Страницы: 1 2
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ У СУПРУГОВ С НАРУШЕНИЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
2.1. Организация и методы исследования
Целью исследования является изучение особенностей ролевых ожиданий супругов с нарушениями межличностных коммуникаций в семье.
Гипотеза (-ы) исследования: существует связь между наличием нарушений межличностных коммуникаций в семье и ролевыми ожиданиями супругов. В частности, в паре с согласованными ожиданиями доминирует продуктивная межличностная коммуникация, в парах с несогласованными ролевыми ожиданиями чаще наблюдается не продуктивная межличностная коммуникация.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики:
1. «Методики диагностики распределения ролей в семье (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). Перечень вопросов представлен в приложении 1.
По каждому вопросу проставляется балл. Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже – тем больше реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.
В соответствии с выбранной методикой выделяются следующие роли:
1 — Воспитание детей.
Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.
Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок – мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.
2 — Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция).
Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, – выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.
3 — Материальное обеспечение семьи.
Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли – «кормилец». Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.
4 — Организация развлечений.
Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т. д.
5 — Роль хозяина/хозяйки.
Распределение ролей «хозяин» – «хозяйка». Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.
6 — Сексуальный партнер.
Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.
7 — Организация семейной субкультуры.
Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
2. Методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
Методика предназначена для исследования характера общения между супругами. Инструкция представлена в приложении 2.
Выборку испытуемых составляют 60 человек (30 пар), из которых 15 замужних пар со стажем семейной жизни от 0 до 10 лет и 15 пар, стаж которых превышает 10 лет.
База экспериментального исследования подбиралась в интернете, в созданной для исследования группе в социальной сети во ВКонтакте. Диагностика проводилась в онлайн-режиме.
Для начала проанализируем личностные особенности испытуемых. Результаты представим ниже.
Полученные в ходе тестирования испытуемых по выбранным методикам данные и их последующая обработка выявили ряд интересных закономерностей. Данные корреляционного анализа показали две связи между личностными особенностями и особенностями общения супругов: положительная связь привязанности с доверительностью общения и отрицательная – с взаимопониманием в общении. На рисунке 1 представлена корреляционная плеяда, отражающая выявленные связи.
Рисунок 1 — Корреляционная плеяда взаимосвязи между личностными особенностями и особенностями общения супругов
Эти связи могут свидетельствовать о том, что супруги, которые в целом положительно относятся к людям, чувствуют необходимость быть рядом с
близкими людьми, способны сопереживать и нести ответственность за общее дело, добросовестно выполняя свои обязанности. Как правило, им удается выстраивать доверительное общение с партнером, делясь с ним сокровенным, не боясь непринятия. В то же время, чем больше один из супругов привязан, тем чаще он не принимает и осуждает взгляды и поведение другого, если они не совпадают с его собственными. Также в ходе корреляционного анализа выявлено две связи между личностными особенностями и уровнем понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров: положительная связь между самоконтролем и пониманием и отрицательная между эмоциональной устойчивостью и пониманием.
На рисунке 2 представлена корреляционная плеяда, отражающая выявленные связи.

Выявленная положительная связь между самоконтролем и пониманием может указывать на то, что супруги, которые обязательны, ответственны, аккуратны в делах, ценящие порядок и комфорт и придерживающие общепринятых норм поведения в обществе, как правило, чутко реагируют на желания и потребности своего партнера, поскольку хорошо понимают его личностные особенности. Такие люди без труда интерпретируют поведение, мысли, чувства и намерения партнера и легко принимают их во внимание при общении. При этом можно предположить, что многие из таких людей часто не могут отличить вымысел от реальности. Они склонны полагаться не на здравый смысл, а на свою интуицию и чувства, избегают рутинной работы и практически не обращают внимания на повседневные дела.
Тот факт, что эмоциональная устойчивость как черта личности отрицательно коррелирует с пониманием, может указывать нам на следующее: супруги, которые с трудом контролируют свои эмоции, избегают ответственности за принятые решения и действия, капризны, беспомощны и не способны справляться с жизненными трудностями и которые порой характеризуются повышенной тревожностью, чаще всего не понимают своего партнера, не имеют четкого представления о его личности. Как правило, такие люди испытывают трудности с интерпретацией, объяснением мыслей, чувств и действий своего супруга. Корреляционный анализ не выявил связи между личностными характеристиками и энергопсихологической совместимостью супругов. Этот факт позволяет предположить, что совместимость супругов практически не зависит от личных характеристик, таких как привязанность, самоконтроль, экспрессивность, эмоциональная устойчивость, открытость опыту и добросовестность.
По результатам тестирования респондентов по методике «ПЭА» (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А.Н. Волкова) установлено, что показатели выраженности авторитетности у большинства принявших участие в исследовании мужей и жен распределились в зоне средних значений, а показатели по шкалам понимания и эмоционального притяжения соответствуют высокому уровню. Для наглядности эти результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 — Средние значения показателей уровня понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в группах мужей и жен.
Различия в уровне понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в группах мужей и жен не являются статистически значимыми. Полученные данные свидетельствуют о том, что как мужья, так и жены чаще всего знают индивидуальные характеристики друг друга, что, по нашему мнению, закономерно в силу достаточно продолжительного стажа брака большинства респондентов (от 5 до 10 лет).
Большинство из них положительно оценивают привлекательность своего партнера, хотят и готовы с ним общаться. Более низкие, но в пределах нормы, показатели по шкале «авторитетность» могут указывать на несогласие с мнением и точкой зрения супруга. Партнер не воспринимается как личность со своим мировоззрением и интересами. Часто им трудно общаться друг с другом, они чувствуют усталость друг от друга.
Муж и жена начинают нервничать, не понимая причин своего раздражения. Происходит постепенное игнорирование факторов стресса, что в конечном итоге влияет на эмоциональное влечение супругов.
В ходе тестирования по опроснику Большой пятерки (5PFQ) было выявлено, что показатели выраженности личностных качеств у супругов распределились в зоне средних значений по шкалам экстраверсии в обеих группах, а также по шкале эмоциональной устойчивости в группе мужей. Показатели привязанности, самоконтроля и экспрессивности соответствуют высокому уровню выраженности и в группе мужей, и в группе жен. Для сравнительного анализа эти результаты представлены на рисунке 4.
Различия по показателям выраженности личностных особенностей мужей и жен статистически значимы с точки зрения привязанности и эмоциональной устойчивости.
Рисунок 4 Средние значения показателей выраженности личностных качеств в группах мужей и жен
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство супругов, участвовавших в исследовании, являются обязательными людьми, ответственными и добросовестными. Они стремятся к высокому уровню жизни и склонны придерживаться моральных принципов.
Несмотря на это, окружающим они часто кажутся безответственными и беззаботными. При этом жены более позитивно, чем мужья, относятся к окружающим их людям и чувствуют необходимость быть рядом с другими. Такие люди всегда относятся к другим с уважением и пониманием, чувствуют за них ответственность и в целом гораздо терпимее относятся к человеческим недостаткам. Мужья более эмоционально стабильны, чем жены, эмоционально более зрелые, спокойные, самодостаточные, уверенные в себе и хорошо справляются с перепадами настроения. Они менее склонны к негативным переживаниям, к попаданию в негативные ситуации, более адаптивны, чем жены.
При тестировании на энергопсихологическую совместимость В. Бойко было установлено, что показатели совместимости по всем шкалам, а также по общему уровню совместимости соответствуют высокой степени выраженности в обеих группах. Для наглядности эти результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 — Средние значения показателей энергопсихологической совместимости партнеров в группах мужей и жен
Различия по показателям совместимости партнеров в мужской и женской группах не являются статистически значимыми.
В процессе заполнения методики мужчины и женщины утверждали, что в целом они довольны характером своего брачного партнера, отмечали схожий c ним тип мышления. Это проявляется в схожести понимания тех или иных явлений, фактов, их причин и следствий, а также в незначительности отличий в характерах – все это способствует взаимопониманию партнеров.
При этом большинство из них не пытаются менять своих партнеров, они принимают их такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами. Кроме того, многие испытуемые отмечали полное согласие друг с другом в том, какими должны быть отношения с родственниками (своими и партнера), отсутствие разногласий и конфликтов по вопросам ведения хозяйства или воспитания детей и в целом сходство в ценностях семейной жизни.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Представим результаты диагностики по «Методике диагностики распределения ролей в семье» (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) (см. рисунок 6).
Рисунок 6 — Результаты диагностики по «Методике диагностики распределения ролей в семье
Как показывают данные рисунка 6, в первой группе испытуемых (пары со стажем семейной жизни от 0 до 10 лет) распределение ролей более согласовано, о чем свидетельствуют усредненные значения оценки ролей мужчин и женщин. Во второй группе испытуемых со стажем брака более 10 лет такое распределение несогласованное, разрывы между ролевыми ожидания достаточно большие. При условии, что срок супружеской жизни больше и знания о своем партнере на более высоком уровне, такое распределение указывает на несоответствие ожиданиям, а так же на намечающийся кризис в отношениях.
Результаты, которые были получены в ходе тестирования по опроснику «Общение в семье» Ю.А. Алешиной, показали практически идентичные значения характера общения между супругами в группах мужей и жен.
Для сравнительного анализа эти результаты представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 — Средние значения показателей общения между супругами в группах мужей и жен.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство участвующих в исследовании мужчин и женщин уважительно относятся друг к другу и стараются понять проблемы и заботы партнера, а не сосредотачиваются исключительно на своих потребностях и желаниях. Понимание в отношениях предполагает гармонию и ощущение душевного комфорта. При этом довольно большой процент опрошенных нами супругов не всегда могут быть искренни в межличностном общении, им трудно доверить друг другу глубокие тайны и секреты, не опасаясь неприятия и осуждения.
Далее представим результаты исследования по методике «Общение в семье» по группам (см. рисунок 8).
Рисунок 8 – Результаты диагностики (средние значения) по методике «Общение в семье» по группам[1]
Так, в ходе проведенного исследования было показано, что большинство респондентов 1 группы удовлетворены семейными отношениями. Молодые супруги испытывают легкость в общении и уверены в своем выборе.
При этом наиболее выражены в обеих группах такие параметры общения, как взаимопонимание в общении (как самого испытуемого, так и его брачного партнера), а вот доверительность общения выражена меньше всего. Различия в характере общения в группах мужчин и женщин не являются статистически значимыми.
Сравнительный анализ показал, что удовлетворённость браком для данной выборки не зависит от пола, а от стажа семейной жизни. Достоверны различия в группах мужчин и женщин по таким установкам как отношение к детям, отношение к разводу и отношение к «запретности секса». Для женщин выше значимость детей в семейной жизни. Мужчины к разводу относятся более лояльно, тогда как женщины стремятся сохранять семейные отношения. При этом мужчины избегают обсуждение своих сексуальных отношений, обращаться за помощью к специалистам при необходимости. Ролевая адекватность более сбалансирована в группе мужчин. У женщин ролевая адекватность значимо ниже в вопросах хозяйственно-бытовых, эмоциональной поддержки и внешней привлекательности Удовлетворенность браком в молодых семьях связана с согласованностью ценностей в сфере выполнения супругами хозяйственно-бытовых функций, в области внешней привлекательности.
Помимо этого, имеет значение установка на бережное отношение к деньгам и открытость по отношению к партнеру. Удовлетворенность браком у мужчин связана с открытостью в разговорах о сексуальных отношениях, одинаковой активностью и требованиями к внешним данным супруги, ее стремлению красиво и модно выглядеть.
Также имеет значение одинаковое отношение к сексуальной гармонии как условию супружеского счастья. Удовлетворенность браком у женщин связана с согласованностью установки на значимость эмоционально-терапевтической поддержки супругами друг друга. Женщинам особенно важно, чтобы мужчина проявлял заботу и был внимательным. Она и сама готова поддержать, посоветовать и утешить. Учитывая результаты проведенного исследования, супругам, принявшим участие в исследовании, рекомендовано обратить внимание на ряд установок, которые можно рассматривать как ресурс гармоничных семейных отношений в молодой семье.
Таким образом, в ходе проведенного эмпирического исследования гипотеза о наличии взаимосвязи между личностными особенностями и особенностями общения супругов по целому ряду исследуемых и сопоставляемых параметров подтвердилась. При этом нашла частичное подтверждение и вторая выдвинутая нами гипотеза о существовании различий в характере общения, отношений в браке и личностных особенностей супругов.
Супругам необходимо обратить внимание на значимость сексуальных отношений, а именно: снизить запретность обсуждения данной темы. Отметим, что согласованность ценностей в данной сфере достаточно низкая, поскольку для женщин притязания в этой области менее значимы, чем мужчинам.
Также целесообразно обсудить друг с другом отношение к семейному бюджету. Грамотное планирование расходов, составление плана покупок, сформирует соответствующую установку и будет способствовать гармоничным семейным отношениям. Согласованность ценностей по бытовым вопросам у супругов также имеет значение для удовлетворенности браком. При этом значимость данной сферы выше для мужчин. Они сами готовы проявлять активность в бытовых вопросах, но и от жены хотят, чтобы она была хорошей хозяйкой.
Женщинам же важнее эмоциональная поддержка и внимание со стороны мужа. Согласованность по данной сфере у супругов низкая. Женщины ждут от мужей заботы и внимания, но получают ее не в достаточной мере, что сказывается на удовлетворенности браком. Поэтому мужчинам следует научиться слышать и слушать свою жену, принимать и признавать психологические потребности своего партнера.
2.3. Программа развития способов общения в супружеской паре
По результатам проведенных исследования в качестве программы развития способов общения в супружеской паре предлагается разработка программы тренинга.
Тренинг может проводиться в форме групповой работы с мужчинами и женщинами, находящимися в стадии кризиса семейных отношений. Программа рассчитана на интенсивную работу на протяжении 2 дней.
В случае необходимости может быть проведена индивидуальная психокоррекционная работа с участниками тренинга после завершения групповой работы. Согласно известным требованиям проведения группового тренинга, число участников данного тренинга не должно превышать 15 человек.
Помещение. Важно, чтобы для проведения данного тренинга было выделено отдельное помещение, где участники будут чувствовать себя наиболее комфортно. Следует обеспечить участников необходимыми наглядными материалами при использовании флип-чат доски.
Требования к ведущему. Тренеру необходимо придерживаться общей структуры тренингового занятия, учитывая при этом динамику развития отношений между участниками группы. Необходимо следовать общим этическим правилам групповой работы, что во многом определяет профилактический эффект всей программы. Тренер отвечает за подбор участников в группу и знакомится с личностными особенностями каждого из них на основе поступающего запроса.
В ряде случаев формируются группы с меньшим количеством участников, но с более близкими индивидуальными качествами и психотерапевтическим запросом, что также влияет на эффективность предлагаемой программы.
Категория участников: мужчины и женщины, находящиеся в ситуации кризиса семейных отношений, обратившиеся за помощью в реабилитационный центр.
Программа 1 дня.
Продолжительность: 4,5–5 часов.
Упражнение № 1 «Настроение»: каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо, следить за тем, чтобы определения не повторялись. Каждый участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое. – А сейчас мне бы хотелось послушать с каким настроением, чувствами вы пришли и что ожидаете от сегодняшнего тренинга? (Шеринг по кругу).
Упражнение № 2 «Правила нашей группы».
Цель: выработка правил, по которым будет проходить занятие.
- Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Доверительный стиль общения. Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей, и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты».
- Общение по принципу “здесь и теперь”. Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает механизм психологической защиты. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с участниками в группе, обсуждается здесь и теперь.
- Искренность в общении. Во время работы группы участники говорят только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то участник молчит.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий не выносится за пределы группы. Все участники доверяют друг другу и группе в целом.
- Недопустимость перехода на личности. При обсуждении происходящего в группе оценивается не участник, а только его действия и поведение. Не используются высказывания типа: «Ты мне не нравишься», вместо них говорится: «Мне не нравится твоя манера общения». В группе нельзя говорить: «Ты плохой человек», а можно просто подчеркнуть: «Ты плохо поступил».
- Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой участники все время, каждую минуту активно участвуют в работе группы: внимательно смотрят и слушают, прислушиваются к себе, пытаются почувствовать партнера и группу в целом, не замыкаются в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, не стоит думать исключительно о себе, участники все время внимательны к другим, и им интересны другие люди.
- Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что…”, “Некоторые из нас думают…” заменяются на “Я считаю, что…”, “Я думаю…”. По-другому говоря, участники говорят только от своего имени и только лично кому-то. Важна искренность в общении. Во время тренинга важно говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
- Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, его внимательно слушают, дают человеку возможность сказать то, что он хочет. Можно помочь говорящему, всем своим видом показывая, что его слушают, рады за него, участникам интересны его мнение, его внутренний мир. Не стоит перебивать участника, все молчат до тех пор, пока он не закончит говорить, после этого можно задать вопросы, поблагодарить участника или вступить в спор с ним.
- «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
Далее следует информационный блок (теория) на тему: «Самооценка как важнейшая составляющая личности».
Текст блока представлен в приложении 3.
После информационно блока следуют управжнения.
Упражнение № 3: «Вот какой Я» Участники тренинга получают от ведущего салфетки (можно разного цвета).
Ведущий: – У каждого из вас в руках салфетка. – Разорвите салфетку на столько частей, на сколько посчитаете необходимым. – Закончили? Спасибо. – А теперь послушайте правила игры: каждый участник должен рассказать о себе столько качеств личности, сколько у него оторванных клочков. Информация может быть, как положительная, так и отрицательная. Но только та, которую вы посчитаете нужным говорить.
Вопросы:
– Сложно ли вам было говорить о себе?
– Что было сложнее говорить, хорошее или плохое?
– Спасибо.
Упражнение № 4: «Рисунок Я»
Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.
Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме. Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится, и не думайте о том, что не умеете рисовать.
Упражнение № 5: «Избавление от самокритики» Перед выполнением упражнения ведущий говорит: «Есть люди, которые постоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности («А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?!») Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к еще большему «самобичеванию». Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого «мученика самокритики». Спастись от этого необходимо и возможно».
Инструкция. Воспользуйтесь следующим приемом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я очень способен (например, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я культурно развит. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начнет мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.
Упражнение № 6: «Я сильный – Я слабый»
– А сейчас каждый участник возьмёт за руку соседа справа.
– Мы разбились по парам.
– Встаньте в круг каждый друг напротив друга.
Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку (можно обе руки). Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.
Вопросы:
– Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
– Почему, как вы думаете?
– Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
– Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?
Упражнение № 7: «Самооценка» Нарисуйте извилистую дорогу, ведущую из глубокой пропасти «самый плохой человек» к горной вершине «самый хороший человек». Отметьте на этой дороге точку, где находитесь вы сейчас.
Вопросы:
– Какие качества позволяют достичь этой высоты? (участники производят анализ самостоятельно, озвучивая свои выводы по желанию)
– Что мешает поставить отметку выше? (Можно не произносить) Нередко ваше впечатление о себе складывается из оценок, которые дают окружающие вас люди.
Упражнение № 8: «Кинотеатр»
- Закройте глаза, дышите глубоко, стараясь следить за тем как происходит вдох и выдох. Расслабьтесь и не о чем не думайте. Будьте здесь и сейчас. Спустя несколько минут, как только ваш разум освободится от лишних мыслей, представьте себя находящимся в кинотеатре. Вокруг темно, вы сидите в центре зала, перед вами – большой экран, на котором происходят какие-то действия.
- Вы обращаете внимание на экран и видите кино о великом человеке, вызывающем у вас восторг, восхищение, сильное уважение. Не обязательно, чтобы это был известный человек, это может быть просто образ. Этому образу не знакомы проблемы с самооценкой, он абсолютно уверен в себе и раскован в любой ситуации. Он знает себе цену, он осведомлен о своем величии, но не бравирует этим. Он тот идеальный образ, похожим на которого вы хотите стать.
- Постарайтесь представить в своем воображении небольшой фильм об этом человеке, длительностью от 15–20 секунд, только без какого-либо сюжета. Пусть это будет простой видеоролик, с небольшой серией сцен: как он движется, что он делает. Чтобы техника сработала важно ваше отношение к человеку на экране, как к кому-то с адекватно высокой самооценкой.
- Посмотрите созданный вами фильм несколько раз, до тех пор, пока картинка не станет достаточно четкой, а ваши эмоции более-менее выраженными. Достигнув этой цели, медленно поднимитесь со своего кресла в зале и начните по воздуху медленно приближаться к экрану. Затем поменяйтесь местами с главным героем, а точнее станьте этим героем, теперь вы точно тот человек, которого вы ранее видели на экране кинотеатра.
- Теперь настала пора полностью войти в образ. Запустите фильм заново, только теперь на месте героя на экране должны быть вы. Вы должны видеть себя не со стороны, а быть внутри этого образа. Вы движетесь точно так же как он, говорите, ходите, как он. Полностью ассоциируйте себя с этим человеком. Вы теперь не просто наблюдатель, а участник с теми же личностными качествами, которые вы приписывали прежнему герою.
- Закрепите этот эффект, путем многократного запуска фильма о человеке со здоровой самооценкой. Вы должны почувствовать, каково это быть человеком, который высоко себя ценит, человеком со здоровым отношением к самому себе.
- Когда будете готовы – открывайте глаза. Ведущий дает время участникам завершить технику. После по желанию участники могут поделиться своими впечатлениями.
Упражнение № 9. «Преодоление тревоги» (по гештальттерапевтической технике)
Для того, чтобы преодолеть тревогу, которая является составляющей нормального существования личности в ситуации кризиса, необходимо сделать следующее:
Шаг 1. Задать себе и честно ответить на вопросы:
- Когда я тревожусь и переживаю за будущее, не уничтожаю ли я свое настоящее?
- Я испытываю тревогу потому, что моя проблема «огромна и неразрешима»? Или я просто оттягиваю время на то, чтобы разрешить ее?
- Есть ли сейчас возможность для того, чтобы разрешить эту проблему?
- Есть ли сейчас возможность сделать то, что тревожит меня? К примеру, назначить встречу, совершить серьезный поступок, признаться в своем неправильном действии и т.д.
Шаг 2. После того, как даны ответы на вышеизложенные вопросы, следует попытаться представить и перенести свои переживания на сегодняшний день и прямо сейчас их пережить. Это позволит убедиться в том, что тревожиться о том, что уже происходит в данный момент времени достаточно трудно.
Шаг 3. Сконцентрировать внимание на окружающем.
- Постараться сосредоточиться на органах чувств, прислушаться к запахам, звукам, обратить внимание на цвета.
- На листе бумаги написать: «Я осознаю, что…» и записать все свои чувства.
Шаг 4. Сконцентрировать внимание на внутреннем мире.
- Прислушаться к сердцебиению, дыханию, мускулатуре, кожным покровам и т.д.
- На том же листе бумаги написать: «Я осознаю, что…» и записать все свои чувства. После этого подумать, все ли части тела ощутили. Если не все, то повторить четвертый шаг несколько раз, не оставляя без внимания ни одну часть своего тела. Уровень тревожности начнет снижаться после выполнения данного упражнения, так как внимание будет перенаправлено на другую деятельность.
Упражнение № 10. «Разрешение стрессовых ситуаций методом «Взмаха» (по Р. Бендлеру) Встать удобно либо сесть и закрыть глаза. Представить, что в руках по одной фотографии.
- В одной руке фотография, на которой запечатлена проблема или отрицательная ситуация, которую нет желания видеть. Эта карточка мрачная, угнетающая, на ней все размыто.
- В другой руке фотография, где изображена приятная ситуация в ярких, разноцветных красках, она вызывает положительные эмоции, состояние радости, счастья, спокойствия.
Далее одним взмахом опустить негативную карточку на колено, чтобы перестать ее видеть, а позитивную карточку поднять на уровень глаз. Это упражнение необходимо делать в тот момент, когда стрессовая ситуация наступает и проявляется напряжение. Замену фотографий нужно делать до тех пор, пока положительный образ окончательно не заменит отрицательный.
Упражнение № 11. «Преодоление страха» (по А.Эллису).
- Постараться посмеяться над своим страхом, а также над страхом перед страхом.
- Честно и откровенно рассказать о своем страхе доверительному лицу и продемонстрировать эмоции, которые при этом испытаны.
- Постараться найти первопричину страха, в том числе иррациональное представление о должном и заменить его на разумное.
- Наблюдая за своими страхами, признаться в том, что они мелочны и ничтожны, и постараться найти правильное представление о должном, оспаривая и постепенно преодолевая их.
Рефлексия 1 дня:
– Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
– Что нового вы узнали о себе?
– Какие выводы вы сделали для себя?
– Что было сложного в ходе занятия? Какие вопросы хотелось бы обсудить по данной теме?
Завершение занятия.
Далее представим описание программы второго дня, продолжительность которого составит 5 часов.
Упражнение 1. Этот тренинг будет иметь для меня смысл… (см. рисунок 9).
Рисунок 9 — Упражнение 1
Комментарии. Иногда приходится более или менее подробно останавливаться на методике поведенческого тренинга, чтобы не создавать нереалистичных ожиданий. Особенно нужно подчеркнуть необходимость активного участия в ролевых играх и выполнения домашних заданий.
На этом этапе обычно раздаются и обсуждаются правила участия в группе, которые мало чем отличаются от правил, используемых в других формах психологического тренинга. Обычно это хорошо разогревает и дисциплинирует группу. Карточки, заполненные клиентами, следует сохранить до конца тренинга – они еще понадобятся.
Блок «Чего я боюсь?». Упражнения этого блока помогают лучше разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе и определить уровень социальных страхов, часто тесно связанных с проблемами в отношениях.
Упражнение 2. Я так боюсь, а многие этого не боятся (см. рисунок 10).
Рисунок 10 – Упражнение 2
Комментарии. Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает с себя, открыто сообщая о том, чего он лично боится. Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться» и т. п. Ко-тренер фиксирует все названные страхи, отмечая их авторство. Обычно формулирование собственных страхов не вызывает у участников особых трудностей.
Если возникают слишком большие паузы, то можно предложить участникам самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик, на котором написано «мой страх». Упражнение также может использоваться для разогрева в начале рабочего дня или после перерыва.
Упражнение 3. Я не боюсь, а многие боятся (см. рисунок 11).
Рисунок 11 – Упражнение 3
Комментарии. Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает сам такой, например, фразой: «Я не боюсь проводить тренинги, хотя этого боятся и не умеют многие люди». В случае, если группа надолго замолкает, тренер или ко-тренер могут произносить страховочные фразы: «Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди». «Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди» Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Прекрасно, замечательно, хорошо, здорово» и т. п. Ко-тренер фиксирует в протоколе названные «зоны смелости» отдельно для социальных и биологических страхов. Эти данные могут пригодиться для тренировки самоподкрепления и поощрения других людей.
Если возникают слишком большие паузы, то участникам предлагается самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик, на котором написано: «зона смелости». Упражнение также может использоваться для разогрева в начале рабочего дня или после перерыва.
Упражнение 4. Инвентарь отношений (см. рисунок 12).
Рисунок 12 — Упражнение 4
Комментарии. Если на карточке оказывается имя уже умершего человека или человека, общение с которым прекратилось, то при ранжировании учитывается степень его влияния или частота общения с ним в прошлом. Если такой подход не устраивает участника группы, то ему предлагают заменить этого человека на другого и предлагают новую (чистую) карточку. Если забыт кто-то важный из близких людей, то для него также выдается новая карточка. Таким образом, количество карточек может быть как больше, так и меньше десяти.
Карточки с именами близких людей потребуются в дальнейшем тренинге. Лучше, если они будут сохранены в специально папке участника, которую участники будут оставлять в помещении для тренинга.
Таким образом, целью исследования является изучение особенностей ролевых ожиданий супругов с нарушениями межличностных коммуникаций в семье.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики: «Методики диагностики распределения ролей в семье (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская); методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
Результаты диагностики по «Методике диагностики распределения ролей в семье показали: в первой группе испытуемых (пары со стажем семейной жизни от 0 до 10 лет) распределение ролей более согласовано, о чем свидетельствуют усредненные значения оценки ролей мужчин и женщин. Во второй группе испытуемых со стажем брака более 10 лет такое распределение несогласованное, разрывы между ролевыми ожидания достаточно большие. При условии, что срок супружеской жизни больше и знания о своем партнере на более высоком уровне, такое распределение указывает на несоответствие ожиданиям, а так же на намечающийся кризис в отношениях.
При этом большинство участвующих в исследовании мужчин и женщин уважительно относятся друг к другу и стараются понять проблемы и заботы партнера, а не сосредотачиваются исключительно на своих потребностях и желаниях.
В ходе проведенного эмпирического исследования гипотеза о наличии взаимосвязи между личностными особенностями и особенностями общения супругов по целому ряду исследуемых и сопоставляемых параметров подтвердилась. При этом нашла частичное подтверждение и вторая выдвинутая нами гипотеза о существовании различий в характере общения, отношений в браке и личностных особенностей супругов.
По результатам проведенных исследования в качестве программы развития способов общения в супружеской паре предлагается разработка программы тренинга.
Тренинг может проводиться в форме групповой работы с мужчинами и женщинами, находящимися в стадии кризиса семейных отношений. Программа рассчитана на интенсивную работу на протяжении 2 дней. В случае необходимости может быть проведена индивидуальная психокоррекционная работа с участниками тренинга после завершения групповой работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными признаками брака являются: союз женщины и мужчины; взаимное согласие при вступлении в брак; наличие прав и обязанностей, которые равны с обеих сторон; заключение брака с определёнными правилами, которые устанавливает закон.
В психологии и социальной психологии понятие «роль» это действующая общепринятая форма поведения, которая предполагается от личности, которая занимает соответственную должность в сфере социальных и межличностных взаимосвязей.
Отечественные психологи выделили четыре главные роли супругов: сексуальный партнёр; друг; опекун ; покровитель.
Гендерные стереотипы способствуют нормальной социализации мужчин и женщин, но в тоже время вызывают в межличностной взаимосвязи напряжение гендерной флуктуации и исключительные психологические переживания, а также могут стать причиной кризисного внутриличностного состояния.
Общепринято, что обязанность мужчины — это профессионализм, наличие постоянной высокооплачиваемой работы, семья переноситься на второй план и становится подвластной по отношению к работе. В обязанности женщины входит дом, семья и дети, вопрос о профессиональной деятельности переходит на второй план в отношении семьи. Данная схема распределения ролей рассматривалась как проявление традиционного брака.
Целью исследования является изучение особенностей ролевых ожиданий супругов с нарушениями межличностных коммуникаций в семье.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики: «Методики диагностики распределения ролей в семье (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская); методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
Выборку испытуемых составляют 60 человек (30 пар), из которых 15 замужних пар со стажем семейной жизни от 0 до 10 лет и 15 пар, стаж которых превышает 10 лет.
Результаты диагностики по «Методике диагностики распределения ролей в семье показали: в первой группе испытуемых (пары со стажем семейной жизни от 0 до 10 лет) распределение ролей более согласовано, о чем свидетельствуют усредненные значения оценки ролей мужчин и женщин. Во второй группе испытуемых со стажем брака более 10 лет такое распределение несогласованное, разрывы между ролевыми ожидания достаточно большие. При условии, что срок супружеской жизни больше и знания о своем партнере на более высоком уровне, такое распределение указывает на несоответствие ожиданиям, а так же на намечающийся кризис в отношениях.
При этом большинство участвующих в исследовании мужчин и женщин уважительно относятся друг к другу и стараются понять проблемы и заботы партнера, а не сосредотачиваются исключительно на своих потребностях и желаниях. Понимание в отношениях предполагает гармонию и ощущение душевного комфорта. При этом довольно большой процент опрошенных нами супругов не всегда могут быть искренни в межличностном общении, им трудно доверить друг другу глубокие тайны и секреты, не опасаясь неприятия и осуждения.
В ходе проведенного эмпирического исследования гипотеза о наличии взаимосвязи между личностными особенностями и особенностями общения супругов по целому ряду исследуемых и сопоставляемых параметров подтвердилась. При этом нашла частичное подтверждение и вторая выдвинутая нами гипотеза о существовании различий в характере общения, отношений в браке и личностных особенностей супругов.
По результатам проведенных исследования в качестве программы развития способов общения в супружеской паре предлагается разработка программы тренинга.
Тренинг может проводиться в форме групповой работы с мужчинами и женщинами, находящимися в стадии кризиса семейных отношений. Программа рассчитана на интенсивную работу на протяжении 2 дней. В случае необходимости может быть проведена индивидуальная психокоррекционная работа с участниками тренинга после завершения групповой работы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум: учебно-методическое пособие / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 120 с.
- Бекетова Е. А. Зависимость межличностных отношений супругов от ролевых ожиданий и притязаний / Е. А. Бекетова // Семья в современном мире. — – С. 189-192.
- Бершадская, Е. М. Психологические особенности отношений супругов в добровольно бездетных семьях / Е. М. Бершадская, Е. М. Корж // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. – С. 150-158.
- Беспалько А. А. Теоретический анализ ролевых ожиданий в межличностных отношениях супругов / А. А. Беспалько // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2020. – № 2. – С. 1-9.
- Варга А. Я., Бейкер К. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. СПб.: Когито-Центр, 2015. 496 с.
- Галкина Е. П., Кадничанская М. И. Трансформация института семьи в условиях современных модернизационных процессов // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015. №3. С. 193-200.
- Гнусина А.В. Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов / А.В. Гнусина // International scientific review. 2016. №1 (11).
- Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Питер, 2013. 324 с.
- Гришина, А. В. Уровень удовлетворенности брачно-семейными отношениями во взаимосвязи со спецификой ценностно-смысловой сферы супружеских пар / А. В. Гришина, А. Н. Прудник // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2022. – Т. 5. – № 2. – С. 70-84.
- Евграфова Ю.А. Ролевая структура в молодой супружеской паре / Ю.А. Евграфова // Вестник СПбГУ. Психология, 2019. − Т. 9. Вып. 4 – С. 411 – 423.
- Елютина М.Э., Быкова Н.О. Асимметричный по возрасту брак в оценках супругов // Социологические исследования, 2012. № 1. — С. 83-93.
- Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Разновозрастные браки: психологические проблемы // Сибирский психологический журнал, 2012. № 43. — С. 107-115.
- Зеленская М.С., Лидерс А.Г. Роль эмпатии в супружеских отношениях: эмпирическое исследование / М.С. Зеленская, А.Г. Лидерс // Психологическая диагностика. – 2014. – № 4. – С. 63-104.
- Зотова Р.А. Эмпатия супругов как фактор согласованности установок в супружеской паре / Р.А. Зотова, О.Е. Кондратюк, Н.А. Цветкова // Вестник науки и образования. – 2015. – № 7 (9). – С.48-51.
- Идзиковский Е.В. Социально-психологические детерминанты удовлетворенности браком в современной семье / Е.В. Идзиковский. // International Journal of Medicine and Psychology. – 2020. Т. 3. № 4. 68- 78 с.
- Калмыкова О. В. Изучение эмпатии и ролевых ожиданий супругов в зависимости от стажа семейной жизни / О. В. Калмыкова // Вестник Межрегионального открытого социального института. – 2017. – № 1(5). – С. 17-23.
- Камнева Н.А. Семейные взаимоотношения супругов в психологии семьи / Н.А. Камнева. // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. № 5 (84). 118-120 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие / О.А. Карабанова. – Самара: СИОКПП, 2011. – 122 с.
- Карташова Т.Е. Согласованность брачно-семейных установок у молодых супругов как фактор психологической безопасности личности в условиях кризиса семьи и брака // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 4. С. 108-112.
- Колпакова А. В. Особенности ролевых установок современных молодоженов и уровень их психологического благополучия / А. В. Колпакова // Вестник науки и образования. 2018. №15-1 (51)
- Малкова, Е. А. Удовлетворенность браком и ролевая адекватность в молодых семьях / Е. А. Малкова // Современные психологические и педагогические технологии. – 2022. – № 2. – С. 3-18.
- Малыгина А. П. Взаимосвязь ролевых ожиданий и притязаний супругов с удовлетворенностью браком / А. П. Малыгина, Д. В. Иванов // Бюллетень науки и практики. – 2020. – Т. 6. – № 12. – С. 386-395.
- Минажетдинова, Э. Н. Взаимосвязь личностных характеристик супругов, особенностей общения и отношений в браке / Э. Н. Минажетдинова, Е. М. Корж // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : сборник научных трудов, Москва, 21–26 ноября 2022 года. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. – С. 880-889.
- Мяснянкина Н.Г. Исследование готовности к браку современной молодежи / Н.Г. Мяснянкина, Е.П. Ширяева // КПЖ. 2019. №2. С. 133.
- Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова — М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. — 496 с.
- Покровская С. В. Молодая семья: особенности ролевых ожиданий и притязаний супругов / С. В. Покровская, Н. А. Цветкова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 11-4(113). – С. 58-62.
- Рувинская Е. А. Эмпирическое исследование гендерных различий в удовлетворенности браком и ролевых ожиданиях супругов / Е. А. Рувинская // Актуальные проблемы науки и техники. — — №4. — С. 69-80.
- Рыскулова, М. М. Психологический анализ супружеских конфликтов / М. М. Рыскулова, Ж. К. Бекова, П. С. Сигачева // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика : Сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 27 мая 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. – С. 168-173.
- Томашевская М.А. Представления о семейных ценностях у современных сибиряков / М.А.Томашевская // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 193-197.
- Шайбакова, Д. Р. Конфликт гендерных ролей / Д. Р. Шайбакова // Академическая публицистика. – 2022. – № 12-1. – С. 343-349.
- Шевцова Т. С. Ролевые ожидания и мотивы супругов в ассиметричных по возрасту браках / Т. С. Шевцова, К. Е. Огай // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-3. – С. 392-396.
- Шлыкова Ю. Б. Оценка внешнего облика супруга и ролевые ожидания в браке / Ю. Б. Шлыкова, М. В. Ядченко // Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности. 2016. – С. 99-100.
- Kim J.H., Park E.C., Lee S.G. The impact of age differences in couples on depressive symptoms: evidence from the Korean longitudinal study of aging (2006-2012) / Kim J.H., Park E.C., Lee S.G. – 2015.
- Lee W.S., McKinnish T. The marital satisfaction of differently aged couples / Lee, W.S., McKinnish, T. – 2018.
- Mansour H, McKinnish T. Who marries differently aged spouses? ability, education, occupation, earnings, and appearance / Mansour H, McKinnish T. – 2014.
- Pollard S.E., Riggs S.A., Hook J.N. Mutual Influences in Adult Romantic Attachment, Religious Coping, and Marital Adjustment // Journal of Family Psychology. 2014. Vol. 28, no. 5. P. 615-624.
- Vandello J.A., Bosson J.K. Hard Won and Easily Lost: A Review and Synthesis of Theory and Research on Precarious Manhood // Psychology of Men & Masculinity. Vol. 14, no. 2. P. 101-113.
Страницы: 1 2
