Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Формы и методы реализации гендерного подхода в образовательном процессе
В результате гендерного подхода преобразовывается воспитательная система учреждения как «совокупность взаимосвязанных средств, способов и процессов, достаточных для оказания организованного и целенаправленного воспитательного процесса на формирование личности с установленными качествами».
Компетенцией внедрения гендерного подхода в образовательных учреждениях показывает, что в первую очередь изменяются не виды деятельности, формы и технологии преподавания и обучения, а цели и содержание, воздвигнутые с поставленной (гендерной) точки зрения.
Формы реализации гендерного подхода в образовательном процессе:
— совместное обучение;
Совместное образование (смешанное) подразумевает обучение мальчиков и девочек в одном учебном заведении. Сторонники этой модели утверждают, что совместное обучение — это форма повышенной самореализации, поскольку учащиеся мужского и женского пола добиваются больших успехов в совместной деятельности, строят свои отношения в группе и занимают соответствующее социальное положение. Повышение самоактуализации сопровождается усилением гендерного поведения учащихся в коллективе.
— раздельно-параллельное или раздельное обучение
Раздельно-параллельное обучение означает переосмысление методов и приемов преподавания в контексте учебной значимости с точки зрения женского и мужского пола, а также принятие преподавателем личности учащегося с его гендерными особенностями, а также считается здоровьесберегающим, потому что базируется на глубоком изучении физиологических и психологических особенностей детей.
В.Ф. Базарным, врачом, ученым и новатором в области образования, была разработана методика обучения, которая не только не мешает, но и укрепляет самочувствие учащихся. Методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Такая методика рекомендует гендерно-раздельное обучение, т.е. обучение девочек и мальчиков раздельно, для психологического комфорта и лучшей адаптации программного материала; при смешанном обучении, по мнению В.Ф. Базарного, женский принцип выражается в построении учебного процесса и большинство образовательных программ ориентированы на девочек. Гендерный подход облегчает воспитание и обучение детей с учетом их психофизиологических особенностей, создавая тем самым наиболее благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья и успешного развития. Гендерно-чувствительные классы начинаются с правильного обращения к детям «мальчики» или «девочки и отбора учебных материалов, посвященных конкретным темам, чтобы обеспечить их эмоциональную адекватность.
Система В.Ф. Базарного предусматривает существование в каждой параллели одного образовательного учреждения классов только для мальчиков и классов только для девочек. В условиях такой организации обучения мальчики и девочки из раздельных классов получают возможность общаться между собой не только на переменах, но и на уроках эстетического цикла (музыке, рисовании, ритмике, бальных танцах и т.д.).
Гендерный подход может быть рассмотрен в качестве составляющего элемента личностно ориентированного подхода, учитывающего при этом «индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом». Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: так как оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учёбе, а с другой – избежать переутомления.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективнее управлять познавательной деятельностью учащихся, сохраняя и укрепляя здоровье детей. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, я считаю, что не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровые дети – это залог успешного обучения. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе каждого педагога.
— Гендерное образование через специальные курсы.
Технологическая основа гендерного подхода включает в себя методы реализации гендерного подхода, которые препровождают собой технологии образовательной деятельности, обеспечивающие общественную и образовательную защиту, личностно – смысловое гендерное формирование и поддержку оригинальности личности в образовательном процессе.
К этим методам относятся:
— Диалоговые методы:
- Гендерный ситуативный анализ — это метод организации функциональной учебной деятельности, который вырабатывает способность анализировать гендерные трудности и способствует вырабатыванию практического гендерного опыта. Анализ определенных гендерных обстановок сориентирован для формирования способностей действовать рационально, мыслить рационально, управляться с жизненными обстоятельствами и адаптироваться к окружающей сфере (данные обстановки вырабатывают когнитивное и созидательное познание и дают сведения о гендерных ролях). Использование учащимися Анализа определенных гендерных обстановок помогает им развить представление сегодняшних модификаций гендерного действия мужчин и женщин в контексте современной культуры и приобрести опыт данного гендерного поведения в результате с социально общепринятыми нормами и индивидуальными женскими и мужескими характеристиками.
- Групповая дискуссия по гендерным вопросам — это интерактивный метод формирования практического гендерного опыта путем совместного участия в обсуждении и решении теоретических и практических гендерных вопросов. В групповых дискуссиях по гендерным вопросам участники учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свои аргументы, опровергать и развенчивать ложные позиции других участников. Хотя групповые дискуссии носят скорее мужской характер, девушки считают, что участие в дискуссиях помогает им развить уверенность в себе и умение отстаивать собственное мнение, развить творческие способности приобрести качества, необходимые в современном обществе.
— Игровые методы:
К игровым методам относятся «гендерные игры», которые сориентированы на формирование соответственной гендерной идентичности и восстановление предметного и социального содержания гендерных видов деятельности. Одним из основных принципов обучения – это принцип единства познаний и опыта в формировании и развитии личности, который в игровой деятельности наиболее полно проявляются. При структурировании нахождения гендерных игр необходимо обдумывать эгалитарные процессы, происходящие в современном обществе, а также возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Гендерные игры могут развивать навыки и ценности взаимодействия между мужчинами и женщинами в контексте совместной деятельности.
Учитывая возрастные группы, можно рекомендовать последующие игровые ситуации:
— Для детей младшего возраста – ситуации обучения, предметной и практической деятельности.
— Для подростков — ситуации эмоционального и межличностного общения; «Я-образ» — «Я — взрослый», «Я — взрослая».
— Для старшеклассников – ситуации личностного и интимного общения; «самовосприятие» – «Я и моя профессия, мое положение в обществе», «Я — женская или мужская личность (индивидуальность)».
— Педагогическая поддержка:
Педагогическая поддержка в гендерном образовании рассматривается как система воспитательных мероприятий, открывающий личностный потенциал учащихся в гендерном аспекте, включая поддержку в преодолении трудностей.
— Методы создания ситуаций выбора:
Метод создания ситуаций выбора ставит юношей и девушек в позицию субъекта деятельности и оказывает развивающее воздействие на их личность, помогает им научится брать на себя ответственность за собственный выбор и развивает их самостоятельность.
Ситуации выбора должны отвечать пяти условиям:
- Ситуации должны находиться на знакомой детям стадии развития и соответствовать их актуальным потребностям и соответствующих сферам интересов.
- Ситуации выбора должны постепенно включаться в жизнедеятельность детей по мере развития их автономии, то есть способности определять собственные цели и средства их достижения, а также брать на себя ответственность за их результаты.
- Ситуации выбора должны быть частью отношения и деятельности ребенка в реальной жизни. Другими словами, школьники могут развивать свои собственные системы ценностей, реально переживая последствия своего выбора.
- Основанием для расширения свободы выбора должен существовать успех деятельности, поэтому расширение свободы выбора должно сопровождаться развитием знаний, навыков и умений, необходимых для овладения деятельностью.
- Отсутствие инициативы делает выбор между учителем и учениками неравным с точки зрения ответственности за результаты деятельности, поэтому необходимо продумать механизмы защиты учеников от собственных ошибок.
Специализированное свойство при организации учебного процесса, как было рассмотрено выше, имеет выбор методов, способов и форм с учетом гендерных особенностей. С моей позиции, преподаватель вынужден организовать обучение юношей и девушек с учетом их гендерных особенностей (Приложение А).
Преподаватель должен обеспечивать эффективность организации учебно-познавательной деятельности учащихся принимая различные способы, формы, методы, закономерности и принципы обучения (Таблица 2.1.)
Таблица 2.1.
Закономерности и принципы обучения
| Закономерности | Принципы |
| ¾ направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; ¾ деятельностный характер обучения; ¾ единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся; ¾ проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения; ¾ обеспечение радости успехов в овладении знаниями; ¾ раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения; ¾ учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; ¾ повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы; ¾ согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся. | ¾ обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность; ¾ обучение должно характеризоваться проблемностью; ¾ обучение должно быть наглядным; ¾ обучение должно быть активным и сознательным; ¾ обучение должно быть доступным; ¾ обучение должно быть систематическим и последовательным; ¾ обучение должно быть прочным; ¾ в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся. |
Этот вывод, приведенный на основании анализа приложения А и таблицы 2.1., указывает на то, что мальчики и девочки могут иметь различный способ восприятия информации. В зависимости от пола, они могут обращать внимание на разные аспекты сообщений, искать различную информацию и действовать по-разному. В то же время, у девочек часто более высокий уровень эмоций и чувствительности, что позволяет им более четко ощущать эмоциональные состояния окружающих людей. Это не обязательно означает, что мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга, но это может помочь понять некоторые особенности их поведения и мировоззрения.
Все вышесказанное дает право сделать вывод, что организация обучения юношей и девушек с учетом гендерных особенностей состоит из правильно подобранных учителем методов, форм организации обучения, знаний закономерностей, принципов обучения.
Одной из самых важных закономерностей обучения является учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.
Все описанные выше методы подходят для обучения детей подросткового возраста, но нужен их тщательный отбор с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Кроме этого, важно при организации обучения подростков учитывать их гендерные особенности, которые рассмотрим ниже. Только в этом случае учитель достигнет повышения познавательного интереса подростков и их успеваемости по учебному предмету.
2.2. Гендерные особенности подростков
Различия между полами людей существуют не только в их биологии, но и в их социальных ролях, моделях деятельности, поведении и эмоциональных характеристиках.
Современное общество конструирует социальную конструкцию гендера как результат различных ролей мужчин и женщин, их поведенческих, ментальных и эмоциональных характеристик, следовательно, их пола.
Все педагоги, организующие гендерно-чувствительное образование для подростков, должны знать о гендерных аспектах в развитии и образовании подростков.
Подростковый возраст – период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. По разным возрастным периодизациям, подростковый возраст наступает у девочек в 10-13 лет и у мальчиков 11-13 лет, и заканчивается в 15-18 и 16-18 лет.
В подростковом возрасте гендерная идентичность становится центральным элементом самосознания: по мнению И. В. Романова, гендерная идентичность мальчиков зависит от сравнения себя с образами женщин. Они начинают осознавать свою мужественность, когда понимают, что окружающие их девочки будущие женщины.
Разделив позицию И.В. Шаповаленко, которая отмечает, что в подростковом возрасте происходит интенсивное усвоение поведенческих стереотипов своей гендерной идентичности и усиление особенностей восприятия, интеллектуальной направленности, личностных установок и эмоциональной сферы, отличающих девочек-подростков от мальчиков-подростков.
Для девочек характерны более выраженные эмоциональные восприимчивость и реактивность, более гибкая адаптация к конкретным ситуациям, больший поведенческий конформизм, склонность апеллировать к мнению взрослых, старших и семейных авторитетов, стремление заботиться о младших.
Девочки также значительно больше озабочены своей внешностью. Особенности сексуального поведения выражаются в сочетании кокетливости с застенчивостью или стыдливостью.
В повседневной деятельности девочки, как правило, более аккуратны, работоспособны и терпеливы, чем мальчики. В школе они лучше успевают по гуманитарным предметам.
Мальчиков больше интересуют абстрактные области (абстрактные явления, философские вопросы, строгая наука, систематизация предметов и явлений). Они менее конформистские, более раскованные в своем поведении и менее покорные, чем девочки.
Сексуальные интересы играют важную роль в сознании и поведении подростков.
Л.И. Столярчук подчеркивает необходимость осознания подростками сходства и различий с другими людьми, а также осознания и осмысления различных компонентов своего «Я». Особое значение здесь, на наш взгляд, имеет стремление к индивидуальности, которое выражается в достижении определенного статуса (положения) среди сверстников того же пола, что предполагает достаточный уровень самосознания и самооценки.
У подростков проявления личности гораздо ярче, чем у младших школьников и взрослых. Л.А. Григорович показывает, что в возрасте 10-11 лет сходятся два процесса: формирование личности и половая идентификация.
В подростковом возрасте индивидуальность выходит на первый план. Индивидуальные различия могут преобладать над гендерными, но в то же время происходит формирование личности маскулинном и фемининном образе жизни: многие черты личности становятся по-разному выражены у мальчиков и девочек. Это утверждение подчеркивает важность гендерного аспекта личности человека и имеет большое значение для нашего исследования.
Ряд исследований показал, что формирование личности подростка зависит от культурных норм общества, в котором он живет. Г. Келли указывает, что психологическая культура предоставляет подросткам специфический гендерный «репертуар», который полностью или частично усваивается в процессе социализации и воспитания.
Подростковый возраст вступает в период повышенного осознания и самосознания. На определенном уровне подростки приобретают понятийное мышление, накапливают моральный опыт, осваивают различные социальные роли и формируют свою идентичность в рамках самоопределения.
Все педагоги, планирующие гендерно-чувствительное образование для учеников, должны знать гендерные аспекты при обучении и подготовке молодых людей.
Взгляды нейрофизиологов и нейропсихологов на особенности развития детей разного пола: нейрофизиологи и нейропсихологи опираются на структуру и функции головного мозга.
Мозг мальчиков и девочек развивается с разной скоростью, в разной последовательности и в разное время. У девочек области левого полушария, отвечающие за речь и рациональное и логическое мышление, развиваются раньше, чем у мальчиков. У мальчиков логическое левое полушарие развивается медленнее и несколько позже. Поэтому до определенного возраста у мальчиков преобладают воображение и чувствительность.
По этой причине мальчики и девочки требуют разного воспитания и обучения, чтобы организовать одну и ту же деятельность в разных структурах мозга. Мальчики и девочки по-разному подходят к решению учебных задачи, следовательно, по-разному воспринимают и концентрируются на материале. Девочки, которые более общительны, выполняют более одного задания за один раз.
Мальчики же, волевые и физически развитые, концентрируются на одном деле одновременно и стремятся найти новые способы его выполнения.
Н.И. Роговская выделила гендерные особенности подростков, которые отражены в приложении Б.
В научной литературе различия между мальчиками и девочками описываются следующим образом:
— к ним относятся различия в когнитивных стратегиях и способах формирования когнитивных функций, темпах, способах обработки и усвоения информации;
— организации внимания;
— в формах эмоциональной активации;
— в мотивации деятельности и оценке результатов;
— в поведении.
Существуют также различия и в умственной работоспособности девочек и мальчиков, как показано в приложение В.
Таким образом, на основании вышесказанного и приведённых данных в приложении Г и в приложении Д можно сделать следующие выводы, что гендерно-чувствительное образование (то есть обучение с учетом гендерных особенностей) предполагает, что различия в поведении, психологии и деятельности мальчиков и девочек — подростков определяются социокультурными факторами, а не их анатомо-физиологическими особенностями. Одна из целей такого образования — научить мальчиков и девочек дополнять друг друга. Другими словами, при организации гендерно-чувствительного образования подростков нежелательно разделять их обучение, а лучше адаптировать его к эффективным методам преподавания. Необходимо учитывать все особенности личности подростка, а не только пол подростка.
Исследования гендерных различий в подростковом возрасте показали, что каждый мальчик и девочка подросткового возраста имеют психологические и интеллектуальные особенности, соответствующие их полу, и что учителя, применяющие гендерный подход, должны не только знать об этом, но и учитывать в своей работе.
2.3. Практические аспекты гендерных особенностей обучения и воспитания подростков
В ситуациях, когда нет возможности распределить подростков по разным классам, необходимо обеспечить гендерно-чувствительное обучение подростков в классах смешанного пола. Давайте теперь выясним, какие механизмы задействованы. Предоставления гендерно-чувствительного образования учащихся в условиях совместного обучения.
Механизмы реализации гендерно-чувствительного образования подростков основаны, прежде всего, на диагностике особенностей подростков.
При изучении индивидуальных особенностей ученика необходимо диагностировать функциональные асимметрии полушарий головного мозга и составить индивидуальный аспектный профиль ученика.
Это позволяет выявить преобладающие типы мышления, учесть гендерные различия у отдельных подростков и определить психофизиологическую позицию каждого подростка в классе, что значительно облегчает учителям подбор и разработку наиболее подходящих уроков и домашних заданий девочек и мальчиков соответственно, а также повышает качество усвоения учебных материалов.
Диагностика функциональных асимметрий полушарий головного мозга выявляет доминирование одного из полушарий (правое полушарие, левое полушарие, изотропия (equis), что оказывает решающее влияние на обучение и результаты обучения. Это следует учитывать при предъявлении типов заданий подросткам с различными типами функциональной асимметрии головного мозга.
Использование гендерно-чувствительных форматов, методов и инструментов в обучении подростков может иметь положительные результаты в плане повышения успеваемости и когнитивной активности подростков.
В связи с этим рассмотрим пример одной российской школы.
Цель – проверить эффективность выбранных методов и приемов по организации обучения подростков с учетом гендерных особенностей.
Данная цель воплощается в следующих задачах:
- Провести диагностику функциональных асимметрий полушарий головного мозга, активное осознание и мониторинг уровня обученности подростков.
- Выявить уровни и оценить степень познавательной активности у подростков 9 класса.
- Сделать выводы по результатам диагностики.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Горловки «Специализированной школы №1 с углубленным изучением иностранных языков» с подростками 9 класса, всего в исследовании приняли участие 20 человек: 10 девочек и 10 мальчиков. Диагностика проводилась на этапе: подтверждение (Этап Констатирующий). После этого этапа идут еще два этапа: формирование и контроль.
Цели каждого этапа отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Этапы исследования
| Этап | Цель этапа |
| Констатирующий | Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга, определение уровней познавательной активности девочек и мальчиков 9 класса. |
| Формирующий | Апробация педагогических методов на уроках с учетом гендерных особенностей подростков. |
| Контрольный | Определение эффективности организации обучения подростков с учетом гендерных особенностей. |
Сначала проведем констатирующий этап, одной из целей которого и является «Диагностика функциональных асимметрий полушарий головного мозга», которая проводилась школьным психологом по методике выявления корреляций в сигнальных системах Е.А. Климова.
Задание: Подросткам дается пара из девяти разных кругов одинакового размера, на одном из которых написано слово, а на другом — цвет (синий, красный, зеленый, желтый и т.д.).
Мальчиков и девочек просят запомнить предоставленные пары раздражителей. После предъявления слова «круг» молодые люди пишут или говорят то, что они запомнили (функция левого полушария).
После показа цветового круга молодые люди кладут круг на предложенную комбинацию (функция правого полушария).
Результат: подсчитывается количество правильно воспроизведенных пар вербальных и цветовых пар раздражителей.
Показателем корреляции сигнальной системы является отношение значений памяти пар цвет/слово-K.
К = A/B, где А — количество пар кругов, а В — количество пар словесных кругов.
На основании результата сделаем Вывод: если доминирует первая сигнальная система, то доминирует правое полушарие, если К >1,05; если доминирует вторая сигнальная система, то доминирует левое полушарие, если К <0,95.
Смешанный тип (равнополушарность) проявляется, если К= 0,96 – 1,04.
Сделанный математический анализ, по результатам которого был сделан вывод.
Вывод: согласно результатам диагностики подростков 9 класса, все девочки-левополушарные, а все мальчики-правополушарные, в классе нет подростков смешанного типа.
Результаты представлены в приложение Г и на рисунке 2.1.
Рис.2.1. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
В этот этап входит еще одна из целей: «Определение уровней познавательной активности девочек и мальчиков 9 класса».
В настоящее время интенсивно разрабатываются новые информационные технологии и методы обучения, а также активно развиваются уже существующие. Роль познания и человеческих познавательных ресурсов, а также связанных с ними естественных психофизических ограничений и возможностей непрерывно возрастает.
Для выявления уровней познавательной активности используем методику исследования познавательной активности А. А. Горчинской.
Цель: выявить уровни и оценить степень познавательной активности у подростков 9 класса.
Материалы: анкета с пятью вопросами, на которые можно ответить (Приложение Д).
Действия: раздать подросткам стандартизированную анкету и попросить их выбрать ответ из представленных возможных вариантов ответов.
Обработка данных:
- Ответы свидетельствуют о сильной когнитивной (умственной) активности;
- Ответы указывают на умеренную когнитивную (умственную) активность;
- Ответы указывают на слабую когнитивную (умственную) активность.
Результаты обработки данных представлены в приложении Ж.
Анализ математической обработки результатов диагностики представлены в таблице 2.3. в процентах.
Таблица 2.3.
Уровни познавательной активности (констатирующий этап)
| Сильный | Умеренный | Слабый | |
| Мальчики | 2% | 6% | 2% |
| Девочки | 4,0% | 6% | 0% |
Результаты диагностики уровня познавательной активности подростков 9 класса по методике А.А. Горчинской представлены на рисунке, из которого видно, что познавательная активность обучения сильно выражена у 6% мальчиков и 6% девочек, а количество девочек с умеренной познавательной активностью в два раза больше, чем мальчиков.
Слабо выраженная познавательная активность наблюдается только у мальчиков. Этот результат наглядно представлен на рис. 2.2.

Также на диаграмме показана успеваемость по предметам подростков 9 класса. При 100% успеваемости качество знаний составляет 96,15%, а уровень обученности — 83,69%. Средний балл составляет — 4,54 (рис. 2.3.).
Рис. 2.3. Успеваемость
Девочки чаще имеют оценку «5», но есть равное количество мальчиков и девочек с оценкой «4». Тем не менее, два мальчика учатся на оценку «3» (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Количество оценок
В ходе эксперимента были определены уровни познавательной активности и успеваемости подростков 9 класса. Результаты показали, что учителю преподающего учебный материал учащимся следует работать над активизацией познавательной деятельности подростков. При этом следует учитывать гендерные особенности учащихся. Занятия являются наиболее подходящим способом активизации познавательной деятельности учащихся.
Для этого необходимо создать педагогические условия для формирования познавательной активности мальчиков и девочек в учебном процессе с учетом гендерных особенностей. Другими словами, необходимо проводить обучение в форме уроков, где необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, используя наиболее эффективные методы, приемы и средства дифференциации индивидуального подхода в организации обучения подростков с учетом особенностей полов.
2.4. Исследование организации обучения с учетом гендерных особенностей подростков в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Горловки «Специализированной школе №1 с углубленным изучением иностранных языков»
Организация обучения подростков с учетом гендерных особенностей имеет принципиальное значение для повышения эффективности и успеха учебного процесса, происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня когнитивной (умственной) активности подростков, при которой повышается обучаемость и результативность любой работы.
Метод исследования: Диалоговые методы:
— проведение гендерного ситуативного анализа — это метод организации функциональной учебной деятельности, который вырабатывает способность анализировать гендерные трудности и способствует вырабатыванию практического гендерного опыта;
— проведение групповой дискуссии интерактивный метод обучения в виде «Дебатов» посредством проведения анкетирования учащихся, при котором участники учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свои аргументы, опровергать и развенчивать ложные позиции других участников.
В ходе анализа работы МБОУ г. Горловки «СШ №1» за 2021-2022 учебный год были выявлены вопросы, требующие обязательного и конкретного рассмотрения и решения в 2022-2023 учебном году.
На основе результатов анализа были намечены задачи, сфокусированные на решение выявленных проблем, а также намечены мероприятия развития системы образования на уровнях обучения МБОУ г. Горловки «СШ №1».
Одним из факторов конкурентоспособности современных средних школ является их интерес к инновациям и реализация инновационных проектов. МБОУ г. Горловки «СШ №1» в текущем учебном году реализовала следующие инновационные мероприятия и направления инновационной деятельности:
— в содержании образования: введение углубленного изучения иностранных языков с учетом гендерных особенностей подростков.
— в методах обучения: освоение инновационных технологий, освоение эффективных видов учебной деятельности (проектной, исследовательской).
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет учителям повысить мотивацию учащихся, профессионально практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Использование инновационных технологий в учебной программе повышает эффективность процесса обучения, развивает личностные качества учащихся информирует основу для достижения эффективных результатов обучения, не ставя под угрозу вопросы обучения и преподавания.
Преобладание инновационных методов обучения в образовании обусловлено необходимостью подготовки учащихся к жизни в меняющемся мире, где особое значение приобретает способность быстро оценивать ситуацию, находить необходимые данные и принимать правильные решения. Очевидно, что использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение инновационным и стимулирует творческую и познавательную деятельность учащихся.
Внедрение современных технологий может решить проблемы развития ученика, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации и формирования индивидуальных образовательных перспектив.
Надо отметить, что учителя продемонстрировали готовность к использованию иностранных языков в преподавании базовых дисциплин и провели бинарные уроки и воспитательные мероприятия на иностранных языках.
Современная стратегия обучения требует новых педагогических моделей, новой педагогической культуры, нового педагогического содержания. Педагогов объединяет понимание необходимости направить свои усилия на углубление творческих поисков, интеграцию науки и образования, формирование научного мышления и желание учиться в течение жизни.
Особое место в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов принадлежит пространству стажировочной площадки.
С целью организации и проведения экспериментальной деятельности в МОУ г. Горловки «СШ №1» в 2021-2023 гг. на базе МБОУ г. Горловки «СШ № 1» в январе 2021 года была организована работа стажировочной площадки ДонРИДПО по теме: «Школьная дебатная платформа – система воспитания лидера средствами английского языка в рамках внедрения новых стандартов».
Актуальность темы эксперимента: Тема эксперимента остается актуальной, так как обусловлена современной стратегией обновления образования, высокими темпами изменения в научной, технической и социальной сферах жизни, характерных для формирующейся техногенной цивилизации и информационного общества. Развитие гендерного образования, которое является неотъемлемым компонентом построения демократического, толерантного общества, но, несмотря на определенные достижения в этой области, очень многое еще предстоит сделать.
Однако необходимо подчеркнуть, что истинная сущность гендерного образования состоит в формировании мировоззрения способного принять возможность существования равных, партнерских отношений, заложить основы для индивидуального выбора собственной жизненной модели, независимой от культурно-исторической практики прошлого, но ориентированной на те моральные образцы, существование которых может быть названо вечным, независимо от того, интересы какой социальной группы (пола, расы, этноса и пр.) они представляют.
Цель: выявить наиболее эффективные приемы и механизмы организации эксперимента, организовать непрерывное корпоративное самообразование и обмен опытом педагогов по теме экспериментальной деятельности и развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей учащихся как женского, так и мужского пола в процессе педагогического взаимодействия, эффективным методическим решением которого, в свою очередь, несомненно, может стать использование интерактивных методов обучения «Дебаты».
Задачи:
- Обеспечение условий для реализации Программы деятельности стажировочной площадки в МБОУ г. Горловки «СШ №1» на организационно-практическом этапе экспериментальной деятельности.
- Методическое обеспечение экспериментальной работы.
- Формирование пакета диагностических методик.
В условиях внешних фундаментальных изменений, таких как ускорение процесса глобализации, включающего в себя экономику и культуру разных стран, все большее применение высоко технологичных технологий и создание новых социальных институтов и форм правления, необходимо формировать людей с ключевыми социальными и личностными качествами, которые обеспечат динамичное развитие личности и общества.
Тема эксперимента является интересной и важной. Проблема социализации личности, формирование, в связи с этим ключевых компетенций, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью человека в социуме, требуют поиска новых моделей, технологий и концепций обучения. Одной из таких технологий является технология организации и проведения дебатов в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся.
«Дебаты», то есть дискуссии относятся к Диалоговым методам реализации гендерного подхода в образовательном процессе.
При помощи дебатных технологий учащиеся готовятся к активному и продуктивному участию в жизни общества, к выполнению роли лидера, умеющего брать на себя ответственность, к исследовательской деятельности (искать и обрабатывать информацию; анализировать, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств), работать в команде, точно выражать свои мысли в устной и письменной форме; заранее готовить в письменной форме речь, презентовать себя и свои аргументы, быстро находить аргументированные ответы, слышать оппонентов и принимать обдуманные решения. Эти умения и навыки как раз и являются теми ключевыми компетенциями, которые должны быть сформированы в общеобразовательном учреждении, что позволяет говорить о дебатах, как технологии, соответствующей новому типу образовательного результата, адекватной компетентностному и гендерному подходу в образовании.
В МБОУ г. Горловки «СШ №1» была проведена работа по следующим направлениям рассмотрим только те, которые нужны при исследовании:
- Проведение открытого урока, с целью изучения применения технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка.
- Диагностика эффективности развития социально-личностных компетенций учащихся посредством технологии «Дебаты» с целью выявления особенностей и уровня развития личностных качеств и социально-личностных компетенций учащихся средствами дебатов посредством проведения анкетирования учащихся. Эксперимент проводится на уроках английского языка в 9 классе.
Были подготовлены методические Кейсы материалов тренингов-практикумов для педагогов – участников экспериментальной деятельности.
Эффективным способом формирования коммуникативных условий учебной деятельности являются нетрадиционные уроки. Одним из интересных и эффективных видов нетрадиционных уроков является урок с использованием развивающей технологии «Дебаты». Был проведен открытый уроки с целью изучения применения технологии «Дебаты» на уроках английского языка.
В качестве работы учащиеся подготовили презентацию по какой-либо проблеме в рамках изучаемой темы, например, «Дискриминация по признаку пола», «Лидер: мужчина или женщина?» и затем на занятии провели дебаты или коллективное обсуждение по представленной проблеме. Использование технологии дебатов эффективно и при обсуждении других гендерных проблем: «Раздельное обучение» и т.д.
В качестве примера успешной реализации гендерного подхода в данном исследовании приводится разработка заданий по английскому языку с применением интерактивных методов обучения в рамках изучения темы «Карьера» («Careers»; «Employment») по дисциплине «Деловой английский язык» для учащихся 9 класса.
Содержание заданий по данной тематике ставит целью:
— развитие у учащихся критического мышления;
— формирование навыков решения различных проблем, как в сфере профессиональной деятельности, так и в жизненных практических ситуациях;
— повышение социальной и политической активности, уровня гражданского сознания, интереса к политической жизни.
Практические задания дают подросткам возможность попробовать себя в роли участника реальных, жизненных ситуаций, искусно смоделированных в упражнениях и ролевых играх, что помогает им лучше осознать истоки и влияние на нашу жизнь стереотипов в отношении предпочтений, возможностей и обязанностей женщин (девушек) и мужчин (юношей) и сделать необходимые выводы. Так как выполнение упражнений, обсуждение предлагаемых проблемных ситуаций идет на иностранном языке и требует от студентов хорошей языковой подготовки, для более эффективного решения поставленных целей необходимым уровнем владения языком является средний и выше (Intermediate; Upper-Intermediate).
Применение технологии «Дебаты» дало возможность подвести некоторые итоги и определить, какие компетенции развивает эта технология у учащихся, взяв за ориентир развитие универсальных учебных действий. Для этого была создана психолого-педагогическая анкета, целью которой было выяснить: чему учат дебаты, какие качества личности и компетенции они развивают, каким образом дебаты помогают реализоваться подросткам.
Цели текущего этапа эксперимента частично достигнуты. Были выявлены наиболее эффективные приемы и механизмы организации эксперимента. Организовано корпоративное самообразование и обмен опытом педагогов МБОУ г. Горловки «СШ №1» по теме экспериментальной деятельности.
Выводы, которые можно сделать по результатам данного анкетирования позволяют нам отметить, что в результате обучения и применения технологии «Дебаты» у учащихся развиваются: ценностно-смысловая ориентация; умения действовать со знаковосимволическими средствами действия (моделирование); навыки целеполагания, планирования, прогнозирования и волевой саморегуляции; навыки работы с информацией; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; навыки партнерского взаимодействия и инициативного сотрудничества.
Выводы: не смотря на недостаточную материально-техническую базу для обеспечения более качественного учебно-воспитательного процесса, в МБОУ г. Горловки «СШ №1» ведется инновационная, экспериментальная деятельность, которая имеет повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и поисковой работе. Расширяется диапазон мероприятий (олимпиады, конкурсы, соревнования, турниры и т.д.) для раскрытия творческих способностей учащихся. Поэтому, надо признать экспериментальную работу МБОУ г. Горловки «СШ №1» в учебном году на достаточном уровне.
Большинство учителей иностранных языков определились в использовании новейших технологий. Готовность к инновационной деятельности в коллективе на высоком уровне.
Выводы к Главе 2
Реализация гендерного подхода имеет практическое значение для развития индивидуальных форм обучения и раскрытия индивидуальных компетенций. Гендерные исследования в системе образования способствуют изучению механизмов познавательных процессов учащихся женского и мужского пола, изменению типов педагогов социальных и гуманитарных наук, интеграции гендерных знаний в педагогическую практику.
Опыт внедрения гендерного подхода в образовательных учреждениях показывает, что в первую очередь меняются не виды деятельности, формы и методы преподавания и обучения, а цели и содержание, построенные с определенной (гендерной) точки зрения.
Поскольку формы и методы преподавания и обучения с учетом гендерного фактора мало чем отличаются от традиционного учета гендерных ролей, приоритетным является изменение содержания, чтобы показать разнообразие гендерных ролей и атрибутов и выстроить возможные жизненные стратегии.
При изучении Форм обучения стало понятно, что Раздельно-параллельное обучение самое здоровьесберегающее и безопасное. В.Ф. Базарным, врачом, ученым и новатором в области образования, была разработана методика обучения, которая не только не мешает, но и укрепляет самочувствие учащихся.
Изучены и раскрыты 4 группы методов реализации гендерного подхода: 1) диалоговые методы: анализ конкретных гендерных ситуаций, групповые дискуссии по гендерным проблемам; 2) игровые методы: гендерные игры; 3) педагогическая поддержка; 4) методы создания ситуации выбора.
Гендерная идентичность – это аспект самоидентификации, который отражает процесс определения себя как представителя определенного пола, обладающего определенными чертами и поведенческими характеристиками, закрепленными в образе общественного сознания в виде гендерных стереотипов. Подростковый возраст является переломным этапом в развитии онтогенеза, связанный с формированием гендерной идентичности, поскольку подростки становятся способными оценивать собственные качества в соответствии со своим биологическим полом. Особое значение имеют гендерные особенности подростков.
Гендерно-чувствительное обучение требует отбора содержания обучения, соответствующего функциональной асимметрии различных типов восприятия мозга у девочек и мальчиков, а также использования методов и стилей обучения, которые удовлетворяют потребности в обучении обеих групп. Гендерно-чувствительное образование должно исходить из того, что мальчики и девочки приобретают знания и навыки разными способами и с помощью разных стратегий мышления, даже при использовании одних и тех же методов обучения и учителей.
Все педагоги, планирующие гендерно-чувствительное образование для молодежи, должны учитывать гендерные особенности при обучении и подготовке молодых людей.
Механизмы реализации гендерно-чувствительного образования подростков основаны, прежде всего, на диагностике особенностей учащихся. При изучении индивидуальных особенностей ученика необходимо диагностировать функциональные асимметрии полушарий головного мозга и составить индивидуальный аспектный профиль ученика. Это позволяет выявить преобладающие типы мышления, учесть гендерные различия у отдельных учеников и определить психофизиологическую позицию каждого ученика в классе, что значительно облегчает учителям подбор и разработку наиболее подходящих уроков и домашних заданий как для девочек, так и для мальчиков, а также повышает качество учебных материалов.
В данном исследовании для диагностики функциональных асимметрий полушарий головного мозга использовался метод выявления корреляций в сигнальных системах Е.А. Климова.
В настоящее время существует огромное количество различных методик для диагностики уровня познавательной активности учащихся. Я выбрал метод исследования познавательной активности А.А. Горчинской.
Результаты этих исследований, проведенных на базе одной российской школы, позволяют сделать вывод, что у девочек левое полушарие развивается раньше, чем у мальчиков, и что познавательная активность у девочек в два раза умереннее, чем у мальчиков.
Провел исследование. Предметом исследования является организация обучения с учетом гендерных особенностей подростков в МБОУ г. Горловки «СШ №1».
Одним из факторов конкурентоспособности современных средних школ является их интерес к инновациям и реализация инновационных проектов. Педагогический коллектив МБОУ активно занимается введением современных технологий, которые позволят решить проблемы развивающего, личностно ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
Планирование деятельности общеобразовательного учреждения осуществляется на основании принципов преемственности, научности, перспективности, динамичности.
Во время исследования была проведена Диагностика эффективности развития социально-личностных компетенций учащихся посредством технологии «Дебаты» с целью выявления особенностей и уровня развития личностных качеств и социально-личностных компетенций учащихся средствами дебатов посредством проведения анкетирования учащихся.
Цели текущего этапа эксперимента достигнуты. Были выявлены наиболее эффективные приемы и механизмы организации эксперимента.
Выводы, которые можно сделать по результатам данного анкетирования позволяют нам отметить, что в результате обучения и применения технологии «Дебаты» у учащихся развиваются: ценностно-смысловая ориентация; умения действовать со знаковосимволическими средствами действия (моделирование); навыки целеполагания, планирования, прогнозирования и волевой саморегуляции; навыки работы с информацией; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; навыки партнерского взаимодействия и инициативного сотрудничества.
Проведенное мной исследование показало, что разработка гендерного подхода в педагогике является необходимым условием формирования гендерной культуры в современном обществе.
Обобщая результаты проведенного исследования, есть основания заключить, что в ходе исследования цель достигнута, то есть рассмотрены теоретические основы гендерного подхода в педагогике, изучены основные понятия и категории гендерного подхода в педагогической практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе рассмотрены теоретические основы гендерного подхода в педагогике: рассмотрены философские основы гендерного подхода в педагогике, изучены направления гендерного подхода в педагогике и его методология, раскрыта сущность понятий «гендер», «пол», «гендерный подход», «гендерная индивидуальность», «гендерная идентичность», «гендерная социализация», «гендерное воспитание», «гендерная педагогика». Исследованы практические основы гендерного подхода в педагогической практике: рассмотрены формы и методы реализации гендерного подхода в образовательном процессе; охарактеризованы гендерные особенности подростков; определены практические аспекты гендерных особенностей обучений подростков.
Базовое содержание любого учебного предмета определяется следующим.
Государственными образовательными стандартами, учебными планами и образовательными программами. Единое содержание образования является обязательным базовым материалом для формирования целостного мировоззрения учащихся. Исходя из этого, принято считать, что это содержание образования должно дополняться и углубляться в соответствии с интересами юношей и девушек, Преподавание не должно ограничиваться установленными рамками, а должно постоянно дополняться и изменяться с учетом гендерных особенностей учащегося.
Проектирование образовательных процессов на основе индивидуального и дифференцированного подходов в совместном, раздельно-параллельном обучении девочек и мальчиков является актуальной и весьма значимой в настоящее время темой.
При изучении Форм обучения стало понятно, что Раздельно-параллельное обучение самое здоровьесберегающее и безопасное. В.Ф. Базарным, врачом, ученым и новатором в области образования, была разработана методика обучения, которая не только не мешает, но и укрепляет самочувствие учащихся.
В ходе исследования были проведены педагогический и психологический анализы.
Удалось выявить содержание организации гендерно-чувствительного воспитания молодежи как психологической литературной, научной и педагогической проблемы, выявить гендерные особенности усвоения учебного материала молодежью и определить пути организации гендерно-чувствительного воспитания молодежи в образовательном процессе.
Теоретический анализ позволил сделать вывод, что гендерный подход в педагогике основан на личностно-ориентированном мировоззрении, личностном, культурологическом и междисциплинарном подходах, идеях развития гендерного образования в контексте культуры, национально-культурной идентификации и гуманизации образования.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу по гендерному воспитанию детей младшего возраста, можно сделать вывод, что мальчики и девочки ведут себя по-разному и социализация для мальчиков проходит сложнее, чем для девочек. Для девочек, в силу гендерной специфики, процесс обучения в школах сегодня более адекватен, чем для мальчиков.
Гендерное образование формируется на основе моделей психического и физического функционирования детей, врожденного мужского и женского поведения в жизни, мужского и женского психологического развития на разных этапах школьного возраста, исходя из предпосылки, что дети являются субъектами, способными к развитию гендерного сознания, самосовершенствованию, самореализации и уникальной гендерной идентичности.
Гендерно-чувствительное образование в подростковом возрасте привело к тому, что мальчики и девочки по-разному достигают знаний и навыков, используя разные стратегии мышления.
Проведённое исследование возможности организации обучения с учетом гендерных особенностей подростков в МБОУ Школе № 1 г. Горловки, а именно при котором были выявлены особенности и уровни развития личностных качеств и социально-личностных компетенций учащихся средствами дебатов посредством проведения анкетирования учащихся 9 класса показало, что у учащихся развиваются: ценностно-смысловая ориентация; умения действовать со знаковосимволическими средствами действия (моделирование); навыки целеполагания, планирования, прогнозирования и волевой саморегуляции; навыки работы с информацией; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; навыки партнерского взаимодействия и инициативного сотрудничества.
Делается вывод, что если учителя систематически занимаются вопросами обучения молодежи с учетом гендерных особенностей и применять конкретные и эффективные методы и приемы, основанные на деятельности учащихся, то создается положительная динамика в качестве и объеме обучения учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – Москва — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 372 с.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания: учебное пособие для студентов педвузов / Г. М. Андреева. – М. : 1993. – 368 с.
- Андриенко, Е. В. Социальная психология: учебник для студентов педвузов / под ред. В.А. Сластенина / Е. В. Андриенко. – 2 изд., доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 235 с.
- Базылевич, Т.Ф. Целостность индивидуальности как основа конструирования квазитеста в дифференциальной акмеологии / Т.Ф. Базылевич, Т.В. Колядина // Акмеологическая диагностика. Коллективная монография / под ред. А.А. Деркача, Ю.В. Синягина. – М. : Изд-во РАГС. 2007. – С.185-208.
- Бендас, Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие. / Т. В. Бендас. – СПб.: 2005. – 188 с.
- Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: 2001.
- Бондаревская, Е. В., Кульневич, C. B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. // – М. : 1999. – 318 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: – Питер, 2008. – 400 с.
- Брандт, Г. А. Гендерные исследования в России: особенности и проблемы // Гендерные отношения в современной России / Г. А. Брандт. – Самара, 2003.
- Брандт, Г. А. Современный феминизм: переворот в историко-философский антропологической традиции Западной Европы // Адам и Ева. Альманах гендерной истории / под ред. Л.П. Репиной / Г. А. Брандт. – М. : 2003. –№ 6. – С. 148-198.
- Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. – М. : Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 160 с.
- Воронина, О. А. Оппозиция материи и духа: гендерный аспект / О. А. Воронина // Вопр. филос. 2007. – № 2. – С. 56-65.
- Геодакян, В. А. Два пола. Зачем и почему? / Геодакян, В. А. – СПб.: –1996. – С. 99-105.
- Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л. В. Градусова. – 3-е изд., – стер. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 176 с. – Библиогр.: – С. 158-163.
- Дорофей, Ю. О. Гендерные стереотипы в античности / Ю. О. Дорофей // Ученые записки Таврического национального университета им. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 22 (61). 2009. — № 2.
- Евланова, В. Обучение: [Электронный ресурс] URL: http://www.znania.ru/education/17/335.htm. – Совместное или раздельное / В. Евланова // Медицинская газета. – 12 апреля 2006 год. – № 26 (дата обращения 18.12.2022).
- Жеребкин, С. Гендерная проблематика в философии / С. Жеребкин // Введение в гендерные исследования. – Харьков: ХЦГИ, 2001. – Ч. 1. – С. 390 – 426.
- Здравомыслова, Е. История и современность: гендерный порядок в России / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Гендер для «чайников». – М. : 2006. – С. 56-59.
- Каширская, И. К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс тендерной социализации / И. К. Каширская // Вопросы психологии, 2003. – №6. – С. 56-63.
- Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И. С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 408 с.
- Клецина, И. С. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации / И. С. Клецина // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: 2003. – С. 131-139.
- Климова, В. В. Гендерное просвещение в условиях глобализации / В. В. Климова // Электронный научнообразовательный журнал ВГПУ «Грани познания», 2009. – № 3 (4). [Электронный ресурс] URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения: 13.11.2022).
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 111 с.
- Колесов, Д. В. Беседы о половом воспитании / Д. В. Колесов. – М. : Педагогика, 1986. – 160 с.
- Кон, И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И. С. Кон. – Ростов Н/Д: Феникс, 2006. – 605 с.
- Костикова, А. А. Гендерная философия и феминизм: история и теория / А. А. Костикова // Общество и гендер / материалы Летней школы в Рязани 1-12 июля 2003 года. – Рязань, 2003. – 416 с.
- Луков, В. А. Гендерный конфликт: система понятий / В. А. Луков, В. Н. Кириллина / Знание. Понимание. Умение, 2005. – № 1. – С. 86-101.
- Лунин, И. И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка / И. И. Лунин // Психиатрические аспекты педиатрии. – Л., 1985. – 153 с.
- Методика и методология гендерного образования в средней школе: учеб. метод. пособие. – Иваново, 2004. – 170 с.
- Москвина, М. И. Гендерные начала в философии античных мыслителей / М. И. Москвина // Материалы XXXIX научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава Сев-КавГТУ за 2009 год. Т. 3. Общ. науки. – Ставрополь, 2010. – 131 с.
- Овчинникова, Т. Е. Гендерный поход в обучении студентов университета иностранному языку: автореф. дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Т. Е. Овчинникова. – Оренбург, 2007. – 22 с.
- Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.
- Педагогический словарь // Теория и методика воспитания, 2006. [Электронный ресурс] URL: http://www.pedpro.ru/education/17/335.htm (дата обращения: 25.12.2022).
- Педагогическое обозрение: Гендерный подход в образовании. Новосибирск: ГЦРО, 2013. – № 1-2. – С. 131-132.
- Пушкарёва, П. Л. Русская женщина: история и современность: История изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой / П. Л. Пушкарёва. – 1800 – 2000: Материалы к библиографии. – М. : Ладомир, 2002. – 526 с.
- Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. – М. : МПСИ МОДЭК, 2004. – 288 с.
- Ростова, А. В. Категории «пол» и «гендер» как категории анализа гендерных отношений / А. В. Ростова // Вестник СамГУ, 2007. – № 3 (53). – С. 185-191.
- Рябова, Т. Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы / Т. Б. Рябова // Женщина в российском обществе, 2001. – № 3-4. – С. 3-12.
- Семакина, И. А. проблема пола: конфликт и основания толерантных отношений // Толерантность / под ред. Н. С. Ладыжец. – Ижевск, 2012. – 254 с.
- Сиротюк, A. JI. Обучение детей с учетом психофизиологии / А. Л. Сиротюк // – М. : 2001. – 128 с.
- Столярчук, Л. И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания: Монография / Л. И. Столярчук. – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 274 – 275.
- Суслова, Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / Э. К. Суслова // Детский сад от А до Я, 2004. – № 5. – С. 146-155.
- Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: учебно‑практическое пособие/ Н. Е. Татаринцева. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 156 с.
- Темкина, А. А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России / А. Темкина, А. Роткирх. Спб.: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. – С. 169-200.
- Темкина, А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / А. А. Темкина, Е. А. Здравомыслова/ Социологические исследования, 2000. — № 11. – 15-23 с.
- Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / под общ. ред. О. А. Ворониной. – М. : МЦГИ – МВШСЭН–МФФ, 2001. – 416 с.
- Усманова, А. «Визуальный поворот» и гендерная история / А. Усманова // Гендерные истории Восточной Европы: сб. науч. статей / под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Петто, 2002.
- Чекалина, А. А. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола у старших дошкольников / А.А. Чекалина // Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М.: МГПУ, 1991.
- Чекалина, А. А. Гендерная психология: Учебное пособие / А.А. Чекалина. – М. : Ось‑89, 2006.
- Шакирова, С. Толкования гендера / С. Шакирова // Пол женщины: сб. статей по гендерным исследованиям. Алматы, 2000. С. 6-32.
- Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штылева. – М. : ПЕР СЭ, 2008. – 316 с.
- Шустова, Л. П. Подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей: [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceeducation.ru/29-1099.htm (дата обращения 13.12.2022).
- Bussey K., Bandura A. Social Cognitive Theory of Gender Development and Differentiation. Macquarie University & Stanford University: 2003. – 302 р.
Страницы: 1 2
