — средний уровень: обучающиеся недостаточно хорошо владеют рассказами, не всегда активно участвуют в анализе произведений на уроке, называют главную мысль рассказа, высказывают свою точку зрения о характерах героев и их поступках после наводящих вопросов учителя, стараются аргументировать ее, нечасто стремятся участвовать в обсуждении авторской позиции и высказывать свое отношение к персонажам и событиям, допускают речевые ошибки;
  • 14 % — низкий уровень: обучающиеся недостаточно не владеют знаниями рассказов, о характерах героев и фрагментарно участвуют в анализе произведений на уроке, не всегда могут определить главную мысль рассказа, свое отношение к персонажам и событиям, высказывают свою точку зрения о характерах героев и их поступках без аргументации после неоднократных наводящих вопросов учителя, часто допускают речевые ошибки.

Вывод: Обобщив результаты, полученные в рамках входного этапа исследования, мы выявили, что 60 % обучающихся находятся на высоком уровне, 25 % обучающихся находятся на среднем уровне, и 15 % на низком уровне. На следующем этапе работы мы решили спланировать уроки, используя разные этапы работы по восприятию художественных произведений уроках литературного чтения писателей 19 века  Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна.

 

2.2. Особенности работы по подготовке обучающихся к восприятию произведений Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна в жанре рассказа, включенных в круг детского чтения, на уроках литературного чтения в 3 классе

 

На основе результатов констатирующего этапа исследования мы подготовили и провели работу по планированию и проведению уроков литературного чтения по рассказам Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна.

(списочный состав — 7 обучающихся) МКОУ Амурская ООШ с.Амур.

Так, нами были разработаны и проведены три урока литературного чтения для обучающихся 3 класса, посвящённые творчеству Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна  с использованием методов и приемов по подготовке к восприятию.

В рамках преддипломной практики нами был разработан и проведён первый урок литературного чтения по произведению  Д.Н. Мамина-Сибиряка «Медведко» этот рассказ включен в учебно-методическом комплекте «Школа России» для 3 класса.

Целью данного классного урока литературного чтения – подготовить обучающихся к восприятию рассказа.

Для подготовки к восприятию рассказа была загадана загадка:

Глазки чёрные, как ночи.

Косолап, но прыткий очень.

Любит молоко и мёд.

Очень быстро он растёт.

Далее учитель задавал вопросы: «Что знаете о медведе?» , «Его можно отнести к домашним животным?», «Почему?».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




После этого обучающие читают предложение: «Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок». Ещё не прочитав произведение, обучающие могут догадаться, о чём пойдёт речь? Вывешивают свои рисунки с изображением домашних питомцев и рассказывают про них.

Речь пойдёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни.

После того, как обучающие ответили о ком идет речь, им предлагается рассмотреть иллюстрацию и прочитать название рассказа. Затем задается вопрос: «Вы догадались, кого так зовут – Медведко?» (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка).

Перед чтением обучающиеся знакомятся с выдержкой из толкового словаря Ожегова:

Экипаж – многозначное слово, в данном случае означает лошади с повозкой;

Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже;

Гимназисты – ученики учебного заведения в дореволюционной России;

Ларь – большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки;

Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу;

Стремглав – очень быстро, стремительно.

После чтения рассказа предлагается работа в парах. Работа по карточкам.

Обсудите и выберите правильный ответ.

О чём хотел рассказать автор?

  • О медвежонке.
  • Об отношении детей к медвежонку.
  • О том, как ведут себя дикие животные в доме у человека.
  • Об отношении человека к диким животным.

 

Какое предположение лучше всего помогает понять главную мысль текста?

  • Медвежонок не прижился дома потому, что мешал хозяевам отдыхать.
  • Медвежонка отдали потому, что он много «куролесил».
  • Медведей нельзя держать дома, потому что они – дикие животные.
  • Медведь – не домашнее животное. Каждому – своё место в природе.

Обсуждают варианты и выбирают нужный ответ.

Данный урок был проведен с использованием работ, которые используются при подготовке обучающихся к восприятию художественного произведения таких как:

  • беседа;
  • рассматривание иллюстрации, рисунков.

Второй урок литературного чтения рассказа Л.Н. Толстого «этот рассказ также включен в учебно-методический комплект  «Школа России» для 3 класса.

 

2.3. Анализ результатов проведенной работы по подготовке к восприятию на уроках литературного чтения при изучении произведений Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна  в жанре рассказа.

 

По истечении производственной практики нами было проведено контрольное исследование: контрольный тест, наблюдение и анализ деятельности обучающихся на уроках литературного чтения и анализа рассказов Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна.

В рамках контрольного этапа исследования нами было проведено  исследование результатов проведенной нами работы по подготовке к восприятию художественных произведений на уроках литературного чтения писателей 19 века Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна в жанре рассказа обучающихся 3 класса МКОУ Амурской ООШ.

Повторно нами было проведено анкетирование обучающихся по выявлению заинтересованности их подготовки к урокам изучения произведений Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна в жанре рассказа и участия в них.

Анализ результатов показал следующее:

  • 67 % обучающихся — ответили, что им нравится читать рассказы на уроках, в том числе выбирать произведения Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна в жанре рассказа для подготовки  к урокам литературного чтения, утверждают, что им нравятся темы уроков литературного  чтения, выбираемые учителем, они всегда готовятся и активно участвуют в уроках литературного  чтения;
  • 28% обучающихся — ответили, что им нравится выбирать книги выбирать с произведениями Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна для самостоятельного чтения и читать произведения в жанре рассказа, они не всегда готовятся и участвуют в уроках литературного чтения;
  • 5 % обучающихся — ответили, что им не всегда нравится выбирать книги для самостоятельного чтения и читать рассказы Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2