СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
1.1.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВИДЫ И ФОРМЫ
1.3. БИЗНЕС МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАРАНТ»
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ООО «ГАРАНТ»
2.3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ГАРАНТ»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ГАРАНТ»
3.1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БИЗНЕСА ООО «ГАРАНТ»
3.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальное предпринимательство функционирует в различных организационно-правовых формах в зависимости от культурных и социально-экономических особенностей, а также определенных задач, которые детерминируют перед собой социальные предприниматели, и выступает самостоятельным направлением экономической деятельности.
Социальное предпринимательство выполняет множество функций, которые определяют его роль в современной экономике: создание модели ответственного поведения и сознания сопричастности; снижение бюрократизации; строительство и развитие инфраструктуры, уменьшающей и ликвидирующей препятствия для ущемленных в своих возможностях и правах общества и его групп; установление социальной справедливости.
Само социальное предпринимательство, как социально-экономический феномен, зародилось в западных странах достаточно давно. В связи с этим на сегодняшний день они демонстрируют более успешный опыт в этой области. В России и в странах постсоветского пространства это новый институт, еще не интегрированный в привычную среду общественной жизни. Поэтому особенно важно для изучения условий и особенностей становления социального предпринимательства в России анализ мирового опыта, который в дальнейшем можно трансформировать в отечественные реалии.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие социального предпринимательства в своих работах отражают такие зарубежные исследователи как К. Алтер, Ж. Дэверни, М Нюссенс, Ж. Керлин, Дж. Льюис, Дж. Мэйр, И. Марти, А. Мэйсон, Д. Янг и др.
Немаловажное место в исследования зарубежных ученых занимает перспективы развития социального предпринимательства. В своих работах на нем акцентировали свое внимание Э.Челл, К. Николопулоу, М. Каратас-Озкан, П. Друкер, Д. Эдмистон, А. Николс, Д. Голубович, С. Соколовски, Л. Саламон и др.
Анализ создания и ведения социального бизнеса в своих работах проводят А.А. Акрамовская, В.В, Жохова, А.Р. Хаматуллин, В.П. Смирнов и др. Особенности поддержки социального предпринимательства на государственном и муниципальном уровне находит свое отражение у Е.М. Шматковой, Ю.П. Филякина и др.
Огромная роль в области понимания концепций социального предпринимательства в современной России и путей их дальнейшего развития принадлежит исследованиям таких авторов, как М.Л. Баталина, Л.Д. Тарадина, А.Н. Макаревич, Т.Ю. Сазонова, Ю.Н. Нестеренко, А.А. Плюхина, А.С. Плетень, С.В. Пономарев и др.
В результате анализа источников и литературы, используемых в выпускной квалификационной работы можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации к изучению социального предпринимательства начали подходить только в последнее десятилетие, в связи с чем, в российской научной среде, по сравнению с иностранной, имеется сравнительно небольшое количество работ, посвященное данной проблеме.
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие особенностей создания, ведения и развития бизнеса в социальном предпринимательстве.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
— изучить понятие социального предпринимательства, выработать наиболее точное определение, отражающий специфику данного явления, а так же выделить ключевые функции социального предпринимательства и проанализировать его значение для социально-экономического развития;
— рассмотреть создание и ведение социального бизнеса;
— исследовать особенности поддержки социального предпринимательства на государственном и муниципальном уровне;
— выделить проблемы и перспективы развития социального предпринимательства;
— разработать рекомендации по совершенствованию ведения и развития бизнеса в социальном предпринимательстве.
Объект исследования – ООО «Гарант».
Предмет исследования — создание, ведение и развитие бизнеса в социальном предпринимательстве.
Теоретические основы исследования. Настоящее исследование опирается на научные работы современных отечественных и зарубежных исследователей посвященных проблемам создания, ведения и развития бизнеса в социальном предпринимательстве.
Обоснованность и достоверность решения поставленных в исследовании задач обеспечены применением как общенаучных методов познания, таких как формально-логического, сравнительного, системного, структурно-функционального обобщающего, позволивших рассмотреть институт социального предпринимательства в развитии, выявить противоречия, соотнести сущностные характеристики и формы их проявления. Так же в исследовании были использованы эмпирические методы, такие как метод анализа нормативно-правовых документов, метод вторичного социологического анализа.
Эмпирическую и информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность в целом, так и в части социального бизнеса, а так же действующее законодательство в области коммерческих организаций, статистические и аналитические данные служб государственной статистики и частных исследовательских групп, различные информационные обзоры в области социального предпринимательства. Также исследование основано на материалах монографий различных исследователей в данной области, тематической литературы, статьях в научных журналах и в сборниках научно-практических конференций, материалы периодических изданий по изучаемой тематике.
Практическая значимость результатов. Полученные результаты имеют практическую значимость для деятельности государственных органов при принятии решений по развитию социального предпринимательства, подготовке программных и методических документов, направленных на развитие социальной сферы, для создания условий для развития отечественного социального предпринимательства. Научные результаты могут составить теоретико-методологический базис дальнейших научных исследований по данной проблематике, а также использоваться в учебном процессе.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе восемь параграфов, заключения, а так же списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты социального предпринимательства.
1.1.Сущность социального предпринимательства
Термин «социальное предпринимательство» используется для тех предприятий, которые работают с целью внесения позитивных изменений в общество. Социальные предприниматели выбирают одно социальное дело, в которое они верят, и разрабатывают свой бизнес-план для поддержки этого дела.
Однако ни одна организация не может быть названа исключительно организацией социального предпринимательства. Потому что в идеале социальное предпринимательство означает организацию, которая не работает для получения прибыли, а работает только для конкретной цели. В приведенной выше статье я обсудил различные примеры организаций, которые называются организациями социального предпринимательства из-за социальной работы, которую они выполняют наряду с получением прибыли.
В настоящее время все больше и больше организаций начинают беспокоиться об окружающей среде и изменении климата и внедряют экологически чистые методы, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Организации социального предпринимательства стараются как можно больше перерабатывать, чтобы уменьшить углеродный отпечаток, оставленный организацией. В наши дни социальное предпринимательство стало настолько популярным, что многие организации используют его в качестве своего УТП.
Развитие гражданской активности и осознания гражданами личного участия в событиях, происходящих внутри государства, приведет к формированию благополучного и справедливого гражданского общества. Взаимодействие государства и общества выражается в различных формах, в частности в идее социального предпринимательства. Ситуация, когда государство не в состоянии обеспечить всем членам общества равные возможности для самореализации во всех сферах, может привести к существованию социальных проблем как неотъемлемого атрибута любого общества. При неудовлетворении потребностей граждан и необеспечении роста уровня жизни и национального благосостояния нельзя говорить об эффективности современной социально-экономической политики, поскольку не выполняется ее основная цель. В современном мире социальное предпринимательство рассматривается как вектор, определяющий направление устранения или снижения острых, насущных проблем в различных сферах народного хозяйства, решает задачи нахождения людей в трудной жизненной ситуации. Социальное предпринимательство как вид деятельности основано на социальной миссии. Социальное предпринимательство является формой взаимодействия государства и общества. В настоящее время не существует единого подхода к изучению этой проблемы. В статье представлена разработка теоретических аспектов социального предпринимательства. На основе приведенных в статье определений описываются и выявляются признаки социального предпринимательства. Выделены этапы истории развития этого явления; рассмотрены основные направления деятельности социальных предпринимателей; перечислены основные компоненты и обязанности социального предпринимательства. Приведены ключевые преимущества социального предприятия. единого подхода к изучению этой проблемы не существует. В статье представлена разработка теоретических аспектов социального предпринимательства. На основе приведенных в статье определений описываются и выявляются признаки социального предпринимательства. Выделены этапы истории развития этого явления; рассмотрены основные направления деятельности социальных предпринимателей; перечислены основные компоненты и обязанности социального предпринимательства. Приведены ключевые преимущества социального предприятия. единого подхода к изучению этой проблемы не существует. В статье представлена разработка теоретических аспектов социального предпринимательства. На основе приведенных в статье определений описываются и выявляются признаки социального предпринимательства. Выделены этапы истории развития этого явления; рассмотрены основные направления деятельности социальных предпринимателей; перечислены основные компоненты и обязанности социального предпринимательства. Приведены ключевые преимущества социального предприятия. Выделены этапы истории развития этого явления; рассмотрены основные направления деятельности социальных предпринимателей; перечислены основные компоненты и обязанности социального предпринимательства. Приведены ключевые преимущества социального предприятия. Выделены этапы истории развития этого явления; рассмотрены основные направления деятельности социальных предпринимателей; перечислены основные компоненты и обязанности социального предпринимательства. Приведены ключевые преимущества социального предприятия.
Нерешенные сегодня социальные проблемы, снижение социальной защищенности граждан, дифференциация доходов отдельных социальных групп привели к серьезному расслоению общества, снижению уровня благосостояния. В то же время современная социально-экономическая политика не эффективна, так как не выполняется главная миссия — удовлетворение потребностей граждан, обеспечение повышения уровня жизни населения и национального благосостояния.
Проблемы социального характера существуют в любом обществе; причины этого заключаются в невозможности обеспечить всем членам общества равные возможности для самореализации во всех сферах. В социальном предпринимательстве человек предъявляет более высокие требования к соотношению экономической эффективности и социальной справедливости, в результате чего решает самостоятельно справиться с проблемой.
Социальное предпринимательство концентрирует свои усилия на удовлетворении потребительских услуг, создании социально значимых проектов [1].
Социальное предпринимательство состоит из двух основных направлений: социального и экономического, в связи с чем в современном обществе появилось большое количество различных трактовок социального предпринимательства. Изначально необходимо определить само понятие «предпринимательство». Экономисты считают, что предпринимательство способствует благосостоянию общества. Общество в этом случае выдвигает потребности, а предприниматели бросают свои силы на удовлетворение потребностей. В этом смысле предпринимательская деятельность расширяет границы решения социальных проблем.
Предпринимательство является двигателем любой развитой экономики, поскольку именно предприниматели создают большинство рабочих мест, внедряют инновации, стимулируют рост благосостояния среднего класса и закладывают фундамент гражданского общества и политической свободы.
Предпринимательство порождает увеличение материального и духовного потенциала общества. В латинском языке есть слово «mancepts» — «предприниматель», «подрядчик», которое образовано от двух слов: «manus» — рука, сила, работа, труд, деятельность и «capio» — приобретать, перенимать, и овладеть. Отсюда «манцепты» — человек, заработавший капитал самостоятельно, своим трудом, не только упорством, но и хитростью и быстротой. Если исходить из первоначального значения слова, то предпринимательство — это «умение начать», «охватить первым». В начале своего развития предпринимательская деятельность ограничивалась в основном сферой торговли и считалась занятием, недостойным людей высокого социального положения.
Торговля, по Платону, — одно из занятий, которые делают людей плохими. В Средние века к бизнесменам относили тех, кто занимался внешней торговлей, устраивал показы, и руководителей по организации предприятия, при этом эта деятельность не несла рисков. Постепенно, с развитием рыночных отношений, произошла переоценка значения предпринимательской деятельности: произошел переход от негативного к позитивному представлению об этом явлении. В дальнейшем предпринимательская деятельность стала осмысливаться учеными, стали появляться научные подходы.
Впервые понятие «предприниматель» появилось в экономической литературе в Универсальном торговом словаре (Париж, 1723 г.), где к предпринимателям относилось лицо, взявшее на себя «обязательство изготовить или сконструировать предмет». В этот период понятие «предприниматель» ассоциировалось с риском [2].
Как социально-экономическое явление предпринимательство прошло значительный исторический путь развития. Однако как особая (специализированная) область научного знания она еще находится в стадии развития: нет единообразия в названии теории, четкой формулировки основных понятий, смешения терминов «предпринимательство» и «бизнес». Разные теоретические подходы к основаниям предпринимательства в историческом контексте по-разному описывают пути его развития и становления (Приложение 1).
Несмотря на наличие множества экономических теорий, предпринимательство рассматривается в различных концепциях. В экономической теории понятия «предпринимательство» и «предприниматель» появились в XVIII веке, в эпоху капитализма. Так, основоположником научной концепции «предпринимательство» был английский экономист Р. Кантильон (1680-1730), согласно которой дисбаланс между спросом и предложением на рынке позволяет отдельным субъектам рынка покупать товары дешевле, а продавать их дороже.. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («entrepreneur» — в переводе с французского «посредник»). По его мнению, предприниматель – это личность, обладающая дальновидностью и желанием идти на риск, устремленная в будущее, действия которой характеризуются стремлением к получению дохода, с одной стороны,
А. Смит связывает предпринимательскую деятельность с личной прибылью, не забывая при этом об удовлетворении потребностей общества и считает, что предприниматель является лишь частью рыночного механизма и роль его весьма невелика. Д. Рикардо считает предпринимателя непременным участником экономических процессов, главным инициатором развития производства, а предпринимательскую деятельность рассматривает как основу улучшения состояния общества. К. Маркс считает, что предприниматель — это капиталист, направляющий свой капитал на образование прибавочной стоимости и использующий рабочих.
Ж.-Б. Сэй расширил дословный перевод слова с французского «тот, кто предпринимает» и развил теорию трех факторов производства: земли, труда, капитала, являющихся источником богатства общества. По его мнению, предприниматель — это экономический агент, объединяющий факторы производства, переводящий ресурсы из низкопроизводительной сферы в сферы, где они способны дать максимальный результат: прибыль и доход.
Первым среди психологов, осуществивших анализ предпринимательства, был Д. Макклелланд [2]. Он обосновывает легитимность мотива достижения как величайший стимул к предпринимательству и определяет предпринимателей как лиц, берущих на себя большую ответственность. До начала 20 в. предпринимательство изучалось в основном представителями экономических и психологических наук.
Итак, резюмируя, в чем различия этих подходов: экономисты акцентируют внимание на важности предпринимательской функции в установлении баланса или, наоборот, в нарушении баланса; психологи определяют, какие мотивы побуждают к предпринимательству; социологи исследуют социальный контекст и факторы, влияющие на принятие решений предпринимателем. Однако их объединяет следующее: представители этих подходов рассматривают предпринимателей как неотъемлемую часть рынка и относят предпринимательство к социально-экономической деятельности, связанной с инновациями, риском, созданием новых фирм и получением прибыли. Со временем понятие «предпринимательство» расширялось и видоизменялось. Итак, продолжая анализировать это явление,
Любой человек может стать предпринимателем. Только у одного есть талант, и его знает весь мир, другой трудолюбивый, и его знает весь город, третий ленив и безволен, поэтому у него нет бизнеса. Быть предпринимателем — это тяжелая работа.
