Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности создания и ведения бизнеса в социальном предпринимательстве. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Гарант»

3.1. Рекомендации по совершенствованию бизнеса ООО «Гарант»

В рамках проведения основных мероприятий по повышению уровня развития института социального предпринимательства, можно отметить несколько направлений, в которых социальное предпринимательство эволюционирует:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1) вовлечение целевых групп в предпринимательскую деятельность;

2) создание социальной ценности;

3) развитие социальных инноваций;

4) государственная поддержка социального предпринимательства;

5) развитие научной базы социального предпринимательства.

Примечательно, что, на сегодняшний день, можно отметить достаточно значительную тенденцию формирования повышенного интереса к институту социального предпринимательства со стороны научного сообщества, что, в свою очередь, выражается в развитии теоретической базы социального предпринимательства.

Также, в Московской области уже формируется особая специфика проектов социального предпринимательства, развивающаяся в рамках существующего законодательства, что влечет за собой ряд объективных черт:

  1. Государство способно оказать меры поддержки институту на законодательном уровне, что даст качественный скачок потенциала развития социального предпринимательства;
  2. Отсутствие поддержки со стороны государства влечет за собой неравномерное развитие проектов социального предпринимательства на территории России, основанных на уровне инициатив отдельно взятых предпринимателей на малом уровне, что, в свою очередь, является показателем слабой развитости инфраструктуры для развития института на территории РФ.
  3. Отсутствие стратегического вектора развития института социального предпринимательства в Московской области влечет за собой размытие границ социального предпринимательства, вследствие чего оно развивается в рамках различных организационных форм и не имеет обособленной структуры, что, в свою очередь, не позволяет оказывать адресную поддержку социальным предприятиям, которые могли бы нивелировать ряд социальных проблем, которые на данном этапе необходимо поддерживать за счет бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России и в Московской области необходимо совершенствовать ведение и развитие бизнеса в социальном предпринимательстве по следующим направлениям:

  1. Формирование законодательной базы социального предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.
  2. Разработка стратегического вектора развития социального предпринимательства в рамках подпрограммы о развитии социального предпринимательства, входящей в программу «Социальная поддержка граждан» будущих периодов.
  3. Разработка мер поддержки социальных предпринимателей, включающих в себя налоговые, финансовые, информационные и другие ресурсные меры.

Таким образом, переходя к содержанию каждого из вышеуказанных направлений поддержки социального предпринимательства государством, в первую очередь можно сформировать более точное содержание каждой из них.

Так, формирование законодательной базы социального предпринимательства в России и в Московской области может являться обязательным условием обеспечения качественного роста институт, поскольку отсутствие законодательного закрепления данного понятия влечет за собой, во-первых, недоверие потенциальных социальных предпринимателей к образованию самого предприятия и, во-вторых, необходимость существующих социальных предпринимателей развивать свои проекты в рамках уже существующих организационных форм, что, в определенной мере, снижает потенциальную эффективность их деятельности.

  1. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  2. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Бесспорно, обеспечение конституционных прав и свобод гражданина – важнейшая задача государства, таким образом, исторически сложившиеся трудности незащищенных социальных групп в России и в Московской области нивелируются на федеральном и региональном уровнях посредством создания различных социально-экономических условий для их развития и проживания, в том числе и за счет регулирования института социального предпринимательства.

Так, новейший этап развития законодательной базы социального предпринимательства заключен в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»)» (далее – законопроект), который разработан в целях реализации положений Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2019 г. № 1083-р (далее – Стратегия), а также в соответствии с пунктом  плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.06.2019 г. № 1044-р (далее – «дорожная карта») и направлен на законодательное определение понятия «социальное предпринимательство»[1].

В 2019 году с принятием Стратегии и «дорожной карты» определены приоритетные направления государственной политики в области развития социального предпринимательства. Указанными документами предусмотрено применение комплексного подхода к решению задачи по увеличению доли субъектов МСП в сфере социальных услуг.

Согласно Стратегии, запланирована реализация дополнительных мер поддержки малых и средних предприятий – субъектов социального предпринимательства, в том числе:

1) создание и развитие специализированных организаций инфраструктуры поддержки в субъектах Российской Федерации (в том числе, в Московской области);

2) предоставление субсидий на реализацию проектов в области социального предпринимательства;

3) меры по популяризации деятельности субъектов социального предпринимательства.

Также в законопроекте указано, что в целях повышения адресности при оказании поддержки предстоит уточнить сферы, в которых может осуществляться деятельность, отнесенная к социальному предпринимательству, установить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам социального предпринимательства.

Законопроект в развитие положений Стратегии и «дорожной карты» выделяет социальное предпринимательство как отдельную приоритетную область деятельности субъектов МСП, определяет специальные формы и виды поддержки социального предпринимательства.

За основу взяты существующие критерии, предусмотренные государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2019 г. № 316, и ведомственными актами, принятыми в целях ее реализации. В частности, законопроект предусматривает использование таких критериев отнесения субъектов МСП к субъектам социального предпринимательства, как специализация предприятия на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, или создание рабочих мест для таких граждан.

Кроме того, в законопроект включена отдельная статья, определяющая единые принципы оказания поддержки субъектов социального предпринимательства.

Такая поддержка будет осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания и развития специализированных организаций инфраструктуры поддержки субъектов социального предпринимательства, предоставления на льготных условиях помещений, создания банков франшиз, реализации образовательных мероприятий, организации доступа субъектов социального предпринимательства к осуществлению функций социального обслуживания граждан.

Тем не менее, могут быть выделены следующие концептуальные замечания об институциональном закреплении социального предпринимательства в России и в Московской области.

Во-первых, развитие социального предпринимательства является актуальной практикой государственного управления для решения социально значимых проблем и оказывает существенное влияние на социальное и экономическое развитие регионов. Социальное предпринимательство способствует развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере, росту гражданской активности и социальной ответственности, консолидации предпринимательского, экспертного и научно-образовательного сообщества.

Начиная с 2019 года мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства, включены в комплекс мер, реализуемых Минэкономразвития России совместно с субъектами Российской Федерации.

Среди них:

— безвозмездные субсидии субъектам МСП на реализацию социальных проектов;

— создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы;

— создание дошкольных образовательных центров;

— организация групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности.

Общий объем финансирования мероприятий в сфере поддержки социального предпринимательства с 2019 года составил 1,5 млрд рублей.33

Вместе с тем, отсутствие общих подходов к определению социального предпринимательства, которое зачастую смешивается с социальными услугами, социально ориентированной деятельностью организаций и деятельностью в социальной сфере, сдерживает его дальнейшее развитие.

Разработанный Минэкономразвития России законопроект содержит положения, реализация которых направлена на решение данной проблемы и увеличение доли негосударственного сектора экономики в сфере социальных услуг.

Социальные предприниматели составляют отдельную категорию предпринимателей. Формально социальное предпринимательство может выходить за рамки предпринимательской деятельности в социальной сфере, решая при этом социально значимые проблемы, связанные с обеспечением занятости, социальной адаптации и интеграции отдельных групп граждан.

В рамках законопроекта предусмотрены положения, которые учитывают обозначенную специфику деятельности субъектов социального предпринимательства.

Во-вторых, в законопроекте в качестве базовых критериев социального предпринимательства выделены:

— трудоустройство определенных групп социально незащищенных групп граждан;

— специализация малого или среднего предприятия на осуществлении отдельных видов деятельности, направленных на улучшение условии жизнедеятельности граждан и (или) расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Следует отметить, что данный перечень деятельности целесообразно закрепить нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, исходя из установленных законопроектом критериев, что позволит выделить приоритеты и в то же время сохранить единый подход к регулированию социального предпринимательства, своевременно вносить изменения в случае необходимости.

Такой подход концептуально направлен на развитие негосударственного сектора в социальной сфере и зеркально отражает разрабатываемые в настоящее время меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг.

Тем не менее, можно выделить следующие замечания к разработанному законодательному акту:

Возможно возникновение правовой коллизии, поскольку понятие «социальное предпринимательство» не соотносится с понятием предпринимательской деятельности, под которой в соответствии с Гражданским кодексом понимается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, то есть коммерческая деятельность.

В то же время для достижения социальных и иных целей создаются некоммерческие организации, которые нельзя отнести к субъектам, осуществляющим деятельность в области предпринимательства (социального, инновационного, производственного или любого другого вида).

Установленный подпунктом «б» пункта 7 статьи 3 законопроекта критерий отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к субъектам социального предпринимательства, может считаться в какой-то мере неопределенным по своему содержанию, поскольку для определения видов предпринимательской деятельности используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД). При этом невозможно соотнести информацию из ОКВЭД с критерием «улучшение условий жизнедеятельности граждан и (или) расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности».

Тем не менее, данная проблема представляется разрешимой в рамках правоприменительной практики, поскольку законопроектом выделены базовые критерии отнесения малых и средних предприятий к малым и средним предприятиям, осуществляющим деятельность в области социального предпринимательства, а перечень таких видов деятельности предполагается устанавливать Правительством Российской Федерации, что создает возможность для гибкого правового регулирования.

Одновременно данный механизм позволит сформировать широкий перечень видов деятельности и ОКВЭД, который будет относиться к социальному предпринимательству.

Не обоснован перечень категорий граждан в статье 2 законопроекта, обеспечение занятости которых на малых и средних предприятиях будет признана социальным предпринимательством. Сейчас в соответствии с законопроектом это инвалиды, одинокие родители, неработающие пенсионеры, выпускники детских домов в возрасте до 21 года, лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость.

Но в него не попали родители, имеющие детей с инвалидностью, родители, усыновившие детей или имеющие приемных детей, женщины, оказавшиеся в кризисной ситуации в связи с беременностью или рождением ребенка, граждане, не имеющие постоянного места жительства и другие граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, в статье 2 целесообразно не ограничивать перечень категорий граждан, но внести требования к социальным предпринимателям, в соответствии с которыми субъект малого и среднего предпринимательства обеспечивает занятость граждан, нуждающихся в улучшении условий жизнедеятельности или расширении их возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, в соответствии с перечнем категорий нуждающихся граждан. Соответственно, законодательное закрепление понятия «социального предпринимательства» создаст возможность для разработки мер поддержки субъектов социального предпринимательства в рамках отраслевых федеральных законов, а также в рамках законодательства об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд государственного сектора экономики.

Необходимо также отметить, что законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации, что открывает возможности для выхода национального социального предпринимательства на мировой уровень, что будет способствовать развитию облика России как социально-ориентированному государству, одновременно предоставляющему сообществу предпринимателей возможность развивать собственные инициативы, нивелируя при этом социальные проблемы общества.

Таким образом, целесообразно предположить, что вышерассмотренный закон, при условии его принятия без поправок, не будет в полной мере обеспечивать поддержку социального предпринимательства, хотя и заложит законодательную базу, которая, безусловно, обеспечит качественный рост института социального предпринимательства в России.

Так, дальнейшее развитие института социального предпринимательства должно быть сосредоточено на развитии мер адресной поддержки социальных предпринимателей, заключающейся в предоставлении налоговых послаблений, развитии информационной поддержки на уровне субъектов РФ, а также развития вышеуказанных центров развития социального предпринимательства.

Таким образом, непрерывная работа над поддержкой социального предпринимательства на государственном уровне, заключающаяся как в финансовых, так и в нефинансовых мерах может оказать комплексное воздействие на институт социального предпринимательства, призванный, с одной стороны, обладать предпринимательским подходом, но с другой стороны нивелировать социальные проблемы общества, которые не всегда могут быть восполнены государством.

В ООО «Гарант» можно предложить для развития социального предпринимательства открытие отдела по работе с социальными предпринимателями и их обучению. Рассмотрим в пункте 3.2.  социальную и экономическую эффективность, от предлагаемого проекта.

 

3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций

 

Открытие отдела по работе с социальными предпринимателями предполагается в 2024 году. Рассмотрим организационный план открытия отдела по работе с социальными предпринимателями за ноябрь 2023 – январь 2024 года (таблица 6).

Таблица 6 — Организационный план открытия отдела по работе с социальными предпринимателями

Орг мероприятие Ноябрь 2023 года Декабрь 2023 года Январь 2024 года Февраль 2024 года
1 2 3 4
Аренда помещения
Закупка оборудования
Подбор и обучение персонала
Начало работ

Исходные данные представим в таблице 7.

Таблица 7 — Затраты для открытия отдела по работе с социальными предпринимателями за ноябрь 2023 – февраль 2024 года

Показатель Ед. изм. Ноябрь 2023 года Декабрь 2023 года Январь 2024 года Февраль 2024 года
1. Дополнительные расходы м2 75 1813 3923 4225
2. Аренда помещения тыс. руб. 70000 70000 70000 70000
3. Стоимость приобретенного основного оборудования тыс. руб. 364000 0 0 0
4. Норма амортизации % 14,2 14,2 14,2 14,2
5. Стоимость вспомогательного оборудования тыс. руб. 746605 311943 267358 229112
6. Норма амортизации % 0,54 0,54 0,54 0,54
7. Стоимость приобретаемого оборудования тыс. руб. 121405 6651897 6279426 5927856
8. Норма амортизации оборудования % 5,5 5,5 5,5 5,5
9. Заработная плата персонала тыс. руб. 780000 1872000 1872000 1872000
10. Налоги и платежи во внебюджетные ООО «Гарант», начисляемые на заработную плату % 30 30 30 30
11. Расходы на коммунальное обслуживание (свет, телефон и др.) тыс. руб. 1500 6000 7200 7200
12. Маркетинговые расходы тыс. руб. 16000 8000 8000 8000
13. Налог на прибыль % 20 20 20 20

 

Динамический срок окупаемости может быть определен на основе линейной интерполяции между указанными точками и найден по формуле 1:

Т ок = Т – NPV т / (NPV т+1 — NPV т)           (1)

где:

— t — период времени, за который берется чистый денежный поток;

— Т ок – срок окупаемости;

Воспользовавшись формулой (1), можно определить срок окупаемости точно:

Т ок = 1,58 года.

Индекс доходности (IRR) = 26,0

Таким образом, данные расчеты подтвердили экономическую эффективность внедрения инновации и ее скорую, и успешную окупаемость.

NPV проекта = 460093 тыс. руб.

NPV > 0 следовательно проект будет коммерчески успешен.

Дисконтированный срок окупаемости (DPBP) показывает, через какое время дисконтированный денежный поток перекроет вложенные средства. Срок окупаемости = 1,58 года

Рассчитаем чистый денежный поток в (таблице 8).

Таблица 8 —    Денежный поток, тыс. руб.

Показатели Ед. изм. Ноябрь 2023 года Декабрь 2023 года Январь 2024 года Февраль 2024 года
Приток тыс. руб. 537857 1290159 2793743 3011176
Отток тыс. руб. -824968 -36972282 -686007 -730673
САЛЬДО тыс. руб. -287110 92043656 2107735 2280502
НАКОПЛЕННОЕ САЛЬДО тыс. руб. -287110 891725 2999461 5279963

 

Таким образом, разрабатываемый нами проект, по открытию отдела по работе с социальными предпринимателями окажет положительное влияние на развитие предприятия. Разработанный инновационный проект экономически окупаем и эффективен.

Сегодня существует необходимость в создании законодательной базы социального предпринимательства, которая, в свою очередь, позволит разработать эффективные методы и стратегии развития и поддержки социальных предпринимателей, тем самым стимулируя диверсификацию деятельности сегмента социального предпринимательства.

Можно с уверенностью сказать, что формирование институциональной базы является необходимым условием закрепления института социального предпринимательства в Московской области, таким образом, будет открыт путь диверсификации деятельности существующих социальных проектов и образованию новых организаций.

Учитывая инициативы, существующие в РФ, можно отдельно отметить государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2022 г. № 296 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», а именно подпрограмму «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих  организаций», рассчитанную на период до 2027 года.

Данный документ можно считать одним из отправных для существующих предприятий, позиционирующих себя и свою миссию как социальные предприятия, поскольку, до точного закрепления нормативных границ института, у предпринимателей существует, с одной стороны, больше свободы в выборе пути и собственного вектора развития, но, с другой стороны, больше неопределенности в собственном позиционировании.

Таким образом, вектор развития института социального предпринимательства в РФ в большей степени зависит от его законодательного закрепления, что даст двустороннюю (со стороны предпринимательского сообщества и государства) ясность и прозрачность в понимании целей и потребностей, необходимых мер по поддержанию социальных предпринимателей. Подводя вышеперечисленное, можно представить вектор развития института социального предпринимательства в Московской области на период до 2027 года в виде дорожной карты (Приложение 1).

Важно подчеркнуть, что данные, проанализированные выше, являются базой для разработки дорожной карты, таким образом обеспечивается объективизация целей и задач, представленных в качестве ключевых. Необходимо отметить, что генеральная цель дорожной карты направлена на развитие института социального предпринимательства в Московской области с учетом международных рынков социального предпринимательства.

Данная цель, таким образом, направлена как на развитие института социального предпринимательство в России и в Московской области, так и на укрепление её облика, как социально-ориентированной страны, на международной арене.

В соответствии с разработанной дорожной картой выделены следующие организации, непосредственно участвующие в развитии института социального предпринимательства:

  1. Министерство экономического развития Российской Федерации.
  2. Агентство стратегических инициатив.
  3. Региональные власти.
  4. ООО «Гарант»
  5. Центр социального предпринимательства и социальных инноваций Высшей школы экономики.
  6. Российский микрофинансовый центр.

С одной стороны, учитывая государственные программы Российской Федерации, в частности реализуемую программу «Социальная поддержка граждан», а именно подпрограмму «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», рассчитанную на период до 2027 года, и планируемые программы по социальной поддержке граждан будущих периодов, необходимо отметить Министерство экономического развития РФ, как одной их важнейших организаций, осуществляющей функции по  выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию различных сфер, в частности социального предпринимательства как зарождающегося института, способного закрывать существующие провалы рынка и государства, тем самым обеспечивая положительную динамику ключевых показателей развития экономики РФ и Московской области.

Таким же образом за развитие института социального предпринимательства на макроуровне отвечает АСИ – российская автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах, таким образом институт социального предпринимательства является прямым объектом исследования и разработок для данной структуры.

За поддержку института на региональном уровне, непосредственно, отвечают региональные власти Московской области, а за выборку наиболее успешных проектов отвечает ООО «Гарант», который обеспечивает отбор наиболее успешных проектов социального предпринимательства в России, что позволяет определять индивидуальную специфику как региональной картины развития рассматриваемого института, так и общего вектора его развития. С другой стороны, развитие любого института невозможно без формирования научной базы того или иного понятия.

Таким образом, ООО «Гарант» разрабатывает собственные научные труды, что, в дальнейшем, сможет выступать в качестве национальной теоретической базы института социального предпринимательства.

Российский микрофинансовый центр, в свою очередь, выступает организацией, способствующей построению всеохватывающей и общедоступной финансовой системы в Российской Федерации через развитие микрофинансирования, содействующей развитию частного предпринимательства и улучшению доступа бизнеса к финансовым услугам, таким образом будет обеспечиваться развития финансирования социальных предприятий и развитие определенных норм для финансового обеспечения проектов по социальному предпринимательству.

Так, данные организации в период до 2027 года должны способствовать выполнению следующих задач (входящих в состав будущей государственной подпрограммы о развитии социального предпринимательства, входящей в программу «Социальная поддержка граждан» будущих периодов) по развитию института:

— увеличение доли негосударственных организаций (коммерческих и некоммерческих) при оказании услуг в социальной сфере;

— создание условий для повышения качества услуг в социальной сфере вследствие возможности проведения сравнительного анализа с применением независимой оценки качества услуг в социальной сфере, оказываемых организациями различных форм собственности;

— сокращение дефицита в части предоставления обязательных услуг населению в социальной сфере;

— развитие системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и организаций социального предпринимательства; -развитие механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере.

Также, в соответствии с проведенным анализом социального предпринимательства, учитывая существующие меры поддержки данного института и ее перспективы, были выделены следующие целевые показатели, по которым будет возможно отследить развитие института социального предпринимательства в долгосрочной перспективе на макроуровне (таблица 9).

Таблица 9 – Целевые показатели развития института социального предпринимательства в Московской области

Критерий оценки 2020 год 2027 год
Количество субъектов, в которых реализуются программы поддержки организаций социального предпринимательства 78 85
Удельный вес учреждений социального обслуживания, основанных на негосударственных формах собственности, от общего количества учреждений социального обслуживания 10 24,4
Общая позиция в рейтинге лучших стран для деятельности социальных предпринимателей 33 15

 

Также, были выделены ключевые законодательные акты, отвечающие за закрепление института социального предпринимательства в России на современном этапе, а именно:

— Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2022 № 209-ФЗ[2];

— Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»)» (подготовлен Минэкономразвития России 09.08.2022);

— Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 372)[3].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что социальное предпринимательство в Российской Федерации и в Московской области выйдет на новый уровень развития с принятием законодательной базы и стратегии дальнейшего развития института, что позволит диверсифицировать существующий предпринимательский потенциал на рынке и способствовать адресной поддержке предпринимателей нового поколения. Так, разработка теоретической, законодательной и практической базы социального предпринимательства позволит обеспечить стартовую позицию института на российском рынке, что в дальнейшем позволит более эффективно закрывать провалы рынка и государства в различных сегментах экономики.

 

Выводы по главе 3

В рамках проведения основных мероприятий по повышению уровня развития института социального предпринимательства, можно отметить несколько направлений, в которых социальное предпринимательство эволюционирует:

1) вовлечение целевых групп в предпринимательскую деятельность;

2) создание социальной ценности;

3) развитие социальных инноваций;

4) государственная поддержка социального предпринимательства;

5) развитие научной базы социального предпринимательства.

        Так, дальнейшее развитие института социального предпринимательства должно быть сосредоточено на развитии мер адресной поддержки социальных предпринимателей, заключающейся в предоставлении налоговых послаблений, развитии информационной поддержки на уровне субъектов РФ, а также развития вышеуказанных центров развития социального предпринимательства.

Подводя вышеперечисленное, можно представить вектор развития института социального предпринимательства в Московской области на период до 2027 года в виде дорожной карты Важно подчеркнуть, что данные, проанализированные выше, являются базой для разработки дорожной карты, таким образом обеспечивается объективизация целей и задач, представленных в качестве ключевых. Необходимо отметить, что генеральная цель дорожной карты направлена на развитие института социального предпринимательства в Московской области с учетом международных рынков социального предпринимательства.

Данная цель, таким образом, направлена как на развитие института социального предпринимательство в России и в Московской области, так и на укрепление её облика, как социально-ориентированной страны, на международной арене.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное предпринимательство – институт, лишь начинающий свой путь развития в России. Среди множества теоретических трактовок, представленных как зарубежными, так и российскими авторами, наиболее подходящим для России является определение, представляющее социальное предпринимательство как деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем и достижение социально полезных целей.

Социальное предпринимательство функционирует в различных организационно-правовых формах в зависимости от культурных и социально-экономических особенностей, а также определенных задач, которые детерминируют перед собой социальные предприниматели, и выступает самостоятельным направлением экономической деятельности.

Социальное предпринимательство выполняет множество функций, которые определяют его роль в современной экономике: создание модели ответственного поведения и сознания сопричастности; снижение бюрократизации; строительство и развитие инфраструктуры, уменьшающей и ликвидирующей препятствия для ущемленных в своих возможностях и правах общества и его групп; установление социальной справедливости.

Таким образом, социальное предпринимательство стремится решить социальные проблемы инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы.

В России на современном этапе отсутствует законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство», что заставляет институт социального предпринимательства, неизбежно формирующийся в российской реальности с течением мировых тенденций, развиваться в рамках существующего неприспособленного для социального предпринимательства законодательстве.

Важнейшими факторами устойчивого развития Московской области являются формирование инновационной экономики, рост благосостояния и общественной активности, эффективная реализация в регионе социального предпринимательства.

Если рассматривать законодательные аспекты Российской Федерации, то законы Московской области не конкретизируют особенности социального предпринимательства, ограничиваясь указанием общих мер поддержки предпринимательства.

Необходимо отметить, что в ООО «Гарант» зарождаются, и полноценно функционируют успешные и иные проекты в области социального предпринимательства.

В России и в Московской области существует необходимость формирования института социального предпринимательства, где государство может оказывать значительное влияние.

Социальные предприятия, действуя в рамках субъектов малых и средних коммерческих предприятий, могут испытывать трудности в достижении своей первоначальной миссии.

Дальнейшая работа по государственной поддержке социального предпринимательства должна быть сосредоточена на разработке специальной организационной формы, отвечающей специфике российского социального предпринимательства, ускоряющего темпы своего развития на российском рынке.

Комплексная работа социальных предпринимателей и государства по развитию социального предпринимательства в России и в Московской области даст качественный скачок диверсификации сектора социального предпринимательства уже в ближайшие годы, что позволит снизить остроту некоторых социальных проблем общества и, в дальнейшем, снизить объемы государственной поддержки по отдельным статьям социального обеспечения, что, безусловно, является позитивным прогнозом для российской экономики и общества.

В рамках проведения основных мероприятий по повышению уровня развития института социального предпринимательства, можно отметить несколько направлений, в которых социальное предпринимательство эволюционирует: вовлечение целевых групп в предпринимательскую деятельность; создание социальной ценности; развитие социальных инноваций; государственная поддержка социального предпринимательства;  развитие научной базы социального предпринимательства.

        Так, дальнейшее развитие института социального предпринимательства должно быть сосредоточено на развитии мер адресной поддержки социальных предпринимателей, заключающейся в предоставлении налоговых послаблений, развитии информационной поддержки на уровне субъектов РФ, а также развития вышеуказанных центров развития социального предпринимательства.

Таким образом, непрерывная работа над поддержкой социального предпринимательства на государственном уровне, заключающаяся как в финансовых, так и в нефинансовых мерах может оказать комплексное воздействие на институт социального предпринимательства, призванный, с одной стороны, обладать предпринимательским подходом, но с другой стороны нивелировать социальные проблемы общества, которые не всегда могут быть восполнены государством.

Подводя вышеперечисленное, можно представить вектор развития института социального предпринимательства в Московской области на период до 2027 года в виде дорожной карты Важно подчеркнуть, что данные, проанализированные выше, являются базой для разработки дорожной карты, таким образом обеспечивается объективизация целей и задач, представленных в качестве ключевых. Необходимо отметить, что генеральная цель дорожной карты направлена на развитие института социального предпринимательства в в Московской области с учетом международных рынков социального предпринимательства.  Данная цель, таким образом, направлена как на развитие института социального предпринимательство в России и в Московской области, так и на укрепление её облика, как социально-ориентированной страны, на международной арене.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ (с изм. от 30.12.2019 г.) — Российская газета от 21.01.2019 г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии, малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — СПС Консультант Плюс. — М.: 2019. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 57188/
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» — СПС Консультант Плюс. — М.: 2019. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 57188/
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства» [Электронный ресурс]. — СПС Консультант Плюс. — М.: 2019. http://base. consultant.ru/cons/cgi/online
  5. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2019-2027 годы» [Электронный ресурс]. — СПС Консультант Плюс. — М.: 2019 http://docs.cntd.ru/document/473704382
  6. Долгосрочная областная целевая программа «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]. — СПС Консультант Плюс. — М.: 2019 http://docs.cntd.ru/document/473704382 Дата обращения:
  7. Альтер К.В., Ксанаева М.Б. Современные тенденции развития малого предпринимательства//Российское предпринимательство. — 2019.- №4.С.26-32.
  8. Быстрова Ю.Е. и Широкова Г.В. Очерки социологии предпринимательства. / Под редакцией проф. Д.П. Гавры, — Спб., ООО «Изд-во «Петрополис», 2019. с.224.
  9. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 2019. №2. -С. 41-47.
  10. Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. — 2019. — № 10 Вып. 2 (194). — с. 11-16.
  11. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. — 2019. — №4.-С. 11-15.
  12. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // 2019. — № 2. — С. 42-46.
  13. Касьянов, А.В. Все о малом предпринимательстве: учебник / А.В. Касьянов. — М: ЮРАЙТ, 2019. — 267 с.
  14. Козырева П.М. Малое предпринимательство в России: повседневные проблемы и трудности развития// Экономические и социальные проблемы: факты, тенденции, прогноз. 1 (37) 2019 г. — 170 с.
  15. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.science-education.rU/pdf/2014/2/126.pdf.
  16. Клейменова П.В. Эффективность программ поддержки малого и среднего предпринимательства: региональный аспект // Российское предпринимательство. — 2020.- №3.- С. 131-136.
  17. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. — 2019. — № 6. — С. 31-38.
  18. Макаревич А.Н., Сазонова Т.Ю. преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. — 2020. — № 3. — С. 102-118.
  19. Меркулов П. А. Предприятие и предпринимательство. Проблемы роста. / М.: Проспект, 2019. — 269 с.
  20. Поддержка регионального бизнеса — 2019. Что сделано? //Деловой Орел. 2019. — № 10. — С. 43-49.
  21. Позняков В.П. Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей / Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. B.C. Степин. Секция философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН. М.: Наука, 2019. С. 522.
  22. Постановления Правительства Московской области от 11.10.2019 N 546-П «О государственной программе Саратовской области «Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2023 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iblfrussia.org/programmes/current/detail.php? ID=290,
  23. Ручкина Г.Ф. Проблемы банковского кредитования малого и среднего предпринимательства в новых экономических условиях // Юридический мир. — 2019. — № 7. — С. 50-56.
  24. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом / Под ред. А.В. Рунова. [Текст] — М.: Экономика, 2019. — 432 с.
  25. Савкина Р.В., Мальцева Е.Г. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / — М.: КНОРУС, 2019. — 216 с. 78с.
  26. Стивенсон Г, Остин Дж, Вей-Скиллерн Дж. Малый бизнес за рубежом / Под ред. А.В. Рунова. — М.: Экономика, 2019. — 432 с.
  27. Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия. — 2019. — № 1. — С. 8-10.
  28. Романова П.В. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения [Текст]: учеб. пособие / П.В. Романова. — М.: Московский общественный научный фонд, 2019. — 313с.
  29. Московская А. А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования [Текст]: учеб. пособие / А.А. Московская. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 284с.
  30. Грищенко Ю.И. Тенденции развития социального предпринимательств в России: проблема развития социального предпринимательства в РФ[Текст]/Ю.И.Грищенко // Стратегии бизнеса. — 2019.- № 10. — с.15-20.
  31. Лазаренко А.Л. Понятие социального предпринимательства: общественная значимость и инновационная составляющая [Текст]: учеб, пособие / А. Л. Лазаренко. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 180 с.
  32. Невиртуальная социальная сеть «Близкие люди» [Электронный ресурс]: франчайзинг центров социального обслуживания. — Нижний Новгород, 2019. — Режим доступа: http://blizkie.orgaTa обращения 3.03)
  33. Гафарова Д. А. Социальное предпринимательство как инструмент социальной поддержки населения / Д.А. Гафарова // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы: сборник научных трудов. — СибГИУ. — Новокузнецк, 2019. — С. 76 — 81.
  34. Официальная статистика: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru
  35. Благотворительный фонд «Помогите детям» [Электронный ресурс]: помощь больным детям, 2019. — Режим доступа: pomdet.ru/blagotvoritelnost-2
  36. Благотворительный фонд «Виктория» [Электронный ресурс]: услуги в сфере социального обслуживания. — 2019. — Режим доступа: http://victoriacf.ru/
  37. Хартиган П. С., Элкингтон Д.Л. «The Power of Unreasonable People» — М.: Наука, 2020. — 475 с.
  38. Хаматулина А.Р. Социология предпринимательства М.: Российская Академия предпринимательства, 2019. — 172, с.
  39. Хемингуэй К. Теория предпринимательства: По материалам «Глобального мониторинга предпринимательства». -М.: изд-во ГУ-ВШЭ. 2019. — 267 с.
  40. Чепуренко А.Ю. Предпринимательство как сфера социальных исследований: Россия и международный опыт //Социс, 2019, № 9, с. 32-42
  41. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства — М: изд-во ГУ-ВШЭ, 2019. — 386 с.
  42. Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М: ЦСП, 2019 — 535 с.
  43. Kuhnert S. Anevolutionary theory of collective Action: Schumpeteri58. anentrepreneurship for the commongood // Constitutional Political Economy. 2019. No. 12: р. 230
  44. Larson E. In Searchof Value. The Lewisand Clark College Chronicle, Winter, 2019. — р. 180
  45. Leadbeater C. The rise of the social entrepreneur. Demos, 2019. — р. 220
  46. Lewin K. Frontiersingroup dynamics: Concepts, method and reality. insocial science; social equilibriaand social change // HumanRelations. 2020. — р. 310
  47. Mainsah E., Heuer S.R., Kalra A, Zhang Q. GrameenBank: Taking capitalism tothe poor. N. Y.: Columbia Business School, 2019. — р. 190
  48. Mair J., Marty I. Social entrepreneurship research: Asource of expla. nation, prediction, and delight // Journal of World Business. 2020 — р. 36-44
  49. Mair J., Schoen O. Social Entrepreneurial Business Models: AnEx. ploratory Study. ESE Business School, University of Navarra, WP 610. 2019 — р. 340
  50. Marshall J. Community banking profile: Abeaconinpoor neighbor. hoods. US Banker, 2019 — р. 340
  51. Martin D. Hiring welfare recipientsand making them management // New YorkTimes. 2019 — р. 432

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф