Меню Услуги

Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью

Вид работы: Дипломная работа

Тема: Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью

ВУЗ: тольяттинский государственный университет

Кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы проблемы самоотношения старших подростков с химической зависимостью.

1.1 Анализ понятия «самоотношения» в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………………….. 8

1.2 Психологические особенности старшего подросткового возраста……… 19

1.3 Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью…………………………………………………………………… 23

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самоотношения у старших подростков с химической зависимостью.

2.1. Организация и методы исследования…………………………………….. 33

2.2. Описание и анализ результатов исследования…………………………… 36

2.3. Рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью……………………………………… 49

Заключение……………………………………………………………..……..… 54

Литература………………………………………………………………………. 57

Приложения…………………………………………………………………….. 64

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется выбором совокупности изучаемых факторов — рассматриваемого возрастного периода, вида исследуемой зависимости и выбором самоотношения как предмета исследования.

Сегодняшние подростки — это завтрашние взрослые, и от уровня их физического, психологического здоровья, морального и социального благополучия зависит будущее нашей нации. Тема сохранения здоровья нации — это вопрос, который всегда был и остается вопросом государственного значения.

По официальным данным, средний возраст подростка, начинающего употреблять наркотические вещества — от 15 до 17 лет.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

По оценкам ООН за 2013 год, в мире зафиксировано около 246 млн. человек, страдающих наркотической зависимостью. По данным того же Управления ООН, Россия  в 2015 году остается в первой тройке стран в мире по употреблению героина.

В России, согласно статистическим данным, среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.

Старший подростковый возраст — это значимый этап становления личности. Несмотря на существующие различия в определении границ возрастных периодов, согласно периодизации Д.Б. Эльконина к старшему подростковому возрасту следует относить юношей и девушек в возрасте 15-17лет. Именно этот период развития сопровождается либо качественной перестройкой личности, либо закреплением ранее сложившегося отношения к себе и к миру.

Самоотношение – это компонент личности, оказывающий существенное влияние на проявление социальной активности личности. Он теснейшим образом связан с целями жизнедеятельности личности, с ее ценност­ными ориентациями, обуславливает ее адекватность (психическое здоровье) идентифференцированность.

В этой связи можно предположить, что дисгармоничность и диспропорциональность между компонентами самоотношения служат предпосылкой для возникновения социальной дезадаптации у подростков и могут повлечь за собой возникновение разных видов аддиктивного поведения, в том числе — употребление ПАВ и возникновение химической зависимости.

На фоне высоких показателей распространенности наркомании и разрушительного характера её последствий встаёт вопрос разработки и реализации комплексных, теоретически обоснованных реабилитационных программ, включающих не только медицинскую и социальную, но и психологическую помощь наркозависимым.

Доказано, что эффективность краткосрочного пребывания в стационаре (от 7-ми до 14-ти дней), ориентирована, прежде всего, на снятие абстинентного синдрома и остаётся очень низкой: лишь у 2-3 % наркозависимых наблюдается ремиссия в течение года [13], поэтому наркоманию, как и другие формы аддиктивного поведения, нельзя рассматривать изолированно, без учёта системы личностных факторов.

В связи с этим, актуальной задачей современной медико-психологической реабилитации является не только прекращение употребления психоактивных веществ (ПАВ), но и разработка научно-обоснованных программ, направленных на достижение изменений во всех значимых сферах жизнедеятельности личности [3],в том числе предполагающих: изменение структуры и модальности самоотношения, разрешение интерперсональных и внутриличностных конфликтов, а также формирование социально-приемлемых стратегий саморегуляции и совладания со стрессом.

В то же время, несмотря на определенный интерес к различным аспектам развития личности лиц, страдающих различными видами аддикции, исследований, специально посвященных исследованию особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью, явно недостаточно. Этим и определяется актуальность избранной нами темы, так как полученные данные будут способствовать углублению научных представлений о личности лиц, предрасположенных к развитию у них различных форм аддикции.

Объект исследования: самоотношение старших подростков.

Предмет исследования: особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью.

Цель работы – провести экспериментальное исследование самоотношения старших подростков с химической зависимостью и на основе полученных данных разработать практико-ориентированные рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью.

Гипотеза исследования: cамоотношение старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонентов, которая может различаться в зависимости от их гендерной принадлежности.

Задачи исследования:

  • Проанализировать понятие «самоотношение» в современной научной литературе.
  • Раскрыть психологические особенности старших подростков.
  • Проанализировать современные исследования по проблеме личностных особенностей старших подростков с химической зависимостью.
  • Провести экспериментальное исследование особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
  • Сформулировать рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью.

Теоретическую базу исследования составили:

  • в части изучения самоотношения — теории А.Ф.Лазурского, В.Н.Мясищева, В.В.Столина, С.Р.Пантилеева;
  • в части проблемы периодизации старшего подросткового возраста — периодизации Д.Б.Эльконина и Л.И.Божович;
  • в части особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью — работы Б.Сегала, В.Д.Менделевича, Дж.Ханзяна и др.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы – сравнительно-сопоставительный анализ литературы, обобщение и систематизация материала.
  2. Эмпирические методы – изучение инструктивно-методических материалов, анкетирование и тестирование, эмпирическое исследование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.

В исследовании были использованы следующие диагностические методики.

  1. Методика исследования самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев (МИС);
  2. Рисуночный тест «Автопортрет» Р.Бернс
  3. Диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан).
  4. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г.Я. Лозовой.

Эмпирической базой исследования стали две организации: …. и полное название организации по месту работы (контрольная группа).  Выборку составили …. ……  (средний возраст 15,5) и 29 школьников 9-х классов …… (средний возраст 15,5).

Новизна исследования.

  1. Уточнены и систематизированы имеющиеся научные представления о сущности и структуре самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
  2. Предложена батарея психодиагностических методик, позволяющих выявлять особенности развития основных показателей самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
  3. Расширена база имеющихся экспериментальных данных об особенностях самоотношения старших подростков в зависимости от их гендерной принадлежности.

Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что информация, полученная в ходе этого исследования, может быть использована для повышения эффективности реабилитации старших подростков с химической зависимостью путем доработки существующих методик.

Прикрепленные файлы:

Diplomnaya_rabota

NIR2