Предприниматель – это человек, который использует каждую возможность с максимальной пользой; это человек, который имеет свой прибыльный бизнес. Такой человек видит возможность получения прибыли практически в любой сфере, а остальные этого не замечают.
Предприниматель способен принимать решения, сопряженные с риском, терять инвестиции. Но такой человек видит возможности и старается их использовать. В то же время предприниматель, использующий все возможности, не тратит свое время на занятия, не приносящие пользы. Целью любой деятельности такого человека является использование имеющихся ресурсов для получения прибыли. Действуя таким образом, предприниматель способен определить, что именно ему нужно делать для достижения успеха, а чего следует избегать, чтобы не оказаться в невыгодном положении.
В условиях кризиса возрастает потребность в эффективном использовании всех имеющихся ресурсов, а предпринимательство становится одним из основных источников социально-экономической стабильности. Так, в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства», разработанной Минэкономразвития России, подчеркивается необходимость развития социального предпринимательства как отдельной категории, специализирующейся на производстве товаров и услуг для социально незащищенных и бедных групп граждан или создания рабочих мест для таких групп граждан. Хотя термин «социальное предпринимательство» относительно новый, само явление имеет долгую историю.
Развитие социального предпринимательства набирает невероятные обороты в современном обществе. Если классический предприниматель создает экономическую ценность и его цель — материальное благополучие, то социальный предприниматель — «агент перемен» в социальной сфере, его миссия — менять ценности внутри общества и помогать людям, испытывающим нехватку ресурсов, улучшать свое жизненное положение..
Исследователи считают, что это явление существовало всегда, однако ученые ранее не занимались этим вопросом. В 1963 г. Б. Дрейтон описал «социальное предпринимательство» и определил «социального предпринимателя» как личность, сочетающую практические и ориентированные на результат методы ведения бизнеса с целями социального реформатора [4].
Социальный предприниматель не просто отдает деньги в какой-либо и не имеет четкого представления о том, куда ушли эти деньги и не может реально оценить социальные последствия своего вклада, а создает организацию, целью которой является самостоятельное создание социальной ценности и функционирование на его основе. собственные средства, то есть фактически без каких-либо сторонних дотаций.
Как и в обычном бизнесе, целью которого является получение прибыли, в социальном предпринимательстве важна идея, способность оценивать и идти на риск, стремление к возможностям и инновациям. Пример успешно работающей британской компании, которая открыла дополнительную службу по ремонту обуви и вступила в альянс с 23 другими компаниями и одной гостиницей, показывает, что применение классических принципов предпринимательства может быть использовано и некоммерческой организацией. целью которых является улучшение общества. Считается, что социальное предпринимательство лечит не только симптомы поверхностных проблем, но и атакует внутренние причины проблем.
До 1990 года как таковая теория социального предпринимательства отсутствовала, определений не встречалось, наблюдались лишь редкие упоминания термина, связанные с ценностями и общественными движениями. С наибольшей силой интерес к социальному предпринимательству возрос в 1990-е гг.
В 1997 г. в Великобритании была создана Школа социальных предпринимателей под руководством М. Янга. В это время появились первые попытки определения термина и первые исследования [1].
Классическим считается определение социального предпринимательства, данное Дж. Г. Дизом в 1998 году. Оно получается путем добавления социального измерения к определению традиционного предпринимательства, заимствованному из работ Йозефа Шумпетера, Дж.-Б. Сэя, П. Друкера и Г. Стивенсона.
Дж. Г. Диз выделяет конкретные факторы, отличающие социальное предпринимательство от традиционного предпринимательства:
1. принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (благо);
2. выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;
3. осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
4. решительность действий, не ограниченная имеющимися ресурсами;
5. высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности — как перед непосредственными заказчиками, так и перед обществом;
6. объединение имеющихся ресурсов для создания возможностей для ускорения социальных изменений и/или удовлетворения социальных потребностей;
7. появление социальных преобразований как одного из результатов деятельности социального предпринимателя [1].
По словам Дж. Г. Диза, социальное предпринимательство использует лучшие практики традиционного предпринимательства для выполнения социальной миссии. Социальное предпринимательство – это новый способ социально-экономической деятельности, сочетающий социальную цель организации с предпринимательскими инновациями и достижением устойчивой устойчивости. Основой социального предпринимательства является функционирование так называемых социальных предприятий — предприятий, созданных с целью решения той или иной социальной задачи или задач, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и методов ведения бизнеса, принятых в частном секторе. Д. Майр и И. Марти отмечают, что «социальный» не равно «альтруистический», подразумевая, что социальный предприниматель в определенной мере стремится удовлетворить не только интересы общества, но и личные интересы [1].
Таким образом, по мнению Дж. Г. Диза, социальное предпринимательство — это применение деятельности традиционного предпринимательства для достижения социальных целей или выполнения социальной миссии.
Важным событием в формировании концепции социального предпринимательства стало вручение Нобелевской премии социальному предпринимателю Мухаммаду Юнусу, основателю Grameen Bank, в 2006 году. Это событие вызвало новую волну интереса к социальному предпринимательству, что повлекло за собой большое количество научных работ, написанных Р. Хардингом, П. Лайтом, Дж. Мэйром, И. Марти. Они пришли к пониманию социальных предпринимателей как организаций или отдельных лиц, идущих на риск, использующих инновации, отказывающихся принимать ограничения на имеющиеся ресурсы и пытающихся решить насущные социальные проблемы.
Период активного становления социального предпринимательства приходится на 2007 год. Население начинает искать поддержки у государства в этом вопросе, также в это время происходит закрепление правового статуса социального предпринимательства. Основными исследователями в этот период являются Д. Борнштейн, Р. Мартин, А. А. Московская, О. Е. Колбасенко и др. [1] Мартин и Осберг констатировали, что социальному предпринимателю присущи все качества обычного предпринимателя (вдохновение, креативность, готовность непосредственно участвовать в реализации новой идеи, смелость, настойчивость). Разница между ними заключается «в сути ценностного предложения», а для социального предпринимателя заключается в создании масштабного общественного блага [5].
М. Волкова выделяет следующие этапы в истории социального предпринимательства: 1. индивидуалистический этап (до 1930-х гг.) — в этот период были отдельные примеры организаций, имеющих черты, сходные с социальными предприятиями. 2. Коллективный этап (1930-80 гг.) — общественность осознала социальные недостатки существующих систем. В развитых странах стали акцентировать внимание на следующих проблемах: наличие массовой длительной безработицы, вопросы социального самочувствия. Эти проблемы не были решены ни в частном секторе, ни в государственных структурах, что повлияло на популяризацию государственно-частного партнерства и рост предпринимательского интереса к социальным проблемам. 3. Институциональный этап (с 1980-х гг. по настоящее время) – социальное предпринимательство в мире получило правовую поддержку [2].
Таким образом, основное отличие предпринимательства от социального предпринимательства заключается в том, что ценностью для предпринимателя является предоставление продукта или услуги на рынок и извлечение финансовой прибыли, в то время как Социальный предприниматель не ждет и не стремится к достижению значительных финансовых результатов. выгода. Вместо этого он ищет ценности в виде масштабных позитивных преобразований, затрагивающих значительную часть общества или общество в целом. Это не означает, что социальные предприниматели всегда избегают получения прибыли от созданных ценностей.
Можно выделить основные направления деятельности социальных предпринимателей:
1. Производство товаров:
• — социально значимые (детские площадки, реабилитационное оборудование);
• — общего пользования (одежда, мебель, продукты питания, поделки).
2. Оказание общественно значимых работ и услуг, в том числе отдельным категориям граждан:
• — консультирование (юридическое, социально-психологическое, педагогическое);
• — образование и обучение (развитие творческих способностей, семинары и тренинги);
• — бытовые услуги (парикмахерские, ремонт обуви, копировальные услуги, прачечные и др.);
• — развитие сельскохозяйственной деятельности;
• — развитие экологического туризма;
• — медико-социальная помощь (социальные службы, услуги на дому и др.);
• — культурные услуги (декорации, театрализованные представления и т.п.);
• — трудоустройство безработных.
Основными составляющими социального предпринимательства являются:
1. выявление устойчивого, но по сути несправедливого баланса, что приводит к исключению или страданию группы людей, не обеспеченных материально и не имеющих политической воли для достижения позитивных изменений своими силами;
2. выявление возможностей в рамках этого несправедливого баланса, выработка определения социальной ценности, использование таких личностных качеств, как вдохновенность, креативность, решительность, смелость и настойчивость, с целью нарушения сложившегося положения дел;
3. создав новое устойчивое равновесие, это обеспечит целевой аудитории и обществу в целом лучшее будущее.
Развитие социального предпринимательства включает в себя множество факторов, оказывающих положительное влияние на общество:
• благодаря созданию социальных проектов обеспечивается занятость, создаются новые рабочие места для социальных организаций;
• работая с социально незащищенными группами населения получают социальную поддержку; в социальном предпринимательстве участвуют люди без определенного места жительства;
• повышается социально-экономическая эффективность за счет того, что снижается нагрузка на бюджеты за счет реализации частнопредпринимательских проектов, основная роль в которых отводится государству (дошкольное, дополнительное, профильное образование, здравоохранение, массовый спорт и др.)..);
• культурная среда развивается за счет максимального использования застойных учреждений культуры социальными предпринимателями; транспортные сети развиваются, городская среда насыщена, за счет развития транспортной инфраструктуры и освоения неиспользуемых земель.
Исследователи и эксперты региональных социальных программ сформулировали собственное определение социального предпринимательства. На социальное предпринимательство возлагаются следующие обязанности:
• инновационность в подходах к решению социальных проблем;
• ориентироваться на заметное социальное улучшение в решении насущных, острых, общественно-называемых социальных проблем;
• возможность выстраивания в системе рыночных отношений (социальность бизнеса достигается не снижением цен, а льготами и дополнительными услугами по целевым категориям населения);
• занять доминирующее положение в выбранной нише (за счет инноваций или за счет охвата);
• распространение модели производства товаров-услуг [6].
Социальное предпринимательство становится все более популярным во многих странах. В европейских странах подход к регулированию социальных предприятий разнообразен и ориентирован на развитие социально-экономических отношений. Во многих странах еще не разработаны конкретные законы, регулирующие статус отдельного юридического лица, в частности социального предприятия. Практика показывает, что во многих случаях социальные предприятия действуют в форме кооперативов и особенно популярны в странах Южной Европы (Италия, Испания, Греция). С другой стороны, социальные предприятия зарегистрированы как коммерческие организации с социальными объектами (Финляндия, Литва, Англия), а также кооперативные объединения общественного интереса (Франция) [7].
Несмотря на существующие различия в правовой базе социальных предприятий, существуют общие принципы, позволяющие определить социальное предприятие как негосударственный субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность для достижения социальных целей [8]. Социальные предприятия действуют во всех секторах экономики: от сельского хозяйства и жилищного строительства до промышленности, банковского дела и передовых услуг. Они вносят огромный вклад в обеспечение работой длительно безработных, инвалидов, способствуя тем самым их интеграции в общество. Они занимают особое место в развитии сообществ и местной экономики [9].
Использование новых, уникальных инструментов, возможность решать задачи столько времени, сколько необходимо, и за счет собственных доходов составляют ключевые преимущества социального предпринимательства. Если благотворительность ограничена в ресурсах, времени и пространстве, то социальное предпринимательство изначально предполагает масштабируемость и републикативность. Целью является не локальное решение отдельного вопроса, а выход на качественно новый уровень в преодолении общественно значимых проблем.
Ключевые преимущества социальных предприятий, играющих роль в управлении государственными услугами [10].
Таким образом, единого определения социального предпринимательства не существует. Все зависит от подхода исследователя. Это понятие можно рассматривать как с точки зрения экономики, так и социологии. Сущность социального предпринимательства, на наш взгляд, наиболее полно отражает определение, согласно которому социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: социальная отдача, инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость. воспроизводимость, предпринимательский подход [11].
Социальное предпринимательство — это не бизнес, где предприниматели жертвуют процент от прибыли на благотворительность, здесь главная цель — социальная, а бизнесмены далеки от этого.
Социальное предпринимательство становится все более популярным в мире. И даже многие авторитетные университеты включили его в свои учебные программы.
В России это направление еще недостаточно развито, а понятие «социальное предпринимательство» размыто.
1.2. Социальное предпринимательство: виды и формы
Когда дело доходит до стимулирования изменений с помощью социального предпринимательства, существует множество определений. Эти люди и компании представляют широкий спектр того, чего они пытаются достичь в своем бизнесе. Они также различаются с точки зрения их стратегий и целей для осуществления социальных изменений.
Доктор Джо Джонсон — предприниматель, изучающий эту область более 25 лет. Он является основателем Welfont, который профинансировал и запустил более десятка стартапов. Доктор Джонсон обрисовал в общих чертах то, что он считает четырьмя наиболее распространенными типами социальных предпринимателей.
1. Общественный социальный предприниматель
Этот предприниматель стремится удовлетворить социальные потребности сообщества в пределах небольшого географического района. Эти предпринимательские инициативы могут быть чем угодно: от создания рабочих мест для маргинализированных членов до строительства общественного центра. Социальными предпринимателями такого масштаба обычно являются отдельные лица или небольшие организации. Одним из примеров являются микрофинансовые кредиты, предлагающие финансовые решения местным жителям, не имеющим доступа к банковским услугам.
Эти предприниматели работают напрямую с членами сообщества. Это означает наличие более корыстных интересов и более медленный процесс принятия решений, но дает преимущество долгосрочных решений. И члены сообщества, и местные организации, скорее всего, будут продолжать проект даже без непосредственного участия предпринимателя.
Именно с этого начинает большинство людей, так как изменения в вашем собственном сообществе сразу видны. Вы можете почти сразу увидеть результаты такого социального предпринимательства и напрямую поговорить с людьми, которым помогаете. Все, что вам нужно сделать, чтобы начать этот тип деятельности, — это найти локальную изолированную социальную проблему и заняться ее решением.
2. Некоммерческий социальный предприниматель
Эти предприниматели сосредоточены на социальной, а не на материальной выгоде, а это означает, что они ставят социальное благополучие выше традиционных потребностей бизнеса. Они реинвестируют любую прибыль в бизнес, чтобы способствовать дальнейшему расширению услуг.
Некоммерческие социальные предприниматели обычно представляют собой компании и организации, которые предпочитают использовать свою власть для общественного блага. Прекрасным примером служит история Goodwill Industries: в 1902 году компания начала нанимать бедных жителей для работы с пожертвованными товарами, реинвестируя всю прибыль в программы профессионального обучения.
Эти предприниматели обычно с большей вероятностью достигают поставленных целей благодаря легкодоступному финансированию. Однако они также зависят от его успешного создания для общественного блага.
Этот путь обычно выбирают более опытные в бизнесе предприниматели, которые хотят использовать свои навыки для создания перемен. Хотя для проявления результатов часто требуется больше времени, они могут проявиться в более широком масштабе. Присоединение к местной некоммерческой или учебной программе обычно является надежным способом начать.
3. Трансформационный социальный предприниматель
Эти люди сосредоточены на создании бизнеса, который может удовлетворить социальные потребности, которые в настоящее время не удовлетворяются правительствами и другими предприятиями. Трансформационная категория часто является тем, к чему некоммерческие организации эволюционируют с достаточным временем и ростом. Они становятся более крупными организациями с правилами и положениями, иногда разрастаясь до уровня сотрудничества с государственными органами или интеграции в них.
Такие акселераторы, как The Social Innovation Warehouse, являются прекрасными примерами такого типа социального предпринимателя. Они специально расширяют возможности других предпринимателей, ориентированных на воздействие, для создания позитивных изменений. Затем это создает систему взаимосвязанных предприятий, ориентированных на социальные блага.
Трансформационным предпринимателям легче найти лучшие таланты для этих усилий. Однако они также связаны паутиной правил и положений, которые должны создавать более крупные организации.
Такие организации обычно набирают и развивают таланты внутри компании. Если вы подаете заявку на вакансию или должность волонтера и демонстрируете навыки социального предпринимательства, они, скорее всего, помогут вам зарегистрироваться в программе наставничества и способствовать вашему росту оттуда.
4. Глобальный социальный предприниматель
Эти предприниматели стремятся полностью изменить социальные системы, чтобы удовлетворить основные социальные потребности во всем мире. Часто крупные компании заканчивают тем, что осознают свою социальную ответственность и начинают концентрироваться на позитивных изменениях, а не только на получении прибыли. Здесь также расположены крупнейшие благотворительные организации, такие как Билла и Мелинды Гейтс.
Глобальной потребностью может быть что угодно, от бесплатного доступа к образованию до чистой воды. Обычно это высокая цель, которая охватывает континенты и объединяет множество организаций и интересов. Тем не менее, компромисс находится под пристальным вниманием: если глобальные социальные предприниматели не смогут удовлетворить потребности и получить достаточную поддержку, их неудачи окажут большее влияние, чем неудачи небольших организаций.
Эти организации обычно связаны с конкретным делом и работают с другими социальными предпринимателями, чтобы это произошло. Таким образом, у вас больше шансов достичь этих высот, если вы объединитесь с другими социальными предпринимателями и создадите глобальное сообщество для решения социальных проблем.
Кроме того, растет число организаций, которые сочетают лучшие коммерческие практики с некоммерческими задачами. Они подпадают под все типы, описанные выше, и находятся на разных стадиях роста и масштабируемости. Мы предлагаем найти причину, которая лучше всего подходит для вас, и наметить путь вперед от нее.
Социальное предпринимательство — это подход, принятый организациями, когда они инвестируют в стратегии, обеспечивающие решение культурных, социальных или экологических проблем, а также получение прибыли для организации.
Социальные предприниматели ищут разные и уникальные бизнес-идеи, которые тесно связаны с обществом и предлагают культурные и социальные решения. И социальное предпринимательство является одним из самых популярных вариантов бизнеса для процветающих предпринимателей, поскольку предприниматели используют эти проблемы для создания своего бизнеса.
Предприниматели, которые используют подход социального предпринимательства, не измеряют свою прибыль или успех обычными показателями, такими как получение дохода или рост стоимости акций организации. Они оценивают свою прибыль на основе изменений, которые они произвели в обществе или окружающей среде.
Однако иногда социальные предприниматели действуют как в конечном счете «некоммерческие» организации, целью которых является сбор денег для поддержки дела. Например, социальный предприниматель может начать бизнес, в котором ресторанами управляют люди с ограниченными физическими возможностями.
Целью открытия таких ресторанов является трудоустройство людей с ограниченными физическими возможностями и помощь им в обретении независимости.
Смысл социального предпринимательства состоит в том, чтобы управлять новым малым бизнесом, используя инновационную идею, без каких-либо ожиданий получения денег или с нулевыми ожиданиями. Цель социального предпринимателя — сделать мир лучше. Однако концепция социального предпринимательства не ограничивается малым бизнесом, а может применяться к компаниям самых разных размеров и убеждений. Даже показатели для измерения успеха различны для предприятий социального предпринимательства.
Например, успех бизнеса социального предпринимательства измеряется на основе общих положительных изменений, внесенных им в общество. Эти предприятия пытаются вернуть сообществу как можно больше, а не создавать богатство.
Социальное предпринимательство — не новая идея. Было много организаций, которые активно занимались благотворительностью и социальной работой. Но термин «социальное предпринимательство» стал известен в 2010 году с публикацией Чарльза Ледбитера «Подъем социального предпринимателя».
После включения Интернета в деловую практику организациям социального предпринимательства стало легче охватить более широкую аудиторию. Организации социального предпринимательства информируют своих потребителей о своей работе через свой официальный бизнес-сайт и платформы социальных сетей.
Несколько десятилетий назад термин «предпринимательство» стал модным, и все больше и больше молодых людей с творческим мышлением и новаторскими идеями решили начать свою карьеру в качестве предпринимателей. В результате теперь у нас есть такие успешные предприятия, как Amazon, Microsoft, Facebook, Apple и т. д.
Предприниматели теперь ищут инновационные идеи, чтобы они не только приносили прибыль, но и могли оказать положительное влияние на общество. Отсюда и возник термин «социальное предпринимательство». В этом разделе вы узнаете о важности социального предпринимательства.
1. Помогает создать больше рабочих мест
Безработица является одной из самых больших проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются как развитые страны, такие как Соединенные Штаты Америки, так и развивающиеся страны, такие как Индия. Социальное предпринимательство создает рабочие места и обеспечивает занятость людей.
Например, предприятия пищевой промышленности, такие как Swiggy, Zomato и Uber Eats, создали более 400 000 рабочих мест только за счет своих операций по доставке еды. Они обеспечили достойную работу и регулярный доход людям с низким уровнем образования и навыков.
2. Инновационные идеи, которые сделают мир лучше
Вдохновением для социального предпринимательства является создание бизнес-идеи, которая не только поможет социальному предпринимателю получать прибыль, но и внести позитивные изменения в мир. Таким образом, вместо того, чтобы внедрять методы производства, наносящие вред окружающей среде, социальные предприниматели выдвигают идеи, которые не затрагивают окружающую среду. Например, в 1997 году гигантская индийская компания Reliance получила несколько угроз от советов по контролю за загрязнением окружающей среды, чтобы контролировать загрязнение, вызванное их нефтеперерабатывающим заводом в Джамнагаре.
Чтобы решить эту проблему, Reliance предложила инновационную идею превратить пустырь рядом с нефтеперерабатывающим заводом в манговый сад, а не закрывать бизнес. Они посадили 1,3 лакха манго 200 различных видов и теперь известны как «Дхирубхай Амбани Лакхибаг Амрайи».
Они превратили бесплодную землю города в пышную зеленую сельскую местность, а экологическую проблему – в возможности для бизнеса.
3. Связь с клиентами помимо экономических целей
Когда предприниматель применяет методы социального предпринимательства, его целью является не только получение прибыли, но и отдача обществу. Следовательно, они связываются со своими клиентами не только в экономических целях. Они развивают свой бизнес, получая эмоциональную поддержку от своих клиентов.
Например, гигантская электронная компания Apple поставила цель искоренить СПИД к 2020 году. Чтобы поддержать это дело, Apple жертвует весь доход, полученный от продажи красных iPhone, людям, затронутым СПИДом.
Apple предоставляет лекарства больным СПИДом людям, живущим в странах Африки к югу от Сахары, поскольку две трети людей, затронутых СПИДом, проживают в странах Африки к югу от Сахары. Это делает Apple организацией социального предпринимательства.
Рассмотрим примеры социального предпринимательства.
1. Яблоко
Apple — одна из крупнейших и ведущих компаний в мире электроники, известная своей продукцией самого высокого качества. Чтобы бороться со смертельными заболеваниями, такими как СПИД, Apple жертвует все деньги, заработанные на продаже своего красного iPhone, людям, больным раком. Apple планирует к 2020 году создать первое поколение, свободное от СПИДа. В дополнение к этому, заняться электронными отходами, которые накапливаются в океанах.
Apple предоставляет значительную скидку на покупку новых продуктов людям, когда они возвращают свои старые устройства Apple. Алюминий, извлеченный из старых устройств, используется для производства новых устройств. Apple утверждает, что для изготовления корпусов MacBook Air и MAC mini используется 100% переработанный алюминий.
2. Трубопроводные ангелы
Pipeline Angels — американская инвестиционная компания. Было отмечено, что женщин-инвесторов из числа меньшинств меньше. Они решили изменить лицо инвестирования, создав инвестиционные возможности для женщин и инвесторов из числа меньшинств. Они также проводят Bootcamp для обучения женщин-инвесторов.
3. Амуль
Amul — индийская кооперативная молочная компания. Он известен своей белой революцией в Индии. Компания была основана, чтобы остановить эксплуатацию сельских производителей молока торговцами и агентами. AMUL сыграл важную роль в развитии сельских жителей и фермеров. Поэтому она известна как одна из ведущих компаний социального предпринимательства.
4. ТОМС
TOMS — это компания, чье имя будет первым в списке компаний социального предпринимательства, когда вы будете искать информацию о компаниях социального предпринимательства. По той же причине я решил включить его в свой список примеров социального предпринимательства.
TOMS работает по одной бизнес-модели. В котором компания жертвует одну пару обуви детям из малообеспеченных семей развивающихся стран за покупку каждой пары обуви ее потребителями. TOM известен как одно из первых социальных предприятий. А в 2023 году он запустил свои ы социального предпринимательства, чтобы помочь новым социальным предприятиям начать с нуля с намерением поддержать больше организаций, которые работают на благо общества.
5. Уорби Парке
Warby Parker — компания по производству очков, которая также работает над программой «Купи пару и подари пару». В рамках этой программы при покупке каждой очки одна очка раздается нуждающемуся, но не может себе этого позволить.
Характеристики социального предпринимательства
1. Инновации
Организация социального предпринимательства должна выдвигать инновационные идеи для поддержки социальных и экологических целей. Им следует внедрять инновационные методы ведения бизнеса, а не традиционные методы ведения бизнеса, чтобы наносить меньший вред окружающей среде.
Например, Apple следует бизнес-практике, согласно которой они максимально перерабатывают и используют энергию, произведенную с использованием возобновляемых ресурсов.
2. Рискованный
Организация социального предпринимательства по своей природе является рисковой. Они применяют методы, в которых меньше заботятся о финансовых выгодах, но больше заботятся о социальных и экологических выгодах. Такая организация в первую очередь работает на средства, собранные с людей.
3. Самостоятельный
Социальное предпринимательство организации самодвижущиеся мотивы. Эти организации также могут работать, как и другие организации, применяя традиционные методы ведения бизнеса и не беспокоясь о социальных и экологических проблемах.
Но эти организации выбирают другой путь и используют методы ведения бизнеса, чтобы изменить мир к лучшему.
4. Социальная активность
Организации социального предпринимательства культурно осведомлены и осведомлены о социальных проблемах. Поэтому эти организации разрабатывают бизнес-планы таким образом, чтобы они могли обеспечить решение хотя бы одной социальной проблемы.
Эти организации не только работают, будучи социально настороженными, но и отслеживают изменения, которые они внесли. Например, Apple решила пожертвовать весь доход, полученный от продажи красных айфонов, людям, пострадавшим от СПИДа. Они также нацелены на создание первого поколения, свободного от СПИДа, в 2020 году.
Они не только прилагают усилия, но и делятся данными в виде подробного отчета на своем официальном сайте.
5. Стратегический
Организации социального предпринимательства стратегически работают над решением социальных проблем. Они ищут возможности, которые обычно упускают другие компании. Они готовят стратегический план решения проблемы и, как и другие предприниматели, упорно трудятся для достижения своей цели.
1.3. Бизнес-модели социального предпринимательства
26 июля 2021 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия . Наконец компании малого и среднего бизнеса смогут претендовать на статус социального предприятия. Для этого есть несколько условий – чтобы бизнес компании был направлен на достижение общественно полезных целей и способствовал решению социальных проблем. По закону государство обязано предоставить социальному предприятию имущественную (в частности, субсидии), информационную и иную поддержку.
Социальный бизнес, обычно направлен на решение различных социальных проблем: помощь людям с ограниченными возможностями, трудоустройство незащищенных групп граждан, образование, экология, здоровье и многое другое.
Начинают социальный бизнес обычно те, кто лично столкнулся с какими-то проблемами и решил самостоятельно изменить ситуацию к лучшему.
В настоящее время социальное предпринимательство все чаще признается экспертами новым перспективным направлением развития и интеграции бизнеса, административных ресурсов и креативных инициатив для решения социальных задач. Находясь на уровне становления, данный вид предпринимательской деятельности нуждается в укреплении своих институтов, разработке нормативно-правовой базы, формировании положительного общественного мнения, а также профессиональной подготовке потенциальных предпринимателей .
Несмотря на то, что преимущества, которые дает социальное предпринимательство, ясны очень многим, его реальное значение и специфика недостаточно исследованы. Данное явление различными категориями людей воспринимается по-разному. Это обусловлено как относительной новизной термина, так и разнообразием социальных инициатив, которые различаются по масштабам, целевым группам и странам. Для значительной части аудитории социальное предпринимательство ассоциируется исключительно с неприбыльными организациями, открывшими какие-либо доходные предприятия. Другие понимают под социальным предпринимательством непременно неприбыльные организации. Третьи считают его разновидностью социальной ответственности бизнеса, реализующего социально значимые программы через независимые организационные структуры.
Практика социального предпринимательства показывает, что понятие «социального бизнеса» нередко смешивается с социально ответственной практикой коммерческого бизнеса. Этому отчасти способствует то, что социально ответственный бизнес все более активно вовлекается в межсекторные партнерские отношения, финансируя некоммерческие организации и создавая собственные благотворительные ы и венчурные предприятия .
Ким Альтер определяет социальный бизнес, как прибыльные компании, преследующие своей деятельностью двойную цель – получение прибыли для своих акционеров и содействие более широкой социальной пользе .
В социально ответственном бизнесе степень, в которой стремление к прибыли влияет на количество и долю перераспределенного дохода в пользу социальной деятельности, может варьироваться. Для социального бизнеса свойствен частичный отказ от прибыли в пользу общества, поэтому в его бизнес-миссии обычно уже заложены социальные цели.
Невозможно отрицать, что социально ответственный бизнес не может быть социальным предприятием – в том случае, если является зарегистрированной дочерней фирмой, принадлежащей некоммерческой организации, которая выступает родительской структурой. В данной связи появляются новые видения и модели ведения бизнеса. Так, Гарвардский профессор Майкл Портер и известный консультант в сфере КСО Марк Крамер представили концепцию создания общей ценности (Creating shared value, CSV), предполагающую интегрирование принципов социальной ответственности и устойчивого развития в саму бизнес-модель компании с созданием благ не только для самого бизнеса, но и для общества, а также окружающей среды .
Создание общей ценности – это глубокое исследование не только рынка, но и проблем потребителей. Потребительский спрос удовлетворяется путем открытого диалога и сотрудничества на тех условиях, которые изначально устраивают как покупателей, так и производителей .
Концепция выходит за рамки КСО и устойчивого развития и охватывает более фундаментальную проблему – переход к новой методике ведения бизнеса, к новому виду капитализма XXI в., где устойчивое развитие и осознание последствий влияния бизнеса на жизненные процессы переосмыслены и неразделимы. Теперь неограниченным амбициям и потребностям капитализма нужно считаться с ограниченными возможностями природы и здоровья человека. Бизнесу нужно вести сбалансированную деятельность .
Можно с уверенностью сказать, что развитие социального предпринимательства невозможно без параллельной эволюции концепций социальной ответственности бизнеса, поскольку элементы социального предпринимательства обязательно присутствуют в программах корпоративной социальной ответственности различных компаний. Невозможно точно определить, каким образом будут развиваться данные структуры (социально-ответственный бизнес и социальное предпринимательство), но с уверенностью можно подвести, что совместная работа социальных предпринимателей и классического бизнес-сообщества может приобретать синергетический эффект при индивидуализированном подходе, позволяющем создавать и имплементировать точечные проекты, обладающие значительным воздействием на сообщество, одновременно создавая прибыль для социальных предприятий и поддерживая социально-ответственных облик компаний-партнеров данных проектов.
Меркулов П. А. на основе проведенного им анализа иностранного опыта и практики, сложившейся в современной России, по организации и развитию социального предпринимательства, выделяет два базовых сегмента в единой системе поддержки социального предпринимательства :
1) государственный сегмент;
2) общественный (негосударственный) сегмент.
Государственный сегмент поддержки развития социального предпринимательства представлен органами государственной власти, осуществляющими политику содействия развитию бизнеса в соответствии с действующим национальным законодательством.
Общественный сегмент поддержки развития социального предпринимательства представляют различные общественные организации, поддерживающие предпринимателей на добровольной основе. В целях повышения эффективности поддержки социального предпринимательства государственный и общественный сегменты должны осуществлять тесное взаимодействие .
В современных социально-экономических условиях социальному предпринимательству должно отводиться важное место в общей деловой экосистеме и поэтому создание благоприятных условий для его развития должно стать одной из главных задач государственной социальной и экономической политики в России .
В современной теории управления чрезвычайно популярным является понятие «бизнес-модель». Это понятие, с одной стороны, помогает установить, каким образом, с помощью каких способов организация создает ценность для своих клиентов и других стейкхолдеров, а с другой стороны, объясняет процедуру получения организацией прибыли от своей деятельности.
Использование инструментария бизнес-моделей для социального предпринимательства представляется закономерным, так как, во- первых, субъекты социального предпринимательства также создают ценность (социальную и экономическую), а во-вторых, каждое социальное предприятие является элементом системы, включающей широкий спектр хозяйствующих субъектов — организаций, ориентированных на получение прибыли, некоммерческих организаций, органов государственного и муниципального управления, различных фондов.
Использование бизнес-моделей в социальном предпринимательстве получает в последние годы все большее распространение, так как позволяет понять процесс формирования ценности, который в этом секторе экономики является наиболее сложным и противоречивым. Если в коммерческих организациях ценность рассматривается как экономическая категория, обеспечивающая получение прибыли хозяйствующим субъектом, то в социальном предпринимательстве создаваемая ценность в первую очередь ориентирована на удовлетворение некой социальной потребности, а финансовая устойчивость социального предприятия выступает как необходимое условие для реализации его социальных целей.
Доцент кафедры стратегического и международного менеджмента (ВШМ СПбГУ) Ю. Н. Арай на основе анализа 77 бизнес-планов организаций/проектов, относящихся к социальному предпринимательству, выделила пять базовых типов бизнес-моделей, применяемых в социальном предпринимательстве17.
1. Бизнес-модель «Платформа». Данный тип бизнес-модели предполагает, что социальный предприниматель выполняет функции посредника между благополучателем и потребителем и обеспечивает доступ благополучателя к рынку. Такой тип модели может быть реализован социальными предприятиями, оказывающими информационные или посреднические услуги. Социальный предприниматель в этом случае создает специальную площадку для осуществления торговой деятельности или обмена информацией. Площадка может быть организована в реальном формате (ярмарка, выставка, презентация и др.) либо как интернет-ресурс. Доход социального предпринимателя формируется за счет оплаты благополучателем оказанных ему услуг.
Примерами реализации этого типа бизнес-модели могут служить онлайн-ресурсы по продаже произведений искусства (живописи, графики скульптуры, ювелирного и декоративного искусства). Галерея предоставляет возможность художникам, другим представителям творческих профессий и коллекционерам размещать информацию о реализуемых произведениях искусства; плата за размещение информации и пользование сервисами сайта не взимается. Однако администрация интернет-ресурса взимает плату за сделки по продаже произведений искусства, заключенные при содействии данной интернет-площадки.
2. Бизнес-модель «Доступ к рынку». Этот тип модели имеет общее с предыдущим, так как социальный предприниматель также выступает в роли посредника. Однако бизнес-модель предполагает, что социальный предприниматель не просто оказывает информационные услуги, а приобретает продукцию у благополучателя. В дальнейшем купленная продукция может использоваться двояко: либо для обычной перепродажи, либо в качестве сырья для дальнейшего производства. Если социальный предприниматель занимается только перепродажей, то фактически в данной бизнес-модели он выступает в роли дистрибьютера.
Примером реализации этого типа модели в Российской Федерации является интернет-магазин стильных и социально ответственных товаров buysocial.me. В интернет-магазине представлены продукты, произведенные социальными предприятиями, — сувениры, аксессуары и украшения ручной работы, товары для детей, продукты из меда. На сайте магазина можно получить информацию о производителе каждого товара, а также об экологических характеристиках продаваемой продукции.
3. Бизнес-модель «Занятость». Этот тип бизнес-модели направлен на реализацию одной из ключевых идей социального предпринимательства — создания условий для трудовой деятельности отдельных групп населения (инвалидов, выпускников детских домов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, и др.). Можно утверждать, что данная модель является одной из наиболее распространенных в сфере социального предпринимательства; ее социальная ценность заключается в обеспечении социальной адаптации и создании нормальных экономических условий для жизни вышеназванных групп населения.
4. Бизнес-модель «Доступ к товару/услуге». Данный тип бизнес- модели решает задачу ликвидации социального дефицита, вызванного либо отсутствием, либо невозможностью получить доступ к какому- то товару/услуге для отдельных групп населения (лиц с ограниченными возможностями, пожилых людей и др.). Невозможность получения доступа наиболее характерна для лиц, проживающих в сельской местности или на географически отдаленных территориях. Источником дохода социального предприятия в данном случае является благопо- лучатель, который оплачивает данный товар или услугу. В отдельных случаях товар/услуга предоставляются потребителю по цене ниже рыночной, а компенсация потерь осуществляется либо за счет государственного субсидирования, либо из внебюджетных источников.
Примеров социальных предприятий, реализующих данный тип бизнес-модели, не очень много, но они существуют. Так, ООО «Либерти» — отечественная туристическая фирма для людей с ограниченными возможностями, созданная в г. Санкт-Петербурге в 2004 г., занимается предоставлением туристических услуг исключительно инвалидам-колясочникам. Кроме того, фирма решает сложные задачи адаптации туристических объектов Санкт-Петербурга, обеспечивая возможность их посещения инвалидами-колясочниками. Фирма организует для своих клиентов туры по Золотому кольцу, а также в страны Европы.
5. Бизнес-модель «Благотворительность». Этот тип бизнес-модели предполагает, что благополучатель получает услугу или товар совершенно бесплатно. Если в предыдущем случае говорилось, что возможна ситуация частичной оплаты товара благополучателем, то в этом случае благополучатель как источник дохода не рассматривается совсем, а таковым выступает третья сторона. С этой целью социальное предприятие использует различные финансовые инструменты фандрайзинга.
Следует обязательно отметить, что бизнес-модель «Благотворительность» принципиально отличается от благотворительности в традиционном ее понимании. В данном случае цель деятельности социального предприятия заключается в бесплатном обслуживании определенной группы лиц, тогда как у компаний с высоким уровнем социальной ответственности благотворительность является далеко не основным результатом деятельности.
Все структуры, которые задействованы в системе развития социального предпринимательства, вне зависимости от того, государственные они или негосударственные, должны способствовать развитию социального предпринимательства, в том числе нацелены на достижение конкретного результата .
Главная роль в этом деле отводится государству и его институтам, но необходимо заинтересованное активное участие и негосударственных структур. Задачи государства по поддержке социального предпринимательства : вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность; поддержка в процессе создания и развития социального предпринимательства; содействие предпринимателям в разработке, продвижении и коммерциализации; проектов в инновационной сфере, создании предприятий в инновационной сфере; содействие трудоустройству учащихся; молодежи в сфере малого и среднего бизнеса.
Среди форм государственной поддержки социального предпринимательства можно выделить такие как: консультации по бизнес-планированию; услуги по сдаче налоговой отчетности через интернет; тренинги для начинающих предпринимателей; аренда помещения в бизнес-инкубаторах; предоставление обеспечения по банковским кредитам; компенсационные займы; льготные инвестиционные кредиты; микрозаймы.
В рамках национальной политики социально-экономической сферы органы власти стимулируют граждан, а также юридических лиц более активно реализовывать право на хозяйственную инициативу, закрепленное в статье 34 Конституции РФ .
В механизмы государственной поддержки развития социального предпринимательства входит:
1. Финансовая поддержка, цели ее направления — обеспечение и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам и их эффективное использование.
2. Имущественная поддержка.
Цель направления — предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, находящихся в государственной собственности республики.
3. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя :
1) мероприятия по обеспечению функционирования информационной системы, позволяющей облегчить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к информационно-консультационным ресурсам, включающей в себя специализированные интернет-порталы, пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности, проведение маркетинговых и социологических исследований по вопросам предпринимательства и др. виды работ. Исполнители работ, услуг по мероприятию определяются на конкурсной основе;
2) оказание субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры консультационно-информационной, методической поддержки по правовым вопросам, вопросам налогообложения, охраны труда и иным вопросам ведения предпринимательской деятельности, в том числе посредством предоставления бесплатной информационной телефонной линии по консультированию и сопровождению бизнеса;
3) мероприятия, способствующие повышению росту конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства (проведение выставок-ярмарок, конференций, круглых столов и др.) .
Развитие и поддержка социального предпринимательства осуществляется путем распространения знаний об основах ведения предпринимательской деятельности, привлечения людей для работы в области инноваций, формирование предпринимательской среды в научно-технической сфере для студентов, выпускников высших учебных заведений, увеличение числа субъектов малого предпринимательства и поддержание их конкурентоспособности.
Развитием социального предпринимательства в современной России занимаются различные органы исполнительной власти. Министерство экономического развития обеспечивает предоставление субсидий региональным бюджетам в целях реализации на территории субъектов РФ программ развития малого и среднего предпринимательства .
Таким образом, в настоящее время реализуемая органами власти система мер в сфере развития деловой активности в социальном бизнесе ориентирована на децентрализацию и деконцентрацию власти, поскольку перемещает основную ответственность с федерального уровня на уровень регионов и местного самоуправления. И именно по этой причине провозглашение важнейших приоритетов развития социального предпринимательства в нашей стране является стратегической задачей государства, а их успешная реализация должна способствовать качественным изменениям в обществе, модернизации всех сфер общественной жизни.
Выводы по главе 1
Определение социального предпринимательства в мировой практике выглядит следующим образом: это ведущая инновационная деятельность предпринимательства с детерминированными социальными целями и не ориентированное на получение прибыли – в некоммерческих предприятиях; ставящее целью извлечением прибыли – в коммерческих предприятиях; объединяющее в себе некоммерческий и коммерческий подход – в корпоративных организациях. развитие социального предпринимательства невозможно без параллельной эволюции концепций социальной ответственности бизнеса, поскольку элементы социального предпринимательства обязательно присутствуют в программах корпоративной социальной ответственности различных компаний. Развитие и поддержка социального предпринимательства осуществляется путем распространения знаний об основах ведения предпринимательской деятельности, привлечения людей для работы в области инноваций, увеличение числа субъектов малого предпринимательства и поддержание их конкурентоспособности.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф