Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности самопрезентации женщин в возрасте от 19 до 35лет в виртуальной реальности

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-психологических особенностей самопрезентации женщин в возрасте от 19 до 35 лет в виртуальной реальности
1.1.Понятие и особенности психологического феномена самопрезентации
1.2. Возрастные и психологические особенности женщин в молодости
1.3. Особенности и возможности самопрезентации в виртуальной реальности
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения социально-психологических особенностей самопрезентации женщин в возрасте от 19 до 35 лет в виртуальной реальности
2.1. Организация исследования, объём социальной выборки и методики эмпирического исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Заключение
Рекомендации по изучению самопрезентации в социальных сетях и практическому его применению
Список литературы
Приложение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Актуальность. Проблема изучения самопрезентации личности является одной из актуальных проблем социальной психологии и когнитивной психологии. Самопрезентация является важной частью процесса социальной коммуникации и перцепции, в акте самопрезентации отражаются особенности Я-образа личности, самосознания, самооценки, а также целый комплекс личностных представлений индивида, его ценностные ориентации и установки. Как особый феномен, самопрезентация не является чем-то новым, так как позиционирование себя перед другими, представление своего образа другим людям сформировалось еще в древнейших обществах. Но предметов собственно психологических исследований самопрезентация стала лишь в ХХ веке. Были разработаны различные подходы к изучению самопрезентации, а также концепции самопрезентации, ее рассматривали такие зарубежные и отечественные исследователи как И. Гоффман, Э. Джонс, Р. Аркин, М. Вейголд, Б. Шленкер, Р. Баумейстер, Н.В. Амяга, О.А. Пикулева, , Е.В. Зинченко, Е.А. Петрова, И.П. Шкуратова, И.С. Шевченко и др.
В современном обществе формы и способы коммуникации меняются как нельзя быстро в процессе изобретения все новых и новых каналов и средств общения. Это не могло не отразится на особенностях самопрезентации личности в сегодняшнем социуме. Если раньше человек был ограничен тем кругом общения, который был доступен ему физически, то сейчас круг лиц, к которым может быть обращено представление себя, практически не ограничен в силу того, что очень важное место в социальной коммуникации занял интернет.
Вместе с широким распространением интернета, различных социальных сетей и мессенжджеров, виртуальное общение стало частью повседневности человека, и поэтому самопрезентация стала важным феноменом виртуального общения. В связи с этим даже появились и новые термины, например, в зарубежных исследованиях часто используется такое термин как «computer-mediated communication» [4].
В русскоязычных научных исследованиях используется аналогичный термин «компьютерная коммуникация» — вид межличностного опосредованного общения, которое осуществляется компьютерными средствами.
Самопрезентация личности в виртуальной среде является предметом пристального внимания как зарубежных, так и отечественных ученых. Например, Ellison, Heino, Gibbs, Bargh, McKenna, Fitzsimons, McLaughlin, Osbourne рассматривают особенности самопрезентации в режиме онлайн; Gibbs, Ellison, Heino, Walther, Loh, Granka рассматривают, чем различается самопрезентация в ходе опосредованно-непосредственного общения, например, через видео связь, и самопрезентация в ситуации, когда человек не видит и не слышит партнера, например, при интернет-переписке через месенджеры. Стратегии самопрезентации в виртуальном общении изучаются Ramirez, Walther, Burgoon, Sunnafrank, Tidwell, Walther и др; а самопрезентация посредством социальных сетей рассматривается Chandler, Chandler, Roberts-Young, Karlsson, Cheung, Kibby, Erikson и др.
В отечественной науке виртуальное общение, его особенности и формы довольно подробно рассматривались А.Е. Жичкиной, А.И. Лучинкиной, Е.П. Белинской; вариативность самопрезентации личности и образ «Я» в интернет-общении изучается И.С. Шевченко, Н.В. Чудовой, Т.А. Наумовой В.В. Хороших и др; средства самопрезентации личности в виртуальном общении исследуются в работах Ю.В. Чепель, А.И. Затулий, Е.М. Бурнаевой; особенности самопрезентации при общении в условиях интернет-чатов и форумов раскрыты в работах Е.Ю. Крылова, Е.С. Завьяловой, Н.В. Чудовой и др.
Что же касается гендерных и возрастных характеристик виртуальной самопрезентации, то этот аспект является еще мало изученным, что и определяет актуальность исследования на тему «Социально-психологические особенности самопрезентации женщин в возрасте от 19 до 35лет в виртуальной реальности».
Объект исследования: психологические особенности самопрезентации в виртуальном пространстве.
Предмет исследования: социально-психологические особенности самопрезентации женщин в возрасте от 19 до 35лет в виртуальной реальности.
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности самопрезентации женщин в возрасте от 19 до 35лет в виртуальной реальности.
Гипотеза исследования: особенности самопрезентации в интернете зависят от личностных особенностей и согласуются с тактика самопрезентации в реальной жизни.
В соответствие с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и особенности психологического феномена самопрезентации ;
2) определить возрастные и психологические особенности женщин в молодости;
3) изучить особенности и возможности самопрезентации в виртуальной реальности ;
4) разработать инструмент для исследования психологических особенностей самопрезентации в социальных сетях;
5) провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей самопрезентации женщин в возрасте от 19 до 35лет в виртуальной реальности.
Методы: анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, контент-анализ, методы качественной и количественной обработки данных, методы математической статистики.
Методики исследования:
— Шкала измерения тактик самопрезентации (С.-Ж. Ли, Б. Куигли и др.) позволяет выявить основные тактики самопрезентации в общении;
— Личностный дифференциал Осгуда, был использован в двух вариантах: оценить себя в реальном общении, оценить себя по этим же шкалам в виртуальном общении;
— 16-факторный личностный опросник Кеттелла использовался для диагностики личностных черт.
Эмпирическая база: исследование проводилось при помощи социальных сетей, а конкретно, сети Инстаграм, как одной из наиболее популярной у молодых женщин. К участию в исследовании были приглашены молодые женщины от 19 до 35 лет, не состоящие в браке и не имеющие детей.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в качестве материала для разработки факультативных курсов по психологии.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-психологических особенностей самопрезентации женщин в возрасте от 19 до 35 лет в виртуальной реальности

1.1.Понятие и особенности психологического феномена самопрезентации

Под термином самопрезентация в психологических и социологических теориях обычно понимают то, каким образом человек преподносит информацию о себе, управляет впечатлением, конструирует свой образ о себе для других. Наряду с термином самопрезентация также могут быть использованы синонимичные термины самораскрытие, самопредъявление и самоподача.
Поиск определения понятия самопрезентации в различных словарях обнаружил, что это понятие на уровне психологического обобщения отсутствует. Анализ источников психологической информации указывает на то, что исследователи под этим понятием в основном понимают различные особенности поведения человека в социуме.
Явление самопрезентации, как правило, рассматривается в контексте таких психологических феноменов как «личность», «социальное взаимодействие», «общение», «коммуникация», «интеракция», «отношение», «отношения», «социальная перцепция», «самоотношение» , «Я-концепция», «Я-образ» и другие. Поэтому, прежде чем перейти к раскрытию содержания и определение понятия самопрезентации, сделаем попытку на основе анализа психологической литературы выложить исходные положения и показать логику рассуждений относительно исследуемой проблемы.
Исходным для исследования проблемы самопрезентации является понятие личности, поэтому проанализируем взгляды отдельных авторов относительно этого феномена. Известный психолог А. Н. Ткаченко рассматривает личность как «вершинное образование в иерархической структуре психики человека, качественно новый способ организации поведения, высокий уровень взаимодействия человека с миром». Далее исследователь высказывает мнение о том, что возникновение личности исторически предшествует существования социального индивида: «Появление личности выступала не как необходимость, а как случайность. Личность утверждалась не в согласии с обстоятельствами жизни, а вопреки им … »[175, с. 155-156]. То есть, развитие человека в онтогенетическом аспекте, и собственно человечества в филогенетическом аспекте, возможен благодаря необходимости преодолевать препятствия совместно с другим человеком. А. Н. Ткаченко отмечает, что личность раскрывается в ее активном, творческом и сознательном отношении к выполняемой социальной роли [176].
Важным, по мнению ученого, является признание того факта, что человек всегда остается субъектом и объектом общественного взаимодействия. «Как субъект она действует на объект многоуровневой: как организм — на природную среду, как общественный индивид — на равных себе (социальное окружение), как личность — на создаваемое культурно-историческую среду. Поэтому характер воздействия человека на мир на разных уровнях меняется. На уровне организма человек только в силу своего присутствия как природного существа влияет на природную среду. На уровне индивида она действует уже на определенное социальное окружение. На уровне личности взаимодействие приобретает активно-преобразовательного характера. Субъект всегда является активным началом. Человек как личность — это творец, преобразователь внешнего и внутреннего мира »[175, с. 174-175].
В продолжение идеи об активности личности и ее развитие через социальное взаимодействие считаем уместным рассмотреть определение личности в пределах системно-деятельностного подхода. Так, представители деятельностной школы научной психологии утверждают, что личность является относительно устойчивой совокупности психических свойств, которая возникает в результате включенности индивида в пространство межличностных связей. Более того, исследователи этого подхода отмечают, что индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и проявляет способность быть личностью благодаря выполнению социально значимой деятельности, и определяет развитие человека [42].
По В. М. Мясищеву, отношения выступают системообразующим элементом формирующейся под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности [17].
Взаимодействие необходимо рассматривать как исходный пункт для любого социально-психологического анализа, поскольку, как и отмечается рядом концепций личности, в ситуации взаимодействия формируется личность. Совокупность непосредственных взаимодействий между людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, называется межличностных отношений. Характерным признаком межличностных отношений является их эмоциональная окраска и взаимно значимая оценка партнеров взаимодействия, а вся система отношений человека к человеку реализуется в общении.
Специфика общения определяется тем, что во время общения происходит раскрытие субъективного внутреннего мира людей, взаимный обмен деятельностью, удовлетворяется потребность человека в эмоциональном и интимно-личностном контакте, а также сотрудничестве. Результатом общения является налаживание отношений с другими людьми, формирования социальных групп и коллективов, выработки норм поведения и правил взаимодействия, в то же время осуществляется самораскрытия и вообще развитие личности. Следовательно, целесообразно рассмотреть структуру и содержание определения общения и выяснить его механизмы [10].
Общение тесно связано с деятельностью, поскольку, любая форма общения выступает как форма совместной деятельности, то есть люди всегда общаются в процессе определенной деятельности. Сущность общения состоит во взаимодействии субъектов деятельности. Деятельность организуется с помощью общения. Для реализации совместной деятельности каждый человек, в нее включена, должна понимать цель, средства и функции каждого отдельного участника, о чем можно только договориться благодаря общению [9].
Б. Ф. Ломов выделяет три основные функции общения: информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную. Первая функция направлена на передачу и прием информации, вторая — на регуляцию собственного поведения и налаживания совместных действий, а третья — влияет на эмоциональные состояния человека, позволяет формировать межличностные отношения [37].
Исходя из названных функций, Г. М. Андреева рассматривает общение как процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов — коммуникативного, интерактивного и перцептивного [10]. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией. Причем коммуникативный процесс реализуется с помощью вербальных и невербальных знаковых систем.
К невербальной коммуникации относится межличностное пространство, визуальный контакт, экспрессивные реакций, как, например, мимика, пантомимика, жесты, интонации голоса. Акт вербальной коммуникации, то есть диалог, состоит из произнесения (речь) и слушания. Ораторское искусство или риторика имеет предметом исследования речи. В психологии значительную роль уделяют именно послушать, поскольку во время коммуникативного процесса человек склонен больше сосредоточивается на собственных словах, а потому с поля ее внимания собеседник просто выпадает, что приводит к потере контакта и разрыва коммуникации [24].
Интерактивная сторона общения заключается в организации совместных действий, создает возможность для совместной деятельности группы. Важнейшая характеристика интеракции — совместное принятие и реализация решения. Одним из определяющих факторов, регулирующих взаимодействие взаимосвязь. Это система, в которой действия одного человека вызывают определенные действия других лиц. Н. Н. Обозов выделяет следующие уровни взаимосвязи между членами группы: изолированность; уровень воображаемого взаимосвязи, существующей в сознании человека; уровень взаимосвязи (присутствие других людей); уровень влияния и взаимовлияния (соревнования или инструкция действовать совместно) уровень действительного взаимосвязи, когда действия одного члена группы невозможны без предварительной или одновременного действия других [12].
Одним из важнейших факторов взаимовлияния в группе является сплоченность ее членов, как дополнительные — индивидуально-психологические свойства членов группы и однородность-разнородность группы. На основе этих факторов формируется совместимость и истощение социальной группы и создается определенный психологический климат.
Совместимость — это эффект взаимодействия людей, который характеризуется максимальным удовольствием партнеров друг другом при определенных энергетических затрат и во взаимной идентификацией. Изношенность — это результат взаимодействия конкретных участников деятельности и, как следствие, удовлетворенность содержанием деятельности. Положительная оценка своего места в системе отношений и личностных связей формирует чувство удовлетворенности собой и другими и возможна только при условии положительного социально-психологического климата в социальной группе. Причем самооценка, самочувствие и настроение являются индикаторами изменений социально-психологического климата [21].
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Иначе говоря, это формирование у человека образа другого человека, то есть, прежде всего это познавательный процесс. Если стратегия взаимодействия определяется контекстом социальной деятельности, то ее тактика зависит от уровня межличностного понимания. Взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Можно выделить две стадии межличностного понимания [21].
Первая — конкретно-чувственное отражение, вторая — абстрактно-логическое. На первой стадии человек воспринимает внешние признаки другого человека — пол, возраст, национальность, то есть происходит отражение внешности. Далее человек начинает делать выводы о личностных качествах, которые не обнаруживаются непосредственно, то есть личностный 19 содержание другого человека устанавливается путем интерпретации элементов внешности, поведения и деятельности. Причем процесс такой интерпретации имеет, как правило, оценочный характер. Образ другого человека осознается как определенное впечатление, вербализируется, на основе чего возникает суждение как психологическая интерпретация.
А. А. Бодалев отметил, что процесс формирования знаний о другом человеке как личности является процессом образования обобщений, которые опираются на ранее сформированные обобщения. То есть, в процессе общения человек постоянно обращается к своему прошлому опыту с целью создания определенного представления о другом человеке, что приводит к упрощениям, обобщений и схематизаций, которые могут повлечь ошибочное восприятие другого человека и, как следствие, широкий круг социальных проблем [21, 22 ].
Точность и объективность отражения психического образа другого человека означает адекватность восприятия другого, которая обеспечивается благодаря идентификации, рефлексии и эмпатии личности. Идентификация — самоотождествления личности с значимым другим как образцу на основе эмоциональной связи, а также процесс формирования собственной идентичности, индивидуальности.
Рассматривают первичную и вторичную идентификацию [24]. Первичная — самоотождествления ребенка с родителями, вторичная — самоотождествления ребенка старшего возраста с другими взрослыми, которые являются родителями. Суть этого явления заключается в усвоении норм поведения, социальных стандартов и стереотипов, которые унифицируют взаимодействие и облегчают общение в привычной социальной группе [49].
Потребность в интерпретации актуализируется во время общения с незнакомым человеком, когда аналоги поведения отсутствуют и возникает потребность понять смысл поведения другого. Адекватность такого понимания будет зависеть от сформированности идентичности на вторичном уровне. В понимании другого большое значение приобретает воображение человека и его способность представить себя на месте партнера по общению [24]. Мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, эмоций, чувств, поведения, намерений, состояний, способностей, направленности и т.д. называется рефлексии [49]. Причем адекватность понимания человеком себя обеспечивает адекватность восприятия и интерпретации другое. Понять другого человека и узнать его субъективный мир помогает сочувствие, сопереживание и умение воспринять чувства другого человека как собственные [45]. Этот процесс называют эмпатией. Эмпатийность свойственна всем людям. Однако развитие эмпатии зависит во многом от условий воспитания и социального окружения. То есть, формируя образ собственного Я, ребенок нередко адресует поступки себе так, как это делали в отношении него взрослые. Развитие способности к сочувствию и сопереживанию у ребенка позволяет в будущем формировать у нее расширенный репертуар ролей, ситуаций, межличностных отношений.
Поведенческий репертуар — это набор определенных навыков поведения, которыми человек уже обладает и которые она может использовать по собственному желанию в различных ситуациях. Это понятие пришло в психологию от дрессировщиков и чаще всего применяется в поведенческой психологии. [61]. Репертуар ролей личности зависит от социального и эмоционального опыта личности, в свою очередь влияет на общее благополучие взрослой личности. Итак, феномены идентификации, рефлексии и эмпатии обеспечивают адекватность понимания другого человека, причем широта и глубина знаний о себе позволяет понять смысл поведения другого человека, его мотивы, психологические свойства, а также ее субъективный мир [15].
В контексте вышесказанного уместно подробнее рассмотреть понятие «Я-концепция» и «Я-образ». Я-концепция (англ. Self-concept) — это система представлений человека о самом себе, которая постоянно развивается и включает в себя осознание собственных физических, интеллектуальных, характерологических и других различий, самооценку, а также субъективное восприятие внешних факторов, влияют на жизнь человека. Я-концепция представляет собой совокупность установок, направленных на себя. Выделяют три компонента Я-концепции [17]: 1) когнитивный — «Образ Я» (англ. Self-image), то есть смысл представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный — система самооценок, иначе говоря, аффективное отношение к себе в целом и к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.д.; 3) поведенческий — характеризует проявление когнитивного и оценочного компонентов в поведении, в том числе в речи, высказываниях о себе. Я-концепция — целостное образование, компоненты которого взаимосвязаны и могут иметь как осознанный, так и неосознаваемый характер. Компоненты Я-концепции описываются с точки зрения содержания, дифференцированности, сложности, субъективной значимости, внутренней целостности и последовательности, устойчивости, в частности во времени, а также преемственности представлений о себе.
Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры, в которой глобальное Я вершиной, которая конкретизируется в совокупности установок личности о себе. По И. С. Коном, образ «Я» — это социальная установка, отношение личности к себе, включающий три взаимосвязанные компоненты: познавательный, эмоциональный и поведенческий [9].
Установки личности имеют различные модальности: 1) реальное Я, то есть Я, которое, как человеку кажется, на самом деле; 2) идеальное Я, а именно Я, которое человек хотел бы иметь, или Я, к которому она стремится; 3) зеркальное Я, то есть, как Я человека, по ее мнению, видят другие люди. Каждая из модальностей включает ряд аспектов: физическое Я; социальное Я; мыслительной Я; г) эмоциональное Я. Я-концепцию рассматривают также на различных уровнях активности человека — на уровне организма, социального индивида, а также личности.
Самопрезентация личности всегда происходит во время процесса общения и взаимодействия между людьми и связанная с управлением восприятием окружающего социума благодаря привлечению и удержанию внимания объекта самопрезентации. Этот процесс может быть как осознаваемым, Поведенческая реализация мотивации достижения (самопрезентация осознается и является адекватной ситуации) или избегания неудач (самопрезентация не осознается и неадекватна ситуации). Р. Аркин и А. Шутц [43] под самопрезентаций рассматривают не только управление личностью впечатлением о себе, но и средство получения знания о себе. В. А. Лабунская [52] пишет, что это процесс, который определяется определенной мотивацией, имеет осознаваемую цель и включает в себя разнообразные средства самопрезентации личности на уровне отдельных операций.
Н. А. Федорова [53] считает, что это процесс управления личностью восприятием реципиента путем целенаправленного управления вниманием к таким особенностям своего внешнего вида, своего поведения, ситуации, которые включают механизм положительного социального восприятия.
Г. В. Бороздина [29] считает, что успешная самопрезентация — результат преднамеренной демонстративного поведения коммуникатора, направленной на создание нужного впечатления у реципиента. Оценкой успешности является контроль впечатление у реципиента о личности. Ю. М. Жуков [57] под самопрезентацией рассматривает средство устранения когнитивного диссонанса между отдельными установками личности, неосознаваемых искажением мыслей других о себе или целенаправленный выбор партнеров общения, которые дают желаемую оценку поведения.
Ф. Хайдер, Л. Фестингер [14] определяют самопрезентацию как набор определенных стратегий поведения: стремление понравиться, самореклама, запугивание, объяснение примером и мольбы. Коммуникатор осознанно или неосознанно выбирает ту или иную стратегию поведения в соответствии с субъективной оценки ситуации.
И. Джонс, Т. Питман считают, что самопрезентация – это умышленная, осознаваемая поведение, направленное на создание впечатления о себе у других. Как правило, самопрезентация осуществляется для реализации определенной мотивации, удовлетворения потребностей и достижения целей личности. При этом потребности, мотивы и цели могут быть сугубо индивидуальными, а могут навязываться извне той средой, в которой человек находится.
Таким образом, самопрезентация личности — это поведенческий компонент структуры личности, в котором реализуется стремление личности создать желаемый и одновременно адекватной социальной ситуации образ собственного «Я» в восприятии других людей в процессе взаимодействия и общения с социумом. В результате длительного изучения проблемы самопрезентации личности исследовательница А. Н. Капустюк отметила, что самопрезентация не ограничивается актами предъявления своего поверхностного, внешнего Я, а включает в свой содержания внутренние аспекты Я [59].
В процессе самопрезентации человек управляет впечатлениями окружающих людей о себе и таким образом создает определенное отношение к себе. Если средства самопрезентации являются взвешенными, последовательными и носят постоянный характер, то происходит формирование репутации личности. Вследствие самопрезентации субъект получает обратную связь от социума по собственной поведения. Реакция социального окружения вызывает негативную или положительную эмоциональную реакцию человека. Количество отрицательных или положительных реакций в определенной степени определяет и поддерживает самооценку личности. Вместе с эмоциональной реакцией на обратную связь социума происходит формирование и корректировка собственного образа «Я» и Я-концепции [17].
Итак, процесс самопрезентации носит глубинный характер и влияет не только на социальную сферу личности, но и на отношение человека к себе и часто может становиться причиной ее социальных страхов, установок, стремлений.
На первом этапе человек определенным образом ведет себя в процессе общения с социумом. Далее происходит отражение реакции социума на поведение человека в зеркальном Я [28]. То есть, процесс самопрезентации актуализирует зеркальный образ Я личности, в котором отображается реакция социального окружения на собственное самопрезентации.
Далее личность сопоставляет свое реальное Я с зеркальным и идеальным Я на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях, в результате чего формируется и корректируется образ Я и Я-концепция личности, в дальнейшем влияет на следующую самопрезентации. Например, сразу после рождения ребенок включается в процесс непосредственного эмоционального общения с ближайшим социальным окружением. В результате взаимодействия с взрослым у ребенка формируется так называемый «комплекс оживления» — зрительное сосредоточение на лице взрослого, оживленное движение ручками и ножками, голосовая реакция в ответ на ласковые слова и улыбку. Причем интенсивные и яркие положительные эмоции младенца вызывает улыбка взрослого.
При условии положительного отображения реакции ближайшего окружения у ребенка формируется открытость и доверие к миру, а затем — новый поведенческий сценарий [26].
Переходы от одного этапа к другому происходят благодаря таким механизмам как первичная и вторичная идентификация, рефлексия и эмпатия. Так, сначала ребенок познает себя через самоотождествления, например, с референтным взрослым своего пола или героем любимой сказки, имитируя его поведение. Далее социальное окружение определенным образом реагирует на имитации ребенка и дает обратную связь. Если реакция окружения положительная, можно предположить закрепления определенного поведенческого сценария в дальнейшем взаимодействии с людьми, унифицирует и упрощает общение и взаимное познание. С развитием в личности возникает умение видеть ситуацию глазами партнера, занять место партнера по общению, а именно рефлексия.
Развитие рефлексии позволяет человеку создавать собственный поведенческий репертуар и формировать новые стратегии и тактики самопрезентации. Умение воспринять чувства другого человека как собственные (эмпатия), способность к эмоциональному видгугу — необходимый компонент общения и специфическое средство познания человека человеком и собственно самопознания. То есть эмпатия эмоционально обогащает самопрезентации личности, обеспечивает повышение качества общения и взаимодействия.
С развитием механизмов идентификации, рефлексии и эмпатии у человека расширяется поведенческий репертуар, способствует повышению качества общения человека, а значит и качества жизни в целом [10]. Современный немецкий ученый, социальный психолог, эксперт коммуникативной психологии Фридеманн Шульц фон Тун отмечает, что самопрезентация или самораскрытия личности является одной из четырех ключевых сторон общения и связана с рядом проблем трансляции посланий самопрезентации [24].
Автор выделяет четыре стороны общения, создают так называемый «коммуникативный квадрат», который собственно включает самопрезентации, фактическое содержание сообщения эмоциональное отношение и призыв. Отправитель сообщения (коммуникатор) всегда сталкивается с вопросом о том, как подать себя в соответствии содержания сообщения, отношение друг к другу и призыва, или того, к чему отправитель стремится побудить получателя сообщения (реципиента). Как правило, коммуникатор не задумывается над самопрезентацией или самораскрытием со всех сторон общения, что приводит к неправильному толкованию содержания сообщения, отношение, которое имеет эмоциональную окраску, и призыва.
Преодолевать коммуникативные проблемы Ф. фон Тун предлагает благодаря нескольким техникам, суть которых сводится к трем этапам коммуникации: умение посмотреть на коммуникацию глазами собеседника; умение понять позицию собеседника; умение продолжить коммуникацию с учетом потребностей реципиента, то есть получателя сообщения в соответствии с собственными потребностями [204]. Процесс самопрезентации начинается с формирования первого впечатления. На первых этапах общения и взаимодействия значительную роль играют различные обобщенные схемы, стереотипы восприятия поступков и чувств другого человека.
В этой ситуации объект воспринимается как носитель определенной роли, ставится задача наделения объекта определенным признакам, на основе которых может быть построено первичный контакт. В ситуации формирования первого впечатления о человеке возникает ряд эффектов, которые обуславливают особенности восприятия субъекта объектом самопрезентации. В процессе длительного общения отношения между 33 людьми становятся индивидуальными, которые трудно определенным образом схематизировать и исследовать [16]. Поэтому возникает особая потребность исследовать самопрезентации в рамках социальной группы, в которой субъект самопрезентации постоянно общается, взаимодействует, сотрудничает, где у него сформированы длительные межличностные отношения.
Таким образом, мы определили сущность понятия самопрезентации в контексте феноменов «личность», «самоотношение», «Я-концепция», «Я-образ» «взаимодействие», «общение», «социальная перцепция». В результате чего определили самопрезентации как поведенческий компонент структуры личности, в котором реализуется стремление личности создать желаемый и одновременно адекватной социальной ситуации образ собственного «Я» в восприятии других людей в процессе взаимодействия и общения с социумом.

1.2. Возрастные и психологические особенности женщин в молодости

Рассмотрим сначала возрастную периодизацию, в рамках которой стоит рассматривать биологический возраст 19-35 лет. В большинстве возрастных периодизаций этот возраст рассматривают в рамках поздней юности и зрелости.
Хронологические рамки периода зрелости условны и зависят от принятой исследователем парадигмы и индивидуального пути человека [11]. Б.Г. Ананьев [3, с.115-121] разделил средний возраст на два периода: первый период 21/22—35 лет и второй период 36—55/60 лет. При периодизации Б.Г. Ананьев опирался на современные ему работы Д.Б. Бромлей. По Д.Б. Бромлей [4, с.115-121; 83, с.114-115], цикл взрослости разделен на четыре стадии: раннюю (21—25 лет), среднюю (25—40 лет), позднюю взрослость (40—55 лет) и предпенсионный возраст (55—65 лет).
В периодизации Э. Эриксона возраст 19-35 приходится целиком на раннюю взрослость (20-40 лет), а в периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина 18-25 лет – это поздняя юность или ранняя зрелость, а после 25 лет наступает период зрелости, который длится до старости (60-70 лет).
В отечественной психологии общепризнанной является позиция, согласно которой в социально-психологическом смысле взрослость наступает при формировании человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Ю. Н. Кулюткин, выделяя основные характеристики взрослости, указывает, что человека как взрослого, полноправного субъекта своей жизнедеятельности характеризует социальная позиция, которая формируется под влиянием трудовой деятельности. Согласно исследованиям Н. И. Мицкевич, позицию взрослого как субъекта различных видов социальной деятельности определяют вовлеченность в сферу профессионального труда, наличие целостной непротиворечивой позиции, которая имеет инерционный характер [18].
Мы рассмотрим период 19-35 лет согласно периодизации Выготского-Эльконина в рамках двух периодов – поздней юности и зрелости.
18-25 лет – этот период тоже считается юностью, но уже поздней. В этом возрасте личность уже почти окончательно сформировала свои привычки и образ жизни, наступает пора активного самоанализа и самооценок. Сохраняется максимализм в поступках и мнениях, категоричность оценок. Этот возраст связан с началом обучения в высшем учебном заведении и началом работы на производстве. Формируются устойчивые свойства личности. При этом усваиваются как нормы отношений между людьми, так и профессионально-трудовые умения и навыки. В дальнейшем человек уже не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность. Главная особенность молодежного возраста — это понимание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других.
После 25 лет наступает период зрелости. После 35 лет в среднем наблюдается снижение возможности новообразований из-за усиливающейся жесткости связей между функциями.
Как считает большинство исследователей, период 25-35 лет является максимально благоприятным для самореализации, профессионального роста, построения карьеры. Если же говорить о гендерных особенностях, то следует принять во внимание, что российская культура до сих пор является во многом патриархальной, и на социализацию женщин во взрослом возрасте оказывают влияние гендерные стереотипы. Также биологически возраст 18-35 является наиболее фертильным и благоприятным для рождения детей.
Для большинства женщин этого возраста на первое место часто выходит семья, а не профессиональная и иные сферы самореализации, кроме семейно-брачной.
В течение всего среднего возраста продолжается развитие отдельных способностей, особенно относительно трудовой деятельности и повседневной жизни.
Как показали современные исследования, в том числе лонгитюдные, когнитивная сфера у взрослых продолжает развиваться. Показатели интеллектуального развития во многом зависят от личностных особенностей, от жизненных установок, планов и ценностей. Снижение интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые затормаживают инволюционный процесс, противостоят старению. Для среднего возраста главная особенность определяется достижением мудрости, т.е. обладанием обширными знаниями (фактуальными и процедурными), способностью оценивать происходящее в широком контексте и справляться с неопределенностью [3, с.278-281]. Мудрость выделена в отдельное когнитивное свойство.
На этапе средней взрослости переоценивается жизнь в целом, корректируется система ценностей в личной, семейной и профессиональной сферах.
Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, на передний план выступают проблемы помощи вступающим в самостоятельную жизнь детям и пожилым родителям. В эмоциональном плане человек с одной стороны может наблюдать расцвет во многих сферах жизни, субъективно переживая средний возраст как апогей жизни, но одновременно с этим ощущать конечность своего бытия, с которым во многом связано желание быстро действовать и получать результат, что влияет на структуру мотивации, смещаясь в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей.
Может обнаружиться нераскрытый потенциал, скорректирована деятельность с точки зрения упущенных возможностей, пересмотрен опыт для передачи следующему поколению, обнаружены ресурсы для встречи пожилого возраста. Критической точкой мотивационного кризиса может стать потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование экзистенциального мотивационного вакуума, который преодолевается через потребности в самоуважении и самореализации. Сутью «Я-концепции» становится не самоактуализация любыми доступными средствами, а в пределах нравственных правил и глубоких личностных ценностей.
Самооценка становится осмысленной, т.е. знания о себе начинают регулировать эмоции. [3, с.278-281]. По мнению Ш. Бюлер, к 35-40 годам устанавливается самооценка личности на основании анализа жизненного пути, обозревания жизни как решаемой задачи. Повышается стабильность и внутренняя последовательность образа «Я» посредством стабилизации психических структур, ценностных ориентаций, уровня притязаний [9]. При успешности в профессиональном плане у человека усиливается общая мотивация, развиваются творческие способности средствами профессии [12]. Например, у психолога может быть сильно развита к среднему возрасту эмпатийность, наблюдательность.
С другой стороны, особенности профессии могут привести к развитию и таких проявлений, как преувеличение роли отдельных деталей, типизирование, вынесение поспешных заключений [9]. В. А. Толочек было установлено, что в профессиональном развитии до 35-45 лет наблюдаются процессы некоторой социальной, профессиональной «стандартизации» – стабилизации у субьектов труда навыков, качеств, систем адаптации к профессиональной среде. Однако в дальнейшем общие для всех закономерности и тенденции развития теряют силу.
После 35—45 лет индивидуальные динамики профессионального генеза разделяются, «расщепляются»: кто-то продолжает развиваться, для других процессы стабилизируются, третьи остаются в состоянии регресса, деформации ранее сформировавшихся психологических систем.
К 35-40 годам у большинства людей темпы эволюции психологических систем снижаются на фоне начинающихся процессов инволюции и истощения биологических ресурсов организма. Интересно, что развитие относительно элементарных психологических систем (важных в профессии качеств, отдельных способностей) происходит раньше других, равно как и раньше начинается процесс их деградации, в то время как сложные психологические системы, включая профессионализм, эволюционируют дольше и более устойчивы к регрессу. Неоднородную динамику генезиса систем разной сложности необходимо учитывать при управлении профессиональным развитием субъекта[7].
В возрасте средней взрослости ведущим типом деятельности остается труд. Труд для взрослого — важнейший источник человеческих чувств. С ходом трудовой деятельности, взлетами и падениями в профессиональном плане связаны сильные эмоции, которые играют очень большую роль и существенно сказываются на общем состоянии, настроении человека. К этому возрасту большинство людей накапливает опыт в выбранной профессиональной деятельности, который позволяет компенсировать наступающие возрастные изменения в организме. Зачастую основная часть свободного от основной работы времени тратится на дополнительные заработки и быт, поэтому досуговую самореализацию, серьезное хобби могут позволить себе немногие.
Между тем поколение 35-40-летних людей становится авторитетом и для тех, кто моложе, и для тех, кто старше по возрасту. Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответственные решения с легкостью, которая раньше была недоступна. Этот период жизни обладает высоким потенциалом для развития стресса, который к тому же способствует развитию многих болезней среднего возраста. Как раз в это время возможна потеря супругов по разным причинам, досрочный выход на пенсию.
Люди в зрелом возрасте часто испытывают депрессию и чувство одиночества [3, с.278-281]. Э. Эриксон называл зрелость возрастом «совершения деяний», поскольку в этот период личность достигает своего полного расцвета. При положительном исходе предыдущих возрастных периодов человек становится высоко продуктивным, созидательным в самых разных областях и более идентичным самому себе. При этом человек для позитивного исхода периода зрелости должен испытывать неуспокоенность — стремление стать наиболее хорошим родителем, работником, гражданином, товарищем, опорой близким. Неуспокоенность по смыслу кажется близкой к желанию созидательно и активно действовать и осознавать свои действия, получать новые знания о себе и мире, к открытости новому опыту. Негативный исход периода зрелости заключается в удовлетворении собственных потребностей и ничьих более, в обеднении межличностных отношений, в состоянии псевдоблизости в супружеской жизни [14].
Из отечественных ученых концепцию нормативных кризисов взрослости рассматривали Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. во взаимосвязи с профессиональным развитием [13]. Как отмечают Р. А. Ахмеров, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеер, К. Н. Поливанова, В. И. Слободчиков, Э. Э. Сыманюк, кризисы являются неотъемлемым атрибутом развития и, более того, своего рода ступенями становления личности.
Э. Ф. Зеер приводит следующее определение кризиса: «это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить как прежде и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового Я». По мнению Э. Ф. Зеера, развитие кризисных явлений наблюдается в определенные, относительно кратковременные периоды, но не инициируется возрастом самим по себе. Возраст – это фон для проявления кризиса, главное – перекраивание, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности [12].
Проведенное в исследованиях Солдатовой Е. Л. сравнение системы ценностей у респондентов в кризисах перехода к средней взрослости и к зрелости позволило выявить дополнительно интересные факты. Независимо от социального статуса, профессии и гендерных особенностей, выборы первых позиций в ценностях распределились таким образом, что четко обозначили возрастные различия респондентов. Для респондентов в кризисе перехода к средней взрослости наиболее значимыми оказались ценности развития себя, креативности, профессиональной жизни и высокого материального положения. Для респондентов в кризисе перехода к зрелости — ценности духовного удовлетворения, саморазвития, сохранения собственной индивидуальности, креативность, профессиональной жизни и сферы семейной жизни.
Таким образом, исследование объективной и субъективной составляющих структуры социальной ситуации в исследуемых кризисах показало, что субъективная составляющая социальной ситуации развития во многом определяется ее объективной стороной. При этом общие для каждого возрастного кризиса изменения согласуются с возрастными задачами развития.

1.3. Особенности и возможности самопрезентации в виртуальной реальности

Несмотря на разнообразие оснований для построения концепций самопрезентации, можно говорить о том, что в одних теориях самопрезентация рассматривается как один из аспектов воздействия на внешнюю аудиторию и основные акценты делаются на способы и техники самопредставления, оставляя за скобками глубинные мотивы личности, в других самопрезентация рассматривается в контексте не только социального поведения, но и субъективного мира человека, в связи с его самооценкой, образом Я и идентичностью. Если первая группа теорий лежит в сфере интереса социологии и социальной психологии, то в контексте психологии личности наибольший интерес представляет вторая группа теорий. Общим для всех концепций является то, что, независимо от того, направлена самопрезентация на других или на создание и поддержание образа Я, для неё необходимы другие люди, то есть реципиенты, но в одном случае они рассматриваются, в основном, с точки зрения ресурсов для достижения конкретных или психологических целей (при этом личное, как правило, отделено, от публичного), то в другом — возможно такое рассмотрение, где самопрезентация является не только способом создания впечатления, но средством самораскрытия перед другим.
То есть целью самопрезентации субъекта становится создание не максимально благоприятного, а максимально адекватного впечатления, в том смысле, что субъект старается предъявить свою личность другому именно так, как он сам себе её представляет, например, с целью достижения близости с другим и самопознания в контексте доверительного общения. В силу того, что никто не может предъявить одновременно все грани своей личности, или рассказать о себе сразу всё, то стратегия самопрезентации сводится к тому, чтобы сохранять у собеседника интерес к собственной личности, постепенно самораскрываясь, и оставаться при этом искренним, иначе коммуникация теряет смысл.
Разумеется, этот процесс характерен для близких межличностных отношений, например, дружбы, нежели для социальных. В частности, можно говорить о мотиве самораскрытия в контексте психотерапии и консультирования, когда клиент, преодолев первоначальное недоверие и смущение, старается предстать “таким как есть”, исходя из мотива узнать о себе что-то, что поможет ему избавиться от проблемы, даже если это знание не будет для него приятным. С точки зрения постнеклассических теорий личности, не существует никакого “как есть” в отрыве от социального контекста, так как личность и идентичность формируется во взаимодействии с другими, в этом свете адекватная самопрезентация обретает ещё большую значимость: чем более адекватно и конгруэнтно я самовыражаюсь, тем более достоверную обратную связь получаю от окружения, что, в свою очередь, способствует формированию доверительных отношений с собой и другими и адекватного образа Я.
Это приводит нас к идее о связи самопрезентации с третьей фундаментальной экзистенциальной мотивацией, которую А. Лэнгле называет вопросом оправданием Собственного [26]. Первыми двумя мотивациями человека в экзистенциально-аналитической теории являются вопрос Бытия-в-мире и вопрос ценности жизни. Под оправданием Собственного понимается право быть собой, переживать собственную идентичность, занимать определённую позицию по отношению к чему-то или кому-то и свободно самовыражаться, ориентируясь на собственные ценности и не боясь осуждения. Этого невозможно достичь без признания и уважительного отношения со стороны значимых других.
Всё вышесказанное можно смело переносить на коммуникацию и самопрезентацию в Интернете. Вопреки распространённому мнению, что социальные сети — это “ярмарка тщеславия” и “царство симулякров”, ряд научных исследований показывают, что в социальных сетях действуют, в целом, те же принципы и закономерности, что и в реальном социуме [29], в виртуальном пространстве люди стремятся реализовать те же личностные смыслы, что и в поведении и общении оффлайн, иначе социальные сети не заняли бы такую прочную нишу в нашей повседневной жизни. Современные дети и подростки так рано знакомятся с Интернетом, что он является практически неотъемлемой частью жизненного пространства, в котором формируется их личность.
Соответственно, самопрезентация в Сети также является одним из средств конструирования и поддержания образа Я, как и самопрезентация в реальном мире. Многие люди склонны приукрашивать свою жизнь в социальных сетях (публиковать только удачные или отредактированные фото или только радостные новости), но нельзя называть эту самопрезентацию откровенно ложной, так как в этом случае виртуальные подтверждения значимости (лайки, комментарии, репосты) теряют свою ценность в силу того, что к реальной личности и идентичности они не имеют почти никакого отношения.
Большинство людей размещают всё же собственные, а не чужие, фото, пишут заметки о чём-то, что имеет для них значимость, публикуют любимую музыку, видео, делают репосты анонсов важных для них мероприятий. То есть пользователи социальных сетей в той или иной мере стремятся к аутентичной самопрезентации, так в этом случае позитивная обратная связь является наиболее ценной в контексте удовлетворения потребности в признании и принятии. Кроме того, адекватная цифровая самопрезентация значительно увеличивает вероятность того, что профилем пользователя заинтересуются люди с близкими ему интересами и ценностями.
Исследования в направлении использования виртуального пространства современным человеком в отечественной психологии немногочисленны. Основные исследуемые проблемы – это проблемы самопрезентации в виртуально пространстве, проблема существования виртуальных сообществ, проблема интернет-зависимости.
Многие исследователи также обращают внимание на такой эффект виртуального общения как эффект растормаживания.
Хорошо известно, что в киберпространстве люди говорят и делают то, что, как правило, не говорят и не делают в реальной жизни. Они расслабляются, чувствуют себя свободнее, выражаются более открыто. Исследователи называют это явление «эффектом растормаживания» (disinhibition effect). Этот эффект проявляется в том, что в интернет-пространстве люди могут вести себя более расковано, чем в жизни, снижается критичность и контроль собственного поведения, при этом можно рассматривать как токсичное, так и благоприятное растормаживание. Токсичное растормаживание выражается в том, что человек снижает критичность в сторону утраты моральных запретов, позволяет реализовывать свои низменные стремления и побуждения, а также считает возможным токсичные стратегии общения. Люди с таким негативным типом растормаживания часто хамят, унижают других в сетевом общении, допускают жесткие и циничные высказывания.
Благоприятное растормаживание выражается в том, что человек не сдерживает свои благородные, альтруистические порывы, например, анонимно жертвует средства на благотворительность.
Эффект растормаживания во многом связан с тем, что общение в интернете анонимно и деперсонализировано. Часто возникает впечатление, что человек общается не с таким же человеком, а просто с обезличенной фиругой, роботом. Также анонимность позволяет не опасаться социального осуждения за неприемлемое поведение, а также наказания за него.
Кроме того, общение в интернете часто бывает асинхронным, это не дает возможность использовать иные каналы получения информации о человеке, например, видеть его мимику, жесты, слышать интонацию, и это часто позволяет делать ложные выводы о содержании сообщений, либо же создается ложное представление о личности партнера по общению.
Недостаток информации о других участникам коммуникации также часто приводит к тому, что образ другого человека дорисовывается и часто не соответствует его реальному образу.
Солипсическая интроекция (личные представления или фантазии человека) в сочетание с возможностью избегания в киберпространстве образуют еще одну предпосылку для усиления эффекта растормаживания. Может казаться, что созданные воображением персонажи, живут в другой вселенной, что наряду с другими обитателями Интернета, они существуют в выдуманном мире, другом измерении, где не действуют требования и обязательства реального мира.
Эмили Финч, писатель и адвокат по криминальному праву, изучающая кражи личных данных, полагает, что некоторым пользователям жизнь в киберпространстве представляется своего рода игрой со своими нормами и правилами, не приемлемыми в обычной жизни. Они уверены, что выключив компьютер и вернувшись к повседневным заботам, они выключают и саму игру и свою игровую идентичность. Почему они должны нести ответственность за то, что случается в выдуманном мире, который не имеет никакого отношения к реальности? В конце концов, это не многим отличается от перестрелки с приятелями в какой-нибудь видео-игре. Так или примерно так, возможно, неосознанно, могут считать эти люди [26].
Анонимность имеет тенденцию усиливать разобщающее диссоциативное воображение. Однако, по силе воздействия на диссоциативные процессы они не равнозначны. Анонимность может побуждать человека стать невидимым, быть никем, что приводит к упрощению или редукции идентичности. Тогда как в результате диссоциативного воображения предъявляемая, обособленная часть личности становится все более сложной и тщательно проработанной.
До тех пор пока социальный статус неизвестен, в Интернете он не играет той значительной роли, которая отводится ему в реальном мире. Не видя человека и его окружение, другие люди не могут составить представление о том, является каждый из посетителей Интернета главой крупной корпорации или обычным человеком. Но даже если статус и положение в обществе известны, это практически не сказывается на отношении и влиянии в Интернете. В большинстве случаев, в сети каждый имеет равное право голоса. Каждый – независимо от его статуса, благосостояния, расы, пола и т.д. – имеет единую стартовую площадку. Хотя, в конечном счете, социальный статус отражается на положении в киберпространстве главным образом через навыки общения (в т.ч. письменные), постоянство, качество идей и технические умения.
Люди неохотно говорят то, что действительно думают, находясь перед лицом авторитета. Боязнь неодобрения или наказания от вышестоящего подавляет и сковывает. Но в сети, где есть ощущение равноправных отношений и авторитаризм сведен к минимуму, люди гораздо более склонны высказываться откровенно или хулиганить.
Согласно принятой философии Интернета, все равны: пиры (peers – равноправные участники в сети) делятся идеями и ресурсами друг с другом. Собственно, сама сеть при создании не предполагала централизованное управление. По мере роста сети, с ее, кажется, бесконечным потенциалом для создания новых сред, многие пользователи видят себя независимо мыслящими исследователями. Такие атмосфера и философия вносят свой вклад в минимизацию власти [32].
Эффект растормаживания – не единственный фактор определяющий открытость и степень самовыражения в киберпространстве. Большое влияние на поведение оказывает интенсивность основных чувств, потребностей и инстинктов. Личностные особенности могут в значительной мере варьироваться в зависимости от защитных механизмов и тенденции к торможению, подавлению или экспрессивности. Люди демонстративного типа очень открыты и эмоциональны. Компульсивные (навязчивые) личности более сдержаны и зажаты. Эффект сетевого растормаживания взаимодействует с индивидуальными особенностями, в некоторых случаях приводя к незначительными отклонениям относительно поведения в обычной жизни, в других же вызывая серьезные перемены в поведении.
Людям кажется, что в сети больше возможностей преподнести себя так, как им хочется – особенно благодаря тщательно составленному тексту в асинхронной коммуникации. У них больше шансов передать мысли и эмоции, лежащие глубоко под внешне поверхностным повседневным образом. Эти возможности – очень ценные аспекты киберпространства, но они не обязательно свидетельствуют о том, что это «Я» более настоящее. То как мы спонтанно раскрываемся – часто это очевидно для окружающих, но не осознается нами – как раз может быть реальным и истинным.
Некоторые люди не полностью удовлетворены отношениями в реальной жизни. Может быть, у них нет возможности развивать большинство отношений, или те, которые развивались, не приносили удовлетворения. В киберпространстве они могут найти компаньонов, в которых нуждаются. Отношения в сети воспринимаются как более подлинные и становятся приемлемой альтернативой образу жизни. С другой стороны, люди, которые отрицают или рационализируют неудавшиеся отношения в реальной жизни, могут прибегать к личной философии, где идеализируются эффект растормаживания и идея о том, что в сети проявляется их истинное «Я».
Несомненно, существуют важные индивидуальные различия в том, как люди перемещаются вдоль континуума (непрерывности) «торможение/расторможенность». Эффект торможения или растормаживания может быть слабым или сильным, в зависимости от человека и ситуации. Колебания между двумя полярностями – незначительными или широкими. Некоторые люди более склонны к торможению, чем к расторможенности или наоборот. Изучение того, что раскрывают и скрывают люди в широком диапазоне интернет-сред, может стать лабораторией для понимания тонкой динамики личности [46].
Особенности самопрезентации в Интернете были изучены И.С. Шевченко. Было выявлено, что интернет-общение обладает следующими особенностями, создающими условия и возможности для вариативности самопрезентации личности: анонимность; аффективная раскрепощенность, ненормативность поведения; добровольность и желательность контактов; не ограниченное число выборов коммуникантов; затрудненность передачи и восприятия аффективного компонента общения; отсутствие паралингвистических, невербальных компонентов общения; снятие жестких социальных конвенций, границ культур; возможность конструирования различных социальных идентичностей; принадлежность к множеству социальных групп разного характера. Интернет-среда создает уникальные условия для экспериментального исследования факторов вариативности самопрезентации личности в общении, ее связи с индивидуально-личностными характеристиками [45].
Вариативность самопрезентации личности в интернет-общении за висит от следующих индивидуально-личностных факторов: «ригидность — лабильность», «агрессивность — тревожность», «лидерство — зависимость», «социальная идентичность — личностная идентичность», «индивидуализм — коммуникативность», а также от такой индивидуально-личностной характеристики как аутосимпатия [45].
Н.В. Зорина исследовала особенности виртуального «Я» и его влияния на общение. С одной стороны, виртуальное «Я» не имеет существенной зависимости от реального и идеального компонентов идентичности, что подтверждает корреляционный анализ, а с другой – анализ средних и корреляция по отдельным факторам показывают, что виртуальное «Я» приближено по своим характеристикам к реальному, и имеет заметную зависимость от обоих компонентов по фактору оценки. Всё это лишь подтверждает тот факт, что структурные компоненты идентичности, с одной стороны, существенно отличаются друг от друга по многим психологическим показателям (что говорит в пользу того, что виртуальная идентичность является новым идентификационным образованием), а с другой – все они являются частью одной «идентификационной матрицы», где с точки зрения французского учёного С. Московичи, распределением информации руководит доминирующая в данный момент идентичность или группа идентичностей [14].
Интересны и качественные отличия виртуальной идентичности от реального и идеального компонентов. При анализе средних показателей факторов оценки силы и активности было выявлено, что виртуальное «Я» более тревожно, не уверено в себе. Возможно, это является причиной частого множественного выбора ролей в интернет-пространстве. Следует отметить особую раскованность, открытость, общительность виртуальной личности как проявление некой компенсации внутренней неуверенности. К тому же, не следует забывать, что виртуальная личность менее социальножелаема, чем реальная [14].
Такое несоответствие реального и виртуального компонентов идентичности создаёт некоторые трудности при межличностном общении.
Очень часто виртуальные знакомства могут переходить в реальные, в особенности между противоположными полами. В результате проведённого автором опроса, было выявлено, что виртуальные собеседники чувствуют некий барьер при переходе к реальному общению. И чем длиннее период виртуального знакомства, предшествующий виртуальному, тем ощущение разницы сильнее.
И.Л. Балымов изучил особенности социальных представлений в интернет-общении. Представления о человеке в: Интернете и общении с ним отличаются от представлений о человеке в ситуации непосредственного общения и являются внутренне противоречивыми: в них сочетаются как положительные (общение в Интернете – диалогическое, комфортное, человек, свободен и раскрепощен), таю и отрицательные (общение поверхностное, человек абстрактный, лживый) оценки.
Представления о социальной среде Интернета и человеке в ней отличаются у субъектов с различным опытом общения в этой среде, ценностными ориентациями и направленностью в общении. Богатый опыт и ориентация на интимно-личностное общение в Интернете, высокий уровень развития ценностей индивидуальности и направленность на индивидуальные свойства собеседника в общении определяют положительные оценки. Небогатый опыт и ориентация на предметно-деловое общение, высокое развитие ценностей доминирования определяют отрицательные оценки [5].
Л.С. Енгибарян были изучены гендерные особенности и особенности использования Интернета. Было выявлено, что гендерный тип личности влияет на характер межуровневых связей и специфику факторной структуры интегральной индивидуальности у девушек и определяет своеобразие осуществления интернет-общения. Между маскулинными, фемининными и андрогинными девушками в характере межуровневых связей обнаружено больше различий, нежели сходств как по отдельным, так и по интегративным показателям [16].
У андрогинных девушек в отличие от маскулинных отсутствует высокий уровень принадлежности к сетевой субкультуре и в отличие от фемининных девушек Интернет не воспринимается как более привлекательная реальность. Андрогинные девушки включены в большей степени в контактное взаимодействие и имеют высокую психодинамическую пластичность и выносливость [16].
Базовым психологическим условием актуализации адаптационных возможностей личности в условиях инфокоммуникации в зависимости от гендерных особенностей индивидуальности у девушек выступает целенаправленное, научно обоснованное моделирование условий применения инфокоммуникационных технологий, учитывающих, что:
— у фемининных девушек принадлежность к сетевой субкультуре и нецеленаправленность поведения при использовании интернет-ресурсов зависят от степени адаптированности и стрессоустойчивости. Чем выше степень принадлежности к сетевой субкультуре, тем ниже стрессоуствойчивость и социальная адаптированность; неустойчивость симптомокомплексов свойств и их подверженность ситуационной изменчивости;
— низкий уровень социальной адаптированности и стрессоустойчивости у маскулинных девушек взаимосвязан с нецеленаправленностью поведения при реализации инфокоммуникации и появлением измененных состояний сознания в результате использования Интернета, наличием устойчивого симптомокомплекса свойств и низкой изменчивостью межуровневых связей;
— у андрогинных девушек социальная адаптированность связана с низкой выраженностью стремления перенести нормы виртуального мира в реальный, наличием устойчивых симптомокомплексов свойств и вариативностью межуровневых связей в структуре индивидуальности [16].

Выводы

1. Под самопрезентацией мы будем понимать то, каким образом индивид представляет себя другим, под виртуальной самопрезентацией мы рассматривает самопрезентацию, которая осуществляется опосредованно через различные электронные платформы в сети интернет.
2. Интернет-коммуникация имеет специфические особенности, которые отражаются на виртуальной самопрезентации – это высокая степень анонимности; обезличенность общения; «эффект разморозки» — то есть, снижение критичности и контроля над своими действиями, а также высокая степень раскованности поведения в принципе; возможность избирательной самопрезентации, то есть, публиковать о себе только ту информацию, которую пользователь сочтет уместной.
3. Возраст 19-35 лет мы рассмотрели в рамках двух возрастных периодов – поздняя юность и зрелость. Основными возрастными задачами поздней юности является профессиональное самоопределение, получение образования, окончательное становление Я-концепции, а также поиск партнера и создание семьи.
Зрелость является наиболее благоприятным периодом для самореализации и самоактуализации, накапливается жизненный опыт, у большинства людей в этот период уже есть профессия и семья. На этот период часто приходится нормативный возрастной кризис 30-ти лет.
Для женщин в этот период особое значение приобретают брак и семья, профессиональная самореализация и другие ее виды могут отойти на второй план.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф