ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОФТАЛЬМОЛОГИИ
1.1 Основные виды медицинского вмешательства в офтальмологии
1.2 Особенности сестринской деятельности при работе с пациентами офтальмологического отделения
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Общая характеристика отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ
2.2 Общая характеристика выборки исследования
2.3 Выбор методики исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ ОТДЕЛЕНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ ЦКБ УДПРФ
3.1 Анализ результатов сестринской деятельности при работе с пациентами отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ
3.2 Рекомендации по совершенствованию сестринской деятельности при работе с пациентами отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы данной дипломной работы обусловлена тем, что заболевания органа зрения следует признать актуальной проблемой современной медицины. Глаукома, возрастная макулярная дегенерация, отслойка сетчатки и другие виды тяжелой офтальмопатологии занимают ведущие места среди причин, приводящих к необратимой потере зрения и существенному ухудшению качества жизни населения в развитых странах.
Современная офтальмология, как наука о лечении, профилактике и предупреждении болезней глаз, раскрывает и вопросы ухода за пациентами с данными заболеваниями. Уход за пациентом является главной задачей специалиста здравоохранения – медицинской сестры.
Методом, позволяющим установить и решить проблемы больного с офтальмологическими заболеваниям выступает сестринский процесс. Своим происхождением он обязан объективному научному методу, но в данное время, полную картину проблем пациента и их решение даёт комплекс объективных и субъективных методик сестринского процесса.
Как правило, сестринский уход в офтальмологии включает различные компоненты, основными из них являются: составление анамнеза, диагностика, постановка целей, планирование, реализация вмешательств, оценка результатов. Все составляющие сестринского процесса содействуют усилению ответственности медицинской сестры и в отличие от ординарного сестринского ухода улучшают организацию помощи больному.
На сегодняшний день особенности сестринского дела в целом, и в офтальмологии, в частности, рассмотрены в трудах многих авторов, таких, как: В. Р. Вебер, Г. И. Чуваков, В. А. Лапотников[13], Е. Б. Брусина, И. И. Арзютова, Н. Г. Артамонова, И. С. Янец[14], И. Г. Греков[16], Е. А. Зиновьева[18], С. А. Ковалева[21], Л. Н. Макарова[24], Ю. В. Гаврилова[25], Т. П. Обуховец[29], Т. И. Оконенко[31], Г. И. Чуваков[32], М. Ю. Алешкина, Н. А. Гуськова, О. П. Иванова, С. В. Науменко, А. М. Спринц, И. Н. Филиппова, Е. П. Шатова, З. М. Юдакова[33], О. Ю. Атьков, Е. С. Леонова[38], Э. Д. Рубан, И. К. Гайнутдинов[41], Н. Л. Щеголева[48], А. Ю. Овчинников, В. Р. Шумилкин, Н. И. Нузданова[51].
Объект исследования: профессиональная деятельность медицинской сестры в офтальмологии.
Предмет исследования: особенности осуществления специализированного сестринского ухода в офтальмологии.
Цель исследования: провести анализ результатов сестринской деятельности при работе с пациентами отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные виды медицинского вмешательства в офтальмологии;
2. Рассмотреть особенности сестринской деятельности при работе с пациентами офтальмологического отделения;
3. Дать общую характеристику отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ;
4. Делать общую характеристику выборки исследования;
5. Выбрать методики исследования;
6. Провести анализ результатов сестринской деятельности при работе с пациентами отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ;
7. Дать рекомендации по совершенствованию сестринской деятельности при работе с пациентами отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ.
Цель и задачи определили структуру данной работы, которая состоит из введения, основной частик, включающей три главы, заключения, списка источников информации и литературы, и приложения.
Методологический инструментарий, используемый для решения поставленных в исследовании задач, включет общенаучные (общелогические) методы (анализ, синтез, обобщение, вероятностные (статистические) и частнонаучные методы.
При проведении исследования применялся системный подход, оценка ряда полученных данных. Большей частью был применен сплошной метод наблюдения, в отдельных случаях – выборочный.
Практическая значимость исследования: рекомендации, данные автором по результатам проведенного исследования можно применять на практике в сестринской деятельности в офтальмологии.
Исследование было проведено на базе отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОФТАЛЬМОЛОГИИ
1.1 Основные виды медицинского вмешательства в офтальмологии
Офтальмологическая помощь специализируется на диагностике, профилактике и лечении заболеваний глаз. К ней прибегают для[15]:
– консультаций по вопросам зрения;
– проведения обследований — специалисты используют современное оборудование и инструменты, например, офтальмоскопы для обследования дна глаза без оперативного вмешательства;
– получения диагноза и подробной информации об имеющихся заболеваниях;
–лечения с помощью современных средств и методик;
–профилактики рецидива.
Офтальмологическая помощь осуществляется в специально предназначенных для этой цели лечебных учреждениях, отделениях или кабинетах с использованием специальной лечебно-диагностической аппаратуры, инструментария и оборудования.
Болезни глаз входят в число наиболее распространённых патологий, поражающих пациентов различного возраста. Подобные заболевания понижают качество жизни, способствуют ухудшению работоспособности и требуют своевременного лечения[45].
Болезни, поражающие зрительную систему человека, имеют множество общих проявлений. К таковым относят: покраснение, жжение, дискомфорт, болевой синдром, ощущение попадания в глаз инородных тел, пересыхание слизистой оболочки, слезотечение, светобоязнь, отёчность конъюнктивы, ухудшение зрительной функции, сужение полей зрения, повышенная утомляемость, и др.
Заболевания глаз чаще всего вызываются следующими факторами: врождёнными аномалиями, инфекционными процессами, травмами органов зрения, частыми зрительными перегрузками, возрастными изменениями в организме, авитаминозами.
Офтальмологические нарушения способны проявляться на фоне таких болезней, как сахарный диабет, гипертония, почечная недостаточность. Проблемы со зрением возникают у больных онкологией, лиц, страдающих эндокринными нарушениями.
В офтальмологии используют следующие методики лечения глазных заболеваний[15]:
– медикаментозные — использование капель, витаминов, мазей, инъекций;
– физиотерапевтические — считаются наиболее эффективными при воспалительных заболеваниях;
– аппаратные — назначаются при косоглазии и амблиопии у детей;
– хирургические — используются в тех случаях, когда консервативное лечение не дает нужных результатов.
По статистике самые распространённые проблемы со зрительным органом — это глаукома, катаракта. Эти заболевания опасны тем, что без лечения могут привести к существенному снижению или даже потере зрения. Поэтому для устранения нежелательных последствий часто назначается хирургическое вмешательство.
Также может потребоваться операция при следующих заболеваниях[44]:
– аномалия рефракции;
– глаукома при отсутствии эффективности медикаментозного лечения;
– тяжелая форма эндофлальмита;
– катаракта, которая мешает нормальной жизни;
– прогрессирующее сильное ухудшение зрения;
– астигматизм, который не корректируется с помощью других методов;
– контузии, воспалительные заболевания, отслойка сетчатки;
– желание пациента сделать операцию, например, блефаропластику.
Решение о необходимости операции принимается специалистом. Для пластической хирургии необходимо желание пациента и отсутствие противопоказаний к оперативному вмешательству.
Основная структура офтальмологической службы:
– амбулаторно-поликлиническая (участковая) — догоспитальный этап;
– стационарная (экстренная и плановая) – госпитальный этап.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся заболевания глаз, которые требуют офтальмологической помощи[15]:
1. Патологии хрусталика. Прозрачная глазная линза чаще всего подвергается развитию катаракты. Эта болезнь вызывает помутнение хрусталика, размытость изображения, снижение остроты зрения. Без качественного лечения патология быстро прогрессирует и может провоцировать наступление слепоты.
К другим болезням данного отдела глаза относят:
– колобому, при которой на краю линзы формируется выемка;
– лентиконус, приводящий к изменению поверхностной формы глазной структуры;
– микрофагию, провоцирующую замедленный рост хрусталика;
– эктопию (смещение органа).
Редкими нарушениями являются бифакия, вызывающая наличие в органе зрения сразу двух хрусталиков, сферофакия, при которой линза приобретает нехарактерную шарообразную форму.
2. Заболевания роговицы. Из болезней роговицы наиболее распространены[15]:
– кератит, имеющий множество разновидностей (бактериальный, вирусный, грибковый, неинфекционный);
– дистрофии, чаще передающиеся по наследству или возникающие после достижения человеком 40 лет;
– кератоконус, вызывающий истончение, выпячивание роговицы, приобретение ею конусовидной формы.
Иногда в области роговой оболочки развиваются опухолевые процессы, преимущественно вызванные поражением склеры, реснитчатого тела или лимбы. В подобных случаях формируются папилломы, эпителиомы, карциномы, дермоиды.
3. Болезни радужной оболочки. Радужка глаза подвергается следующим патологиям[44]:
– иридоциклит – болезнь вызывает воспаление радужной оболочки, может иметь инфекционную или аутоиммунную природу. Заболевание всегда вторично и возникает на фоне уже имеющихся нарушений;
– увеит – в большинстве случае воспалительный процесс вызывается патогенной микрофлорой. При развитии переднего увеита также поражается цилиарное тело;
– аниридия – часто встречающаяся врождённая аномалия подразумевает полное отсутствие в глазу радужки. Болезнь часто сопровождается другими нарушениями – глаукомой, нистагмом. Больные с этой патологией страдают слепотой.
Радужная оболочка часто повреждается при заболеваниях ревматического характера, к которым относят ревматизм, болезнь Бехтерева, синдром Рейтера, воспаление суставов, болезнь Бехчета. Радужка может подвергаться негативным изменениям, если у пациента имеются герпетическая инфекция или васкулит.
4. Заболевания слёзных каналов[45].
Основным заболеванием, затрагивающим слёзный канал, является дакриоцистит. Болезнь провоцирует воспаление, препятствует нормальному отхождению слезы. Дакриоцистит преимущественно выявляют у грудничков. Патология чаще всего имеет врождённый характер.
У детей старшего возраста или взрослых пациентов дакриоциститы возникают в результате воспалительных процессов в носу, инфицирования слёзной железы вирусами или бактериями, длительного пребывания в пыльных, задымлённых помещениях. Болезнь может ассоциироваться со снижением иммунитета, склонностью к аллергическим реакциям, сахарным диабетом, перегревами или переохлаждениями. У женщин заболевание способно проявиться при неправильном использовании косметики для глаз.
5. Патологии зрительного нерва. Зрительный нерв подвержен: невриту; атрофии; отёкам[44].
Неврит протекает с острым воспалением зрительного нерва. Болезнь вызывается патогенной микрофлорой или воздействием нейротропных ядов. Для патологии характерна болезненность, возникающая при движении глазного яблока. При отсутствии адекватной терапии невриты приводят к значительному ухудшению зрительной функции или полной утрате зрения.
Атрофия зрительного нерва становится последствием воспаления этой структуры или застоя в ней. Патология проявляется на фоне поражения ЦНС, абсцесса головного мозга, энцефалита, сифилиса, гипертонии, атеросклероза, черепно-мозговых травм, роста опухолей, интоксикаций. Для болезни характерны расширение зрачков, отсутствие их нормальной реакции на свет, наличие у больного блуждающего взгляда.
Отёк (застойный сосок) зрительного нерва связан с повышением внутричерепного давления, болезнями печени или крови, воспалением мозговых оболочек. При этом заболевании отсутствуют выраженные симптомы. Пациенты с данной патологией могут жаловаться на головные боли, периодическое затуманивание зрения или его кратковременное отсутствие.
6. Заболевания век. Кожные складки, защищающие глазное яблоко от возможных повреждений и различных раздражителей, могут переносить разнообразные заболевания[45]:
–блефарит, приводящий к воспалению ресничного края;
–мейбомит, поражающий мейбомиевы железы;
–халязион, протекающий с образованием плотной округлой «градины» на веке;
–демодекоз, вызываемый клещом из рода Демодекс;
–абсцесс, провоцирующий инфильтративно-гнойный воспалительный процесс;
–импетиго, развивающийся из-за повышенной активности стрептококков, стафилококков;
–отёк Квинке, связанный с аллергическими реакциями, преимущественно затрагивающий верхнее веко.
Среди грибковых патологий век значатся кандидоз, провоцируемый условно-патогенными микроорганизмами из рода Candida, актиномикоз, возбудителем которого выступают актиномицеты, бластомикоз, вызываемый дрожжевыми грибами бластомицетами, фавус (парша), связанная с паразитическим грибком Achorion Schenleini.
7. Болезни склеры. Склера является наружной оболочкой глаза, в составе которой преобладает плотная белковая ткань. К врождённым аномалиям этой структуры относят[15]:
– синдром голубых склер, при котором наружная оболочка глазного яблока истончается, а сквозь неё просвечивает сосудистая часть органа зрения;
– меланоз – появление на склере тёмных пигментных пятен, представляющих собой отложения меланина.
Приобретёнными заболеваниями наружной оболочки глаза являются эписклерит, при котором поражается часть, расположенная вблизи роговицы, и склерит, вызывающий воспалительный процесс в глубоких отделах ткани. В редких случаях на склере могут образовываться кисты или стафиломы.
8. Заболевания конъюнктивы Под конъюнктивой понимают тонкую прозрачную ткань, покрывающую наружную часть глаза и заднюю поверхность век. Основное нарушение, развивающееся в данной области, именуется конъюнктивитом. Для этой патологии характерно наличие воспалительного процесса, отёчности, красноты, слизистого или гнойного отделяемого.
Болезни свойственно поражать одновременно оба глаза. В некоторых случаях воспалительный процесс протекает в каждом органе зрения по-разному.
В офтальмологии различают много разновидностей конъюнктивита. Заболевание может иметь бактериальное, вирусное, грибковое, аллергическое, аутоиммунное, метастатическое происхождение. При обследовании пациента с подозрением на конъюнктивит проводится дифференциальная диагностика с другими глазными заболеваниями – кератитом, иритом, эписклеритом, обострением глаукомы[45].
9. Нарушения рефракции. Рефракция являет собой преломление световых лучей, происходящее в оптической системе глаза. Основными вариантами нарушения этого процесса становятся:
– миопия (близорукость). При таком заболевании фокусировка изображения происходит перед сетчаткой, а человек плохо различает удалённые объекты;
– гиперметропия (дальнозоркость). Фокус глаза находится позади ретины, результатом чего становится нечёткость ближнего видения;
– астигматизм. Входящие в глаз лучи собираются в различных фокусах, приводя к размытости, искажению изображения, двоению в глазах, зрительному дискомфорту.
К другим формам патологической рефракции принадлежат пресбиопия (старческая дальнозоркость), амблиопия (снижение центрального зрения, чаще наблюдаемое на одном глазу), анизометрия (наличие у одного человека разных видов рефракции).
10. Проблемы глазодвигательного аппарата. В списке болезней, поражающих глазодвигательный аппарат, значатся: страбизм (косоглазие); нистагм.
При косоглазии происходит отклонение зрительной оси глаза от нормальной точки фиксации. Заболевание чаще имеет наследственный характер и выявляется в детском возрасте. Различают несколько разновидностей страбизма – содружественный, явный, мнимый, скрытый, паралитический. Паралитическое косоглазие вызывается травмированием глаз, наличием злокачественных опухолей, тяжёлыми инфекциями и в основном развивается у взрослых пациентов[44].
При нистагме наблюдаются непроизвольные колебательные движения глазных яблок, принимающие вертикальное, горизонтальное, круговое направление. К развитию болезни приводят патологии мозга, интоксикации, поражение вестибулярного аппарата, черепно-мозговые травмы. Нарушение чаще обнаруживается у детей раннего возраста. Последствиями нистагма становятся ослабление аккомодационной способности, зрительная дисфункция.
11. В списке редких заболеваний зрительного аппарата находятся: ретинит, гетерохромия, синдром кошачьего глаза, амавроз.
При ретините воспаляется глазная сетчатка, снижается острота зрения, ухудшается цветовое восприятие, изменяются границы полей зрения. Для этой болезни типична метаморфопсия – явление, вызывающее искажённое восприятие формы, размеров, окраски окружающих объектов. В большинстве случаев ретинит возникает после попадания в сетчатку патогенов, перемещающихся в организме вместе с потоком крови. Подобное происходит при протекании пневмоний, пиелонефритов, туберкулёза, менингита, сифилиса, сепсиса. Реже болезнь имеет вирусное происхождение. Иногда патология развивается у пациентов с сахарным диабетом, лейкемией, травмами, ожогами органов зрения[45].
Гетерохромия представляет собой болезнь, при которой радужная оболочка каждого из глаз имеет неодинаковую окраску. Вызывается подобное явление неравномерным распределением красящего пигмента меланина. Гетерохромию относят к наследственным заболеваниям. Иногда болезнь развивается после травм органов зрения или становится побочных эффектом применения лекарственных препаратов. Простая форма нарушения не вызывает дискомфорта или неприятных симптомов. Осложнённая разновидность гетерохромии опасна ухудшением зрения, дистрофией радужки, помутнением хрусталика, появлением преципиатов в глазу (плавающих белых образований).
Синдром кошачьего глаза – врождённая патология, характеризующаяся аномалией радужной оболочки. При данном заболевании зрачок приобретает вытянутую форму, напоминающую строение органов зрения у кошек. Синдром провоцирует множество сопутствующих симптомов в виде эпикантуса, асимметрии глазной щели, микрофтальма, страбизма, катаракты. Дети с этой аномалией часто отстают в плане умственного развития, подвержены образованию грыж в паху или вблизи пупка, имеют такие нарушения, как низкорослость, увеличение толстой кишки, пороки сердца, искривление позвоночного столба, «волчья» пасть или «заячья» губа[15].
Амавроз провоцирует прогрессирующее ухудшение зрения, чреватое полной утратой зрительной функции. Заболевание имеет генетическую природу и является недостаточно изученной офтальмологической аномалией. Чаще всего патологию связывают с отсутствием пигментов и фоторецепторных элементов в ретине, изменением формы и структуры глазных сосудов, наличием новообразований в головном мозге или глазу, сосудистой эмболией, атеросклерозом. Основным последствием болезни становится атрофия зрительного нерва, ведущая к полной и неизлечимой слепоте.
1.2 Особенности сестринской деятельности при работе с пациентами офтальмологического отделения
Медицинская сестра, которая работает по специальности «Сестринское дело в офтальмологии», кроме общих медицинских познаний, обязана обладать и специальными знаниями, навыками и умениями.
Медицинской сестре, работающей в отделении офтальмологии, необходимо знать и уметь[16]:
–оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
–уметь организовать офтальмологическую помощь населению;
–выполнять основные функциональные обязанности медсесты офтальмологического кабинета и отделения;
–знать анатомо-физиологические особенности органов зрения (ОЗ);
–иметь представление о действии зрительного анализатора и методах его исследования;
–владеть техниками исследования ОЗ;
–знать симптомы при заболеваниях глаз;
–знать список обследований в офтальмологии;
–уметь проводить лечение заболеваний ОЗ с помощью медикаментов;
–иметь представления о хирургических методах лечения глазных болезней;
–уметь определять проблемы пациентов при заболеваниях ОЗ и др[17].
В функциональные обязанности медицинской сестры отделения офтальмологии включены такие специальные манипуляции и деятельность, как:
–организация работы по оснащению кабинета офтальмологии;
–подготавливать пациентов к обследованиям и операциям;
–внедрять сестринский процесс в повседневную работу;
–создавать в отделении лечебно-охранительный режим;
–осуществлять выписку, учет и хранение лекарственных средств;
–уметь оказывать неотложную помощь в практике глазных болезней;
–владеть приемами удаления инородных тел с роговицы и конъюнктивы;
–уметь делать наложение повязки на глаз;
–уметь оказывать первую помощь при повреждениях глаза;
–владеть техникой введения лекарственных препаратов под конъюнктиву;
–уметь измерять внутриглазное давление, остроту и поле зрения;
–уметь оказывать помощь и ассистирование врачу при манипуляциях;
–осуществлять уход за пациентами;
–содействовать пациентам при подборе очков;
–владеть техникой промывания глаз, закапывания капель, закладывания мази;
–уметь оказывать послеоперационную помощь, осуществлять уход за послеоперационными больными и др[18].
Основной сферой деятельности медицинской сестры является выполнение врачебных назначений, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, ведение медицинской документации, помимо этого большое внимание уделяется психологическим беседам и разъяснительной работе с пациентами и их родственниками на тему диагностических исследований, подготовки и проведения операции, а также о важности выполнения рекомендаций в послеоперационном периоде.
Медицинская сестра одна из первых встречает пациента, который, в большинстве случаев, испытывает настороженность и тревогу перед предстоящими медицинскими мероприятиями и очень внимательно следит за ее жестами, выражением лица и речью. Насколько медицинская сестра уверенно и компетентно способна вести диалог с пациентом зависит дальнейшее установление благоприятного отношения больного к лечебному процессу[19].
Сестринский процесс в офтальмологии по следующей схеме:
I этап – обследование пациента.
На данном этапе проводится сбор информации о пациенте, путем его осмотра и опроса больного и членов его семьи. Учитываются данные о физическом, духовном, эмоциональном, социальном, интеллектуальном здоровье. Информация также составляется на основе воздействия факторов влияющих на такие сферы жизни человека, как генетика, образ жизни, внешние факторы среды, здравоохранение.
Собираются данные инструментальных и лабораторных методов исследований. В заключение этапа заполняется медицинская документация (лист сестринской оценки пациента, карта сестринского процесса, в амбулаторной карте записываются результаты определения функций органа зрения)[20].
II этап – диагностирование.
Этап составления сестринского диагноза на основе профессионального суждения медсестры о проблеме нарушения здоровья пациента и его фундаментальных потребностях. Составляется план ухода с учетом приоритетности проблем[21].
III этап — планирование сестринских вмешательств.
Этап предусматривает ознакомление пациента с оценкой его состояния и необходимости ухода, учитывается его мнение по данному вопросу. Определяются цели ухода (краткосрочные и долгосрочные). Составляется прогноз возможностей и времени ожидаемых результатов[22].
IV этап — реализация запланированных сестринских вмешательств.
Вмешательства могут быть зависимыми от назначения врача, независимыми – медсестра руководствуется личными соображениями без назначений офтальмолога и действует по собственному усмотрению, взаимозависимые проводятся при участии других медицинских работников[29].
V этап — оценка результатов[34].
Этап определения эффективности сестринского вмешательства. Основными критериями эффективности являются результаты и итог достигнутых целей, реакции пациента на сестринский уход в офтальмологии.
Для качественного применения сестринского процесса в офтальмологии медицинская сестра должна знать алгоритм выполнения лечебно-диагностических манипуляций при травмах и заболевания глаз. Должна разбираться в этиологии, клинике, принципах лечения и предотвращения возникновения глазных болезней. Медсестре необходимо уметь реализовывать сестринский процесс. Умело подготавливать пациента к лечебным и диагностическим процедурам. Важно обладать знаниями оказания первой медицинской помощи[17].
В офтальмологической службе сестринский процесс обусловлен особенностями сестринского обследования пациента с патологическими нарушениями органа зрения. Введение сестринского процесса в трудовую деятельность медицинской сестры в офтальмологии позволяет выявить и устранить проблемы пациента.
Далее рассмотрим деятельность операционной медицинской сестры в офтальмологии при проведении некоторых процедур.
1. Операция по поводу хирургии катаракты с фемтолазерным сопровождением[19].
Знание современной аппаратуры – один важных этапов работы медсестры, которая на этапе подготовки пациента к операции должна обеспечить готовность оборудования к работе.
Операция по поводу хирургии катаракты с фемтолазерным сопровождением проводится в два этапа. Первый этап осуществляется в условиях относительной стерильности, но в то же время требует от медсестры подготовки необходимого инструментария: векорасширитель (блефаростат), пинцет для удерживания контактной линзы, чаша Петре, одноразовый шприц в объеме 2.0 мл, ограничитель (канюля), стерильная контактная (аппланационная) линза в заводской упаковке с консервантом, интерфейс (вакуумное кольцо для фиксации к роговой оболочке глаза) в стерильной упаковке[18].
Операционная медицинская сестра контролирует положение пациента и при необходимости проводит дополнительную инстилляцию анестетиков.
Особенностью второго этапа факоэмульсификации катаракты с фемтолазерным сопровождением является дальнейшая необходимость перевода пациента на другой операционный стол, его полная подготовка к оперативному вмешательству с соблюдением правил асептики и антисептики. Далее осуществляется факоэмульсификация катаракты с имплантацией различных видов ИОЛ[34].
Операционная медицинская сестра на этом этапе выполняет роль полноценного ассистента офтальмохирурга: осуществляет подачу и возврат необходимого инструментария, обеспечивает при необходимости дополнительную топикал-анестезию, наблюдает за работой факоэмульсификатора, контролирует своевременную замену ирригационной жидкости, на этапе имплантации интраокулярной линзы осуществляет контроль соответствия планируемой модели и рефракционной силы хрусталика.
После завершения операции медсестра обеспечивает правильную дезинфекцию и стерилизацию использованного инструментария, а также подвергает утилизации все одноразовые расходные материалы[34].
2. При оказании анестезиологической помощи существует ряд потенциальных проблем при различных видах анестезии, таких как: снижение или повышение внутриглазного давления, возникновение окулокардиального рефлекса, системное действие местных анестетиков при аппликационной анестезии (глазные капли) и при блокаде нервных ганглий, интраоперационный озноб пациентов, возможное возникновение кашля, непроизвольные движения, послеоперационная тошнота и рвота, психомоторное возбуждение[30].
Данные состояния возникают в результате побочного действия медикаментов, а так же как реакция на хирургические манипуляции (давление на глазное яблоко, тракция глазных мышц и др.).
Задачей отделения анестезиологии является обеспечение оптимальных условий в ходе выполнения хирургических вмешательств, стабильность состояния пациента после него.
Медицинская сестра-анестезист должна знать потенциальные проблемы различных видов анестезии и владеть методами оказания помощи при возникновении осложнений [15].
Для своевременного предупреждения осложнений проводится мониторинг пациента: измерение АД, частоты сердечных сокращений, электрокардиограммы (мониторных отведений), сатурации гемоглобина артериальной крови кислородом, частоты дыхания, капнографии при ларингомасочной анестезии, измерение температуры тела. Медицинская сестра-анестезист должна внимательно следить за параметрами мониторинга и при их отклонении оповещает врача.
3. Особенности работы медицинской сестры при подготовке пациентов с возрастной макулярной дегенерацией.
Возрастная макулярная дистрофия (ВМД) занимает третье место среди наиболее частых причин слепоты после катаракты и глаукомы. Более 80% снижения остроты зрения при ВМД происходит вследствие хориоидальной неоваскуляризации (ХНВ), либо ее последствий.
В диагностике данного заболевания применяются современные инвазивные и неинвазивные высокотехнологичные методы исследования, лечения[17].
Особенностью работы медицинской сестры является скрининг – это опрос больного ВМД по его жалобам (снижения зрения вдаль, при чтении, выпадение букв, искажение предметов и текста, наличие пятна и пятен в поле зрения), выяснения факторов риска.
Задача медицинской сестры – это качественная подготовка пациента перед осмотром врача, проведением исследований, лазерных операций, в которую входит: определение остроты зрения, тонометрия, авторефрактометрия, при необходимости исследования полей зрения, инстилляция глазных капель для расширения зрачка или местной анестезии, ассистирование при проведении инвазивных и неинвазивных исследований, лазерохирургического лечения.
Алгоритм работы медицинской сестры включает V этапов:
I этап: начинается с ознакомления с медицинской документацией пациента. Медицинская сестра информирует пациента о ходе и длительности скрининга, осуществляет первичный сбор анамнеза[21].
II этап: медицинская сестра осуществляет проверку остроты зрения с оптимальной коррекцией вдаль и вблизи, оценивает зрительную функцию каждого глаза в отдельности по сетке Амслера, проводит бесконтактную и контактную тонометрию (после 40 лет или при наличии в анамнезе глаукомы) при отсутствии противопоказаний, исследование полей зрения по Фёрстеру и компьютерных полей зрения (программа назначается врачом-офтальмологом), осуществляет инстилляцию мидриатических средств с контролем расширения зрачков через 10-15 минут[16].
III этап: алгоритм действия медицинской сестры при проведении диагностических исследований.
Медсестра с пациентом проводит беседу о предстоящем исследовании, объяснить цель данного исследования и ход процедуры, получить информированное согласие.
При проведении диагностического исследования на фундус-камере пациент усаживается за прибор, медицинская сестра фиксирует голову, при необходимости помогает фиксировать веки, врач проводит фотоархивирование (в том числе в режиме аутофлюоресценции).
IV этап: учёт проведённых диагностических исследований, лазерных операций в специализированных журналах. Дезинфекция и стерилизация инструментария, изделий медицинского назначения проводится согласно утверждённым алгоритмам[16].
V этап: включает в себя разъяснение тактики лечения назначенного врачом, обучения пациента самостоятельно проводить мониторинг по тесту Амслера, рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха, отказу от курения, правильному сбалансированному питанию, коррекции АД, сахара крови, плановому осмотру у врача – офтальмолога.
4. Особенности работы медицинской сестры при проведении витреоретинальной хирургии.
Основной задачей операционной медсестры является не только подготовка и обеспечение стерильным материалом, изделиями медицинского назначения, хирургическими инструментами и другими вспомогательными материалами для качественного проведения хирургических операций, но и ассистенция в ходе операции, переключение параметров аппаратуры, подключение дополнительного оборудования и аксессуаров в зависимости от этапа операции, особенностей ее течения, своевременное и правильное реагирование на изменение хирургической ситуации и тактики хирурга.
Особенности работы операционной сестры при ассистенции на витреоретинальных операциях заключаются в следующем: в начале операционного дня накрывается операционный стол[15].
Непосредственно перед началом операции операционная медсестра проводит подготовку и настройку аппаратуры. К стерильному раствору ВSS подключается ирригационно-аспирационная линия. Далее проводится тест всей системы.
Инфузионный раствор должен быть пропущен по всем трубкам, чтобы удалить из них все пузырьки воздуха. Подключается эндолазер и световод.
Операция начинается с установки портов путем сквозного трансконъюнктивального прокола стенки глаза в 4мм от лимба с помощью троакаров 25 – 27 калибра[29].
Во время введения в полость глаза ПФОС медсестра перекрывает ирригационную трубку. Далее выполняется эндолазеркоагуляция сетчатки. И замена ПФОС на силиконовое масло или газовоздушную смесь для длительной тампонады полости стекловидного тела. Вводя силикон, операционная медсестра контролирует подачу масла.
Если вводится газовоздушная смесь, медсестра должна приготовить ее процентное содержание в зависимости от вида использующегося газа. При нетипичном протекании операции, ассортимент инструментов и материалов должен быть достаточно широкий, и должен быть готов к применению.
В ходе операции работа медсестры заключается в своевременном обеспечении хирурга необходимыми материалами, инструментами, аппаратурой, грамотной ассистенции для достижения наилучшего результата операции, а также быстро и качественно выполнять все назначения врача.
5. Роль медицинской сестры анестезиста в анестезиологическом обеспечении амбулаторного офтальмологического обследования и лечения у детей[16].
Любая манипуляция в медицинском учреждении у детей раннего возраста вызывает их негативную реакцию и затрудняет проведение деликатного офтальмологического обследования и лечения.
Амбулаторное офтальмологическое обследование и лечение у детей раннего возраста включает в себя использование контактных (тонометрия, А и В сканирование и т.д.) и инвазивных (зондирование и промывание слезных путей, использование лазера и т.д.) манипуляций. Использование инвазивных методов диагностики и лечения у детей обуславливает необходимость применения медикаментозной седации и/или общей анестезии.
Оказание амбулаторного анестезиологического пособия детям требует высокой квалификации медицинского персонала и достаточного технического оснащения анестезиологической службы[18].
Медицинская сестра–анестезист заранее готовит операционную к проведению анестезий у детей:
1) накануне собирает набор для обеспечения проходимости дыхательных путей, который включает в себя: ларингеальные маски (ЛМ) и воздуховоды I-GEL, интубационные трубки различных размеров, глазную гидрокортизоновую мазь, вязку для фиксации воздуховода, «антизакусыватель», зажим, марлевые шарики, катетер для санации полости рта[29];
2) непосредственно перед операцией проверяет исправность наркозной, дыхательной и следящей аппаратуры, готовит дыхательный контур, бактериальный фильтр и лицевую маску для индукции;
3) перед операцией производится взвешивание ребенка на медицинских весах, измерение температуры тела с помощью бесконтактного термометра;
4) ребенок укладывается на операционный стол, проводится пульсоксиметрия, контроль АД;
5) индукция осуществляется смесью кислорода и севофлюрана в операционной, оборудованной дыхательной и следящей аппаратурой, а также приточно-вытяжной вентиляцией и системой отвода выдыхаемой газовой смеси[15].
После достижения под контролем показателей гемодинамики необходимой глубины анестезии ребенок транспортируется в находящуюся рядом подготовленную палату, где проводится все необходимое офтальмологическое обследование.
Сестра ассистирует врачу-офтальмологу при установке ларингеальной маски: обрабатывает наружную поверхность ЛМ гидрокортизоновой мазью, готовит лейкопластырь и вязку для фиксации, манометр для контроля давления в манжете. Затем анестезиологом устанавливается ларингеальная маска, а медицинская сестра раздувает манжету до 60 мм рт. ст. ЛМ фиксируется лейкопластырем или вязкой[25].
Для профилактики «закусывания» воздуховода устанавливается марлевый «антизакусыватель». Ларингеальная маска присоединяется к дыхательному контуру, подключается газовый монитор.
Далее хирургической сестрой производится обработка операционного поля и хирургом выполняется операция.
И несомненно, здесь стоит коснуться вопроса медицинской этики.
Под медицинской этикой подразумевают сочетание нравственных норм, которым обязаны следовать медицинские работники в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей.
Понятие медицинской этики и деонтологии многозначны. Это взаимоотношения с пациентами, взаимоотношения медицинских работни ков между собой, общение с родственниками больного.
Медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией. Деонтологическая задача медицинской сестры и оптометриста – установить психологический контакт с больным, успокоить его, вселить уверенность в благоприятный исход не только диагностических процедур, но и заболевания в целом[31].
Строго соблюдая данные правила при общении с пациентом и коллегами по работе можно значительно облегчить проведение диагностического обследования, повысить его точность, сократить время осмотра, что крайне необходимо при потоке больных
Выводы по первой главе:
При построении отношений медсестра – пациент важное значение имеют стиль работы и личные особенности медицинской сестры. Необходимыми качествами в данном случае являются: профессионализм, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность, вежливость.
Поэтому глубокий смысл приобретают такие понятия как доверие, душевное расположение к пациенту, непосредственная помощь ему и др. Здесь на первый план выступают такие качества как скромность, выдержанность, сердечность, наблюдательность, самокритичность, любовь к своей профессии, глубокое знание своей специальности[34].
Участие операционной медицинской сестры в качестве ассистента офтальмохирурга оказывает немаловажное влияние на процесс проведения операции. Высокая квалификация, владение техникой работы с компьютеризированной аппаратурой, знание хода операции, достаточный опыт и стаж работы, как врача, так и медсестры позволяет выполнять сложнейшие процедуры на высоком уровне и с безупречным качеством.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф