1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ У СУПРУГОВ С НАРУШЕНИЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
1.1. Особенности общения в супружеской паре
1.2. Ролевые ожидания супругов
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ У СУПРУГОВ С НАРУШЕНИЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Программа развития способов общения в супружеской паре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Супружеская жизнь преподносит определенные требования к поведению людей, ограничивая у каждого их личное пространство и свободу. В каждой семье могут возникнуть разного рода обиды и упреки, которые происходят от распределения обязанностей между друг другом. В таком случае необходимо распределить их так, чтобы учитывались возможности и пожелания каждого из супругов.
Больше половины браков заканчиваются разводами. Поэтому, можно отметить, что в настоящее время брак характеризуется низким уровнем значимости для общества.
Однако это отношение супругов к собственному браку нельзя рассматривать как некую усредненную величину: в браке состоят люди очень разных возрастных категорий. То, что супругам представлялось важным и значимым в юности, с возрастом, теряет свою ценность, а какие-то ранее малосущественные стороны совместной жизни, напротив – выходят на первый план.
В настоящее время проблемы супружества изучаются и рассматриваются во многих исследованиях. Так, например Н.В. Малярова изучала психологические функции семьи, А.Б. Жвинклене, Н.Я. Соловьев, Л.Б. Шнейдер и др. проанализировали основные особенности построении семьи как единого целого, Л.Я. Гозман, А.Н. Елизаров, О.В. Шапатина, и др. выделили основные факторы, влияющие на деформацию межличностного взаимодействия супругов. Поддержание стабильности в семье рассматривали С.И. Голод, В.М. Кишинец, А.В. Черников.
Л.А. Петровская, Г.М. Андреева, Э.Г. Эйдемиллер, К. Вацлавик, В. Сатир, К. Роджерс, Т. Гордон рассматривали условия, способствующие эффективному межличностному общению в семье. Они выделили следующие условия: принципы организации успешной коммуникации, специфические нормы и правила, устанавливаемые применительно к семье.
Таким образом, достаточно многие аспекты семейных отношений описаны в современной психологической литературе, но проблема особенностей ролевых ожиданий у супругов с нарушениями межличностных коммуникаций недостаточно исследована, поэтому мы сформулировали следующую проблему нашего исследования: каковы особенности ролевых ожиданий у супругов с нарушениями межличностных коммуникаций?
Объект исследования: ролевые ожидания супругов.
Предмет исследования: межличностные коммуникации в семье.
Гипотеза (-ы) исследования: существует связь между наличием нарушений межличностных коммуникаций в семье и ролевыми ожиданиями супругов. В частности, в паре с согласованными ожиданиями доминирует продуктивная межличностная коммуникация, в парах с несогласованными ролевыми ожиданиями чаще наблюдается не продуктивная межличностная коммуникация.
Цель ВКР: изучить особенности ролевых ожиданий супругов с нарушениями межличностных коммуникаций в семье.
Задачи:
— провести анализ теоретических основ изучения проблемы ролевых ожиданий у супругов с нарушениями межличностных коммуникаций;
— изучить виды нарушений межличностных коммуникаций в семье;
— в ходе эмпирического исследования установить наличие связи ролевыми ожиданиями супругов и наличием нарушений в межличностных коммуникациях;
— разработать программу развития способов общения в супружеской паре.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты могут быть использованы при консультировании супружеских пар.
Новизна исследования состоит в выявлении признака классификации нарушений межличностных коммуникаций в семье, а так же систематизации уже существующих признаков классификаций.
Методы исследования:
– теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы);
– эмпирические (констатирующий эксперимент, беседа, тестирование, качественная и количественная обработка результатов эксперимента).
– статистической обработки результатов (критерий Т-Стьюдента).
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики:
1. «Методики диагностики распределения ролей в семье (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)
2. Методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
Выборка испытуемых.
60 человек (30 пар), из которых 15 замужних пар со стажем семейной жизни от 0 до 10 лет и 15 пар, стаж которых превышает 10 лет.
Организация и процедура исследования.
База экспериментального исследования подбиралась в интернете, в созданной для исследования группе в социальной сети во ВКонтакте. Диагностика проводилась в онлайн-режиме.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ У СУПРУГОВ С НАРУШЕНИЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
1.1. Особенности общения в супружеской паре
Сегодня во всем мире и у нас в стране институт брака и семьи, семейные отношения претерпевают значимые трансформации — меняются ценности семьи, ее функции, устои, обычаи. Социальные и иные процессы в обществе также накладывают свой отпечаток на жизнь современной семьи.
Одной из важнейших сфер общественной жизни человека является брак или семья, выполняющие функции продолжения рода, передачи опыта и знаний от поколения к поколению, адаптации и воспитания личности.
Основой семейного благополучия являются супружеские отношения. Основным индикатором качества отношений между супругами и важным интегративным показателем нормального функционирования семьи выступает удовлетворенность супругов браком, отношениями во всех сферах семейной жизни, которая делает его самоценным для супругов и имеет решающее значение для нормального функционирования и сохранения семьи
Новая роль супружества вследствие трансформационных процессов брака, а также все большая автономизация родительства и супружества, подразумевает необходимость более глубокого изучения внутрисемейных факторов, влияющих на продолжительность и благополучие брачного союза. Особенно тех факторов, которые могут приводить к отказу от дальнейшего взаимодействия брачных партнеров и разводам. К сожалению, ситуация с браками и разводами ухудшается из года в год.
Так, по данным Росстата, в России за первое полугодие 2022 года количество разводов выросло на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 317,8 тыс. Поэтому в настоящее время в нашей стране остро стоит задача по улучшению взаимодействия супругов, на которое влияют и как сами неповторимые и уникальные личности супругов, так и способность партнеров выстраивать эффективные коммуникации друг с другом.
Очевидно, что определенные черты личности супругов формируют и стиль общения, и тип отношений в браке. Итогом успешности или неуспешности такого взаимодействия является возможность и желание супругов сохранять свой брачный союз в максимально долгосрочной перспективе. Супружеские отношения попадают в фокус внимания многих исследователей. Однако, вопросы взаимосвязей общения, отношений в семье и личностных особенностей супругов до сих пор остаются до конца неисследованными
В связи с сокращением разницы числа браков и разводов, исследование в области удовлетворенности браком приобретает большую популярность. Данные подтверждает статистика Федеральной государственной службы. На момент 2020 года количество браков составило около 950 тысяч, а разводов-620 тысяч. Это составляет 65%.
Изучение удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии приходится на конец 70-x годов XX века. В своих работах данный феномен рассматривали такие психологи, как Дж. Медлинг, М. МакКери.
В своих работах факторы, способствующие благополучию брака, изучали такие зарубежные исследователи, как Дж. Валлерстайн и А.Тавит, которая впервые представила классификацию факторов, которые способствуют удовлетворению браком.
Американские психологи Дж. Спаньер и Р. Левис выделили около 40 характеристик, которые отвечают высокому качеству брака. Характеристики, в свою очередь, разделяются на 3 группы.
С начала 70-x годов XX века в психологии начинает изучаться феномен супружеских ролей и их распределение. Многие авторы выделяли также типы распределения ролей.
Психолог С. И. Голод указал на взаимосвязь между сексуальной удовлетворенностью супругом и удовлетворенностью браком в целом, выделив факторы удовлетворенностью браком. Критерии, которые влияют на удовлетворенность браком, также исследовались Г. А. Навайтисом.
Отечественные психологи Т. В. Андреева, В. М. Целуйко, Е. Г. Силяева исследовали феномен идеализации партнера в браке. Готовность к выполнению супружеских ролей и идеализации партнера рассматривал в своих работах А. Г. Харчев.
В отечественной психологии ролевые притязания и ролевые ожидания исследовали Ю. Е. Алешина, Е. М. Соломатина.
Несмотря на многочисленное количество работ по проблеме удовлетворённости браком, распределение ролей, притязаний и ожиданий, в мире науки до сих пор нет позиции, которая бы объясняла взаимосвязь между этими явлениями. Влияние ролевых ожиданий недостаточно изучено, поэтому нельзя точно сказать, как именно оно влияет на качество брака, как возникают факторы, которые отвечают на удовлетворённость или неудовлетворённость браком, как формируются устойчивые и успешные отношения. Взаимосвязь притязаний и ролевых ожиданий до сих пор является малоизученной
Определение термина «семья» в научной литературе достаточно много. Семья — это социальная система, которая объединяет группу определённых людей и их отношения, то есть совокупность критериев и свойства, отношения между которыми развиваются динамично.
В социологии термин семья — это малая гpyппa, для которой характерны определённые процессы и явления. В психологии семья — это первичная группа, которая может состоять из индивидов, связанных между собой двумя типами отношений: родства и супружества, обеспечивает эмоциональную стабильность, физическую и психологическую безопасность, личностный рост каждого из членов семьи.
Психолог Н. Я. Соловьев отмечает, что семья — социальная группа, которая организует личный быт, гpyппa, основанная на родственных связях и супружеском союзе, то есть это отношения между женой и мужем, родителями и детьми, сёстрами и братьями, и другими членами семьи, которые живут на одной территории и ведут общий быт.
В психологической литературе используется понятие «брак». Например, Т. М. Трапезникова выделяет основной критерий семьи — брачные отношения. На наш взгляд, данные понятия имеют различия и их стоит специфицировать. То есть, основными признаками брака являются:
— Союз женщины и мужчины;
— Взаимное согласие при вступлении в брак;
— Наличие прав и обязанностей, которые равны с обеих сторон;
— Заключение брака с определёнными правилами, которые устанавливает закон.
Проанализировав все факторы, которые влияют на удовлетворённость браком, можно сделать заключение, что очень важным фактором является распределение ролей между мужчиной и женщиной. Высокий либо слишком низкий уровень притязаний говорит о том, что супруг или супруга готовы выполнять определённые действия по отношению друг другу
В ходе теоретического анализа изученной проблемы, мы обнаружили, что главным критерием удовлетворённости браком является согласованность распределения ролей между супругами, уровнем притязаний и уровнем ожиданий.
В ходе теоретического анализа изученной проблемы, мы обнаружили, что главным критерием удовлетворённости браком является согласованность распределение ролей между супругами, уровнем притязаний, уровнем ожиданий.
Есть предположение, что удовлетворенность браком имеет непосредственную связь с согласованностью ролевых ожиданий, а также ролевых притязаний супругов, при этом выяснилось, что у мужчин удовлетворенность браком согласно с личной идентификацией, а у женщин – интимно-сексуальной ролью
В подобных парах, где существует подобная модель распределения ролей, нет расхождения в удовлетворенности браком. В парах, которым свойственно добровольное распределение обязательств супругов, чаще всего поддерживается мораль и ценности. В основном, это семьи, которые сами могу себя материально обеспечить, они поддерживают положительную эмоциональную составляющую в отношениях, их союз характеризуется сплоченностью целей и задач.
Изучение соответствующей литературы показало, что есть определенные расхождения в удовлетворенности браком. Есть случаи, где брак, с точки зрения мужа, абсолютно благополучен, а у женщины есть некоторые претензии, и наоборот, у мужа есть претензии, а у жены брак абсолютно благополучен.
Человек, удовлетворенный браком в целом, сможет и в его недостатках увидеть возможности, а не удовлетворенный, наоборот, даже очевидно успешные моменты семейной жизни может воспринимать как негативные. Удовлетворенность браком определяют как:
— удовлетворенность всех потребностей личности супругов;
— реализованность представлений о семье, сформировавшихся в сознании человека под влиянием различных событий его жизни;
— межличностное восприятие, субъективную оценку супругами друг друга и своих отношений;
— обобщенную эмоцию, переживание, которая реализуется через все уровни деятельности: социологический, социально-психологический, психологический, психофизиологический. Удовлетворенность браком определяется социально–демографическими и экономическими характеристиками семьи (величиной совокупного семейного дохода, возрастом супругов, количеством детей в семье);
— характеристиками внесемейной сферы жизнедеятельности супругов (профессиональной сферой, взаимоотношениями супругов с ближайшим социальным окружением);
— их установками и поведением в основных сферах семейной жизнедеятельности (распределением хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадением установок в этой сфере семейной жизни, организацией досуга);
— характеристиками межсупружеских отношений (эмоционально-нравственными ценностями, чувствами любви и уважения к партнеру, общими взглядами и интересами, супружеской верностью.
На нее влияют также семейный сценарий (по Э. Берну), идеал супруга и брака, мотивы вступления в брак;
— этико — эмоциональные и психофизиологические отношения супругов;
— единство взглядов на воспитание детей, распределение домашних обязанностей, досуг, отношение с родителями супругов, с друзьями, отношение к алкогольным напиткам, качества личности.
Для удовлетворенности имеет значение совместимость персональная (соответствие структурно-динамических особенностей партнеров, т.е. свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы), семейно-бытовая (согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций);
— физиологическая (гармония ласк, телесного контакта, удовлетворенность от близости) и духовная (согласованность целеполагающих компонентов поведения: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений) брачных партнеров
Благотворно влияют на удовлетворенность браком также положительная оценка своего детства, благополучие в родитель ской семье, хорошие отношения с родителями, эмоциональное здоровье, низкий уровень нейротизма, адекватная самооценка, высокий уровень образования, зрелый возраст вступления в брак, адекватная мотивация вступления в брак, отсутствие добрачной беременности, достаточная длительность периода отношений перед вступлением в брак, допустимое поведение в области интимных отношений , сходные ожидания и представления о браке, а также сходство ценностной сферы.
Кроме того, важными являются такие личностные факторы, как привлекательность супруга, выражение любви друг к другу, уважение, взаимная помощь личностному росту каждого из супругов, равноправие в отношениях, выполнение предписываемой социально-эмоциональной роли, удовлетворенность в интимных отношениях, соответствие супруга идеалу, ощущение единства.
Отдельную группу факторов удовлетворенности браком образуют параметры общения между супругами: частота и продолжительность, легкость общения, хорошие навыки межличностного общения, взаимная искренность и открытость, конгруэнтность невербального взаимодействия, способность к эмпатии и взаимопониманию, саморегуляция, рефлексия, толерантность, объективные представления о себе, собственное достоинство, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, самореализованность , являющиеся составляющими развитого социального интеллекта, которые можно и нужно развивать и регулировать
В современном обществе, к сожалению, наблюдается распад института семьи и брака. Прежде незыблемая форма семьи, в которой мужчина был кормильцем, а женщина – домохозяйка, меняет свои очертания: более привлекательной и соответствующей реалиям выглядит модель семьи с двумя работающими родителями. При этом большинству современных женщин для счастья необходимо гармонично совмещать семью и работу, чтобы реализовать себя в полной мере во всех сферах жизнедеятельности. В условиях, когда рушатся устои семей ной жизни, для общества в целом, и для психологической науки и практики в частности, очень актуальны исследования причин затруднения или даже невозможности нормальной реализации ими основных функций и задач брака, в том числе связанных с особенностями личности супругов, с целью определения направлений их психолого–педагогического сопровождения для сохранения и эффективности брачных отношений.
1.2. Ролевые ожидания супругов
Психологи, которые рассматривают проблемы брака и семьи, более углубленно занимаются поисками источников, которые бы противостояли трудным семейным отношениям. В данном случае изучаются социальные, психологические, экономические и религиозные причины.
В контексте психологического толкования поводов затруднения брачных и семейных отношений, озвучивают проблему неоправданных ролевых ожиданий, иными словами, противоречие между тем какие роли, обязанности и функции должны выполнять муж или жена. В психологии и социальной психологии понятие «роль» это действующая общепринятая форма поведения, которая предполагается от личности, которая занимает соответственную должность в сфере социальных и межличностных взаимосвязей.
Также, кроме эталонов поведение, понятие «роль» содержит в себе желание и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые предвидятся или приписываются личности, которая занимает в обществе определенную позицию.
Содержание и выполнение соответственной роли регулируется общепринятыми нормами. Ними выступают некие правила, которые обсуждены и сформированные конкретной группой. Этих правил нужно придерживаться для правильного функционирования и выполнения задач всей группы.
Отечественные психологи (Галкина Е. П., Кадничанская М. И.) выделили четыре главные роли супругов:
1) сексуальный партнёр;
2) друг – для выполнения эмоциональной и культурной функции взаимоотношений;
3) опекун – занимается воспитанием детей;
4) покровитель – выполняет обязанности хозяйственно-бытовой роли
Для формирования нормальных супружеских отношений, как указывает Малыгина А. П., необходимо придерживаться двух правил:
1) существование всех главных ролей (желательно при доминировании одной из них);
2) отклонение дополнительных ролей (при договоренности между супругами)
Зеленская М.С., Лидерс А.Г. говорят о том, что в вопросе распределения всех ролей полоролевое разделение супружеских ожиданий выступает базовой, иными словами, мужчины и женщины представляют реализации определённых ролей друг другом, которые детерминируются гендерными нормами и стереотипным представлениям о поведении мужчин и женщин
В данном вопросе выделено два аспекта. К первому автор Камнева Н.А. определяет: супруги при представлениях о партнере часто руководствуются культурными стереотипами мужественности или женственности, которые основываются на системе физических и психологических характеристик, которые свойственны «идеальному мужчине» и «идеальной женщине»
Базовые черты феминного образца: пассивность, зависимость, эмоциональность, отзывчивость, мягкость и т.д. Наряду с этим, «идеальному мужчине» и «идеальной женщине» категорически нельзя иметь черты, характерны для противоположного пола.
Гендерные стереотипы способствуют нормальной социализации мужчин и женщин, но в тоже время вызывают в межличностной взаимосвязи напряжение гендерной флуктуации и исключительные психологические переживания, а также могут стать причиной кризисного внутриличностного состояния.
Второй аспект, как указывают Евграфова Ю.А., полоролевой системы семьи включает культурные представления касательно «подходящих» для мужчин и женщин общественных ролей, форм социальной деятельности. В западном обществе основной линией распределения ролей мужчин и женщин является линия «дом-работа»
Общепринято, что обязанность мужчины — это профессионализм, наличие постоянной высокооплачиваемой работы, семья переноситься на второй план и становится подвластной по отношению к работе. В обязанности женщины входит дом, семья и дети, вопрос о профессиональной деятельности переходит на второй план в отношении семьи. Данная схема распределения ролей рассматривалась как проявление традиционного брака.
Современной молодой семье присуще нестыковка мнения о супружеских ролях не только в хозяйственно-бытовой области, но и в межличностных взаимоотношениях. Также стоит отметить, что данной нестыковке способствовали не только отличия в представлениях супругов, а также индивидуальные особенности личности партнеров. Стоит учитывать, партнеры вступают в брак как взрослые социальные личности, которым присущий характер, навыки взаимодействия и специфическое поведение, которые влияют на разные сферы взаимоотношений, включая семью.
Беспалько А. А. считает, что семья имеет собственный жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это последовательность изменения событий и стадий, которые проходят как кризисные периоды и влекут за собой качественные изменения в семейной системе. Такие изменения детерминируются психическим развитием семьи, когда реформируются взаимоотношения членов семьи и преобразовывается ее структура. На изменения этих циклов влияет важные для членов семьи события. Это может быть рождение ребенка, его взросление и т.д. Изменение жизненного цикла может повлечь за собой и изменение роли супруга или супруги
Шлыкова Ю. Б. утверждает, что рождение ребенка в семье становиться значимым событием и влечет за собой изменения в развитии и функционировании семьи, требует появления новых социальных ролей, налаживание ролевых ожиданий и притязаний, а также трансформацию характера взаимоотношений в семье. Такие изменения влияют на общий уровень удовлетворения браком
Р.В. Овчарова рассматривает родительство, как комплексное психологическое образование личности (обоих или одного из родителей), которое состоит из системы компонентов родительской роли. К ним относятся: ценностные ориентации родителей, установки и представления, родительские чувства, отношения и позиция, родительская ответственность и форма семейного воспитания, каждый из которых реализуется через корреляцию познавательных, эмоциональных и поведенческих аспектов, выступающих психологическими формами проявления родительства
По мнению автора, формирование познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта родительства начинается в добрачном периоде, опираясь на влияние макроуровня, мезоуровня и особенностей личности, но последующие развитие проходит в случае корреляции представлений о родительской роли обоих супругов и практического выполнения родительских функций в процессе взаимодействия с ребенком. Выполнение этой роли происходит вследствие принятия и овладения социальной роли родителя.
В процессе семейного консультирования и психолого-педагогического сопровождения семей, особенно современных молодых, необходимо особое место отводить целенаправленной работе по гармонизации ценностно-смысловой сферы личности супругов за счет снижения их «зацикленности на задачах» в процессе семейной жизни, выполнения профессиональной деятельности, движения по карьерной лестнице и т.д., а также на результате их выполнения любой ценой; за счет развития общей направленности на общение, взаимодействие и коммуникативных качеств личности, а также веры в свою способность контролировать и изменять собственную жизнь, исключающей склонность действовать под давлением обстоятельств вопреки собственным желаниям.
Таким образом,о Основными признаками брака являются: союз женщины и мужчины; взаимное согласие при вступлении в брак; наличие прав и обязанностей, которые равны с обеих сторон; заключение брака с определёнными правилами, которые устанавливает закон.
В психологии и социальной психологии понятие «роль» это действующая общепринятая форма поведения, которая предполагается от личности, которая занимает соответственную должность в сфере социальных и межличностных взаимосвязей.
Отечественные психологи выделили четыре главные роли супругов: сексуальный партнёр; друг; опекун ; покровитель.
Гендерные стереотипы способствуют нормальной социализации мужчин и женщин, но в тоже время вызывают в межличностной взаимосвязи напряжение гендерной флуктуации и исключительные психологические переживания, а также могут стать причиной кризисного внутриличностного состояния.
Общепринято, что обязанность мужчины — это профессионализм, наличие постоянной высокооплачиваемой работы, семья переноситься на второй план и становится подвластной по отношению к работе. В обязанности женщины входит дом, семья и дети, вопрос о профессиональной деятельности переходит на второй план в отношении семьи. Данная схема распределения ролей рассматривалась как проявление традиционного брака.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ У СУПРУГОВ С НАРУШЕНИЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
2.1. Организация и методы исследования
Целью исследования является изучение особенностей ролевых ожиданий супругов с нарушениями межличностных коммуникаций в семье.
Гипотеза (-ы) исследования: существует связь между наличием нарушений межличностных коммуникаций в семье и ролевыми ожиданиями супругов. В частности, в паре с согласованными ожиданиями доминирует продуктивная межличностная коммуникация, в парах с несогласованными ролевыми ожиданиями чаще наблюдается не продуктивная межличностная коммуникация.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики:
1. «Методики диагностики распределения ролей в семье (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). Перечень вопросов представлен в приложении 1.
По каждому вопросу проставляется балл. Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже – тем больше реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.
В соответствии с выбранной методикой выделяются следующие роли:
1 — Воспитание детей.
Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.
Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок – мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.
2 — Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция).
Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, – выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.
3 — Материальное обеспечение семьи.
Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли – «кормилец». Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.
4 — Организация развлечений.
Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т. д.
5 — Роль хозяина/хозяйки.
Распределение ролей «хозяин» – «хозяйка». Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.
6 — Сексуальный партнер.
Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.
7 — Организация семейной субкультуры.
Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
2. Методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
Методика предназначена для исследования характера общения между супругами. Инструкция представлена в приложении 2.
Выборку испытуемых составляют 60 человек (30 пар), из которых 15 замужних пар со стажем семейной жизни от 0 до 10 лет и 15 пар, стаж которых превышает 10 лет.
База экспериментального исследования подбиралась в интернете, в созданной для исследования группе в социальной сети во ВКонтакте. Диагностика проводилась в онлайн-режиме.
Для начала проанализируем личностные особенности испытуемых. Результаты представим ниже.
Полученные в ходе тестирования испытуемых по выбранным методикам данные и их последующая обработка выявили ряд интересных закономерностей. Данные корреляционного анализа показали две связи между личностными особенностями и особенностями общения супругов: положительная связь привязанности с доверительностью общения и отрицательная – с взаимопониманием в общении. На рисунке 1 представлена корреляционная плеяда, отражающая выявленные связи.

Рисунок 1 — Корреляционная плеяда взаимосвязи между личностными особенностями и особенностями общения супругов
Эти связи могут свидетельствовать о том, что супруги, которые в целом положительно относятся к людям, чувствуют необходимость быть рядом с
близкими людьми, способны сопереживать и нести ответственность за общее дело, добросовестно выполняя свои обязанности. Как правило, им удается выстраивать доверительное общение с партнером, делясь с ним сокровенным, не боясь непринятия. В то же время, чем больше один из супругов привязан, тем чаще он не принимает и осуждает взгляды и поведение другого, если они не совпадают с его собственными. Также в ходе корреляционного анализа выявлено две связи между личностными особенностями и уровнем понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров: положительная связь между самоконтролем и пониманием и отрицательная между эмоциональной устойчивостью и пониманием.
На рисунке 2 представлена корреляционная плеяда, отражающая выявленные связи.
Рисунок 2 — Корреляционная плеяда взаимосвязи между личностными особенностями и уровнем понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров
Выявленная положительная связь между самоконтролем и пониманием может указывать на то, что супруги, которые обязательны, ответственны, аккуратны в делах, ценящие порядок и комфорт и придерживающие общепринятых норм поведения в обществе, как правило, чутко реагируют на желания и потребности своего партнера, поскольку хорошо понимают его личностные особенности. Такие люди без труда интерпретируют поведение, мысли, чувства и намерения партнера и легко принимают их во внимание при общении. При этом можно предположить, что многие из таких людей часто не могут отличить вымысел от реальности. Они склонны полагаться не на здравый смысл, а на свою интуицию и чувства, избегают рутинной работы и практически не обращают внимания на повседневные дела.
Тот факт, что эмоциональная устойчивость как черта личности отрицательно коррелирует с пониманием, может указывать нам на следующее: супруги, которые с трудом контролируют свои эмоции, избегают ответственности за принятые решения и действия, капризны, беспомощны и не способны справляться с жизненными трудностями и которые порой характеризуются повышенной тревожностью, чаще всего не понимают своего партнера, не имеют четкого представления о его личности. Как правило, такие люди испытывают трудности с интерпретацией, объяснением мыслей, чувств и действий своего супруга. Корреляционный анализ не выявил связи между личностными характеристиками и энергопсихологической совместимостью супругов. Этот факт позволяет предположить, что совместимость супругов практически не зависит от личных характеристик, таких как привязанность, самоконтроль, экспрессивность, эмоциональная устойчивость, открытость опыту и добросовестность.
По результатам тестирования респондентов по методике «ПЭА» (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А.Н. Волкова) установлено, что показатели выраженности авторитетности у большинства
принявших участие в исследовании мужей и жен распределились в зоне средних значений, а показатели по шкалам понимания и эмоционального притяжения соответствуют высокому уровню.
1 2
