Меню Услуги

Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью

 

ВУЗ: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Институт высшего профессионального образования

Кафедра «Юриспруденции»

Вид работы: Дипломная работа

Предмет: Психология

Тема: Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется выбором совокупности изучаемых факторов – рассматриваемого возрастного периода, вида исследуемой зависимости и выбором самоотношения как предмета исследования.

Сегодняшние подростки – это завтрашние взрослые, и от уровня их физического, психологического здоровья, морального и социального благополучия зависит будущее нашей нации. Тема сохранения здоровья нации – это вопрос, который всегда был и остается вопросом государственного значения.

По официальным данным, средний возраст подростка, начинающего употреблять наркотические вещества – от 15 до 17 лет.

По оценкам ООН за 2013 год, в мире зафиксировано около 246 млн. человек, страдающих наркотической зависимостью. По данным того же Управления ООН, Россия  в 2015 году остается в первой тройке стран в мире по употреблению героина.

В России, согласно статистическим данным, среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.

Старший подростковый возраст – это значимый этап становления личности. Несмотря на существующие различия в определении границ возрастных периодов, согласно периодизации Д.Б. Эльконина к старшему подростковому возрасту следует относить юношей и девушек в возрасте 15-17лет. Именно этот период развития сопровождается либо качественной перестройкой личности, либо закреплением ранее сложившегося отношения к себе и к миру.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Самоотношение  – это компонент личности, оказывающий существенное влияние на проявление социальной активности личности. Он теснейшим образом связан с целями жизнедеятельности личности, с ее ценност­ными ориентациями, обуславливает ее адекватность (психическое здоровье) идентифференцированность.

В этой связи можно предположить, что дисгармоничность и диспропорциональность между компонентами самоотношения служат предпосылкой для возникновения социальной дезадаптации у подростков и могут повлечь за собой возникновение разных видов аддиктивного поведения, в том числе – употребление ПАВ и возникновение химической зависимости.

На фоне высоких показателей распространенности наркомании и разрушительного характера её последствий встаёт вопрос разработки и реализации комплексных, теоретически обоснованных реабилитационных программ, включающих не только медицинскую и социальную, но и психологическую помощь наркозависимым.

Доказано, что эффективность краткосрочного пребывания в стационаре (от 7-ми до 14-ти дней), ориентирована, прежде всего, на снятие абстинентного синдрома и остаётся очень низкой: лишь у 2-3 % наркозависимых наблюдается ремиссия в течение года [13], поэтому наркоманию, как и другие формы аддиктивного поведения, нельзя рассматривать изолированно, без учёта системы личностных факторов.

В связи с этим, актуальной задачей современной медико–психологической реабилитации является не только прекращение употребления психоактивных веществ (ПАВ), но и разработка научно–обоснованных программ, направленных на достижение изменений во всех значимых сферах жизнедеятельности личности [3], в том числе предполагающих: изменение структуры и модальности самоотношения, разрешение интерперсональных и внутриличностных конфликтов, а также формирование социально-приемлемых стратегий саморегуляции и совладания со стрессом.

В то же время, несмотря на определенный интерес к различным аспектам развития личности лиц, страдающих различными видами аддикции, исследований, специально посвященных исследованию особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью, явно недостаточно. Этим и определяется актуальность избранной нами темы, так как полученные данные будут способствовать углублению научных представлений о личности лиц, предрасположенных к развитию у них различных форм аддикции.

Объект исследования: самоотношение старших подростков.

Предмет исследования: особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью.

Цель работы – провести экспериментальное исследование самоотношения старших подростков с химической зависимостью и на основе полученных данных разработать практико–ориентированные рекомендации по социально–психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью.

Гипотеза исследования: cамоотношение старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонентов, которая может различаться в зависимости от их гендерной принадлежности.

Задачи исследования:

  1. проанализировать понятие «самоотношение» в современной научной литературе;
  2. раскрыть психологические особенности старших подростков;
  3. проанализировать современные исследования по проблеме личностных особенностей старших подростков с химической зависимостью;
  4. провести экспериментальное исследование особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью;
  5. сформулировать рекомендации по социально–психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью.

Прикрепленные файлы:

DIPLOM17

Osobennosti_samootnosheniya_starshih_podrostkov_s_himicheskoy_zavisimostyu