Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях формирования инновационной экономики страны, инновационная деятельность становится локомотивом развития всех отраслей экономики. В современных условиях развития российской экономики успешно существовать на рынке могут только те организации, которые постоянно совершенствуют свою деятельность путем внедрения новых продуктов и услуг, модернизации или установки нового оборудования, изучают и используют более прогрессивные технологии. Иными словами, инновационное развитие становится важнейшим условием конкурентоспособности и устойчивости современной организации.
В мировой глобальной экономике инновационная экономика или как многие специалисты называют её «экономика знаний» занимает положение основного течения. Постоянное поступательное движение инноваций, развитие новых технологий. Что в свою очередь создает спрос на развитие науки, изучение глубинных взаимосвязей как окружающего мира, так и деятельности человека. Современные люди уже видят важность сохранения окружающего мира, так как в предыдущие столетия бездумное использование технологий привело к техногенным катастрофам, загрязнению природы и истощению ресурсов. Это способствует новой организации экономической деятельности, строящейся на сохранение окружающего мира бережливом использовании ресурсов. В том числе эффективном применении технологий безотходного производства и повторного использования материалов. Что в свою очередь приносит прирост прибыли предприятию.
Инноватика дает возможность вовлечения в бизнес большого ряда наук и способствует приходу молодых кадров в исследовательские институты. Возможность коммерциализации научных исследований мотивирует большую часть научных работников к деятельности. Что в свою очередь развивает науку.
При этом инновационная деятельность имеет свои трудности и особенности по отношению к экономике в целом. Ряд таких трудностей являются ключевыми и замедляющими развитие. Во-первых, догоняющее положение инновационной экономики страны и высокие затраты на НИОКР. Во-вторых, сложность коммерциализации наработок и внедрения в производство и бизнес обусловленное, прежде всего не готовностью предприятий к инновационной деятельности.
Цель данного исследования: разработка мероприятий по совершенствованию инновационного развития ГК «АРКАДЕС» и оценка их экономической эффективности.
В ходе исследования определяются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты инновационного предпринимательства.
2. Проанализировать инновационную деятельность ГК «АРКАДЕС».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности компании.
4. Оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом данного исследования является группа компаний «АРКАДЕС», функционирующая в сфере инновационного предпринимательства.
Теоретическая и практическая значимость работы: предполагает возможность применения разработанных в работе мероприятий с целью совершенствования инновационной деятельности компаний.
Методы научного исследования: анализ и синтез, наблюдения и сравнения, обобщение сопутствующих источников, анализ структуры, графической интерпретации информации в том числе, методы ценообразования и финансового анализа, метод экстраполяции, структурный отраслевой метод. В практической части работы методы ТРИЗ инновационного маркетинга, эвристические методы.
Информационной базой исследования в данной работе являются работы отечественных и зарубежных авторов, книги, монографии, научные журналы, источники статистических данных, базовая отчетность, интернет-ресурсы. Теоретические аспекты инновационного предпринимательства в своих работах рассматривали Арутюнова Д. В. [4], Шкурко В. Е., Никитина Н. Ю [12]. Авторы описывают как именно создается инновационный бизнес, основный этапы и их характеристика.
Значительный вклад в становление инновационного потенциала в России внес труд Акимовой О. Е., Волкова С. К., Митрофановой И. В [2]. В своей работе публицисты описывают основные инструменты, тренды и инновационный потенциал. Также большую роль в изучении национальных особенностей в развитии инновационного предпринимательства внесла научная статья Волкова А. Т, Дегтярева В. В., Устинова В. С [6].
Анализом особенностей инновационных процессов на предприятии занимался Рядченко А. В. в своей работе [11]. Автор подробно описал важные элементы в управлении инновациями на предприятии, их преимущества и эффективность.
Раскрытие конкурентных преимуществ в инновационном потенциале предприятия описывал Портер Е. М. в своей работе [10]. Публицисты выделили основные стратегии и их влияние на конкурентоспособность организации.
Оценкой экономической эффективности разработанных мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности занимался Микушин М. М. в своей работе [9].
Таким образом, изучение многих вопросов особенностей создания, ведения и развития бизнеса в инновационном предпринимательстве и оценки их эффективности российскими и зарубежными авторами продолжается в настоящее время. Не все аспекты исследованы в равной степени.
Данная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Первая глава содержит теоретическую часть, в которой обобщены научные труды ученых по поставленным вопросам в данной работе. И освещение поставленных вопросов и задач. Вторая глава показывает пример организации бизнеса как процесса, по существу, поставленной цели исследования. Третья глава посвящена практическому применению инновации на предприятии. В том числе ожидаемого эффекта. Заключение содержит вывод о проделанной работе и подведение общего итога. Список использованных источников содержит ссылки на научные труды по данной теме исследования, на информационной базе которых построена вся теоретическая часть работы и рекомендации при практической работе.
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.1 Понятие, цели, задачи и правовое регулирование предпринимательской деятельности
Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а так же контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы [2].
Задача государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
создание условий цивилизованного функционирования рынка: определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке; защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов; установление денежной системы; установление стандартов и мер на продукцию.
стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
решение макроэкономических проблем: объем национального производства; пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; внешнеэкономический баланс страны; уровень занятости трудоспособного населения страны и социальная защита.
Специфика рыночных отношений, так же, как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов рис. 1.
Рис. 1
При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные взаимоотношения обладает роль финансовой сфера (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются требование и условия, которые влияют на действия хозяйствующего субъекта, и на утверждение им заключений.
Государственно-правовому регулированию в большей степени подвергаются условия внешней финансовой сферы, которые разделяются в последующие группах: характер рыночных отношений; характер правовых связей между хозяйствующими субъектами; обще социальные факторы; общеэкономические условия; общеполитические факторы.
Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества [3].
Контроль и дальнейшее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. В практике сложно предоставить преимущество какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование выражают в себе иногда как весьма результативное средство. Сюда относятся: концепция льгот и налогов; ценовая политика; урегулирование занятости жителей, высококлассной подготовки; воздействие в формирование инфраструктуры, информативное предоставление и т. д.. К непосредственному муниципальному контролированию и регулированию относят экономический, экологический, санитарный, пожарный, из-за критериев весов и валютной единицы, за качеством и сертификацией продукта.
Данные и прочие, прямые и косвенные, мероприятия исполняются в законной и координационной фигуре равно как в ходе правотворческой работы, таким образом, и в процессе осуществлении полномочия. Вторжение страны в область коммерсантской работы хозяйствующих субъектов обуславливается последующими факторами: предостережением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых независимостью подбора субъектами области финансовой работы; борьбой с криминализацией предпринимательских взаимоотношений; предупреждением финансовых упадков, общественных потрясений; контролированием из-за употребления общенациональных ресурсов; общественной охраной менее состоятельных кругов жителей.
В практике и в концепции многие полагают, то что вид взаимоотношений среди страны и субъектом предпринимательской деятельности является равно как товарищество. На самом же деле это не так, где государство представляется в качестве общественно-политической и императивной текстуры, его «партнеры» должны руководствоваться власти страны, где последнее выступает в качестве субъекта, предпринимательской деятельности, – проходит конкурентоспособное соперничество. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.
Государственное регулирование касается круг интересов равно как компаний, так и учреждений, таким образом, и напрямую, гражданина, подразумевает фигуры финансового взаимодействия с ними, проявляет равно как позитивное, так и негативное влияние. Развитие благоприятных условий для развития предпринимательства считается основной проблемой государственного регулирования предпринимательской деятельности [4].
В последнее время, с каждым годом, всё больше увеличивается роль предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации. Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого гражданина. В связи с этим, все актуальней становится потребность в административно-правовом регулировании (Рис.2).
Рис. 2
Административное регулирование – данное воздействия власти государства или региона, нацеленные в равновесие заинтересованностей субъектов хозяйствования, с поддержкой нормативных действий, предписаний, постановлений. Администрация – данный аппарат общегосударственного правительства на определенной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, распоряжения и постановление, которое сыграют координационную значимость и устанавливают взаимоотношения среди членов общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления обязан незамедлительно осуществлять разрешение, предсказывать перспективу [5].
Содержание административного регулирования состоит в следующем:
в принятии новых административно-правовых норм в соответствии с нуждами общества и страны;
упорядочении и закреплении в базе нынешних общепризнанных мерок полномочия более подходящих социальных взаимоотношений в области правительственного управления;
охране урегулированных законном административных взаимоотношений;
формировании новейших социальных взаимоотношений, определенных условиям справедливых законов формирования нашего сообщества;
вытеснении из сферы управления социальных отношений, не отвечающих современным условиям.
Важными средствами приспособления управленческого регулировки, считаются нормативные и индивидуальные правовые акты, которые принимаются на федеральном и региональном уровнях.
Административное влияние на предпринимательскую деятельность способен проявляться в:
установление стратегических целей развития экономики, представление в индикативных и иных проектах;
нормативных условиях к качеству; и сертификации технологические процессы и продукта;
целевых программах;
муниципальных заказах и договорах в поставки установленных типов продукта;
правовых и административных ограничениях и запреты по выпуску единичных типов продукта и др.[6].
В административно-правовом взаимоотношении, как составляющем элементе государственного регулирования индивидуализируются утверждения этой, либо другой общепризнанных мерок управленческого полномочия, обусловливается процедура осуществлении обязательств и справедливости соучастников взаимоотношения.
Из числа большого количества финансовых рычагов, при помощи которых государство влияет на рыночную экономику, немаловажную роль захватывают налоги. Концепция считается одной из основных финансовых регуляторов, базой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Правительство обширно применяет налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, равно как и все налоговая концепция, считаются сильным прибором управления экономикой, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Присутствие поддержки налогов регулируется внешнеэкономическая работа, в том числе вовлечение зарубежных вложений, создается хозрасчетная прибыль, и доход компании. С поддержкой налогов правительство приобретает в собственное постановление средства, требуемые с целью исполнения собственных социальных функций. За счет налогов, финансируются так же расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения устанавливает окончательное разделение прибыли.
Налог предполагает собою необходимый, индивидуально, без возмездный взнос. взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения которые, принадлежат им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [7].
Значительным залогом прав предпринимателей считается в таком случае, то, что присутствие налогов формируются все без исключения компоненты налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах, обязаны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он обязан оплачивать [8].
В Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются компании, физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязательство оплачивать налоги. В режиме, предустановленном законодательством, филиалы и другие изолированные отделения отечественных учреждений, выполняют прямые обязанности данных учреждений согласно уплате налогов и сборов, согласно участку пребывания данных отделений и других изолированных подразделений.
Основными обязательствами налогоплательщика считаются: а) оплачивать правомерно определённые налоги; б) осуществлять в определенном режиме подсчет собственной прибыли (затрат), и объектов налогообложения; в) осуществлять легитимные условия налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, кроме того, никак не мешать легитимной работы официальных персон налоговых организаций при исполнении ими своих служебных обязанностей; г) давать налоговому органу требуемую сведение и бумаги; д) на протяжение 4 года гарантировать безопасность информации счетоводного учета и иных бумаг, требуемых с целью исчисления и уплаты налогов, а кроме того бумаг, поддерживающих приобретённые прибыли (для организаций – так же и произведённые расходы) и оплаченные (высчитанные) налоги; е) нести другие прямые обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах [9].
Осуществление налоговых обязанностей бизнесменами-налогоплательщиками – важное условие общегосударственной выдержки. Налоговое право учитывает мероприятия, обеспечивающие выполнение режима уплаты налогов, иных неотъемлемых платежей. Подобные мероприятия презентованы экономической, управленческой, криминальной и дисциплинарной ответственностью.
Антимонопольное регулирование считается одной из главных конфигураций правительственной регулировки экономики в основной массе цивилизованных государств. Таким образом, антитрестовское право США определяет крайне строгие наказания, используемые к его нарушителям. И в Российской федерации антимонопольное регулирование – данное сложная доля правительственной регулировки экономики и, в соответствии с этим, сложная доля предпринимательского (хозяйственного) права. Помощь конкурентной борьбы, и недопущение финансовой работы, сосредоточенной в монополизацию и бесчестную конкурентную борьбу – это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.
Конкурентная борьба активизирует промышленный рост, содействует формированию экономики, продвижению российских продуктов в международный рынок. Противоположность конкурентной борьбы – монополистическая работа, т.е. воздействия (бездеятельность) хозяйствующих субъектов, нацеленные в лимитирование, либо предотвращение конкурентной борьбы. Формированию полной конкурентоспособной сферы в нашей государстве, препятствует гнет монополий, недоработка антимонопольного законодательства и почти все иное [10].
Антимонопольная стратегия, бесспорно, весьма значима с целью экономики Российской Федерации. Хорошо обдуманные мероприятия, согласно регулировке монополий, содействуют формированию конкурентной борьбы, стабилизации торга и совершенствованию экономики в полном. Отличительной особенностью нынешней экономики, сделалась её демонополизация. Законный базой данного хода считается антимонопольное право.
Антимонопольные аппараты сформированы с целью выполнения общегосударственной политической деятельности, согласно формированию товарных рынков и конкурентной борьбы, лимитированною монополистической работы и подавлению бесчестной конкурентной борьбы.
Антимонополистический совет считается одним из основных организаций управления. В его главные возможности вступают:
присутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых осуществлять постановления и предоставлять предписания;
предоставлять хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания [11];
заинтересовывать торговые компании и неторговый компании, их управляющих, физических лиц, в том числе бизнесменов, кроме того, должностных лиц федеральных организаций исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций регионального управления, других наделённых функциями либо правами указанных органов власти, органов или организаций к административной ответственности из-за несоблюдение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством об административных правонарушениях [12];
осуществлять контроль за соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими одарёнными функциями либо правами отмеченных организаций правительству органами, либо организациями, объяснения в письменной и устной формах;
предоставлять в определенном режиме решения о присутствии либо о нехватке лимитировано конкурентной борьбы на товарном рынке при введении, изменении и прекращении воздействия таможенных тарифов, и о внедрении нетарифных граней;
реализовывать другие, предустановленные Законодательством о конкурентной борьбе, возможности [13].
Государственное регулирование и помощь, представляют немаловажную значимость в формировании предпринимательской деятельности. Для развития предпринимательства нужна поддержка страны, не только лишь прямолинейная, в варианте финансировании, льгот и субсидий, но и косвенная помощь – содержащаяся в обеспеченной обычной сферы формирования. Общегосударственной помощи предпринимательства, её разным формам, вопросам о помощи предпринимательства в Российской федерации в данный период.
Существуют следующие формы поддержки предпринимательства рис. 3.
Рис. 3
С точки зрения бизнесмена, непосредственно правительство обязано формировать требование, в которых он сможет продуктивно добиваться собственных целей (максимизации доходов, производительности вложений, минимизации риска, охраны имущества и личности и т.п.). С точки зрения государства страны бизнесмен вызван гарантировать реализацию целей и интересов, заинтересованных наиболее значительного порядка (увеличение социального благополучия, сохранение занятости, улучшение государственной защищенности, финансовая поддержку и т.п.).
В сфере пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться результативная национальная стратегия. Из этого места следует политика и стратегия страны согласно, взаимоотношению к предпринимательству [14].
Развитие целевой программы государственной поддержки предпринимательства — непростая и продолжительная процедура, в базе которой возлежат:
законодательная и нормативная основа, характеризующая характерные требование работы субъектов предпринимательства, регулирующая фигуры и способы его помощи и операции принятия постановления;
предоставление защищенности и защиты предпринимателей от криминальных действий;
концепция специальных институтов, которые обеспечивают исследование и реализацию государственной политики согласно помощи предпринимательства (аппараты общегосударственного правительства и управления, социальные организации и компании бизнесменов, специальные предметы инфраструктуры помощи предпринимательства, формируемые присутствие участии правительственного и индивидуального денежного средства — фонды, кредитные и страховые учреждения, научно-технические парки, предпринимательство- инкубаторы, индустриальные области и полигоны, тренировочные, совещательные, информативные, лизинговые, обслуживающие текстуры и т.д.);
ресурсное (производственные участка, аграрные зоны, спецоборудование) и экономическое предоставление (в этом количестве экономные ассигнования), важное с целью привлечения индивидуальных российских и зарубежных вложений, а кроме того, конструктивным улучшением налоговой концепции [15].
Главной целью целевой программы поддержки предпринимательства следует, считать повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных, или непреднамеренных действий физических лиц и социальных организаций.
Главные проблемы, решаемые в рамках данной программы поддержки: формирование информативных обстоятельств безопасности предпринимательства; формирование инфраструктуры рыночной в течении формирования координационно-финансовых обстоятельств безопасности предпринимательства; классификация и формирование нормативно-законный основы с целью гарантировать законную безопасность предпринимательства; формирование учено-экспериментальной и тренировочной основы с целью исследования академических начал охраны предпринимательства, с целью подготовки сотрудников в этой сфере; распространение, упрощение социального известности и помощи мыслей охраны предпринимательства, формирование общественных обстоятельств безопасности предпринимательства
В целевую программу входят следующие варианты защиты предпринимательства: формирование инфраструктуры охраны предпринимательства; формирование концепции информативного предоставления охраны предпринимательства; усовершенствование нормативно-законный основы охраны предпринимательства; подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников, которые специализируются в области предпринимательства и в сфере охраны предпринимательства; пропагандистская помощи политики зашиты предпринимательства (в целях популяризации и облегчения социальной известности и изучения; формирование концепции финансирования событий согласно охране предпринимательства [16].
Присутствие исследованию плана целенаправленный проекты помощи предпринимательства отталкиваются с долговременных вопросов и ценностей. В определенных среднесрочных федеральных программах национальная помощь предпринимательства находит очевидную направленность передвижения с федеральной степени в областной и городской, а далее законная основа адвокатской зашиты располагается в зародышевом пребывании и имеет необходимость в поддержки середины с целью собственного формирования [17].
Государственное влияние на предпринимательскую деятельность способен осуществлять разнообразные фигуры, в связи с масштабов, приборов, нахождения и нрава стабилизирующих граней. Данное влияние следует с целью развития подходящих обстоятельств формирования, равно как с целью предпринимательства, таким образом и для самого государства.
1.2 Основы создания и развития коммерческих организаций
В настоящее время торговля — одна из наиболее активно развивающихся бизнес-сфер как в России, так и во всем мире. Предприятия торговли обеспечивают наличие значительного количества рабочих мест и занимают ведущую роль в структуре ВВП страны, что обеспечивает актуальность изучения вопросов развития новых форм торговли коммерческих предприятий.
Отрасль торговли представляет собой совокупность специализированных предприятий, обслуживающих процесс обращения товаров. Основная функция торговли — реализация товаров [7, c. 70]. В ходе своей деятельности предприятие торговли выполняет также дополнительные функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К ним относится изучение покупательского спроса на товары, формирование товарного ассортимента, реклама товаров и услуг, оказание сервисных услуг, размещение и выкладка товаров в торговом зале, прием заказов и т. д.
Объем и характер выполняемых предприятием функций зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов [7, c. 70].
Осуществляя свои функции, торговые предприятия обеспечивают: развитие производства; денежное распределение путем развития финансово-кредитной системы; личное потребление посредством удовлетворения потребностей населения на основе применения различных форм и методов торгового обслуживания [7, c. 71].
Следует отметить, что выделяют предприятия розничной торговли (ритейл-сектор), предприятия оптовой торговли, а также смешанные оптово-розничные предприятия [15]. На рисунке 4 представлена схема, характеризующая торговую отрасль РФ как систему [5, c. 23].
Рис. 4. Структура торговой отрасли РФ
Как мы видим, наблюдается четкая связь между розничной и оптовой торговлей — оборот розничной торговли во многом определяется положением оптовой торговли. Таким образом, становится важным вопрос изучения и инновационного развития оптового сектора — тогда как в научной и бизнес-литературе уделяется повышенное внимание прежде всего сфере ритейла.
Рассмотрим динамику развития каждого из секторов.
Диаграмма, демонстрирующая динамику изменения среднегодовой численности работников, занятых в сфере оптовой торговли, а также динамику изменения оборота организаций оптовой торговли представлена на рисунке 2 [5, c. 24].
Как мы видим, наблюдается скачкообразный рост оборота организаций оптовой торговли — снижение объемов оборота происходило в период кризисов 2008–2009 и 2012–2013 годов. При этом число занятых в сфере оптовой торговли остается практически неизменным — наблюдается небольшое снижение количества работников по сравнению с 2010-м годом, что, по мнению автора, может быть связано с автоматизацией ряда производственных процессов [12].
Рассмотрим ситуацию в сфере розничной торговли.
В отличие от сферы оптовой торговли ритейл гораздо меньше подвержен «кризисным» колебаниям темпов роста — так, в кризисные периоды 2008–2009 и 2011–2013 гг. наблюдается лишь стагнация или небольшое замедление графика. При этом, в сфере ритейла занято гораздо большее количество персонала и наблюдается тенденция к незначительному увеличению количества работников.
Высокое значение развития новых форм торговли обуславливается стратегической важностью рассматриваемой сферы в структуре экономики РФ. По оценкам ряда экспертов, если рассматривать исключительно сектор малого и среднего предпринимательства, то на долю предприятий торговли приходится около 42 % от общего их количества — в свою очередь, на долю торговли приходится более 60 % оборота малых и средних предприятий. Кроме того, предприятия торговли дают рабочие места около 20 % населения РФ [16].
Роль предприятий торговли в формировании структуры ВВП страны легко можно оценить на основании следующего исследования — суммарная выручка четырех крупнейших российских ритейлеров (X5 Retail Group, Дикси, SPAR и Metro Cash And Carry) в 2016 году составила 1669,5 млрд. рублей или 2 % в структуре ВВП РФ в рассматриваемый период. Для сравнения стоит отметить вклад ряда целых секторов экономики в структуру ВВП РФ:
− гостиницы и рестораны — 0,9 %;
− коммунальные услуги — 1,7 %;
− образование — 2,6 % [16].
Таким образом, рассмотрев динамику развития и роль сферы торговли в структуре экономики РФ мы можем перейти непосредственно к изучению вопросов развития новых форм торговли коммерческих предприятий.
Основной инновационной формой организации торговли является на сегодняшний день осуществление онлайн-продаж — как розничных, так и оптовых. На рисунке 5 представлены основные схемы организации онлайн-торговли, распространенные на сегодняшний день [8, c. 73].
Рис. 5. Виды онлайн-торговли
При этом сфера B2С относится к розничной онлайн-торговле, сфера В2В — преимущественно к оптовой.
Необходимость организации процесса интернет-торговли коммерческого предприятия обусловлена следующими преимуществами рассматриваемого формата:
− онлайн-торговля существенно снижает уровень складских запасов и операционных издержек;
− онлайн-торговля упрощает поиск и привлечение клиентов;
− онлайн-торговля позволяет расширить географию деятельности компании без необходимости физического присутствия на новых рынках сбыта;
− онлайн-продажа товаров позволяет снизить уровень производственных издержек таким образом становится возможным увеличение чистой прибыли при снижении конечной стоимости товара;
− оптовая онлайн-торговля упрощает процесс проведения сделок и оформления документации [4, c. 1].
Развитие онлайн-торговли в деятельности коммерческого предприятия подразумевает не только сам процесс создания онлайн-площадки продажи товаров, но и её оптимизацию с учетом современных тенденций онлайн-ритейла и конкурентной ситуации на рассматриваемом рынке.
Важно учесть следующие основные аспекты:
− структура онлайн-магазина должна быть максимально проста и лаконична — необходимо создать возможность быстрого и удобного поиска товара в соответствующем подразделе;
− необходимо использовать продуманную систему фильтров для поиска в каталоге с большим количеством товаров (сортировка по цене, бренду, важнейшим параметрам товара и т. д.);
− необходимо обеспечить возможность добавления товара в «избранное» («список желаний, отложенные товары» и т. д.);
− отзывы о товаре должны располагаться на одной странице с его описанием;
− магазин должен предлагать покупателю товары из категории «похожие», либо товары, дополняющие основной просматриваемый товар (к примеру рекомендация аксессуаров при просмотре карточек товаров с одеждой);
− информация о доставке и вариантах оплаты товара должна быть простой и доступной [17].
При организации онлайн-магазина также следует учитывать, что современный потребитель может осуществлять процесс покупки не только с компьютера или ноутбука, но и с мобильного телефона — таким образом, становится важным вопрос оптимизации отображения информации о товарах под мобильные устройства [11, c. 206].
Следует отметить, что организация продаж в онлайн-формате позволяет использовать тактику динамического ценообразование — успешность данной стратегии была доказана в исследовании М. Фишера, С. Галлайно и Дж. Ли, опубликованном в 2017 году в издании Management Science [10, c. 2496] — так, использование метода динамического ценообразования способно принести улучшение показателей выручки вплоть до 20 %. Однако, использование метода подразумевает наличие технической возможности проведения онлайн-мониторинга цен конкурентов, что представляет собой проблему для малых и средних предприятий с ограниченными ресурсами. Динамическое ценообразование возможно только при условии использования технологий обработки Big Data [6, c. 118].
Однако, возможно также и развитие новых форм торговли в офлайн-сфере. Рассмотрим наиболее перспективные инновационные форматы, на данный момент практически не используемые российскими предприятиями [3, c. 31]:
− Pop-Up-магазин : суть формата заключается в открытии «временного» магазина — срок работы которого колеблется от нескольких дней до нескольких месяцев. Данный формат используется либо для привлечения внимания к определенной группе товаров (новая коллекция, ограниченная серия, акционные товары), либо для продвижения бренда предприятия [1, c. 735];
− магазин-дискаунтер : неспециализированный небольшой оптовый или розничный магазин с широким ассортиментом товаров и крайне низкими ценами за счет малого уровня наценки — магазин подразумевает формат самообслуживания, при этом предприятие затрачивает минимум средств на оформление помещения, не предоставляет дополнительных услуг. Магазины ориентированы на целевую аудиторию с низким уровнем доходов [2, c. 20];
− магазин Cash&Сarry : неспециализированные крупные магазины оптовой и розничной торговли с низким уровнем наценки. Форма торгового обслуживания покупателей — самообслуживание [2, c. 19];
− магазины с фиксированной ценой : небольшие магазины с широким ассортиментом, главной особенностью которых является фиксированная низкая цена на все товары в магазине. Магазины работают по системе самообслуживания. Фиксированная цена значительно облегчает ведение учета на предприятии, однако при этом значительно сужает список возможных поставщиков товара. В магазинах с фиксированной ценой представлены преимущественно малоизвестные бренды. Фиксированная цена является значительным маркетинговым преимуществом в условиях низкого уровня доходов населения в РФ [14].
Кроме того, следует отметить, что одним из главных трендов розничной торговли является интеграция онлайн и офлайн форматов (преимущественно в непродовольственной сфере) [13]. Развитие интегративных форматов торговли обусловлено поведением самих покупателей — по данным исследований компании MasterCard 63 % покупателей узнают о предложениях в интернете, а покупают офлайн; около 13 % покупают онлайн, узнав о предложениях в магазине; еще 24 % совмещают разные способы поиска товаров и покупки [13].
Такое поведение покупателей рассматривается рядом автором как омниканальность торгового процесса (Б. Арсон) — а именно, использование покупателем одновременно двух каналов сбыта. При этом, с точки зрения других исследователей омниканальность — это синхронизация различных каналов сбыта со стороны самого предприятия [1, c. 734].
Омниканальность подразумевает развитие следующих инновационных форм торговли:
− магазин исполняет роль шоурума и физической «витрины» для онлайн-магазина — покупатели могут ознакомиться с товаром прежде чем заказать его в интернет-магазине производителя с возможностью доставки на дом. Таким образом, магазин может значительно сократить торговые и складские площади, осуществляя доставку непосредственно с центрального склада производителя. В рамках такого формата производитель сможет сконцентрироваться на усилении маркетинговых усилий за счет высвобождения большого количества денежных ресурсов;
− другим развивающимся форматом организации продаж является модель pick-up-in-store в рамках которой потребитель забирает из магазина товар, который был заказан в интернет-магазине — таким образом, магазин использует большинство преимуществ формата онлайн-торговли, при этом привлекая покупателя непосредственно на территорию магазина, увеличивая вероятность совершения дополнительной покупки [9, c. 248], [13].
Таким образом, нами были рассмотрены наиболее перспективные инновационные формы организации торговли — при этом стоит учесть, что большинство описанных нами форматов так или иначе связаны с использованием предприятием информационных технологий. На наш взгляд, наибольший потенциал имеют интегративные форматы, сочетающие в себе преимущества как онлайн, так и офлайн торговли — как со стороны покупателя, так и со стороны продавца.
1.3 Особенности функционирования бизнеса в инновационном предпринимательстве
Под инновационной деятельностью понимают виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. Инновационная деятельность связана с доведением научных и технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке. Инновационная деятельность включает в себя:
— процесс по эволюционному преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг;
— маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды;
— комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям;
— совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов [4, с. 10].
Таким образом, свойствами инновации являются:
— научно-техническая и рыночная новизна;
— производственная применимость;
— коммерческая реализуемость (материализация инновации в виды продукции, средства, предметы труда, технологию организацию производства и коммерциализации инновации в источник дохода). Свойство инновации представлено на рисунке 5.
Рисунок 5. Свойство инновации в процессе инновационной деятельности [4, с.16]
На данной схеме показан процесс преобразования новшества в конечный результат деятельности продукт, технологию, разработку. Инновационное свойство распределено на три составляющие: научно-техническую новизну, производственную применимость и коммерческую результативность, которая распределена на материальную и коммерциализацию инновации.
Рассмотрим более подробно свойство инновационных продуктов и опираясь на рисунок 6, изучим принципы построения моделей инновационного бизнеса.
Рисунок 6. Основные элементы инновационной деятельности [4, с. 17]
Данная схема представляет собой взаимодействие субъектов и объектов рынков в процессе преобразования инноваций. Где инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инновационная среда – глобальное и ближнее окружение (макросреда и микросреда), оказывающее либо косвенное, либо прямое влияние на условия и результат инновационной деятельности.
Выделим внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность [4, с. 16].
Рассмотрим управление инновациями внутри организации в концепции инновационного менеджмента. Выделим особенности инновационного менеджмента:
1. Постановка цели и выбор стратегии. На данном этапе устанавливается миссия и политика организации, которая ориентирована на инновационную деятельность, формируется цель развития организации, строится «дерево целей».
2. Этап стратегического анализа. Проводится анализ внутренней и внешней среды. На основании анализа определяется инновационная позиция организации.
3. Этап выбора инновационной стратегии. На данном этапе формируются основополагающие стратегии развития, определяются соответствующие им инновационные стратегии, осуществляется выбор и оценка альтернатив. На основании разработанной стратегии формируется стратегический план реализации проекта с последующим доведением инновационных целей до отдельных структурных звеньев и исполнителей.
4. Этап реализации инновационной стратегии. На данном этапе происходит формирование оптимальных условий. В связи с этим определяется структура организации и структура управления инновациями.
5. Этап контроля. Контроль в инновационном менеджменте предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, корректировка и доработка системы [4, с. 28]. Рассмотрим более подробно этапы инновационного менеджмента на рисунке 7.
Рисунок 7. Этапы инновационного менеджмента [4, с. 27]
Данная схема показывает основные этапы выбора цели, анализа, типа инновационной стратегии и последующее реализации и контроля в концепции стратегического управления, методом моделирования ситуации. К представленным этапам целесообразно добавить более детальное рассмотрение процесса управления инновационной деятельностью организации.
Виды инновационной деятельности:
Подготовка и организация производства представляет собой приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса.
Пред производственные разработки включают в себя разработку модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования.
Маркетинг новых продуктов предполагает деятельность, связанную с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию.
Приобретение новшеств технологии со стороны подразумевает покупку патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания.
Приобретение овеществленной технологии предполагает приобретение машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на инновационном процессе продуктовых или процессных инноваций.
Производственное проектирование заключается в подготовке планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций. При осуществлении научно-технической деятельности (НТД) используется понятие масштаб научных работ, которое охватывает следующие аспекты:
• научное (научно-техническое) направление – наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития данной отрасли науки и техники;
• научная (научно-техническая) проблема – часть научного (научно-технического) направления, представляющая один из возможных путей его решения;
• научная работа может решаться в виде целевой научно-технической программы, которая является комплексом увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам работ. Координацию этих работ должны проводить головные научные организации;
• научная тема – часть проблемы, которая решается, как правило, в пределах научной организации и выступает основной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учете работ [3, с. 20].
Ниже на рисунке 8 представлено занимаемое место управления инновациями в системе инновационного бизнеса.
Рисунок 8. Инновационный менеджмент в системе инновационного бизнеса [4, с. 21]
На представленной схеме показан взаимосвязанный процесс инновационного бизнеса, где управление занимает центральное место. Исходя из представленной схемы можно отметить, что инновационный менеджмент является важным звеном во всем процессе.
Так же необходимо рассмотреть рисунок 9 в исследовании инновационных процессов в организации. Под инновационным циклом понимают модель, которая описывает процесс внедрения новшества от начального этапа (освоение информации) до конечного – потребления готового инновационного продукта [3, с. 23].
Рисунок 9. Цикл инновационного процесса [3, с. 22]
Дадим краткую характеристику представленным циклам инновационного процесса.
Новация – проработанная инвенция, воплощенная в технический или бизнес-проект – модель, опытный образец.
Концепция инновации – система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка.
Инициация инновации – научно-техническая, экспериментальная или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.
Диффузия инновации – процесс распространения инновации за счет фирм-последователей (имитаторов).
Рутинизация инновации – приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и в итоге – моральное старение инновации [3, с. 22].
При рассмотрении управления инновациями на предприятии была изучена концепция инновационного менеджмента, свойства инновации в процессе преобразования в конечный результат. Раскрыто понимание инновационного цикла и его этапов методом процессного подхода это предоставляет возможность совершенствования бизнес-процессов в организации при ведении инновационной деятельности.
Развитие инновационной деятельности в организации – это комплекс мероприятий. Прежде всего, выбранная стратегия развития инноваций, определение жизненного цикла инновации, маркетинговая программа вывода инновации на рынок, управление инновационными проектами, место и структура НИОКР в организации. Для развития компании необходимо проводить анализ внешней и внутренней среды. Одним из эффективных методов анализа является SWOT-анализ.
Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании. Аббревиатура SWOT означает анализ сильных и слабых сторон компании, а также оценка ее возможностей и угроз.
По результатам такого анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения [3, с. 60].
Анализ конкурентоспособности продукта проводится с целью выявления возможностей его коммерциализации по сравнению с существующими аналогами и товарами-субститутами. Данный анализ может также проводиться для выбора наиболее эффективного оборудования, сырья, материалов, полуфабрикатов, требующихся для реализации инновационного проекта. Он позволяет получить информацию как об идеальном с точки зрения потребителей товаре, так и о взглядах потребителей на существующие марки.
Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), оформленных комплектом проектной документации [3, с. 69].
Далее рассмотрим существующие стратегии развития как традиционного, так и инновационного бизнеса с помощью рисунка 10.
Рисунок 10. Тип стратегий ведения и развития бизнеса [4, с. 28]
В представленной схеме отражены стратегии развития организации. Каждая из стратегий имеет свои особенности. Рассмотрим краткую характеристику приведенных различий.
Традиционная стратегия акцентирует внимание на факторах внутренней среды организации. Основной целью стратегии является рациональное использование имеющихся в распоряжении ресурсов.
Средством реализации подхода является интенсивное развитие, обеспечивающее постепенное наращивание потенциала. Успех основан на превосходстве в ресурсах: более производительное оборудование, прогрессивные технологии, доступ к источникам сырья, лучшая система сбыта и обслуживания и т. п.
Инновационная стратегия акцентирует внимание на конкурентных преимуществах, способствующих выживанию и развитию в долгосрочной перспективе. Средствами достижения цели служит инновационное развитие, которое позволяет повысить качество потенциала путем преодоления накапливающегося технологического разрыва. Успех достигается за счет преимуществ в умении накапливать знания, которые, являясь нематериальными активами, позволяют адаптироваться к внешней среде.
Особенности инновационной стратегии, в сущности, это конкурентные преимущества в технологическом потенциале за счет накопленных знаний. Охарактеризуем основные виды стратегий:
1. Наступательная стратегия – постоянный выпуск новых или улучшенных продуктов. Реализация данной стратегии требует активной позиции НИОКР. Стратегия характеризуется высоким риском и уровнем прибыльности и приносит успех при условии доминирования в отрасли нескольких компаний при наличии слабого лидера.
2. Защитная стратегия – характерна для мелких компаний, поддерживающих норму прибыли за счет низких издержек. Стратегия характеризуется невысоким уровнем риска. Принцип стратегии, НИОКР направлен на улучшение отдельных показателей, за счет применения технических решений. При реализации стратегии основной акцент делается на маркетинге.
3. Поглощающая стратегия – предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Стратегия основана на лицензировании и требует равновесия маркетинговых и технических исследований.
4. Промежуточная стратегия – характеризуется использованием слабых сторон конкурентов. Стратегия реализуется в условиях отсутствия прямой конфронтации с конкурентами и часто используется применительно к модификациям базовых моделей. При этом компания занимает на рынке еще не занятую позицию. Стратегия не может быть длительного характера и с приходом конкурентов переходит или в наступательную, или в защитную стратегию.
5. Создание рынка – выпускается новая продукция, не замещающая предыдущие выпуски, а создающая новые рынки (реализуется в виде «стратегии голубых океанов»).
6. Разбойничья стратегия – реализуется в ситуации, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры выпускаемых ранее изделий (повышение срока службы или надежности). Распространение новшеств ведет к сокращению размеров рынка базовой технологии (продукта). Стратегия обеспечивает производителю преимущества на ранней стадии, но в дальнейшем требует реализации наступательной стратегии.
7. Привлечение специалистов – (переманивание ведущих специалистов или команд).
8. Приобретение компаний.
9. Кооперация.
Количество стратегий компаний не ограничивается приведенными здесь примерами. И выбирая пути развития компаниям необходимо учитывать следующие условия: жизненный цикл отросли; жизненный цикл компании; жизненный цикл продукта; технологические возможности; рыночная позиция.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как бизнес реализуется посредством продажи документации, лицензий, инжиниринговых услуг. Рассмотрим организацию данного вида деятельности на рисунке 11.
Рисунок 11. НИОКР как бизнес – компании [4, с. 30]
Из приведенной схемы деятельности наукоемкого бизнеса, построенного на постоянных разработках. Представлено большое количество текущих проектов, которые проходят отбор. Один поток проектов реализуется корпорацией, другой поток проектов продается виде новаций и разработок.
Далее рассмотрим процесс развития НИОКР в организации, который предполагает максимизацию прибыли во времени, ориентацию на определенный рынок, технологию, уровень риска, состав портфеля проектов на рисунке 12.
Рисунок 12. Процесс развития инновационных проектов [4, с. 31]
На схеме представлено стратегическое планирование корпорации во взаимосвязи со стратегией НИОКР в инновационном процессе реализации проектов. Ниже изучим проектную деятельность.
Монопроект – представляет собой отдельный проект, который выполняется, как правило, одной организацией или даже одним подразделением, отличается постановкой конкретной инновационной цели (например, в качестве цели может выступать создание конкретного изделия, технологии), осуществляется в жестких временных и финансовых рамках.
Мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения много проектного управления. Примером мультипроектов может служить решение крупной технологической проблемы одного или группы предприятий, создание научно-технического комплекса. Реализация мультипроектов требует создания координационных подразделений.
Мегапроект – представлен целевыми программами развития регионов, отраслей и других образований и включает в свой состав ряд моно и мультипроектов. Мегапроекты в большинстве случаев требуют централизованного финансирования и руководства и могут, с одной стороны, реализовывать такие инновационные цели, как повышение конкурентоспособности продуктов и технологий, а с другой стороны, такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными. Примерами мегапроектов служат: развитие свободных экономических зон, межотраслевые проекты, смешанные проекты. Формирование и реализация мегапроектов может потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, финансово-промышленных групп.
В ряде перечисленных проектов определяются важнейшие критерии оценки проекта: как осуществимость, конкурентоспособность, трудоемкость, жизнеспособность и эффективность осуществления проекта.
Всем организациям, занимающимся инновационной деятельностью приходится решать следующий круг задач: уровень конкуренции, новизна отрасли, какие потребности удовлетворять, профиль производства, размер компании, устойчивость, расходы на НИОКР, тип НИОКР, факторы конкурентной борьбы, динамизм развития, издержки, качество продукции, ассортимент, сбытовая сеть, реклама [10, с. 103]. Рассмотри подробнее на рисунке 13.
Рисунок 13. Инновация как результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления [4, с. 63]
На представленной схеме видно осуществление инновационного проекта. Разработка товара представляет собой длительный процесс, схема демонстрирует разработку продукции и вывода на целевой рынок поэтапно. Сперва происходит анализ рыночной ситуации. Затем генерация идей. На данном этапе выбиваются все возможные идеи реализации проекта. Из всего списка идей затем выбирают одну. Происходит разработка, реализация и проверка концепции. После чего анализ экономической эффективности [4, с. 63].
Ведение инновационного бизнеса дает конкурентные преимущества:
1. Предпринимательские преимущества – диверсификация целевых и новых рынков.
2. Технические преимущества – усовершенствование технических характеристик создаваемых товаров (услуг).
3. Производственные (технологические) преимущества – экономичное и эффективное производство.
4. Рыночные – данный тип инноваций открывает двери на новые рынки, увеличивает потоки новых клиентов.
5. Экономические (финансовые) – данный тип инноваций позволяет организациям более эффективно использовать их финансовые средства.
Выводы по главе
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты инновационного предпринимательства, а именно создания, функционирования и развития инновационного бизнеса, можно подвести итог. Существуют определенные особенности при организации и ведении этого вида деятельности: нововведение и инновация как объект деятельности, управление инновациями по форме кооперации, виды инноваций, методы организации процесса. Взаимодействие основных программ и методов по освоению инновации и внедрению продукта при осуществлении проектов открывают новые возможности построения бизнес-модели организации планирующей вести инновационную деятельность.
