Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности социального обеспечения многодетных семей. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.

2.1 Проблемы социального обеспечения многодетных семей

Необходимо отметить, что в настоящее время в действующих нормативно-правовых актах социальной направленности рамки понятия «многодетной семьи» остаются нечетко определенными, официально установленный термин отсутствует .
При составлении общего понятия многодетности, в первую очередь необходимо руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации в области социальной политики, в которых указывается, что семья, материнство и детство находятся под государственной защитой.
В последние годы многодетным семьям уделяется большое внимание со стороны государственных органов Российской Федерации, так как иждивенческая нагрузка семьях гораздо больше, также требуется большая материальная поддержка для обеспечения соответствующих условий для качественного развития детей.
Так как семейное благополучие является одним из приоритетных направлений развития государства, обеспечение мер поддержки по отношению к многодетным семьям целесообразно. Понятие многодетности по своему существу динамично. Общая тенденция указывает на то, что понятие многодетности постепенно снижало критерии своего определения (имеется в виду количество детей в семье, позволяющее определить семью многодетной): если до 19 века многодетность по представлению населения и государства отождествлялась с наличием 5-8 детей в семье, то на данный момент по причине сниженной рождаемости критерий подпадания под понятие многодетности опустился до трех детей в семье.
Например, «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» закреплял обязательным условием отнесения семьи к многодетной наличие трех и более детей, но при этом необходимо соответствие порогу многодетности, который устанавливается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В настоящее время вопросы определения семьи к многодетной регулируются на федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Его принятие обусловлено оптимизацией проведения целевой адресной государственной политики в контексте ослабления регулирования ценообразования государством.
Так, у субъектов Российской Федерации появилась возможность самостоятельно определить категории семей, относящихся к многодетным, а также нуждающихся в дополнительной социальной поддержке. Такое определение критериев многодетности производится с учетом культурной и национальной специфики, связанной с социально-экономическим, демографическим положением конкретного региона Российской Федерации.
На основе анализа практики можно сделать вывод о том, что, исходя из имеющихся в регионе бюджетных возможностей, каждый субъект Российской Федерации по-своему определяет социальный статус такой семьи, так как признание семьи многодетной сопряжено с предоставлением мер государственной поддержки. Например, по этой причине в некоторых регионах снижен порог допустимого возраста детей в многодетной семье до 16 лет.
Анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус многодетной семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, официально может подтверждаться законами субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» (далее — Закон) многодетная семья определяется как семья, имеющая трех и более детей. Состояние в прямом родстве является необязательным критерием – Законом приравниваются к многодетным в том числе семьи, имеющие приемных, усыновленных и опекаемых, если общее количество несовершеннолетних достигает трех и более.
При этом понятие несовершеннолетия в данном случае растяжимо: при условии очной формы обучения ребенка в образовательных организациях он будет проходить «порог» многодетности и после достижения 18 лет вплоть до окончания обучения, но не старше 23 лет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что многодетной семьей в Российской Федерации в данный момент признается семья постоянно или преимущественно проживающая на территории конкретного субъекта Российской Федерации, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 или 18 лет, также обучающихся по общеобразовательным программам.
Обратим внимание, семья утратит статус многодетной, если с течением времени в семье останутся несовершеннолетними лишь двое детей. По словам Т.И. Волостновой отдельно заслуживающим внимание является факт непосредственного участия родителей в жизни детей: «Немаловажно обратить внимание на тот факт, что рождение троих детей автоматически не делает семью многодетной. Такой статус предоставляется только родителям, которые занимаются воспитанием своих детей, а также заботятся об их нравственном развитии и здоровье».
Также Т.И. Волостнова выделяет, что статус многодетности относится к обоим родителям, состоящим в браке, но и после осуществления бракоразводного процесса один из родителей, осуществляющий после этого прямые обязанности в отношении воспитания детей, этот статус не утрачивает.
Интересной является предложенная Е.И. Холостовой типологизация многодетных семей. В основу классификации взята целенаправленность получения статуса многодетной семьи. Выделяются:
1. Запланированные многодетные семьи, в которых отмечается частое проявление трудностей, связанных с финансами, а также некоторые жилищные проблемы в части необходимой жилищной площади для полноценной жизнедеятельности членов семьи. Но тем не менее, мотивация родителей к качественному воспитанию детей велика, так как дети являются в семье ценностью.
2. Многодетные семьи, образовавшиеся в результате слияния детей предыдущих браков родителей, а также «новых» детей от нового брака. В данных семьях не наблюдается затрудненная финансовая ситуация, но при этом в моральном плане может отсутствовать родственная привязанность не родных по крови детей, ими может ощущаться отчужденность.
3. Неблагополучные многодетные семьи, где родительские функции выполняются на низком уровне или отсутствуют вовсе. Дети таких семей в большинстве случаев имеют прогрессирующие заболевания, девиантное поведение. В большинстве случаев такие семьи распадаются по причине лишения родительских прав и определения детей в детские дома.
4. Незапланированные многодетные семьи, образовавшиеся в результате медицинских противопоказаний, рождения близнецов, отсутствия сексуального образования (знаний о методах контрацепции) и так далее. Одной из основных специфичных черт многодетных семей является то, что помимо обычных проблем, присущих всем типам семей, они вынуждены находить решение иным проблемам, которые требуют более трудозатратных действий.
Однако степень востребованности тех или иных видов государственной поддержки многодетным семьям определяется в зависимости от конкретных характеристик многодетных семей, таких как материальное благосостояние (несостоятельные, обеспеченные) количество родителей в семье (здесь имеются ввиду полные либо неполные семьи). Многодетные семьи являются крайне уязвимой категорией населения в связи с тем, что по причине нестабильности социально-экономической ситуации поддержание государством оптимального уровня благополучия таких семей и обеспечение достойного качества их жизни осуществляется не в полной мере.
Нельзя не отметить, что негативное влияние на материальное положение многодетных семей оказало в том числе изменение социального регулирования в части его перехода с федерального уровня на региональный. Из-за отсутствия установленных на федеральном уровне размеров пособий, причитающихся многодетным семьям, выявлено, что субъектами Российской Федерации основной и повышенный размер пособий определяется в произвольном порядке. При этом наблюдается, что сама сумма пособий как правило крайне незначительна и при учете всех необходимых расходов на ребенка составляет около 7% от прожиточного минимума ребенка.
Система существующих государственных пособий для многодетных семей предстает крайне неэффективной на фоне их общей материальной несостоятельности. Государственные пособия в действительности не рассматриваются гражданами Российской Федерации, являющимися родителями трех и более детей, в качестве достойной помощи от государства, которая покрыла бы основные расходы, требуемые на качественное содержание детей. В регионах остается не полностью либо частично реализованными большое количество льгот для многодетных семей по причине зависимости возможности их реализации в полном объеме от состояния бюджетной платежеспособности того или иного субъекта Российской Федерации.
Естественно, сложившаяся ситуация имеет прямое отношение к полномерной реализации права детей из многодетных семей на качественное всестороннее развитие и на достойные условия жизни. Многие социальные исследования указывают на высокие риски наступления бедности в многодетных семьях. В эти риски также включается характерный для многодетных семей низкий уровень экономической активности ее трудоспособных членов: несмотря на свою полную трудоспособность, они не осуществляют трудовую деятельность и не являются соискателями (ситуация встречается в 31% семей) .
В основном это связано не столько с необходимостью обеспечения ухода за детьми, сколько с нехваткой гибких графиков занятости на рынке труда и высоким уровнем безработицы в государстве в целом. То есть, мотивация трудоспособных членов многодетной семьи остается недостаточной ввиду заранее предвзятой установки (которая, исходя из действительности, обосновано имеет причину) о невозможности получения комфортного рабочего места. Недостаточность и неэффективность социального обеспечения в отношении многодетных семей имеет свои последствия, отражающиеся на здоровье и общем развитии детей.
Тем не менее, Российской Федерацией как социальным государством гарантируется обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого ребенка вне зависимости от его происхождения либо иных семейных обстоятельств. Важно отметить своевременность предоставляемых государством благ, так как с течением времени они попросту теряют актуальность (например, система очередности в отношении услуг дошкольных образовательных учреждений вынуждает находиться в ней годами до появления свободного места).
Как видно, большинство российских многодетных семей испытывают материальные трудности, в связи с чем у молодого поколения возникают сомнения касаемо заведения даже одного ребенка, не говоря уже о трех и более. Также отмечается, что такие настроения в обществе являются прямой противоположностью действующей политике преодоления демографического кризиса. Многодетные семьи являются достаточно уникальным и редким явлением в реалиях Российской Федерации.
Так, по данным переписи населения 2020 года доля семей с одним ребенком среди общего количества семей составляет 55,5% (очевидное большинство), в свою очередь многодетные семьи (с тремя и более детьми, подходящими по критериям законодательства субъекта Российской Федерации) – 12%. Тем не менее, с течением времени наблюдается тенденция увеличения числа многодетных семей (по данным 2012 года доля многодетных семей составляла всего 6,6%).
Рождение ребенка создает для родителей конституционную обязанность (являющуюся также правом) заботиться о своем ребенке. Родители ответственны за обеспечение развития и качество воспитания своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье (как физическом, так и умственном), духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны исполнять свои иждивенческие функции, то есть обеспечивать нужды своих несовершеннолетних детей материально .
В случае развода предусмотрено право на судебное взыскание со второго родителя алиментов в целях поддержания стабильного финансового обеспечения детей. При таком внушительном объеме возложенных обязанностей законодательно не предусмотрены вопросы осведомленности о наличии у родителей необходимых знаний для всестороннего и качественного развития детей, и, что еще более важно, никого не интересует, есть ли у родителей достаточные для содержания детей материальные средства. В то же время, при неудовлетворяющем достатке родителей не вводится ограничений в части допустимого числу детей в семье, от чего явно страдают сами дети.
Наоборот, от государства постоянно слышны призывы к многодетности, в обществе порицается отказ от расширения семьи, заметно резко негативное отношения к абортам, возникшим в результате нежелательной беременности.
Таким образом, проанализировав существующую проблематику социального обеспечения многодетных семей, необходимо модернизировать действующую всестороннюю деятельность государства в области государственной поддержки многодетных семей, а именно требуется достижение четкой гарантированности и адресности предоставляемой помощи .
Также важным является формирование эффективных мер в части региональной семейной политики, целью которых необходимо обозначить непосредственный учет бюджетно-финансовых, рыночно-трудовых возможностей каждого субъекта Российской Федерации и его сопоставление с реальными потребностями многодетных семей.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2.2 Анализ зарубежного опыта социального обеспечения семей с детьми

Социальная политика государства строится так, чтобы помочь семьям с детьми. Им полагается финансовая и материальная поддержка. Особое внимание уделяется многодетным семействам, для которых предусмотрен ряд льгот и дополнительных выплат.
В России число многодетных семей за последние десять лет имеет тенденцию к росту. На сегодняшний день по данным последней переписи населения выявлено 1 млн. 250 тысяч многодетных семей, что делает актуальным вопрос их социальной поддержки. При этом если в РФ многодетной считается семья при наличии трех и более детей, то за рубежом количество детей может быть другим. В Австралии многодетными признаются семьи с четырьмя детьми, в Китае многодетными запрещено быть по закону, а в США статус «многодетная семья» получает семья с пятью несовершеннолетними.
В большинстве стран существуют системы поддержки и дополнительного обеспечения многодетных семей. Льготы касаются всех сфер жизни и могут выражаться в разной форме. В России каждый регион определяет свой набор социальной поддержки. В основном это зависит от уровня рождаемости.
Так, для поднятия рождаемости местные власти расширяют список базовых льгот. Некоторые же регионы, наоборот, стараются придерживаться базовых льгот или имеют пониженные суммы социальных выплат. Базовый уровень определен Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
На федеральном уровне в России предоставляются налоговые вычеты, освобождение от выплаты определенных налогов, действует программа материнского капитала и льготные ипотеки. Например, если у многодетной семьи есть участок, то платить налог на землю нужно не со всей площади, а за вычетом шести соток.
То есть из общей площади земельного участка вычтут шесть соток и начислят налог только на разницу, если она есть. Программа материнского капитала действует в нашей стране с 2007 года. Семье, в которой с тех пор родился или усыновлен второй или последующий ребенок, дают денег на конкретные цели: образование детей, покупку жилья, погашение ипотеки или мамину пенсию.
Материнский капитал можно сочетать с другими формами поддержки. Например, он может стать первоначальным взносом при оформлении льготной ипотеки. Если в семье есть хотя бы трое детей, государство готово погасить за нее до 450 000 рублей долга по ипотеке.
Есть одно важное условие: третий или последующий ребенок должен родиться в 2019 году или позже. Семьи с тремя или более детьми имеют право на бесплатный земельный участок.
Это федеральная программа, но условия для нее устанавливают регионы. Они подбирают площадки для многодетных семей и решают, кому их предоставить. Списки и планы участков можно заранее посмотреть на сайте того органа, что их распределяет, например, департамента имущества или земельного комитета.
Родитель троих детей до 12 лет может уходить в отпуск, когда посчитает нужным, а не по утвержденному графику. Работодатель не сможет ей отказать, потому что у многодетной мамы есть льгота по Трудовому Кодексу. Отпустить многодетного родителя в отпуск без очереди – не право, а обязанность работодателя. Такая возможность есть и у папы, и у мамы .
С 2019 года право на досрочную пенсию получили мамы троих или четверых детей. Они могут получать страховую пенсию по старости на три или четыре года раньше, чем мамы двоих детей при тех же условиях. Чтобы получить право на досрочную пенсию, многодетная мама должна иметь хотя бы 15 лет стажа и накопить минимальное количество пенсионных баллов.
В 2019 году это 16,2 балла, в 2020 – 18,6. Родителю засчитывают не только трудовой стаж, но и периоды ухода за ребенком до полутора лет.
Кроме федеральных программ государственной поддержки есть еще пособия и субсидии на уровне регионов. Например, в разных городах у многодетных семей могут быть такие льготы: бесплатное питание в школе; бесплатная школьная форма; субсидия на оплату коммунальных услуг; освобождение от транспортного налога; скидки на оплату парковки; бесплатный проезд в общественном транспорте; льготы при посещении театров и музеев.
Наиболее массовым видом социальной поддержки многодетных семей является пособие. Они установлены Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». К ним относится единовременное пособие, ежемесячное пособие на содержание малолетних детей до 1,5 и 3 лет. Рассмотрим условия и особенности государственной поддержки данных семей за рубежом.
Так как большинство программ социальной поддержки семей, направлены на повышение рождаемости, стоит рассмотреть в данном аспекте страну с самой высокой рождаемостью – Францию. Реализация мер поддержки многодетных семей в данной стране реализуется через программу «Большая семья», которой в следующем году будет 100 лет.
Эффективность программы подтверждается тем, что в настоящий момент по численности населения Франция находится на 2 месте в Европе после Германии. В этническом плане Франция является однородной страной, т.е. 90% проживающих здесь жителей – французы, а рост населения обеспечивается за счет естественного воспроизводства. Этому способствует широкая линейка льгот для многодетных семей.
Особенностью государственной поддержки является независимость пособий и субсидий от материального положения семьи. Одинаково за трех и более детей поощряются семьи и c низким, и с высоким доходами.
Программа «Большая семья» включает в себя около семи видов пособий для многодетных семей, выдаются премии за рождение в семье ребенка. Также все дети обеспечиваются до шести лет бесплатными детскими садами; частичной оплатой услуг няни, если родители работают, благодаря чему большинство матерей приступают к трудовой деятельности довольно рано.
В данной стране действуют налоговые квоты, благодаря которым семья с тремя детьми не платит никакие налоги. Аналогичная система существует и в Германии – в многодетных семьях за рождение каждого ребенка мать получает дополнительный налоговый бонус.
В США развиты не только единовременные выплаты, но и поддержка многодетной семьи в течение длительного периода времени. Сюда входят сокращение расходов на образование, поощрение семей в здравоохранении, в сфере гражданских интересов.
Также есть страны, в которых социальная поддержка слабо развита и ее оказывают только семьям с доходами ниже прожиточного уровня. К таким можно отнести Швецию и Польшу. К мерам оказания помощи многодетным родителям можно отнести оплату детского сада, частичная оплата аренды жилья, талоны на питание детям.
Существуют и другие виды поддержки многодетных семей, которые практикуются в отдельно взятой стране. В Финляндии государство дарит многодетным семьям коробку детских принадлежностей для новорожденного, которых хватит на первый год жизни ребенка. Многодетные семьи могут обратиться за получением жилищного пособия. Оно выдается на расположенное в Финляндии постоянное жилье – арендное, с правом проживания или собственное.
Жилищное пособие практически никогда не покрывает полностью сумму аренды, это лишь часть суммы и есть определенная максимальная сумма.
В данной стране, многодетная семья, может отдать ребенка в детский сад с 10 месяцев, что позволяет родителям начать трудовую деятельность. В Чехии существует льгота для рожающих женщин: каждый рожденный ребенок уменьшает на год возраст ее выхода на пенсию.
Следовательно, можно говорить о том, что меры социальной поддержки по сравнению со многими зарубежными странами, недостаточны. Так, часть пособий и льгот предоставляются только многодетным семьям, в которых доход не превышает прожиточный уровень. Также остается проблема трудоустройства многодетных родителей.
Тенденция объясняется тем, что трудоустроен только один родитель, как правило, отец, так как мать занимается уходом за детьми. Работодатели не любят принимать на службу женщин с маленькими детьми, так как это подразумевает и предоставление трудовых льгот, и частые внеплановые отпуска .
Налоговый стандартный вычет в России предоставляется работающему родителю только на детей. В данном случае можно перенять опыт США, где вычет распространяется и на неработающего родителя, который считается иждивенцем. Это позволяет увеличить общий заработок многодетного родителя. Именно французский опыт социальной поддержки многодетных семей является самым успешным на сегодняшний день и может быть рассмотрен в качестве примера для реализации на территории России.
Необходимо рассмотреть возможности развития системы ухода за детьми, особенно дошкольного возраста; сформировать пособия для предупреждения риска попадания в бедность при рождении ребенка; развить рынок субсидированного жилья для семей с тремя и более детьми.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что знакомство с зарубежным опытом национальных систем социальной защиты расширяет представление о характере задач, которые в ближайшее время придется решать и России. Практически во всех зарубежных странах присутствует в той или иной мере программы социальной поддержки многодетным семьям. Для Российской Федерации, на наш взгляд, интересен опыт Франции целях дальнейшего реформирования законодательства о семье и детях.

ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РФ.

3.1 Тенденции развития социального обеспечения многодетных семей в РФ

По данным Росстата в России численность постоянного населения на 1 января 2021 года составляла 146,24 млн человек, что на 510 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (146,75 млн человек).
К 2022 году численность населения России по итогам 2021 года снизилась до 145,5 миллиона человек, т.е. естественная убыль в 2021 году в России составила 1,04 миллиона человек. Такое снижение связано, в том числе, с пандемией COVID-19, когда численность населения России по итогам 2020-2021 года сократилась на более чем полтора миллиона человек, тогда как смертность граждан существенно увеличилась.
В настоящее время, серьёзно обозначилась проблема демографии населения. Эта проблема является приоритетной и требует срочного решения, так как без роста числа населения страны невозможно сохранить экономику, а в будущем и Россию, как суверенное и независимое государство. С момента начала Великой Отечественной войны по объективным причинам наблюдается падение рождаемости через определённые отрезки времени. По наблюдениям учёных эти отрезки составляют почти каждые 20-25 лет. И в настоящее время Россия находится на пороге очередного демографического кризиса .
В 2017 г. в России кривая числа рождений опять пошла вниз. Компенсировать отрицательные показатели не удаётся, даже, несмотря на сокращение смертности. Естественная убыль населения за первые пять месяцев 2017г. составила 112 тыс. человек. Учёные прогнозируют 10- летнюю «демографическую яму» — что становится новым вызовом социальной инфраструктуре страны .
В 2021 году рождаемость в государстве также существенно упала, в то время, как смертность граждан России увеличилась. В период 2021 года в стане родилось 1,4 миллиона детей, а умерло 2,44 миллиона россиян, т.е. смертность существенно превысила рождаемость. Этому немало способствовало введение локдауна на фоне пандемии covid-19, рост числа заболевших, в том числе беременных женщин и высокая смертность от коронавируса. На падение демографии негативным образом повлияло: снижение доходов граждан, потеря работы части населения, преобладание страха у женщин родить больного ребёнка из-за прививки или заболевания коронавирусом.
В связи с этим, в настоящее время, проблема социального обеспечения семей с детьми, в том числе, и молодых семей, особенно актуальна. Необходимо отметить, что во все периоды времени в России, как и во всём мире, рождаемость была выше в молодой семье. Статус молодой семьи имеет та семья, где один из супругов не достиг 30-летнего возраста (без ограничения продолжительности срока пребывания в браке в случае рождения детей).
В процессе становления каждая семья испытывает психологические трудности и трудности, касающиеся материальной обеспеченности, жилья, трудоустройства. И, как правило, начиная трудовую деятельность, молодые супруги и многодетные семьи имеют более низкий среднедушевой доход. Рождение ребёнка также снижает доход семьи, в то время, как возрастают траты на ребёнка. Поэтому вопрос социального обеспечения государством семей, имеющих детей, имеет особое значение, а помощь семьям с детьми является приоритетным направлением деятельности государства.
На уменьшение рождаемости в России существенно влияет и такой негативный фактор, как невозможность родителей содержать даже одного ребёнка. Причинами являются: отсутствие собственного жилья и высокая арендная плата за съемное жильё; высокие цены на детское питание, памперсы и детскую одежду; потеря работы, снижение доходов семьи.
Наше государство всегда уделяло особое внимание социальному обеспечению граждан и проблемам семей с детьми, поэтому в связи с принимаемыми государством мерами по повышению рождаемости, ситуация медленно, но меняется в сторону его увеличения. Именно в 2021 году, несмотря на пандемию, государством был принят ряд законов, направленных на увеличение доходов граждан, имеющих детей, хотя одним из слабых мест в системе социального обеспечения интересов семьи можно назвать недостаточно проработанную законодательную базу Российская Федерация, как социальное государство несёт ответственность за социальную сферу, постоянно ведётся политика социального регулирования. И это напрямую касается социального обеспечения семьи.
Ряд статей Конституции Российской Федерации регулирует социальное обеспечение граждан, имеющих детей. Статья 38 Конституции РФ регламентирует защиту государством материнства и детства; статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение граждан, в том числе, и для воспитания детей, социальные пособия, поощряет создание дополнительных форм социального обеспечения; статья 40 Конституции РФ предоставляет малоимущим гражданам возможность получения бесплатного жилья .
В статье отмечается, что одной из проблем значительной части семей (особенно молодых семей), является отсутствие собственного жилья, что существенно снижает рождаемость в России. Проведённые социологические опросы являются тому подтверждением. Основываясь на полученных данных, в помощь молодым семьям государство разработало федеральную программу «Молодой семье – доступное жильё», которая является частью реализуемого проекта «Жилище». В самом начале планировалось завершить программу в 2015 г., но государство решило продлить действие проекта сначала для молодожёнов до 2020 года, а, в настоящее время, в каждом регионе действуют подобные программы. Эти программы имеют различные названия («Молодой семье — доступное жилье», «Социальная ипотека» и т.д.), но суть программы остаётся неизменной.
Цель Программы заключается в том, что государство вносит за семью часть стоимости квартиры, даёт субсидию, которую возвращать не нужно, в отличие от кредита или ипотеки. Деньги на субсидию выделяются из бюджета при соблюдении установленных законодательством условий:
1. у семьи должен быть, зарегистрированный брак;
2. каждый из супругов должен иметь российское гражданство
3. возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет;
4. семья нуждается в улучшении жилищных условий;
5. у семьи есть доходы или сбережения дополнительно к субсидии, которых хватит на покупку жилья, так как семья получает из бюджета только часть стоимости квартиры (30-35 процентов от стоимости).
Проект по обеспечению жильём семей с детьми реализуется с 2002 года и регулируется следующими нормативными актами: Гражданским кодексом РФ; Жилищным кодексом РФ; Постановлением Правительства РФ от № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ № 657 от 17 сентября 2001 .г «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002- 2020 годы Постановлением Правительства РФ № 1710 (Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования; Положениями дополнительной программы «Обеспечение жильём молодых семей», являющейся частью программы «Жилище» и другими нормативно-правовыми актами .
Ещё одним важным направлением приобретения жилья семьёй является льготной ипотечное кредитование. С 2019 по 2022 год реализуется государственная Программа государственной поддержки по ипотеке для семей с детьми, в том числе, с детьми с ограниченными возможностями. Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ предусмотрена возможность возникновения у граждан — заемщиков (поручителей) по ипотечным жилищным кредитам (займам) при рождении у них в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года третьего или последующих детей права на получение государственной поддержки для целей полного или частичного погашения задолженности по ипотечному кредиту (займу).
Запустить специальную ипотечную программу для семей, у которых родится второй или третий ребёнок предложил Президент России В.В. Путин 28 ноября 2017 г. на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы . По этой программе семьи могут рассчитывать на субсидирование государством с процентной ставкой не выше 6% годовых.
Следующим фактором, негативно влияющим на снижение рождаемости в России, являются финансовые трудности, возникающие при рождении ребёнка (детей). С учётом этого в 2021-2022 годах был расширен перечень выплат семьям с детьми и увеличены их размеры. Были увеличены ежемесячные выплаты при рождении первого ребёнка до достижения им 1,5 лет. Но, следует учесть, что размер пособия зависит от зарплаты родителя, который берёт отпуск по уходу за ребёнком и рассчитывается в размере 40% от среднего заработка за два предыдущих года (установлен минимум и максимум пособия).
В 2022 году размер пособия при постановке на учёт в медицинское учреждение женщине в ранние сроки беременности увеличился и стал ежемесячным, а не единовременным. Данное пособие регулируется Постановлением Правительства РФ №1037 . Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в 2021 году увеличено пособие по беременности и родам. Пособие рассчитывается как 100% средней зарплаты за два года, предшествующих выходу в декрет независимо от наличия страхового стажа. Не работающей женщине пособие рассчитывают на основании прожиточного минимума, установленного в регионе (законодательством также установлен минимальный и максимальный размер пособия) . Продлена программа материнского (семейного) капитала.
В 2021 году введена выплата капитала при рождении первого ребёнка в размере 483 882 р., при рождении второго ребёнка 639 432 р. — на 155 550 р. больше. Эта сумма доплачивается, если семья получила материнский (семейный) капитал на первого ребёнка.
С 1 февраля 2022 года был проиндексирован размер материнского капитала: на первого ребёнка выплачивается 524.527.90, если ребенок рождён или усыновлён до 2020 года, если после 2020 года, то сумма материнского (семейного) капитала назначается в размере 693.144.10. Средства семей, пока не израсходовавших материнский капитал, также проиндексированы с этого месяца.
В 2022 году материнский (семейный) капитал можно потратить на улучшение жилищных условий, получение образования старшими детьми, на пенсионные накопления матери, а также на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, посредством компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг. Размер пособия при рождении ребенка с 1 февраля 2022 года составляет 20 472 рубля 77 копеек.
Работникам Крайнего Севера, размер данного пособия увеличится на районный коэффициент и ежегодно индексируется. Существенной помощью семьям, имеющим детей до трёх лет, являются дополнительные ежемесячные выплаты при рождении детей, если доход семьи ниже двух региональных прожиточных минимумов на каждого члена семьи; ежемесячная выплата на ребёнка от 3 до 7; пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. В новом порядке в 2022 году оплачивают и больничный по уходу за детьми. Размер пособия зависит от возраста ребенка.
Следует обратить внимание на то, что больничный лист за полный месяц не должен быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного законодательством. Уже с 1 сентября 2021 года родители детей в возрасте до 7 лет получали, независимо от имеющегося стажа работы, 100% среднего заработка при оформлении больничного по уходу за ребёнком. Появилась новая разовая выплата в размере 10 000 на каждого ребёнка в начале учебного года является значительной помощью семьям школьников, помогая приобрести необходимые товары и собрать ребёнка в школу от 6 до 18 лет. Важным направлением деятельности государства является работа, которая ведётся достаточно активно в регионах с 2014 года и по настоящее время, направленная на ликвидацию очередей в яслях и детских садах. Также серьёзное внимание уделяется медицинскому обслуживанию детей и подростков. Особенно остро встал данный вопрос в период пандемии covid-19 .
Следует отметить, что большая работа по решению проблем семей с детьми проводится отдельных регионах и крупных городах. Например, в Москве семьям, имеющим детей, предоставляются субсидии и льготы; увеличиваются размеры пособий и компенсаций; оказывается дополнительная помощь. Улучшение демографической ситуации и проводимая политика государства в данной сфере не ограничивается только предоставлением пособий, компенсаций и льгот.
Статья 39 Земельного кодекса РФ, регулирует предоставление бесплатного земельного участка многодетным семьям, в том числе, под индивидуальное жилищное строительство . Субъекты Российской Федерации также принимают в рамках Федеральных Программ меры, направленные на социальную поддержку семей с детьми. Подводя итог, следует отметить, что решение проблем социального обеспечения семей, имеющих детей, в России невозможно без постоянного совершенствования законодательства, регулирующего социальное обеспечение. Поэтому, необходимо продолжить дальнейшую реализацию Программы государственной помощи семьям с детьми и эффективно решать имеющиеся проблемы в данной сфере.

3.2 Направления совершенствования социального обеспечения многодетных семей.

Кризисные явления порождают малообеспеченность в большинстве многодетных семей. Материальная и моральная поддержка малообеспеченной многодетной семьи, создание достойных условий для родителей и детей помогут решению демографической проблемы в России. Многодетная семья как объект социальной работы вызывает необходимость изучения, присущих ей проблем, как социально-экономического плана, так и психолого- педагогического.
Примерами самых распространенных проблем, затрагивающие многодетные семьи являются:
— материально-бытовые (финансовые) проблемы: нехватка денежных средств на продукты питания, одежду, пользование транспортом, досуг, отчасти образование – негативно сказывается на благополучии в семьях. Как следствие, возможен развод, а также преобразование в асоциальные семьи;
— жилищная проблема возникает от недостатка денежных средств на съем жилья, а уж тем более приобретения собственного;
— проблема трудоустройства.
1. Во многих семьях матери остаются дома с детьми, а отцы работают. Это обуславливаться может тем, что необходим уход за детьми, а высокооплачиваемая работа, как правило, гибкого графика не имеет.
2. Нет вакансий по специальности, приходится идти на иную оплачиваемую работу. Соответственно, чтобы работать смогли оба, необходимо «пристроить» детей в детский сад и (или) ясли. Что также требует экономических затрат, которых и без этого не хватает; — медицинские проблемы.
Многодетным семьям едва хватает денежных средств на основные продукты питания, ограничены в приобретении фруктов и овощей. Значит, недополучают нужное количество витаминов и микроэлементов — чаще подвергаются заболеваниям. А уж, если в многодетной семье есть ребенок с ограниченными возможностями, то нужен должный уход и обеспечение специальными медикаментами и (или) устройствами; — психолого- педагогические проблемы также сказываются на членах многодетных семей. Родители, пытаясь обеспечить себя всем необходимым, испытывают психологический кризис.
Что чревато неблагополучием семьи (употребляют алкоголь, аморально ведут себя). Не всегда, однако, это имеет место быть. Дети в многодетных семьях могут быть из-за занятости родителей лишены внимания, не социализированы. Среди многодетных семей существует и доля семей, воспитывающих детей-инвалидов, немного затрагивали их при описании проблем. Такие семьи обладают всеми проблемами, связанными с инвалидностью (низкая обеспеченность, ограничения в жизнедеятельности, жилищные трудности и т.д.).
В данном случае вся домашняя нагрузка ложится на женщину, полностью лишая ее возможности профессиональной реализации, или заставляя выбрать низкоквалифицированный и малооплачиваемый труд. Таким образом, для многодетных семей свойственны проблемы всех простых семей, только они протекают несколько острее. Все проблемы сказываются на жизнеспособности, развитии и функционировании современных российских многодетных семей.
К сожалению, в настоящее время большинство многодетных семей не в состоянии решать многие проблемы самостоятельно. Данный факт подтверждает то, что многодетная семья является одним из основных объектов социальной работы.
Спектр задач социальных служб по отношению к данной категории населения велик: правовая защита, предоставление льгот и гарантий, работа по повышению уверенности в собственных силах. Более того программы и проекты, реализуемые структурами социальной защиты граждан, способствуют повышению статуса многодетной семьи, посредством организации собственного дела, бизнеса или коммерческих мероприятий.
Однако далеко не все складывается успешно в сфере поддержки многодетной категории населения. Создание эффективной системы социальной защиты семьи, в том числе многодетной, является неотъемлемым условием развития нашего общества. Чтобы успешно решить проблемы, возникающие у многодетных семей, необходимы скоординированные действия специалистов различных сфер деятельности, в том числе, специалистов по социальной работе, владеющих различными методами решения социальных проблем.
В Волгоградской области более 25,8 тысячи многодетных семей насчитывается сегодня, в них воспитываются более 86 тысяч детей. Это почти на 1600 семей больше, чем в начале 2016 года . По информации регионального комитета социальной защиты населения, в большинстве многодетных семей воспитывается по три ребенка-таких семей в Волгоградской области более 20 тысяч. По четыре ребенка воспитывается в четырех тысячах семей, пять и более — в 1730 .
На территории субъекта активно реализуются программы поддержки многодетных семей, например, программа родительского капитала начала функционировать в регионе с 2012 года в соответствии с Законами Волгоградской области (с изменениями, внесенными в оба документа областным законом от 27 февраля 2012 года № 6-ОД): — № 1097-ОД от 08.08.2005 г. «О дополнительном единовременном пособии при рождении ребенка и родительском капитале»; — № 1442-ОД от 10.04.2007 г. «О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области». Его сумма составляет 70 тыс. рублей.
Помимо федеральной поддержки как материнский (семейный) капитал, которая действует до 31.12.2021 года. Материнский капитал может быть потрачен на следующие цели: на улучшение жилищных условий, получение образования, здравоохранение и пенсионного накопления матери. Но выделяемые средства в виде денег не могут в полной мере решить все имеющиеся проблемы.
Необходимо популяризировать практику клубов для многодетных семей, в которых будет предоставляться юридическая бесплатная помощь, советы по воспитанию детей и т.п. С возможностью оставления детей до определенного времени.
В Волгоградском регионе в феврале был открыт Первый «Клуб многодетных семей» открылся в феврале 2017 года. В настоящее время в клубе уже состоят 160 представителей многодетных семей. Начинает набирать обороты госпрограмма предоставления земельных участков для многодетных, путем реализации Закона Волгоградской области от 14.07.2015 №123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» . Инновационные технологии в виде социальных проектов, способствующие преодолению негативных явлений, активно вводятся на территории субъекта.
В разработке принимают участие студенты, сотрудники социальной сферы. Меры, принимаемые для решения проблем, которые препятствуют благоприятному повышению демографического показателя и достойного существования многодетных семей, требуют качественного компетентного подхода специалистами социальной работы.
На законодательном уровне необходимо упростить процедуру получения пособий для многодетных семей, поскольку бюрократизация требует расхода времени, которого итак не хватает работающим членам семей . Порой расходы на сбор документов не оправдан с размером пособия (например, суммы ежемесячной помощи для малообеспеченных семей: ежемесячная выплата — 272 р., адресная выплата — 900р. ).
Работа специалиста по социальной работе с многодетными семьями является важной и ответственной. В ней немалое значение придается личности специалиста и его профессиональным качествам. Также полагаю, что внедрение стейкхолдерского подхода также положительно отразится на результатах деятельности социальных учреждений , что поможет в принятии управленческих решений, а, значит, система социальной защиты и обеспечения будет совершенствоваться. Следовательно, многодетные семьи, смогут получить должную помощь.
Таким образом, совершенствование системы социальной защиты в аспекте многодетных возможно в совокупности увеличения видов помощи, стабильных финансовых средств, а также четко структурированной деятельности специалистов. А содержание технологий социальной работы с многодетной семьей определяется характером ее проблем. Возвращение семьи к благополучию основывается на сочетании этих составляющих. Поэтому деятельность социальных служб очень важна для решения проблем данной категории населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования проблем социального обеспечения многодетных семей в РФ было выявлено, что существующая система неэффективна и не справляется с решением возникающих проблем. Несмотря на то, что тенденции развития социального обеспечения многодетных семей в РФ положительные, практически отсутствуют действенные меры по улучшению качества жизни многодетных семей.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются многодетные семьи, являются низкий уровень доходов, отсутствие доступной жилья и нехватка возможностей для образования и занятости.
Необходимость решения указанных проблем подтверждается официальной статистикой, которая свидетельствует о растущем количестве многодетных семей, сталкивающихся с материальной нуждой и социальной неравенством.
Улучшение существующей системы социального обеспечения многодетных семей в РФ является важным шагом на пути создания более равного и благополучного общества.
Прежде всего, следует провести комплексную реформу, которая затронет все аспекты социального обеспечения многодетных семей. Необходимо обеспечить равный доступ к социальным услугам и дистанционным технологиям в регионах РФ, чтобы снизить расходы на поездки в городские центры. Кроме того, следует обратить внимание на уровень денежной выплаты для многодетных семей.
В настоящее время денежные выплаты являются недостаточными для поддержания достойного уровня жизни семей с детьми. Также необходимо учитывать возраст и образование материально необеспеченных семей, поскольку именно они находятся на грани выживания. Кроме того, следует оказывать целенаправленную поддержку малоимущим семьям в разных сферах жизни, например, в области образования, здравоохранения, среды обитания и т.д.
Также необходимо обеспечить возможность получения дополнительных доходов на стремительно развивающемся рынке самозанятых лиц, который может обеспечить возможность стабильного дохода для многодетных семей.
В принципе, перспективы улучшения социального обеспечения многодетных семей в РФ весьма реалистичны. Реформирование системы может повлиять на поддержание и увеличение рождаемости в РФ. Также улучшение социального обеспечения может повлиять на качество жизни населения и на социально-экономическое развитие в целом.
В рамках проведенного исследования были выработаны следующие выводы:
Первым и наиболее важным является необходимость принятия мер по увеличению доходов многодетных семей, чтобы они могли обеспечивать себе и своим детям достойный уровень жизни.
Вторым выводом является необходимость осуществления более эффективных мер по предоставлению доступного жилья многодетным семьям.
Третий вывод заключается в необходимости разработки программ образовательной и трудовой интеграции многодетных семей в общество, которые должны способствовать повышению их социального и экономического статуса.
Улучшение существующей системы социального обеспечения многодетных семей в РФ является важным шагом на пути создания более равного и благополучного общества. При разработке рекомендаций необходимо учитывать сложность и многогранность проблемы, а также ориентироваться на международный опыт, так как проблемы, связанные с социальным обеспечением, являются глобальными и непредсказуемыми. Прежде всего, следует провести комплексную реформу, которая затронет все аспекты социального обеспечения многодетных семей. Необходимо обеспечить равный доступ к социальным услугам и дистанционным технологиям в регионах РФ, чтобы снизить расходы на поездки в городские центры. Кроме того, необходимо создать свободную альтернативу бесплатному государственному медицинскому обеспечению, которое не всегда является надежным.
Реформирование системы может повлиять на поддержание и увеличение рождаемости в РФ. Также улучшение социального обеспечения может повлиять на качество жизни населения и на социально-экономическое развитие в целом. Вместе с тем, необходимо учитывать экологический человеческий фактор, чтобы не нарушать биоравновесие и противостоять экологическому кризису. Таким образом, улучшение социального обеспечения многодетных семей в РФ необходимо проводить на основе комплексной реформы с учетом опыта других стран. Необходимо увеличивать денежные выплаты, поддерживать малоимущие семьи, оказывать целенаправленную помощь в разных сферах жизни и развивать самозанятость. При этом необходимо учитывать экологический фактор, чтобы сохранить биоравновесие и противостоять экологическому кризису в РФ.
Развитие социального обеспечения многодетных семей в РФ представляет собой сложный и динамичный процесс, который напрямую зависит от экономических и политических изменений в стране. Однако, несмотря на ряд трудностей, в последнее время было сделано немало шагов в направлении улучшения этой системы.
Для развития социального обеспечения многодетных семей может стать увеличение размера пособий, которые получают эти семьи от государства. Также возможны дополнительные льготы и компенсации в сфере здравоохранения, образования и культуры для многодетных семей. Другим важным шагом может стать увеличение количества работающих многодетных родителей. Для этого необходимо создавать условия для более гибкого графика работы, организовывать дополнительные места в детских садах и школах, а также предоставлять льготы на транспорт и жилье.
Развитие социального обеспечения многодетных семей также необходимо в рамках демографической политики государства. Увеличение деторождаемости, а также улучшение условий для рождения и воспитания детей, может стать одной из важных задач развития социального обеспечения многодетных семей.
Наконец, важным направлением развития социального обеспечения многодетных семей может стать более широкое использование информационных технологий. Это могут быть онлайн-программы для многодетных родителей, а также специальные мобильные приложения, которые позволяют контролировать расходы и получать информацию о новых льготах.
Таким образом, перспективы развития социального обеспечения многодетных семей в РФ являются обширными и требуют хорошо организованной и комплексной работы.
В целом, проведенное исследование подтвердило, что существующая система социального обеспечения многодетных семей в РФ недостаточно эффективна и не справляется со своими задачами.
Однако, несмотря на это, имеются ресурсы и перспективы для улучшения существующей системы. Важным является разработка комплексных программ, направленных на решение социальных и экономических проблем многодетных семей, которые должны быть ориентированы на конкретные потребности и запросы данной категории населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
3. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 30.12.2021); Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (ред. от 02.03.2021); Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы»; Постановлением Правительства РФ № 1710 от 30 декабря 2017 г. (Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в ред.29.12.2021.)
4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. 06.12.2021).
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. — 01.01.2007. — № 1 (1 ч.). — ст. 19.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ г. «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации»
7. Постановление Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении» (ред. от 17.02.2022).
8. Указ президента РФ от 01.06.2012. № 761. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
9. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости СНД и ВС РФ. -14.05.1992. — № 19. ст. 1044.
10. «О мерах социальной поддержки многодетных семей»: Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. № 158-З // Электронный фонд правовой и технической информации: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944922052
11. Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2017. 416 с.
12. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. — М: 2019. 264 с.
13. Анбрехт, Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. А. Анбрехт. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2018. 285 с.
14. Андрющенко О.Е., Шульмейстер Е.А., Харинина Л.В. Оптимизация социальной политики российского государства в сфере защиты многодетных семей (на примере Светлоярского центра социальной помощи семье и детям «Семья») // Международный студенческий научный вестник, 2016. — № 2. — С. 174.
15. Андрющенко О.Е., Зотов А.В., Иваненко А.И. Использование стейкхолдерского подхода как инструмента для организации взаимодействия социальных стационарных учреждений с органами власти, государственными и муниципальными учреждениями // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2017. — № 7 (25). — С. 23-30.
16. Афтахова, А. В. Право социального обеспечения. Практикум : учебное пособие для СПО / А. В. Афтахова. Москва, 2018. 293 с.
17. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для СПО / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2019. 383 с.
18. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. 430 с.
19. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с.
20. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. 170 с.
21. Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, «Земельные участки бесплатно» — [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://gosim.volgograd.ru/zemelnye-uchastkibesplatno/informatsiya-dlya-grazhdan-imeyushchikh-trekh-i-bolee-detey/ .
22. Кошерева Е. Льготы многодетным семьям: [электронный ресурс] / Е. Кошерева. – Режим доступа: https://upfrf.ru/lgoty/dlya-mnogodetnyx-semej.html
23. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
24. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для СПО. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
25. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. — М: КноРус, 2019. 240 с.
26. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2015. 575 с.
27. Официальный сайт Комитета социальной защиты населения Волгоградской области, статья «В Волгоградской области растет число многодетных семей» от 20 января 2017 года — [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://uszn.volgograd.ru/currentactivity/cooperation/news/129800/ .
28. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для СПО / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. Москва, 2018. 193 с.
29. Право государственной и муниципальной службы : учебное пособие / под редакцией В. Ш. Шайхатдинова, А. Н. Митина. Москва : Проспект ; Екатеринбург : Уральская государственная юридическая академия, 2014.
30. Право социального обеспечения : практикум / автор-составитель В. Ш. Шайхатдинов и др. Екатеринбург : Уральская гос. юрид. академия, 2013. 152 с.
31. Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата / В. Ш. Шайхатдинов [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2019. 717 с.
32. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров / В. А. Агафонов [и др.] ; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова ; Уральская гос. юрид. академия. Москва, 2012. 573 с.
33. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров / В. А. Агафонов [и др.] ; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. Уральская гос. юрид. академия. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2013. 654 с.
34. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров / под редакцией Э. Г. Тучковой. Москва : Проспект, 2018. 456 с.
35. Право социального обеспечения : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. Москва, 2018. 382 с.
36. Право социального обеспечения : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. В. Сулейманова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2018. 430 с.
37. Право социального обеспечения : учебник и практикум для СПО / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. Москва, 2018. 382 с.
38. Право социального обеспечения : учебное пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.] ; под редакцией Ю. П. Орловского ; Высшая школа экономики. Москва, 2018. 539 с.
39. Право социального обеспечения: в 2 т. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.] ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2018. 135 с.
40. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. — М: Юрайт, 2019. 406 с.
41. Сайт «Волгоградское Деловое Телевидение» — [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://vd-tv.ru/content/na-247-mnogodetnyh-semey-vvolgogradskoy-oblasti-stalo-bolshe .
42. Сайт «Льготы всем» — [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://lgoty-vsem.ru/posobie/posobiya-i-vyplaty-na-rebenka-v-volgograde.html .
43. Статья «Россия на пороге 10-летней демографической ямы» деловой журнал «Инвест-Форсайт», 19.07.2017 г.
44. Сидоров, В. Е. Право социального обеспечения Российской Федерации : учебное пособие. Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2012.
45. Социальное страхование : учебник для СПО / Ю. П. Орловский [и др.] ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. Москва, 2018. 127 с.
46. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. 430 с.
47. Тимонина, И. В. Правовое регулирование социального обеспечения семей с детьми в Российской Федерации / И. В. Тимонина // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 3(219). – С. 68-70.
48. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф