Глава 2. Практические аспекты режиссуры народного праздника в современных условиях (на примере МКУК «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» СДК с. Тарнополь)
2.1 Особенности режиссуры народного праздника в МКУК «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» СДК с. Тарнополь
С 7.10.2019 по 31.12.2019 г. мною была пройдена производственная практика на базе муниципального казённого учреждения культуры «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры», который находится на территории Тарнопольского муниципального образования. Юридический адрес учреждения: Иркутская область, Балаганский район, с.Тарнополь ,ул. Советская, д. 48.
Во время прохождения практики был изучен практический опыт проведения культурно – досуговых программ согласно цели и сформированных задач выпускной квалификационной работы, а также структура, цели и задачи деятельности учреждения, наличие клубных формирований «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» включает в себя клубные формирования, которые посещают 56 участников самодеятельности. В том числе коллективы: хореографические (1), вокальные (2).
Население Тарнопольского муниципального образования составляет 546 человек, из них в с. Тарнополь проживает около 397 человек.
Учредителем учреждения культуры «СДК с. Тарнополь» является Администрация Тарнопольского муниципального образования.
Штатное расписание дома культуры состоит из двух единиц.
- Директор МКУК «СДК с. Тарнополь», Данилова Снежана Сергеевна.
- Художественный руководитель, Зваричева Ольга Юрьевна.
Работники Муниципального казенного учреждения дом культуры «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» систематически, согласно годовому плану, проводят мероприятия, направленные на самореализацию населения в разных возрастных категориях, и в том числе на развитие детей среднего школьного возраста. Это мероприятия: конкурсно – игровые, интеллектуальные, познавательные, театрализованные, игровые, концертные программы, развлекательные, массовые праздники и другие.
В Муниципальном казенном учреждении доме культуры «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» проводятся следующие мероприятия для населения поселка: концертная программа посвященная Дню матери «Мама, милая моя», тематический вечер к Дню пожилого человека «Нам года, не беда», литературно – музыкальная композиция к Дню воинской славы «Мы граждане нашей страны», театрализованный концерт посвященный памятным датам Великой Отечественной войны «Вечная память», театрализованная программа ко Дню защиты детей «В гостях у Фиксиков», цикл выездных конкурсно — игровых программ «Страна Детворяндия», развлекательная театрализованная программа посвященная Дню всех влюбленных «Валентинка», театрализованное представление с элементами игр и конкурсов на масленичное гуляние «Раздолье».
Основными направлениями работы «Тарнопольского центрального сельского Дома культуры» является:
— работа с молодежью;
— работа с пожилыми людьми и инвалидами;
— работа по военно – патриотическому воспитанию;
— работа по сохранению и возрождению народных традиций, обычаев и обрядов.
В современных условиях «Тарнопольского центрального сельского Дома культуры» изыскиваем новые формы общения с аудиторией, используем новые механизмы и принципы работы, стараемся запечатлять интересные моменты тех или иных мероприятий, праздников, событий, чтобы отразить в памяти чувства людей, когда они раскрывают свои таланты, демонстрируя радость, грусть и другие эмоции, например, в песне, в танце. Здесь успешно работают следующие клубные формирования:- хоровой;
— сольный;
— ансамбль народной песни; и другие.
Используются различные формы работы: игры,
конкурсы, беседы, литературно — музыкальные композиции, встречи, концерты,викторины,
Творческий коллектив является активным участником и неоднократным победителем районных и областных конкурсов таких как: конкурс профессионального мастерства Клубный мастер», хоров и вокальных ансамблей «Курские зори», фестиваль самодеятельного народного конкурса «Село поет — село живет», районный конкурс «Лучший Дом культуры», районный конкурс патриотической песни «Память сердца» и другие.Коллектив ежегодно награждался грамотами и дипломами.
Коллектив участников художественной самодеятельности дважды становился дипломантом 1 степени в районном конкурсе «Здоровая молодежь – здоровая Россия», а также принимает участие во всех районных и областных мероприятиях.
Большим спросом у населения, пользуются новые конкурсные программы: «Сто к одному», «Угадай мелодию», конкурсная программа бабушек и внуков «Обычная совсем история», спортивно – музыкальная программа «Россия — вперед». Жители села с большим нетерпением ждут концерты участников худ. сам., посвященные календарным праздникам такие как «Троица» дни села «Широкая масленица». Новым направлением в нашей работе стало устраивать выставки прикладного творчества, а также шить сценические костюмы. В ДК реализуются новые творческие проекты, совершенствуется культурно — досуговая деятельность, создаются благоприятные условия для развития творческого потенциала всех категорий населения деревни. Коллектив использует и новую технику, и новые технологии клубной работы.
Для практического исследования по теме выпускной квалификационной работы нами было самостоятельно подготовлено и реализовано театрализованное представление «Рождественские колядки», посвященное Рождеству Христову в МКУК «СДК с. Тарнополь», который проходил 4 Января 2020 г. с 14.00. до 15.00.
Процесс заинтересованности аудитории в мероприятии формировался с оформления афиши. Афиша носила явный тематический характер. В цветовой палитре использовались яркие, насыщенные тона. Информационное содержание состояло из названия мероприятия, даты и времени проведения, обозначения места проведения. Для создания праздничной новогодней атмосферы в зале и на сцене МКУК «Центрального Сельского дома культуры с. Тарнополь» использовались традиционные элементы декорирования – елочные украшения и мишура, гирлянды. По центру зала была размещена искусственная ёлка. Для её украшения использовались елочная гирлянда, мишура серебристого цвета, в создании которых принимали участие самодеятельные артисты и работники учреждения культуры. Для создания праздничной новогодней атмосферы использовалось музыкальное сопровождение согласно тематике мероприятия – музыкальные композиции на новогоднюю тему. Гостей в зале встречала и направляла директор МКУК «СДК с. Тарнополь» Данилова Снежана Сергеевна.
Затем, на этапе проведения в процессе заинтересованности аудитории использовались образы персонифицированных ведущих:
Герои: Баба Яга и Марьюшка на протяжении всей театрализованной игровой программы зрителям задаются вопросы, на которые они активно отвечают.
За счёт условного подхода формировалась физическая активность аудитории – проведение игр, состязательного и музыкального характера, в рамках сценарного – режиссёрского хода, как способа борьбы зрителей и добрых героев с вредной Баба Ягой.
Физическая активизация – игра «Баранки, бублики», где Баба Яга предлагает гостям праздника разделиться на две команды и повторять движения за ней. Игра «Хоровод» и финальный флешмоб «Счастливого Колядования», где зрители вместе с главными героями танцуют под веселую музыку.
Традиционной формой активизации является театрализация зрителей за счёт костюмов. Практически каждый гость в зале являл собой свой созданный образ – феи и супергерои, зайки и котики, бабочки и пчелки, персонажи из мультфильмов.
Проявление собственной инициативы в совокупности с активизацией аудитории участниками театрализованного представления «Рождественские колядки» способствовало формированию атмосферы довольства, удовлетворения от того, что каждый зритель в зале ощутил себя причастным к формированию условий победы в борьбе с вредной Баба Ягой, пообщался и подружился с любимыми с детства героями. Зрителям понравились все герой театрализованного представления, дети младшего и среднего школьного возраста искренне полюбили мягких и добрых героев с удовольствием обнимались с ними. Взрослая часть аудитории отметила зрелищность костюмов, особое трепетное отношение к детской аудитории ведущих мероприятия. Умение героев вовлечь в процесс деятельности зрителей.
2.2. Сценарий Народного праздника «Рождественские колядки»
Место проведения: МКУК « Тарнопольский центральный сельский Дом культуры»
Время проведения: 14:00
Дата проведения:
Действующие лица:
Марьюшка –
Сорока –
Медведь-
Коза-
Баба Яга-
Зал оформлен в русском народном стиле; в глубине зала модель русской избы: стол, покрытый скатертью, на столе самовар, бублики. В центре зала новогодняя елка.
1 эпизод «Ожидание праздника»
Под мелодию русской народной песни «Светит месяц» выходит Марьюшка, на плече коромысло с ведрами, направляется к избушке.).
Марьюшка: Мне сегодня грустно очень,
Не идут ко мне друзья.
Нынче Святки наступили,
И без праздника нельзя.
Напекла я пирогов
И давно накрыла стол,
Заварила чай душистый
Из водицы самой чистой.
Как же грустно мне одной!
Эх, пойду-ка я домой.
(Марьюшка садится за стол. Звучит аудиозапись «Пение птиц» в зал влетает Сорока)
Сорока: Я- сорока-белобока, я везде летаю,
Все про вас я знаю!
И чего грустит Марьюшка,
Также понимаю.
Праздник Рождества пришел.
Святки наступили!
Позову сюда гостей,
Чтоб развеселили.
(Сорока улетает. Звучит русская народная музыка «Уж, ты, зимушка-зима!».
Приплясывая, в зал входят ряженые (Медведь с бочонком меда, коза, дети и, напевая, двигаются к дому Марьюшки. Все поют.)
Эпизод 2 «Коляда пришла»
Уж, ты, зимушка-зима,
Зима снежная была,
Зима снежная была.
Все тропинки замела.
Ай, ли, ай, лю-ли,
Ай, ли, ай, лю-ли,
Зима снежная была!
Все тропинки замела.
Все тропинки, все пути,
Негде Марьюшке пройти.
Ай, ли, ай, лю-ли,
Негде Марьюшке пройти.
Медведь: Вот и матушка Зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли Святки,
Пришли колядки!
Коза: Ну –ка, Марьюшка, выходи,
Гостей в горницу веди.
(Медведь, коза и дети поют колядки)
Коляда-коляда,
Отворяйте ворота,
Открывайте дверцу,
Принесите хлебца,
Доставайте чашки,
Положите кашки,
Сладкие конфетки.
Медные монетки,
Кренделек и бублик
И железный рублик!
Медведь: Чем, хозяюшка, нас одарите?
Что, хозяюшка, нам подарите?
Коза: Кувшин молока али каши горшок?
Кусок пирога али денег мешок?
Марьюшка: Не плясали и не пели,
Угощенья захотели!
Погодите же, постойте.
Попляшите и попойте.
Коза: Дай Бог радости тому,
Кто да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу,
Дай похлебку не пусту,
Да белой холстинки,
Да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда,
Будет жизнь у вас сыта.
(Вокальный Номер «Коляда пришла» — исполняют Вокальная группа «Сибирячки» образах детей – колядовщиков.)
Марьюшка: Ну, какие молодцы!
А как пели, удальцы!
Вижу здесь у нас коза,
Ух, какая дереза!
И мишка- медведь,
Тоже умеет петь!
(Звучит фонограмма «Коляда пришла». Из зала выходят ряженые ребята с вертепом и проходят по рядам «змейкой», при этом машут правой рукой зрителю в качестве приветствия.)
Марьюшка: какие ребята молодцы, все ряженые и такие красивые. Праздник
Рождество всегда был самым главным в жизни людей, а с 7 января по 19
наступают Святые дни – святки. На Руси во время святок дети наряжались
в необычные костюмы и ходили по домам и пели песни – колядки их еще
называли колядовщиками. Считалось, что к тем, кому придет коляда, будут
самыми здоровыми и иметь весь год достаток.
Звучит фоновая музыка № 13 – «Народная».
Медведь: А что у ребят в руках было?
Марьюшка: Медведь, ты что? Это же вертеп — издавна он символизировал
солнцестояние, именно с ним ходили колядовщики по домам и дарили
счастье людям на весь год до следующего Рождества.
Медведь: А что колядовать можно было только маленьким детям?
Марьюшка: Конечно же, нет. Мне бабушка рассказывала, что первыми
колядовать обязательно ходили детки, а за ними уже и молодые девицы,
которые пели обрядовые песни, а после и все остальные жители.
Звучит фонограмма — «Коляда».
колядовщики поют по-очереди и проходят на авансцену.
1 – ый . : Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.
2 – ой .: У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
3 – ий К.: Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.
4 – ый К.: У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки.
Коза: Предлагаю поиграть,
Я не буду вас бодать!
Игра «Пошла коза по лесу»
Дети, взявшись за руки, двигаются по кругу. Водящий — Коза (любой участник) двигается внутри круга в противоположную сторону, выбирая себе Принцессу. Затем Коза и Принцесса обыгрывают все, о чем поется в песне: попрыгаем, подрыгаем, похлопаем, потопаем. Игра повторяется несколько раз, но с другим водящим.
Марьюшка: Ах, какие молодцы! Весело у нас на празднике. Сорока, а ты игры знаешь?
Сорока: Я зову вас в хоровод,
Птица песенку поет.
Игра «Хоровод»
Участники игры становятся в хоровод вместе с другими детьми из числа зрителей и ряжеными и медленно идут по кругу. Сорока ходит по кругу в противоположном направлении и выбирает, кому подарить платочек, т. е. кого выбрать. Выбранный становится водящим.
Сорока (поет):
Ходи, ходи, хоровод,
Не назад, а вперед!
По кружочку я пойду,
Да судьбу свою найду!
Выбирай, выбирай,
Да смотри не прогадай!
Водящий (отвечает словами):
Все собою хороши,
Выбираю для души!
Эпизод 3 «Неожиданная гостья»
Звучит веселая музыка, появляется Баба Яга
Баба Яга: Ой, чую человечий дух! Не подводит меня нюх!
Как здесь много ребятишек, и девчонок, и мальчишек…
Вижу, счёта детям нет…Будет у меня обед!
Ишь, собрались, веселятся и бабулю не боятся.
Как сейчас заверещу и всех в козявок превращу.
Марьюшка: Тише Баба Яга, не надо нас пугать, у нас праздник, святки – колядки.
Баба Яга: Так мои милые (потирает руки) пришла коляда, отворяй ворота!
Дайте мне немало колбасы да сала
И свиные ножки, пышные лепешки
И каши горшок, пирога кусок
Пирог не режь, не ломай, целиком подавай!
Марьюшка: Подожди-ка Баба Яга, не плясала и не пела
угощенья захотела, мы тебя не ждали, мы тебя не звали.
Баба Яга: А что это вы мне не рады? А мне до вас и вовсе дела нет, а вертеп я ваш украла, пока вы тут свои колядки пели. И не отдам вам его, пока вы со мной не поиграете и пирога мне не дадите.
Марьюшка: Эх, ты! Не стыдно тебе ребятам праздник портить?
Баба Яга: А вот и не стыдно! …. Танцуют они здесь, поют они значит..
А то, что у них вертеп рождественский украли, они, значит, не заметили. Не
видать вам вертепа, а значит и угощения, раз играть со мной не хотите!
Марьюшка: Да почему же не хотим? Ребята поиграем с Ягой?
Баба Яга: Ой, да откуда они играть умеют? Я сейчас всех запутаю!
Марьюшка: Не правда! Сейчас мы тебе покажем, каккие мы внимательные!
Игра «Баранки, бублики », Звучит фоновая музыка «Баранки». Баба Яга делит зал на две команды. Первая команда — это правая рука и нога с названием « Баранки», вторая команда – это левая рука и нога- «Бублики». Если Баба Яга поднимает правую руку, то команда Баранки хлопает, а если левую, то команда Бублики хлопает и. т. д. Задача Бабы Яги: запутать гостей. Дети — колядовщики, Марьюшка, Коза и Медведь помогают ребятам не запутаться.
Баба Яга: Собрались здесь праздник праздновать! Елку поставили,
звезду Рождественскую повесили, ишь ты! А про праздник- то что- нибудь
знаете? А я вот сейчас проверю!
Баба Яга загадывает рождественские загадки.
В целом мире торжество,
Потому что… (Рождество)!
Нет смиренней в целом мире
Юной девушки …(Марии)
К ней от Бога приходил
Ангел Божий … (Гавриил)
Этот Ангел весть принес,
Что родится ей … (Христос)
Все сомнения отбросив,
В Вифлеем идёт …(Иосиф)
Нет пристанища Царю,
Им придётся спать в …(хлеву)
Не в дворцах, и не в шатрах,
Спит малыш Христос в…(яслях)
Из восточной стороны
К малышу идут… (волхвы)
Как же им найти Царя?
Путь укажет им… (звезда)
Поклонившись до земли
Поднесли они… (дары)
Марьюшка: Убедилась, Баба Яга, что детки у нас самые умные, ведь они
знают о самом светлом и чистом празднике Рождество .
Баба Яга! Убедилась! А еще они у вас самые веселые, в этом я тоже
убедилась. Держите свой вертеп. Я сегодня добрая Баба Яга, у меня для вас
есть подарки.
Вручение подарков детям
Марьюшка: А мы говорим вам спасибо и всем желаем счастливого Рождества и колядования.
Коза: Пусть веселится весь народ,
Медведь: Пусть каждый улыбается!
Баба Яга: Пусть танцуют и поют
Сорока: Все на целом свете!
Вместе: В мире, радости живут взрослые и дети!
9.Финальный флешмоб «Счастливого Колядования…», проводят все главные герои: Марьюшка, Баба Яга, дети – колядовщики, Коза, Медведь, Сорока
Звучит фонограмма– «Коляда». Все участники концерта танцуют вместе со зрителями.
Для реализации сценария нами был разработан постановочный план дипломной работы, в который входят следующие составляющие: обоснование выбора, идейно-тематический анализ, композиционное построение, сценарно – режиссерский ход, художественный материал, приемы активизации зрителей, использование технических средств, творческие коллективы (солисты, актеры), сценарный план (Приложение 2.), программа мероприятия (Приложение 3.), монтажный лист (Приложение 4.), музыкальная партитура (Приложение 5.), световая партитура (Приложение 6.), план подготовки (Приложение 7.), график репетиций (Приложение 8.), смета расходов (Приложение 9.), эскизы костюмов (Приложение 10.), фотоматериалы(приложение11).
Обоснование выбора
Первый месяц зимы богат праздниками. С давних времён существует много интересных традиций, обрядов, связанных с Новым годом и Рождеством. Но, к сожалению, о них начинают забывать. Отторжение современного поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. В России мало семейных Рождественских традиций – их почти нет. Быть может, поэтому наши дети так немного знают об этом празднике: какова его суть, кем являются его главные герои, почему этот день так важен для всех христиан.
Тема – о сохранении традиций и обычаев праздника «Коляда».
Идея – нужно знать, беречь и передавать из поколения в поколение традиции и обычаи народных праздников.
Сверхзадача – «Наше некогда прошлое, также творит традиции будущего!».
Конфликт между Бабой Ягой и участниками программы в незнании истории и традиций праздника «Коляда».
Жанр – театрализованная игровая программа.
Событийный ряд
Экспозиция — в фойе звучит народная музыка, гостей встречают аниматоры в русских народных костюмах и провожают в актовый зал.
Завязка действия – появление Бабы Яги с заявлением, что она украла вертеп.
Развитие действия – творческие испытания гостей и Главных героев, подготовленные Бабой Ягой на знание традиций и обычаев народного праздника «Коляда».
Кульминация – все гости, дети – колядовщики, Марьюшка, Коза, Медведь, Сорока справляются с заданиями Бабы Яги.
Развязка действия — Баба Яга отдает украденный вертеп и награждает участников программы.
Финал – флешмоб «Счастливого колядования!».
Сценарно-режиссёрский ход (сюжетный ход) — организация художественного и литературного материала через традиционные игры, конкурсы, викторины, вокальные и хореографические номера праздника «Коляда».
Художественный материал
- Валерий Войтович, книга: Детские щедривки, колядки и засивалки// Раздел «Колядки»: // Сост., Предисловие М. Войтовича. — М.: Издатель, 2009. – С. 102. — песня «Ой Колядки вы Колядушки».
- Гардян А., Гордиенко Н. книга: «Самый лучший праздник. Стихи, загадки, колядки»/ Оникс. 2016г. – С. 230. Раздел «Стихи»: стихотворение «Коляда, Коляда», автор Глинянин А.В.
- «Рождественские колядки»:: [электронный ресурс]// сайт: https://azbyka.ru/rozhdestvenskie-kolyadki// 2012-2019, (2019.06.11.) — Видео: «Рождество Христово», стихотворение: «И было Чудо на земле» (автор Соловьев И.Н.), текст колядок «Как пришла к нам коляда..» (автор неизв.)
- «Колядки обо всем»: [электронный ресурс]// сайт: https://porgi.ru/pozdr/prazdniki/rozhdestvo/kolyadki// 2013-2019, (2019.06.17.) текст шуточных колядок «Колядки про весну», «Колядки про времена года», «Колядки про звезду» — автор Бровкин К.Л.
Приёмы активизации зрителей
- Вербальная активизация – на протяжении всей театрализованной игровой программы зрителям задаются вопросы, на которые они активно отвечают.
- Физическая активизация – игра «Баранки, бублики», где Баба Яга предлагает гостям праздника разделиться на две команды и повторять движения за ней. Игра «Хоровод» и финальный флешмоб «Счастливого Колядования», где зрители вместе с главными героями танцуют под веселую музыку.
- Художественная активизация зрителей.
Первый момент – переживание о возможном несостоявшемся празднике — когда Баба Яга сообщает о похищенном вертепе.
Второй момент – эмоциональный подъем — дети — колядовщики проходят с веселыми песнями по залу, приветствую каждого сидящего.
Финальный момент – всеобщее ликование – Баба Яга вернула вертеп.
Использование технических средств
Звуковое оборудование: акустическая система (2)- ELECTRO-VOICE ZLX-12P, аналоговый микшерный пульт — SOUNDCRAFT SIGNATURE 10. Микрофоны: 2 микрофона радио — NOIR-audio U-3400-HS7&H, Мультимедийный экран Lumien Master Control (16:9) 189×240 см Matte White LMC-100114, проектор Epson EH-TW610.
2 ноутбука Lenovo IdeaPad 330-17AST, 2 беспроводной мыши A4TECH G9-320.
Творческие коллективы и солисты (актеры)
- Вокальная группа «Сибирячки», руководитель — культорганизатор ЦСДК с.Тарнополь Зваричева Ольга Юрьевна.
- Вокальная группа «Берегиня», руководитель -культорганизатор ЦСДК с. Тарнополь Зваричева Ольга Юрьевна.
3- «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры», руководитель – заведующая художественно – постановочной частью в ЦСДК с. Тарнополь Данилова Снежана Сергеевна.
Солисты (актеры)
- Баба Яга — культорганизатор ЦСДК «Тарнопольский Центральный Сельский Дом Культуры» с. Тарнополь Зваричева Ольга Юрьевна
- Марьюшка ЦСДК «Тарнопольский Центральный Сельский Дом Культуры» с. Тарнополь Потапова Евгения Олеговна
- Сорока –1. ЦСДК «Тарнопольский Центральный Сельский Дом Культуры» с. Тарнополь Богданов Андрей Анатольевич
- Медведь- ЦСДК «Тарнопольский Центральный Сельский Дом Культуры» с. Тарнополь Силкачева Мария Михайлова
- Коза-ЦСДК «Тарнопольский Центральный Сельский Дом Культуры» с. Тарнополь Каптюк Мария Ивановна
Выводы по второй главе
При прохождении производственной практики на базе муниципального казённого учреждения культуры «Центральный сельский Дом Культуры с. Тарнополь» была изучена организационная структура учреждения, которая являет собой функциональную структуру с прямой линейной, вертикальной связью. Сохранение и развитие традиционной народной культуры является одной из важнейших задач в деятельности учреждений культуры СДК с. Тарнополь
Без всестороннего изучения песенного и музыкального фольклора, театрализованных представлений, традиций, обрядов, старинных промыслов и ремёсел нельзя говорить о преемственности нравственных и духовных традиций нашего народа.
Цель работы Дома культуры – развивать и сохранять духовное наследие, участвовать в решениях социальных проблем, содействовать улучшению социального состояния общества путем представления гражданам качественных культурных услуг, формировать единое культурное пространство.
Основной деятельностью «СДК с. Тарнополь» является ведение творческой работы с коллективами клубных формирований, организация культурно – досуговых программ, осуществление деятельности, проведение мероприятий согласно планам. Изучив практический опыт работы учреждения, можно сделать вывод, что за прошедшие годы работа МКУК «СДК с.Тарнополь» в целом качественно улучшилась.
Жители принимают активное участие в организации праздников. Массовые, народные праздники создаются за счёт активизации практически всего населения деревни. В процессе организации, постановке программ и мероприятий принимают участие самодеятельные артисты.
Нами был разработан и реализован сценарий народного праздника в рамках выпускной квалификационной работы – «Рождественские колядки» Мероприятие получило хорошие оценки. Цели и задачи, поставленные на этапе планирования, были достигнуты. Тема, идея, сверхзадача мероприятия были достигнуты.
Заключение
Целью нашего исследования являлось — изучить особенности режиссуры народного праздника в современных условиях.
Первая задача нашего исследования – рассмотреть сущность народного праздника как формы театрализованного действия.
В ходе решения этой задачи были сделаны выводы, что
одна из особенностей праздника как социального явления состоит в том, что важное место в нем занимает эстетическая сторона, художественное оформление. Различные виды искусства, включенные в обряд, выступают в нем не с целью художественного творчества, а усиливают чувства, переживаемые участниками обряда, выражают в эмоциональной форме определенные социально значимые идеи, представления, способствуя их воплощению в жизнь.
Таким образом, говоря о социальном назначении праздников и обрядов, еще раз подчеркнем, что в процессе возникновения и становления праздников и обрядов главную роль сыграли материальные и духовные потребности человека. Условно-символические действия помогали людям раскрыть связи между явлениями, постичь их взаимообусловленность и потому в известной степени выступали средством познания. Эта форма передачи новому поколению опыта предшественников предполагала, с одной стороны, закрепление достигнутого, с другой — являлась выражением памяти и уважения к ушедшим и уходящим поколениям.
Для решения второй задачи мы проанализировали особенности режиссуры народного праздника в МКУК «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» СДК с.Тарнополь и пришли к выводу, что, при создании любого народного театрализованного представления режиссер должен учитывать конкретный адресат, на которого он должен ориентироваться. Следовательно, лишь глубоко изучив и проанализировав материал вокруг праздничного события, выявив суть и значимость этого события для данной конкретной аудитории, учитывая особенности и характеристики аудитории, режиссер может приступать к разработке идейно – тематического замысла будущего представления.
Нами были изучены практические аспекты режиссуры народного праздника в современных условиях в учреждении клубного типа на примере в МКУК «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры» СДК с. Тарнополь
В доме культуры СДК с. Тарнополь проводится большое разнообразие театрализованных мероприятий такие как: литературно – музыкальные, конкурсно – игровые программы, театрализованные представления с элементами игр и конкурсов.
Для решения третьей задачи – реализовать сценарий народного праздника «Рождественские колядки», в ходе подготовки которого, мы прошли все этапы создания народного праздника Можно сказать, что все методы и приемы, сочетались между собой. Музыкальный и литературный материал и его объем соответствовали возрасту и тематике праздника.
Во время мероприятия заминок не было. Характер взаимодействия зрителей и организаторов был доверительным, доброжелательным, наблюдалась заинтересованность зрителей на протяжении всего представления. Все зрители активно и с удовольствием принимали участие в играх и конкурсах.
Таким образом, цель исследования была достигнута путем решения трех поставленных задач.
Список литературы
- Устав Муниципального казенного учреждения культуры «Тарнопольский центральный сельский Дом культуры». – с. Тарнополь, 2012. – 6 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src =http://xn--80akodjgacfhqe1l.xn--p1ai/upload/iblock/cd1/cd1a985473f0450fcb2f48db171 d0727.docx (12.06.2020).
- Администрация Тарнопольского муниципального образования Иркутской области [Электронный ресурс] : [сайт].- Иркутск, 2020. — URL: https:// тарнопольское.рф/ (12.06.2020).
- Алжейкина Г.В. Региональная праздничная культура XX века в современном гуманитарном образовании // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире : материалы докладов Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 278-281.
- Белозерова В.В. Современные народные праздники: сценарно-режиссерский аспект // Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования : материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный институт искусств и культуры. – 2014. – С. 245-248 ; При условии регистрации [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (12.06.2020).
- Волегов П.Г. Роль этнокультурного наследия родного края в творческом саморазвитии будущих режиссеров театрализованных представлений / Волегов П.Г., Калюжная Ж.М. // Диалоги о культуре и искусстве : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). — 2017. — С. 405-415.
- Волегов П.Г. Современные тенденции обрядового праздника. Масленица: традиции и инновация // Диалоги о культуре и искусстве : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). — 2019. — -С. 32-40.
- Гавдис С.И. Праздник как форма передачи историко-культурных традиций // Орловский государственный институт культуры как фундаментальный центр сохранения и развития отечественной культуры материалы международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 231-236 ; При условии регистрации [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29814898 (12.06.2020).
- Евдокимова В.Д. Искусство художественного слова как составляющая режиссуры театрализованных представлений / Евдокимова В.Д., Титова В.Н. // Режиссура праздничного пространства: векторы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2019. — С. 90-97.
- Ермохина М.Р. Влияние театральных новаторов и режиссёров XX века на современную праздничную культуру России // Режиссура праздничного пространства: векторы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2019. — С. 20-26.
- Зайнуллина Ф.К. Роль режиссуры театрализованных представлений в жизни общества // European Scientific Conference : сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. — 2020. — С. 249-251.
- Зуев И.Н. Историческая реальность через призму массовой праздничной культуры // Культура и искусство. – 2017. – № 6. – С. 54-62.
- Искусство режиссуры театрализованных представлений и праздников: традиции и инновации : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Орел: Изд. ОГИК, 2018. – 156 с. ; При условии регистрации [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36596541 (12.06.2020).
- Косарская Е.С Значение анимационной деятельности в сохранении русских традиционных праздников. // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века : сборник статей международной научно-практической конференции: в 6 частях. — 2016. — С. 252-256.
- Кыласов А.В. Традиционные игры и праздники / А.В. Кыласов. — Москва, 2015. – 10 с. ; При условии регистрации [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25786784 (12.06.2020).
- Лаврикова И. Н. Краткий экскурс в теорию праздника // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2011. – № 2 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-ekskurs-v-teoriyu-prazdnika (12.06.2020).
- Литвинова О.А. Мастерство режиссера. Основы режиссуры: курс лекций / О.А. Литвинова. — Челябинск, 2018. – 300 с. ; При условии регистрации [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35404633 (12.06.2020).
- Майборода М. В. Специфика сценарно–режиссерской драматургии массового праздника и ее понятийный аппарат // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2010. – № 3. – С. 106–110 ; При условии регистрации [Электронный ресурс]. – URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_15211765_87402474.pdf (12.06.2020).
- Миргород Я.Ю. Сохранение традиционной культуры при постановках театрализованных представления народного жанра // Культурные тренды современной россии: от национальных истоков к культурным инновациям : сборник докладов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 55-летию Белгородского государственного института искусств и культуры. — 2015. — С. 254.
- Оноприенко М.А. Организация народных праздников на селе: состояние, проблемы, пути оптимизации (на примере сдк с. Коршуновка Михайловского района Амурской области) // Социально-культурная среда регионов глазами молодежи : материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – 2018. – С. 145-150.
- Паршин Ю.М. Массовый праздник и театрализация: теоретико-методологические проблемы // IX Лазаревские чтения. Театрализация как феномен художественного мышления режиссера представления и праздника : сборник научных трудов всероссийской конференции. — 2020. — С. 187-209.
- Перекрестова В.И. Традиционные народные праздники как метод трансляции социальных и культурных ценностей // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : сборник докладов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных: в 2 т. — 2016. — С. 316-318.
- Пономарев В.Д. Театр масс: культурные смыслы праздника и грани профессии режиссера // Праздник как пространство социально-художественных смыслов : Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск, 2018. — С. 52-63.
- Черкашенинов Л.Ф. Методологические основы формирования режиссера театрализованных представлений и праздников // Праздник как пространство социально-художественных смыслов : межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск, 2018. — С. 204-235.
- Черкашенинов Л.Ф. Проблемы времени и профессиональный инструментарий специалиста режиссуры праздников // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). — 2019. — № 1 (19). — С. 11-27 ; При условии регистрации [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41306001 (12.06.2020).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф