Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности создания, ведения и развития бизнеса в социальном предпринимательстве. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


1.3. Бизнес-модели социального предпринимательства

26 июля 2021 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия. Наконец компании малого и среднего бизнеса смогут претендовать на статус социального предприятия. Для этого есть несколько условий – чтобы бизнес компании был направлен на достижение общественно полезных целей и способствовал решению социальных проблем. По закону государство обязано предоставить социальному предприятию имущественную (в частности, субсидии), информационную и иную поддержку. 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Социальный бизнес, обычно направлен на решение различных социальных проблем: помощь людям с ограниченными возможностями, трудоустройство незащищенных групп граждан, образование, экология, здоровье и многое другое.

Начинают социальный бизнес обычно те, кто лично столкнулся с какими-то проблемами и решил самостоятельно изменить ситуацию к лучшему.

В настоящее время социальное предпринимательство все чаще признается экспертами новым перспективным направлением развития и интеграции бизнеса, административных ресурсов и креативных инициатив для решения социальных задач. Находясь на уровне становления, данный вид предпринимательской деятельности нуждается в укреплении своих институтов, разработке нормативно-правовой базы, формировании положительного общественного мнения, а также профессиональной подготовке потенциальных предпринимателей.

Несмотря на то, что преимущества, которые дает социальное предпринимательство, ясны очень многим, его реальное значение и специфика недостаточно исследованы. Данное явление различными категориями людей воспринимается по-разному. Это обусловлено как относительной новизной термина, так и разнообразием социальных инициатив, которые различаются по масштабам, целевым группам и странам. Для значительной части аудитории социальное предпринимательство ассоциируется исключительно с неприбыльными организациями, открывшими какие-либо доходные предприятия. Другие понимают под социальным предпринимательством непременно неприбыльные организации. Третьи считают его разновидностью социальной ответственности бизнеса, реализующего социально значимые программы через независимые организационные структуры.

Практика социального предпринимательства показывает, что понятие «социального бизнеса» нередко смешивается с социально ответственной практикой коммерческого бизнеса. Этому отчасти способствует то, что социально ответственный бизнес все более активно вовлекается в межсекторные партнерские отношения, финансируя некоммерческие организации и создавая собственные благотворительные ы и венчурные предприятия.

Ким Альтер определяет социальный бизнес, как прибыльные компании, преследующие своей деятельностью двойную цель – получение прибыли для своих акционеров и содействие более широкой социальной пользе.

В социально ответственном бизнесе степень, в которой стремление к прибыли влияет на количество и долю перераспределенного дохода в пользу социальной деятельности, может варьироваться. Для социального бизнеса свойствен частичный отказ от прибыли в пользу общества, поэтому в его бизнес-миссии обычно уже заложены социальные цели.

Невозможно отрицать, что социально ответственный бизнес не может быть социальным предприятием – в том случае, если является зарегистрированной дочерней фирмой, принадлежащей некоммерческой организации, которая выступает родительской структурой. В данной связи появляются новые видения и модели ведения бизнеса. Так, Гарвардский профессор Майкл Портер и известный консультант в сфере КСО Марк Крамер представили концепцию создания общей ценности (Creating shared value, CSV), предполагающую интегрирование принципов социальной ответственности и устойчивого развития в саму бизнес-модель компании с созданием благ не только для самого бизнеса, но и для общества, а также окружающей среды.

Создание общей ценности – это глубокое исследование не только рынка, но и проблем потребителей. Потребительский спрос удовлетворяется путем открытого диалога и сотрудничества на тех условиях, которые изначально устраивают как покупателей, так и производителей.

Концепция выходит за рамки КСО и устойчивого развития и охватывает более фундаментальную проблему – переход к новой методике ведения бизнеса, к новому виду капитализма XXI в., где устойчивое развитие и осознание последствий влияния бизнеса на жизненные процессы переосмыслены и неразделимы. Теперь неограниченным амбициям и потребностям капитализма нужно считаться с ограниченными возможностями природы и здоровья человека. Бизнесу нужно вести сбалансированную деятельность.

Можно с уверенностью сказать, что развитие социального предпринимательства невозможно без параллельной эволюции концепций социальной ответственности бизнеса, поскольку элементы социального предпринимательства обязательно присутствуют в программах корпоративной социальной ответственности различных компаний. Невозможно точно определить, каким образом будут развиваться данные структуры (социально-ответственный бизнес и социальное предпринимательство), но с уверенностью можно подвести, что совместная работа социальных предпринимателей и классического бизнес-сообщества может приобретать синергетический эффект при индивидуализированном подходе, позволяющем создавать и имплементировать точечные проекты, обладающие значительным воздействием на сообщество, одновременно создавая прибыль для социальных предприятий и поддерживая социально-ответственных облик компаний-партнеров данных проектов.

Меркулов П. А. на основе проведенного им анализа иностранного опыта и практики, сложившейся в современной России, по организации и развитию социального предпринимательства, выделяет два базовых сегмента в единой системе поддержки социального предпринимательства:

1) государственный сегмент;

2) общественный (негосударственный) сегмент.

 Государственный сегмент поддержки развития социального предпринимательства представлен органами государственной власти, осуществляющими политику содействия развитию бизнеса в соответствии с действующим национальным законодательством.

Общественный сегмент поддержки развития социального предпринимательства представляют различные общественные организации, поддерживающие предпринимателей на добровольной основе. В целях повышения эффективности поддержки социального предпринимательства государственный и общественный сегменты должны осуществлять тесное взаимодействие.

В современных социально-экономических условиях социальному предпринимательству должно отводиться важное место в общей деловой экосистеме и поэтому создание благоприятных условий для его развития должно стать одной из главных задач государственной социальной и экономической политики в России.

В современной теории управления чрезвычайно популярным является понятие «бизнес-модель». Это понятие, с одной стороны, помогает установить, каким образом, с помощью каких способов организация создает ценность для своих клиентов и других стейкхолдеров, а с другой стороны, объясняет процедуру получения организацией прибыли от своей деятельности.

Использование инструментария бизнес-моделей для социального предпринимательства представляется закономерным, так как, во- первых, субъекты социального предпринимательства также создают ценность (социальную и экономическую), а во-вторых, каждое социальное предприятие является элементом системы, включающей широкий спектр хозяйствующих субъектов — организаций, ориентированных на получение прибыли, некоммерческих организаций, органов государственного и муниципального управления, различных фондов.

Использование бизнес-моделей в социальном предпринимательстве получает в последние годы все большее распространение, так как позволяет понять процесс формирования ценности, который в этом секторе экономики является наиболее сложным и противоречивым. Если в коммерческих организациях ценность рассматривается как экономическая категория, обеспечивающая получение прибыли хозяйствующим субъектом, то в социальном предпринимательстве создаваемая ценность в первую очередь ориентирована на удовлетворение некой социальной потребности, а финансовая устойчивость социального предприятия выступает как необходимое условие для реализации его социальных целей.

Доцент кафедры стратегического и международного менеджмента (ВШМ СПбГУ) Ю. Н. Арай на основе анализа 77 бизнес-планов организаций/проектов, относящихся к социальному предпринимательству, выделила пять базовых типов бизнес-моделей, применяемых в социальном предпринимательстве17.

1. Бизнес-модель «Платформа». Данный тип бизнес-модели предполагает, что социальный предприниматель выполняет функции посредника между благополучателем и потребителем и обеспечивает доступ благополучателя к рынку. Такой тип модели может быть реализован социальными предприятиями, оказывающими информационные или посреднические услуги. Социальный предприниматель в этом случае создает специальную площадку для осуществления торговой деятельности или обмена информацией. Площадка может быть организована в реальном формате (ярмарка, выставка, презентация и др.) либо как интернет-ресурс. Доход социального предпринимателя формируется за счет оплаты благополучателем оказанных ему услуг.

Примерами реализации этого типа бизнес-модели могут служить онлайн-ресурсы по продаже произведений искусства (живописи, графики скульптуры, ювелирного и декоративного искусства). Галерея предоставляет возможность художникам, другим представителям творческих профессий и коллекционерам размещать информацию о реализуемых произведениях искусства; плата за размещение информации и пользование сервисами сайта не взимается. Однако администрация интернет-ресурса взимает плату за сделки по продаже произведений искусства, заключенные при содействии данной интернет-площадки.

2. Бизнес-модель «Доступ к рынку». Этот тип модели имеет общее с предыдущим, так как социальный предприниматель также выступает в роли посредника. Однако бизнес-модель предполагает, что социальный предприниматель не просто оказывает информационные услуги, а приобретает продукцию у благополучателя. В дальнейшем купленная продукция может использоваться двояко: либо для обычной перепродажи, либо в качестве сырья для дальнейшего производства. Если социальный предприниматель занимается только перепродажей, то фактически в данной бизнес-модели он выступает в роли дистрибьютера.

Примером реализации этого типа модели в Российской Федерации является интернет-магазин стильных и социально ответственных товаров buysocial.me. В интернет-магазине представлены продукты, произведенные социальными предприятиями, — сувениры, аксессуары и украшения ручной работы, товары для детей, продукты из меда. На сайте магазина можно получить информацию о производителе каждого товара, а также об экологических характеристиках продаваемой продукции.

3. Бизнес-модель «Занятость». Этот тип бизнес-модели направлен на реализацию одной из ключевых идей социального предпринимательства — создания условий для трудовой деятельности отдельных групп населения (инвалидов, выпускников детских домов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, и др.). Можно утверждать, что данная модель является одной из наиболее распространенных в сфере социального предпринимательства; ее социальная ценность заключается в обеспечении социальной адаптации и создании нормальных экономических условий для жизни вышеназванных групп населения.

4. Бизнес-модель «Доступ к товару/услуге». Данный тип бизнес- модели решает задачу ликвидации социального дефицита, вызванного либо отсутствием, либо невозможностью получить доступ к какому- то товару/услуге для отдельных групп населения (лиц с ограниченными возможностями, пожилых людей и др.). Невозможность получения доступа наиболее характерна для лиц, проживающих в сельской местности или на географически отдаленных территориях. Источником дохода социального предприятия в данном случае является благопо- лучатель, который оплачивает данный товар или услугу. В отдельных случаях товар/услуга предоставляются потребителю по цене ниже рыночной, а компенсация потерь осуществляется либо за счет государственного субсидирования, либо из внебюджетных источников.

Примеров социальных предприятий, реализующих данный тип бизнес-модели, не очень много, но они существуют. Так, ООО «Либерти» — отечественная туристическая фирма для людей с ограниченными возможностями, созданная в г. Санкт-Петербурге в 2004 г., занимается предоставлением туристических услуг исключительно инвалидам-колясочникам. Кроме того, фирма решает сложные задачи адаптации туристических объектов Санкт-Петербурга, обеспечивая возможность их посещения инвалидами-колясочниками. Фирма организует для своих клиентов туры по Золотому кольцу, а также в страны Европы.

5. Бизнес-модель «Благотворительность». Этот тип бизнес-модели предполагает, что благополучатель получает услугу или товар совершенно бесплатно. Если в предыдущем случае говорилось, что возможна ситуация частичной оплаты товара благополучателем, то в этом случае благополучатель как источник дохода не рассматривается совсем, а таковым выступает третья сторона. С этой целью социальное предприятие использует различные финансовые инструменты фандрайзинга.

Следует обязательно отметить, что бизнес-модель «Благотворительность» принципиально отличается от благотворительности в традиционном ее понимании. В данном случае цель деятельности социального предприятия заключается в бесплатном обслуживании определенной группы лиц, тогда как у компаний с высоким уровнем социальной ответственности благотворительность является далеко не основным результатом деятельности.

Все структуры, которые задействованы в системе развития социального предпринимательства, вне зависимости от того, государственные они или негосударственные, должны способствовать развитию социального предпринимательства, в том числе нацелены на достижение конкретного результата.

Главная роль в этом деле отводится государству и его институтам, но необходимо заинтересованное активное участие и негосударственных структур. Задачи государства по поддержке социального предпринимательства: вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность; поддержка в процессе создания и развития социального предпринимательства; содействие предпринимателям в разработке, продвижении и коммерциализации; проектов в инновационной сфере, создании предприятий в инновационной сфере; содействие трудоустройству учащихся; молодежи в сфере малого и среднего бизнеса.

Среди форм государственной поддержки социального предпринимательства можно выделить такие как: консультации по бизнес-планированию; услуги по сдаче налоговой отчетности через интернет; тренинги для начинающих предпринимателей; аренда помещения в бизнес-инкубаторах; предоставление обеспечения по банковским кредитам; компенсационные займы; льготные инвестиционные кредиты; микрозаймы.

В рамках национальной политики социально-экономической сферы органы власти стимулируют граждан, а также юридических лиц более активно реализовывать право на хозяйственную инициативу, закрепленное в статье 34 Конституции РФ.

В механизмы государственной поддержки развития социального предпринимательства входит:

1. Финансовая поддержка, цели ее направления — обеспечение и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам и их эффективное использование.

2. Имущественная поддержка.

Цель направления — предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, находящихся в государственной собственности республики.

3. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:

1) мероприятия по обеспечению функционирования информационной системы, позволяющей облегчить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к информационно-консультационным ресурсам, включающей в себя специализированные интернет-порталы, пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности, проведение маркетинговых и социологических исследований по вопросам предпринимательства и др. виды работ. Исполнители работ, услуг по мероприятию определяются на конкурсной основе;

2) оказание субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры консультационно-информационной, методической поддержки по правовым вопросам, вопросам налогообложения, охраны труда и иным вопросам ведения предпринимательской деятельности, в том числе посредством предоставления бесплатной информационной телефонной линии по консультированию и сопровождению бизнеса;

3) мероприятия, способствующие повышению росту конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства (проведение выставок-ярмарок, конференций, круглых столов и др.).

Развитие и поддержка социального предпринимательства осуществляется путем распространения знаний об основах ведения предпринимательской деятельности, привлечения людей для работы в области инноваций, формирование предпринимательской среды в научно-технической сфере для студентов, выпускников высших учебных заведений, увеличение числа субъектов малого предпринимательства и поддержание их конкурентоспособности.

Развитием социального предпринимательства в современной России занимаются различные органы исполнительной власти. Министерство экономического развития обеспечивает предоставление субсидий региональным бюджетам в целях реализации на территории субъектов РФ программ развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, в настоящее время реализуемая органами власти система мер в сфере развития деловой активности в социальном бизнесе ориентирована на децентрализацию и деконцентрацию власти, поскольку перемещает основную ответственность с федерального уровня на уровень регионов и местного самоуправления. И именно по этой причине провозглашение важнейших приоритетов развития социального предпринимательства в нашей стране является стратегической задачей государства, а их успешная реализация должна способствовать качественным изменениям в обществе, модернизации всех сфер общественной жизни.

 

Выводы по главе 1

Определение социального предпринимательства в мировой практике выглядит следующим образом: это ведущая инновационная деятельность предпринимательства с детерминированными социальными целями и не ориентированное на получение прибыли – в некоммерческих предприятиях; ставящее целью извлечением прибыли – в коммерческих предприятиях; объединяющее в себе некоммерческий и коммерческий подход – в корпоративных организациях. развитие социального предпринимательства невозможно без параллельной эволюции концепций социальной ответственности бизнеса, поскольку элементы социального предпринимательства обязательно присутствуют в программах корпоративной социальной ответственности различных компаний. Развитие и поддержка социального предпринимательства осуществляется путем распространения знаний об основах ведения предпринимательской деятельности, привлечения людей для работы в области инноваций, увеличение числа субъектов малого предпринимательства и поддержание их конкурентоспособности.

Глава 2. Анализ деятельности социального предприятия на примере ООО «Гарант»

2.1. Общая характеристика деятельности предприятия: история создания, основные направления деятельности

 

Фирма «Гарант» — субъект малого бизнеса. Основным направлением деятельности компании проведение обучений и семинаров для будущих предпринимателей. Фирма предлагает высококвалифицированные консультации и помощь в ведении бизнеса в социальной сфере.

Численность персонала фирмы составляет 7 человек. В организационную структуру входит два отдела:

1) Главный офис (г. Москва) — отдел продаж, который занимается рекламой и маркетингом, отдел по работе с действующими клиентами, также здесь ведётся учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности, планирование, прогнозирование, также в офисе располагаются переговорные, где проводятся обучения.

2) Вторичный офис занимается продвижением и привлечением новых клиентов. Вторичный офис имеет также складское помещение (г. Одинцово).

Рынок корпоративного обучения, на котором работает фирма «Гарант» характеризуется жесточайшей конкуренцией. Цены на одни и те же услуги у различных компаний примерно одинаковые, и выигрывают в конкурентной борьбе те, которые имеют какие-либо конкурентные преимущества и отличия. Например, удобное расположение офиса, квалифицированные специалисты, скидки постоянным клиентам, возможность онлайн-обучения, бесплатные рекламные материалы для молодых предпринимателей, вежливый персонал, индивидуальный подход к каждому, возможность оплаты обучения в рассрочку и т. п.

Фирма «Гарант» занимает выгодную рыночную нишу: имеет налаженные коммерческие связи с крупными бизнесменами и компаниями, обеспеченным стабильным государственным финансированием. Таким образом, главное преимущество исследуемой организации — стабильность, налаженность деловых контактов, гарантии обеспечения деятельности и получения минимальной прибыли при отсутствии необходимости постоянного поиска новых рынков сбыта.

Фирма «Гарант» ведёт свою основную деятельность в двух территориально распределённых офисах, в каждом из которых должна быть организована одна из частей единой ЛВС. Оба офиса территориально распределены в черте города, поэтому для организации единой сети требуется связать элементы ЛВС через сети связи, существующие в городе.

Один из офисов расположен в центре города в бизнес-центре, где уже имеется структурированная кабельная система (СКС). СКС позволяет использовать существующую кабельную инфраструктура для создания одной из частей ЛВС. Главный офис предприятия располагается в пяти кабинетах, в которых находится по 5 ноутбуков. На каждом ноутбуке имеется Wi-Fi адаптер, сетевая операционная система Windows 11. На одном из ноутбуков будет работать бухгалтер, который использует программу 1С: Бухгалтерия. Также в этом офисе работает директор фирмы, секретарь и менеджер по работе с клиентами.

 

2.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «Гарант»

 

В фирме предприниматели получают информационно-аналитические материалы и учатся эффективному управлению бизнесом в современных условиях рынка, получают индивидуальные консультации ведущих экспертов не только региона, но и России.

В проведении семинаров и подготовке мероприятий активно помогают постоянные партнеры. Они оформляют зарубежные контракты, организовывают переговоры, а также представляют свои товары и услуги на зарубежном рынке.

Структура Управления образования ООО «Гарант» представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4 — Организационная структура ООО «Гарант»

 

Организационная структура соответствует требованиям полного разделения функций подсистемы управления. В ходе анализа организационной структуры было установлено, что ее система управления обеспечивает эффективное функционирование всех структурных подразделений.

В целом организационная структура ООО «Гарант» основана на линейном принципе. Начальник имеет заместителей, отвечает за деятельность правления и его структурных подразделений. За каждым отделом назначены управляющие и специалисты, на которых возложена ответственность и обязанности по тем, направлением, которые лежат на отделе. Сотрудники выполняют обязанности, указанные в трудовой книжке, и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим, реализованные программы «Гарант в динамике за 2020 – 2022 года в (таблице 2).

Таблица 2 — Реализованные программы «Гарант

Год реализации

Запланировано, тыс. руб.

Исполнено, тыс. руб.

Процент исполнения, %

Всего:

Программа «Помощь социальным предпринимателям»

2022

355 557,26

343 906,85

97,89

2021

226 103,02

219 053,81

96,88

2020

239 980,17

232 503,44

96,88

Программа «Школа социального предпринимателя»

2021

286 683, 68

284 094, 27

98,99

2020

274 858,16

267 471,85

97,31

2019

274 850,00

269 471,85

96,30

Программа «Развития предпринимательства Московской области»

2021

67 013,47

63 595,49

94,90

2020

65 020,47

63 595,22

94,90

2019

34 723,70

33 714,08

99,93

Программа «Поддержка молодежного предпринимательства»

2021

3 927,61

3 632,32

92,48

2020

3 525,51

3 432,34

92,48

2019

2 937,61

2 682,82

92,48

Таким образом, средний процент исполнения по всем мероприятиям программ составил 97,89%.

Рассмотрим количество человек, обученных в «Гарант» за 2019 -2021 года в (таблице 3).

Количество человек, обученных в «Гарант»

Программы

2019 год

2020 год

2021 год

«Помощь социальным предпринимателям»

224

235

256

«Школа социального предпринимателя»

215

218

221

«Развития предпринимательства Московской области»

59

61

64

«Поддержка молодежного предпринимательства»

24

27

29

 

Проведем анализ баланса ООО «Гарант», на основании бухгалтерской отчетности (Приложение 1).

Анализ бухгалтерского баланса ООО «Гарант» за период 2019-2021 гг. (Приложение 2) показал, что в структуре актива баланса наибольший удельный вес приходится на оборотные активы (2019 год — 84,95%, 2020 год — 79,63%, 2021 год — 80,44%). В их структуре основной вес занимают денежные средства и их эквиваленты (2019 год — 57,08%, 2020 год — 43,05%, 2021 год — 43,37%). Наименьший удельный вес в составе оборотных активов приходится на дебиторскую задолженность (2019 год — 11,05%, 2020 год — 14,99%, 2021 год — 13,37%), что означает максимальный контроль за движением материальных средств.

В пассиве баланса наибольший удельный вес приходится на собственный капитал (2019 год — 87,09%, 2020 год — 89,02%, 2021 год — 92,8%). Наименьший удельный вес приходится на долгосрочные обязательства, так в 2019 году их удельный вес составил 0,07%, в 2020 году — 0,08%, в 2021 году — 0,09%. Проведем анализ исполнения бюджетной сметы в «Гарант» в (таблице 4).

Таблица 4 — Процент исполнения бюджетной сметы в 2019 – 2021 гг.

 

2019 г

%

Не выполнение

2020

%

Не выполнение

2021

%

Не выполнение

Исполнение бюджета

98,35

1,65 %

96,33

3,67 %

95,10

4,90 %

 

Недовыполнение сметных назначений может быть связано с инфляционными процессами и отсутствием бюджетных средств.

В 2019 году сметные показатели выполнены на 98,35%. Утвержденные бюджетные показатели на 2019 год составляют 21171982,75 рублей, а выполнение 20822802,37 рублей. Объем невыполнения бюджетной сметы составил (-) 349180,38 рублей. За 2020 год процент исполнения бюджета составил 96,33%. Утвержденные бюджетные показания 28697455,85 рублей, исполнено 27644417,49 рублей, не исполнено (-) 1053038,36 рублей.

По сравнению с 2020 годом в 2021 году исполнение бюджетных назначений снизилось на 2,02%. Бюджетные назначения, приходящиеся на содержание имущества, исполнены на 69.02%.

Проведем анализ исполнения бюджетных средств (источников финансирования) самых значительных статей расходов, влияющих на устойчивое состояние ООО «Гарант». Данные отражены в таблице 5.

Таблица 5 — Процентное исполнение источников финансирования выделенных по основным статьям

 

2019

% от общей суммы

2020

% от общей суммы

2021

% от общей суммы

Коммунальные услуги

788347

3,8

969251

3,5

2633228

8,7

Зарплата с начислениями

16837730

80,9

20993736

75,9

22903428

75,2

Увеличение стоимости ОС

 

239598

 

1,15

 

1500961

 

5,4

 

1206459

 

4,0

Всего исполнено

20822802

100

27644417

100

30440914

100

 

Наиболее затратными статьями расходов центра являются выплаты по заработной плате и начисления по ней. Несмотря на это, в суммарном выражении эти расходы увеличиваются из года в год, но в процентном отношении к общему объему расходов отслеживается снижение.

Значительное увеличение расходов за коммунальные услуги в 2021 году объясняется погашением долгов предыдущих периодов.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансирование в «Гарант» не достаточное.

 

2.3. Анализ эффективности социального деятельности ООО «Гарант»

Ключевыми проблемы социального предпринимательства в Московской области являются следующие:

Во-первых, социальное предпринимательство существует без опоры на специализированную законодательную базу и является традиционной разновидностью предпринимательской деятельности; Во-вторых, отсутствие правовой и финансовой помощи, вынуждает российских социальных предпринимателей обращаться за помощью к зарубежным коллегам; В-третьих, все вносимые на рассмотрение в Государственную Думу изменения и дополнения действующего законодательства в области социального предпринимательства, на протяжении практически 10 лет остались без внимания.

ООО «Гарант» поставил перед собой следующие задачи в области социального предпринимательства (рисунок 5):

Рисунок 5 – Задачи ООО «Гарант»» в области социального предпринимательства

 

Необходимо отметить, что социальное предпринимательство не будет успешно развиваться без участия государства и местных властей, поэтому такая поддержка крайне необходима на начальном этапе.

На сегодняшний день ООО «Гарант» реализует проекты социального предпринимательства, например, такие как «Каталог социальных предпринимателей России», организованный при поддержке ООО «Гарант» поддержки социальных региональных программ и социальных инноваций при Высшей школе экономики, осуществляющий мониторинг положения социального предпринимательства на российском и международном рынке.

Представляется возможным провести анализ существующих проектов и провести некоторый анализ их структуры и положения на рынке, а также оценить статус и их масштаб.

Таким образом, направления деятельности социальных предприятий в Московской области на современном этапе можно проследить на рисунке 6 и могут быть распределены по следующим группам соответственно:

1) трудоустройство незащищенных слоев общества;

2) оказание медицинских и реабилитационных услуг;

3) вовлечение незащищенных групп общества в социально-активную жизнь;

4) производство инновационных товаров для инвалидов;

5) адаптационные программы для инвалидов;

5) проекты экологической направленности.

Рисунок 6 — Направления деятельности социальных предприятий в Московской области

 

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что большинство российских проектов по социальному предпринимательству в ООО «Гарант» «ООО «Гарант»» на сегодняшний день посвящены вовлечению незащищенных групп общества в социально-активную жизнь, а также трудоустройству незащищенных слоев общества, в первую очередь, инвалидов.

Также, значительна доля занятости в сферах оказания медицинских услуг и образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями (25% и 20% соответственно), что связано, в первую очередь, с личной мотивацией владельцев организаций (чаще всего, организации социального предпринимательства создаются при возникновении одной из вышеперечисленных проблем непосредственно у организатора, что вызывает у него необходимость стремиться к выполнению некоторой социальной миссии, таким образом, социальные предприниматели, в какой-то степени могут быть названы идеологами и мотиваторами своих проектов).

Дополнительно, 17,5 % из числа рассмотренных предприятий заняты в непосредственном производстве инновационных товаров для лиц с ограниченными возможностями, что также дает возможность предположить, что вышеперечисленные социальные проблемы, помимо стимулирования социальных изменений в обществе, вызывают тенденцию к развитию инновационного сектора производства.

Хотя социальное предпринимательство в Московской области находится на стадии зарождения, уже можно сказать, что оно развивается и заполняет те провалы рынка, которые восполняются на государственном уровне.

Более того, при условии отсутствия законодательного закрепления института социального предпринимательства, оно приобретает гибридные формы, а статус предприятий может варьироваться от специализированных НКО и ООО «Гарант» до коммерческих организаций, в зависимости от конечной миссии каждого проекта.

На данный момент руководством ООО «Гарант» рассматривается возможность становления и развития консалтинговой компании в разных регионах РФ по системе франчайзинга.

Социальный франчайзинг, как и коммерческий, подразумевает наличие головной компании – франчайзера и связанных с ним проектов – франчайзи. Чтобы получить возможность пользоваться брендом, инструкциями и спецификациями, а также поддержкой и обучением от франчайзера, франчайзи должен заплатить ему паушальный (начальный) взнос и выплачивать текущие платежи – роялти, соблюдая ценности и стандарты материнской компании. Важным отличием социального франчайзинга от коммерческого является проработка социальной концепции для масштабируемости социального предприятия.

Рисунок 2. Схема социального франчайзинга

 

Преимущества ООО «ГАРАНТ» для потенциальных франчайзи:

business-book, сайт и brand-book;

регламенты и положения для персонала;

обучение сотрудников: семинары и тренинги 2 раза в год;

предоставление информации о новых точках продаж в регионах;

выдача при необходимости беспроцентного займа в размере 1,5 млн. рублей;

административное продвижение и партнерские отношения с Министерствами экономики и Торгово-промышленными палатами регионов, рег. отделениями «Опора России», Сбербанком.

Параметры франчайзинговой модели:

1. Стоимость франшизы – 100 000 руб.;

2. Роялти – 3% от дохода ежемесячно, начиная со второго года;

3. Беспроцентный заём – до 1 500 000 руб.;

4. Возврат беспроцентного займа – в течение 3-х лет с момента получения;

5. Горизонт планирования — 3 года;

6. Доходность по проекту (ООО «Гарант») – от 15 %;

7. Возможность запуска проекта в любом регионе РФ.

Потребность в инвестициях:

Первоначальные инвестиции, необходимые для реализации данного проекта, будут направлены на регистрацию предприятия, создание оборудованных рабочих мест и приобретения брендовой продукции ООО «ГАРАНТ» для продвижения услуг организации на рынке.

Необходимые ресурсы для начала функционирования офиса консалтинговой компании представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Необходимые ресурсы для начала функционирования офиса ООО «ГАРАНТ», руб.

Наименование

Количество

Цена

Стоимость

Расходы на регистрацию

 

 

10 000

Стационарный компьютер

2

20 000

40 000

Ноутбук

3

17 000

51 000

Программное обеспечение на 5 мест:

 

 

 

Microsoft Office (OLP)

 

21 000

21 000

О. С. Windows XP professional

 

20 500

20 500

Антивирус (лицензия на 3 года)

 

7 500

7 500

1 С бухгалтерия

 

10 800

10 800

МФУ (Samsung CLX-3185)

1

6 000

6 000

Телефон

3

1 000

3 000

Мебель (комплекты столов и стульев)

5

3 500

17 500

Остальная мебель

 

 

10 000

Канцелярская продукция

 

 

5 000

Брендовая продукция

 

 

20 000

Итого

222 300

Запланированное расширение штата сотрудников через год работы потребует дополнительных вложений на сумму 96, 5 тыс. руб.

Таблица 2. Дополнительные ресурсы для функционирования офиса с расширенным штатом сотрудников.

Наименование

Количество

Цена

Стоимость

Стационарный компьютер

1

20 000

20 000

Ноутбук

2

17 000

34 000

Программное обеспечение :

 

 

 

Microsoft Office (OLP)

 

15 000

15 000

О. С. Windows XP professional

 

12 000

12 000

Антивирус (лицензия на 3 г.)

 

5 000

5 000

Мебель

3

3 500

10 500

Итого

96 500

 

Для осуществления производственной деятельности организации потребуются арендованное офисное помещение, ведение расчетного счета в банке, канцелярские товары и расходные материалы для офиса, командировочные, информирование и привлечение потенциальных клиентов.

Таблица 3. Постоянные расходы деятельности ООО «ГАРАНТ» .

Постоянные расходы:

Сумма, руб.

Арендная плата

40 000

Телефон, интернет

1 800

Поддержка Консультант

2 500

Поддержка 1С

2 500

Командировочные расходы

1 000

Услуги банка

2 000

Офисные расходы

1 000

Реклама (маркетинговое продвижение)

5 000

Обслуживание компьютерной и оргтехники

5 000

Представительские расходы

500

Другие (непредвиденные) расходы

3 000

Итого в месяц

64 300

 

На основании анализа эффективного внедрения социальной франшизы была разработана дорожная карта открытия франшизы ООО «ГАРАНТ» , которая включает в себя следующие шаги:

1) Прохождение потенциальным франчайзи теста на «Оценку предпринимательских способностей»;

2) Заключение договора франчайзинга;

3) Обеспечение необходимых инвестиций;

4) Подбор персонала;

5) Формирование дизайна и оборудование офиса;

6) Аренда помещения и регистрация;

7) Получение методических материалов;

8) Включение в перечень подразделений по принципу «одного окна»;

9) Открытие на сайте и информационный «вброс» и в среду региона (администрация, коммерческие организации и др.)

Перед тем как социальное предприятие решит использовать модель социального франчайзинга, ему следует оценить свою воспроизводимость по нескольким критериям.

Основным отличием социального франчайзинга от коммерческого является проработка социальной концепции для масштабируемости социального предприятия. Учитывая особенности социального направления бизнеса, мною были предложены следующие критерии оценки масштабируемости модели социального предприятия на франчайзинговый рынок:

Доказанный социальный эффект

Финансовая устойчивость

Идентификация: надежный бренд и признание

Дублируемость

Трансферабельность технологий и знаний, прописанные системы и процедуры

Легко описываемая и понятная бизнес-модель

Механизмы контроля

Спрос на услуги

Команда проекта: ясная организационная структура

По результатам экспертных оценок (максимально – 5 или 10 баллов в зависимости от важности критерия) будут сделаны следующие выводы:

Сумма = 61 – 70: социальный бизнес готов к масштабируемости;

Сумма = 46 – 60: нужно укрепить бизнес-модель социального предприятия;

Сумма = 30 – 45: социальный бизнес имеет некий потенциал, но еще не готов к воспроизводимости;

ниже 30: не готов к репликации.

Согласно выявленным критериям, была проанализирована модель ООО «ГАРАНТ» на предмет масштабируемости на франчайзинговый рынок.

1. Социальный эффект – 5 из 5.

ООО «Гарант» выступает социальным предприятием, помогая росту новых компаний малого и среднего бизнеса и стабильному развитию предприятий, не первый год работающих на рынке, а также поддерживает предпринимателей в момент старт-апа, помогая небольшим проектам вырастать до масштабов стабильного среднего бизнеса. развитие малого и среднего бизнеса в России, предоставляя услуги по обучению и консалтингу начинающих и действующих предпринимателей, а также доступные услуги по аутсорсингу, аренде помещений, юридических и бухгалтерских услуг для малых предприятий (см. п.8 в Приложении 1);

2. Финансовая устойчивость – 2 из 10.

Успешность ООО «ГАРАНТ» варьируется в зависимости от регионов, однако существует ряд значительных проблем, свойственных большинству обособленных подразделений ООО «ГАРАНТ» «Наще будущее».

Процессу реализации проекта сети центров консалтинга и аутсорсинга предшествовала разработка бизнес-плана с обоснованием решения о потенциальной востребованности планируемых к вводу услуг.

При этом, большой акцент делался на формирование так называемой «финансовой подушки», которая позволит безболезненно функционировать центрам консалтинга и аутсорсинга в период их развития и выхода на точку безубыточности, а в последствии и на окупаемость. В первоначальной структуре доходы непосредственно от реализации консалтинговых и аутсорсинговых услуг составляли 7%, это при том, что данный вид деятельности заявлялся основным, основные доходы планировалось получать от аренды – 62% (Рис. 1).

Рисунок 1. Структура планируемых доходов (бизнес-план ООО «ГАРАНТ» 2009).1

Бизнес-модель с долей доходов от консалтинговой деятельности в размере 7% в самую последнюю очередь могла быть бизнес-моделью консалтингового бизнеса и такая модель не может тиражироваться как франшиза консалтингового предприятия.

Сформулированная структура доходов предопределила и соответствующую структуру расходов, где расходы на аренду составляли 61%, а расходы на заработную плату 13% от общих расходов. При этом, расходы на заработную плату превышали доходы от консалтинговой деятельности, таким образом, явно имел место заведомо завышенный штат сотрудников.

Рисунок 2. Структура расходов (бизнес-план ООО «ГАРАНТ» 2009)2.

Наличие своеобразной «финансовой подушки» фактически парализовало развитие непосредственно консалтингового направления (минимум сил было направлено на популяризацию и продвижение услуг) и в том числе привело к тому, что спустя 5 лет первое предприятие — обособленное подразделение (далее – ОП) в г. Астрахань до сих пор не смогло выйти на точку безубыточности.

Таблица 4. Результаты операционной деятельности ООО «Гарант» (Калининград, 2013) в формате доходов и расходов3.

Показатель

План

Факт

Delta

Доходы (укрупненно), включая

778350

100%

127100

 

100%

-651250

Консалтинг

258000

33%

70300

 

55%

-187000

Аутсорсинг

 

474850

61%

31700

24,9%

-88300

Не основная

деятельность

45500

6%

25100

20,1%

-20400

Расходы (укрупненно), включая

557770

71,6%

531685

418%

26085

ФОТ (ФЗП+ налоги+ мотивация)

367970

47,3%

374595

295%

-6625

Аренда

160000

20,5%

130697

102%

29303

Прочее

29800

3,8%

26393

21%

6407

 

Исходя из того, что текущие расходы ОП на 95% являются постоянными (окладная система, отсутствие привязки к финансовым показателям, фиксированная аренда), необходимо искать другие возможности для оптимизации (например, перевод низко маржинальных услуг на аутсорсинг).

Однако анализ предоставленных финансовых данных по г. Калининград показывает, что бизнес-модель с такой структурой доходов в большей степени соответствует формату бизнес-модели консалтингового бизнеса, хотя доход от неосновной деятельности, по мнению экспертов, не должен превышать 5%, но это скорее результат отсутствия доходов от основной деятельности (консалтинга и аутсорсинга).

Принцип ценообразования на услуги ООО «ГАРАНТ» охарактеризован ответственными сотрудниками ООО «ГАРАНТ» как демпинговый, ниже среднего по рынку. На мой взгляд, такой подход ориентирован на «некачественных» клиентов, т.е. тех, кто готов попробовать воспользоваться консалтинговыми продуктами, но хочет за это заплатить, как можно меньше и не готов к предложению дополнительных (высокомаржинальных) сервисов.

Расчет себестоимости вводимых услуг на постоянной основе не производится, таким образом, отсутствуют признаки сбалансированности предоставляемых услуг по маржинальности, что негативным образом отражается на прибыльности организации.

Сводные финансовые показатели деятельности действующих обособленных подразделениях ООО «Гарант» представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Финансовые показатели действующих ОП.

 

План на 2022 год

Факт 2022 год

Выполнение, %

Доходы (всего)

28 200 000 р.

27 599 540 р.

97,87%

Доходы без аренды

18 000 996 р.

16 246 308 р.

90,25%

Расходы

-35 526 050 р.

-42 079 163 р.

118,45%

Расходы без аренды

-29 040 500 р.

-34 959 502 р.

120,38%

Сальдо

-7 326 050 р.

-14 479 623 р.

197,65%

Сальдо без аренды

-11 039 504 р.

-18 713 195 р.

169,51%

За 2022 год общий бизнес-план по доходам был выполнен на 97%, а по расходам – на 118%. Рентабельность деятельности обособленных подразделений ООО «Гарант» на данный момент отрицательная, что в том числе является следствием нулевой или даже в некоторых случаях отрицательной маржинальности услуг-локомотивов.

3. Идентификация: надежный бренд и признание – 4 из 10.

ООО «ГАРАНТ» действует на рынке консалтинговых услуг под руководством лидера по продвижению социального предпринимательства — ООО «Гарант»а региональных социальных программ , созданном в 2007 году для реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов, где могут быть применимы принципы социального предпринимательства.

Тем не менее, его узнаваемость находится ещё на достаточно слабом уровне. В целях пробуждения интереса к услугам и мерам поддержки СМСП, оказываемых ООО «ГАРАНТ» на коммерческой основе среди потенциальных, начинающих и действующих субъектов МСП, необходимо создание новых возможностей для контакта с ними.

Задачи популяризации бренда ООО «ГАРАНТ» включают в себя:

Таблица 6. Поэтапное направление деятельности популяризации

Для кого?

— Потенциальные предприниматели из числа экономически активного населения, молодежи, студентов

— Молодежное предпринимательство

— Начинающие субъекты МСП

— Действующие субъекты МСП

В сотрудничестве с кем?

— Органы власти/гос. учреждения

— Ассоциации предпринимателей

— ООО «Гарант»ы поддержки предпринимателей

— Финансовые организации

 

Где?

— Органы власти/гос. учреждения

— Ассоциации предпринимателей

— ООО «Гарант»ы поддержки предпринимателей

— Финансовые организации

— Рекламные агентства

— Учебные центры/центры повышения квалификации/ВУЗы

— Партнерские организации

— Существующие потребители услуг Системы

Как?

— Реклама «из уст в уста»

— Соучастие в организации профессиональных конференций, «круглых столах»

— Участие в мероприятиях (организация собственных презентаций, посещение собраний ассоциаций)

— Установление связей с профессиональными ассоциациями, ООО «Гарант»ами

— Реализация совместных проектов с муниципальными организациями

— Наружная реклама

— Упоминания в выступлениях политических деятелей

— Адресная рассылка

— Рекламные информационные брошюры

— Реклама в прессе, на радио и цикл передач о системе поддержки на местном телевидении

— Размещение в бизнес-справочниках (реклама и участие)

— Создание тематических видео-материалов

 

Одним из важных направлений продвижения ООО «Гарант» могло бы стать бесплатное консультирование представителей МСП, организация бесплатных семинаров на базе имеющихся центров поддержки с получением компенсации из местных бюджетов. Подобные мероприятия могли бы стать привлекательными для обращения предпринимателей в ООО «Гарант» для получения более специфичных услуг, но эти механизмы используются не в полной мере.

Несмотря на наличие партнерских отношений с Министерствами экономики и Торгово-промышленными палатами большинства регионов, реальная работа с официальными структурами ведется далеко не везде, а имеющаяся практика направления информационных писем в региональные органы гос. власти является явно недостаточной. Возможности продвижения ООО «ГАРАНТ» через ресурсы ООО «Гарант»а (включая административные) используются в недостаточной мере.

4. Дублируемость – 3 из 5;

Сегодня Центры консалтинга и аутсорсинга функционируют как обособленные подразделения (филиалы) в 6 регионах– в Астраханской, Архангельской, Волгоградской, Нижегородской, Калининградской областях и в Пермском крае. Однако успех слишком варьируется от региона, что позволяет сделать вывод о нестабильном финансовом успехе компании.

5. Трансферабельность технологий и знаний, прописанные системы и процедуры – 10 из 10;

В бизнес-буке ООО «ГАРАНТ» (см. Приложение 4) чётко прописаны схемы оказания консалтинговых и аутсорсинговых услуг, а также прилагаются все материалы для качественного предоставления услуг. Так, благодаря сотрудничеству с лидерами российского рынка в области автоматизации специалистами ООО «ГАРАНТ» была проведена модернизация услуги бухгалтерского обслуживания (аутсорсинга), дающая возможность значительно сократить время подготовки отчетной информации и повысить ее качество. Обновленная программа способствует снижению издержек клиентов ООО «ГАРАНТ» и дает руководителю доступ к финансовой и бухгалтерской информации предприятия из любой точки земного шара. Данное решение полезно не только для маленьких компаний, у которых нет потребности в содержании штата бухгалтеров, но и для более крупных предприятий, стремящихся повысить свою эффективность и минимизировать себестоимость продукции или услуг.

6. Легко описываемая и понятная бизнес-модель – 6 из 10.

Рассмотрим возможные варианты бизнес-модели ООО «Гарант» для тиражирования через программу франчайзинга.

Каждое из существующих направлений ООО «Гарант» должно быть оценено на потенциал востребованности в регионах. Потенциальный франчайзи на основании предварительно проведенного маркетингового исследования своего региона формирует совместно с правообладателем перечень оказываемых услуг /соответствующий вариант франшизы.

Франчайзи сможет начать с 1-2 направлений, на которых он сможет полноценно сконцентрироваться, оценить рынок, в дальнейшем возможно расширение перечня услуг/ покупка франшизы дополнительной консалтинговой услуги.

Использование методики постепенного добавления услуг позволит сделать бренд ООО «Гарант» узнаваемым в регионах за счет отработки навыков высококачественного оказания одной-двух услуг на начальном этапе и безболезненно привести компанию к экономически обоснованной многопрофильности.

Еще одним вариантом развития структуры является сохранение многопрофильности при условии четкой оценки эффективности услуг и существенной оптимизации штата сотрудников предприятия за счет перехода от штата специалистов отдельных направлений к услугам аутсорсинговых компаний.

Для реализации такой бизнес-модели, предварительно необходимо сформировать и утвердить пул консалтинговых компаний, готовых, в том числе ресурсно, развиваться в регионах вместе с ООО «ГАРАНТ».


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф