Меню Услуги

Особенности самоотношения подростков с девиантным поведением

Страницы:   1   2   3


Оглавление

 

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самоотношения подростков с девиантным поведением
  • 1.1.Проблема самоотношения в психолого-педагогической литературе
  • 1.2. Понятие «девиантное поведение»
  • 1.3 Особенности самоотношения подростков с девиантным поведением
  • Глава 2. Организация и методы исследования
  • 2.1. Материалы исследования
  • 2.2. Описание методов и методик исследования
  • Глава 3. Результаты исследования особенностей самоотношения подростков с девиантным и социально-нормативным поведением
  • 3.1 Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
  • 3.2 Результаты диагностики по опроснику Пирса и Харриса
  • 3.3 Результаты диагностики самоотношения по В. В. Столину
  • 3.4 Корреляционный анализ
  • Заключение
  • Литература

 

Введение

 

Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается число подростков, состоящих на учёте в отделе по делам несовершеннолетних, в комнате полиции. За совершённые правонарушения, по решению и постановлению суда они могут быть направлены в образовательные учреждения закрытого типа.

Проблема обучения, воспитания и дальнейшей социализации, девиантных подростков, отбывающих наказание в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, является одной из значимых. В настоящее время проблема девиантного поведения подростков находится в центре внимания социальных педагогов, психологов, медицинских работников и работников правоохранительных органов. Девиантное поведение определяется в данном исследовании как поведение, нарушающее установленные в социуме нормы и правила.

Подростковый возраст является сложным переходным периодом, когда человек начинает по-новому осмыслять мир и себя в этом мире. Это возраст эмоциональной неуравновешенности, статусной неопределенности, в котором за относительно короткое время происходит переосмысление подростком самого себя, своего места в обществе (Э. Эриксон).

Важным новообразованием в этом возрасте является качественный скачок в развитии самосознания, в том числе его функционального компонента – самоотношения. Самоотношение начинает закладываться еще в раннем детском возрасте под влиянием эмоционально-оценочного отношения значимых других (родителей, воспитателей, педагогов), однако наиболее сложные изменения, в дальнейшем приобретающие относительно устойчивые черты, оно приобретает именно в подростковый период. Изучение самоотношения подростков-девиантов является одним из способов выявить детерминанты генезиса девиации, понять её причины и природу. Такая информация может быть полезна для коррекционной и профилактической работы с детьми и подростками группы риска по отклоняющемуся поведению.

Цель работы изучение особенностей самоотношения подростков с девиантным поведением.

Задачи исследования

  1. Ознакомиться с подходами к изучению самоотношения в психолого-педагогической литературе.
  2. Раскрыть сущность и содержание понятия девиантного поведения.
  3. Изучить особенности самоотношения девиантных подростков в сравнении с подростками с нормативным поведением.
  4. Изучить особенности самопринятия, самоинтереса, самообвинения, ожидаемого отношения других, самоуверенности, уровня притязаний подростков с девиантным поведением в сравнении со сверстниками с поведением в рамках социальных норм.
  5. Проанализировать взаимообусловленность самоотношения подростков и выбора ими девиантного или социально-нормативного поведения.

Объект исследования: Самоотношение подростков

Предмет исследования: особенности самоотношения, самопринятия, самоинтереса, самообвинения, ожидаемого отношения других, самоуверенности, уровня притязаний, склонности к отклоняющемуся поведению подростков с девиантным и социально-нормативным поведением в возрасте 14-16 лет мужского пола.

Гипотеза исследования: самоотношение подростков с девиантным поведением и самоотношение подростков с нормативным поведением имеют различия, обусловленные как склонностью к отклоняющемуся поведению, отраженным самоотношением, так и актуальными условиями содержания.

Методы исследования:

  1. Теоретические (анализ литературы, обобщение, библиографический метод);
  2. Эмпирические (тестирование, наблюдение, беседа);
  3. Статистический метод обработки данных (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ).

Психодиагностические методики исследования:

  1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению. А. Н. Орел
  2. Опросник Пирса и Харриса;
  3. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина;

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть полезными в процессе возрастно-психологического консультирования и социальной работы с подростками группы риска, поскольку благодаря своевременному выявлению проблем в самоотношения становится возможным профилактика девиантного поведения у подростков.

 

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей самоотношения у подростков с девиантным поведением

 

1.1. Проблема самоотношения в психолого-педагогической литературе

 

В современной науке отмечается тенденция ухудшения общего состояния здоровья подрастающего поколения, отмечается зависимость между психоэмоциональным состоянием, личностными особенностями детей и успешностью их деятельности.

В качестве явлений, негативно влияющих на успешность подростка, в том числе и в учебной деятельности, называются слабое здоровье, проблемы в семье, низкая самооценка, проблемные отношения со сверстниками, тревожность, неадекватное отношение к себе и т.д.

Отношение личности к себе – более позднее формирование, чем все остальные, но, тем не менее, оно определяет особенности проявления личности, диктует поступки людей, определяет позицию человека во всех других отношениях, выполняет регулирующую функцию, являясь механизмом внутреннего контроля личности.

Большинство авторов отмечают, что подростковый возраст является критическим для формирования самоотношения.

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии – это работы Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, И.И.Чесноковой, Е.В.Шороховой и др. В исследованиях А.Н. Леонтьева, А.А.Бодалева, И.С. Кона рассматриваются вопросы, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.

По мнению С.Р.Пантилеева, наиболее разработанной на данный момент в отечественной психологии является концепция самосознания, предложенная В.В.Столиным. Общие представления о самопознании и самоотношении, развиваемые в русле данной концепции, опираются на идеи А.Н. Леонтьева о деятельности, сознании и личности, и, в первую очередь, на представления о личностном смысле как одной из основных «образующих сознания». Самосознание, вслед за А.Н. Леонтьевым, понимается не как любое самоописание, самопознание или комплекс самооценок.

По мнению таких авторов, как В.В Столин, С.Р. Пантилеева, Е.Т Соколова, самоотношение является ценральным компонентом в структуре самосознания. Самоотношение определяет картину представления о себе. Позитивное самоотношение формирует позитивную «Я-концепцию». Самоотношение определяет самовосприятие, представление о себе.

Многие авторы рассматривают самоотношение, в первую очередь, как фактор психического здоровья, обращая внимание на то, что сфера самоотношения поражается одной из первых при психических расстройствах.

Термин «самоотношение» впервые был применен в советской психологии Н.И. Сарджвеладзе. У Н.И. Сарджвеладзе свой взгляд на природу самоотношения, в корне отличающийся от других. В его представлении самоотношения как образования расположенного или взаимодействующего с самосознанием имеет много слабых сторон. По его мнению, феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль, саморегуляцию.

Самоотношение личности направлено на то основное, что составляет ее психологическую сущность — на ее собственный личностный способ интеграции деятельностей. Необходимость так понимаемого самоотношения связана с тем, что всякий человек в какой-то период своей жизни реализует некоторую «совокупность жизненных отношений» с помощью системы многообразных деятельностей.

При этом одни и те же по своему содержанию обстоятельства, действия, их последствия, вовлекаемые в различные жизненные отношения, то есть в разные деятельности, будут иметь различный личностный смысл. Таким образом, возможны ситуации, когда одно и то же действие или обстоятельства его совершения будут обладать одним — позитивным смыслом в отношении к другому.

Таким образом, одновременно осуществляя разные отношения с помощью разных деятельностей, человек находится в потенциально конфликтной ситуации, в которой одни и те же действия могут обладать разными смыслами в отношении к разным мотивам.

Этот новый, противоречивый, составной смысл В.В.Столин называет конфликтным смыслом. Он будет позитивным для личности в той мере, в которой отражает связь действия с достижением одного мотива, и негативным в той мере, в которой сталкивает человека с «внутренней преградой», то есть отражает «удаление» от другого мотива.

По В.В. Столину, процесс самосознания происходит в виде переживания конфликтных смыслов, в ходе которого для личности становится ясным, что она может преодолеть, что заставляет ее отступить и через какие преграды личность не может переступить даже под жестоким давлением обстоятельств.

Этот процесс автор излагаемой концепции соотносит с идеей А.Н. Леонтьева об «особом внутреннем движении сознания», проходящем «по вертикали», в плане соотнесения мотивов друг с другом и приводящем к становлению «связной системы личностных смыслов», к «становлению личности».

При этом, что особенно важно в контексте становления самосознания, в качестве личностных преград могут выступать не только внешние объективные обстоятельства и отношения, но и различные качества и черты собственной личности человека, такие как: гордость, совесть, самолюбие, воля, робость и т.д. Это связано с тем, что собственное «Я» человека, иногда даже в большей степени, чем объективные обстоятельства, может выступать как условие, цель или мотив его многообразных деятельностей.

Рассмотрев самосознание, следует перейти к его функциональному аспекту – самоотношению. Если традиционно самоотношение рассматривается как стремление, склонность на себя (или его эмоционального компонента), которые в конечном итоге определяются когнитивной операцией сравнения себя и своих качеств с некоторой нормой, образцом, эталоном, — то в контексте концепции смысла «Я», самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты образа «Я».

Наоборот, как показывает анализ излагаемой концепции и знание о себе, и самоотношение есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности, — и лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.

Отсюда, самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания, непосредственно—феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме.

Рассматривая концепцию о личностном смысле «Я», В.В.Столиным была предложена оригинальная модель строения самоотношения. Согласно этой модели основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации.

Наиболее полно самоотношение описывается как специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», состоящая в определенных внутренних действиях (и установках на эти действия), характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием самого действия. Например, самоуверенность (отбрасывание сомнений), самоинтерес (обращение взгляда на собственное «Я»), самообвинение и т.д.

Более общим аспектом строения самоотношения, его макроструктурой являются эмоциональные компоненты или измерения; самоуважение, аутосимпатия, близость, самоинтерес, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия—установки.

Данные эмоциональные компоненты, эмоциональное отношение к себе не правомерно приравнивается к самоотношению в целом. Являясь феноменом установки самоотношение характеризуется трёхкомпонентностью строения, а эмоциональное отношение к себе лишь один из его компонентов. Эмоциональное отношение к себе не приравнивается к самоотношению и первое соотносится со вторым как часть в целом.

В.В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения:

1) симпатия – антипатия;

2) уважение – неуважение;

3) близость – отдалённость.

Интересно, что эти оси, как показал автор, определяют строение эмоционально – ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интерпсихическую сферу.

«Глобальное самоотношение, пишет В.В.Столин, — может быть представлено как сумма эмоциональных компонентов. Аддитивность глобального самоотношения относительно основных эмоциональных составляющих предполагает, что некоторый аспект отношения может оставаться постоянным, хотя и глобальное самоотношение — это возможно при «компенсаторном» росте других компонентов — будет расти».

Так, субъект с низким самоуважением может сохранять его постоянным, не стараться повышать его уровень, например, из страха неудачи, но одновременно повышать или поддерживать общее позитивное самоотношение либо выражением симпатии к себе, либо близости, либо ожиданием позитивного отношения от других. То есть, в нормально функционирующей системе самоотношения уменьшение, например, симпатии к себе может быть скомпенсировано пропорциональным увеличением самоуважения так, чтобы интегральное отношение осталось на прежнем высоком уровне.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

У В.В. Столина, описано, что самоотношение, как эмоционально-оценочный системы лежат три эмоциональных измерения: самоуважение, аутосимпатия и близость к себе (самоинтерес), которые за счет аддитивности этой структуры интегрируются в общее чувство положительного или отрицательного отношения личности к себе.

«Симпатия-антипатия» связана с непосредственным переживанием приязни или неприязни, безоценочной положительной или отрицательной эмоции, расположенности либо нерасположенности. Измерение «уважение—неуважение» также относится к эмоциональной сфере отношения, но фиксирует более оценочный компонент отношения, предполагающий сравнение или внутреннее обоснование.

«Близость—отдаленность» отражает переживание внутренней межличностной дистанции, субъективную близость к объекту отношения. Кроме этого, выделяется и такой аспект самоотношения, как «ожидаемое отношение к самому себе», который «являясь независимым» (и высокостабильным) измерением самоотношения, не является в прямом смысле эмоциональным измерением — с точки зрения эмоций речь здесь идет о той же симпатии—антипатии. Специфика этого измерения в том, что оно предполагает субъективную смену чувств — антипатия и симпатия в собственный адрес приписывается другим людям вообще. Это есть «пересаженное внутрь» отношение других».

Самоотношение — это сложное структурно-функциональное образование, начинающее формироваться еще в раннем детстве под влиянием оценочных суждений взрослых и приобретающее относительную устойчивость и независимость от оценок других в подростковый период.

Самоотношение включает в себя самопринятие, самоуверенность, самопонимание, ожидание положительного отношения других (то есть отраженное самоотношение), самоинтерес, самоуважение, самообвинение. Все эти компоненты взаимосвязаны и определяют общий фон данного феномена в целом (положительный или отрицательный).

Исследуя самосознание личности, В.В. Столин опирается на Дж. Мида, который говорил о том, что сущность человеческого индивида кроется в его социальных отношениях, а не в биологических. Человек, по мнению Дж. Мида, становится объектом отношений другого человека, прежде всего родителей. Отношение к ребенку предшествует его самоотношению, сознание его другими предшествует его самосознанию. В.В. Столин считает, что родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование Я-образа и самоуважения ребенка.

Эффективность самосознания ребенка осуществляется благодаря уподоблению себя взрослым, другими словами – благодаря идентификации. Идентификация – это уподобление в форме переживаний и действий какого-то лица другому лицу. В дополнение к этому определению В.В. Столин говорит о когнитивном и эмоциональном уподоблениях другому лицу, приводящим к формированию намерений и установок, к соответствующему поведению. Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт и, следовательно, на развитие личности в целом. Негативное формирование самоотношения влечет за собой трудности в социализации подростка, которые проявляются во внутреннем и внешнем планах. Эти трудности оказывают влияние на личностные особенности подростка, приводящие к девиантным формам поведения: бродяжничеству, хулиганству, употреблению психоактивных веществ и т.д.

С.Л. Рубинштейн пишет, что «изучение деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности… Всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта… Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими… сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность в качестве их автора и творца… Проблема изучения личности завершается раскрытием самосознания».

 

1.2. Понятие «девиантное» поведение

 

Девиантным поведением обычно называется поведение, которое нарушает установленные в социуме правила и нормы. Такое поведение в последнее время приняло достаточно массовый характер. Результатом этого стало то, что данная проблема теперь находится в центре внимания большинства психологов, социальных педагогов, работников правоохранительных органов и работников медицины.

Дабы разрешить эту проблему, в большинстве случаев необходимо проанализировать общие причины, факторы и условия, способствующие развитию этого социального явления. Первоочередной задачей является определение сущности социальных норм и отклонений от данных норм.

Социальные нормы являются элементами социальной практики, накопившимся опытом за долгие годы развития общества. Они осуществляют контроль общества и его социальное управление. «Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру интервал допустимого (обязательного или дозволенного) поведения, деятельности людей, социальных организаций, социальных групп.

Формирование социальных норм осуществляется на основе традиций, законов, обычаев социума. Исходя из этого, социальные нормы формируются на основе привычного поведения для общества, которое с историческим его развитием стало образом жизни большинства населения, получило поддержку общественного мнения и стало «идеалом» межличностных и общественных отношений.

Однако со временем, по мере развития общества, некоторые нормы теряют свою актуальность, а новые развиваются исключительно на теоретическом уровне и определение приемлемого поведения, с общественной точки зрения, с каждым годом становится все сложнее.

Естественно, такая ситуация для общества, в котором мы живем, является крайне нежелательной потому, что девиантное поведение больших масс населения ведет к полному разрушению внутреннего склада государства в целом.

Отклонения поведения разделяются на несколько типов: социально-пассивное, агрессивное и корыстное.

Социальными отклонениями корыстной направленности являются поступки и правонарушения, которые направлены на получение имущественной, денежной либо материальной выгоды. Конкретными примерами являются кражи, хищения, мошенничество и т.п. Делинквентное поведение, которое в мелком воровстве, прогулах, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по причине нервно-психических нарушений без психоза, главным образом, при акцентуациях характера, психопатиях.

Социальные отклонения агрессивного характера обычно отражаются в действиях против личности: побои, оскорбление, изнасилование, убийство, хулиганство. Социальные отклонения агрессивного характера могут быть как невербального характера, то есть физическое насилие, так и вербального — оскорбление словом. Проявляются такие отклонения от нормы в виде поступков, вызывающих моральное осуждение, большинство из них являются уголовно-наказуемыми.

При преступлениях насильственного характера: тяжких телесных повреждениях или убийствах, обычно наблюдается интересная закономерность. Преступник, как правило, негативно воспринимает и агрессивно реагирует на действия жертвы, действия жертвы расцениваются им как оскорбления. Объяснение этого феномена с точки зрения психологии связано с двумя основными мотивами. Первый из них, это отсутствие доверия к взрослым людям из-за несправедливого обобщения собственных ненормальных отношений, вторым же является перенос этих самых взаимоотношений уже на других людей.

Особо пристальное внимание следует обращать на тех учащихся, которые проявляют в своем поведении социальную пассивность. Обычно это отражается в отсутствии желания решать проблемы социального и личного характера, в отказе от активной жизнедеятельности. Проявление таких отклонений характера проявляется в уклонении от работы и учебы, употребление алкоголя, бродяжничество, наркомания, токсикомания. Крайним проявлением социальной пассивности является самоубийство.

Самыми распространенными формами отклонений при девиантном поведении стали токсикомания и наркомания. Обычно, такие действия приводят к скорому разрушению психики индивида, а также нанесению непоправимого вреда физическому здоровью организма. В большинстве случаев предпосылками к употреблению наркотических препаратов являются: низкий самоконтроль, эмоциональная незрелость, неадекватная самооценка, неумение противостоять психологическому давлению, низкая стрессоустойчивость, отсутствие навыков взаимодействия с людьми.

Патологические нарушения в поведении также могут проявляться в так называемом аддиктивном поведении. Аддиктивное поведение является разновидностью поведения, направленного на разрушение, которое проявляется в причинении вреда обществу и человеку.

Девиантное поведение обычно проявляется как результат неправильного психического и социального развития, а также отклонений в процессе адаптации к социуму. Данные отклонения индивида отражаются в формах дезадаптации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Дезадаптация считается нарушением внешнего и внутреннего взаимодействия собственного «Я» человека с социумом в целом. Дезадаптация проявляется, как правило, при разладе деятельности, возникновении душевного дискомфорта, в нарушениях поведенческой деятельности человека и отсутствия гармонии при взаимоотношениях личностей.

Исходя из характера и природы дезадаптации ее обычно разделяют на психосоциальную, патогенную и социальную.

На возникновение патогенной дезадаптации влияет наличие патологий и отклонений в психическом развитии, наличие психических заболеваний нервного характера, возникающие в результате функционального или органического поражения центральной нервной системы.

Патогенная дезадаптация может проявляться как в хронических формах, к которым относятся психозы, шизофрения, эпилепсия и т.д., так и в легкой пограничной форме, которая проявляется в различных тиках, фобиях и т.д. Обычно перечисленные выше паталогии появляются в результате негативной семейной, социальной или школьной ситуации. Отсутствие своевременной качественной помощи приводит во многих случаях к тяжелым формам дезадаптации и отклонениям в поведении индвида.

Вопрос о развитии лечебной педагогики, в которой наряду с развивающими и коррекционными дидактическими программами выступают формы психологической коррекции и лечебной педагогики, как сказкотерапия, игротерапия, развивающая и коррекционная физкультура, пальчиковая терапия и т.д. встает все более остро.

Помимо этого, важной остается проблема социальной адаптации выпускников специальных школ. По всей видимости, в штат таких школ следует включать социальных работников и педагогов, которые занимаются социальной поддержкой выпускников. Существует разумная необходимость в выделении квот рабочих мест для данных выпускников, а также в выделении им соответствующих льгот, за счет администраций предприятий. Нашей стране только еще предстоит освоить опыт развитых стран по созданию, так называемого, «house-communication» — домов для совместного компактного проживания индивидов с проблемами психического или неврологического характера, включая психические и нервные расстройства и их патологии. Именно такие дома-интернаты открытого типа создают более адекватные и гуманные возможности для улучшения условий жизни, которые будут благоприятно влиять на их последующую социальную адаптацию.

Психосоциальная дезадаптация вызвана индивидуальными и половозрастными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную трудновоспитуемость, нестандартность, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических и психосоциальных коррекционных программ.

Психосоциальную дезадаптацию в соответствии с ее природой и характером можно разделить на временную неустойчивую и устойчивую форму.

К временным неустойчивым формам относятся особенности кризисных периодов развития психофизиологического характера. Одним из главных таких периодов является кризис подросткового возраста, который характеризуется ускорением роста мышц и костей, гормональными всплесками, ростом сердечно-сосудистой системы, неизбежно сопровождающими процесс полового созревания. В данный период своей жизни подросток начинает уделять особое внимание к половым вопросам, старается самоутвердиться среди сверстников. Активно развивается чувство самостоятельности, из-за чего подросток старается устраниться, часто этот процесс сопровождается конфликтами с взрослыми. Самоотношения и самооценка так же активно формируется в этом возрасте. И если самооценка неправильно сформировалась, то конфликтные ситуации подростка с окружением возникают все чаще и чаще.

Нарушение эмоциональных сфер подростка, акцентуация характера, проявляющиеся в повышенной тревожности, недостаточной эмпатии, хронической застенчивости и формирование неадекватной самооценки — подобные причины обычно приводят к возникновению устойчивых форм дезадаптации.

В современном мире, потребности молодежи значительно превышают то, что они могут получить самостоятельно. Мода на туризм, зрелища, компьютеры, автомобили, телефоны, ноутбуки, алкоголь и сигареты формируют у подрастающего индивида ложные потребности.

Возникает необходимость установить связь между тем, что хочет подросток, тем, что ему действительно необходимо, и тем, что он может получить не прибегая к значительной посторонней помощи.

В данных случае необходима адресная помощь социального работника и психолога. Для таких подростков следует расширить их сферу интересов, создать условия для появления интереса к внешкольной деятельности, а также сформировать профессиональные стремления и планы достичь каких-либо успехов в жизни. В данном случае эту помощь оказывают как различные социальные учреждения, деятельность которых направлена на работу с молодежью, так и специфические клубы, а также биржи труда. При очень сложных неординарных случаях необходимо обратиться в центр экстремальной психологической и социальной помощи для поддержки.

Из анализа психологической литературы, посвященной данному вопросу, известно, что понятие «девиантность» имеет связь в целом с противоправным поведением. Данное поведение может проявляться в форме небольших нарушений нравственно-этических норм, не дотягивающих до уровня преступления. В таких случаях, оно соответствует асоциальному поведению. Оно также может находить выражение в преступных действиях, которые наказываются в соответствии со статьями Уголовного кодекса; в таких случаях поведение криминальное, антисоциальное .

Истоки девиантности, как правило, лежат в школьных прогулах и приобщении к асоциальным группам сверстников. Далее дело идет к мелкому хулиганству, издевательству над младшими и слабыми, отниманию карманных денег у слабых, угону (для того чтобы покататься) мотоциклов и велосипедов. Реже подростки могут осуществлять мошеннические действия и мелкие сделки спекулятивного характера, а также вести себя вызывающе в общественных местах. Это может дополняться «домашними кражами» небольших сумм денег. За эти действия, совершаемые несовершеннолетними, не стоит наказывать в соответствии с УК.

Первые признаки отклоняющегося поведения наблюдается именно в подростковом возрасте. Факторами, сопутствующими этому, являются относительно низкий уровень интеллектуального развития, незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи, ближайшего окружения, зависимость подростка от требований группы и ценностных ориентаций, принятых в ней. Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте нередко выступает в качестве средства самоутверждения, выражения протеста против действительности либо кажущейся несправедливости взрослых.

Отклоняющееся поведение рассматривается Е.Н. Кондратом по нескольким уровням и критериям, которые соответствуют этим уровням. Остановимся на них поподробнее:

На первом уровне девиантному поведению присущи следующие показатели. В неустойчивых ценностных ориентациях подросток отдает приоритеты интимно-личностному общению. Наблюдается появление таких особенностей поведения как, воровство, агрессия, вредные привычки. В то же время положительные связи у подростка, такие как самовыражение, самопознание, самозащищенность, самоутверждение, нарушены. Иногда подросток отказывается от выполнения предписанных ему норм, нарушает элементарные запреты, и это вполне нормально для кризисного периода.

Второй уровень можно назвать «зоной риска», для него характерна деформация ценностных ориентаций. Происходит уменьшение количества социальных связей, налаживаются межличностные контакты с отрицательно влияющими неформальными группами. Более яркое выражение находят воровство, употребление алкогольных напитков, уход от организованной деятельности. При этом вероятность асоциального поведения довольно велика, достаточно незначительного давления для ее проявления.

Третий уровень можно обозначить как асоциальный. Ему присуще большое смещение ценностей, приоритетов. Происходит категорическое отвержение таких понятий, как семья, труд, школа. Уменьшение количества социальных связей проявляется еще сильнее, одновременно наблюдается увеличение числа конфликтных связей.

Подавляющее большинство случаев подростковой девиантности обусловлено социальными причинами, и прежде всего, недостатками воспитания. От 30 до 85% девиантных подростков растут в неполных семьях, то есть без отца, или в деформированной семье – с отчимом, появившимся недавно, или же с мачехой, что случается гораздо реже. Рост девиантности среди подростков связан с социальными потрясениями, влекущими за собой безотцовщину и лишающими семейной опеки.

Из психологических и социально-психологических исследований личности подростков с отклоняющимся поведением видно, что для них характерна разная степень деформации системы внутренней поведенческой регуляции, то есть ценностных ориентаций, установок потребностей. Заметное неблагополучие обнаруживается в системе межличностных отношений в школе, семье, на улице.

В современных условиях можно отметить изначальную обреченность подрастающего поколения на кризисную социализацию, к тому же, для подростков сегодня большей нормой является девиантное поведение, а не законопослушное и общественно-полезное. Из-за отсутствия идеологии и значимых ценностных ориентаций мы пришли к тому, что современными подростками как наиболее приоритетные воспринимаются элементы криминальной субкультуры. Вследствие негативных социальных причин возникает конфликтность между подрастающим поколением и обществом. Видя резкую поляризацию, подростки начинают испытывать чувство разочарованности, вследствие чего они вовлекаются в криминальные группировки, начинают употреблять наркотические средства, доходят до занятий проституцией. Трансформационные изменения привели к тому, что многие подростки сегодня перешли к так называемой маргинальной группе, то есть по своему положению оказались вне определенного социального слоя, группы, среды. Особенно опасно то, что некоторые подростки вырабатывают особую систему ценностей с глубокой враждебностью к имеющимся общественным институтам, с крайними формами неприспособленности в обществе и непринятием всего существующего.

Подводя итог, можно сказать, что девиантное поведение является одной из самых важных проблем современности, поэтому очень важно уметь выявлять те или иные причины возникновения данного поведения и его основные черты.


Страницы:   1   2   3