Меню Услуги

Особенности работы по подготовке к восприятию художественных произведений писателей 19 века на уроках литературного чтения в 3 классе

Страницы:     2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

  • Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме организации работы по подготовке обучающихся к восприятию художественных произведений писателей 19 века. Включенных в круг детского чтения
  • 1.1. Сущность и особенности восприятия художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе
  • 1.2. Специфика художественных произведений писателей 19 века на примере рассказов Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина — Сибиряка, А.И. Куприна, включенных в круг детского чтения
  • 1.3. Особенности работы по подготовке обучающихся к восприятию художественных произведений писателей 19 века
  • Глава 2. Практическая работа по подготовке обучающихся к восприятию художественных произведений писателей 19 века Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина — Сибиряка, А.И. Куприна в 3 классе
  • 2.1. Уровень восприятия обучающимися произведений писателей 19 века в жанре рассказала
  • 2.2. Особенности работы по подготовке обучающихся к восприятию произведений Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина — Сибиряка, А.И. Куприна в жанре рассказа, включенных в круг детского чтения, на уроках литературного чтения в 3 классе
  • 2.3. Анализ результатов проведенной работы в 3 классе по подготовке к восприятию художественных произведений писателей Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина — Сибиряка, А.И. Куприна, включенных в круг детского чтения
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

 

Специфика детской литературы связана не только с характером изображения действительности, но и с особым предметом её изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой детской книги — ребенок, подросток, человек растущий, изменяющийся, а его чувства, мышление, впечатления должен изображать человек взрослый. Единство эстетического и педагогического начал также выражает специфику детской литературы в том числе произведений, включенных в круг детского чтения.

Художественные произведения писателей 19 века Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина — Сибиряка, А.И. Куприна, включенные в круг детского чтения, способны раскрыть свой потенциал к восприятию и пониманию духовной нравственности человека прежде всего потому, что это не сухой научный труд, а сложное, хотя и не большое по объёму, произведение, сотканное разнообразными литературными нитями, которые способствуют его восприятию обучающимися.

Одной из таких нитей является наполнение образов геров произведений писателей 19в. Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина — Сибиряка, А.И. Куприна, включенных в круг детского чтения, высокодуховными нравственными ценностями, раскрывающимися как обязательные составляющие души и характера младшего школьника.

Произведения писателей 19в. Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина — Сибиряка, А.И. Куприна, включенные в круг детского чтения, способны раскрыть особое отношение к действительности, к мироощущению.

Проблема восприятия произведений писателей 19в., в том числе рассказов Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина — Сибиряка, А.И. Куприна, включенных в круг детского чтения, не может решаться изолированно от общих задач обучения, воспитания младшего школьника и его отношения к действительности, формирования его личности, мировосприятия, духовного мира.

 

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме организации работы по подготовке обучающихся к восприятию художественных произведений писателей 19 века. Включенных в круг детского чтения

1.1 Сущность и особенности восприятия художественных произведений  на уроках литературного чтения в начальной школе

 

Восприятие — это итоговый процесс приема человеком информации об объекте, обеспечивающий формирование в психике индивида образа объекта или состояния.  http://didacts.ru/termin/vosprijatie.html

Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. http://azps.ru/articles/proc/proc3.html

В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Т. В. Рыжкова рассматривает восприятие художественного литературного произведения как «сложный психический и психологический процесс, особый вид деятельности в котором задействованы разные сферы психики» Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Татьяна Вячеславовна Рыжкова. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 416 с. – ISBN 978 – 5 – 7695 – 3971 – 8. 12, С. 13).

По мнению Л. Д. Столяренко «восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств» Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. —  14-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 672 с. — ISBN 5 – 222 – 07807 – 8.

С. Л. Рубинштейн под восприятием понимает «чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующее на наши органы чувств». Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973. – 424 с.

А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум определяют восприятие, «как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств» . Реан, А. А., Бордовская, Н. В., . Розум, С. И. Психология и

педагогика: учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская,  С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2000. — 432 с. — ISBN 5 – 272 – 00266 – 0.

Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Психологи считают, что обучающиеся начальных классов проявляют, как правило, два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения — эмоционально-образный — представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй — интеллектуально-оценочный — зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства  младшими школьниками.

Художественное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

Мы считаем, что подготовить обучающихся необходимо к восприятию художественных произведений, потому что от этого зависит понимание произведения.

Так, М.Р. Львов отмечал, что благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживание героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимания своего отношения к прочитанному. Львов, М. Р.  Методика  обучения  русскому  языку  в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. —  2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. —  415 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Согласно исследованиям Н. Р. Львова существует два уровня восприятия художественного произведения, характерных для обучающихся начальных классов.

Обучающиеся I уровня не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель шести – восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.

Обучающиеся II уровня уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

Воображение этих обучающихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У младших школьников, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то  есть  они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора.

Они могут без посторонней помощи уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдали подобные изобразительно — выразительные приемы. Таким образом, учащиеся могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия для себя логически уяснить  читаемое.

Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи – такие, как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова.

http://www.studfiles.ru/preview/6019202/page:14/.

Л.Н. Рожина писала, что полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена.

Также она определила, что под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. https://rae.ru/forum2012/265/1181

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

  • непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения);
  • понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
  • влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).Особенностями восприятия художественного произведения на уроке литературного чтения младшими школьниками являются
  1. Младший школьник реагирует на художественный текст в первую очередь эмоционально, а детские переживания, связанные с текстом — это ценность для начальной школы.
  2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста — отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Дети постоянно спрашивают: «А это на самом деле было?»
  3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
  4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
  5. Последняя особенность читателя младшего возраста — отсутствие реакции на художественную форму.

Таким образом, анализ точек зрения исследователей на восприятие художественного произведения показал, что особенностями восприятия художественного произведения младшими школьниками являются:

  • реакция на текст в первую очередь эмоционально, детские переживания, связанные с текстом;
  • отождествление художественного мира и реального;
  • чуткость к слову и к художественной детали;
  • способность ребёнка жить в образе;
  • отсутствие реакции на художественную форму.

Анализ литературы позволил нам выявить основные этапы восприятия обучающимися начальной школы художественных произведений на уроках литературного чтения:

http://www.studfiles.ru/preview/6019202/page:14/

Подготовка к восприятию.

Например, демонстрируются портрет писателя, аудиозаписи, кинофильмы, репродукции картин, главное — слово учителя, создающего эффект ожидания;

Первичное восприятие (целостное восприятие произведения, обеспечивающее общее впечатление, сопереживание).

Например, можно усилить его можно таким приемом: остановить чтение на кульминационных, проблемных моментов рассказа и предложить детям подумать, как будет разрешаться та или иная ситуация, важно, чтобы после восприятия текста дети поделились своими впечатлениями;

Осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего отношения, а не критика прочитанного (организация диалогов: читатель — писатель, писатель — читатель).

Вывод: Мы полагаем, что полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена.

 

1.2 Специфика художественных произведений писателей 19 века на примере рассказов Л.Н. Толстого, Д.С. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна, включённых в круг детского чтения

 

Жанр рассказ является одним из самых популярных в детской литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели, в том числе писатели 19 в. – Л.Н Толстой, Д.Н. Мамин-Сибиряк. А.И. Куприн.

Рассказ — это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.

Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них – единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.

Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить.  Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством – действия. Рассказ — это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события.

Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть два-три, а вот пять уже встречаются редко (они могут только упоминаться).

Еще одна особенность рассказа — единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко — несколько.

Главный образ должен быть в любом рассказе. Именно за счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

Г.Л. Абрамович определяет рассказ как «небольшое художественное произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события» [……..].

Литературовед Н.П. Утехин утверждает, что в рассказе «может быть отображен не только один эпизод из жизни человека, но и вся его жизнь или несколько эпизодов ее, но взята она будет лишь под каким-то определенным углом, в каком-то одном соотношении». [28.   Утехин, Н.П. Жанры эпической прозы [Текст] / Н. П Утехин.- Л., 1982.- 34 с.].

С.В.Тарасова считает, что  «…рассказ в традиционном понимании — это повествование об отдельном, частном событии или ряде событий, небольшое по объему. В центре произведения может быть одно сюжетное событие, но чаще всего одна сюжетная линия. В рассказе действует небольшой круг персонажей. Жизнь главного героя дается не развернуто, а его характер раскрывается через одно или ряд обстоятельств жизни персонажа.» [25. Тарасова, С.В. Новый взгляд на малую прозу [Текст]/ С. В Тарасова. –М., 2003.- С. 24-26.].

Наиболее близким для нас является мнение Тарасовой С.В,  так как он суммирует вышесказанное и указывает на ключ к формальному определению рассказа, хотя не даёт самого определения. Ключевыми словами, по нашему мнению, являются сюжетное событие и сюжетная линия, опираясь на которые можно.

Таким образом, мы пришли к выводу, что рассказ — это один или несколько взаимосвязанных эпизодов (или сюжетных линий), из которых один является смысловым центром, а остальные — вспомогательными, поддерживающими, подчеркивающими, разъясняющими основную мысль произведения.

Анализ литературоведческих источников показал, что в любом рассказе должен быть главный образ, за счет которого держится вся композиционная структура, который задает тему и обусловливает смысл истории.

Главный персонаж детских рассказов Льва Николаевича Толстого (1828-1910) — крестьянский ребенок («Филиппок», «Девочка и грибы», «Пожар»).

Крестьянские дети в рассказах Л.Н. Толстого умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей Толстой раскрывает в их поступках, действиях, отношений к окружающим.

Один из привлекательных образов — любознательный, настойчивый мальчик Филиппок. Мальчик преодолевает все трудности и достигает цели — его принимают в школу учиться.

Многие рассказы писателя вызывают у юного читателя сопереживания («Акула», «Прыжок» «Котенок»), для них характерен высокий психологический накал, который достигается в рассказах Толстого  быстрым развитием сюжета.

В рассказе «Акула» за двумя плавающими в океане мальчиками погналась акула. Выручает героев находчивость, самообладание отца одного из мальчиков — офицера — артиллериста, метко выстрелившего из корабельной пушки в акулу.

Во многих рассказов Толстого изображены правдивые картины сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Солдаткино житье»).  Эти произведения относятся к жанру рассказа, так как они небольшие по объему, чаще всего ограничены одним событием, как правило, один главный герой.

Лучшим своим произведением для детей Л.Н. Толстой считал повесть «Кавказский пленник». Тема Кавказа, сложных отношений между русским и татарами — в центре книги. Прием контраста в повести — основной. В произведении два главных героя — офицеры Жилин и Костылин.

Жилин — коренастый, сильный, смелый офицер. Он смог бежать из плена, а Костылин был полный, трусоватый, ленивый, его выкупили родители у татар за очень большие деньги.

Очень точно описал Толстой и татар. В своем произведении автор объяснил, почему некоторые из них так ненавидят русских, показал, кто сочувствует пленным. Удался писателю и образ девочки-татарки Дины, которая помогла Жилину бежать из плена.

Тема детства получила философски глубокое звучание. Писатель ввел в детскую литературу новые темы, новых героев, обогатил нравственную проблематику книг для детей.  Произведения писателя для детей стали образцами художественного мастерства.

Рассказы и сказки Мамина-Сибиряка для детей отличаются глубоким реализмом, живостью мыслей и чувств, богатством нравственного содержания. Они давно вошли в классический круг детской литературы. В рассказах о детях Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) не скрывает и ужасного положения детей в условиях города.

Например, в рассказе ««Каменный колодец» перед юным читателем проходит галерея забитых, озлобленных, отупевших от непосильного труда ребят. Они не видели и не знают ни чего, кроме своего двора, улицы, не могут даже представить себе, как растет хлеб, однако и жизнь крестьянских детей не лучше.

Писатель всегда изображает героя-ребенка в потоке народной жизни, в обстановке производственного, семейного и общественного быта рабочих.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Рабочие обрисованы автором так же реально, как и маленький герой, которого читатель видит то в окружении рудокопов, то ремесленников. В центре повествования всегда стоит ребенок.

«Уральские рассказы» Мамина-Сибиряка — большой цикл, в котором развиваются две темы: взаимоотношения человека с природой и общественное зло. Из детских рассказов, входящих в этот цикл, к первой теме относятся рассказы о старых охотниках и животных: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Богач и Ерёмка», «Приёмыш»; ко второй — рассказы о бедах маленьких тружеников: «Вертел», «Кормилец», «В каменном колодце», «Под землей».

В рассказах Мамина-Сибиряка природа Урала и быт уральцев неразделимы. Главные герои — люди пожилые, сроднившиеся с тайгой; они умеют любить природу по-детски непосредственно и вместе с тем без ложной сентиментальности. Рядом с ними часто изображается собака — верный, все понимающий друг, помощник на охоте. Природа не фон для действия — она живет своей жизнью, вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его.

Так, в рассказе «Емеля-охотник» читатель открывает: как у людей, так и у зверей действует благородный закон — жертвовать жизнью ради детей. Старый Емеля пытается выходить заболевшего внука Гришутку и отправляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Будто вскользь говорит повествователь о гибели матери Гришутки: она закрывала ребенка своим телом, пока волки грызли ей ноги.

Упоминание о страшной смерти матери нужно автору, чтобы подготовить маленького читателя к восприятию кульминационного эпизода: Емеля выследил важенку с теленком, но не смог выстрелить в матку, которая уводила детеныша, подставляя себя под охотничий выстрел. История заканчивается счастливо. Дед рассказывает внуку, что видел теленочка — желтенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот дал стрекача в лес. Этого оказывается доста­точно, чтобы мальчик испытал радость.

Душа дикой природы, красивая и сильная, воплощена в образе Приёмыша — лебедя, прирученного стариком Тарасом. Лебедь привык к человеку и собаке, они полюбили его, но по осени Приёмыш улетел с дикой стаей, оставив тосковать Тараса и его Соболька. Разлука с лебедем означает для Тараса приход настоящей старости.

«Приёмыш» — самый лиричный и вместе с тем драматичный из рассказов Мамина-Сибиряка о природе. Писатель мудро замечает, что любовь человека к природе может приносить не только радость, но и страдание; как и всякая любовь, она должна быть совершенно бескорыстной.

Великолепно мастерство описаний у Мамина-Сибиряка, будь то пейзаж, портрет или интерьер.

Никакой приблизительности, обобщенности пейзажа — все детали конкретны, выпуклы, складываются в картину живую и достоверную. Автор добивается эффекта «присутствия»: читатель как будто видит картину собственными глазами, ощущает атмосферу изображенного места.

Рассказ «Приемыш» состоит из трех частей. Первую часть можно назвать «Знакомство», в ней главный герой встречает лебедя-приемыша. Во второй части хозяин избушки, старик Тарас, с любовью рассказывает гостю о своем новом питомце. Третья часть — заключительная и самая грустная, в которой герой узнает, что лебедь покинул приемный дом и улетел со своими сородичами в теплые края.

Конфликты его рассказов остры, нередко трагичны. Однако тон повествований о природе чаще всего спокоен и светел, а рассказы о детях-тружениках нельзя назвать безысходно мрачными благодаря ясному видению идеала.

Все эти произведения Мамина-Сибиряка для детей отмечены высоким художественным мастерством, их можно назвать настоящими шедеврами русской реалистической прозы.

Александр Иванович Куприн (1870-1938) написал несколько рассказов о детях, которые и сегодня входят в круг чтения детей: «Детский сад», «Чудесный доктор», «В недрах земли».

Самый известный рассказ этого ряда — «Белый пудель». Главные герои — старый шарманщик, мальчик Сережа и их верный друг-пудель Арто. Они — уличные артисты. Живут подаяниями. У них нет дома, но они знают, что такое дружба, друзей не предают. Избалованный мальчик Трилли потребовал у матери пуделя Арто.  Бродячим артистам предлагают любые деньги, но они не согласились. Ночью собаку украли, а уже утром Сергей смог найти пса и освободить его. Симпатии автора на стороне храброго и верного Сергея и его деда. Дедушка и Серёжа проявляют к собаке человеческие качества. Это видно на протяжении всего рассказа. Дружба, доброта и преданность всегда рядом с неразлучной троицей.

Именно Арто и Серёжа помогли Александру Куприну объяснить юным читателям своими поступками, что такое взаимопонимание, взаимовыручка, доброта, преданность, неподкупность и верность.  Поступок Серёжи, который спас своего друга Арто, преодолев свой страх и колебания, вызывает у младших школьников чувство уважения.

Ни один юный читатель не останется равнодушным при чтении рас-сказанных в «Ю-ю» историй про удивительную, чуткую и ласковую кошку, про лошадей, нежно привязанных к своим седокам, про семейную жизнь гусей. Наблюдения над красивой и умной кошкой Ю-ю окрашены тонким лиризмом, благодарностью за ее преданность и за ту теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животными.

В рассказе «Сапсан»  повествует о себе собака — «большой и сильный пес редкой породы». Образ могучей, осознающей свою силу собаки максимально приближен к человеческому. Сапсан, как и многие сильные люди, добродушен и терпим; ему «стыдно и жалко», когда обижают «маленьких и трусливых».

Нежные отношения связывают этого громадного пса с Маленькой — так называет он дочку Хозяина. Когда приходит страшный миг — Маленькая оказывается в опасности, Сапсан загораживает ее своим телом, спасая от бешеной собаки.

Уроки преданности, взаимопомощи и любви дети получают и в других произведениях писателя. Так, в рассказе «Барбос и Жулька»  два дворовых пса трогательно привязаны друг к другу, несмотря на разницу в характерах.

Рассказ «Чудесный доктор» — история о докторе, который выписал маленькой Машутке лекарство, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Он посоветовал, к какому врачу потом лучше обратиться. Чудесный доктор Мерцаловых даже не сказал, как его зовут, ведь он хотел, чтобы о нем помнили как о человеке, совершившем доброе дело.

Ведь не важно, отмечает автор, как зовут человека, бескорыстно протянувшего тебе руку помощи, но для Мерцалова важно было знать своего спасителя, а им оказался известный русский хирург Н.И. Пирогов.

Куприн подчеркивает, что нельзя быть добрым только несколько дней в году, так как чудо сострадания, помощи человеку должно стать «обыкновенным чудом» для каждого совестливого человека. Главное, по мысли писателя, никогда не падать духом, и при первой же возможности нужно протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.

Из анализа рассказов Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна можно сделать общий вывод: все рассказы, которые написали эти авторы, воспитывают у обучающихся чувство сопереживания к друг другу, поддержку близким и окружающим людям, взаимопонимание, умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей.

Вывод: Рассказ — это малая эпическая, жанровая форма художественной литературы, небольшое по объёму изображенных явлений жизни прозаическое произведение. Для успешной подготовки младших школьников к восприятию художественного произведения на уроке литературного чтения необходимо выявить и описать работу учителя в этом направлению на примере художественных произведений писателей 19 в., включенных в круг детского чтения.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:     2