Меню Услуги

Особенности самоотношения подростков с девиантным поведением. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

3.2 Результаты исследовании по опроснику самоотношения Е. Пирса, Д. Харриса

 

Результаты исследования по методике Е. Пирса, Д. Харриса подростков экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 2 и в приложении 5.

Рисунок 2. Средние показатели самоотношения подростков экспериментальной и контрольной групп по опроснику Е. Пирса, Д. Харриса

 

Шкала I — Поведение

Шкала II – Интеллект, положение в школе

Шкала III — Ситуация в школе

Шкала IV – Внешность, физическая привлекательность физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников

Шкала V — Тревожность

Шкала VI – Общение. Популярность среди сверстников, умение общаться

Шкала VII – Счастье и удовлетворенность

Шкала VIII — Положение в семье

Шкала IX – Уверенность в себе

Из рис. 2 видно, что для девиантных подростков характерен более низкий уровень самоотношения, чем для подростков с нормальным поведением. Однако, как видно на шкалах I и V, показатели экспериментальной группы значительно выше, чем показатели контрольной группы. Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, отклонение поведения, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Из рис. 2 видно, что положение в школе подростков с асоциальным поведением значительно хуже, чем у подростков с социально-нормативным поведением.

Привычное поведение для девиантных подростков не принимается окружающими их одноклассниками с нормативным поведением и учителями, из-за чего девиантные подростки имеют низкий социальный статус в школе, поэтому часто не посещают ее и, как следствие, имеют более низкий уровень знаний. Это еще больше усугубляет ситуацию в школе в целом.

Из рис. 2 видно, что девиантные подростки оценивают свою внешность и физическая привлекательность значительно ниже, чем подростки с социально-нормативным поведением.

Подростки с социально-нормативным поведением следят за своим внешним видом, для них это неотъемлемая часть образа успешного человека. И, если они делают что-то плохое, например, курят, то стараются скрывать это. А подростки с девиантным поведением наоборот, выглядят нарочито небрежно и свои вредные привычки активно афишируют. скорее всего именно поэтому общение с одноклассниками у них и не складывается. Популярностью среди сверстников с социально-нормативным поведением они не пользуются. Подростки с социально-нормативным поведением отказываются общаться с девиантными подростками.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Из рис. 2 видно, что отношения в семье девиантных подростков оцениваются ими значимо ниже, чем подростки с социально-нормативным поведением. Чаще всего, как таковой семьи, у девинтных подростков нет. Зачастую, пьющие, настроенные исключительно на себя и свои интересы родители. Как правило, это неадекватные родители и их стиль воспитания – безразличие и жестокое обращение, заключающееся в физическом и психологическом насилии. Вследствие чего подростки с девиантным поведением, по сути, глубоко несчастные, неуверенные в себе и неудовлетворенные собой и своей жизнью обездоленные, недолюбленные родителями.

В то время как подростки с социально-нормативным поведением, в большинстве, из благополучных семей, где родители помогают им, поддерживают, и подростки с поведением в рамках социальных норм чувствуют себя счастливыми и уверенными.

Статистическая обработка данных подтвердила, что результаты в группах значительно различаются.


3.3 Результаты теста-опросника самоотношения В. В. Столина

 

Далее нами был проведен тест-опросник самоотношения В. В. Столина для подтверждения гипотезы и изучения составляющих частей самоотношения девиантных подростков. Результаты исследования по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 3 и в приложении 6.

Рисунок 3. Средние значения по шкалам экспериментальной и контрольной групп по опроснику В. В. Столина

 

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Шкала I – самоуважение.

Шкала II – аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

В результате исследования самоотношения в целом было вновь обнаружено, что у девиантных подростков самоотношение находится на значимо более низком уровне. Из рис. 3 видно, что они не уверенны в себе, испытывают сильный страх на проверках знаний.

Одноклассники, с нормативным поведением часто смеются над ними и демонстрируют свое пренебрежение и не уважение.

Родители, по жизни не замечая их, недовольны их поведением и «успехами» в школе. Подростки из экспериментальной группы часто попадают в неприятные ситуации, испытывают страх, чувствуют себя несчастными и никому не нужными.

Из рис. 3 видно, что в группе подростков с девиантным поведением очень малая часть верит в то, что окружающие относятся к ним хорошо, в то время как в контрольной группе более 70% испытуемых уверены в позитивном отраженном самоотношении. Подростки из контрольной группы рады выслуживаться перед взрослыми, для них важна положительная оценка от родителей, учителей, тренеров и т.д.

В результате диагностики аутосимпатии нами было выяснено, что подростки с девиантным поведением относятся к себе более критично, чем подростки с нормальным поведением, хотя говорят часто наоборот, что может свидетельствовать о том, что предрасположенность к девиантному поведению может влиять на отношение к себе.

Так же отмечено, что подростки, склонные к девиантному поведению, наиболее склонны к тому, чтобы ожидать от других негативного отношения к себе, в то время как подростки с нормальным поведением воспринимают отношение к себе окружающих более оптимистично.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Подростки, склонные к девиантному поведению, испытывают к себе меньший интерес, чем подростки, которые склонны к нормальному поведению. Сниженный интерес к себе у подростков с девиантным поведением может быть связан с несоответствием предъявляемых требований окружающих и поведения подростка. Нам было очевидно противоречие: в своей среде повысить уровень самоуважения может с помощью поведения, направленного против социально-нормативных требований. Поэтому он и демонстрирует стремление уклоняться от требований взрослых.

Таким образом, в результате исследования нами выяснено, что самоотношение у подростков с девиантным поведением значимо отличается от самоотношения подростков с нормальным поведением.

Обработка данных с использованием t-критерия Стьюдента показала, что различия между выборками достигают уровня статистической значимости (P < 0,05) по всем показателям.

 

3.4 Корреляционный анализ

 

Для выявления взаимосвязей между показателями в каждой группе испытуемых был использован метод корреляционного анализа.

Сначала нами были исследованы статистически значимые взаимосвязи в экспериментальной группе (рис. 4).

Рисунок 4. Статистически значимые взаимосвязи исследованных показателей в экспериментальной группе.

 

Полученные взаимосвязи можно интерпретировать следующим образом:

Существует обратная взаимосвязь между такими параметрами, как склонность к преодолению норм и правил и самоуважением и самоинтересом, что говорит о том, что подростки, с высокой склонностью к нарушению норм и правил, все-таки негативно воспринимают себя.

Так же существует обратная взаимосвязь между склонностью к аддиктивному поведению и самоуважением, позитивным самоотношением и ожидания отношения от других. Это свидетельствует о том, что те подростки, которые склонны к аддиктивному поведению – уважают себя меньше и не ждут позитивного отношения к себе со стороны окружающих. Окружающие взрослые слишком явно демонстрируют девиантным подросткам свое недоверие, неприязнь, не желание взаимодействовать с ними и неверие в то, что из них может получиться в будущем что-то достойное уважения.

Между параметрами склонность к саморазрушающемуся поведению, позитивным самоотношением, аутосимпатией и самоинтересом так же наблюдается обратная взаимосвязь, что свидетельствует о том, что те подростки, которые относятся к себе негативно – имеют склонность к саморазрушающемуся поведению или наоборот,

Склонность к агрессии имеет обратную взаимосвязь с такими параметрами, как самоотношение и аутосимпатия, что может свидетельствовать о том, что негативное отношения к собственному Я провоцирует агрессию в отношение окружающих или наоборот, девиантные подростки часто в душе недовольны собой.

Склонность к делинквентному поведению имеет обратную взаимосвязь с позитивным самоотношением, что свидетельствует о том, что преступники и правонарушители часто относятся к себе негативно, а это отношение к себе, с другой стороны, может провоцировать их правонарушения.

Т.е., все испытуемые экспериментальной группы, показавшие меньшие уровни по отклоняющемуся поведению показали более высокие показатели по самоотношению.

Далее нами было проведено то же самое с контрольной группой. Получили такие же корреляционные зависимости (рис. 5)

Рисунок 5. Статистически значимые взаимосвязи в экспериментальной группе

 

Из рис. 5. Видно, что в контрольной группе обнаружились похожие значимые взаимосвязи между многими параметрами. Но в отличие от подростков экспериментальной группы, мы видим, что показатель “самоотношение” связан положительными корреляционными зависимостями с показателями: “самоуважените”, “самоинтерес”, “ожидаемое отношение от других”. Из этого следует, что у подростков контрольной группы сформированы с раннего детства представления о том, что необходимо для достижения своих целей на будущее, они часто обсуждают с родителями, понимают и осознают программу своего жизненного пути. Они уверены в том, что родители и окружающие взрослые их скорее всего поддержат.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Склонность к саморазрушающему поведению имеет обратную взаимосвязь с самоотношением, что говорит о том, что подростки контрольной группы, которые воспринимают себе положительно – не подвержены саморазрущающему поведению.

Склонность к агрессии имеет обратную взаимосвязь с ожиданием отношения от других и самоотношением, что может свидетельствовать о том, что те подростки, которые не имеют склонности к агрессии – ждут исключительно хорошего отношения к себе и воспринимают себя весьма оптимистично.

Таким образом, при помощи корреляционного анализа подтвердили наличие взаимосвязей между параметрами и обнаружили различия между связями в экспериментальной и контрольной группах.

 

Заключение

 

Девиантным поведением обычно называется поведение, которое нарушает установленные в социуме правила и нормы. Такое поведение в последнее время приняло достаточно массовый характер. Результатом этого стало то, что данная проблема теперь находится в центре внимания большинства психологов, социальных педагогов, работников правоохранительных органов и работников медицины.

Девиантное поведение обычно проявляется как результат неправильного психического и социального развития, а также отклонений в процессе адаптации к социуму.

Подростковый возраст считается достаточно сложным, кризисным периодом личностного становления индивида. Коренные изменения, которые проявляются в самосознании подростков, считаются определяющим признаком данного периода. Активно формируется самоотношение, вырабатывается своя собственная система норм самооценивания и самоотношения, происходит осознание своей уникальности и особенности, развивается личностная рефлексия. Таким образом, у подростков постепенно формируется «Я-концепция», являющаяся своеобразным регулятором их деятельности и поведения.

Необходимо уточнить, что склонностью к девиантному поведению является готовность подростков к выполнению различных форм поведения, отличающегося от нормы, т. е. под этим подразумевается существование детерминированных паттернов поведения, которые в большинстве случаев нарушают полноценность приспособляемости подростка к общественной жизни, например, проявления неуверенности, внутренней конфликтности, неудовлетворённости собой, закрытости и недовольство окружающими людьми.

При условиях нормального развития данный процесс сопровождается несколькими психосоциальными противоречиями. Необходимо отметить, что не каждый подросток развивается в девиационного направлении. Именно поэтому, исследование особенностей подростков с точки зрения «Я-концепции», склонных к девиациям является достаточно важным именно в период формирования данной концепции.

Практическое исследование было проведено нами в 2013 году.

Объектом исследования были подростки с девиантным и социально-нормативным поведениием. В качестве предмета исследования были выбраны особенности самосознания подростков с девиантным поведением.

Для изучения особенностей самосознания у подростков с девиантным поведением нами была отобрана выборка, состоящая из 46 подростков: 23 подростков, стоящих на учете в полиции (экспериментальная группа) и 23 подростков, не стоящих на учете в полиции (контрольная группа).

Результаты проведенного исследования показали следующее:

  1. Для девиантных подростков в целом, характерен более низкий уровень самоотношения, чем для подростков с нормальным поведением. Очень высокий уровень самоотношения, продемонстрированный несколькими девиантными подростками, можно объяснить проявлением психологической защиты.
  2. Подростки с девиантным поведением относятся к себе менее уважительно и более критично чем подростки с нормальным поведением, они склонны ожидать и от других негативного отношения окружающих к себе, в то время как подростки с нормальным поведением воспринимают отношение к себе окружающих более оптимистично.
  3. Девиантные подростки испытывают к себе меньший интерес, чем подростки, которые демонстрируют поведение в рамках социальных норм, потому что испытывают явный дефицит эмоционально-значимых отношений с взрослыми людьми, которые относятся к ним хорошо.
  4. Подростки с поведением в рамках социальных норм, уважают себя, ценят, представляют для себя самого значимый интерес, Они уверены в том, что родители и окружающие взрослые их скорее всего поддержат.

При помощи корреляционного анализа подтвердили наличие взаимосвязей между параметрами и обнаружили различия между связями в экспериментальной и контрольной группах.

Следовательно, можем говорить о подтверждении гипотезы — уровень проявления агрессивности и враждебности и, следовательно, вероятность проявления девиантного поведения взаимосвязаны с самосознанием подростков.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абульханова К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни. Способности сознания / К.А. Абульханова // Мир психологии. – 2004. – №2 (38). – С. 94.
  2. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. к. психол. н. — Казань, 2000. — 24 с
  3. Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток / Р. Т. Байард, Д. Байард. — М.: Академический проект, 2008. — 208 с.
  4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2003. — С.333-393.
  5. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия/ Псков: ПГПИ им.С. М.Кирова, 2004. — 216 с.
  6. Богданова О. С. Причины школьной дезадаптации / О. С. Богданова // Воспитание школьников. – 2004. — № 2. – С.46-49.
  7. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Формирование расстройств личности у несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и безнадзорных. // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2008 (8), № 1 с. 25-41.
  8. Гилинский Я. Девиантность подростков. Теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова. — СПб. : Медицинская пресса, 2001. — 200 с.
  9. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб. : Питер, 2001. — 688 с.
  10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000 – 3-е изд. перер. и дополн. – 184 с.
  11. Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 322 с.
  12. Диденко Е. Рецепт эффективного лидера — 2010.
  13. Елисеев А. В. Расстройства психического развития в детско-подростковом возрасте. Дисс… д-ра мед. наук. Томск, 2006.
  14. Журавлев, Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. – 2002. – № 8. – С.99-101.
  15. Журавлёв А.Л., Соснин В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А.Соснин. — М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008. — 315с.
  16. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  17. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии. // Мир психологии. – 2002. – №2 – С. 19.
  18. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков: справочное пособие / С. А. Игумнов. — Минск: Бел. наука, 2001.-191 с.
  19. Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
  20. Кесельман Л. Социальное пространство наркотизма / Л. Кесельман, М. Мацкевич — СПб. : Медицинская пресса, 2001. -272 с.
  21. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения] / Ю. А. Клейберг. — М.: ГЦ Сфера, 2003. — 160 с.
  22. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю.. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2014. – 288 с Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации / П. С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. – 390 с.
  23. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Кумарина // Социальная педагогика: деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2007. – N 3. – C.79-88.
  24. Кулаков С. А. На приеме у психолога — подросток / С. А. Кулаков. — СПб. : Издательство Рос. гос. пед. университета им. А. И. Герцена, 2001.-350 с.
  25. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей / А. Е. Личко. — Л.: Медицина, 1979. — 336 с
  26. Макушкин Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием. М.: МИА, 2009. —240 с.
  27. Макушина О. П. Методы психологического изучения девиантного поведения / О. П. Макушина. — Воронеж, 2005. — 80 с.
  28. Макушина О. П. Психология зависимости / О. П. Макушина. — Воронеж, 2005. — 79 с.
  29. Менделевия В. Д. Психология девиантного поведения / Д. Менделевич. — М.: Медпресс, 2001. — 432 с.
  30. Нежельский А. Девиантное поведение молодежи в современной России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 72 с
  31. . Павленок П.Д, Руднева М.Я.. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Учебное пособие. – М.: ДРОФА, 2014. – 192 с.
  32. Пасман Т.Б Социальный педагог: от постановки проблемы до ее решения // Псков: Изд-во Центра проектирования «Возрождение». 2002. — 212 с.;
  33. Печникова Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2005. — № 9. — С. 7—8.
  34. Потапова А. В. Школьная дезадаптация и факторы риска ее появления / А. В. Потапова, С. К. Нартова-Бочавер // Народное образование. – 2002. — № 3. – С.36-39.
  35. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста : учеб. пособие. М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
  36. Психотерапия детей и подростков / под ред. X. Ремшмидта; пер. с нем. Т. Н. Дмитриевой. — М. : «Мир», 2010. — 656 с.
  37. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста/Ф.Райс. – СПб.: Питер, 2000. — 291с.
  38. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти: учеб. посбие. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2010. — 651 с.
  39. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  40. Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2000. — 656 с.
  41. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности. Психология самосознания. / Ред. Райгордский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 340 с.
  42. Семенов В. С. Уроки ХХ века и путь в ХХI век: — М., РАНИФ 2000. – 409с.
  43. Столин В. В., Бодалев А. А. Общая психодиагностика. // Издательство «Речь». – 2000. – 440 с.
  44. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  45. Чурюмова Е. Ю. Развитие адаптационного потенциала личности как аспект становления ее субъектности / Е. Ю. Чурюмова // Вопросы психологии. – 2001. — № 6. – 120с.
  46. Шарапановская Е. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция./Сфера – 2005. – 160с.
  47. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 2000. — № 2.

Страницы:   1   2   3