Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности работы учителя словесника. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


2 Методическое сопровождение работы учителя-словесника с проявлением нелитературных форм языка в речи учащихся средних и старших классах

2.1 Способы определения степени употребления нелитературных
языковых форм в школьной среде

Проблема использования учащимися нелитературных элементов изучалась нами экспериментальным путем, в несколько этапов, на каждом из которых мы применяли определенный метод выявления круга таких единиц, наиболее перспективный с точки зрения предпринимаемого нами исследования. Среди основных таких методов мы выделили:
1) анкетирование открытого типа, в котором учащиеся должны были самостоятельно формулировать ответ на поставленный вопрос, преимущественно развернутого характера, проясняя все отмеченные в нем аспекты использования нелитературных слов в речи (образец анкеты представлен в Приложении);
2) количественно-качественный анализ их речевого поведения на интернет-форумах, в чатах и социальных сетях.
Таким образом, охватывались все формы их речевого поведения – устная и письменная речь.
Сопутствующим методом экспериментального исследования стала беседа с учащимися, в процессе которой мы устраняли те моменты, которые нуждались в дополнительных разъяснениях и уточнениях.
Экспериментальной базой стали VIII–XI классы МОУ «СОШ № 24». Всего в исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 13 до 16 лет.
Экспериментальное исследование проводилось в 4 этапа.
На первом этапе нами определялось содержание анкетирования, разрабатывались вопросы анкеты, уточнялись их формулировки.
На втором этапе было проведено анкетирование, проанализированы его результаты.
На третьем этапе мы изучали специфику речевого поведения учащихся в виртуальном пространстве форума «S-COOL»; данный сайт нам был рекомендован самими школьниками, активными пользователями которого они являются.
На четвертом этапе мы подвели общие итоги экспериментального исследования, сформулировали его основные выводы.
Рассмотрим содержание анкетирования и результаты изучения речевого поведения учащихся на школьном интернет-форуме подробнее.
Целью проведения анкетирования было следующее:
1) определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов и других нелитературных элементов в речи учащихся;
2) определить мотивы их употребления в речи;
3) определить отношение учащихся к жаргонным словам и другим нелитературным элементам, употребляемым ими в речи;
4) выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Изучение анкет учащихся позволило сделать вывод о том, что учащиеся часто прибегают к активному употреблению в речи всех разновидностей «проблемного слова», которые нами были выделены в теоретической главе исследования: и сленговых слов, и жаргонизмов, и общелитературных разговорно-просторечных элементов, и нецензурной лексики при существенном доминировании жаргонных и сленговых единиц. Анализ анкеты позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников сленговые слова:
1. Существительные: лох, чувак, канарейка, улитка, овца, олень, тормоз, чайник, бабки, видак, телик, ящик, тема, прикид, прикол, параша, тачка, музон, капуста, косяк, харя, салют, кумпол, молоток, базар, пятак, винт, лаве, техника, ксива, фигня, понт, тело, черт, щет, цилик, столовка, хавка.
2. Глаголы: отвали, не свисти, гонишь, рубать, хавать, колбаситься, базарить, отвянь, заколебал, забить, гуляй, кирдык, сгинь, прикинь, подгребай, мутить, офигеть, обалдеть, очуметь, зашибись, попутал, тусуйся, обломиться, грузить, приколоться.
3. Наречия: клево, прикольно, офигенно, лафа, мощно, типа, потрясно, быренько, пофиг, сто пудов, привально, реально, ништяк, стебово, угарно, отстойно, фиолетово, влом.
4. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, я не в курсе, речи нет, шнурки в стакане, елки-палки, твою дивизию, все тип-топ, чухай отсюда, ни фига себе, я валяюсь, ну ты блин даешь, базар фильтруй, да ты че.
Проанализировав значение сленговых и жаргонных слов, мы выделили тематические группы:
1. Наименования людей по профессии: училка, дерик, класнуха, поломойка, музычка, мусор, мент.
1. Наименование людей по родству: предки, пахан, браток, родаки, сеструха, маман.
2. Бытовая техника :ящик, телик, комп, труба, дибильник.
3. Компьютерное оборудование: клава, педаль, – клавиатура; мыша, мышка, крыса, хвостатая– манипулятор типа «мышь»;подмышка, мышедром, тряпка– коврик, для «мыши»; квакать– играть в компьютерные игры аналогичные «Quake»; кликать по иконкам– работать с «мышью»; Айболит – антивирусная программа.
4. Пища и процесс ее поглощения: хавка, хавчик, хавать, рубать, точить.
5. Обозначение людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, вольтонутый, ботаник, лох, тормоз, шестерка, бивень, бич, чурка, дятел, козел, кобыла, ушлепок, чмо, чапа, мразь, редиска, сволочь.
6. Деньги: бабки, зелень, бабло, лаве.
7. Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, стебово, угарно, отстойно.
Собранный материал заставляет задуматься над происхождением сленга. Наши наблюдения позволили сделать следующие выводы:
– среди сленга есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением, например, клевый– хороший; крутой – очень хороший; тормоз– человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста– деньги и т. д. При этом у слова «липа» есть и еще одно значение – электропоезд, электричка.
– переходят в сленг технические термины, приобретая новые переносные значения, например, мобила – мобильный телефон; глюк – ошибка, незавершенность в компьютерной программе;
– в молодежный сленг переходят арготизмы: отстой, отстойный – плохой; ботаник– старательный ученик; лох, базар, туфта, хавка и другие.
Как показывают наши наблюдения, в сленге современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать; угорать, угар, пригорать, угарный; прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист; офигеть, офигенно, офигенный; обалденно, обалденный, обалдетьи др.
Отметим, что наиболее часто употребляются слова: хавчик, хавать, лох, козел, класснуха, училка, реально, офигенно, отстойно, отвали, блин, прикид, фигня, обалдеть, короче, пахан, телик, комп, шестерка, тормоз, типа, клево, прикольно, сто пудов, прикинь, пипец.
Нетрудно заметить, что большое распространение в ученической среде получили жаргонизмы – оценки, наименования людей по родству, по профессии, качествам характера. Скорее всего, это связано с тем, что эти группы слов в большей степени, чем другие семантические группы, подвержены речевой моде. В целом можно констатировать, что использование большинства приведенных слов делает речь грубой, может обидеть или даже оскорбить собеседника.
Данные анкетирования уточнялись нами в процессе изучения высказываний учащихся школ города Саранска на специальных школьных форумах.
Анализ текстов сообщений учащихся, размещенных на порталах и форумах для учащихся школ, лицеев и гимназий, в частности, на форуме
«S-COOL» (http://www.s-cool.ru/postt3370.html), позволил прийти к выводу о том, что учащиеся средних и старших классов активно прибегают в письменной речи к использованию нелитературных элементов, среди которых:
1) слова и выражения, относящиеся к молодежному сленгу и школьному жаргону [речь приведена в авторской редакции]: «В третьей четверти много проболел, поэтому по некоторым предметам неатестация. Сегодня посмотрел в журнале, по алгебре в четверти стоит 2! По геометрии 3… Я вот волнуюсь, завтра педсовет, что же мне делать, или все таки пронесет?»; «Блин я за все 3 четверти аттестована нов я вобще не ходила но у меня есть справка меня оставят на 2 год в 8 классе (ДВОЕК НЕТ ЗА ЧЕТВЕРТИ)»; «Привет. Я прихожу домой в 4-5 часов.а делаю дз в 7 а заканчиваю в 10-12 часов ночи, не хочу быть ботаном»; «Сколько мне задают? Русский – 1-2 упр. Матика – р.т. или упр 1-3. История – просто читать параграф; Общество – либо р.т., либо вопросики. Труды – ничего. Литра– либо читать, либо 2 или 1 номера. Музыка – с.р. Экономинка – ничего Вывод: дз задают мало, делаю либо за полчаса, либо за час, либо за полтора, успеваю ходить на доп. инглиш и готовиться к кембриджскому экзамену!!!!»; «Малыши, вы должны радоваться. Я в 1-4 классах домашку за полчаса делала, а тут уже полтора часа или меньше…»; «я в 10 классе а нам по англязу минимум по 8 номеров задают! Да еще училка постоянно орет!»; «Дорогие друзья! Я учусь в 8 классе. И ОЧЕНЬ часто болею!! Вот в данный момент я болею 4-ю неделю! 7-ой раз за учебный год! Нам задают кучу домашки»; «Девочка, не жалуйся на свои домашки. Когда я учился в 8-тем классе, у нас было 3 учебника по математике, и по каждому задавали по 5-6 заданий»; «Чтение, скажу честно, я не помню сколько нам задовали, так как я уже где-то два месяца на каникулах, честно, я больше не помню какие у нас были уроки, помоему все. Короче у нас там ужс, и это у нас еще хороший учитель. Спасибо за внимание!!! {#} Всем бай бай !»; «Я учусь в 9 классе. Но нам стоко много задают дамашки!!»; «Дело в сложности школы и в адекватности учителей! (Профильные предметы и личное отношение с учителем! У нас вот в школе заменяет чокнутая математичка которая всем угрожает! И почти к каждому предвзятое отношение… И таких учителей дофига… Видимо… Тебе действительно повезло!)» и т. д.;
2) очень много нелитературных эмотивов, которые также могут являться жаргонизмами, в том числе заимствованными по своей природе: «Короче у нас там ужс, и это у нас еще хороший учитель. Спасибо за внимание!!!»; «Хохо Я оставалась на второй год в школе в 4 классе, а теперь я учитель русского языка) Даже неверится)»; «пфффффффф эти ваши мне задают 8 заданий а мне задали 18 заданий или даже больше но я ни ною как вы (хотя у меня был нервный срыв)»; «У нас капееец!!!!!!! Я в 8-ом классе! Учусь во 2-ую смену.. с 13:05 до 20:00!! И могу сказать что это полнейший ужас»; «Уроки не успеваю делать! Завтра буду делать дз по всем предметам за 4 недели! И это я еще отличница! КОШМАР!!!! Помогите !! Хелп ми!!»; «А это учителя вас учат как надо заполнять экзаминоционные листы чтобы когда вы пришли на экзамен для вас это не было сюрпрайзом»;
3) просторечная лексика и фразеология: «Я не виживу!!! Меня зовут Лиза. У нас в школе такое, что я ни че го не успеваю!!! Надо выучить текст в англ. по 4 страницы (2 теста по 4 стр.)!!! + мама всегда берет арефметику на дом что бы я не леньтяничела!!! и я нечего не успеваю!!! плюс мама на меня орет что я ленивая, хотя я просто хочу отдохнуть на 5 минут!!! лутше сдохнуть!!!…»; «Я учусь в 7 во вторую смену, с часу до девяти в школе, легче сдохнуть. Ни черта не успеваю; «Дело в сложности школы и в адекватности учителей! (Профильные предметы и личное отношение с учителем! У нас вот в школе заменяет чокнутая математичка которая всем угрожает! И почти к каждому предвзятое отношение… И таких учителей дофига… Видимо… Тебе действительно повезло!)» и т. д.
Как видим, в речевом поведении учащихся нелитературные элементы, которыми буквально насыщены высказывания школьников, строго определенной классификации поддаются достаточно сложно. Среди них много элементов, в которых «с трудом» узнаются трансформированные узуальные единицы; задача преобразований в таком случае путем сокращения первоначального облика слова заключается в экономии языковых средств, времени и усилении при этом их выразительности (ужс, домашка, общество, учителка и др.). Много и оригинальных слов (капец, пфффи др.). Обращают на себя внимание заимствованные слова и выражения, использующиеся в русской транскрипции (инглиш, хелп ми, бай-бай), последнее из которых употребляется в качестве этикетной формулы, распространенной в молодежном сленге.
Таким образом, в процессе проведения экспериментального исследования употребления нелитературных языковых форм языка в школьной среде мы пришли к следующим выводам:
1) продуктивным подходом представляется сочетание сразу нескольких способов изучения речи учащихся – письменной и устной, что обусловливает необходимость одновременного использования таких способов определения степени употребления нелитературных форм языка в школьной среде, как анкетирование открытого типа, количественно-качественный анализ письменных высказываний учащихся на школьных интернет-форумах, беседа;
2) учащиеся очень часто прибегают к использованию различных нелитературных элементов, среди которых основную часть составляют жаргонизмы и сленгизмы; реже употребляется просторечная лексика и фразеология, а также эмотивы как специально выделенная нами группа слов с подчеркнутым эмоционально-оценочным значением, среди которых также встречаются и жаргонизмы, и заимствованные слова и выражения (англицизмы), переданные в русской транскрипции, этикетные формы, распространенные в речи школьников;
3) анализ жаргонизмов и сленгизмов позволил выявить их лексико-грамматическое и тематическое разнообразие: так, по своей лексико-грамматической природе среди проанализированных нами единиц представлены существительные, глаголы, наречия, фразеологизированные выражения, которые служат для обозначения наименований людей по профессии, родству, по качеству их характера, а также названия бытовой техники, компьютерного оборудования, пищи, денег и т. д.;
4) часть жаргонизмов создается на базе узуальных единиц языка путем их сокращения или образования дериватов просторечной стилистической окраски с помощью специальных суффиксов, например, суффикса -к- (домашка, учителка и т. д.).
Все это позволяет квалифицировать используемые учащимися нелитературные элементы в речи как мощное экспрессивное средство, которое помимо усиления выразительности их речевого поведения, нацелено на реализацию и других целей, приобретающих особую важность в условиях непосредственного общения, в частности, применяются с целью экономии языковых средств и времени, расходуемого на коммуникацию, в целом.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2.2 Основные причины резкого увеличения числа жаргонизмов
и других нелитературных форм языка в речи школьников

Также в рамках экспериментального исследования нам было интересно и важно выявить причины резкого увеличения и повсеместного использования жаргонизмов и других нелитературных элементов в речи школьников. Поэтому часть вопросов анкеты была рассчитана на изучение данных аспектов проблемы:
1. Используешь ли ты в своей речи сленговые слова и жаргонизмы? Просторечные слова и обороты? Эмоционально-оценочные слова и выражения? Бранную и нецензурную лексику?
2. Почему в своей речи ты прибегаешь к использованию жаргонизмов и других нелитературных форм в речи? С какой целью ты это делаешь?
3. Из каких источников ты пополняешь свой запас жаргонизмов?
4. Как часто ты проводишь время в социальных сетях, форумах и чатах?
5. Какое влияние, по твоему мнению, оказывает устное общение и общение в Сети Интернет с обилием нелитературной лексики на грамотность твоей письменной речи в целом?
6. Считаешь ли ты использование нелитературных слов проблемой для современного школьника?
На первый вопрос «Используешь ли ты в своей речи сленговые слова и жаргонизмы? Просторечные слова и обороты? Эмоционально-оценочные слова и выражения? Бранную и нецензурную лексику?» большинство учащихся ответили, что из перечисленных здесь групп слов и выражений они не используют лишь нецензурную лексику, поскольку «это нехорошо», «некрасиво». Все остальные нелитературные формы речи ими используются постоянно. В особенной степени это касается просторечных и сленговых элементов, специфичность которых уже давно не ощущается, а их употребление является привычным.
На второй вопрос анкеты из этой серии вопросов, который был сформулирован следующим образом: «Почему в своей речи ты прибегаешь к использованию жаргонизмов и других нелитературных форм в речи? С какой целью ты это делаешь?» учащимися были названы разные причины, побуждающие их к включению в свою речь выше перечисленных нелитературных форм:
– бранные слова весьма распространены, по их замечанию, в общении с подругами или друзьями, и чаще они используются «в шутку»; это «прекрасный способ разрядить обстановку, особенно, если у кого-то плохое настроение»; «чтобы выразить свои эмоции, негодование случившимся или поведением человека», «четко обозначить свое отношение к человеку в данный момент времени»;
– сленговые («модные») слова помогают выразить свою мысль точно и кратко, потому что сразу понятно, что хочет сказать собеседник, какие эмоции при помощи них выразить: «без них не обойтись, ведь как еще может выражаться молодой человек, иначе меня не поймут»; «чтобы поддержать разговор»; «это «тусовочные» слова, глупо и стыдно их не знать и общаться исключительно на языке Пушкина»; «выглядеть более крутым и не быть отсталым»; «следовать моде, не слыть белой вороной»; «сократить время при общении» и т. д.;
– просторечные слова используются, как правило, потому, что они давно вошли в привычку и не ощущаются чем-то специфическим, «инородным» в речи; с учетом выявленных нами особенностей и закономерностей речевого поведения учащихся можно было бы предположить, что, наоборот, «чужеродными» в их речи являются так называемые «высокие», «книжные» слова.
На третий вопрос анкеты «Из каких источников ты пополняешь свой запас жаргонизмов?» большинство учащихся отметили «устное общение со сверстниками» и «общение в сети Интернет»; также нами были зафиксированы единичные высказывания учащихся относительно того, что источниками пополнения жаргонизмов могут стать СМИ, взрослые (родители, учителя, знакомые) и т. д.
На четвертый вопрос «Как часто ты проводишь время в социальных сетях, форумах и чатах?» практически все учащиеся отметили, что в социальных сетях проводят достаточно большое количество времени: «каждый вечер», «все выходные напролет», «иногда и на уроках выхожу», «да все время!» и т. д.
На пятый вопрос «Какое влияние, по твоему мнению, оказывает устное общение и общение в Сети Интернет с обилием нелитературной лексики на грамотность твоей письменной речи в целом?», школьники с сожалением подчеркнули, что из-за отсутствия старания писать грамотно в Интернете и привычки общаться устно, используя преимущественно жаргонные слова и выражения, письменная речь также становится менее грамотной: многие ошибки «перебираются» в диктанты и сочинения. Иногда трудно подобрать нужные «литературные слова», чтобы выразить мысль в тексте, который в итоге получается сжатым, неинтересным, «бедным». Выход из ситуации – усилить самоконтроль и прилежность, аккуратность во время устного и виртуального общения со сверстниками и педагогами.
На шестой вопрос анкеты «Считаешь ли ты использование нелитературных слов проблемой для современного школьника?» 80 % учащихся ответили отрицательно; 15 %, наоборот, утвердительно; по мнению остальных ребят, использование нелитературных слов – проблема, острота и решение которой зависит от нас самих: если мы хотим писать грамотно, то нужно следить за своей письменной речью не только на уроках, но и в других формах общения, в том числе и в Интернете – ведь там такая же речь, и от того, насколько она правильна, судят о нашей культуре и уровне грамотности в целом.
Итак, рассмотрение и анализ результатов анкетирования учащихся по вопросам выявления основных причин резкого увеличения числа жаргонизмов и других нелитературных форм в их речи позволил к ним отнести экстралингвистические и собственно лингвистические факторы, среди которых, во-первых, языковые традиции и языковую моду в молодежной речевой среде, притом, что именно подростки в большей степени склонны к влиянию своего окружения в выборе модели речевого поведения; во-вторых, мощное воздействие виртуального общения в сети Интернет, во многом и определяющего языковую моду в данной возрастной среде; в-третьих, саму природу жаргонизмов и других нелитературных форм речи как средств, обладающих определенной маркированностью, большим экспрессивным зарядом (что делает их, безусловно, привлекательными в условиях устного общения), лаконичностью и понятностью для коммуникантов, относящихся к одной и той же речевой среде, социальной группе, что позволяет экономить языковые средства и время в целом. Однако еще одной причиной активного включения в речь учащимися различных нелитературных форм, не отмеченной респондентами, является низкий уровень их речевой культуры и грамотности, бедность словаря и невладение изобразительно-выразительными ресурсами языка, что ведет к неспособности заменять привычные для них нелитературные формы выражения и экспрессии литературными средствами даже в условиях письменной речи, незнание норм и правил речевого этикета и т. д. С учетом этого предложим ряд методических рекомендаций, направленных на снижение степени проявления нелитературных форм языка в речи учащихся на разных ступенях обучения.

2.3 Разновидности упражнений, направленных на снижение
степени проявления нелитературных форм языка в речи учащихся на разных ступенях обучения

К упражнениям, направленным на снижение степени проявления нелитературных форм языка в речи учащихся и способным обнаружить свою продуктивность на разных ступенях обучения русскому языку, на наш взгляд, можно отнести следующие:
1. Упражнения, предполагающие трансформацию намеренно необразцовых текстов, в том числе взятых из материалов школьных форумов, например:
– Прочитайте высказывания, размещенные вашими ровесниками на различных интернет-порталах, предназначенных для школьников. Какие языковые особенности этих высказываний вы можете отметить в первую очередь? А ваша речь такая же или в чем-то отличается от данного «образца»? Отредактируйте тексты сообщений таким образом, чтобы их речевое оформление можно было в полной мере назвать «литературным», «правильным»:
«Помогите пожалуйста. Меня зовут Мария. Я учусь в 5 классе. Мои одноклассники меня не любят и считают зашкваром. Блин все по тому, что я одеваюсь так как мне нравится, а они в то что модно. Девочки наши думают что они звезды. Они всячески выделываются, они друг с другом дружат, а у меня нет друзей… Я просто офигеваю от этого. Что мне делать? Меня НИКТО не замечает!»;
«Я перешла в новый класс и не как не могу найти общий язык с одноклассницами, что Я не зделаю вечно они говорят что бы я так не делала их бесит. Это вообще пипец же. Блин но самое страшное я мямлю только когда говорю с классом, а дома все нормально что мне делать? Выглядеть постоянным лохом надоело, да и одиночество стремно. Помогите мне, прошу!»;
«Меня зовут Ксюша, я учусь в 9-ом классе, у меня тоже много завистников, лишь потому, что я была фотомоделью. Я не понтовая, и в 1–4 классе я была ботанкой, ходила в очках и была отличницей. Но потом меня стали не любить, потому что я люблю животных и книги про Котов Воителей. Я всегда была пацанкой и легко добивалась мальчиков из-за своей внешности и ума. Причем, «крутые» не были богаче меня или лучше одевались, нет. Просто я была собой, а они нет, и пытались выпендриться, хотя сами страшные пугала))) Но девочки! Забейте на всех, старайтесь быть самоуверенной, подтяните учебу и поработайте над внешностью».
2. Упражнения, ориентированные на подбор литературных синонимов к жаргонизмам и другим нелитературным формам языка на основе исследовательской деятельности учащихся, например:
– Проанализируйте собственную устную речь. Составьте Словарик наиболее предпочтительных вами слов и выражений нелитературного характера: это могут быть жаргонизмы, просторечные слова и обороты, бранная лексика. Подготовьте к каждому слову и выражению небольшую
словарную статью. Укажите несколько литературных синонимов, которыми их можно заменить в речи, например:
Блин, междом. Служит для выражения различных эмоций. Заменяется литературными словами в зависимости от контекста или просто опускается; ср.: Блин, в школу опоздала! = Ну вот, в школу опоздала!
Стремный, -ого, прил. Плохой, недостаточно хороший для кого- или чего-либо; немодный; дешевый; ср.: Купила пальто, а оно стремное = Купила пальто, а оно совсем немодное.
Данные разновидности упражнений можно использовать на уроках русского языка в классах среднего и старшего звена, а также давать в виде самостоятельной работы на дом, тогда как следующие типы заданий целесообразнее включать в содержание учебной деятельности учеников преимущественно на старшей ступени обучения.
3. Создание исследовательских проектов на тему: «Мой речевой портрет» (или «Речевой портрет моего одноклассника», «Речевой портрет моего ровесника»), где предполагается всестороннее изучение тех языковых единиц, которые функционируют в речи учащихся, их оценка с точки зрения соблюдения основных коммуникативных качеств речи (богатства, выразительности, правильности, уместности, логичности, точности и т. д.), выявление уровня речевой культуры в целом, а также примеров замены нелитературных форм языка литературными эквивалентами. Работа над исследовательским проектом такого типа может проводиться индивидуально или группой учащихся; выбор методов и приемов, в том числе по сбору эмпирического материала, также осуществляется ими самостоятельно (среди наиболее предпочтительных здесь можно назвать опрос, анкетирование, наблюдение, анализ письменных работ учащихся, поведения в интернет-среде в целом).
4. Написание творческих работ (эссе) на темы, связанные с исследуемой нами проблемой. В качестве примеров тематических направлений здесь можно привести следующие, в том числе сформулированные в виде проблемных вопросов, «настраивающих» учащихся на размышления, активизирующих их мыслительную деятельность, аналитическое и критическое мышление, стремление представить всестороннее освещение затронутого здесь вопроса:
– К чему может привести повсеместное использование жаргонизмов и других нелитературных форм речи в устном и письменном общении?
– Каким будет речевой портрет человека, который использует в своей речи преимущественно жаргонную лексику, просторечные слова, бранные выражения, насколько успешным его можно считать в речевом общении?
– Жаргонизмы – это «сорняки» или «круто»?!
– Почему еще 50 лет назад, то есть во времена ваших бабушек и дедушек, их детства и юности, жаргонизмы, если и использовались в речи, то очень редко? В чем заключаются причины таких изменений в речевом поведении современной молодежи, учащихся?
– Какой вы видите речь подростков через 10 лет и почему?
Данные вопросы также могут стать основой для проведения дискуссии, «круглого стола», конференции, других форм интерактивного взаимодействия учащихся.
Итак, к основным упражнениям, направленным на снижение степени проявления нелитературных форм языка в речи учащихся на разных ступенях обучения, относятся упражнения, предполагающие трансформацию намеренно необразцовых текстов, в том числе взятых из материалов школьных форумов, и упражнения, ориентированные на подбор литературных синонимов к жаргонизмам и другим нелитературным формам языка на основе исследовательской деятельности учащихся, которые уместно и целесообразно использовать на уроках как в средних, так и в старших классах, а также упражнения и задания, предполагающие более сложные формы исследовательской и продуктивной деятельности учащихся и ориентированные на их интерактивное взаимодействие с целью решения учебной проблемы. Среди них мы выделили прежде всего создание исследовательских проектов на тему «Мой речевой портрет» (или «Речевой портрет моего одноклассника», «Речевой портрет моего ровесника»); написание творческих работ (эссе) на темы, связанные с исследуемой нами проблемой, по предложенным учителем вопросам с элементами проблемности, а также их обсуждение в рамках дискуссии, «круглого стола», ученической конференции, что в совокупности создаст благоприятные условия для формирования и развития более сознательного отношения учащихся к выбору языковых единиц в своей речевой деятельности, сформирует определенное отношение к нелитературным формам языка и их использованию в речи, расширит представления о влиянии последних на речевой портрет современного школьника, способствуя повышению его речевой грамотности, уровня речевой культуры в целом.

Заключение

В рамках данного исследования мы рассматривали проблему включения в речь учащихся нелитературных форм языка, выявляли причины и механизмы данного процесса в современных условиях, анализировали разновидности «проблемного слова» в речевом поведении учеников, предлагали методические рекомендации, направленные на снижение степени проявления нелитературных форм языка в речи учащихся на разных ступенях обучения. В результате проведенного исследования нами было установлено следующее.
Центральное место в обучении русскому языку занимает проблема повышения культуры речи учащихся как совокупности лингвистических знаний, умений и навыков, обеспечивающих незатрудненное общение, а также такой уровень владения языком, который проявляется в выборе не только правильных, но и наиболее точных, уместных, выразительных языковых средств. В современных условиях, характеризующихся, с одной стороны, низкой читательской активностью учащихся, с другой стороны, мощным влиянием коммуникативной среды сети Интернет, отличающейся общей ориентацией на трансформацию языковых единиц и сознательное нарушение норм современного русского языка (что приводит к «засорению» речи учеников различными нелитературными формами, стилистическому «снижению» их речевого поведения в целом) актуальность вопросов культуры речи возрастает. Тем более что те намеренные и ненамеренные ошибки, которые ими допускаются в «живом» (реальном) и виртуальном общении, нередко автоматические «переносятся» в письменные работы, что оказывает негативное влияние на уровень их грамотностив целом.
В процессе наблюдения за речью учащихся, а также проведения комплекса специальных исследований (анкетирования, анализа письменных высказываний учеников на Итернет-форумах) нами выявлены разновидности «проблемного слова», среди которых: 1) арготизмы (принадлежащие в большей степени компьютерному арго, в меньшей степени – музыкальному и спортивному арго); 2) жаргонизмы, относящиеся к школьному жаргону; 3) элементы молодежного сленга; 4) просторечные слова; 5) бранные и нецензурные выражения, причем наиболее сильной экспансией в речь обучающихся обладают первые три группы, неоднородные по своему составу. Среди них, например, можно выделить эмотивы, этикетные выражения, англицизмы и проч., активное употребление которых в речи обусловлено несколькими факторами одновременно: языковой модой в школьной среде; языковой традицией в данной социальной группе; большим экспрессивным потенциалом таких слов, который весьма востребован в условиях устного общения; их лаконичностью в выражении мыслей и чувств коммуниканта, его стремлением к экономии языковых средств и времени в процессе коммуникативного взаимодействия.
Отрицательные последствия засилья жаргонизмов в речи ощущают и сами школьники. Руководствуясь этим, в рамках исследования мы предложили варианты упражнений и заданий практической направленности, нацеленных на снижение степени проявления нелитературных форм языка в речи учащихся на разных ступенях обучения: 1) для учащихся средних и старших классов – а) упражнения, предполагающие трансформацию намеренно необразцовых текстов, в том числе взятых из материалов школьных форумов; б) упражнения, ориентированные на подбор литературных синонимов к жаргонизмам и другим нелитературным формам языка на основе исследовательской деятельности учащихся; 2) для учащихся старших классов – а) создание исследовательских проектов на тему «Мой речевой портрет» (или «Речевой портрет моего одноклассника», «Речевой портрет моего ровесника»); б) написание творческих работ (эссе) на темы, связанные с исследуемой нами проблемой, с элементами проблемности, их обсуждение в рамках дискуссии, «круглого стола», ученической конференции.
Однако, несмотря на проделанную нами работу, проблема не является исчерпанной и представляет собой весьма приоритетную область для будущих исследований.

Список использованных источников

1. Агеносова, И. И. Внеклассное мероприятие «Учимся общаться» [Электронный ресурс] / И. И. Агеносова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/653984/ (дата обращения : 31.05.2014).
2. Алексеева, И. В. Названия учителей и технического персонала в школьном жаргоне / И. В. Алексеева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2015. – № 7. – С. 144–145.
3. Алексеенкова, Н. В. Урок по культуре речи «Язык и общество. Молодежный жаргон». Урок составлен по авторскому пособию «От Древней Греции… до наших дней» [Электронный ресурс] / Н. В. Алексеенкова. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/418902/ (дата обращения : 19.09.2015).
4. Ализар, А. Лингвисты исследуют интернет-общение / А. Ализар // Вопросы языкознания. – 2006. – № 6. – С. 131–133.
5. Анисимова, Н. В. Урок словесности в 10-м классе по теме «Должны ли мы так говорить, или Речь современных подростков» [Электронный ресурс]/ Н. В. Анисимова. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/573917/ (дата обращения : 18.09.2016).
6. Анищенко, О. А. Прецедентные тексты в речевой субкультуре молодежи / О. А. Анищенко // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 4–2. – С. 434–437.
7. Антонова, Л. Г. Специфические черты современного электронного эпистолярия / Л. Г. Антонова, Е. С. Жуленева // Коммуникативные исследования : сб. ст. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2013. – С. 25–28.
8. Архипова, Е. В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи / Е. В. Архипова // Русская словесность. – 2014. – № 1. – С. 50–55.
9. Баранова, Ю. М. Общение подростков в социальных сетях как особый вид коммуникации / Ю. М. Баранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 4. – С. 105–110.
10. Береговская, Э. М. Молодежный сленг : формирование и функционирование / Э. М. Береговская // Вопросы языкознания. – 2012. – № 2. – С. 27–31.
11. Васильева, С. Ф. Урок русского языка : «Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы» [Электронный ресурс] / С. Ф. Васильева. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/533181/ (дата обращения : 20.04.2014).
12. Воителева, Т. М. Работа над речевыми ошибками / Т. М. Воителева // Русская словесность. – 2013. – № 2. – С. 47–50.
13. Головин, Б. Н. Основы культуры речи : учебник для вузов / Б. Н. Головин. – М. : Высшая школа, 1988. – 320 с.
14. Голубева, И. В. Культура речи на уроках русского языка / И. В. Голубева // Русский язык в школе. – 2010. – № 3. – С. 32–36.
15. Голубева, И. В. Развитие и функционирование русского языка и особенности выражения языковой личности в электронном общении / И. В. Голубева, О. А. Левоненко // Коммуникативные исследования : сб. ст. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2013. – С. 128–133.
16. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М. : Просвещение, 1989. – 208 с.
17. Гриницина, О. Е. Слова-сорняки. Употребление жаргонизмов в речи школьников [Электронный ресурс] / О. Е. Гриницина. – Режим доступа : https://multiurok.ru/files/slova-sorniaki-zharghonizmy-v-riechi-shkol-nikov-issliedovatiel-skaia-rabota.html (дата обращения : 10.02.2017).
18. Дедова, О. В. О специфике компьютерного дискурса / О. В. Дедова // Русский язык : исторические судьбы и современность : материалы Междунар. конгресса исследователей русского языка. – М. : Изд-во МГУ, 2014. – С. 111–114.
19. Денисов, К. П. Умераедзайчег мой. Русский Интернет прощается с русским языком / К. П. Денисов // Петербургский журнал социологии. – 2009. – № 2. – С. 11–13.
20. Евсеева, И. В. Вежливость в Интернет-коммуникации школьников / И. В. Евсеева, А. В. Кожеко // Экология языка и коммуникативная практика. – 2013. – № 2. – С. 30–40.
21. Евсеева, И. В. Речевая агрессия и вежливость в Интернет-коммуникации школьников [Электронный ресурс] / И. В. Евсеева, А. В. Кожеко, Т. А. Лузгина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11863 (дата обращения: 18.10.2014).
22. Захарова, Л. А. Проблема устной речевой культуры в средней школе / Л. А. Захарова // Русская словесность. – 2015. – № 5. – С. 45–48.
23. Зенина, О. С. Современная молодежная речь : норма или антинорма [Электронный ресурс] / О. С. Зенина. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/598372/ (дата обращения : 28.04.2014).
24. Иванова, Т. С. Речевое поведение в Интернет-общении [Электронный ресурс] / Т. С. Иванова. – Режим доступа : http://psibook.com/linguistics/rechevoe-povedenie-internet-obscheniya.html (дата обращения : 30.08.2016).
25. Ивкина, Ю. М. Речевая культура подростков в информационном обществе / Ю. М. Ивкина // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 8. – С. 102–105.
26. Изикова, Г. Ф. Языковые особенности общения разных возрастных групп [Электронный ресурс] / Г. Ф. Изикова. – Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/22467.pdf (дата обращения : 16.02.2016).
27. Ипполитова, Н. А. Развитие речи и повышение грамотности / Н. А. Ипполитова // Русская словесность. – 2007. – № 5. – С. 8–12.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф