ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТИПОВ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ У ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ АЛИМЕНТАРНОЕ ОЖИРЕНИЕ
2.1. Цель, задачи и обоснование выбора
Целью экспериментального исследования является изучение особенностей типов привязанности к матери у женщин, имеющих алиментарное ожирение.
Объект исследования: алиментарное ожирение у женщин.
Предмет исследования: особенности типов привязанности к матери у женщин, имеющих алиментарное ожирение.
Основная гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что в основе алиментарного ожирения у женщин лежит нарушение ранних объектных отношений, ранних связей, формировании точек фиксации, которое находит отражение в избыточном весе.
Задачи эмпирического исследования:
1. Провести психоаналитическое исследование особенностей психодиагностики ожирения у женщин с учетом особенностей личности пациентом, их биографического материала, особенностей привязанности.
2. Выявить особенности психоаналитического подхода при консультировании женщины с алиментарным ожирением.
Научная новизна работы состоит в следующем: изучены особенности психоаналитического подхода при консультировании женщины с алиментарным ожирением и предложить методы их лечения.
Эмпирическая база исследования: для отбора эмпирического материала исследования были использованы опрос и диагностика женщин, обратившихся за помощью в укажите какой-нибудь медицинский центр, например доктора Гаврилова или Борменталь – они есть в каждом городе. Обращает на себя внимание тот факт, что проблема лишнего веса мешала пациенткам не только в связи с появлением проблем со здоровьем и нарушением эстетики тела, а также и тем, что все молодые женщины испытывали напряженные взаимоотношения со своими мужьями. Мы, предположили, что все имеющиеся проблемы имеют корни, родом из детства, поэтому сосредоточили внимание на тщательном исследовании обстоятельств жизни пациенток начиная с рождения до настоящего времени. После беседы с психологом, пациентке с выявленными симптомами предлагалось проведение диагностики и психоаналитической терапии. В исследовании приняли участие три женщины с алиментарным ожирением.
Испытуемые: исследование проводилось с женщинами с ярко выраженными симптомами алиментарного ожирения. Всего в исследовании приняли участие 3 женщины, в возрасте 24, 27, 34. Все испытуемые женщины относятся к категории женщины репродуктивного возраста с нарушением пищевого поведения (алиментарное ожирение).
Все три женщины, которые принимали участи в исследование дали свое согласие на представление полученного материала в рамках данного исследования.
2.2. Обоснование выбора методов и методик исследования
Методы исследования — структурное интервью по Кернбергу, интервью по исследованию привязанности, профиль развития взрослой женщины по Анне Фрейд, а также авторская анкета, разработанную в дополнение к интервью по Кернбергу, методика ПАРИ, предназначен для выявления отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), авторская биографическая анкета (пол, возраст, уровень образования и пр.).
Структурное интервью по О. Кернбергу (Методика представлена в Приложении 1)
Цель – выявить как ключевые симптомы, в которых проявляется психопатология, так и лежащую за ними структуру личности.
Инструкция: в процессе интервьюирования задаются определенные вопросы, направленные на выявление особенностей структуры личности, ее поведения. Каждый вопрос подкрепляется дополнительными вопросами, способствующими установлению контакта и выведению пациента на доверительное общение.
Указанная методика позволяет выявить:
1) качество объектных отношений;
2) степень интегрированности;
3) природу примитивного переноса.
Благодаря структурному интервью можно оценить мотивацию пациента, готовность к психотерапии, формы сопротивления, тип психотерапии — интенсивный анализ, экспрессивную или поддерживающую психотерапию. С помощью него можно выявить положительные качества клиента.
«Интервью по привязанности» Мэри Мэйн (Методика представлена в Приложении 2).
Цель – исследование привязанности
Инструкция: данная методика представляет собой интервьюирование. В процессе реализации интервью последовательно задаются вопросы, на которые респондент отвечает. Если возникают трудности при ответе на какой-либо вопрос, то используются дополнительные вопросы, способствующие формированию полноты картины относительно особенностей привязанности респондента.
Данная методика способствует определение отношений в семье, а также позволяет выявить специфику взаимосвязи респондента с кем-то из родителей. Благодаря данной методике мы можем определить модель привязанности испытуемых, тем самым определив проблемы взаимоотношений и их влияние на отношение испытуемых к материнству.
Профиль развития женской личности по Анне Фрейд (Методика представлена в Приложении 3).
Цель: построить профиль развития взрослой женщины.
Анна Фрейд описала следующие линии.
— «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям».
— Линии, приводящие к телесной независимости: «от сосания к рациональному питанию», «от пачкания пеленок к контролю за кишечником и мо¬чевым пузырем», «от отсутствия ответственности до принятия ответственнос¬ти по уходу за телом».
— «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».
— «От тела к игрушке и от игры к работе». Приведем примеры двух линий развития.
Линия «от сосания к рациональному питанию»
Долгий путь должен проделать ребенок, прежде чем прийти в точку, где он может регулировать прием пищи активно и рационально, качественно и количественно, на основе собственных потребностей и аппетита и независимо от его отношений к «обеспечителю» еды либо от его сознательных и бессознательных фантазий.
Тест-методика для выявления отношения родителей к разным сторонам семейной жизни «PARI»(Parental Attitude Research Instrument) (Методика представлена в Приложении 4).
Цель: выявление отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
Инструкция:
России методика адаптирована Т. В. Нещерет. Тест-опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 – оптимальный эмоциональный контакт, 2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 – излишняя концентрация на ребенке. На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут.
Авторская биографическая анкета (Методика представлена в Приложении 5).
Цель: сбор дополнительных сведений о поле, возрасте, уровне образования.
Инструкция: перед началом исследования испытуемому дается следующая инструкция: «Отвечайте пожалуйста на предложенные вопросы быстро не раздумывая. Постарайтесь дать максимально искренние ответы».
