Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы народного праздника как формы театрализованного действия
1.1. Сущность народного праздника
1.2 Специфика режиссуры народного праздника в современных условиях
Глава 2. Практические аспекты режиссуры народного праздника в современных условиях (на примере МКУК «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» СДК с. Тарнополь )
2.1 Особенности режиссуры народного праздника в МКУК «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» СДК с. Тарнополь
2.2 Сценарий народного праздника
Заключение
Список использованных источников
Введение
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? В празднестве, в народном праздничном действе, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Выйдя из круга отчуждённости, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории. Долгая история существования народного праздника доказывает его жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования. Тем более, что концепция развития народной художественной культуры и духовности народа тоже содержит в себе праздник как важнейший элемент.
Культура народного праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит людей умению выражать чувство солидарности. Праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя их, праздник раскрывает истинные, идеальные устремления людей. Здесь каждый человек — исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного традициями, обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.
Выбранная нами тема исследования актуальна, так как сегодня зрелищные народные гуляния пользуются популярностью и успехом у населения, при этом проведение и подготовка народного праздника на открытом воздухе в любое время года является более ответственным, трудоёмким и длительным процессом, не всегда полностью удавшимся.
Стали необходимы принципиальные изменения в постановке целей и организации всего культурного возрождения на основе народных традиций с учетом современного ритма жизни и потребностей народа. Иначе утрата исторического опыта поколений, сконцентрированного в разнообразных формах традиционной народной культуры, а вместе с ним и национального своеобразия в жизни человека, окажется неизбежной.
Таким образом, мы определили объект исследования – народный праздник.
Предмет исследования – Особенности режиссуры народного праздника в современных условиях
Цель исследования – Изучить особенности режиссуры народного праздника в современных условиях.
Цель определила следующие задачи:
- Рассмотреть сущность народного праздника как формы театрализованного действия;
- Выявить особенности режиссуры народного праздника в МКУК «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» СДК с.Тарнополь.
- Реализовать сценарий народного праздника.
Методы исследования: Изучение интернет-источников и литературы, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для студентов образовательных учреждений, выпускающих специалистов в области социально-культурной сферы, работникам учреждений культуры клубного типа, начинающим специалистам сферы культуры.
Структура работы: работа состоит из реферата, введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и 11 приложений. Объём работы – 95 страниц машинописного текста.
Глава 1. Теоретические основы народного праздника как формы театрализованного действия
1.1. Сущность народного праздника
У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». У каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому организация народных праздников – дело чрезвычайно серьезное, необходимое для сохранения преемственности поколений, сохранения истории народа. На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному. Общенародные праздники для многих — шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяющий испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих.
Праздник – отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией. Слово также употребляется в иных, схожих по смыслу, значениях:
— официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;
— массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени;
— день какого-либо радостного события;
— общее состояние душевного подъёма (обычно в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).
Народный праздник – явление народной культуры, проявление содержательно наполненного свободного времени народа. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники – одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного времяпрепровождения.
Содержание народного праздника народа имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки участников, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности и т.п. с помощью, например, смеховых форм деятельности участников, а иногда сильнейшим образом заряжает души людей энергией и силой.
Участники народного праздника – взрослые и дети. По оценке специалистов и взрослые участники народного праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, суббординационных отношениях. Никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия. Стихийное стремление «победить» на «свалке – сцеплялке», «на кулаках», «в подножках» и реализация этого стремления у многих взрослых и большинства мальчишек во время народного праздника удовлетворяет потребность в самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности.
Веками в традиционной народной культуре складывалась и отрабатывалась как в содержательном, так и в организационном плане, система календарных и бытовых праздников. Сложившиеся и сохраняющиеся на протяжении веков их варианты считались рациональными (разумными) с точки зрения и социальной полезности, так как в процессе участия в праздничном действии происходило воспитание целого народа и каждого человека в отдельности, создавалась мощная психологическая поддержка группе и индивиду, необходимая в периоды войн, экономических или экологических потрясений.
Народные календарные праздники возникли на Руси в глубокой древности в результате трудовой деятельности человека. Они отражали и отражают хозяйственный опыт многих поколений, их представления о мироздании, природе, красоте.
В дохристианские времена люди чтили природу, справедливо считая ее своей матерью и кормилицей. Они поклонялись солнцу и просили его согреть их теплом. Возвышали воду и уговаривали ее подарить много рыбы для пропитания. Поклонялись небу и просили его напоить землю для хорошего урожая. Чтили матушку–землю и просили ее о щедрости и изобилии. Языческим богам приносились богатые жертвы, возносились молитвы и благодарения, ритуальными танцами люди старались привлечь их благосклонность.
Праздники древних славян, вне зависимости от тематики и времени года, были наделены общими чертами. Налагалось вето на любую тяжелую работу: запрещалось пахать, сеять, косить, колоть дрова, строить, мастерить, рукодельничать. Избы чисто мелись, ссоры не допускались, всякая вражда прекращалась. Нельзя было жаловаться или приносить дурные вести, говорить разрешалось только о радостном и приятном. За нарушение этого правила полагались розги. Одеваться нужно было нарядно. Готовилось богатое угощение.
Наши предки верили, что веселье и сытость рождают особую энергетику. А она войдет в землю, небо и воду, которые вернут ее хорошим дождем и богатым урожаем. Ну и, конечно, не обходились народные праздники без гуляний, песен и хороводов и особых, иногда мистических обрядов.
После крещения Руси в 988 году князем Владимиром народные праздники, носившие магический характер и направленные в основном на получение хорошего урожая, богатого приплода домашнего скота, стали постепенно вытесняться церковными праздниками, основой которых стало воздание единому Богу, получение прощения и милости свыше.
Но и после перехода русского народа в православие он не переставал чтить и отмечать любимые старинные народные праздники. Они, пройдя сквозь временные пласты, органично влились в правила христианских празднеств. Православная церковь в особые дни запрещает прихожанам работать, ругаться и скорбеть. В эти дни принято нарядно одеваться, песнями восхвалять Бога, накрывать богатые столы и делиться с ближними. Языческие магические действа трансформировались в христианские обряды. Так по–своему сохранилась и определилась преемственность нашей истории с древних времен и по наши дни.
В старом крестьянском быту (ровно, как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:
— Календарно-земледельческого круга;
— Социальные или семейно-бытовые.
Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.
Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной.
В повторяющихся циклах праздников олицетворялось обновление жизни, отсюда безусловное соблюдение обычаев и традиций, периодическая повторяемость устоявшихся условно-символических действий.
Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой («чтобы был урожай»). Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать, Колядовали и в Новый год. Весь святочный период, особенно под Новый год и после него, девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу.
Любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Считают, что празднование Масленицы осталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаям свою окраску.
После долгого изнурительного поста праздновали Пасху — церковный праздник, охотно поддержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни. На Пасху пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались). Молодежь собиралась отдельно, парни и девушки водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день — посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.
Завершали весенний цикл праздников Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик — в четверг, а Троицу — в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.
В осенне-зимний период устраивались посиделки (супредки). Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу — пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.
Летним развлечением молодежи были сборы (хороводы, улицы) на околице деревни, на берегу реки или у леса. Здесь играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.
Таким образом, праздник и обряд в первобытном обществе — своеобразный урок для следующих поколений, средство передачи определенных сведений и трудовых навыков. Он помогал в конкретно-образной форме раскрыть ошибки предшественников и указывал правильные пути для достижения конечной цели, становясь формой закрепления успехов и передачи опыта.
Праздник принято определять, как противопоставленный будням отрезок времени, характеризующийся весельем и выделенный в потоке времени в воспоминание или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со областью сакрального, отмечаемый в культурной или православной традиции как институционализированное действо, обеспечивающий его участникам максимальную принадлежность к данной сфере.
В отечественной культурологии (М. Бахтин, Гуревич, В. Пропп, О. Фрейденберг, А. Лосев, Д. Лихачев) праздничность рассматривается один из видов регулирования поведения людей в формах культуры, и особая жизнедеятельность, созданная на эстетике органического существования с элементами традиции. М. Каган, анализируя человеческую жизнь, отмечает — социальная сущность праздника связана с природой его коллективного взаимодействия, и подчеркивает, последнее является индивидуальным, определяющей сущность коллективной работы в пространстве праздника как зрелища, в котором каждый играет отведенную социальную роль. Итак, сущность праздника оказывается в одном ряду с понятиями ритуала, традиции, обряда, церемонии, игры, создающиеся образами.
Ритуал (rituaiis обрядовый) — форма символического поведения человека, установленного порядком обрядовых действий.
Традиция (traditio предание) – элементы социального или культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение сохранившиеся определенных социальных группах в течение времени. Являются определенными общественными установлениями, нормами поведения. Ценности, идеи, обычаи, духовные направления, обряды.
Обряд – народной культурологии мира является взаимосвязью символических, стереотипных общих действий, воплощающих в себе разные духовные и социальные представления, нормы и ценности, вызывающие определенные общие чувства.
Церемония – это официальный акт с последовательностью действий, символизирующих значение, приуроченных к празднованию каких-либо дат.
Игра – это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где смысл находится не в результате ее, а в данном процессе.
Все составные части, объединенные в понятии праздника, формируют комплексный зрительный образ, отражающий сущность бытия и сопоставимый той картине действительности, которая освоена менталитетом народа. Как целостное понятие любой праздник имеет определенные цели, функции, задачи и механизмы их реализации.
Богатейший материал открывается в народных праздниках, в них находят своё отражение события повседневной реалии, представления о плохом и хорошем, основоприживаются приемлемые для народа формы жизни и деятельности, сакральные и духовные ценности. Так как любой этнос может быть чрезвычайно устойчивым социумом, и его история насчитывает тысячелетия, основанные на продолжительно сохраняемых традициях, являются одним из главных способов адаптации (сохранение положительных знаний опыта народа).
Каковы же отличительные черты народного праздника?
- Прежде всего, глубокая идея, заложенная в нем, выраженная в условно-символических действиях, которые фиксируют внимание людей на мысли, определяющей общественную значимость происходящего.
- Эмоциональная подготовка (эмоциональный настрой), способствующая более глубокому восприятию основной идеи торжества, более полному ее усвоению.
- Использование традиционных, повторяющихся, ставших характерными только для данного обряда элементов, яркая торжественность, зрелищность, нарядный, праздничный церемониал.
- Популярность (обряд должен поддерживаться авторитетом людей, быть признанным ими, стать обязательным актом общественной жизни).
- Прочность и устойчивость. Праздники и обряды создаются жизнью и временем и потому трудно поддаются изменению. Будучи прочными, они служат сплочению и объединению людей, способствуют преодолению индивидуализма, развитию чувства долга и осознанию ответственности людей перед обществом.
- Повторяемость, традиционность. Даже утратив свое первоначальное содержание, многие обряды и праздники сохранились и сейчас, повторяются как дань уважения к прошлому.
Выше мы говорили, что народные праздники и обряды являются частью традиции, способом ее материализации, поэтому они становятся реально ощутимой силой, характерной формой быта, проявлением образа жизни. Всеобщность и массовость, устойчивость и повторяемость способствуют их длительному сохранению. Именно это обеспечивает связь поколений и преемственность в развитии человеческой культуры.
Одна из особенностей праздника как социального явления состоит в том, что важное место в нем занимает эстетическая сторона, художественное оформление. Различные виды искусства, включенные в обряд, выступают в нем не с целью художественного творчества, а усиливают чувства, переживаемые участниками обряда, выражают в эмоциональной форме определенные социально значимые идеи, представления, способствуя их воплощению в жизнь.
Таким образом, говоря о социальном назначении праздников и обрядов, еще раз подчеркнем, что в процессе возникновения и становления праздников и обрядов главную роль сыграли материальные и духовные потребности человека. Условно-символические действия помогали людям раскрыть связи между явлениями, постичь их взаимообусловленность и потому в известной степени выступали средством познания. Эта форма передачи новому поколению опыта предшественников предполагала, с одной стороны, закрепление достигнутого, с другой — являлась выражением памяти и уважения к ушедшим и уходящим поколениям.
