Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


По результатам тестирования самооценки у мальчиков выявлено, что в экспериментальной группе, по сравнению с мальчиками из контрольной группы, в целом, наблюдаются более низкие показатели самооценки по всем шкалам, за исключением компонента «уверенность в себе».

Так, наиболее существенные различия были выявлены по таким компонентам самооценки как: «авторитет у сверстников»(ниже на 12,27%) и «внешность» (ниже на 11,75%). По компоненте « уверенность в себе» результаты в экспериментальной группе оказались выше на 6,65%.

Проверка статистической значимости существенности уровня самооценки с помощью критерия Манн-Уитни при условии, что Uэмп.р≤ 0,05, показала, что в зону статистической значимости у мальчиков не попал ни один результат. Тем не менее, можно говорить о наличии тенденции к заниженной самооценке у мальчиков из экспериментальной группы, так как похожие результаты были получены в проективной методике «Автопортрет».

Наглядно результаты тестирования самооценки мальчиков представлены на рисунке 5.

Рис.5. Показатели самооценки у мальчиков

 

При анализе результатов тестирования по параметру уровень притязаний у мальчиков из экспериментальной группы наблюдались также несколько сниженные показатели по всем параметра. Кроме того существенно более низкие показатели были выявлены по таким компонентам самооценки как «внешность» (ниже на 13,13%) и «умение мастерить своими руками» (ниже на 8,22%). Также эти два параметра самооценки рошли проверку статистической значимости, по критерию Манн-Уитни при условии, что Uэмп.р≤ 0,05.Результаты тестирования наглядно представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Показатели уровня притязаний у мальчиков.

 

В дополнение к вышеописанным тестам (опросникам), было проведено исследование самоотношения старших подростков, с использованием проективной методики «Автопортрет» Р.Бернса. В рамках данной методики были протестированы такие компоненты самоотношения, как: «общая самооценка», «интеллектуальная и социальная самооценка», «саморуководство». Результаты исследования представлены в таблице 4.

По результатам тестирования установлено, что у девочек из экспериментальной группы, по сравнению с девочками из контрольной группы, наблюдался сниженный уровень значений по компоненте

Таблица 4. Сравнение результатов исследования по методике Автопортрет Р. Бернс

 

 

 

 

 

 

самоотношения «интеллектуальная и социальная самооценка». Так, девочки из экспериментальной группы в 100% случаев продемонстрировали признаки адекватного уровня притязания по данному критерию, в то время как девочки из контрольной группы в 50% случаев продемонстрировали признаки высокого уровня притязаний и еще в 50% случаев — признаки адекватного уровня притязаний.

В тоже время, по показателю «общее самоотношение» у девочек из экспериментальной группы наблюдается несколько завышенные показатели. Так, девочки из экспериментальной группы продемонстрировали в 100% случаев признаки адекватного уровня, в то время как девочки из контрольной группы только в 80% случаев продемонстрировали признаки адекватного уровня и в 20% случаев — признаки сниженного уровня притязаний.

У мальчиков из экспериментальной группы наблюдается снижение значений по показателю «общая самооценка» (расположение рисунка на листе). Так, в экспериментальной группе 33% испытуемых имели признаки сниженного уровня и 67% — признаки адекватного уровня «общей самооценки», в то время как в контрольной группе 58%респондентов имеют признаки завышенного уровня, 37% — признаки адекватного уровня и только 5% — признаки сниженного уровня «общей самооценки».

Аналогичную картину у мальчиков из экспериментальной группы можно наблюдать и по показателю «интеллектуальная и социальная самооценка». Так, у мальчиков из экспериментальной группы 33% случаев имеют признаки заниженного уровня и 67%- признаки адекватного уровня «интеллектуальной и социальной самооценки», в то время как у мальчиков в контрольной группs 47% респондентов имеют признаки завышенного уровня, 42% случаев имеют признаки адекватного уровня и только 11% подростков имеют признаки заниженного уровня «интеллектуальной и социальной самооценки».

Несколько неожиданными оказались результаты по совокупности показателей «контроль над телесными влечениями» и «местонахождение базовых потребностей и влечений», которые вместе характеризуют сформированность такого компонента самоотношения, как «самоконтроль». Так, по критерию «контроль над телесными влечениями» подростки из экспериментальной группы продемонстрировали в 3 раза более высокий уровень потребности в «защитном контроле» по сравнению с экспериментальной группой, что само по себе уже говорит о низкой степени уверенности в собственных силах и необходимости внешнего контроля. Также все подростки (100% мальчиков и девочек)из экспериментальной групп, продемонстрировали признаки«неудовлетворенности осознаваемыми влечениями», в то время как подростки из контрольной группы продемонстрировали признаки «равновесия между потребностями и влечениями», либо признаки «отрицания потребностей и влечений». Полученные результаты по этим компонентам также свидетельствуют о наличии более высокого уровня «внутренней конфликтности» у подростков из экспериментальной группы, то есть о более выраженной дисгармоничности между компонентами самоотношения.

Также интересными, с нашей точки зрения, оказались результаты по параметру «чувствительность к критике и общественному мнению». Все 100% мальчиков из экспериментальной группы продемонстрировали отсутствие «чувствительности к критике и общественному мнению», в то время как 67% мальчиков из контрольной группы продемонстрировали признаки «чувствительности к критике и общественному мнению». Возможно, эта личностная психологическая особенность мальчиков из экспериментальной группы объясняет завышенные показатели по критерию «самоценность» в предыдущем тесте. Негативные оценки и критика со стороны общества блокируются и не усваиваются, что позволяет подросткам поддерживать более высокий уровень «самоценности» и более высокий уровень «самооценки», что, в свою очередь, также является механизмом психологической защиты личности.

Кроме того, по результатам этого теста можно сказать о том, что они коррелируют с такими психологическими особенностями старших подростков с химической зависимостью, рассматриваемыми нами в теоретической части работы, как агрессивность, эгоизм, тревожность, инфантилизм или эмоциональная незрелость и демонстративность.

Итак, подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.

  1. Исследование показателей самоотношения у подростков с химической зависимостью показало ряд различий по сравнению с подростками из контрольной группы, причем характер и степень этих различийу испытуемых с химической зависимостью определяется гендерной принадлежностью.
  2. У девочек с химической зависимостью наблюдается несколько завышенный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с девочками из контрольной группы.
  3. У мальчиков с химической зависимостью наблюдается несколько сниженный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с мальчиками из контрольной группы.
  4. Обнаружена дисгармоничность структуры самоотношения у девочек с химической зависимостью, которая проявляется снижением показателей самоуверенности, саморуководства, самопринятия и ожидаемого отношения к себе с одновременным завышением показателейпо шкалам «авторитет у сверстников», «характер» и «внешность».
  5. Выявлена также дисгармоничность компонентов самоотношения у мальчиков с химической зависимостью проявляется в снижении показателейпо показателям саморуководства, авторитета у сверстников, умения мастерить своими руками, внешности и одновременным завышением показателей по показателям самоценность и самоуверенность». Кроме того, в самоотношении у мальчиков из данной группы определено на уровне тенденции наличие более высокого уровня внутренней конфликтности.
  6. Тем самым можно утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена. Самоотношение старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонентов, которая может различаться в зависимости от их гендерной принадлежности.

 

2.3 Рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью

 

Основной мишенью социально-психологического сопровождения старших подростков с химической зависимостью должна стать гармонизация самоотношения, или иными словами повышение адекватности уровня частных компонент самоотношеня (частных самооценок).

В качестве мишеней психокоррекционной работы целесообразно выбирать компоненты самоотношения, по которым наблюдаются сниженные показатели.

Так, у девочек старшего подросткового возраста, для гармонизации компонентов самоотношения целесообразно рекомендовать:

  1. Для повышения уровня самоотношения по компоненте «отраженное самоотношение» и «самопринятие» групповые тренинги, направленные на развитие коммуникативных способностей и командной работы.
  2. Для повышения уровня самоотношения по компоненте «саморуководство» и «самоуважение» в первую очередь необходимо заполнить информационные пробелы и отсутствующие практические навыки, препятствующие самостоятельному принятию взвешенных решений, а затем в рамках группового тренинга наработать практические навыки по приятию самостоятельных решений, в предлагаемых игровых ситуациях.
  3. Для снижения уровня самоотношения по компоненте «авторитет у сверстников» и «внешность» индивидуальную работу с психотерапевтом направленную на определение более долгосрочных перспектив развития личности и тем самым объясняющие подростку, что «авторитет у сверстников» и «внешность» далеко не единственная ценность, к которой интересно стремиться.

У мальчиков старшего подросткового возраста для гармонизации заниженной самооценки целесообразно рекомендовать:

  1. Для повышения уровня самоотношения по компоненте«внешность», в зависимости от ситуации либо занятия спортом, либо медицинскую помощь, либо обучение правилам гигиены и навыкам ухода за собой.
  2. Для повышения уровня самоотношения по компоненте «умение мастерить своими руками» тренинги, направленные на развитие прикладных навыков с учетом индивидуальных особенностей, например таких как «моделирование военной техники», «приготовление еды», «изготовление садовой мебели», «прикладное декоративное искусство» и т.п.
  3. Для повышения уровня самоотношения по компоненте «саморуководство» в первую очередь необходимо заполнить информационные пробелы и отсутствующие практические навыки, препятствующие самостоятельному принятию взвешенных решений, а затем в рамках группового тренинга наработать практические навыки по приятию самостоятельных решений, в предлагаемых игровых ситуациях.
  4. Для снижения завышенного уровня самооценки в части компоненты «самоценность» и «самоуверенность», целесообразно в рамках групповых тренингов, в корректной форме, давать возможность участникам говорить о том какие чувства они испытывают в зависимости от действий других участников группы, то есть давать обратную связь по происходящим в рамках тренига событиям и тем самым развивая способность к рефлексии у всех участников группы.

Вне зависимости от гендерной принадлежности, старшим подросткам с химической зависимостью дополнительно рекомендуется прохождение тренингов «социального взаимодействия» направленных на повышение социализации подростка в обществе, причем желательно, чтобы эти тренинги проводились с включением участников разных возрастов, в том числе и более взрослых людей. Безусловно, помимо тренингов старшим подросткам с химической зависимостью, показана психотерапия как индивидуальная, так и семейная. На более поздних этапах сопровождения, помимо семейной психотерапия целесообразно проводить занятия по«мультисемейной» групповой терапии, когда в группу входят семьи других химически зависимых подростков и происходит обмен реальным опытом в части решения возникающих проблем. Такая форма работы позволяет на более глубоком практическом уровне прорабатывать семейные конфликты и навыки эффективного внутрисемейного общения.

Так как процесс гармонизации невозможно осуществить за короткий период времени, для повышения эффективность такого рода сопровождение старших подростков, целесообразно осуществлять его в рамках стационара и если возможно на базе медицинского учреждения.

При использовании вышеприведенных рекомендаций специалистам необходимо также учитывать, что для разработки эффективного плана социально-психологического сопровождения следует подходить к его формированию сугубо индивидуально, с учетом физического, психологического состояния и социального статуса подростка, в том числе, используя и рассмотренные нами в рамках этой работы методики, но не ограничиваясь ими.

Соответственно, при осуществлении практической работы для осуществления более полной психологической диагностики подростка необходимо собрать полный анамнез и провести дополнительные тесты, направленные на определение различных когнитивных и личностных способностей подростка, в том числе:

  • для определения когнитивных особенностей:
  • тесты на внимание (например, «Отыскивание чисел» и т.п.)
  • тесты на память (например, «Пиктограммы», «Заучивание 10 слов» и т.п.)
  • тесты на мышление (например, «Пиктограммы», «Рассказ по картинке», «Исключение лишнего», «Простые аналогии», «Выделение существенных признаков» и т.п.)
  • в том числе для определения личностных особенностей и особенностей самоотношения:
  • исследование самооценки (по методике Дембо-Рубинштейн),
  • проективные методики: «Автопортрет», «Рисунок несуществующего животного», «Дом-дерево-человек» и т.п.
  • исследование самооценки психических состояний (опросник Айзенка),
  • проективная методика «Метод Цветовых выборов» и т.п..

Выводы.

  1. В результате проведенного исследования было выявлено, что самоотношения старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонент, которая детерминируется гендерной принадлежностью.
  2. У девочек с химической зависимостью наблюдается несколько завышенный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с девочками из контрольной группы, а дисгармоничность компонентов самоотношения проявляется, сниженными показателями по компонентам: «самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие» и «ожидаемое отношение к себе» и завышенными показателямипо компонентам: «авторитет у сверстников», «характер» и «внешность».
  3. У мальчиков с химической зависимостью наблюдается несколько сниженный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с мальчиками из контрольной группы, а дисгармоничность компонентов самоотношения проявляется сниженными показателями по компонентам: «саморуководство», «авторитет у сверстников», «умение мастерить своими руками», «внешность» и завышенными показателями по компонентам: «самоценность» и «самоуверенность». Кроме того, самоотношение у мальчиков характеризуется тенденцией к наличию более высокого уровня внутренней конфликтности.
  4. Осуществление социально-психологического сопровождения старших подростков с химической зависимостью целесообразно проводить с учетом личных индивидуальных физических особенностей, психологического состояния и социального статуса, используя рассмотренные нами в рамках этой работы методики, но не ограничиваясь ими.
  5. В качестве мишени психокоррекционной работы следует в первую очередь рассматривать те компоненты самоотношения, по которым наблюдаются заниженные показатели.
  6. Так как процесс гармонизации невозможно осуществить за короткий период времени, для повышения эффективности такого рода сопровождение старших подростков целесообразно осуществлять его в рамках стационара и желательно на базе медицинского учреждения.
  7. Эффективное социально-психологическое сопровождение должно охватывать различные сферы жизни подростка, ликвидировать имеющиеся информационные пробелы, практические навыки, развивать физические навыки и навыки социального общения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном исследовании особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью дан обзор таким ключевым психологическим понятиям, как «самоотношение», механизмы его формирования и структура, а также проанализирована его роль в развитии личности; рассмотрен онтогенетический период развития личности — «старший подростковый возраст»; изучены особенности самоотношения у старших подростков с химической зависимостью.

Выяснилось, что самоотношение -это сложное многоуровневое психологическое образование, обеспечивающее целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение личности к себе, и оказывающее существенное влияние всю жизнедеятельность личности, в том числе на ее ценностные ориентации, адекватность, самостоятельность, личностный рост и психическое здоровье.

Старший подростковый возраст большинством авторов определяется как период рождения «сознательной личности», при этом сознательность и самостоятельность личности обеспечивается, в том числе самоотношением, зарождающемся как раз в старшем подростковом возрасте. Также было установлено, что старший подростковый возраст — это наиболее уязвимый период для возникновения разнообразных нарушений, в том числе возникновения отклоняющегося поведения, которое может выражаться в химической зависимости.

Далее при рассмотрении причин возникновения особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью, мы пришли к выводам о том, что особенности самоотношения определяются такими личностными качествами химически зависимых подростков как: алекситимия, эгоцентризм, нетерпеливость и максимализм, мечтательностью, высоким уровнем внушаемости и низким уровнем критического осмысления, ригидностью и высоким уровнем тревожности.Комбинация вышеперечисленных личностных особенностей приводит к тому, что химически зависимые подростки не способны целостно иадекватно оценивать свой жизненный опыт, действовать в настоящем и выстраивать цели на будущее. У них нарушены механизмы восприятия, приводящие к нарушению процессов самосознания, самоотношения (самооценки), саморегуляции и адаптации и как следствие к дисгармоничности компонентов самоотношения. По результатам изучения научной литературы было обнаружено, что у старших подростков с химической зависимостью отмечаются заниженные значения по компонентам: «самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие», «ожидаемое отношение социума» (Зеркальное Я) и завышенными значениями по компоненте «самоценность». По компоненте Внутренняя конфликтность наблюдается либо крайне высокие показатели, объясняемые наличием внутренних сомнений, конфликтов, переживание чувства вины, либо крайне низкие показатели объясняемые отрицанием проблем и самодовольством.

В результате проведенного исследования было выявлено, что самоотношение старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонентов, которая детерминируется гендерной принадлежностью.

Так, у девочек с химической зависимостью наблюдается несколько завышенный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с девочками из контрольной группы, а дисгармоничность компонентов самоотношения проявляется сниженными показателями по компонентам: «самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие» и «ожидаемое отношение к себе» и завышенными показателями по компонентам: «авторитет у сверстников», «характер» и «внешность».

У мальчиков с химической зависимостью наблюдается несколько сниженный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с мальчиками из контрольной группы, а дисгармоничность компонентов самоотношения проявляется сниженными показателями по компонентам: «саморуководство», «авторитет у сверстников», «умение мастерить своими руками», «внешность» и завышенными показателями по компонентам: «самоценность» и «самоуверенность». Кроме того, самоотношение у мальчиков характеризуется тенденцией к наличию более высокого уровня внутренней конфликтности.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, была подтверждена полностью.

С учетом полученных результатов эмпирического исследования, были разработаны общие рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью. В дальнейшем было бы интересно оценить динамику и изменения уровня показателей, входящих в структуру самоотношения подростков по окончанию реабилитационных мероприятий.


Литература

 

  1. Айзенк. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. -1995. -№ 1.-С. 111 -131.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. // Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — 338 с.
  3. Березин C.B. Наркомания глазами семейного психолога/ C.B. Березин, К.С. Лисецкий. — СПб: Речь, 2005. — 240 с
  4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  5. Беличева С.А. Этот опасный возраст/С.А. Беличева- М.: Знание, 1982. — 94 с.
  6. Битенский B.C. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков/ B.C. Битенский, Б.Г. Херсонский // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. — Л., 1989 — С. 83-88.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 464 с.
  8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Л.И. Божович. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 612 с.
  9. Братусь Б.С. Аномалии личности/ Б.С. Братусь. — М.: Мысль, 1988.— 301 с.
  10. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф.дис. …канд.мед. наук/ В.А. Лоскутова. -Новосибирск, 2004. — 24 с.
  11. Валеева Н.Ф. Посттравматическое стрессовое расстройство у девочек-подростков с делинквентным и аддиктивным поведением/ Н.Ф. Валеева, Р.Х. Гизатуллин, Э.З. Кадырова, И.А. Салихова и др.// Аддиктология. — 2005 — № 1 — С. 61-64.
  12. Войскунский А.Е. Интернет: Воздействие на личность/ Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете/ под ред. А.Е. Войскунского. — М. : Можайск-Терра, 2000. — 432 с.
  13. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский // Психологический журнал — 2004 — т.25 — №1 — С.90-100.
  14. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский// Гуманитарные исследования в Интернете/под ред. А.Е. Войскунского — М.: Можайск-Терра, 2000. — С. 100-132.
  15. Выготский JLC. Психология/ JI.C. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -1007 с.
  16. Выготский JI.C. JI.C. Выготский. — М.: Изд-во БЗО, 1931 J1.C. Выготский. -504 с.
  17. Гоголева A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика / A.B. Гоголева. -Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
  18. Гребенников JT.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика // Диссертация канд. психол. наук — М., 1994, 202 с.
  19. Гришина A.B. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте авто-реф.дис. …канд.психол.наук/ A.B. Гришина. — Нижний Новгород, 2011. — 24 с.
  20. Драгунова, Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1967. — 156 с.
  21. Джолдыгулов Г.А. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми/ Г.А. Джолдыгулов, P.M. Гусманов, Ю.С. Шевченко // Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: материалы Рос.науч.-практич.конф. — Иваново, 2005 — С.
  22. Дормашев Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б. Дормашев, В.Я.Романов. — М. : Тривола, 1995-347 с.
  23. Егоров А.Ю. Нехимические аддикции/ А.Ю. Егоров. — СПб. : Речь, 2007 -190 с.
  24. Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью / А.Ю. Егоров, H.A. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. — 2005 — Т.5, №2 — С. 20-27.
  25. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете/ А. Жичкина. — М. : «Дашков и Ко», 2004. — 117 с.
  26. Жмуров В.А. Токсикомания: вопросы клиники, раннего выявления и профилактики/ В.А. Жмуров, Т.И. Огородников // Проблемы алкоголизма и наркомании. — Хабаровск, 1988. — С. 54 -56.
  27. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм: методология, распространенность, диагностика и лечение /В.В. Зайцев, В.И. Евдокимов // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. — 2008. -№ 2. — С. 67-74.
  28. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ сост. и ред. А.Е. Войскунский. — М. : Акрополь, 2009. — 279 с.
  29. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук / Иванов М.С. -Барнаул, 2005. — 22 с.
  30. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя/ И.С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. -255 с.
  31. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития/ Ц.П. Короленко // Обозр. психиатрии и мед. психологии. — 1991.-№ 1.-С. 8-15.
  32. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. — М. : Академический Проект, — 2000. — 460 с.
  33. Кленова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет-зависимостью / Ю. Кленова [Электронный ресурс], 2002. — URL.: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ia klenova.
  34. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей/ В.В.Ковалев. — М., 1979. — 608 с.
  35. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков /С.А. Кулаков// учебн.-метод. пособие. — М., 1998 — 70 с.
  36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. М. : Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
  37. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко. -Л. : Медицина, 1977. — 387 с.
  38. Личко А.Е. Подростковая наркология: руководство для врачей/ А.Е. Личко, B.C. Битенский. — Л. : Медицина, 1991, — 301 с.
  39. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991. — С. 9 — 14.
  40. Личко А.Е. Подростковая психиатрия/ А.Е. Личко. — М.: Медицина, 1985, -407 с.
  41. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики : автореф. дис. … канд. психол. наук / Литвиненко О.В. ; [Всерос. центр экстрен, и радиац. медицины им. A.M. Никифорова МЧС России]. — СПб., 2008. — 20 с.
  42. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика/ В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова, Е.А. Смирнова, Н.С. Хомерики. — М.: Арсенал образования, 2010. — 136 с.
  43. Международная классификация болезней (МКБ-10).
  44. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии/ В.Д.Менделевич. — СПб.: Речь, 2007. — 768 с.
  45. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения/В.Д. Менделевич// учебн. пособ. М.: МЕДпресс, 2001 -432 с.
  46. Менделевич В.Д. Аддиктивное влечение / В.Д. Менделевич, М.Л. Злобин. -М.: МЕДпрессинформ, 2012. -264 с.
  47. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения / В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.Б. Искандирова, A.A. Антоненко [Электронный ресурс] // Мед. психология в России : электрон. науч. журн. — 2011. — № 6. — URL: http://medpsy.ru.
  48. Методическое руководство по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF / A.A. Рукавишников, М.В. Соколова; под науч. ред. В.И. Чиркова. — СПб. : ИМАТОН, 2002. — 95 с.
  49. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика/ Е.С. Михайлова. — СПб. : Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007. — 266 с.
  50. Москаленко В.Д. Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков/ В.Д. Москаленко [Электронный ресурс] // Междун.мед. журнал. — 2003. — №1. — URL.: http://medi.ru/doc/773013
  51. Мун JI.H. Информационные технологии и гуманитарная культура/ J1.H. Мун // Мир психологии. — 2002. — №1- С. 262-272.
  52. Мясищев В.Н. Психология отношений/ В.Н. Мясищев// Избранные психологические труды / под ред. A.A. Бодалева. Москва-Воронеж: Институт практической психологии. — 1995. — 356 с.
  53. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология /Л.Ф. Обухова//Учебник. -М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
  54. Пережогин Л.О. Формирование расстройств личности у несовершеннолетних правонарушителей/ Л.О. Пережогин // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья: междунар.конгр. -Казань, 2006. — С. 348-349.
  55. Петракова Т.И. Предикторы риска аддиктивного поведения и профилактика наркологических заболеваний среди подростков/ Т.И. Петракова // Вопросы наркологии. — 1995 — № 2 — С. 79-82.
  56. Печникова Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков/ Л.С. Печникова //Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья здоровья: междунар.конгр. -Казань, 2006.-С. 349-350.
  57. Печникова Л.С. Особенности представления о мужской и женской роли у девочек-подростков с девиантным поведением / Л.С. Печникова //Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья здоровья: междунар.конгр. — Казань, 2006. — С. 350-351.
  58. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже. — М.: Директ-Медиа, 2008. -848 с.
  59. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF / сост. A.A. Рукавишников, М.В. Соколова. — Ярославль, 1995.-43 с.
  60. Пушина В.В. Биологические и социально-психологические факторы алкогольной зависимости у подростков / В.В. Пушина// Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья здоровья: междунар.конгр. — Казань, 2006. — С. 324-325.
  61. Пятницкая И.Н. Наркомании/ И.Н. Пятницкая. — М.: Медицина, 1994. — 541 с.
  62. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология/ И.Н. Пятницкая, Н.Г. Найденова. — М.: Медицина, 2002. — 256 с.
  63. Радионова М.С. Характеристики личностной и эмоциональной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости/ М.С. Радионова, Т.С. Спиркина // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ под ред. А.Е. Войскунского. — М., 2009 — С. 113-137.
  64. Раевская Е. Черты личности интернет-зависимых и интернет-независимых пользователей / Е. Раевская [Электронный ресурс], 2002. — URL.: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ia_raevska.
  65. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание/ СЛ. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
  66. Рыбников В. Ю. Распространенность компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса / В.Ю. Рыбников, О.В. Литвиненко, В.А. Юрен-кова // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. -2008.-№4.-С. 72-76.
  67. Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции : автореф. дис. … канд. психол. наук / Д.Г. Рыбалтович [Всерос. центр экстрен, и радиац. медицины им. A.M. Никифорова МЧС России]. — СПб., 2012.-21 с.
  68. Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. -2011.-№40 (45).-С. 23-34.
  69. Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V 2.0) [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова // Психол. исслед. : электрон, науч. журн. — 2009. — № 6 (8). — URL: http://psystudy.ru.
  70. Сибиль С.И. Как помочь подростку с «трудным» характером/ С.И. Сибиль, Е.И. Подмазин. — Киев, 1996. — 160 с.
  71. Сирота H.A., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ/ H.A. Сирота, В.М. Ялтонский // Вопросы наркологии. — 1996. — №4. — С. 5967.
  72. Сирота H.A. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / H.A. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман. -М.: Генезис, 2001. -216 с.
  73. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ Е.Т. Соколова. М.: — Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  74. Соловьева И.А., Матевосян С.Н. Психодиагностический потенциал телесного образа Я в работе с лицами с нарушениями половой идентичности/ И.А.Соловьева, С.Н. Матевосян // Психология телесности. Между душой и телом/ под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — 2005. — 270-280.
  75. Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов/ A.C. Спиваковская. -М.: МГУ, 1988.-200 с.
  76. Столин В.В. Самосознание личности/ В.В. Столик. — М.: Издательство Московского Университета, 1983. — 284 с.
  77. Теперик Р.Ф. Особенности общения Интернет-зависимых пользователей/ Р.Ф. Теперик, М.А. Жукова // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/под ред. А.Е. Войскунского. — М., 2009 — С. 165187.
  78. Толстых H.H. Изучение мотивации подростков имеющих пагубные привычки / H.H. Толстых, С.А. Кулаков // Вопросы психологии. — 1989. — №2. — С. SS-SS.
  79. Фрейд А. Эго и механизмы защиты/ А.Фрейд. — М.: издательство Эксмо, 2003.-256 с.
  80. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности/ Д.И. Фельдштейн. -М.: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1996. — 512 с.
  81. Чудова Н.В. Особенности образа Я «Жителя Интернета»/ Н.В. Чудова// Психологический журнал. -2002. -Т.22. -№1. -С.113-117.

Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф