Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности развития экскурсионной деятельности в России

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСКУРСИЯ» РАСКРЫТИЕ ЕЕ СУЩНОСТИ, ФУНКЦИЙ И ПРИЗНАКОВ
1.1 Технология создания нового экскурсионного продукта, как основы всей экскурсионной деятельности
1.2 Классификация экскурсий. Экскурсия, как туристический продукт
1.3 Понятие «экскурсовод» и его роль в экскурсии
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ туристско – экскурсионной деятельности ООО «Вент-комплекс»
2.2. Правовое обеспечение организации экскурсионного обслуживания
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА
3.1 Пакет услуг экскурсионного тура
3.2 Проектирование экскурсионного тура
3.3 Программа обслуживания экскурсионного тура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент туризм является жизненной потребностью большинства людей. Благодаря все новым переменам он делает жизнь интересней, наполняет ее открытиями в природе, в обществе, так же удовлетворяет рекреационную, оздоровительную, этническую и множество других физических и моральных потребностей людей разного возраста и социального статуса. Но в последние годы проблема именно для лиц с ограниченными возможностями приобрела особую актуальность и остроту.

Досуг, отдых, рекреация являются важными моментами в жизни человека, наряду с производственной деятельностью. Для людей, мало занятых в продуктивной сфере деятельности (пожилых и инвалидов), досуг имеет огромное значение. Его формы, виды и качество определяют успешность реабилитационных и адаптационных процессов и интеграции в общество.

Экскурсия. С этим словом у каждого из нас связаны воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который бы за всю свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Экскурсия — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Экскурсионное дело — важный раздел культурно–просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу — свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70–е и 80–е годы. Сейчас экскурсионное дело, как и туристическая деятельность в целом, продолжает развиваться и выходить на новый уровень.

На данный момент экскурсионная деятельность является очень важным элементом туризма. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить величие подвига, значение исторического события, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов. Но, безусловно, экскурсанты – это клиенты, а клиенты – это люди, которые отличаются друг от друга многим, но схожи в одном – они требовательны. В современном мире требовательность клиентов выражается в их желаниях: тема экскурсии, выбор определенной страны, комфорт, хорошие условия, надежность и многое другое. Это связано с уровнем жизни, развитием общества, возможностями самого человека–потребителя.  Клиент хочет быть уверенным во всем, поэтому требует максимальной отдачи от представителей туристических фирм и предприятий.

Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что  одной из основных целей развития туризма в Российской Федерации является разработка и реализация мероприятий по развитию туризма в стране. В то же время особое внимание следует уделить разработке новых туристических и экскурсионных маршрутов, отражающих красоту и уникальную историю России. В работе будет выполнена разработка экскурсионного маршрута, по которому туристы смогут в полной мере насладиться красотой и самобытностью русского народного творчества в Вологодской области, что лучше всего проявляется в уникальных произведениях народного творчества. Кроме того, эта работа направлена ​​на сохранение и популяризацию народных промыслов Вологды, и повышение интереса жителей и гостей города к прикладному искусству древности.

Объектом исследования является экскурсионный туризм, а предметом исследования выступает экскурсионный тур «Ремесла Вологодского края» для лиц с ограниченными возможностями.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка экскурсионного тура «Ремесла Вологодского края» для лиц с ограниченными возможностями.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить рад задач, таких как:

  1. Рассмотреть технологию создания нового экскурсионного продукта, как основы всей экскурсионной деятельности;
  2. Изучить классификацию экскурсий;
  3. Изучить понятие «экскурсовод» и его роль в экскурсии;
  4. Выполнить анализ туристско – экскурсионной деятельности ООО «Вент-комплекс»;
  5. Рассмотреть правовое обеспечение организации экскурсионного обслуживания;
  6. Выполнить разработку экскурсионного маршрута «Ремесла Вологодского края» для лиц с ограниченными возможностями.

В выпускной квалификационной работе мной были рассмотрены труды таких исследователей как Бастрыкина А.В., Бухалис Д., Амброуз И., Дарси С., Карпова Г.А., Яковлева К.Г., Думбаев А. Е., Попова Т.В., Зайцева Н.А, Шуравина Д.Б., Середа Н. Д., Чалдаева Д. А., Нигматьянова И. Г., Межова Л.А., Летина А.Л., Луговская Л.А.

Данная работа написана на основе теоретических методов исследования, таких как описание, анализ и обобщение изучаемого материала, синтез, индукция и аналогия.

Методы и средства решения поставленных задач:

— анализ учебной литературы в области экскурсоведения и краеведения;

— анализ статистических данных;

— изучение интернет–источников;

— анализ практической литературы;

— анализ проведенного анкетирования.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанная экскурсия может быть востребована к деятельности туристских предприятий, оказывающих экскурсионные услуги.

Структура работы определяется спецификой выбранной темы и особенностями отобранного для исследования материала: введение, три главы, заключение, список использованной литературы. Во введении ставятся цели и задачи исследования, приводится структура исследования и краткий анализ использованной литературы. В заключении формулируются основные выводы, исходя из цели и задач, и подводится итог данной работы.

ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСКУРСИЯ» РАСКРЫТИЕ ЕЕ СУЩНОСТИ, ФУНКЦИЙ И ПРИЗНАКОВ

1.1 Технология создания нового экскурсионного продукта, как основы всей экскурсионной деятельности

Понятие «экскурсия» включает в себя коллективную либо индивидуальную поездку с образовательной целью.

Основной целью экскурсий является формирование новых знаний путем прямых наблюдений за социальными, природными, производственными объектами, явлениями. В ходе экскурсии люди получают вероятность рассматривать исследуемые объекты под прямым руководством экскурсоводов [2].

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель [3]. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

Различают такие виды экскурсий как: экскурсии в природу; экскурсии в музей, на выставки; экскурсии на производственные предприятия.

Экскурсии, в свою очередь, подразделяются на: предметные, комплексные. Предметные экскурсии в основном концентрируются на изучении одного компонента природы, одного вопроса темы. В ходе комплексных экскурсий изучается комплекс объектов [4].

Экскурсионный туризм считается динамично развивающимся видом бизнеса в мире. Сегодня молодежь сталкивается с целым рядом касающихся их жизненного самоопределения трудностей. В этой связи многие эксперты считают, что на современном этапе развития социума туризм представляет собой необходимый компонент достижения высших целей индивида, самоопределения, снятия социальной напряженности, формирования толерантности в социуме.

Экскурсионный или познавательный туризм – это разновидность туристической отрасли, путешествия для ознакомления с памятниками культуры, истории, театрами, музеями, природными достопримечательностями, традициями народов на конкретной территории [5].

Внутренний экскурсионный туризм – это одна из разновидностей туристической отрасли данной страны, путешествия внутри этой страны с целью ознакомления с ее памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, народными традициями.

Деятельность экскурсионного туризма заключается в организации туров исторической, культурной, познавательной направленности.

На сегодняшний день в мире сложилась целая инфраструктура экскурсионного туризма. Изучая экскурсионный туризм, нужно иметь точное понятие о нем, знать, чем он отличается от других видов туризма, или какие имеет различия и знать его особенности. Проблемы экскурсионного туризма заключаются в том, что многие, а именно молодежь не имеют представления о данном виде туризма, когда он зародился, и в чем его главная цель. Возможно, поэтому большинство молодежи до сих пор не научилось путешествовать и не освоило на практике такую «науку» как «туризм».

Туризм – это выезд со своего постоянного места жительства в другое место (страна, город) на срок, не превышающий одного года с целью познания, лечения или же деловой поездки без определения заработной платы [3].

Туризм – это спорт, здоровье, активный досуг, возможность лучше узнать историю, географию, душу любой страны, а это – прямой путь к воспитанию молодых людей патриотами и гражданами своей страны. Чтобы любить свою страну, ее надо знать, надо увидеть своими глазами озера и вулканы, белоснежные пики и тихие поля. Познав красоту своей земли, невозможно не полюбить ее. А любить – значит, быть патриотом.

Туризм – это комплексное явление, которое может реально помочь молодым людям найти свою дорогу в жизни и не требует больших финансовых вложений. Туризм дает возможность проявить себя, научиться принимать решения, стать настоящим лидером.  Всем известно, что в зависимости от цели туризма меняется его название и место, в которое физическое лицо совершает поездку [4].

Под определение «экскурсионный туризм» попадает особый вид путешествий, когда люди предпочитают отдыхать большими компаниями, объединенных общей целью и хотят познать мир. В случае если говорить о экскурсионном туризме, следует особо отметить, что именно эта сфера путешествий является весьма перспективной.

Главной целью экскурсионного туризма является познание мира, весьма полезны и популярны поездки по своей стране. Потрясающие перспективы, раскрывающиеся в поездке, дают возможность познать историю и много нового.   Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет как одна из социально незащищенных групп в полной мере подвержена воздействию негативных факторов внешней среды.

Экскурсионный туризм, как и другие виды туризма, имеет сезонность. Если сравнивать экскурсионный туризм с паломническим туризмом, то тут можно сказать, возрастные группы экскурсионного и паломнического туризма очень разняться. На паломнический туризм выезжают в основном люди, более старшего возраста, от 40 до 70 и выше.

На сегодняшний день существует огромное количество определений экскурсионного туризма. И каждое из этих определений по-своему раскрывает сущность данного термина. Некоторые определения делают акцент на цель поездки людей, некоторые дают упор на место, где люди предпочитают отдыхать и т.д.

В ходе исследования, были выбраны несколько определений, которые были разобраны и проанализированы:

– экскурсионный туризм — особый вид путешествий, индивидуальный или коллективный по форме, когда люди предпочитают отдыхать большими компаниями, объединенными общей целью познания мира и проведения досуга – в данном определении указана цель, которую преследует человек во время путешествия. Отрицательной стороной данного определения является то, что не указано финансирование, место размещения и развлечения, а также сезонность. Нет определения возраста. Возраст является одним из основных критериев, так как исходя из возраста можно определить досуг, который будет полностью удовлетворять того или иного человека [4];

– экскурсионный туризм — это один из социально — культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для раскрытия способностей человека, а также закрепление в конкретной среде общенациональных гражданско-правовых и нравственнокультурных ценностей, основанных на патриотизме — данное определение имеет опять-таки как положительные, так и отрицательные стороны. Рассматривая положительную сторону данного определения, установлено, что здесь указывается цель, с более точным указанием среды, где раскрывается определенная цель путешествия. Также в определении присутствует такое понятие как «патриотизм».

Разумеется, с помощью этого аспекта можно увеличить поток людей и развить у них именно это чувство — патриотизм. Отрицательной стороной определения является то, что здесь не указывается источник финансирование и время путешествия. Также автор не обговаривает в определении место размещения и развлечения [5];

– экскурсионный туризм — особый сегмент туристического рынка, таит в себе огромные потенциальные возможности не только как средство решения многих социальных проблем людей, но и как экономический ресурс развития города и региона – это определение было разработано на научной конференции «Экскурсионный туризм как экономический ресурс региона». Данное определение состоит из двух частей. Первая часть рассматривает экскурсионный туризм как возможность решения проблем отдыхающих, то есть сюда можно отнести финансирование, или собственный заработок лица, через который он может зарекомендовать себя в обществе. Место проведения досуга и отдыха – также является социальной проблемой. Решение данной проблемы приведет к привлечению огромного потока молодежи, а также повысит качество предоставляемых услуг развлечения.

Если затронуть психологический аспект, то сюда можно отнести знакомство с людьми других возрастов и из разных стран. Это является целью, и может решать проблемы общения на психологическом уровне. Вторая часть определения затрагивает экономическую сторону, которая дает развиваться той или иной стране, в частности, которая оказывает услуги для размещения и развлечения отдыхающих. Также здесь затрагивается вопрос о развитии экономической стороны, которая способна приобретать все предоставляемые услуги [6].

Определенно, экскурсионный туризм просто необходимо развивать и совмещать с прочими видами туризма для большей привлекательности отдыхающих. Экскурсионный туризм решает несколько задач:

– для личности: укрепление здоровья, возможность путешествовать, качественный, безопасный отдых, повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня;

– для государства: развитие туризма как важной отрасли экономики, занятость населения, повышение статуса страны на международном уровне, оздоровление населения, воспитание патриотов своей страны.

Итак, экскурсионный туризм может превратиться в хобби. В этом его преимущество. При этом в настоящее время отдыхающие сталкиваются с проблемой доступности интересного, насыщенного досуга, туристской рекреации.

Ключевыми проблемами в сфере туризма выступают следующие:

  • дороговизна туристских услуг, туров;
  • визовый режим;
  • качество туристских услуг, представляемых в ходе экскурсионных туров, которое находится на невысоком уровне;
  • небольшие преференции для молодежи на транспортные билеты;
  • отсутствие единой базы, действующей в масштабах страны по модели организации экскурсионных школ, направлений экскурсионного туризма;
  • существенное число экскурсионных туристских объектов находятся незадействованными;
  • неэффективно осуществляется координация работы регионов с федеральным центром, практически отсутствует межрегиональное взаимодействие, обмен опытом в сфере экскурсионного туризма в регионах.

К специфике организации экскурсионного отдыха можно отнести интересы путешествующих по отношению к уровню комфорта с учетом вида трансфера и средств размещения [7]. Все зависит от индивидуальных потребностей путешествующего: есть категория туристов, которые предпочитают жить не в роскошных отелях, при этом увидеть больше красивых мест, но также есть туристы, для которых комфорт остается на 1-ом месте.

При создании экскурсионных турпакетов необходимо учитывать следующие факторы:

  • личные предпочтения туриста;
  • интересную программу, эмоциональный фонд туристов.

С другой стороны, согласно проведенным исследованиям, основной ценностью туризма для современных туристов считается то, что они рассматривают туризм как средство познания окружающего мира. Туризм они признают, как один из способов расширения их кругозора.

Экскурсионный туризм отличают следующие группы ценностей: эстетические, нравственные, витальные, социальные [8].

1.1 Классификация экскурсий. Экскурсия, как туристический продукт

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 1920-х годов. Ученый-экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т.е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки [9]. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах).

Экскурсии классифицируют в зависимости от содержания, тематики, места проведения, категории участников, формы проведения и других признаков [10].

Экскурсии в зависимости от содержания подразделяют на обзорные и тематические.

Обзорные экскурсии являются многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Создается такой экскурсионный маршрут на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.) [11].

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре.

В каждой из них освещается несколько идей (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю [12]. Например, военно-историческую тему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные темы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные памятники минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, искусствоведческие, литературные.

Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий [13]. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких) [15].

По способу передвижения пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т.д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3–4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными [16]:

– экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10–20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

– экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

– экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

– экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

– экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

– экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

– экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

– экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

– учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

Однодневные туры ― наиболее простой, с точки зрения организации, вариант экскурсионных путешествий [17]. Он удобен тем, что позволяет посетить все достопримечательности в течение суток, а значит, проблема размещения на ночлег отпадает сама собой. Этот фактор существенно удешевляет стоимость, что не может не привлекать туристов.

Однодневные экскурсии пользуются большой популярностью у людей, отдыхающих на морских курортах. Краткая поездка позволяет скрасить монотонный досуг в отеле и расширить собственный кругозор.

Не менее востребованы так называемые «поездки выходного дня». Они рассчитываются на срок до 2-3 дней и подразумевают посещение сразу нескольких интересных мест в регионе. Основным плюсом таких поездок является их краткосрочность и возможность быстро собраться в дорогу. Потенциальным путешественникам нужно лишь ознакомиться с программой, взять самое необходимое и отправиться в путь. На маршруте предусмотрено несколько остановок с возможностью ночлега и питания.

Многодневный тур предусматривает путешествие длиною более 3 суток. Они продаются, как правило, в сезонных пакетах и приурочены ко времени отпуска потенциальных клиентов. Операторы стараются включить в этот вид экскурсионно-познавательного туризма самые популярные и интересные программы. Оптимальный срок многодневных автобусных экскурсий — 7-15 дней, стационарного отдыха с посещением различных достопримечательностей — около 2-3 недель.

По дальности поездок выделяют следующие виды экскурсионного туризма: пригородные; местные; дальние; международные. Пригородные путешествия ограничены временем (1-2 суток) и расстоянием – до 100-150 км, включают в себя выезды на природу или на пикник, осмотр достопримечательностей, расположенных неподалеку от города [18].

Местные экскурсии сопряжены с поездками в радиусе 200-300 км. Они интересны своей кратковременностью – не более 1-2 дней и возможностью расширить зону путешествий.

Дальний туризм предусматривает перемещения отдыхающих на достаточно большие расстояния наземным, воздушным и морским транспортом. Данный вид туров относится к многодневным путешествиям. Поэтому туристические компании ориентируют свои продукты на туристов-отпускников, подготавливая наиболее выгодные предложения к сезонам.

Международный экскурсионно-познавательный туризм связан не только с организацией длительного и дорогостоящего тура, но и с обеспечением доставки туристов к месту отдыха, размещением в отеле, получением виз.

Экскурсионные туры могут быть индивидуальными, узкогрупповыми и групповыми. Индивидуальная программа рассчитана на 1-3 туристов, в соответствии с их предпочтениями. Это дорогой пакет, предусматривающий особое внимание к каждому клиенту. Подобный подход очень популярен в странах Европы, США, Канаде, Австралии.

Узкогрупповой тур представляет собой продукт для 3-15 экскурсантов. Данный вид является наиболее распространенным. Он помогает оптимально распределить финансовую нагрузку, обеспечив высокий уровень сервиса и размещения. В то же время, обеспечивается комфортное посещение достопримечательностей, услуги гида.

У специалистов также принята классификация экскурсионного туризма по возрастным параметрам отдыхающих: молодежные и семейные туры, путешествия для двоих, для школьников и пожилых людей. В соответствии с возрастом туристов, организуется осмотр достопримечательностей и развлечения.

Для молодежи это обязательно активный отдых, включающий в себя пешие и горные походы, посещение дискотек, спортивных объектов. Экскурсии для пары подразумевают индивидуальный отдых с романтическим уклоном: например, уик-энд в Венеции или Париже с ужином для двоих в ресторане и т.д.

Семейные туры — специфический вид экскурсионного туризма. Они включают в себя богатую, но не слишком насыщенную достопримечательностями программу, чтобы не причинить дискомфорта самым маленьким туристам. При подготовке таких пакетов операторы обязательно учитывают необходимость комфортного питания и размещения [19].

Школьные экскурсии ― это поездки, не сопряженные с большими рисками (например, посещение музеев, дворцов, обзор города). Программы составляются, исходя из интересов и психологических особенностей маленьких экскурсантов (быстрое переключение внимания, гиперактивность).

Для людей преклонного возраста подбираются маршруты, не связанные с активным передвижением. Классический пример ― обзорные экскурсии на автобусе, теплоходе, круизы. Тем не менее, для пенсионеров часто составляют специальные экскурсионные программы с элементами активного отдыха. Обзорная экскурсия на двухэтажном автобусе по Санкт-Петербургу Еще одна разновидность — авторские экскурсии, предполагающие осмотр мест, удаленных от туристических маршрутов или же показывающие известные места с другой, неизвестной стороны.

Если турист желает хотя бы ненадолго прикоснуться к Дальнему Востоку и почувствовать себя причастным к тем событиям, которые происходили в ту или иную эпоху, то следует остановить свой выбор на мини гостиницах эконом-класса [20]. Гостиница экономического класса – это гостиница с ограниченным набором услуг, расположенная, как правило, на окраине города, на транспортных магистралях, позволяющих достаточно легко достичь центра города. Цена на 25-50% ниже средней по региону при хорошо оборудованном номере; питание-только завтрак; этот тип гостиниц предназначен для туристов со средним достатком.

Большинство таких отелей практически всех стран мира, в том числе и в России, располагается в историческом центре города, что является большим преимуществом для тех, кто приезжает сюда с экскурсионными целями или туристическими. Конечно же, стоимость проживания в таких гостиницах несколько выше, чем в тех, которые находятся в спальных районах города.

В гостиницах категории 1* обычно останавливаются самостоятельные туристы. Такие гостиницы расположены не в лучших местах города, состоят из 6-10 номеров, в которых есть минимум мебели и удобств. Обслуживанием занимается небольшое количество человек, питание не включено. Также существует ограничение по времени входа.

В двухзвездночных гостиницах немного больше удобств, чем в однозвездночных, предусмотрен завтрак, возможен вход ночью. Иногда в номере может быть раковина, душ, телевизор. Во всем мире так же получили широкое распространение хостелы, представляющие собой дешевую экскурсионную гостиницу.

Отличительной чертой хостела является размещение общих душевых кабин и туалетов на этаже, а не в каждом номере. При этом хостелы отличаются тщательно соблюдаемой чистотой и даже более строгими правилами проживания, нежели в звездных отелях. Во многих хостелах за границей нельзя курить, а кое-где мужчин даже не пустят на один этаж с женщинами [21]. Каждый день полы и туалеты подвергаются жесточайшей санитарной обработке, а наличие в хостеле горячей и холодной воды обязательно. В большинстве хостелов завтрак включен в стоимость проживания, а клиент может оставить свои вещи в камере хранения, к которой будет иметь доступ в любое время.  Питание организуется в кафе или дешевой столовой, где за столом рассаживаются по несколько человек.

Комнаты в хостелах рассчитаны на 2-6 мест, хотя многие из них предоставляют, кроме обычных спален, еще и традиционные номера – двухместные и одноместные. Чуть дороже, но все же сочетание цена/качество лучше, чем в случае с недорогой гостиницей.

Хостел – это целая субкультура, которая радикально отличается от дешевых гостиниц для небогатых путешественников.  Львиная доля хостелов приходится на Западную Европу, где более всего развит студенческий туризм. Хостелы не конкурируют напрямую с малобюджетными гостиницами. Предоставляя не номера, а койко-место, хостел ненамного дешевле бюджетной гостиницы.  Хостелинг в Приморском крае имеет своеобразное развитие. Российские хостелы по сравнению с европейскими недешевы. Из них в Ассоциацию хостелов (Youth Hostel Association, YHA), ни один не входит. Наиболее дорогим является хостел, цена которого начинается от 18 USD многоместного номера. Но не в сезон хостелы, бывает, пустуют, и за цену кровати можно случайно обрести целый номер.

Нарушения в образе жизни молодежи порождают пессимизм и неправильно воздействуют на сознание в социальных группах. В связи с этой важнейшей задачей государства выступает проведение эффективной молодежной социально-экономической политики в России в области экскурсионного туризма, рекреации. При ежегодно возрастающей потребности молодежи к увлечению экскурсионным туризмом, проблемами развития туризма занимаются разные государственные ведомства, нет единой базы по проблемам развития социального туризма, налицо дефицит квалифицированных туристских кадров, маршрутов, технологий, способных качественно удовлетворять растущий спрос на основе программ внутреннего туризма, слабо развита материальная база самодеятельного туризма.

Иными словами, в настоящее время отсутствует четкое понимание целостности картины экскурсионного туризма, нет четкой концепции организационно-технических этапов развития инфраструктуры экскурсионных туристских центров, пропаганды экскурсионного туризма в регионах России.

В первую очередь для решения проблем экскурсионного туризма нужна разработка программ регионального экскурсионного туризма, эффективное межрегиональное взаимодействие в сфере развития внутреннего социального туризма. Самыми важными организационно-техническими этапами развития экскурсионного туризма в регионе должны стать следующие:

  • создание отдела экскурсионного туризма при региональном органе управления;
  • создание социальных организаций, ориентированных на развитие экскурсионного туризма в регионе;
  • создание туристских клубов при социальных организациях в регионах;
  • разработка экскурсионных туристских маршрутов, раскрывающих культурный, природный туристско-рекреационный потенциал региона;
  • разработка литературных контентов, проведение региональных летних, зимних специализированных школ для школьников, студентов совместно с социальными организациями, учреждениями высшего, среднего образования в регионе;
  • создание региональных программ развития экскурсионного туризма.

Развитие сферы туризма, гостеприимства позволяет эффективно применять рекреационный региональный потенциал, участвовать в воспроизводстве рабочей силы, что предполагает получение значительной социально-экономической выгоды. Для успешного развития туризма в рыночных условиях необходима координация деятельности туристских фирм, региональных, муниципальных органов управления, разработка долгосрочных программ развития туризма.  Анализ практики реализации уже утвержденных программ развития туризма в России свидетельствует о низком уровне их выполнения.

Основными проблемами, возникающими на пути разработчиков региональных программ развития туризма, выступают:

  • отсутствие системного подхода в развитии регионального туризма;
  • сосредоточение информации о компонентах туристского потенциала в организациях разной ведомственной принадлежности;
  • ведомственные планы освоения территорий разрабатываются без учета планировочных ограничений, возникающих в результате деятельности соседних ведомств;
  • отсутствие квалифицированных специалистов в области управления туристским бизнесом;
  • дефицит финансовых ресурсов;
  • несовершенство механизма правового регулирования туризма;
  • отсутствие эффективной системы управления региональными программами развития туризма;
  • недостаточная государственная поддержка отрасли;
  • отсутствие надежной системы обеспечения гарантий, льгот для инвесторов.

Разработка программ развития туризма требует оценки потенциальных региональных возможностей, паспортизации туристских ресурсов с указанием их состояния, степени вовлечения в туристскую деятельность, формирования собственного туристского продукта в регионе.

В последнее время появляется мало новых предложений, т.к., во-первых, туроператорских компаний, занимающихся внутренним туризмом, мало, во-вторых, многие компании не хотят вкладывать средства в разработку, обкатку, продвижение новых туристских продуктов из-за высоких трансакционных издержек.

Развитию регионального туризма в динамике призваны способствовать имеющиеся смежные отрасли экономики конкретного района. Одной из ключевых проблем реализации конкретных мероприятий по развитию туризма выступает неопределенность участников, объемов, сроков, финансовых средств, источников финансирования.

1.2 Понятие «экскурсовод» и его роль в экскурсии

Экскурсовод является специалистом, под руководством которого происходит процесс осознания окружающей действительности в соответствии с требованиями методологии экскурсионного тура.

Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. В дополнение к глубоким теоретическим знаниям, это требует определенных практических навыков и способностей и предъявляет особые требования к лидеру как личности. Он должен иметь следующие характеристики: интеллект, личность, ответственность, личное достоинство, активная жизненная позиция [21].

Для овладения профессией экскурсовода важны следующие виды навыков: конструктивные, организационные, коммуникативные.

Конструктивные навыки отражаются в умении грамотно и в доступной форме выбирать экскурсионный материал и правильно его оформлять, чтобы донести его до учащихся с учетом дифференцированного подхода экскурсионного обслуживания.

Организационные навыки определяются умением сочетать экскурсионные навыки с руководством экскурсионной группой [11].

Коммуникативные навыки выражаются в способности экскурсовода организовать тур таким образом, чтобы между всеми партнерами по коммуникации (экскурсантами, водителями, сотрудниками музея, выставками и т. д.) было полное взаимодействие и взаимопонимание. Умение общаться всегда было одним из важнейших человеческих качеств. Экскурсовод, который легко общается и знает, как расположить людей, заслуживает величайшей симпатии. Экскурсия — это творческий процесс общения. Поэтому умелая передача идей, образов, мыслей и чувств через руководство служит важной цели — построению отношений и совместной работе.

Следующие характеристики играют важную роль в овладении профессией экскурсовода: интеллектуальный (гибкость ума, наблюдательность), волевой (самоконтроль, решительность, настойчивость), эмоциональный (чувствительность) [21].

На эффективность экскурсий также влияют такие характеристики, как тепло, дружелюбие, внимание к людям, счастье, оптимизм, легкость и индивидуальность.

Индивидуальность экскурсовода проистекает из овладения навыками гида, развития и улучшения индивидуальных характеристик: языка, жестов, мимики, стиля представления материала, использования его любимых приемов и способа проведения всего тура.

Ведение экскурсоводом экскурсий различной тематики предполагает использование в его речи различных стилей: информационного, делового, научного, художественного, публицистического и др. В частности, стиль информации используется для изображения определенных ситуаций в объективном мире с минимальной эмоциональной окраской. характеризуется нейтральной, ровной интонацией. Этот стиль полезен для экскурсовода при составлении экскурсии. Тем не менее, желательно использовать его как можно меньше.

Задачи экскурсовода включают в себя:

  • хорошее знание содержания экскурсий и информации о туристических экскурсиях;
  • знание методики проведения экскурсий по контрольному тексту экскурсии (информация о путешествии) и методической разработке;
  • создание текстов, составление методических разработок экскурсий, других методических материалов;
  • своевременное обновление данных, использованных во время экскурсий (информация о путешествии), внесение изменений и дополнений в контрольный текст экскурсии (информация о путешествии);
  • участие в разработке новых тем и экскурсионных маршрутов;
  • разработка новых тем и вариантов экскурсий для разных групп населения;
  • участие в работе учебных отделов и творческих коллективов гидов, конференций, семинаров;
  • участие в прослушивании экскурсоводов по маршруту, проверка экскурсионных текстов (информация о проезде);
  • соблюдение маршрута экскурсии (поездки);
  • информирование туристов о правилах поведения во время тура (путешествия);
  • принятие мер безопасности для туристов и туристов во время экскурсий (путешествий);
  • оформление в установленном порядке документов на экскурсионные услуги.

Для экскурсовода важно уделять больше внимания образовательному аспекту экскурсионного тура и сочетать его с образовательным. Экскурсионный материал должен развивать познавательные навыки экскурсионной группы, передавать высокие моральные качества, такие уважение к другим народам, любовь к Родине и тому подобное.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф