Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы развития инновационного бизнеса
3.1 Сущность предлагаемых мероприятий
Данная глава посвящена разработке и внедрению инновационного проекта на предприятии ООО «АРКАДЕС» для наращивания конкурентных преимуществ компании в строительном направлении. Рассмотрим на рисунке 29 структура рынка по отношению к базовой потребности в жилье продавец, продукт, покупатель.
Рисунок 29. Базовый рынок [26]
Дадим характеристику представленной диаграмме. Потребность граждан в жилье включает в себя три основные составляющие: инновационные технологии, которые помогают реализовать объект, застройщик и потребитель.
Анализ строительной отрасли в целом по стране, и по региону расположения компании приведён ниже.
Общее описание отрасли и ее размеры: строительная отрасль – это крупная сложная структура, состоящая из десятков тысяч организаций и ведомств. Основным регулятором деятельности является министерство строительства Российской Федерации (Минстрой РФ).
Индекс предпринимательской уверенности представлен на рисунке 30.
Рисунок 30. Индекс предпринимательской уверенности в строительной отрасли [26]
В статистических данных отражена текущая ситуация в отрасли, исходя из поставленных целей проекта рассмотрим информацию по региону территориального размещения организации. Первый показатель, который включен в анализ, показывает, насколько ключевой элемент любого бизнеса, драйвер развития компании, предприниматель, проявляет активность на данном рынке.
Как видно из графика показатели находятся в отрицательной зоне. Для отрасли, конечно, это показатель замедления роста активности, но в рамках текущего проекта это возможность выхода на рынок с низкой конкурентной активностью. Для данного проекта этот факт является плюсом. Ниже на графике «Динамика объёма работ» в годовом представлении четко видено, что падения по производству в отрасли нет. И это так же является положительным фактором, показывающим спрос на данные работы.
Рисунок 31. Динамика развития строительной отросли [26]
На рисунке 31 отображена динамика развития отрасли в годовом периоде. График представляет сезонные спады и подъемы активности проводимых работ.
Таблица 12
Объём работ по годам, в строительной отрасли региона в сравнении к общему межрегиональному объёму в денежном выражении [26]
| Период | Российская Федерация | Московская область |
| 2018 | 332 517 822.36 тыс. руб. | 6 692 204.32 тыс. руб. |
| 2019 | 434 709 093.5 тыс. руб. | 3 855 742.8 тыс. руб. |
| 2020 | 476 732 201.3 тыс. руб. | 6 172 140.06 тыс. руб. |
Из таблицы 12 в количественном показателе представлен рост объёма работ в отрасли. Касаемо региона расположения организации, этот рост весьма существенен в сравнении к предыдущему году. Что тоже является положительным фактором для осуществления проекта.
Наиболее активные предприятия отрасли по территориальному размещению организации, производство жилых и не жилых зданий (более 356): ООО «ХАУСКРАФТ-ТОЛЬЯТТИ», ООО «ЭЛЬТА», ООО «МТК ТЕХНОЛОДЖИ». ООО «СТЕНСТРОЙ», ООО «ВОЛГА-СТРОЙСТАНДАРТ». ООО «ВСС», ООО СМК «ГОЛЬФСТРИМ», ООО «АЙСБЕРГ», ООО «СМП». ООО «ПРОМКОМ», ООО СКП «ЗОЛОТНИК». ИП Лемешев Александр Евгеньевич, ООО «СТРОЙ-ФАРВАТЕР» [26].
Строительная отрасль в регионе занимает 9% в структуре производства, этот факт показывает перспективность роста отрасли в целом даже при большом количестве строительных организаций.
Рисунок 32. Региональная структура производства Московской области 2020 г [27]
На представленной диаграмме изображена структура производств, в долевом отображении, региона размещения компании.
Таблица 13
Уровень цен потенциальных конкурентов на местном целевом рынке [26]
| Производители вагон-домов – 38 ком. | Производители модульных зданий – 11 ком. | Капитальное строительство ИЖС – 116 ком. |
| От 10т.р./м.кв. | От 7,6т.р./м.кв. | От 7т. р. /м.кв. |
Характеризуя рынок садово-дачных домов по технологии производства, на местном территориальном уровне. Активная потенциальная конкуренция составляет более 155 компаний это исключая других потенциальных конкурентов. Учитывая этот факт, далее в маркетинговой и производственной программе будет рассмотрен комплекс мер.
Одной из программ, которая заслуживает особого внимания является закон, продлевающий упрощенный порядок регистрации прав на недвижимость, известный в обществе как «дачная амнистия», на пять лет – до 1 марта 2026 года. Так же перспективы в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 2025 года».
Ключевые факторы успеха для данного проекта:
1. Использования целевых программ.
2. Использование льготного ипотечного кредитования со ставкой 6,5 процентов годовых.
3. Выбор технологии производства.
4. Выбор рыночной ниши.
5. Необходимое юридическое обеспечение проекта.
Анализируя строительную отрасль для осуществления проекта в текущем времени, сложились благоприятные условия, такие как строительство моста и автодороги через реку Волгу, продление «дачной амнистии», низкая процентная ставка для ипотечного кредитования, рост цен домов, на рис. 30 видна положительная динамика 2020 года. Так же необходимо учитывать наличие высокой конкуренции на целевом рынке. И неблагоприятную экономическую ситуацию, вызванную мерами ограничительного характера в связи с эпидемиологической ситуацией в стране и в мире. Что оказывает влияние на сокращение доходов конечных потребителей. Эти факты будут учтены при дальнейшем планировании.
Рисунок 33. Динамика цены недвижимости в регионах РФ на начало 2020 г [26]
На диаграмме представлен график динамики цен на недвижимость исследуемого региона в сравнении с другими регионами РФ. Больше всего стоимость в Москве, это обусловлено тем, что это столица и все граждане стремятся там приобрести жилье. Рассмотрим подробнее цены на недвижимость на начало 2020 г. на рисунке 34.
Рисунок 34. Структура цены на виды недвижимости на начало 2020 г [26]
В представленной структуре цен выделен целевой показатель интересующего сегмента в рамках проекта. Исследуемый сегмент находится в зоне интенсивного роста.
Основными направлениями инновационного развития ООО «АРКАДЕС» могут быть следующие:
1. Внедрение концепции «бережливого производства».
2. Разработка организационных и маркетинговых инноваций, включая информационные технологии.
3. Мотивации персонала на повышение инновационной активности.
План мероприятий по инновационному развитию АО «Элекон» представлен в таблице 14.
Таблица 14
План мероприятий по инновационному развитию ООО «АРКАДЕС»
| Мероприятия | Плановый срок реализации, годы |
| 1. Внедрение концепции «бережливого производства» 1.1. создание карты потока формирования ценности 1.2. внедрение вытягивающего поточного производства 1.3. внедрение системы канбан 1.4.внедрение системы кайдзен 1.5. внедрение 5S – методики 1.6. внедрение SMED – системы быстрой перенастройки оборудования 1.7. внедрение TPM, или Total Productive Maintenance – методики эффективного обслуживания техники с привлечением всего коллектива 1.8. внедрение JIT, или Just-In – способ бережливого использования материалов и сырья | 2023 |
| 2. Разработка организационных и маркетинговых инноваций, включая информационные технологии 2.1. внедрение системы интеллектуального учета; 2.2. внедрение систем регистрации параметров качества электроэнергии на уровне каждого потребителя; 2.3. внедрение систем накопления электроэнергии (Li-Ion батареи); 2.4. IT приложения и создание профессиональной IT инфраструктуры для нужд электроэнергетики (SCADA системы); | 2022 |
| 3. Мотивации персонала на повышение инновационной активности 3.1. внедрение новой мотивации труда, нацеливающей работников на достижение общих целей предприятия через повышение групповой сплоченности; 3.2. внедрение системы оплаты труда, основанной на базе экономических показателей (бестарифная система оплаты труда) | 2021 |
Собираясь внедрить методики бережливого производства в ООО «АРКАДЕС», лучше начать с малого. Например, сосредоточиться на определенном продукте, проекте или заказе и перевести его на бережливые принципы – таким образом предприятие оценит возможности и выгоды от данного подхода.
Таким образом, разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности предприятия обеспечит возможность существенного роста эффективности функционирования предприятия в целом, получение высоких финансовых и оперативных результатов.
Монопроект – представляет собой отдельный проект, который выполняется, как правило, одной организацией или даже одним подразделением, отличается постановкой конкретной инновационной цели (например, в качестве цели может выступать создание конкретного изделия, технологии), осуществляется в жестких временных и финансовых рамках [28].
Для достижения цели рассмотрим методы, которые распределены по этапам проведения проектов.
Инновационный маркетинг этот этап включает следующие методы:
1. Прямые методы: Фокус группа – представляет собой по сути дела групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности.
2. Метод поиска, сбора, обработки данных – поиск и сбор информации; обработка данных; подготовка итоговой аналитической записки (отчета).
3. Косвенные методы: Наблюдение за потребителями – анализ жалоб, рекламаций, отзывов активных пользователей.
4. Бенчмаркинг – это процесс сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке и в отрасли с последующей реализацией изменений.
5. Конкурентная разведка – основной целью, методом и средством является информация: из разных источников, как о рынке, так и всей деловой среде, об интересующем объекте, о конкурентах и их деятельности.
6. Коммерциализация – этот метод рассматривался ранее, включает в себя продвижение и диффузию инновационного продукта [29].
Из приведенных методов в донном проекте будут применяться: прямые методы опроса пользователей продукции, косвенные методы наблюдение за потребителями, метод мозгового штурма, метод ТРИЗ, метод ликвидации безвыходных ситуаций, коммерциализации новации.
Рисунок 35. Эскиз садового дачного дома в рамках бизнес-проекта [30]
Сущность данного проекта в производстве компактных малогабаритных домов на рисунке 32 представлен, типовой эскиз планируемого изделия, с возможностью круглогодичного проживания. Миссию данного проекта можно озвучить так: «МЫ ПРОИЗВОДИМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПРАКТИЧНЫЕ ДОМА, ЧТОБЫ ОНИ СОЗДОВАЛИ УЮТ».
Бизнес-идея определяет следующие цели: выявление потребностей потребителей, разработку базового продукта.
Для достижения поставленных целей определяются следующие задачи:
Первичное исследование потребителей методами фокус групп и анализа отзывов потребителей загородных домов формирование проблематики;
Анализ базового рынка выявление основных потребностей и уровень спроса.
Первичное исследование потребителей садово-дачных домов и загородной недвижимости с определением предпочтений в свойствах продукта.
Перед началом разработки базового изделия определяем ключевые критерии. Это бюджетный загородный мини – дом с функционалом инженерных сетей городской квартиры. Эргономичным и качественным исполнением конструкции.
Улучшающей и модифицирующей инновацией этого проекта является применение промышленной технологии обработки бетонных изделий в ИЖС (индивидуальном жилищном строительстве). В том числе возведение садовых мини – домов из легкобетонных плит. При использовании такого подхода будут получены следующие преимущества:
1. Снижение стоимости при производстве в цеховых условиях. Исключение затрат на фундамент 20-40% стоимости базового изделия.
2. Минимальные сроки изготовления и ввода в эксплуатацию. Товарный запас на складе.
3. Возможности моделирования проектов домов. Гибкость в производстве.
4. Быстрое наращивание производительности. Простота ввода дополнительного оборудования и наращивания мощностей производства.
Для разработки плана маркетинговой программы и плана производства необходимо провести микросегментацию целевого рынка. В текущем проекте сегментируется местный рынок точнее его потенциальные потребители. По следующим критериям:
1) Реакция сегментов на маркетинговые действия организации;
2) Достаточный размер сегментов;
3) Измеримость сегментов;
4) Доступность сегментов.
Таблица 15
Сегментирование рынка местного территориального значения [30]
| Способ сегментации | Описание способа | Потребительский рынок | Промышленный рынок |
| Поведенческая сегментация | Поведение во время покупки | Первичная / Вторичная покупка жилья / Кредит | Объём закупки |
| Сегментация по стилю жизни | Социально-культурная классификация | Фазы жизненного цикла семьи | Жизненный цикл организации |
| Социально-демографическая сегментация | Местоположение, пол, возраст, доход, размер фирмы, состав акционеров и т. д. | Возраст, доход | Размер организации |
| Сегментация по выгодам | Мотивационные факторы: цена, дизайн, качество. | Качество, дизайн, цена | Конечное использование продукции |
Таблица 16
Сетка сегментации рынка садово-дачных домов [30]
| Показатели | Выгоды по каждому сегменту и показателю | |||
| Сегмент 1 Семьи | Сегмент 2 Жители городов и пос. | Сегмент 3 Физ. лица | Сегмент 4 Юр. лица | |
| Демография | Пары, 1-3 детей, многодетные | Доход, сбережения | Возраст от 18 до 65 лет | Мелкие Средние организации |
| Желательные выгоды | Расстояние, обустройство, соседи, здоровое питание | Удобства, коммуникации, (газ, свет, вода) | Отдых, досуг, доступность | Получение прибыли за счёт увеличения клиентов |
| Поведение | Выбор значимых параметров | Удовлетворение потребностей комфорта | Первичная, вторичная покупка | Применение товара, объём закупки |
| Отраслевые факторы успеха | Использование материнского капитала | Дачная амнистия | Льготное кредитование | Рост спроса на недвижимость |
| Качество | Исполнение товара | Инженерных коммуникаций | Функциональность | Практичность, долговечность |
| Обслуживание | Гарантийное | Гарантийное | Гарантийное | «+» Постгарантийное |
| Позиционирование | Наш продукт место семейного уюта | Комфорт квартиры по цене строительного вагончика | Живи, где хочешь с нашим домом | Безупречное качество новые возможности |
| Рыночный потенциал | Более 25000 семей | 699 367 человек | 133 турбаз, гостиниц | |
| Конкуренция | Мини-дома, Ижс технологии | Вагон-дома, Ижс технологии | Вагон-дома, мини-дома | Ижс, мини-дома |
| Средняя цена по региону | 14500 руб./м.кв. | 10000 руб./м.кв. | 8500 руб./м.кв. | 16000 руб./м.кв. |
| Потребительский рынок | + | + | + | — |
| Промышленный рынок | — | — | — | + |
Стоимость жилья в г. Тольятти 40-50 т.р./м.кв. на конец 2020 г. Что делает привлекательным предложение жизни за городом. Одними из препятствий для такого решения являются: передвижения от города до места проживания, наличие коммуникаций, инфраструктуры, безопасность.
Таблица 17
Описание сегментов рынка для бизнес-проекта [83]
| Сегменты потенциальные | Целевые сегменты |
| Физ. лица: Граждане мужчины, женщины от 18 до 60 лет, семьи, семьи с детьми, пенсионеры, жители городов и поселков городского типа, эмигранты. Юр. Лица: Гостиничный бизнес, застройщики жилищных комплексов, строительные компании ижс, инвесторы. | Сегмент 1; Сегмент 3 |
| Выбор целевых сегментов | |
| Основные сегменты | Сегмент 1; Сегмент 4 |
| Платежеспособные сегменты | Сегмент 4 |
| Сегменты устойчивого спроса | Сегмент 1 |
| Позиционирование | |
| Базовый продукт | Низкая цена – Достойное качество |
| Индивидуальный продукт | Эксклюзивный дизайн – Ограниченная серия |
| Анализ и оценка привлекательности рынка | |
| Спрос и потенциал рынка Рост спроса на 20-25% за 2020 год | 699 367 человек население 25000 семей 133 организации |
| Рыночная цена | От 8500 до 16000 руб./м.кв. |
Бизнес-модель данного проекта:
Собственное производство: товара длительного пользования садово-дачных домов (базовый продукт серийное производство).
Клиенты: Физ. лица, Юр. лица (гостиничный бизнес, инвесторы застройщики).
Место ведения бизнеса: (местное; в перспективе – региональное, ближнее зарубежье).
Факторы развития: конкурентные преимущества в технологии производства, инновационная составляющая продукции.
План продвижения продукции на рынок.
После выпуска демонстрационного образца продажи первые полгода по предварительному заказу на производство. Соответственно с учётом корректировки по фактическому спросу на продукцию.
Исходя из предварительного анализа рынка и учитывая минимальную санитарную норму проживания для жилых помещений 6 квадратных метров на человека. В том числе включая данные статистики, что 53,1% семей могут позволить купить жильё в ипотеку со ставкой от 9%. Для данного расчёта используется сегмент 1 (семья) из сетки сегментации и минимальный размер жилой площади на семью из 3-ёх человек (18 м.кв.) предполагается следующий план продаж на 1 половину года.
Предполагаемая потребность в жилье для местного рынка составляет 105750 м. кв. на 1 половину года с учетом новизны предполагается не более 1% покрытия потребности – 1057,5 М2.
Таблица 18
План продаж на 1 половину года бизнес-проекта [30]
| 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц |
| 176,25 м.кв./9,8 домокомплектов | 176,25 м.кв./9,8 домокомплектов | 176,25 м.кв./9,8 домокомплектов | 176,25 м.кв./9,8 домокомплектов | 176,25 м.кв./9,8 домокомплектов | 176,25 м.кв./9,8 домокомплектов |
Для продвижения продукции на рынок и устойчивого положения в планируемой рыночной нише быстровозводимых, мобильных, энергосберегающих садово-дачных домов, между предложениями конкурентов вагон-домов и мини-домов. Используется стратегия «расширения ниши рынка» за счёт увеличения спроса.
Цель данной стратегии привлечения большого количества клиентов. Первоочередной задачей является определение адекватной рыночной цены на базовый продукт, который удовлетворит потребности в комфорте, практичности и экономии в потреблении энергии. Диапазон цены в пределах от 8500 до 16000 руб./м.кв. Для базовой модели 18 м.кв. цена в диапазоне от 153000 до 288 000 рублей.
Второй задачей является организация рекламной кампании с ограниченным бюджетом. Это реклама, направленная для привлечения сегмента «семья». Для запуска рекламы базового продукта планируется использовать три рекламных мероприятия:
1. Интернет-площадка сайта «Авито». (Самая посещаемая доска объявлений в выбранном сегменте и не высокая плата за размещение объявления, так же возможность постоянного продвижения объявления впервые строки запроса).
2. Радио «Дача». (Самое соответствующее по целевой аудитории радио для данного проекта).
3. Размещение демонстрационного образца базового продукта на территории торгового центра. (Самое посещаемое место семейного отдыха).
После запуска этих мероприятий вести учёт входных трафиков и количества заказов (конверсии). При достаточном накоплении информации провести анализ результативности влияния на продажи.
Бюджет для рекламной кампании, спланирован с учётом последующей корректировки в зависимости от спроса на продукцию.
Третьей задачей для реализации выбранной стратегии является организация производства продукции. Базовая продукция в данном проекте, имеет следующий набор свойств: это жилое помещение, состоящее из отдельных деталей пола (основание), стен и крыши, собираемых механическим способом (которое возможно разобрать и переместить в другое место сборки).
В данном помещении предусмотрены окна двери, в том числе инженерные коммуникации: Электроснабжения, Водоснабжения, Водоотведения, Отопления, Наружного освящения. Что удовлетворяет потребности в жилье (базовая потребность), функционале и комфорте (с удобствами проживания), безопасности (надёжность конструкции и возможность демонтажа без ущерба), качестве исполнения (эстетическое удовлетворение), простота уборки и экономии бытовой химии (технология изготовления покрытия пола), готовности для проживания (заводское изготовление под ключ в короткие сроки).
Технология производства заключается в изготовлении армированной плиты с последующей механической обработкой по уплотнению и упрочнению наружной поверхности специальным оборудованием. И монтажной сборке на месте расположения конечного продукта с применением подъемной техники. Процесс технологического производства деталей базовой продукции представлен на рисунке 36.
Рисунок 36. Технологический процесс производства деталей базовой продукции [30]
Руководствуясь, СниП-52-01-2003 технологический набор прочности изделия при температуре не ниже +10 градусов Цельсия составляет 14 суток [63, с. 5]. С учетом доставки, монтажа, пуско-наладки инженерных сетей + 6 суток. Определим среднее время от заказа на производство до сдачи в эксплуатацию в 20 рабочих дней. Учитывая план продаж 9,8 дом комплектов в месяц, каждые трое суток необходимо изготавливать дом комплект (6 изделий).
Процесс производства серийного типа в одном цеху. Методом конвейерной обработки с перемещением рабочих от одного изделия к другому. Три бригады рабочих, на начальном организационном этапе по 2 человека выполняющих свой технологический цикл. По мере увеличения заказа на производство будет увеличение количества рабочих. Мощности производства определяются наличием спроса, так как есть возможность масштабирования, как в количестве выпускаемой продукции за смену, так и в увеличении количества рабочих смен.
Рисунок 37. Схема процесса производства изделий базовой продукции [30]
На представленной схеме показан цикл производства работ по изготовлению изделий непрерывного замкнутого процесса.
В первый месяц выпуска базового изделия целесообразно держать нижнюю границу рыночной цены от 153 000 рублей, чтобы привлечь максимальное количество клиентов и получить большее количество отзывов о продукции. На основании полученных данных по спросу на базовое изделие не обходимо корректировать установленную цену ориентируясь на верхнюю границу рынка 288000 рублей.
Инвестиции на здания, оборудование, трудовые ресурсы, юридическое, бухгалтерское сопровождение для осуществления проекта, планируются на базе действующего предприятия. Для чистоты оценки инвестиционной привлекательности проекта расчет производится как: аренда, аутсорсинг, сдельная оплата и включением в постоянные и переменные расходы.
Монтаж базовой продукции не включается в производственный процесс и рассчитывается отдельно с конкретной привязкой к месту расположения. В том числе оплатой доставки.
Таблица 19
Аренда промышленных зданий [31]
| Наименование помещения | Площадь (М2) | Условия получения | Стоимость (М2) | Период получения |
| Производственные помещения | 500 | Аренда | 50 руб. | 6 мес. |
| Складские помещения | 500 | Аренда | 50 руб. | 6 мес. |
| Административные помещения | 50 | Аренда | 180 руб. | 6 мес. |
| Всего | 1050 | — | 280 руб. | 6 мес. |
| Итого | 654 000 руб. | |||
Таблица 20
Аренда оборудования [32]
| Наименование | Количество | Условия получения | Стоимость в месяц | Период получения |
| Основное оборудование | 4 единицы | Аренда | 9 000 / 36 000 | 6 месяцев |
| Вспомогательное оборудование | 2 единицы | Аренда | 500 / 1 000 | 6 месяцев |
| Офисное оборудование | 2 единицы | Аренда | 500 / 1 000 | 6 месяцев |
| Итого | 228 000 руб. | |||
Таблица 21
Расчет оплаты работников [26]
| Наименование | Кол-во | Сдельная оплата | Фонд Оплаты Труда руб/мес. | Период выплат |
| Руководитель проекта | 1 | 10 % с чистой прибыли | 90 000 | |
| Бухгалтер/Юрист | 1 | Аутсорсинг | 10 000 | 6 месяцев |
| Консультант | 1 | 2 % с продаж 9,8 ед. | 29 988 | — |
| Инженер ПТО | 1 | Аутсорсинг | 5 000 | 6 месяцев |
| Производственные рабочие | 6 | 220 руб./М2 | 170 755 | — |
| Итого | 90 000 руб. | |||
Для снижения стоимости изделий при армировании следует использовать композитную арматуру. Представленная ресурсная смета себестоимости базового изделия «садово-дачный дом» площадью 18 М2 – 140 584 руб. Габаритные размеры: высота – 2400 мм; ширина – 3000 мм; длина – 6000 мм.
В плане предусмотрено параллельно вести выпуск базовой продукции и продвижении товара на рынок. Далее для расчета финансовых инвестиций в данный проект рассмотрим предполагаемую прибыль и издержки на планируемый период 6 месяцев.
Рисунок 38. Организационная структура управления проектом [30]
Исходя из представленной схемы можно сказать, что структура управления в организации вертикальная. Все решения принимаются руководителем, распоряжения также поступают от него прямо в отдел. Помимо этого, он производит контроль за работой отделов.
3.2 Социально-экономическое обоснование предлагаемых рекомендаций
Для более точного расчета ожидаемой прибыли при реализации проекта рассмотрим планируемые расходы на базовое изделие и далее рекламную кампанию.
Таблица 22
Расчетная смета базового изделия [26]
| Наименование | Количество | Цена руб. |
| Материалы для производства изделия | ||
| Профнастил Н-57 толщиной – 0.7 мм | 36 М 2 | 25344 |
| Композитная арматура период. – 10 мм | 20 Мпог | 374 |
| Вязальная проволока толщиной 1.2 мм | 20 Мпог | 50 |
| Арматура стал. Период (ребро жеск.)- 12 мм | 2 Мпог | 57,3 |
| Бетонная смесь (легкий бетон) | 0,01 М3 | 310 |
| Упрочнитель верхнего слоя | 3,5 кг | 140 |
| Расход ГСМ для бетонного оборудования | 0,13 л | 5,5 |
| Расход электричества для оборудования | 50,5 Вт | 0,15 |
| Итого стоимость материалов базового изделия Sобщ. – 79,2 М2 | 99550 | |
| Электрические инженерные сети | ||
| Автоматический выключатель ABB S202 | 1 шт. | 1990 |
| Соединительная коробка | 7 шт. | 600 |
| Светильник | 3 шт. | |
| Выключатель | 3 шт. | |
| Электрическая розетка | 4 шт. | |
| Кабель-канал | 20 Мпог | 420 |
| Электрические провода сеч.2 мм. | 20 Мпог | 1000 |
| Инженерные сети водоснабжение/отведения | ||
| Нагреватель воды Electrolux EWH30 Magnum | 30 л. | 6000 |
| Раковина Santek Анемо | 1 шт. | 1300 |
| Кран для умывальника двухвентильный | 1 шт. | 420 |
| Мойка для кухни | 1 шт. | 1700 |
| Кран для кухни PL1-017F однорычажный | 1 шт. | 660 |
| Унитаз компакт | 1 шт. | 2600 |
| Кран шаровой Ø20 мм полнопроходной | 1 шт. | 170 |
| Труба ПВХ Ø20 мм | 6 Мпог | 300 |
| Труба канализационная Ø 110 | 2 Мпог | 200 |
| Прочие элементы комплектации | ||
| Дверь входная | 1 шт. | 3000 |
| Дверь межкомнатная | 1 шт. | 700 |
| Окно пластиковое 700х1400 | 1 шт. | 2550 |
| Итого стоимость инженерных сетей | 23610 | |
| Виды и стоимость работ | ||
| Устройство опалубки закладных элементов | 1 М2 | 30 |
| Армирование изделия композитной арматурой | 1 М2 | 40 |
| Изготовление и укладка бетонной смеси | 1 М2 | 70 |
| Упрочнение и обработка изделия спец.оборуд. | 1 М2 | 40 |
| Монтаж инженерных сетей | 1 М2 | 30 |
| Нанесение грунта | 1 М2 | 10 |
| Итого стоимость работ S общ. | 79,2 М2 | 17424 |
Себестоимость базового изделия S = 18 М2 – 140 584 рублей / 7810 М2
Таблица 23
Расходы на рекламную кампанию [26]
| Статья затрат | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц |
| «Авито» | 1 164 | 1 164 | 1 164 | 1 164 |
| Демонстрация | — | 18 000 | 18 000 | 18 000 |
| Радио «Дача» 2 раза/сут. Вых. Дни | — | — | 15 000 | 15 000 |
| Буклеты-1тыс./мес. | 520 | 520 | 520 | 520 |
| ИТОГО | 90 736 | |||
Подводя промежуточный итог расчёта инвестиций для осуществления данного проекта, определяем размер от 1 203 320 руб. прямых вложений.
Точка безубыточности при объёме продаж 59 дом комплектов и периоде 6 месяцев находится в диапазоне цены не менее 160 122 руб. на базовый продукт. Для предварительной оценки возврата вложенных средств рассмотрим движение денежных потоков. Исходя, от точки безубыточности и целевой рыночной цены базового изделия 288 000 руб. распределяем помесячно увеличение на 21300 руб.
Таблица 24
Расчет прибыли и издержек проекта [26]
| Прибыль | Издержки | ||
| Объем продаж 59 домов по минимальной цене 153 000 руб. | 9 027 000 | Переменные затраты себестоимость продукции с учетом оплаты работ | 140 584 за ед. 8 294 456 |
| Объем продаж 59 домов по максимальной цене 288 000 руб. | 16 992 000 | Процент с продаж консультант | 1,5% 90027; 254880 |
| Чистая прибыль при минимальной цене | — 420 219 | Процент с прибыли руководитель | 10% — ; 728990 |
| Чистая прибыль при максимальной цене | 5 576 774 | Налоги (УСН доход-расход) | 15% — ; 984 137 |
| Постоянные расходы Реклама | 90 736 | ||
| Аренда зданий | 654 000 | ||
| Аренда Оборудования | 228 000 | ||
| Аутсорсинг | 90 000 | ||
По итогу движения денежных средств первоначальные вложения составили 1 377 723 руб. и сроком полного возврата через 6 месяцев.
Таблица 25
Движение денежных средств бизнес-проекта [30]
| Операция | Наименование | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц |
| = | Рыночная цена | 181422 | 202722 | 224022 | 245322 | 266622 | 288000 |
| + | Выручка от продаж | 1 777 936 | 1 986 676 | 2 195 416 | 2 404 156 | 2 612 896 | 2 822 400 |
| — | Переменные издержки | 1 441 746 | 1 447 726 | 1 471 418 | 1 495 110 | 1 518 802 | 1 542 581 |
| — | Постоянные издержки | 177123 | 177123 | 177123 | 177123 | 177123 | 177123 |
| — | Налог 15 % | 50428 | 54274 | 82031 | 109788 | 137545 | 165404 |
| = | Начальное сальдо | -1 377 723 | -1 091962 | -784 409 | -319 566 | 302 568 | 1 081 993 |
| = | Конечное сальдо | 285761 | 307553 | 464843 | 622134 | 779425 | 937292 |
| = | Баланс | -1 091 962 | -784 409 | -319 566 | 302 568 | 1 081 993 | 2 019 285 |
Подводя итог и оценивая экономический эффект от внедрения данного проекта на предприятии, можно предположить, что данный проект имеет незначительный срок возврата денежных средств. Так же следует учитывать, что при расчете использовались активы предприятия, с первых дней поступит доход от аренды зданий, оборудования и оплаты трудовых ресурсов.
Это значительно снижает риски невозврата вложений. Ликвидность предусматривается за счет предварительной оплаты производства базового изделия на 20-30% от рыночной стоимости. Учитывая процесс производства, т. е. технологический промежуток со дня выпуска базовой продукции 14-20 дней до монтажа и сдачи в эксплуатацию. Оборачиваемость средств будет замедляться. Для снижения этого негативного фактора необходимо создание запасов, как готовой продукции, так и оборотных средств. Рассматривая, рентабельность на вкладываемые средства к концу планируемого срока получим 0,5% чистой прибыли на вложенные средства. В условиях неопределенности данный проект подвержен множественным рискам. Самым существенным остается спрос на базовый продукт. Для снижения данного риска необходимо провести обширную разработку базового продукта. Учесть самые актуальные запросы потребителей и увязать их с доступным для них бюджетом. Разработать внешний и внутренний дизайн и предоставить возможность внесения изменений в цвет и фактуру изделия без существенного удорожания. Так же необходимо учесть риск увеличения сроков изготовления и монтажа. Для этого необходимо применить быстрое наращивание мощностей производства, в том числе при увеличении спроса. Риск появления и активности конкурентов можно снизить за счет постоянного увеличения конкурентных преимуществ и контроля их деятельности. Так же дополнительным увеличением прибыли будет продажа разработанной дачной мебели и аксессуаров, бань, навесов, беседок.
При осуществлении проекта необходимо строго вести сбор данных не только по продажам и заказам продукции, но и особое внимание обращать на отзывы, покупателей и посетителей выставленных образцов. Вести работу в соцсетях и привлечь специалистов по продвижению продукции. Также набрав достаточное количество данных провести измерение эластичности спроса и определить наиболее выгодную рыночную цену. Оценить дальнейшие перспективы проекта и провести корректировки, расширить горизонт планирования и добавить проектную деятельность в функциональную структуру организации.
Рисунок 39. Этапы стратегического развития базового продукта [26]
На рисунке 39 представлены планируемые этапы развития улучшающих инноваций, которые позволят совершенствовать инновационную деятельность предприятия.
Выводы по главе
Основными направлениями инновационного развития ООО «АРКАДЕС» могут быть следующие: внедрение концепции «бережливого производства»; разработка организационных и маркетинговых инноваций, включая информационные технологии; мотивации персонала на повышение инновационной активности.
Определены цели внедряемого проекта на предприятии как улучшающей и модифицирующей инновации, повышающей конкурентные преимущества. Были реализованы задачи выявления потребностей потребителей, разработке базового продукта, дальнейшей коммерциализации разработки следующими этапами: организацией производственного процесса, выведения продукта на рынок.
Подводя итог и оценив экономический эффект от внедрения данного проекта на предприятии, можно сказать, что данный проект имеет незначительный срок возврата денежных средств. Были предложены мероприятия и описаны возможные риски.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать вывод о решении поставленных во введении задач.
1. Рассмотрены теоретические аспекты инновационного предпринимательства.
Рассмотрев теоретические аспекты инновационного предпринимательства, а именно создания, функционирования и развития инновационного бизнеса, можно подвести итог. Существуют определенные особенности при организации и ведении этого вида деятельности: нововведение и инновация как объект деятельности, управление инновациями по форме кооперации, виды инноваций, методы организации процесса. Взаимодействие основных программ и методов по освоению инновации и внедрению продукта при осуществлении проектов открывают новые возможности построения бизнес-модели организации планирующей вести инновационную деятельность.
2. Проанализирована инновационная деятельность ООО «АРКАДЕС».
Удельные затраты на НИОКР в объеме продаж характеризуют наук емкость продукции ООО «АРКАДЕС». Наибольшие затраты были произведены в 2019 году на внедрение в производство новой продукции.
Оценивая уровень инновационного потенциала можно сделать следующие выводы. Удельный вес сотрудников, занимающихся разработкой новой продукции невелико, что говорит о том, что стратегия инновационного развития предприятия является не приоритетной. Об этом же свидетельствует доля новой продукции, которая имеет тенденцию к падению. Среди положительных моментов можно выделить постоянный контроль развития инновационного потенциала руководящей структурой и достаточно высокую активность инновационных предложений.
3. Разработаны мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности ООО «АРКАДЕС».
Основными направлениями инновационного развития ООО «АРКАДЕС» могут быть следующие:
1) внедрение концепции «бережливого производства»;
2) разработка организационных и маркетинговых инноваций, включая информационные технологии;
3) мотивации персонала на повышение инновационной активности.
Таким образом, рассмотреть теоретические аспекты инновационного предпринимательства, проанализировав инновационную деятельность ООО «АРКАДЕС», проведя маркетинговый анализ рыночной среды компании были разработаны мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности компании и произведена оценка их эффективности.
Определены цели внедряемого проекта на предприятии как улучшающей и модифицирующей инновации, повышающей конкурентные преимущества. Были реализованы задачи выявления потребностей потребителей, разработке базового продукта, дальнейшей коммерциализации разработки следующими этапами: организацией производственного процесса, выведения продукта на рынок.
4. Дана оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.
Подводя итог и оценив экономический эффект от внедрения данного проекта на предприятии, можно сказать, что данный проект имеет незначительный срок возврата денежных средств. Были предложены мероприятия и описаны возможные риски.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 08.12.2220) «О науке и государственной научно-технической политике» / Консультант Плюс
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Консультант Плюс
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) / Консультант Плюс
- Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2211 г. №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2012. — № 1. – Ст. 216.
- Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпораций / И. К. Адизес. – М.: – Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2019. – 154 с.
- Акимова О. Е. Инновационное предпринимательство в России: тренды, инструменты и потенциал развития / О. Е. Акимова, С. К. Волков, И. В. Митрофанова. – М.; Директ-Медиа, 2019. – 127 с.
- Акцораева, Н.Г. Инновационный менеджмент: управление инновационным развитием фирмы / Н. Г. Акцораева, О. С. Грозова. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2020. – 139 с.
- Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. Люберцы: Юрайт, 2018. – 247 с.
- Арутюнова Д. В. Инновационный менеджмент / Д. В. Арутюнова, Т. А. Щербакова, Н. И. Безродная. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2021. – 152 с.
- Аньшина, В.М. Концепции, стратегии и механизмы инновационного развития / В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2019. –246 с.
- Баумоль У.Д. Экономическая социология / У.Д. Баумоль // Микротеория инновационного предпринимательства. – 2018. – № 3. – С. 31.
- Бегичева, А.П. Инновационный потенциал предприятия / А.П. Бегичева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. – №5. – С. 22-25.
- Васин, Н.Е. Правовое обеспечение инновационной деятельности / Н.Е. Васин. – СПб: Пите, 2020. – 109 с.
- Волков А.Т. Особенности инновационного предпринимательства в условиях развития национальной технологической инициативы / А. Т. Волков, В. В. Дегтярева, В. С. Устинов // Инновации. – 2019. — №11. – С. 54.
- Галина, А.В. Инновации на предприятии // Проблемы развития интонационно-креативность экономики: сборник материалов II международной научно-практической конференции / А.В. Галина, В.С. Назаров. М., 2018. С. 32-38.
- Гончарова, Е.В. Методы оценки и критерии эффективности инноваций / Е.В. Гончарова, З.Г. Дуйсекова // Концепт. – 2018. – №11. С. 376-380.
- Гулевская, Ю.А. Классификационная схема инноваций / Ю.А. Гулевская // Креативная экономика. – 2018. – №3. – С. 325-346.
- Кизим, А.А. Теоретические аспекты управления инновационным потенциалом предприятия / А.А. Кизим, А.А. Секун // Наука и образование: хозяйство и экономика; право и управление. – 2018. – №7. – С. 34-38.
- Клевцова, К.С. Управленческие инновации и их применение в российских компаниях / К.С. Клевцова // Молодой ученый. – 2019. – №3. – С. 342-344.
- Кораблина, А.А. Инновационная деятельность предприятия: проблемы совершенствования / А.А. Кораблина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – №11. – С. 2011-2015.
- Комаров С.В. Методы и инструменты поиска инновационных решений / С. В. Комаров. – Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2020. – 255с.
- Масловская А. Г. Инновационная деятельность ВУЗа как высокоэффективный ресурс инновационного развития региона / А. Г. Масловская // Современные научные исследования и инновации. – 2018. № 1. – С. 21.
- Микушина М. М. Комплексный экономический анализ / М. М. Микушина. – Екатеринбург: РГППУ, 2020. – 153 с.
- Петрова, П.Е. Основные принципы и задачи инновационной деятельности организаций в современных условиях / П.Е. Петрова, Э.Н. Семенова // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 402-404.
- Питилимов, Ф.В. Инновационная деятельность предприятия Ф.В. Питилимов, А.С. Шарышов // Молодой ученый. – 2019. – №3. – С. 392-395.
- Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Е. Портер. – М.: Альпина. Бизнес Букс, 2018. – 454 с.
- Радченко А. В. Особенности бизнес-процессов на предприятии / А. В. Радченко // Бизнес в законе. – 2021. – №3. – С. 1.
- Рахманова, Т.Э. Инновационная активность организации: современные методы оценки / Т.Э. Рахманова, А.А. Крюкова // Молодой ученый. – 2018. – №1. – С. 252-254.
- Самохин, С.В. Оценка инновационного потенциала предприятия / С.В. Самохин // Молодой ученый. – 2019. – №28. – С. 64-67.
- Тимошина, К.В. Анализ подходов к определению инновационной активности предприятия / К.В. Тимошина // Молодой ученый. – 2018. – №25. – С. 407-410.
- Устинова, Л.Н. Инновационный потенциал предприятия: сущность, структура, оценка / Л.Н. Устинова, Р.М. Сиразетдинов // Российское предпринимательство. – 2020. –. № 23. – С. 3751-3764.
- Шкурко В.Е. Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности / В. Е. Шкурко, Н. Ю. Никитина. –Екатеринбург: Изд-во Урал, 2021. – 172 с.
- Отрасль машиностроения [электронный ресурс] URL: https://minpromtorg.gov.ru/opendata/ (дата обращения 02.01.23.)
- Исследование автомобильной промышленности [электронный ресурс] URL: https://habr.com/ru/ (дата обращения 02.01.23.)
- Отраслевой отчет [электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/zRa7ZpbV/Transport_2020.pdf (дата обращения 02.01.23.)
- Динамика автомобильной отрасли [электронный ресурс] URL: https://www.autostat.ru/(дата обращения 03.01.23.)
- График предпринимательской уверенности отрасли Строительство [электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14458 (дата обращения 31.12.22.)
- График динамики выполненных работ отрасли Строительство [электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/CTEA1ZpY/image001.png (дата обращения 31.12.22.)
- Экономика самарской области 1 п/г. 2020 г. [электронный ресурс] URL:https://samarastat.gks.ru/storage/mediabank/MoEtdwIh/Ekonomika_Samarskoy_oblasti_v_1_polugodii_2020_g.pdf (дата обращения 31.12.22.)
- Предприятия с оквэд строительство жилых и не жилых зданий г. Тольятти [электронный ресурс] URL: https://vypiska-nalog.com/reestr/ul/samarskaya-obl/150-tolyatti/2339-4120 (дата обращения 31.12.22.)
- Экономика самарской области 1 п/г. 2020 г. [электронный ресурс] URL:https://samarastat.gks.ru/storage/mediabank/MoEtdwIh/Ekonomika_Samarskoy_oblasti_v_1_polugodii_2020_g.pdf (дата обращения 31.12.22.)
- Динамика цены недвижимости 2020 г. [электронный ресурс] URL: https://rosinfostat.ru/dinamika-tsen-na-nedvizhimost/#i-2 (дата обращения 01.01.23.)
- Инновации центра «Сколково» [электронный ресурс] URL: https://sk.ru (дата обращения 02.01.23.)
- Данные о компании ООО «АРКАДЕС» [электронный ресурс] URL: https://wernox.ru (дата обращения 03.01.23.)
- Финансовая отчетность компании [электронный ресурс] URL: https://bo.nalog.ru (дата обращения 03.01.23.)
