Меню Услуги

Особенности социально защиты детей с проблемами слуха

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение………………………………………………………………………………3
  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ……………………………………………………8
  • 1.1. Социальная защита: сущность и понятие………………………………….8
  • 1.2. Система социальной защиты детей с отклонениями в развитии ………13
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ…..22
  • 2.1. Коррекционная (специальная) школа как форма социальной защиты детей с ограниченными возможностями …………………………………22
  • 2.2. Формы социальной защиты детей с проблемами слуха, обучающихся в МБОУ ООШ № 77 города Тюмени……………………………………….31
  • Заключение…………………………………………………………………………42
  • Список литературы………………………………………………………………..44

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Рост количества детей с отклонениями в развитии привел к необходимости открытия специальных (коррекционных) образовательных учреждений. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Внимание к проблемам нетипичных детей со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального образования. Права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенции о правах ребенка.

Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами: Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации и другими актами.

Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы. С учетом этих и других международных документов в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В Законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности. В указанном Законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Очевидно, что стратегическим направлением реформирования государственной политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является переход от вопросов материальной поддержки инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению для инвалидов среды жизнедеятельности и их медицинской, социальной и трудовой реабилитации. Учитывая значение образования для интеграции детей-инвалидов в общество, целесообразно рассмотреть более подробно вопросы обеспечения равных возможностей на получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционное (специальное) образование выступает как один из способов социальной защиты детей с отклонениями в развитии, как обеспечение равных возможностей на получение образования. При этом, существует противоречие между практической реализацией возможности коррекционного образования и формами социальной защиты после окончания обучения.

Объект исследования – социальная защита детей с особенностями развития.

Предмет исследования – формы социальной защиты детей, обучающихся в коррекционной школе.

Цель исследования – раскрыть особенности социальной защиты детей, обучающихся в коррекционной школе.

Положения, выносимые на защиту.

Теоретико-практический анализ опыта социальной защиты детей, обучающихся в коррекционной школе, позволяет вынести на защиту положения, которые будут обоснованы в ходе и результате работы.

1. Социальная защита — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективность процесса социальной интеграции детей с отклонениями в развитии во многом определяется стабильностью государственной гарантии их материального обеспечения, трудоустройства, социальной защиты.

2. Дальнейшая проработка законодательной базы в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии позволит улучшить положение данной категории детей в обществе. Например, организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

3. Долгое время одной из современных форм социальной защиты детей с отклонениями в развитии является обучение в коррекционной школе. В то же время отсутствие разработанных полиаспектных программ постшкольной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями приводит к тому, что выпускники специальных образовательных коррекционных школ оказываются без средств к существованию в силу макроэкономических и социокультурных причин, когда их специальность, полученная в школе, не востребована на рынке труда или работа оценивается крайне низко. Но в силу того, что проблемы со слухом порождают другие отклонения: речевые, психические, обедняется структура познавательной деятельности, обучение детей с проблемами слуха в рамках коррекционной школы II вида позволяет детям заниматься с педагогами-психологами, социальными педагогами, врачами, логопедами, сурдопедагогами, дефектологами и другими специалистами. Коррекционная школа для детей и их семей – консультативный центр по вопросам социально-правовой защиты, психолого-педагогической поддержки, совместного поиска путей решения возникающих проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и понятие социальной защиты.

Охарактеризовать систему социальной защиты детей с отклонениями в развитии.

2. Выявить меры социальной помощи детям с отклонениями в развитии.

3. Раскрыть понятие, назначение коррекционных школ.

Описать виды коррекционных школ для детей с особенностями развития.

4. Выявить и обобщить формы социальной защиты детей с проблемами слуха, обучающихся в МБОУ ООШ № 77 города Тюмени.

Теоретико-методологическая база исследования включает в себя учебники и учебные пособия Е.И. Холостовой, А.В. Салминой и Е.В. Зайцевой; В.К. Зарецкого, З.П. Замараевой, И.А. Григорьевой и В.Н. Келасьева; Г.Ф. Нестеровой по теории и практике социальной работы и социальной защиты населения. Понятие «социальная защита» раскрывают К.А. Шимановская, Т.Ю.Тяпкина, Д.И. Козловская, функции социальной защиты — К.Н. Гуслова. Коррекционная педагогика раскрывается в работе А.Д Гонеева. Соотношение терминов «дети с ограниченными возможностями», «дети с особенностями в развитии», «дети со специальными образовательными потребностями» изучается Т.Ю. Егоровой, О.Н. Ертановой, а также в официальных документах (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, законы, декларации и т.д.).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Особенности социальной защиты детей с проблемами слуха в условиях коррекционной школы раскрываются А.Астаховой, Н.Ю. Боряковой, Д. Б.Глазкова, в статьях и практических материалах из электронных ресурсов.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнение.

Экспериментальная база исследования. МБОУ ООШ № 77 города Тюмени — муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основная общеобразовательная школа № 77 города Тюмени.

Практическая значимость – в использовании результатов исследования на научно-практических конференциях, педагогических советах школы коррекционного типа, в использовании научных разработок учреждений социальной защиты детей с отклонениями в развитии.

Структура работы: работа состоит из введения, двух, последовательно раскрывающих друг друга глав, заключения, списк литературы и приложений. Первая глава раскрывает особенности социальной защиты детей, имеющих отклонения в развитии, вторая глава — особенности социальной защиты детей с проблемами слуха в условиях коррекционной школы.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

1.1. Социальная защита: сущность и понятие

 

Российская Федерация в настоящий момент переживает переходный период, который характеризуется экономическим кризисом, безработицей, повышением цен на продукты питания и медикаменты. Безусловно, населению, а особенно его самым незащищенным слоям, необходима помощь. Помощь со стороны государства должна оказываться путем комплексного содействия человеку в решении его актуальных проблем и предотвращения появления новых.

Согласно определению, данному в Социальной энциклопедии, «социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей» [25, с.320]. Таким образом, именно человек является целью, предметом и субъектом социальной политики государства, то есть ее центральной фигурой.

«Социальная политика является важнейшей частью общей политики Российской Федерации, так как она:

• регулирует отношения между обществом и его членами, а также между различными социальными группами;

• способствует росту благосостояния граждан и улучшению качества их жизни;

• занимается удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей людей;

• способствует улучшению образа жизни граждан» [42].

Тяпкина Т.Ю. считает, что на современном этапе развития общества социальная работа является главенствующим направлением социальной политики нашей страны. Это обусловлено тем, что «социальная защита населения представляет собой систему методов, принципов, а также социальных гарантий, которые законодательно закреплены государством. Также в систему социальной защиты населения включены мероприятия и учреждения, которые занимаются обеспечением оптимальных условий жизни, удовлетворением потребностей и т.д., совокупность средств, действий и мер общества и государства, которые направлены на минимизацию ситуаций риска в жизни граждан» [42].

Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством. В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

«Социальная защита населения в широком смысле слова — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни» [31, с.47]. «Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи» [41].

В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Вместе с тем «социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан» [18, с. 56].

Современный этап развития социальной защиты населения характеризуется довольно быстрым совершенствованием методологии и методики социальной защиты граждан Российской Федерации.

«Методология социальной защиты – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие» [42].
«Методика социальной защиты – это совокупность средств применения общих теоретических и методологических принципов к специфике решаемых задач, к особенностям изучаемого объекта или ситуации» [18, с. 56].

На современном этапе развития система социальной защиты населения включает в себя:

1. «Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».
Выделяют четыре функции социального обеспечения:

1) Экономическая – оказание материальной поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; поддержка развития каких-либо отраслей народного хозяйства или общественного производства в целом и т.д.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2) Демографическая – стимулирование роста числа населения страны, роста продолжительности жизни и т.д.

3) Политическая – сближение социального уровня разных слоев населения; обеспечение достойной жизни каждому гражданину; стабилизация общественных отношений в сфере социальной защиты населения.

4) Социально-реабилитационная – удовлетворение специфических потребностей нетрудоспособных и престарелых граждан, которое выражается в создании определенных условий, способствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех людей.

По мнению К.Н. Гусловой, социальная защита выполняет еще одну функцию – защитную. «Прежде всего, именно эту задачу ставят перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения» [20].

2. «Социальное страхование – это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов».

Существует два вида социального страхования: обязательное и добровольное.

«Обязательное социальное страхование представляет собой разновидность государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются с помощью целевых внебюджетных (общественных или государственных) фондов по принципу неполного самофинансирования. При нехватке средств в данных фондах государство оказывает им финансовую помощь за счет государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование бывает двух видов: обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование.
На обязательное общее страхование имеют право все люди, работающие по контракту или трудовому договору, а обязательное профессиональное только на тех людей, чья трудовая деятельность которых связана с повышенным травматизмом, неблагоприятными либо особо опасными труда» [32, с. 164].

Добровольное медицинское страхование не имеет бюджетной поддержки государства и основано на доброй воле работодателя или самого человека.

3. «Социальная помощь (поддержка). Является одним из важных элементов социальной защиты населения. Государственная социальная помощь может быть выражена:

• в денежных выплатах (компенсации, денежные пособия, субсидии и другие выплаты);

• в предоставлении натуральной помощи (обувь, одежда, лекарства, продукты питания и т.д.)» [28, с.121].

Одной из наиболее важных составляющих социальной защиты населения считается институт органов социальной работы, основной целью деятельности которого является проведение такой политики государства, которая направлена на установление прочной связи между различными уровнями организационной системы. Также органы социальной работы занимаются формированием социальных отношений в обществе, обеспечением людей потенциальными жизненными благами и т.д.

Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

 

1.2. Система социальной защиты детей с отклонениями в развитии

 

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством. Поэтому в статье 7 закреплены основные направления политики Российской Федерации, которые заключаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В части 2 той же статьи перечислены «обязанности Российской Федерации как социального государства:

• охрана труда и здоровья людей;

• установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

• обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, инвалидов, пожилых людей, семьи и детства;

• развитие систем социальных служб;

• установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты» [1].

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут за это ответственность и имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; таким образом законодатель декларирует приоритет семейных форм воспитания любого ребенка» [3].
Дети составляют существенную часть в контингенте лиц с ограниченными возможностями всех категорий. Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящей к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. В этом смысле детская инвалидность представляет серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на ее формирование.

Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Отрицательные эмоциональные переживания, хроническая неудовлетворенность и т.п. могут приводить к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании личности.

Говоря о детях с ограниченными возможностями, необходимо обращать внимание на этический аспект проблемы. Эксперты ВОЗ рекомендуют оценивать имеющиеся нарушения в результате болезни или других расстройств и возникшие вследствие этого те или иные ограничения жизнедеятельности, а не наклеивать сразу ребенку ярлык инвалида.

В настоящее время, как отмечает Т.Ю. Егорова, «в специальной литературе и официальных документах дети, имеющие те или иные отклонения в развитии, определяются как «дети с ограниченными возможностями», «дети с особенностями в развитии», «дети со специальными образовательными потребностями» и т.д. В ряде исследований употребляются термины «дети со специальными проблемами», «дети с особыми потребностями или нуждами», «дети, нуждающиеся в социальных гарантиях», «дети, находящиеся в особо трудных условиях» [21, с.13]. Эти термины, по мнению О.Н. Ертановой, «отражают скорее всего состояние государства, общества и среды, вследствие чего и возникают эти проблемы или потребности» [23, с.425].

Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.

В классификации, «основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие; слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; лица с нарушением интеллекта; дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с тяжелыми нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития; нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения)» [21, с.12].
Значимой для социальной сферы является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

По мнению Т.В. Егоровой, «эффективность процесса социальной интеграции детей с отклонениями в развитии во многом определяется стабильностью государственной гарантии их материального обеспечения, трудоустройства, социальной защиты. Несомненно, что социальная поддержка детей этой категории является одной из важнейших гуманистических задач. Однако здесь необходимо обратить внимание и на другой аспект проблемы — чрезмерную опеку, которая формирует у детей с отклонениями в развитии потребительское отношение к обществу, укрепляет ложную уверенность, что забота и помощь окружающих является чем-то само собой разумеющимся и обязательным. Такая пагубная установка, как «государство мне обязано» в дальнейшем сохраняется и определяет взрослую жизненную позицию, сковывает волю к труду, препятствует проявлению самостоятельности и инициативы, порождает безапелляционную наглость или, наоборот, социальную пассивность. Конечно, забота о детях с отклонениями в развитии является показателем цивилизованности общества, но дело заключается не столько в том, чтобы постоянно опекать инвалидов, сколько в том, чтобы создать условия для их личностной самореализации, для их общественно значимой работы по избранной специальности» [21, с.39].

Обучение и воспитание нетипичных детей (детей с отклонениями в развитии) осуществляется квалифицированными специалистами, прежде всего — педагогами-дефектологами, подготовка которых ведется на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии ряда педагогических институтов и университетов страны. Учреждения для детей с ограниченными возможностями, дифференцированы в соответствии с характером дефекта и глубиной поражения систем организма ребенка. Разработкой методического и прикладного инструментария в комплексе занимаются: институт коррекционной педагогики РАО и научно-исследовательские институты семьи, социальной работы, трудовой экспертизы, а также вузовские ученые, представители академической науки и дефектологи-практики. На местах систему социальной поддержки реализуют различные центры милосердия, социальной реабилитации, приюты, специальные образовательные коррекционные учреждения.

Внимание к проблемам нетипичных детей со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального образования.
«Всеобщая декларация прав человека» обеспечивает фундаментальную нормативную базу, ставшую основой для международных правовых стандартов, касающихся инвалидов [11].

Декларация о правах инвалидов 1975 г., «напоминаяо принципах Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека, Декларации прав ребенка и Декларации о правах умственно отсталых детей, а также о нормах социального прогресса, уже провозглашенных в учредительных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций, ссылаясь также на резолюцию 1921 (LVIII) Экономического и Социального Совета от 6 мая 1975 года о предупреждении потери трудоспособности и восстановлении трудоспособности инвалидов, подчеркивая,что в Декларации социального прогресса и развития провозглашается необходимость защиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей с физическими и умственными недостатками, провозгласила права инвалидов. Данный документ содержит определение понятия «инвалид» и включает в себя ряд принципов, определяющих статус и права инвалидов» [12].

Статья 23 Конвенции о правах ребенка гласит, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Неполноценный ребенок имеет право на особую заботу» [2]. Согласно п.3 ст.23 «имеет право на образование, профессиональную подготовку, медицинское обслуживание, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» [2].
Государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области.

Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.) признает необходимым оказание умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей, содействие в приобщении их к нормальной жизни в обществе. Декларация о правах умственно отсталых лиц содержит 7 основных положений-принципов, касающихся статуса умственно отсталых лиц. Среди данных принципов следует отметить такие как: «право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, право на защиту от эксплуатации, право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень и др. Декларация не имеет юридически обязательной силы для государств, однако, согласно общему международному праву, на ее положения допустимо ссылаться в судебном разбирательстве» [13].
Статья 26 Всеобщей декларации прав человека подчеркивает, что «каждый человек имеет право на образование» [11].

Особое значение для семьи детей-инвалидов имеют законы «О социальной защите инвалидов в РФ» [4] и «Об образовании» [6], впервые в отечественной практике создавшие юридическую основу и определившие механизмы для интеграции детей с нарушенным развитием в общество. В этих правовых актах государство закрепило свою обязанность обеспечить детей-инвалидов необходимыми им образованием и реабилитацией. Причем оно готово выполнить это обязательство двумя способами.

1. В «натуральной» форме — непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно-образовательных услуг в государственных учреждениях.

2. В денежной форме (компенсация) — если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются или если родители нашли более качественные услуги вне рамок государственной системы реабилитации и образования и оплатили их сами.

Пункт 5.1 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» гласит, что «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [6].

В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» «образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому» [4].

В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, производится в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, либо в рамках общеобразовательной школы, как правило, в специальных коррекционных классах или, в качестве эксперимента, интегрировано в обычных классах. Система специализированных коррекционных образовательных учреждений включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» «развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество» [9].

В рамках социальной защиты детей с отклонениями в развитии разрабатываются целевые федеральные программы: «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», в комплексе направленные на развитие как общего, так и специального образования, здравоохранения, социокультурной сферы.

Однако, очевидна недоработка законодательной базы. Это доказывает отсутствие разработанных полиаспектных программ постшкольной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. Например, выпускники специальных образовательных коррекционных школ и школ-интернатов для детей с нарушением интеллекта оказываются на улице, не имея средств к существованию, в силу макроэкономических и социокультурных причин, когда их специальность, полученная в школе не востребована на рынке труда или работа оценивается крайне низко.

Таким образом, социальная защита как система — это совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, а также социальных институтов и учреждений. В любом обществе всегда есть люди, которые, в силу естественных, не зависящих от них причин, неспособны собственными усилиями обеспечить себе источники средств существования или самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации. К ним относятся и дети, имеющие отклонения в развитии.

Разумная социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается важнейшей обязанностью государства. Социальная политика имеет специальные механизмы реализации, к которым относятся социальная защита в целом и ее основные формы — социальная помощь и самопомощь; социальное страхование; социальное обслуживание и, предоставляемые в его рамках, социальные услуги, социальная реабилитация и социальная адаптация; меры по организации занятости населения.


Страницы:   1   2