Вид работы: Дипломная работа
Тема: Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью
ВУЗ: тольяттинский государственный университет
Кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
1.1 Анализ понятия «самоотношения» в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………………….. 8
1.2 Психологические особенности старшего подросткового возраста……… 19
1.3 Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью…………………………………………………………………… 23
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самоотношения у старших подростков с химической зависимостью.
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….. 33
2.2. Описание и анализ результатов исследования…………………………… 36
2.3. Рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью……………………………………… 49
Заключение……………………………………………………………..……..… 54
Литература………………………………………………………………………. 57
Приложения…………………………………………………………………….. 64
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется выбором совокупности изучаемых факторов — рассматриваемого возрастного периода, вида исследуемой зависимости и выбором самоотношения как предмета исследования.
Сегодняшние подростки — это завтрашние взрослые, и от уровня их физического, психологического здоровья, морального и социального благополучия зависит будущее нашей нации. Тема сохранения здоровья нации — это вопрос, который всегда был и остается вопросом государственного значения.
По официальным данным, средний возраст подростка, начинающего употреблять наркотические вещества — от 15 до 17 лет.
По оценкам ООН за 2013 год, в мире зафиксировано около 246 млн. человек, страдающих наркотической зависимостью. По данным того же Управления ООН, Россия в 2015 году остается в первой тройке стран в мире по употреблению героина.
В России, согласно статистическим данным, среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.
Старший подростковый возраст — это значимый этап становления личности. Несмотря на существующие различия в определении границ возрастных периодов, согласно периодизации Д.Б. Эльконина к старшему подростковому возрасту следует относить юношей и девушек в возрасте 15-17лет. Именно этот период развития сопровождается либо качественной перестройкой личности, либо закреплением ранее сложившегося отношения к себе и к миру.
Самоотношение – это компонент личности, оказывающий существенное влияние на проявление социальной активности личности. Он теснейшим образом связан с целями жизнедеятельности личности, с ее ценностными ориентациями, обуславливает ее адекватность (психическое здоровье) идентифференцированность.
В этой связи можно предположить, что дисгармоничность и диспропорциональность между компонентами самоотношения служат предпосылкой для возникновения социальной дезадаптации у подростков и могут повлечь за собой возникновение разных видов аддиктивного поведения, в том числе — употребление ПАВ и возникновение химической зависимости.
На фоне высоких показателей распространенности наркомании и разрушительного характера её последствий встаёт вопрос разработки и реализации комплексных, теоретически обоснованных реабилитационных программ, включающих не только медицинскую и социальную, но и психологическую помощь наркозависимым.
Доказано, что эффективность краткосрочного пребывания в стационаре (от 7-ми до 14-ти дней), ориентирована, прежде всего, на снятие абстинентного синдрома и остаётся очень низкой: лишь у 2-3 % наркозависимых наблюдается ремиссия в течение года [13], поэтому наркоманию, как и другие формы аддиктивного поведения, нельзя рассматривать изолированно, без учёта системы личностных факторов.
В связи с этим, актуальной задачей современной медико-психологической реабилитации является не только прекращение употребления психоактивных веществ (ПАВ), но и разработка научно-обоснованных программ, направленных на достижение изменений во всех значимых сферах жизнедеятельности личности [3],в том числе предполагающих: изменение структуры и модальности самоотношения, разрешение интерперсональных и внутриличностных конфликтов, а также формирование социально-приемлемых стратегий саморегуляции и совладания со стрессом.
В то же время, несмотря на определенный интерес к различным аспектам развития личности лиц, страдающих различными видами аддикции, исследований, специально посвященных исследованию особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью, явно недостаточно. Этим и определяется актуальность избранной нами темы, так как полученные данные будут способствовать углублению научных представлений о личности лиц, предрасположенных к развитию у них различных форм аддикции.
Объект исследования: самоотношение старших подростков.
Предмет исследования: особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
Цель работы – провести экспериментальное исследование самоотношения старших подростков с химической зависимостью и на основе полученных данных разработать практико-ориентированные рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью.
Гипотеза исследования: cамоотношение старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонентов, которая может различаться в зависимости от их гендерной принадлежности.
Задачи исследования:
- Проанализировать понятие «самоотношение» в современной научной литературе.
- Раскрыть психологические особенности старших подростков.
- Проанализировать современные исследования по проблеме личностных особенностей старших подростков с химической зависимостью.
- Провести экспериментальное исследование особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
- Сформулировать рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью.
Теоретическую базу исследования составили:
- в части изучения самоотношения — теории А.Ф.Лазурского, В.Н.Мясищева, В.В.Столина, С.Р.Пантилеева;
- в части проблемы периодизации старшего подросткового возраста — периодизации Д.Б.Эльконина и Л.И.Божович;
- в части особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью — работы Б.Сегала, В.Д.Менделевича, Дж.Ханзяна и др.
Методы исследования:
- Теоретические методы – сравнительно-сопоставительный анализ литературы, обобщение и систематизация материала.
- Эмпирические методы – изучение инструктивно-методических материалов, анкетирование и тестирование, эмпирическое исследование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
В исследовании были использованы следующие диагностические методики.
- Методика исследования самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев (МИС);
- Рисуночный тест «Автопортрет» Р.Бернс
- Диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан).
- Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г.Я. Лозовой.
Эмпирической базой исследования стали две организации: …. и полное название организации по месту работы (контрольная группа). Выборку составили …. …… (средний возраст 15,5) и 29 школьников 9-х классов …… (средний возраст 15,5).
Новизна исследования.
- Уточнены и систематизированы имеющиеся научные представления о сущности и структуре самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
- Предложена батарея психодиагностических методик, позволяющих выявлять особенности развития основных показателей самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
- Расширена база имеющихся экспериментальных данных об особенностях самоотношения старших подростков в зависимости от их гендерной принадлежности.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что информация, полученная в ходе этого исследования, может быть использована для повышения эффективности реабилитации старших подростков с химической зависимостью путем доработки существующих методик.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


