Скоро защита?
Меню Услуги

ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОФТАЛЬМОЛОГИИ. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ ОТДЕЛЕНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ ЦКБ УДПРФ

 

3.1 Анализ результатов сестринской деятельности при работе с пациентами отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ

 

В данном разделе дипломной работы представлены результаты исследования деятельности медицинских сестер отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ.

Количество исследуемых – 90 человек.

Результаты анкетирования с целью изучения и определения особенности трудовой деятельности медицинских сестер отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ.

На вопрос анкеты «Достаточно ли Вам знаний для применения современных подходов в уходе за больными с патологией органов зрения?» 80% респондентов ответили, что достаточно, 20% хотели бы увеличить объем своих знаний.

Для выяснения затраты времени медицинских сестер по уходу за больными, был проведен хронометраж рабочего дня.

Большая часть рабочего времени медицинских сестер уходит на лечебные мероприятия (55%), заполнения документации (30%) и лишь небольшая часть остается на профилактические мероприятия (15%).

Свою работу в отделении 85% опрошенных медсестер охарактеризовали как интересную, 25% – удовлетворены своей работой.

Среди опрошенных медицинских сестер производственная нагрузка составила в объеме одной ставки – у 28%; 1,5 ставки – у 70%; менее одной ставки – у 2%.

Поощрялись за успешную и активную работу 50% медицинских сестер: в форме премии – 20%, награждения грамотой и объявления благодарности – 35%.

Квалификационная категория способствует профессиональному совершенствованию и росту компетенции сестринских кадров, что в определенной степени повышает качество медицинской помощи. Имеют квалификационную категорию высшую 20% опрошенных, первую – 10%, вторую – 7%.

Изъявили желание дополнительно обучаться по специальности 60% медицинских сестер, из них выбрали следующие формы повышения квалификации: 23% на курсах повышения квалификации, 16% – на рабочем месте.

Значительная часть (66%) медицинских сестер, оценивая факторы препятствующие повышению уровня своего профессионального мастерства, отметили недостаток времени, 15% – недостаток знаний психологии, этики и деонтологии.

Оказывая помощь в экстремальной ситуации, каждая вторая медицинская сестра чувствует себя достаточно уверенно. В данной ситуации 43% респондентов считают, что они ограничены в свободе действий, 20% – стеснены во времени, 9% – испытывают затруднения из-за недостаточных умений и навыков, 10% – испытывают затруднения ввиду особенностей своих личностных качеств.

Медицинские сестры, оказывая медицинскую помощь, должны иметь определенную самостоятельность и быть уверены в своих силах. Оценивая свою самостоятельность отметили, что старшая медицинская сестра и врачи отделения ограничиваются самыми общими указаниями и, давая им задания, полагаются в основном на их опыт. Каждая вторая медсестра в практической деятельности строго придерживалась эталонов, инструкций, стандартов, 9% отметили, что все основные этапы постоянно контролируются руководством и 8% – в своей работе допускали использование нестандартных решений и приемов.

На основании полученных данных можно предположить, что медицинские сестры при выполнении своих профессиональных обязанностей самостоятельны в определенных границах, ответственны, высоко оценивают свою роль в общем труде.

Результаты анализа деятельности медицинских сестер отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ при работе с послеоперационными пациентами.

Перевязка пациента совместно с лечащим врачом, как правило, проводиться на следующий день после операции. Удаление перевязочного материала с операционной раны проводиться аккуратно последовательно, не оказывая давления на область раны, не совершая резких движений и под визуальным контролем кончиков швов, краев раны и кожных лоскутов.

Если перевязочный материал фиксировался к краям раны, то проводится его отмачивание с применением растворов антисептиков. Затем края раны обрабатываются этим же раствором антисептика, при необходимости промывается конъюнктивальная полость, проводится инстилляция глазных капель.

В зависимости от проведенного оперативного вмешательства, от расположения операционной раны (задействованы ли только веки и параорбитальная область или глазное яблоко), а также в зависимости от остроты зрения у пациента могут накладываться различные виды повязок: в виде «шторки», локальная или широкая давящая повязка.

Для оценки состояния послеоперационной раны во время перевязок необходимо систематическое наблюдение: определение состояния кожных покровов вокруг раны, состояние кожного лоскута, оценка наличия отделяемого, изменение болевых ощущений в области раны.

При наличии воспалительного процесса в операционной ране, в окружающих тканях, наличии отделяемого – обязателен посев для определения вида возбудителя и его чувствительности к антибактериальным препаратам.

При этом перевязки проводятся чаще с применением определенного перекиси водорода и антибактериального препарата местным и общим курсом, в том числе и офтальмологических препаратов для инстилляции в конъюнктивальную полость.

При наличии частичного или полного некроза кожного лоскута проводится удаление некротизированных масс, перевязки осуществляются также с применением антисептиков либо антибактериальных препаратов, ранозаживляющих препаратов.

Для уменьшения осложнений в послеоперационном периоде важен контроль со стороны медперсонала за соблюдением пациентом врачебных рекомендаций, активности, лечебно-охранительного режима.

 

Рисунок – Результаты деятельности м/с при работе с послеоперационными пациентами

 

Как можно увидеть из представленного выше рисунка, 5 баллов, или «отлично» получили 65% м/с (58 человек), 4 балла, или «хорошо» – получили 25% человек (23 м/с), 3 балла, или «удовлетворительно» получили 10% медицинских сестер отделения, что соответствует 9 сотрудницам.

Исследование уровня образования операционных и анестезиологических м/с отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ.

Каждые 5 лет операционные и анестезиологические м/с отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ проходят обучение и подтверждение квалификации на сертификационных циклах усовершенствования и специализации. Специализация для медицинских сестер составляет 216 ч., усовершенствование – 144 ч.

Согласно существующим требованиям каждый специалист должен проходить обязательное последипломное повышение квалификации.

В обучающую программу операционных медицинских сестер входит:

– реформы сестринского дела, философия и история развития в России;

– нормативные документы РФ, регламентирующие СЭР в операционном блоке и определяющие трудовую деятельность операционных медицинских сестер;

– понятия об асептике, антисептике, дезинфекции, стерилизации и о внутрибольничной инфекции, соблюдение правил техники безопасности в операционной;

– все виды анестезии, методы введения препаратов, правила переливания крови, понятия раны, способы соединения тканей и т.д.;

– наборы инструментов и ход операций гастроэнтерологических, ортопедических, лапароскопических, лапаратомических, восстановительных, пластических или косметических и др.

Однако, как можно увидеть, здесь имеет место отсутствие узкой направленности и несовременность профессиональных знаний по своей специальности.

Профессия офтальмологической операционной медицинской сестры требует специальных знаний и разносторонних навыков, она несет ответственность за обеспечение сестринской помощи хирургическому пациенту на всех этапах операционного процесса. Каждая операционная сестра должна владеть всеми сестринскими манипуляциями и являться прекрасным помощником офтальмохирурга[34].

Внедрение современных офтальмологических технологий требует постоянного повышения профессионального уровня, все операционные медсестры в результате ротаций должны знать работу любого офтальмологического хирургического оборудования и этапов оперативного вмешательства, проводимого хирургом, что способствует слаженной работе операционного блока.

4) Исследование оценки пациента к отношению к нему в отделении.

В рамках данного исследования было опрошено 50 пациентов отделения.

В целом удовлетворены качеством оказания медсестрами отделения помощи 69% опрошенных.

Не удовлетворены – 31% опрошенных.

Основными недостатками в обращении медицинских сестер с пациентами было названо:

– Не хватает человеческого участия и интереса к проблемам пациента – 45 человек (90% опрошенных);

– Не разъясняет подробности предстоящих манипуляций – 38 человек (76% опрошенных);

– Формальное отношение к выполняемым обязанностям – 29 человек (58% опрошенных).

Профессиональное мастерство сотрудниц офтальмологического отделения пациенты в основном оценивают на 5 баллов (32 человека).

Личностные качества медицинских сестер были оценены в основном на 4 балла (41 человек).

Замечаний к внешнему виду сотрудниц выявлено не было.

Отношения между сотрудниками офтальмологического отделения были оценены в целом как уважительные, но формальные.

Пациенты высказали свою точку зрения, что их большинству больше нравится, когда к н им обращаются по имени.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Прежде всего, все работники медицинские сестры отделения должны помнить, что больные этого отделения в большинстве случаев плохо или совсем не видят, а поэтому к ним необходимо относиться с особым вниманием. К личным качествам медсестры, оказывающей помощь, относятся: сопереживание, искренность, проявление заботы, уважения. Обладая этими качествами, медсестра должна установить доверительные взаимоотношения. К ним относятся: целенаправленная беседа, доверие и контакт, создание условий для самовыражения[34].

Если профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравственный облик выявляется без труда и может получить оценку. Это значит, что такие нравственные качества как сопереживание и милосердие должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, этической нормой.

 

3.2 Рекомендации по совершенствованию сестринской деятельности при работе с пациентами отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ

 

Исследование особенности трудовой деятельности медицинских сестер помогли нам выявить как сильные, так и слабые стороны работы в отделения офтальмологии. Проведенное нами исследование показывает, что уровень, качество и темп развития сестринского дела в отделении офтальмологии ЦКБ УДПРФ в значительной степени обусловлены мотивацией трудовой деятельности медицинских сестер, состоянием кадров, уровнем их профессиональной, социальной и психологической компетенции.

Изучение состава структуры, возраста, базового образования, стажа работы среднего медицинского персонала офтальмологического стационара позволило определить мотивацию трудовой деятельности, необходимость повышения квалификации, способствующей совершенствованию личностных и деловых качеств.

Результаты исследования показали, что больше внимания следует уделять как вопросам рациональной организации труда медицинских сестер и совершенствованию профессионального мастерства, так и этическим и деонтологическим аспектам их деятельности при общении с пациентами.

Основой повышения качества сестринской помощи и получения удовлетворения от ее выполнения должно стать эффективное использование мотивации профессиональной деятельности, повышение оплаты труда среднего медицинского персонала, совершенствование структуры и материально технической базы отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ.

Совершенствование компетенций офтальмологических операционных сестер как специалистов, необходимых для профессиональной деятельности и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, это:

– Введение в цикл повышения квалификации стажировки на рабочем месте;

– Внедрение различных форм дистанционного обучения, что предполагает самостоятельное изучение тем на образовательном портале, участие в вебинарах и онлайн-обсуждениях, получение консультаций в офлайн-режиме;

– Сопровождение лекционного материала обучающими видеороликами или презентациями;

– Введение в обучающий курс материала по анатомии и физиологии органа зрения и методов исследования глаза и его придатков.

В связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач должна быть определена динамика обновления теоретических и практических знаний специалистов.

Исходя из этого, необходимо постоянно проводить коррекцию и оптимизацию программ обучения в соответствии с последними достижениями офтальмологической науки и практики.

Должна быть разработана программа дополнительного профессионального образования на базе ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Фёдорова» с целью повышения квалификации операционных медицинских сестер офтальмологического профиля, включающая в себя углубленную теоретическую часть, а также обязательную стажировку на рабочем месте, т. к. операционная техника усложняется, участие операционной медсестры в непосредственном выполнении операции повышается, что требует изменения системы образования операционных медицинских сестер.

Индивидуальность подхода к каждому больному, с учётом его представлений о болезни, опасений, установок – вот первое правило. И оно требует не готовых рецептов, как себя вести, а понимания, умения выслушать, сочувствия и поддержки.

Правильная психологическая предоперационная подготовка – неотъемлемая часть успеха хирургического вмешательства, который во многом зависит от среднего медицинского персонала. Опыт показывает, что даже максимальная медикаментозная, гипотензивная терапия малоэффективна в случае нервозности и волнения больного и наоборот.

Поскольку пациент испытывает стресс перед операцией, немаловажным аспектом работы медицинской сестры является их психоэмоциональная подготовка. Беседа с пациентом накануне операции улучшает его психоэмоциональное состояние, создает положительный настрой на предстоящую операцию, соответственно происходит стабилизация артериального давления (АД), в случае погрешности медицинской сестры и подачи пациента с высоким АД в операционную, могут возникнуть осложнения (вплоть до того, что может вытечь содержимое глазного яблока).

Огромное значение при работе с пациентами имеет передача информации в процессе общения, она должна быть доступной, простой. Стрессовый характер офтальмологического заболевания, тревожность людей перед оперативным вмешательством диктуют необходимость психологической помощи. Особенно тяжело воздействуют на психику человека тяжесть калечащих операций с последующей инвалидизацией.

Из всего вышесказанного следует, что грамотно построенное психологическое сопровождение больных, его качество, полноценность, своевременность, непрерывность, профессиональная компетентность и личностные качества медицинских сестер, дают положительные результаты в оптимизации лечебного процесса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Офтальмологическая помощь осуществляется в специально предназначенных для этой цели лечебных учреждениях, отделениях или кабинетах с использованием специальной лечебно-диагностической аппаратуры, инструментария и оборудования.

Болезни глаз входят в число наиболее распространённых патологий, поражающих пациентов различного возраста. Подобные заболевания понижают качество жизни, способствуют ухудшению работоспособности и требуют своевременного лечения.

Исследование, проведенное в рамках написания данной работы, было проведено на базе офтальмологического отделения ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами Президента РФ (ФГБУ ЦКБ УДПРФ).

В данном исследовании принимали участие медицинские сестры отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ в количестве 90 человек.

В ходе проведенного исследования было выявлено следующее:

Сестринский контингент офтальмологии ЦКБ УДПРФ составляют молодые м/с и среднего возраста, что может говорить о популярности клиники, и в частности, офтальмологического отделения среди молодежи, студенты, по окончании обучения стремятся продолжать свою профессиональную деятельность именно в этом отделении.

Наибольший контингент медицинских сестер отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ имеет стаж от 0 до 7 лет, что говорит о том, что сестринский контингент отделения регулярно обновляется.

Исследуемые м/с отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ имеют следующее образование:

  1. Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учреждения по специальностям: Лечебное дело, Сестринское дело – 48%;
  2. Дополнительно: «Сестринское дело в офтальмологии» – 36%;
  3. Прошедшие курсы повышения квалификации – 16%

Аттестовано всего 59% медицинских сестер.

Высшую квалификационную категорию имеют 33,3%;

Первую квалификационную категорию имеют 13,3%;

Вторую квалификационную категорию имеют 10%.

Готовятся сдать на 2 категорию 17 человек. Повысить квалификационную категорию – 23 человека.

С целью изучения и определения особенности трудовой деятельности медицинских сестер отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ было проведено анкетирование. На основании полученных данных можно предположить, что медицинские сестры при выполнении своих профессиональных обязанностей самостоятельны в определенных границах, ответственны, высоко оценивают свою роль в общем труде.

По результатам анализа деятельности медицинских сестер отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ при работе с послеоперационными пациентами: 5 баллов, или «отлично» получили 65% м/с (58 человек), 4 балла, или «хорошо» – получили 25% человек (23 м/с), 3 балла, или «удовлетворительно» получили 10% медицинских сестер отделения, что соответствует 9 сотрудницам.

Исследование уровня образования операционных и анестезиологических м/с отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ.

Каждые 5 лет операционные и анестезиологические м/с отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ проходят обучение и подтверждение квалификации на сертификационных циклах усовершенствования и специализации. Специализация для медицинских сестер составляет 216 ч., усовершенствование – 144 ч.

Однако, в действующей программе повышения квалификации имеет место отсутствие узкой направленности и несовременность профессиональных знаний по своей специальности, в связи с чем нами рекомендовано постоянно проводить коррекцию и оптимизацию программ обучения в соответствии с последними достижениями офтальмологической науки и практики.

Должна быть разработана программа дополнительного профессионального образования на базе ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Фёдорова» с целью повышения квалификации операционных медицинских сестер офтальмологического профиля, включающая в себя углубленную теоретическую часть, а также обязательную стажировку на рабочем месте, т. к. операционная техника усложняется, участие операционной медсестры в непосредственном выполнении операции повышается, что требует изменения системы образования операционных медицинских сестер.

По результатам исследования оценки пациента к отношению к нему медсестер в отделении было выявлено, что пациентам не хватает человеческого участия и интереса к проблемам пациента. Медицинский персонал часто не разъясняет подробности предстоящих манипуляций. Имеется формальное отношение к выполняемым обязанностям.

Профессиональное мастерство сотрудниц офтальмологического отделения пациенты в основном оценивают на 5 баллов (32 человека).

Замечаний к внешнему виду сотрудниц выявлено не было.

Отношения между сотрудниками офтальмологического отделения были оценены в целом как уважительные, но формальные.

Итак, результаты исследования показали, что больше внимания следует уделять как вопросам рациональной организации труда медицинских сестер и совершенствованию профессионального мастерства, так и этическим и деонтологическим аспектам их деятельности при общении с пациентами.

Основой повышения качества сестринской помощи и получения удовлетворения от ее выполнения должно стать эффективное использование мотивации профессиональной деятельности, повышение оплаты труда среднего медицинского персонала, совершенствование структуры и материально технической базы отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ.

Огромное значение при работе с пациентами имеет передача информации в процессе общения, она должна быть доступной, простой. Стрессовый характер офтальмологического заболевания, тревожность людей перед оперативным вмешательством диктуют необходимость психологической помощи. Особенно тяжело воздействуют на психику человека тяжесть калечащих операций с последующей инвалидизацией.

Из всего вышесказанного следует, что грамотно построенное психологическое сопровождение больных, его качество, полноценность, своевременность, непрерывность, профессиональная компетентность и личностные качества медицинских сестер, дают положительные результаты в оптимизации лечебного процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный Закон от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (в действующей редакции);
  2. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 N 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»;
  3. Приказ от 12 ноября 2012 г. N 902н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты»;
  4. Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1493н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при закрытой травме глазного яблока I степени»;
  5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (в действующей редакции);
  6. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
  7. СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;
  8. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан российской федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (в действующей редакции);
  9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8.06.2010 № 430н «О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения и социального развития российской федерации от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан российской федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»;
  10. Информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.04.2011 № 14-2/10/2-3791 «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан российской федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
  11. Стандарт оснащения кабинета неотложной офтальмологической помощи, офтальмологического кабинета, офтальмологического отделения, офтальмологического центра: прил. 2, 5, 8 к Порядку оказания неотложной мед. помощи населению РФ при острых заболеваниях и состояниях глаза : утв. Минздравсоцразвития РФ 27.02.2010 № 115н // Гл. мед. сестра. — 2010. — № 6. — С. 115-126;
  12. Бурковская, Ю. В. Руководители сестринского персонала — о стандартизации в области сестринского дела / Ю. В. Бурковская, Н. Н. Камынина // Медицинская сестра. – 2016. – № 2. – С. 45-48.
  13. Вебер В. Р. Чуваков Г. И. Лапотников В. А. Основы сестринского дела. – М.: Медицина 2016. — 496с.;
  14. Внутрибольничные инфекции глаз и роль сестринского персонала в профилактике экзогенного инфицирования в ЛПУ офтальмологического профиля / Е. Б. Брусина, И. И. Арзютова, Н. Г. Артамонова, И. С. Янец // Гл. мед. сестра. — 2017. -N 7. — С. 73-80;
  15. Глазные болезни [Электронный ресурс]: учебник / Егоров Е. А., Епифанова Л. М. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 215с.;
  16. Греков И. Г. Медико-социальные аспекты экспериментального моделирования сестринского процесса в лечебном учреждении. // Медицинская сестра. 2017. — № 2 — с. 40 — 41.;
  17. Джалиашвили О. А., Горбань А. И. Первая помощь при острых заболеваниях и повреждениях глаза, М., 2014. – 188с.;
  18. Зиновьева, Е. А. Роль сестринского персонала в организации диспансерного наблюдения за больными глаукомой / Е. А. Зиновьева // Гл. мед. сестра. -2016. -N 8. -С. 12-25;
  19. Иванникова, А. А. Новое в реабилитации пожилых больных с заболеваниями органа зрения / А. А. Иванникова, А. И. Петрова // Мед. сестра. -2016. -No 1. — С. 17 — 19.;
  20. Карпенко, И. В. Проблемы зрения у школьников / И. В. Карпенко // Мед. сестра. — 2016. -No 1. -С. 24-25;
  21. Ковалева, С. А. Роль медсестры в диспансерном обслуживании больных глаукомой / С. А. Ковалева // Гл. мед. сестра. -2017. -N 9. -С. 87-92.;
  22. Красильникова И. М. Неотложная доврачебная медицинская помощь: учеб. пособие / И. М. Красильникова, Е. Г. Моисеева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 192с.;
  23. Критерии оценки работы медсестры: как добиться эффекта от эффективного контракта / А. З. Кузнецова, Г. В. Поженина, Р. Г. Гизатуллина [и др.] // Главная медсестра. – 2018. – № 5. – С. 84-94.
  24. Макарова Л. Н. и др. Сестринское дело в хирургии учеб. — метод. рек. –Саратов Изд-во Сарат. мед. ун-та, 2013г. – 218с.;
  25. Методическое пособие для медицинских сестёр офтальмологических кабинетов и отделений / Ю. В. Гаврилова [и др.] – 2-е изд., перераб. и доп. // — Омск: БУ ДПО ЦПК РЗ, 2016 – 56 с.;
  26. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 512 c.;
  27. Мухина, С. А. «Теоритические основы сестринского дела» / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. 2-е изд., исправлен. И доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 368 c.;
  28. Нефедовская, Л. В. Роль школьной медицинской сестры в организации профилактики нарушения зрения у учащихся / Л. В. Нефедовская // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 2017. — N 1. — С. 54-55.
  29. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учеб. пособие. – Ростов н/Дону, Феникс, 2016г. – 228с.;
  30. Обуховец Т. П. «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»: практикум — учебное пособие – Ростов-н-Д: Феникс, 2015г. – 187с.;
  31. Оконенко, Т. И. Сестринское дело в хирургии: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Оконенко, Г. И. Чуваков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 158 с. — (Профессиональное образование);
  32. Основы сестринского дела. В 2 т. Том 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Р. Вебер [и др.]; под редакцией Г. И. Чувакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 330 с. — (Профессиональное образование);
  33. Основы сестринского дела: справочник / М. Ю. Алешкина, Н. А. Гуськова, О. П. Иванова, С. В. Науменко, А. М. Спринц, И. Н. Филиппова, Е. П. Шатова, З. М. Юдакова; под ред. А. М. Спринца. -СПб.: СпецЛит, – 2019с.;
  34. Офтальмология. Национальное руководство. Краткое издание /Егоров Е.А.-ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 752с.;
  35. Офтальмология: учебник / Х. П. Тахчиди. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 544 с.;
  36. Первая медицинская помощь: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / П.В. Глыбочко и др. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240с.;
  37. Петрова, О. А. Особенности работы сестринского персонала офтальмологического кабинета в центрах здоровья / О. А. Петрова, И. Г. Долгова, М. М. Макарова // Медсестра. — 2015. — N 6. — С. 62-65.
  38. Планы ведения больных: офтальмология под ред. О. Ю. Атькова, Е. С. Леоновой; АСМОК. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 588 с.;
  39. Рубан Э. Д. Глазные болезни. — Изд.10-е, перераб. и доп.- Ростов н / Д:Феникс, 2013.-430с.;
  40. Рубан Э. Д. Сестринский уход в офтальмологии. — Ростов н / Д: Феникс, 2018. – 265с.;
  41. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в офтальмологии: учебное пособие / Э. Д. Рубан, И. К. Гайнутдинов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. -352с.;
  42. Руководство для операционных и перевязочных сестер / под ред. М. М. Абакумова. — М.: СИМК, 2013. — 584с.;
  43. Сестринская помощь при заболеваниях уха, горла, носа, глаза и его придаточного аппарата: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / ред. А. Ю. Овчинников. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 176 с. (Шифр 614.253.52(075) С-33). — URL: http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970435878.html
  44. Сомов Е. Е. Клиническая офтальмология. — М. ГЭОТАР — Медиа, 2019. — 416с.;
  45. Сомов Е. Е. Глазные болезни и травмы. — СПБ: Санкт-Петербургское медицинское издательство, 2011. — 236с.;
  46. Сопина, З. Е. Управление качеством сестринской помощи: учеб. пособие для медучилищ и колледжей / З. Е. Сопина, И. А. Фомушкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 176 с.
  47. Федеральные нормативные документы по организации специализированной офтальмологической помощи населению в амбулаторных условиях: Учебно-методическое пособие для ординаторов и врачей-офтальмологов. – М.: Умный доктор, 2016. – 200с.
  48. Щеголева, Н. Л. Особенности организации деятельности сестринского персонала в дневном офтальмологическом стационаре // Гл. мед. сестра. -2016. -N 9. -С. 27-33.
  49. Шиляев В. Г. Работа среднего медицинского персонала глазных отделений больниц и поликлиник, М., 2017. – 224с.;
  50. Шляфер С. И., Камынина H. H., Гажева A. B., Турчиев А. Г., Тимофеева Е. И. Деятельность среднего медицинского персонала в Российской Федерации // Социальные аспекты здоровья населения. — 2016. №1.
  51. Шумилкин, В. Р. Алгоритмы для медсестер: учебное пособие / В. Р. Шумилкин, Н. И. Нузданова. – Санкт-Петербург, 2016. – 112 с. (Шифр 614.253.52(075) Ш-82).
  52. http://www.cchp.ru/bolnitsa/centri-i-otdeleniya/tsentr-khirurgii/oftalmologicheskoe-otdelenie/
  53. Должностные инструкции м/с отделения офтальмологии ЦКБ УДПРФ по должности



Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф