Заявка на расчет
Меню Услуги

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Страницы: 1 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
1.1. Философские основы педагогической теории гендерного подхода
1.2. Методология гендерного подхода в педагогике 16
1.3. Сущность понятий гендерная индивидуальность, идентичность, социализация и гендерное воспитание
1.4. Гендерный подход в обучении и воспитании. Основная идея, цель, задачи и педагогические факторы, обеспечивающие реализацию гендерного подхода в педагогике

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Выводы к Главе 1 36
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 40
2.1. Формы и методы реализации гендерного подхода в образовательном процессе
2.2. Гендерные особенности подростков 46
2.3. Практические аспекты гендерных особенностей обучения и воспитания подростков
2.4. Исследование организации обучения с учетом гендерных особенностей подростков в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Горловки «Специализированной школе №1 с углубленным изучением иностранных языков»

Выводы к Главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Успешность решения проблемы подготовки будущих специалистов во многом зависит от глубокой модернизации образования. В последние годы гендерная проблематика все чаще находит отражение в различных областях научных знаний, в том числе и в педагогике. В современной педагогике обучение разнополых детей стало самостоятельной областью научных знаний, изучающей возрастные и образовательные различия.
Пол является одной из основных характеристик человека. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка. Человек всегда имеет определенную гендерную идентичность, мужскую или женскую. Однако долгое время отечественная педагогика характеризовалась как «гендерно-нейтральная», то есть одинаковый единый подход к воспитанию мальчиков и девочек.
Образовательные программы и технологии не учитывают психологические различия мальчиков и девочек, интересы, задачи и методы воспитания, призванные дифференцировать детей разного возраста. Но многое изменилось. Исследователи и практики признали необходимость разработки перспективного подхода к формированию личности, включающего учет пола ребенка.
Гендерная педагогика – это бурно развивающаяся современная отрасль педагогического знания, которая представляет собой специфику воспитания и образования мальчиков и девочек. В настоящее время гендерный подход активно внедряется в теорию и практику обучения, что определяет необходимость подготовки специалистов, понимающих гендерные особенности детей и умеющих применять эти знания в образовательном процессе.
Педагогические аспекты гендерного взаимодействия в разных сферах деятельности в настоящее время выходят с периферии исследований, формируя новый научный дискурс, потребовавший собственных психолого-педагогических концепций и средств классификации. Антропология, педагогика, психология, философия, этика, медицина, биология и другие науки издавна руководствуются мужским подходом к изучению личности, а это означает, что homo sapiens — преимущественно мужчина.
Сегодня сама жизнь заставляет нас изменить этот процесс, уделяя все больше внимания вопросу гендерного социального взаимодействия во всех аспектах нашей деятельности. Гендерные подходы являются неотъемлемой частью любого конкретного и научного исследования социальных и гуманитарных наук в контексте изменений, описываемых развитием гендерных ролей в обществе.
Объектом исследования является теория гендерного подхода в педагогике.
Предмет исследования: особенности реализация гендерного подхода в современном педагогическом процессе.
Цель исследования: является теоретическое и практическое обоснование особенностей реализации гендерного подхода в современном педагогическом процессе.
Для достижения представленной цели были составлены следующие задачи:
1) рассмотреть философские основы гендерного подхода в педагогике;
2) изучить направления гендерного подхода в педагогике и его методологию;
3) раскрыть сущность понятий гендерная индивидуальность, идентичность, социализация и гендерное воспитания;
4) рассмотреть формы и методы реализации гендерного подхода в образовательном процессе;
5) охарактеризовать гендерные особенности подростков;
6) определить практические аспекты гендерных особенностей обучения подростков;
7) исследовать возможности организации обучения с учетом гендерных особенностей подростков в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Горловки «Специализированной школе №1 с углубленным изучением иностранных языков».
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на работах, рассматривающих гендерный подход в педагогике. Большой вклад в развитие гендерного воспитания детей школьного возраста внесли исследования Д. В. Колесова, Л. И. Столярчука, Э.К. Сусловой, Н.Е. Татаринцевой и др. Проблемами учета особенностей пола в процессе воспитания детей школьного возраста занимаются И. С. Клецина, О. И. Ключко, Т. Б. Рябова и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение и систематизация материала, изучение и обобщение педагогического опыта), что дало возможность раскрыть изученность и основные аспекты, по которым было проведено исследование; эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование), что дало возможность описать практическую часть работы, оформить выводы.
Новизна исследования состоит в исследовании возможностей организации обучения с учетом гендерных особенностей подростков в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Горловки «Специализированной школе №1 с углубленным изучением иностранных языков».
Апробация результатов работы. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на IX Международной очно-заочной научно-практической конференции «Чтения молодых ученых», которая состоялась 07-08 апреля 2023 г. в ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков». Подтверждается участие Сертификатом участника и на IV Институтской студенческой научно-практической онлайн-конференции «XXI век: студенческое научное общество в контексте гуманитарного дискурса», посвящённой Дню славянской письменности и культуры, которая состоялась 24 мая 2023 года, г. Горловка. Подтверждается участие Сертификатом участника.
Логика исследования обусловила его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка использованных источников, включающего 53 наименования, приложений. Основное содержание работы изложено на 60 страницах. Общий объем работы составляет 81 страницы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

1.1. Философские основы педагогической теории гендерного подхода

Термин «гендер» появился только в 1970-е годы, и считается, что история гендерных исследований прошла несколько условных этапов.
На первом этапе рассматривается развитие родственных идей в философии (от античности до конца 19 века).
История гендерной теории восходит к глубокой древности (4-5 вв. до н.э.) и связана с формированием патриархальной философской традиции, в которой Платон, Аристотель и Сократ заложили основу философского принципа андроцентризма. Его суть заключается в символической связи мужчины с разумом, а женщины с эмоциями. Следует отметить, что образование с древних времен было предметом соперничества между полами. Если Платон, как исключение, подчеркивал возможность воспитания по способностям, характеру, а не по полу, то Аристотель абсолютен в своем определении и по существу доказывает, что воспитание своих способностей служит для участия в дальнейшем развитии и управлении страной [15, с. 105-112, 30].
Средневековая культура (Патрология (1-5 в.в.) и Схоластика (6-14 в.в.)), представленная Августином (женское тело и символизм) и Фомой Аквинским (дуализм женственности и мужественности), отстаивала символическую функцию «женщины» как греховной и безнравственной, а также патриархат и абсолютизм системы (монархия). Основоположник направления Ф. Бэкон, а позднее его ученик Декарт, отождествляли природу как «Она», а знание, разум и науку — только как «Он». В культуре появилась идея «очищения» знаний и угнетения женщин.
Эпоха Просвещения (18 век) отмечена появлением новых теорий в истории социальных, психологических, культурных и поведенческих аспектах деятельности мужчины и женщины. В это время возникает задача не сдерживать женские эмоции, а управлять ими с помощью мыслей. Например, Жан-Жак Руссо считал, что понять человеческую природу с помощью разума могут только те, кто не находится в близких отношениях с природой, то есть только мужчины. Поэтому Руссо считал, что надо исключить женщин с низким интеллектом из гражданского общества и перевести их в семейную и частную сферы. Однако столь же точно он развил поучительную мысль о том, что женщины обладают важными качественными преимуществами, оказывающими большое влияние на процессы, формирующие мужчин.
Теория «естественного» женского образования строится у Руссо как концепция контролирующего воспитания, основными условиями которой являются:
1) семейное воспитание с минимальным контактом с внешним миром и обществом;
2) воспитание женщины как матери;
3) непрерывное воспитание, в котором роль женщины как отца передается мужу после замужества.
Согласно Руссо, женщины могут естественным образом выражать свою чувственную природу в материнстве через систему контролируемого воспитания. Поэтому в теории воспитания женщин Руссо занимает патриархальную позицию и, по сути, является противником эмансипации женщин.
Иммануил Кант (1724-1804), основатель немецкой классической философии, является самым значительным после Руссо теоретиком жанра Просвещения. Кант, в отличие от Руссо, утверждал, что разница в субъективности мужчин и женщин определяется не женскими чувственными характеристиками, а различиями в интеллектуальных позициях, в том, как мужчины и женщины используют свой разум. Во всей философии Канта сохраняются преобладающие черты патриархальной философской традиции: неспособность субъектов женского пола войти в привилегированную сферу философского знания, что определяет их подчиненность и неполноценность во всей культуре. Он поддерживает позиции Канта и Гегеля. По его словам, семья — это низший уровень гражданского общества, «нижний мир — это мир женщин». Любая трансформация женщины вне семейных связей представляет собой угрозу для гражданского общества.
Борьба с женской интеллектуальной неполноценностью – это первый феминистский проект в истории философской мысли – теория Мэри Уолстонкрафт. Для поддержки идеи прав женщин Уолстонкрафт опиралась на положения либеральной теории английского философа Джона Локка о необходимости признания равноправия всех «зрелых граждан». Учитывая женские реалии, Уолстонкрафт признает, что большинство женщин не готовы действовать на равных с мужчинами, так как их ум не до конца развит из-за преобладания чувственных черт. По ее мнению, причиной опоры на женскую субъективность является не естественный недостаток женской мысли (как в педагогической философии Канта или Руссо), а отсутствие у женщин возможности получить образование. Полагая, что женскую часть человечества следует рассматривать прежде всего с точки зрения универсальности, а не сексуальности, она решила поместить всех людей в высшую (мужскую) категорию, которую обозначила как гендерную и нейтральную. Величие Уолстонкрафт в том, что она первой проанализировала традиционную модель женской субъективности как искусственный социальный конструкт, созданный в рамках мужской культуры, критикуя многие черты патриархального общества, которыми был отмечен весь последующий феминизм.
Второй – фрейдовский этап, связанный соответственно с именем З. Фрейда, развитием психоанализа и его критикой (1930-1950-е гг.).
Психоанализ Фрейда сводился к тому, что механизмом формирования психических качеств женщины является зависть мужчины. После этого такие выводы резко критикуются и оспариваются феминистками.
Теория Фрейда оказала глубокое влияние на развитие представлений о мужчинах и женщинах. Этот ученый считал, что личность определяется творением плоти, но его ученики и приверженцы не всегда соглашались с ним. Например, его ученик и последователь К. Хорни подчеркивает роль социокультурных факторов в развитии человека.
История отношений между феминизмом и психологией неясна. С одной стороны, ученые многое почерпнули из методологии этого направления, такой как ментальная модель развития человека, а с другой стороны, первое мировоззренческое мировоззрение подверглось жесткой критике. В целом гендерные исследования используют психоаналитические идеи для определения феминизма. Третьим этапом считается начало исследований в области психологии пола и появление собственно гендерных теорий, не только психолого-педагогических, но и социологических, антропологических, получивших позднее отражение в психологии и педагогике (1940-1980-е гг.). На этом этапе выделяются идеи Т. Парсонса (теория структурно-функционального анализа и концепция разделения инструментальной и экспрессивной функций в семье).
Парсонс разработал структурно-функциональный анализ общества, представив его как социальную систему, наделенную инструментальными и выразительными функциями. В половом отношении эти функции распределяются следующим образом: профессиональная деятельность мужчины определяет его лидерство в семье, а домашний труд женщины определяет ее подчиненную роль. Таким образом, мужчины реализуют инструменты, а женщины выражают функции. Такое разделение ролей предотвращает распад браков и семей.
Впервые четкое определение понятия «гендер» появилось в работе психолога Р. Унгер «О редефиниции понятий пол и гендер» (1979), в которой она предложила использовать слово «секс» (sex) только тогда, когда говорят о специальных биологических аспектах человека. Термин «пол» предлагается использовать при обсуждении социальных, культурных и психологических аспектов, т. е. черт, норм, стереотипов и ролей, которые считаются характерными и желательными для людей, социально определяемых как женщины или мужчины.
Последним этапом считается бурное развитие гендерных исследований в психологии и педагогике, интеграция в содержание общего и высшего образования (с 1990-х гг. по настоящее время). Признаки роста гендерных исследований включают:
• большое количество отечественных и зарубежных эмпирических исследований;
• теоретическое осмысление эмпирических фактов, начал мировой культуры и компаративистики;
• адаптирование известных методов и приемов изучения гендерной проблематики и создание конкретной диагностики;
• внедрение гендерного подхода на всех уровнях образования: дошкольном, среднем, высшем.
Этот этап характеризуется попытками методологического осмысления и практического применения в развитии воспитания и воспитания детей. Концепция гендерного равенства, основанная на равных возможностях, свободе передвижения и независимости и принципе национальной или этнической принадлежности в сфере образования, рассматривается как часть комплексной национальной политики развитых стран (Северная и Южная Европа, Канада).
В дополнение к феминистской теории для объяснения половых различий были разработаны биологические теории. Л. Тайгер и Р. Фокс первыми высказали идею биологической детерминированности мужского доминирования. Свой вклад в эту теорию внес отечественный исследователь В.А. Геодакян, утверждавший, что генетический состав самки накапливает информацию и передает ее потомству. Люди биологически приспособлены к исследованиям и сбору новой информации. Таким образом, мужчины предстают творцами, а женщины хранительницами [17, 46, 50].
Наиболее популярными отечественными источниками по истории гендерных исследований являются работы О.А. Ворониной, С. Шакировой, А. Усмановой, И.В. Костиковой, Г.А. Брандт.
Изучив этапы становления «феминного» и «маскулинного», О.А. Воронина в «Теории и методологии гендерных исследований» выделяет два априорных принципа формирования феминистских концепций:
1) биологический детерминизм или эссенциализм;
2) антагонизм мужской и женской ролей.
Она отмечает, что «современная гендерная теория не пытается оспорить существование биологических и психических различий между женщинами и мужчинами». Автор подчеркивает, что «сегодня важна социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий» [46, с. 416].
С. Шакирова рассмотрела проблему эпистемологического плюрализма феминистского понимания гендера. В статье «Толкования гендера» особый акцент она сделала на понятии гендерной идентичности, введенном Р. Столлером в 1963 г. Автор, проанализировав различные концепции, также отмечает, что внутри феминизма дискуссии о гендерной идентичности складывались в споре между биологическим детерминизмом и социальным конструктивизмом. Шакирова заключает, что «вопрос С. де Бовуара «Рождаются ли они или становятся женщинами?» Эссенциалисты отвечают – рождаются, а социальные конструктивисты — становятся. Автор приводит третью точку зрения американки Дайаны Фасс. С. Шакирова уходит от феминистской артикуляции судьбы, оставляя это право читателю. При этом она отметила уровни гендерной чувствительности российских гуманитариев: высокий (эксперты), средний (скептики) и низкий (критицизм). Наиболее многочисленной, по ее словам, является группа приверженцев, для которых гендер — это «социальный пол» или «социальная конструкция пола». Главный вопрос гендерного равенства и гендерных различий (пола) до сих пор остается в подвешенном состоянии [50].
А. Усманова в работе «Визуальный поворот» и гендерная история» отмечает, что «гендерная история бросила вызов традиционной историографии, отвергнув «вечную и внеисторическую Женщину» [47].
Г.А. Брандт в публикации «Гендерные исследования в России: особенности и проблемы» рассматривает отношения гендерных исследований с феминизмом для того, чтобы установить первоисточник формирования гендера. Автор считает, что «феминизм, по крайней мере в своем теоретическом самосознании, перерос этимологию своего слова, что он не только против мужчин и за женщин, он — за адекватное понимание жизненной практики человека любого пола, что он, наконец, вообще совершил революцию в самопознании человека, «открыв», что у него есть пол» [9]. В статье «Современный феминизм» Г.А. Брандт продолжает позиционировать появление гендера как достоинство феминистской теории. Авторы классифицируют феминистские течения в соответствии с интерпретационной философией гендерного подхода, то есть практикой «феминизации» социальных пространств. Главной целью феминистских исследований природы женщины является «снятие пресловутой дихотомии «женщина – природа, мужчина – культура» [10].
А.А. Костикова в статье «Гендерная философия и феминизм: история и теория» проследила эволюцию философии гендера. Автор делает следующий вывод: «Движение философии XX-XXI века – попытка преодолеть одновременно бинарное рассмотрение мира и дихотомичное построение самой философии. Проблема субъективности и идентичности субъекта становится одной из центральных. Сексуальность начинает рассматриваться как социальный конструкт со своими формами проявления» [26].
С. Жеребкин также утверждает, что патриархальная традиция в западноевропейской философии возникла, когда стали формироваться модели человеческой субъективности, основанные на дихотомии между разумом и телом, мужчиной и женой. Эта логика является концептуальной основой всей патриархальной метафизики, известной в современной философии как андроцентризм. Женское тело определяется как фундаментальный разрушительный принцип природы, а его воздействие на культуру представляет собой угрозу, которую необходимо устранить. Таким образом, в течение длительного периода истории в истории человеческой мысли господствовало отношение, известное как женоненавистничество, бесправие и исключение женщин из системы рационального философского мышления и организации общественной жизни [17].
Историко-философское разделение понятий «пол» и «гендер» легло в основу гендерной теории как культурной метафоры, формирующей гендерные стереотипы в сознании обывателей. Так, «мужской» идентифицируют по силе, активности, рациональности и культуре, а «женский» по слабости, пассивности, эмоциональности, характеру. С этой точки зрения гендер выступает важнейшим культурным фактором, формирующим традиционный патриархат [37, с. 189]. Т. Б. Рябова исследовала особенности гендерных стереотипов и определила их сущностные характеристики:
1) эмоционально-оценочный характер;
2) устойчивость и стабильность;
3) нормативность.
Структура гендерных стереотипов, по ее мнению, делится на два уровня: личностный и культурный. Среди этих функций авторы выделяют те, которые поддерживают групповую идентичность, познание и общество. Рябова отметила, что помимо культурных факторов на гендерные стереотипы влияют также национальность, класс и возраст. Она предсказывает последствия гендерных стереотипов в обществе:
1) человек будет стремиться представить себя социально приемлемым образом;
2) неуверенность женщин в своих силах может усилиться из-за психологического эффекта «самосбывающегося пророчества»;
3) мужчина, ориентированный на стереотип мужественности, может испытывать стресс из-за несоответствия этому образу [38].
Очевидно, что необходимо искать пути преодоления гендерной стереотипизации.
В.А. Луков и В.Н. Кириллина анализируют взаимодействие женского и мужского начал как гендерный конфликт, констатируя: факт. Причина этого процесса не ясна. Потому что «нет серьезных аргументов в пользу того, что мужская или женская модель может быть прогрессивной или реакционной». Таким образом, мы имеем дело с двумя постановками проблемы гендерной культуры [27].
Теория гендерных систем проливает свет на проблему воспроизведения стереотипного поведения. Ее основным элементом является гендерный контракт, составляющий гендерный порядок. Сумма гендерных контрактов составляет гендерную систему, которая состоит из трех взаимосвязанных компонентов:
— Социального конструирования гендерных категорий на основе биологического пола.
— Гендерного разделение труда, при котором мужчинам и женщинам отводятся разные роли.
— Социальной регуляции сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно — другие.
А. Темкина и А. Роткирх изучали гендерные контракты в советское и постсоветское время. В советском родовом порядке различают следующие договоры: официальный – «работающая мать», дневной и внебрачный. С конца 1980-х годов (постсоветское время) они были переконфигурированы. Конфликты между старыми и новыми родовыми порядками создают ситуацию неопределенности [45]. Поэтому в основе государственной гендерной политики лежит порядок полов, который формируется под влиянием многих факторов. Среди них национальная политика, экономические отношения, коллективное мышление, религиозные влияния и этнические традиции, образы мужчин и женщин в культуре, повседневная семейная культура и интимные отношения [18].
А. А. Темкина и Е. А. Здравомыслова понимают гендерные отношения в классической и постклассической социологической теории и предлагают конструктивистский подход, сочетающий концепции социального конструирования гендера и гендерного конструирования. Первая концепция рассматривает динамическое измерение гендерных отношений на микроуровне, процесс создания и воспроизведения пола/гендера во время взаимодействия. Второй фокусируется на структурных факторах, определяющих степень гендерных отношений. Ученые пришли к выводу, что единая парадигма может анализировать гендерные отношения как процесс взаимодействия агентов и социальных структур. Таким образом, гендерные отношения имеют возможность отражаться и изменяться. Исследователи разработали новую модель гендерных отношений. Это подчеркивает, что гендерные отношения остаются незначительными в общественном сознании [45].
Однако в связи с появлением и развитием гендерных исследований гендер в социальной теории рассматривается как определяющий и стратифицирующий современное общество (так же, как класс, раса, вера, культура) и как реальные социальные проблемы — власть, насилие, самосознание, свобода — проявляется в вопросах, связанных с принадлежностью к определенному полу [22].
Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным подчеркнуть, что философские основы педагогической теории гендерного подхода состоят из идей разных времен, позволяющих выделить несколько периодов в истории образования с точки зрения оценки гендерной ситуации. Критериями оценки гендерной ситуации выступили педагогические и философские идеи о мужском и женском образовании.

1.2. Методология гендерного подхода в педагогике

Методология гендерного подхода означает, что образовательная деятельность направляется соответствующими идеями, методами и понятийными системами, направленными на поддержку процесса самопознания пола и самореализации детской индивидуальности, что дает каждому ребенку возможность развивать свою уникальную личность.
Существенной предпосылкой гендерного подхода в педагогике является идея о том, что все воспринимаемые гендерные различия являются социальными, а небиологическими, и что способности и профессиональные характеристики передаются от одного учебного заведения к другому. С самого раннего возраста дети определяются по присущей им социальной роли как мужчины или женщины. В традиционной педагогике гендерные различия были строго бинарными, но современная педагогика основана на гендерном подходе к обучению и воспитанию детей, который выявляет гендерные особенности личности детей, анализирует и формулирует педагогические связи между ними и разрабатывает педагогические аспекты гендерных отношений. Это хороший пример того, как это можно сделать. Такая перспектива позволяет «уйти» от устоявшихся представлений о фемининности и маскулинности, жестко определенных мужских и женских идентичностей, обязанностей и ролей.
В результате гендерный подход в педагогике характеризуется направленностью на: смягчение гендерных различий; поощрение деятельности, связанной с индивидуальными интересами; обоснование нецелесообразности гендерного воспитания и обучения; создание условий для отхода от традиционных патриархальных моделей общества.
Основными методологическими положениями гендерного подхода в педагогике являются:
1) Методологическая направленность педагогической деятельности на воспитание представителей обоих полов и стимулирование самореализации их гендерной идентичности.
2) Установление значимости гендерного воспитания как культуросообразной среды для воспитания нравственной личности ребенка с целью достижения конкретного результата-полной самореализации.
Таким образом, гендерный подход в педагогике характеризуется ориентацией на смягчение гендерных различий, поощрение деятельности, соответствующей интересам личности, обоснование неадекватности гендерного образования и обучения, возможность отклонения от традиционных патриархальных моделей общества и т. д.
Опыт внедрения гендерного подхода в работу образовательных учреждений показывает, что с частной (жанровой) точки зрения меняется не вид деятельности, а форма и метод образовательной деятельности, ее цель и содержание.
Основными формами учебной деятельности являются аудиторная, в том числе в современном варианте (семинары, лекции) и воспитательная деятельность, а в условиях многопланового обучения между учащимися и преподавателями и между самими учащимися самостоятельное общение и взаимодействие.
Углубленное естественнонаучное образование в современной школе создает прекрасные предпосылки для признания новых научных знаний как совместимых с основным содержанием образования. В процессе обучения учащиеся изучают диалектику материи, научные представления о происхождении природы и общества, онтогенезе и филогенезе, основные правила и категории полового диморфизма. К ним относятся эволюционная теория, генетика, история и модели социальных отношений, государство, мораль и право, диалектическое единство прав и обязанностей, исторические права, классовые и национально-освободительные движения.
Предметные и междисциплинарные связи играют важную роль в обеспечении средств и условий для получения студентами правильного понимания гендерных отношений в обществе и его институтах.
Среди школьных предметов важную роль в формировании гендерных идеалов и представлений учащихся играют русская классическая литература XIX века, история, общественные и естественные науки. Установление междисциплинарных связей, таких как история и литература, поможет учащимся узнать, в каких исторических контекстах развивались те или иные типы гендерных идеалов и установок, и в каких социальных контекстах для образования, профессионального развития и самореализации литературное пространство и насколько оно ограничено. отставание женщин от прав женщин было Изучение культурных контекстов может помочь определить цели, механизмы и средства изменения для сохранения традиционных гендерных стереотипов.
На основе межпредметных связей школьники смогут понять социальное конструирование женственности и мужественности, политику и механизмы конструирования гендерных отношений в семье и обществе, гендерное равенство, базовое образование с естественными гендерными различиями, сформировать методологические представления о гендере.
Но проблема заключается в женской истории, глобальных и национальных женских движениях, женской борьбе за эмансипацию, правах женщин на «коллективные права», включая право на образование, право голоса, право на оплачиваемый труд и др.
Однако учебники по истории и обществознанию, написанные в традициях эссенциализма и гендерного подхода, по-прежнему акцентируют внимание учащихся на фактах о мужчинах (история прошлого как история «фактов о великих людях», история войн, революции, династии и др.) и игнорируют историческую роль и вклад женщин в выживание и развитие человечества, делают женщин «невидимыми». В этой ситуации преподаватели могут компенсировать «недостаток и недопредставленность женщин» в мировой и отечественной истории и культуре дополнительным материалом в зависимости от изучаемого предмета и обсудить с учащимися, почему вклад женщин и мужчин в обществе отражается неодинаково в исторической и другой литературе, музейных экспозициях, памятниках и т.д. [35].
Практика показывает, что для превращения ценности гендерного равенства в личностно-субъективную ценность и внутреннее мировоззрение учащегося необходимо обеспечить учащимся положительный эмоциональный опыт равных возможностей в образовательном процессе.
Важно, что результат не только внешний, но и способствует переустройству внутреннего мира школьников, а нетерпимость к сексизму и гендерному неравенству формируется как черта личности. Одним из условий решения этой проблемы является приверженность личности к собственному удовлетворению, принципу эгалитаризма к собственным идеалам гендерных отношений.
К основным методам реализации гендерного подхода в образовании относятся:
• методы формирования сознания (объяснение, повествование, анализ воспитывающих ситуаций, произведений литературы, искусства, кинофильмов и др.; метод примера, исследование случая, рассказ и др.);
• методы организации деятельности и опыта поведения (поручения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций, коллективная творческая деятельность и др.);
• методы стимулирования поведения и деятельности: Поощряйте у учащихся гендерную чувствительность и позитивно-негативное отношение к признакам сексизма в школе и окружающей среде. Цензура, в том числе любое указание на дискриминацию или унижение личного достоинства одноклассников или одноклассниц по половому признаку. Содействие отношениям, основанным на интересе к индивидуальности человека, независимо от пола. Поддержка толерантности и партнерского поведения в повседневном общении учащихся, например, на уроках и внеклассных мероприятиях.
Очевидно, что один и тот же подход применим к гендерно-ролевому подходу и гендерному подходу к образованию. Разница, таким образом, не в методе, а в содержании и направленности передаваемых идей.
Так, педагоги Новосибирска в статье «Внедрение гендерного подхода в систему дополнительного образования через занятия бальными танцами» интерпретировали занятия бальными танцами как «достойный тип мужского проявления творческой активности», потому что «именно здесь мальчики могут, наконец, взять на себя ответственность за результаты творчества своей команды — танцевальной пары. <…> Мальчики в паре отвечают за начало и направление движения, за соблюдение основного музыкально ритма <…> Правда, если партнер не различает музыкального ритма, девочка может ему помочь в этом, но решение о начале движения принимает все равно мальчик. А девочки могут себе позволить быть женственными, чуткими, истинным украшением танцевальной пары. Принятие решений девочки могут доверить своим партнерам, за это они их глубоко уважают и ценят… Не правда ли, это и есть та модель взаимоотношений, которую мы хотим видеть в современной семье, в нашем обществе!» [34].
Это типичный пример традиционного подхода к гендерным ролям в интерпретации учебных пособий. Во-первых, хотелось бы возразить автору, что парные танцы – это партнерство, коллективное дело, означающее ответственность, равный вклад и т.д. Во-вторых, и народные, и классические танцы можно интерпретировать с точки зрения гендерных символов и значений, но не буквально и непрямо. Юноши и девушки-разные персонажи, и их отношения выходят далеко за рамки фигуры «ведущего и ведомого». Гендерный подход к бальным танцам заключается именно в том, чтобы изменить стереотипное восприятие бального танца как «не мужской профессии», защитить права мальчиков быть другими, быть чувственными, нежными, выразительными, гибкими, эмоциональными, немужественными и угловатыми.
Резюмируем сказанное выше: под методологией гендерного подхода в педагогике понимается педагогическая деятельность, которая направленная на поддержку процессов гендерной личности ребенка, предоставление каждому ребенку возможности развить собственную личность в процессе самопознания.

1.3. Сущность понятий гендерная индивидуальность, идентичность, социализация и гендерное воспитание

Анализируя инновационное поле педагогической науки и практики, можно сделать вывод, что на данном этапе в образовании формируется гендерный подход, соответствующий созданию парадигмы «педагогика XXI века». С развитием этого направления возникает необходимость уточнения ключевых терминов и понятий гендерного образования.
Сложность этого вопроса требует уточнения научной терминологии, анализа существующих методологий и тенденций современного понимания природы гендерной идентичности.
Ш. Берн указывает, что конституционные и социокультурные аспекты мужских и женских различий связаны с понятиями пола и гендера [6]. «Пол» — это термин, используемый для описания биологических различий между людьми, определяемых структурой их половых клеток, анатомическими и физиологическими особенностями и общей функцией.
Гендер – это набор физических, репродуктивных, поведенческих и социокультурных характеристик, которые определяют человека как мужчину или женщину, мальчика или девочку [13]. Биологические различия между людьми определяются и описываются генетическими характеристиками клеточной структуры, репродуктивной функции, анатомическими и физиологическими особенностями [1, с. 58].
Термин «пол» многослоен и включает в себя как биологические, так и социальные характеристики. Термин «пол» отражает природу мужчин и женщин в соответствии с социальными условиями и обращает внимание на тот факт, что социальные различия мужчин и женщин всегда обусловлены влиянием социальных факторов, а не естественным продолжением биологических изменений.
Термин «гендер» был введен в науку (в переводе с английского гендер «вид») для разграничения биологических и социальных признаков пола. Понятие «гендер» отражает социально детерминированную природу мужчин и женщин, а социальные различия между мужчинами и женщинами не обязательно являются естественным продолжением биологических различий, но находятся под влиянием социальных факторов. Термин «гендер» трактуется в современной научной литературе достаточно широко. Гендер рассматривается как процесс приобретения человеком места в социальных и гендерно-ролевых структурах социального и гендерно-ролевого взаимодействия [13].
Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие от социальной организации общества, а не от биологических различий между полами [13]. Таким образом, «гендер» относится к определенному набору культурных и поведенческих черт, определяющих социальное поведение мужчин и женщин.
А. А. Чекалина рассматривает «гендер» в связи с категориями психологического пола и считает его базовым образованием пола. Гендер-это социально-психологический пол человека, совокупность психологических и социальных характеристик поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии [48].
В современной науке понятие гендера и социальные роли мужчин и женщин рассматриваются в двух измерениях:
1) Вертикальное: в контексте власти, престижа, дохода и богатства;
2) Горизонтальное: в контексте функций в разделении труда [2].
Не менее важным является определение гендерных ролей.
Гендерные роли — это тип социальной роли, набор моделей поведения (или норм), ожидаемых от мужчин и женщин. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциологических теорий. Имеющиеся исследования показывают, что на формирование гендерных ролей влияют общество и культура и закрепленные в них представления о гендерных ролях [31]. Гендерные роли формируются в процессе гендерного воспитания.
ФГОС предусматривает решение задач развития, общения и воспитания детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода [1].
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, что необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием учителей и родителей дети должны усвоить гендерные роли, то есть гендерные модели поведения, которых придерживается человек, чтобы быть определенным как представитель того или иного пола [38].
Суть гендерного подхода в образовании заключается в проявлении гендерной идентичности детей.
В отечественных психологических и педагогических исследованиях «гендерная идентичность» изначально изучалась и определялась как внутренняя динамическая структура, состоящая из отдельных аспектов личности, связанных с восприятием и переживанием себя как представителя определенного пола.
Понимание и смысл понятия «гендерная идентичность» рассматривали Е.Н. Каменская, И.С. Кон, И.А. Кириллова, И.С. Клецина и др. В их работе гендерная идентичность определяется как базовая структура социальной идентичности, результат интериоризации мужских и женских качеств во взаимодействии «Я» с другими в процессе социализации.
Педагогические исследования исследуют тип личностной идентичности, который занимает центральное место в общем развитии личности, определяется физическими процессами и социокультурным наследием роста и развития. Большинство определений понятия склонны понимать гендерную идентичность как базовую внутреннюю структуру личности, включающую в себя различные гендерные роли и влияющую на общую самооценку людей того или иного пола в мире прошлого, настоящего и будущего.
Одной из отличительных черт постоянно меняющейся социальной действительности современности, тенденции ее неуклонного развития является переход от «узкого» типа социализации (ориентированного на жесткие нормы) к «широкому» типу социализации, подразумевая нормативную изменчивость. А поведенческая практика – многомерность ее гендерного контекста, изменчивость представлений о женщине и о мужчине [20, 25, 53]. При этом особое значение приобретает биосоциальная направленность современной психологии. Одной из основных ее целей, имеющих общественное значение, является формирование целостной личности. Это инновационное направление в психологии направлено на изучение общих факторов формирования личности и взаимодействия в общественной деятельности [4]. Сюда входит выявление факторов развития и функционирования людей (женщин и мужчин) в обществе.
Следует отметить, что вопрос разнообразия содержания и источников гендерной идентичности на основе гендерной идентичности в настоящее время имеет большое значение среди широкого круга специалистов гуманитарных и социальных наук. Практики, реализованные в различных парадигмах теоретических и эмпирических исследований проекта, и Тема гендерных исследований особенно популярны в социальной психологии, социальной философии и культурологии.
У детей гендерные роли не существуют в прямой взрослой форме, а формируются в процессе социализации. Гендер не рождается в обществе, а формируется в результате целенаправленного воспитания. Важно начинать воспитание как можно раньше, начиная с дошкольного возраста [13, с. 5].
Следует подчеркнуть, что гендерная идентичность не является общей для всех женщин и мужчин, а отличается гибкостью и разнообразием. Поэтому задача гендерного подхода заключается в том, чтобы создать условия для самореализации детей с учетом гендерных особенностей [35].
Гендерная педагогика изучает возможности и важность гендерного образования. Гендерная педагогика – это направление педагогики, изучающее гендерную социализацию, обучение и воспитание мальчиков и девочек. Процесс гендерной социализации имеет решающее значение для понимания развития личности детей и их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Гендерная социализация — это процесс личностного и индивидуального развития девочек, мальчиков, женщин и мужчин в реальной жизни, происходящий по отношению к взрослым, сверстникам того же и противоположного пола и самим себе [41].
Гендерная социализация – это непрерывный процесс, так как дети постоянно взаимодействуют с обществом (социумом) и входят в бесконечное число отношений.
Этот процесс усложняется по мере взросления ребенка, а сами отношения становятся более глубокими, продолжая вызывать постоянные изменения в личности и индивидуальности девочек и мальчиков, девушек и юношей. Задача учителей и воспитателей — формировать культуру гендерных отношений и направлять их на развитие гибкого гендерного репертуара, соответствующих поведенческих навыков и установок, а также способности к самосовершенствованию своей женской или мужской идентичности.
Как отмечает Е. К. Каширская, гендерная социализация – это не только индивидуальный, но и социальный процесс, который все социализирует: людей (родителей, учителей, сверстников, сверстниц), предметы, явления, литературу, искусство, массовые коммуникации и т.д. [19]. В самом общем виде развитие мальчиков и девочек под влиянием взаимодействия и среды можно определить как процесс и результат их гендерной социализации, т.е. усвоения гендерных ролей и гендерных культурных норм общества, в котором они живут, а также процесс саморазвития и самореализации.
К механизмам гендерной социализации И. С. Клецина относит идентификацию, социальное подкрепление, признание, понимание социальной роли гендера, социальные ожидания и процессы гендерного паттерна (гендерных схем) [21].
В процессе гендерной социализации основными факторами, влияющими на формирование гендерной идентичности детей, являются семейное воспитание, воспитательная и образовательная среда учебных заведений, влияние сверстников.
Основными задачами гендерной педагогики являются:
1) разработка теоретических основ и концепций гендерного воспитания;
2) разработка программ и методик воспитания и обучения детей, учитывающих их гендерные различия.
Гендерная педагогика рассматривает различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной активности, мотивации и оценке достижений, а также в поведении. Она также решает проблемы общения мальчиков и девочек, устраняет барьеры между мальчиками и девочками и помогает преодолеть гендерное неравенство.
Несомненно, мальчики и девочки разные. Они выглядят по-разному, они видят по-разному, они слышат по-разному, они говорят по-разному, они молчат по-разному, они чувствуют по-разному, они переживают по-разному.
Современные исследователи отмечают следующие различия между мальчиками и девочками:
— различия в способах формирования когнитивных стратегий и когнитивных функций, их скорости, способах обработки и усвоения информации;
— в фокусе внимания (мальчики нуждаются в смене деятельности чаще, чем девочки);
— как выражаются эмоции;
— в мотивации деятельности и оценке результатов;
— поведение.
Например, говоря об учебной деятельности девочек, они указывают на следующее:
— идет быстрее усвоение нового материала;
— легче запоминаются новые алгоритмы и правила;
— быстрее запоминается новый материал;
— любят выполнять повторяющиеся задачи;
— чаще используют ближнее зрение;
— идет понимание все более детально и мыслит более конкретно;
— хорошо усваивает знания последовательно, «от простого к сложному»;
— анализируется новая информация с помощью левого полушария.
В то же время мальчики:
— с большим трудом выполняют более сложные (многоступенчатые) инструкции взрослых;
— понимают принципы и смысл заданий; им труднее усваивать объяснения «от простого к сложному»;
— они лучше справляются с умными задачами;
— они не терпят монотонных заданий;
— работают при свете;
— анализируют новую информацию с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционального, визуального) [3].
Различия наблюдаются и в других видах деятельности. Например, игры девочек часто основывается на короткой перспективе, и девочки играют с ограниченным пространством, поэтому им достаточно небольшого уголка.
Игры мальчиков часто сосредоточены на расстоянии, и они используют все свое окружение для игры, например, гоняются, бросают предметы и стреляют по мишеням. Для умственного развития мальчикам, как правило, требуется больше пространства, чем девочкам.
Они осваивают вертикальные поверхности, когда горизонтальных недостаточно, например, лазают по шкафам, катаются на спинке дивана или висят на краях дверей. Это приобретенное пространство по-разному отражается в детских рисунках. Мальчики рисуют больше садов, площадей, улиц и домов вокруг дома, чем девочки [33].
В раннем возрасте, а именно в возрасте 6 -7 лет дети развиваются в новой среде и новых социальных ситуациях.
Эти социальные ситуации характеризуются освоением нового пространства (школы), изменением распорядка дня и вхождением в новую группу сверстников. Меняются и стили взаимоотношений, появляются учителя, требующие соответствия определенным нормам. Кроме того, в семье у ребенка, как у ученика, появляется новый статус и обязанности, продолжает формироваться индивидуальная гендерная идентичность [52].
Знакомство с существующими теориями формирования гендерной идентичности и поведения является основополагающим для более широкого и разнообразного изучения, осмысления и понимания этого важного вопроса.
Например, теория идентификации Альфреда Адлера, представленная в психоанализе, основана на эмоциях и подражании и предполагает, что дети бессознательно имитируют однополое поведение. Важная роль механизма имитации в сексуальном поведении заключается в искусственном создании условий для гендерного диморфизма с помощью одежды, наборов игрушек и т.д. [11].
Исследования Игоря Кона подчеркивают исключительную важность нюансов презентации, или социального подкрепления, как в имитации, так и в коммуникации. В результате подкрепляются конкретные стили и модели поведения и усиливаются все аспекты общего процесса усвоения гендерной роли. [8].
Важность гендерного воспитания заключается в том, что процесс формирования гендерной роли является фактором, влияющим на процесс школьной адаптации младших школьников. В современной педагогике появилось такое понятие, как «гендерная дезадаптация».
Причинами гендерной дезадаптации учащихся начальной школы являются: занятость современных родителей, отсутствие интереса к образованию своих детей, воспитание детей в несовершенных семьях, отсутствие внимания к гендерным особенностям учащихся в процессе воспитания и обучения [16].
Таким образом, гендерное воспитание в начальной школе необходимо для формирования у младших школьников гендерной идентичности. Оно также способствует устранению барьера в общении мальчиков и девочек и формировать правильные взаимоотношения между ними.
Исходя из вышеизложенного, считается целесообразным подчеркнуть, что сущность понятий гендерной индивидуальности, идентичности, гендерного воспитания и гендерной социализации у мальчиков и девочек имеют свои особенности. У мальчиков эти процессы более сложенные, так как у мужской роли выделяется менее отчетливо, чем у женской, а требования, предъявляемые к мальчикам, более жестки. Для девочек модель женского поведения более доступна для подражания, но у них менее сильная мотивация подражать женской роли, так как эта роль считается малопрестижной в обществе.

1.4. Гендерный подход в обучении и воспитании. Основная идея, цель, задачи и педагогические факторы, обеспечивающие реализацию гендерного подхода в педагогике

Современное образование должно быть пересмотрено с гендерной точки зрения, которая гармонизирует гендерные роли, основываясь на эгалитарном принципе равных прав и возможностей для людей независимо от их пола, считают единомышленники гендерной педагогики.
Гендерный подход в обучении и воспитании студентов и школьников ориентирован на формирование и утверждение практики равных, не зависимых от половой принадлежности возможностей самореализации учащейся молодёжи во всех сферах жизнедеятельности. При этом обязателен учёт индивидуальных особенностей мышления и способностей при организации учебных занятий, приобретении навыков равноправного сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Именно гендерный подход к учебно-воспитательной деятельности отвечает требованиям современной науки, так как учитывает интересы представителей обоих полов и способствует обеспечению гармонизации процессов межполового социального взаимодействия субъектов образовательной деятельности на основе идеи гендерного равенства. Гендерный подход в образовании, то есть учет психологических различий полов (психофизиологических, личностных), может сделать процесс воспитания и воспитания личности более эффективным.
При организации деятельности образовательного учреждения оно опирается на знания о гендерных особенностях, решает проблемы содержания и методов обучения, обеспечивает соответствие юношей и девушек возрасту полового поведения, психосексуального развития, коммуникабельности, это говорит о необходимости создать условия для приобретения знаний.
Гендерный подход в педагогике строится на фундаменте междисциплинарного, личностно ориентированного и культурологического подходов. Исследование Е. В. Бондаревской «Культурологическая концепция личностно ориентированного образования» показывает суть концепции автора, где культурологический подход — это взгляд на образование через призму культуры, понимаемый как культурный процесс, происходящий в культурно-адекватной образовательной среде, все компоненты наполнены человеческим смыслом и помогают человеку свободно проявлять свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [7]. Ценностными основаниями личностно ориентированного воспитания являются человеческие смыслы, закреплённые в культуре и передаваемые из поколения в поколение через облик человека, культурные образцы жизни, способы взаимодействия и т.д. Абсолютной ценностью, согласно этой концепции, является ребёнок, рассматриваемый в трёх измерениях: природном, культурном и общественном.
Из вышеизложенного следует, что гендерный подход в педагогике основан на личностно-ориентированном мировоззрении, личностно-культурном подходе, идее развития гендерного образования в контексте культуры, национально-культурной идентификации и гуманизации образования.
Основная идея гендерного подхода в педагогике заключается в рассмотрении специфического взаимного влияния всех элементов образовательного процесса (содержания, методов обучения, организации учебного процесса, образовательной коммуникации и т.д.) на развитие представителей мужского и женского пола. Согласно мнению Сиротюк А. Л., что деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать половые различия в латерализации полушарий [40, с. 47]. Таким образом, при подборе методов и средств планирования, организации учебно-воспитательного процесса педагогу необходимо учитывать для каждого пола гендерные особенности и психофизиологические возможности, лежащие в основе познавательного развития, которые зависят от особенностей созревания правого и левого полушарий.
Учебные программы и содержание предметов в учебных заведениях, как правило, технократичны и ориентированы на естественные науки, эти требования близки к мужским характеристикам, а организационные формы образования построены таким образом, что с первых шагов требуют усидчивости, концентрации, дисциплины и трудолюбия. Это приводит к негативным последствиям, но гендерный подход в педагогике может способствовать преодолению этих проблем и помочь мальчиками девочкам полностью реализовать свой потенциал. [40, с. 47].
Целью гендерного подхода в педагогике является гендерное воспитание и обучение человека культуры, гражданина, нравственной личности, способного к самой успешной самореализации и раскрытию всех своих способностей.
Гендерное воспитание и обучение исходит из положений восприятия о целостном понимании ребенка как телесного и духовного существа, о врожденных и приобретенных проявлениях мужского и женского поведения, о закономерностях психосексуального развития мужского и женского пола различных возрастных этапов школьного возраста, о ребенке как саморазвивающейся системе, способной к гендерному самопознанию, самостроительству, самореализации, развитию своей неповторимой гендерной индивидуальности [41].
Основные задачи гендерного подхода в педагогике:
1) Изучение влияния взаимодействия с родителями, сверстниками и учителями на формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек важно для характеристики и организации эффективного гендерного образования в партнерстве с педагогами и семьями.
2) Изучение возрастных особенностей формирования гендерной идентичности с целью выявления возрастных аспектов проведения гендерного воспитания. Выявляются и описываются возрастные особенности формирования гендерной идентичности;
3) Обоснование гендерных факторов в содержании образовательных программ, учебников и уроков. Это задание помогает выявить положительное и отрицательное влияние этих факторов на гендерную идентичность мальчиков и девочек.
4) Поскольку педагогическая деятельность динамична и эвристична, а гендерные педагогические мифы, стереотипы и установки препятствуют правильному распознаванию присущих им педагогических ситуаций и педагогического творчества, исследования, направленные на разработку методов объяснения и эффективной реконфигурации их природы, исторической изменчивости и социальной обусловленности, являются важными.
5) Анализируя роль школьной среды в формировании гендерной идентичности девочек и мальчиков, можно выделить следующие факторы, влияющие на гендерную идентичность детей: методы обучения (совместное или раздельное), социально-психологический климат школы и культура взаимоотношений в коллективе.
6) Создание моделей гендерного воспитания — одна из основных задач гендерно-чувствительной педагогики. От этого зависит эффективность гендерного образования и воспитания.
7) Изучение гендерных особенностей субъектов педагогического взаимодействия и составление педагогических рекомендаций по работе с мальчиками и девочками по развитию их гендерной идентичности является очень важной задачей. Изучение гендерных характеристик мальчиков и девочек позволяет составить карту индивидуального гендерного развития, учитывая гендерные особенности, способности и интересы детей, что будет способствовать их гендерному самосознанию, самореализации и развитию собственной гендерной идентичности. Педагогические рекомендации помогают учителям приобрести необходимые знания о гендерных характеристиках учеников и способствуют повышению качества преподавания и обучения.
Смысл и реализация основных задач заключается в переориентации образования на гендерные проблемы детей, развитие гендерной личности на основе ценностей, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культурно приемлемой среды для гендерного образования, разработку личностно-ориентированных стратегий гендерного образования [21], а именно через обучение мальчиков и девочек, юношей и девушек качествам, содержанию образования, включая развитие здоровой и интегрированной личности: быть полностью осведомленным о своей физиологии и психологии.
Гендерный подход способствует осознанию и принятию стереотипного мужского и женского поведения, поскольку он основан на генетически специфических особенностях мозговой деятельности, которые проявляются только под влиянием окружающей среды и социальных факторов. Многие исследователи пришли к выводу, что невозможно использовать один и тот же подход при обучении представителей двух полов в одном возрасте, но с разной нейропсихологической конфигурацией, поскольку при учете особенностей мальчиков и девочек не учитывается гендерная специфика.
Рассматривая вопрос о внедрении гендерного подхода, ученые уделяют особое внимание причинам гетеросексуальных половых различий. Исследователи различных научных дисциплин (нейропсихология, психология, медицина, педагогика) утверждают, что существуют различия в темпах интеллектуального развития, мотивации, оценке результатов деятельности и поведении представителей разных полов. Основной причиной этого являются биологические факторы, то есть особенности, которые присутствуют еще до рождения ребенка и заключаются в функциональной дифференциации полушарий головного мозга. Экспериментальные исследования подтвердили преобладание женского пола в языковых навыках. У девочек и женщин лучше артикуляция (3-8 лет), имитация (3-4 года), больший словарный запас (18-21год), выше речевые способности, у девочек лучше способность к декодированию речи, правильные зрительно-моторные, слухоречевые ассоциации, способность понимать речь семантически, выше психолингвистические способности, вербальный интеллект выше, понимание прочитанного более развито (6-7 лет), скорость чтения выше(5 и 7 лет), скорость чтения быстрее (7-13 лет), понимание прочитанного выше (4-13 лет, 9-11 лет), меньше ошибок при чтении (9-11 лет). У мальчиков лучше математические и визуально-пространственные навыки [5].
По мнению педагогов и психологов, при внедрении гендерного подхода в обучение мальчиков рекомендуется чередовать физическую и познавательную деятельность, показывать высокий темп на коротких уроках, использовать контролируемый формат групповой работы, применять методы открытия, исследования и решения проблем, позволять ученикам заниматься творческой деятельностью позволять им решать пространственные задачи, концентрироваться на практической информации, оценивать и обсуждать результаты деятельности. Обучение девочек должно проходить в более медленном темпе, с достаточным повторением материала, использованием заданий по образцу, большим количеством наглядного материала и положительной эмоциональной привязанностью к материалу.
Ученые имеют мнение, что реализация гендерного подхода в образовании и воспитании на основе восполнения знаний, полученных другими науками о человеке, будет способствовать:
1) определению педагогические аспекты процесса гендерной социализации девочек и мальчиков и понять сложное взаимодействие между различными участниками процесса гендерной социализации. Сюда входят родители, сверстники и учебники, и их влияние на формирование гендерной идентичности у лиц обоих полов;
2) преодолению наиболее жесткие гендерные стереотипы в образовательной практике и проанализировать роль образовательных учреждений как социальных институтов гендерной социализации;
3) выявлению закономерности и методов педагогического влияния учителей на гендерную идентичность учащихся, чтобы расширить индивидуальные возможности для самореализации учащихся путем изменений влияний среды в процессе образовательного взаимодействия. [31].
Условия для применения на практике педагогических теорий гендерного подхода на трех уровнях:
1) Макроуровень – возможный отход от традиционных патриархальных социальных моделей, привлечение учителей-мужчин в школы, совместное обучение/воспитание мальчиков и девочек и т.д.;
2) Мезоуровень – развитие гендерной компетентности педагогов, в том числе в образовательной деятельности, педагогическом общении и личностно-индивидуальной гендерной компетентности;
3) Микроуровень – учет гендерной специфики как обучающих, так и обучаемых; воспитание гендерной осведомленности у обучаемых; отношение к детям как к субъектам жизни, способным к культурному гендерному саморазвитию; поощрение деятельности, связанной с личными интересами; выявление потенциала мальчиков (мужчин) и девочек (женщин) и поощрение обучаемых к совершенствованию собственной гендерной идентичности.
Гендерный подход в педагогической практике современных систем образования и обучения означает:
1) изменить идеологию педагогического взаимодействия. Для этого необходимо отказаться от гендерно-ролевых установок учителей, подчеркивающих гендерные различия в поведении девочек и мальчиков, отказаться от дискриминационных практик неравного общения в педагогическом взаимодействии между учителями и представителями полов, устранить гендерные асимметрии в среде преподавания и обучения [51];
2) переориентировать методологию (ценности) «полового воспитания». Это означает, что педагоги переходят от идей о биологически обусловленных ролях мужчин и женщин в семье и обществе к пониманию социокультурных механизмов, с помощью которых они закрепляются в отношениях между мужчинами и женщинами. Подготовка молодых людей к ответственным сексуальным отношениям, основанным на таких принципах, как уважение индивидуальности и равноправное партнерство между мужчинами и женщинами в семье и обществе. Трансформация доминирующей модели зависимости в модель партнерства, в которой женщины и мужчины выступают как личности, имеющие разную, но равную ценность и индивидуальность [51].
Полученные результаты свидетельствуют о важности гендерного аспекта личности и индивидуальности, актуальности гендерных знаний в образовательной практике и эффективности использования наших рекомендаций в образовательной практике. Можно сказать, что гендерный подход можно рассматривать как принцип современного образования, который предполагает гармонизацию гендерных взаимодействий с принципом равных прав и возможностей личности независимо от ее пола.
Существует утверждение, что «гендерный подход исходит из идеологии гендерного равенства и направлен на достижение социальной справедливости» [51, с. 59]. Для эффективной реализации гендерно-чувствительного подхода, направленного на обеспечение равенства субъектов образования, необходимо исследовать, какие образовательные факторы (агенты и технологии) являются влиятельными и оптимальными в формировании эгалитарных установок у учащейся молодежи. Необходимо понять, какие формы учебной деятельности могут быть использованы для установления взаимодействия между мужчинами и женщинами на основе принципа гендерного равенства, а какие методы учебной деятельности способствуют установлению толерантных коммуникативных связей без патриархальных гендерных стереотипов среди субъектов образовательной деятельности.

Выводы к Главе 1

В первой главе мы рассмотрели философские основы гендерного подхода в педагогике, изучены направления гендерного подхода в педагогике и его методология, раскрыли сущность понятий «гендер», «пол», «гендерный подход», «гендерная индивидуальность», «гендерная идентичность», «гендерная социализация», «гендерное воспитание», «гендерная педагогика».
Проблема гендерного воспитания является одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике воспитания.
Разработанные в настоящее время педагогические теории гендерного подхода основаны на личностно-ориентированном мировоззрении, отражающем идеи личностно-ориентированного образования и теории культуры. Гендерная педагогика в педагогических рамках культуры, нации, культурной идентификации, гуманизации человеческой культуры и развития граждан ставит своей целью обучение нравственности. Гендерная педагогика движется от положения о том, что ребенок является субъектом, способным к развитию гендерной идентичности, самосовершенствованию, самореализации и уникальной половой принадлежности, к моделям физического и психического функционирования детей, врожденного мужского и женского поведения, мужского и женского психологического развития формируются на разных этапах школьного возраста в разных областях развития.
Гендерные исследования обычно направлены на: изучение взаимодействия родителей, сверстников и учителей на конкретное содержание формирования гендерной идентичности мальчиков и девочек; выявление и описание конкретного содержания формирования гендерной идентичности по возрастам; демонстрацию гендерных элементов в образовательных программах, учебниках и содержании курса и гендерные мифы; педагогические стереотипы и установки. Анализ роли образовательной среды школы в процессе гендерной идентификации мальчиков и девочек даёт создание моделей гендерного воспитания; изучение гендерных характеристик целевой группы образования; формирование педагогических предложений по работе с мальчиками и девочками.
Педагогика гендерных проблем детей включает содействие в развитии личности, поощрение индивидуальности, формирование культурной среды гендерного воспитания и личностно-ориентированных стратегий гендерного образования. Таким значимым образованием есть воспитание мальчиков и девочек, юношей и девушек, что означает правильное понимание физических и психических особенностей женской или мужской личности, навыки и способности к гендерно-ориентированному поведению, соответствующему нормам и требованиям общества, реализация культуры межличностных отношений и способности идентифицировать и определять отношения с противоположным полом. Это речь идет о гендерных отношениях.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу по гендерному воспитанию детей младшего возраста, можно сделать вывод, что мальчики и девочки ведут себя по-разному и социализация для мальчиков проходит сложнее, чем для девочек. Для девочек, в силу гендерной специфики, процесс обучения в школах сегодня более адекватен, чем для мальчиков.
Таким образом, гендерное воспитание относится к образовательной деятельности, направленной на формирование контекста жизни детей и их отношений с собой и противоположным полом. Учителя, применяющие гендерное воспитание по отношению к детям, способствуют повышению гендерной осведомленности, преобразованию развития и общего образования мальчиков и девочек, совершенствованию мальчиков и девочек, раскрытию их потенциала мужской или женской идентичности, приобретению культуры гендерных ролей и гендерных отношений в соответствии с социальными ожиданиями и развитию собственной гендерной идентичности.
Гендерное образование должно быть организовано в рамках целостной педагогической системы. Особую роль в ней играют специально подобранные средства и методы. Разработка инструментов и методов гендерного воспитания необходима для формирования гендерной идентичности у младших школьников, более того, их использование может помочь устранить барьеры в общении между мальчиками и девочками и позитивно построить будущие отношения. Реализация гендерного подхода в образовании позволит по-новому взглянуть на подготовку специалистов разного пола, поможет по-новому конструировать их жизненные сценарии, изживая негативные гендерные стереотипы. Гендерное образование позволит овладеть опытом представителям обоего пола для преодоления последствий дифференциации мужских и женских ролей и их неравенства.
Теоретический анализ позволил мне сделать вывод, что гендерный подход в педагогике основывается на личностно-ориентированном видении мира, личностном, культурологическом и междисциплинарном подходах, идее развития гендерного воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации и гуманизации образования.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф