Меню Услуги

Особенности тревоги о будущем у учащихся старших классов и пути ее психологической коррекции. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4   5


1.3. Психологические особенности тревоги о будущем у подростков

В рамках нашего исследования мы хотим рассмотреть содержание страхов и тревог в подростковом возрасте, имеющем прямое отношение к возникновению и развитию тревоги о будущем.

А.М. Прихожан в своей работе исследуя уровень тревожности школьников обучающихся с 1 по 11 класс, выявила четкую взаимосвязь между реальными условиями школьной жизни и возрастными особенностями детей. В итоге проведенных наблюдений было установлено, что в течение всего периода младшего школьного возраста уровень тревоги относительно устойчив. Снижение наблюдается только в подростковый период (6 – 7 классы), в период с 7 по 9 класс уровень тревожности у мальчиков и девочек одинаково стабилен и в дальнейшем следует резкий рост тревоги в старшем подростковом возрасте, достигая своего пика к 9 классу, т.е. к окончанию неполного среднего образования. К старшей школе, то есть к 10-му классу у юношей она начинает расти. До этого уровень тревожности у девушек в 7 – 9 классах был выше, чем у юношей. К началу 10 класса уровни опять выравниваются. После перехода в 10 класс и к раннему юношескому возрасту соответственно, уровень тревоги опять снижается. Новый всплеск наблюдается перед окончанием школы в 11 классе [61].

Мы уже обращались в первом параграфе к взглядам З. Фрейда о причинах возникновения состоянии тревоги и хотели бы отметить, что чувство тревоги является очень важным в жизни подростка, т.к. оно готовит его к возможным трудностям во взрослой жизни, настраивает его на активные действия по их преодолению. Тревога это предвосхищение будущих опасностей за стенами школы, в которой все понятно и знакомо. По нашему мнению, всплески тревоги перед переходом из 9 класса в 10 и перед окончанием школы, в данном случае являются закономерными, т.к. подросток находится в состояние неопределенности и исчезает оно только после принятия решения о конкретных действиях.

А.М. Прихожан [60], И.Ю. Гаранькова [22], Ю.В. Клепач [44], О.Е. Байтингер [6], А. Бек [8] отмечают, что в этот период у подростков появляется новая тревога, за свое будущее. Индивид осознает свое будущее как одну из самых серьезных проблем. Подобная тревога кроется в следующем, с одной стороны подросток хочет прожить свою жизнь неким образом исходя из своих желаний, одновременно с этим возникает противоречие между субъективными желаниями и объективными возможностями, которые дает ему семья и окружение. Старшеклассники осознавая те сложные препятствия, которые им предстоят: экзамены, выбор специальности и поступление в ВУЗ, дальнейший поиск работы и трудоустройство, переживают это, что сказывается на их отношении к своему будущему. Оно переживается ими как комплекс проблем, что приводит к резкому повышению уровня тревоги [66].

Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что резкий рост тревожности у подростков к 10-му и окончанию 11-го классов объясняется ситуацией предстоящего профессионального самоопределения, сдачей выпускных экзаменов, выбором своего жизненного пути, а так же возможным призывом в ряды Российской армии для юношей. В подобном положении неопределенности подростки оказываются впервые, в их прошлом опыта нет образцов поведения, каким образом реагировать в сложившейся ситуации. Возникают трудности с выстраиванием долгосрочных планов, постановки целей и выборе средств их достижения в отношении дальнейшего обучения, профессиональной карьеры, т.к. подростки не имеют перед собой четкой временной перспективы своей жизни.

Критерии тревоги о будущем. В литературе специалисты, говоря о таком явлении как тревога о будущем отмечают следующее.

Так М.А. Егорова в своей работе пишет о существовании тесной связи между самоопределением, готовностью подростка к взрослой, самостоятельной жизни и проявлениями тревоги о будущем. В качестве критериев автор выделяет следующие: временная перспектива, профессиональная направленность, самооценка, ценностные ориентации, общение и понимание подростками «самостоятельности». Временной перспективе уделяется большое внимание, поскольку осознание подростком связи своего прошлого с настоящим дает ему возможность выстраивать логику действий и прорисовывать картину будущего [33].

Данные критерии становятся актуальными именно в подростковый период, т.к. важнейшим новообразованием данного возраста становится обращенность в будущее и профессиональная ориентация. «Если индивид успешно справляется с задачей обретения идентичности, у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда ему идти дальше» [цит. по М.А. Егорова, 33, С. 61].

Е.И. Головаха, А.А. Кроник, в своей книге «Психологическое время личности», так же уделяют большое внимание такому понятию как картина жизненного пути. Исследуя феномен психологического времени человека, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в жизни индивида, авторы делают акцент на важности осознания человеком трех составляющих его жизни. Жизненный путь любого человека обуславливается множеством факторов, среди которых одно из важнейших мест занимает субъективная картина жизненного пути каждой личности [24].

А.К. Болотова в своей работе отмечает, что психическое здоровье личности во многом определяется и зависит от умения планировать цели своей жизни, существует ли в образе мира человека протяженная и насыщенная определенными событиями временная перспектива будущего. Любая кризисная ситуация, нестабильная и неопределенная вызывает чувство тревоги и приводит к изменениям в переживании человеком своей собственной жизни, он иначе воспринимает свое прошлое, настоящее и будущее, теряет ощущение времени, а зачастую и смысл своего существования. Исходя из этого, автор делает упор на следующие моменты, что сужение временной перспективы и недооценка событийного содержания будущего, влечет за собой трудности в самореализации, постановке целей на будущее и планирование своей деятельности человеком. [14].

Мы можем сделать вывод, что развивая у старшеклассников компетенцию во времени, т.е. говоря словами А.К. Болотовой «адекватность восприятия времени (чувства времени), навыки планирования времени, способность рационально распределять временные приоритеты» [14, С. 71], мы тем самым будем способствовать снижению уровня тревоги о будущем.

С целью выявления тревог, которые вызывают у старшеклассников переживания о своем будущем, нами планируется использовать феноменологический подход, как метод качественного анализа сочинений подростков.

Н.П. Бусыгина в своей статье «Феноменологический и герменевтический подходы в качественных психологических исследованиях» говорит о том, что «феноменология концентрируется на описании проживаемого опыта, описании таких феноменов, как опыт «обучения игре в шахматы», опыт «становления матерью», чувство, что «тебя понимают», и т. п.» [17, С. 59].

Исходя из этого, мы предполагаем, что в своих сочинениях учащиеся старших классов проявят свои тревоги о будущем и особенности переживания кризиса связанного с окончание школы и вступления во взрослую жизнь.

Развитие феноменологии как подхода и одного из ее направлений – эмпатической феноменологии, позволяет понять, как какой смысл вкладывает в свои переживания сам человек. Подобный подход к исследованию дает возможность наблюдать разнообразие миров, в которых живут люди [17].

А.М.Улановский в своих статьях посвященных феноменологическому методу исследования, так же обращает внимание на важность ключевого понятия в феноменологии, переживание, поскольку это центральный феномен человеческой жизни, состоящий из мыслей, чувств, тревог и ощущений. При этом переживаниям по его мнению свойственны ряд особенностей – это внутренняя сложность, комплексность, многогранность, многокомпонентность. Поэтому исследованию переживаний человека, его опыта автор уделяет большое внимание, т.к. мир переживаний – это да вселенная в которой живет каждый отдельный человек. Необходимо  проявлять интерес к описанию деталей самого переживания, чувства тревоги испытываемого человеком в данный момент.

Автор видит цель феноменологического исследования в получение от участников ясных и относительно точных описаний тех или иных аспектов переживания состояния. Это качественный сбор и анализ данных о составе переживания и смысле, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности. Главное требование, которое предъявляется к описаниям и должно соблюдать при проведении анализа, минимальная теоретичность и иметь отношение к реальному переживанию, состоянию или опыту человека. Участник в данном исследовании может быть абсолютно любой человек, который может выступить как источник информации, дающий возможность исследователю собрать описания изучаемого переживания [79, 80].

Исходя из выше изложенного, мы считаем, что проведение качественного феноменологического исследования сочинений старшеклассников на тему «Как я вижу свое будущее…» может дать богатый фактический материал для изучения особенностей тревоги о будущем у подростков.

В рамках нашего исследования представляет большой интерес динамика тревог подростков, связанных с будущим. Согласно исследованиям А.М. Прихожан в 1979—1982 гг. эта группа тревог занимала 5— 6 – е места, встречаясь в ответах около 45% старшеклассников. В 1989—1992 гг. данный вид тревоги поднимается на первое место у мальчиков — с 13—14 лет и у девочек — с 15—17 лет. В 1996—1997 гг. тревога о будущем стала характерна для раннего юношеского возраста. У юношей обнаруживается разделение тревоги на два крупных пласта: категория «Я», касающаяся большого спектра вопросов, имеющих отношение и к профессиональному и личному будущему, и категорию социальных страхов, один из самых распространенных связанных со службой в армии [60].

Мы уже обращались в первом параграфе нашего исследования к взглядам И. Ялома на первоисточник тревоги человека – смерть. Исходя из этого, мы предполагаем, что одна из причин вызвавших сильный рост тревоги о будущем связанным со службой в армии, имеет тесную связь с началом войны в Чечне. СМИ освещавшие боевые действия, жестокость и зверства по отношению к российским солдатам, стали катализатором, который вызвал сильный рост тревоги о будущем среди молодежи. Поскольку участие в войне и риск получить увечья, стать инвалидом или погибнуть ставит крест на дальнейшей, нормальной жизни молодого человека. Возможная смерть для подростков выступала как сильнейший источник тревоги о будущем.

B.C. Собкин [74] в своем докладе отмечает, что материальное положение семьи в которой растет подросток, ее финансовое положение имеют очень большое значение для формирования чувства уверенности относительно будущего у молодого человека. Результаты исследования проведенного среди учеников школ показали, что из финансово благополучных семей  38,6% подростков радужно видят свое будущее, тогда как из малообеспеченных таких только — 14,9%. Одной из основных особенностей является то, что подростки из бедных семей видят свою самореализацию в желании изменить свою материальное положение и за счет этого повысить свой статус. Подобное положение дел создает замкнутый круг, состоящий из следующих элементов: неудовлетворенность социальным статусом — желание его сменить — отсутствие стратегии реализации этого желания — неуверенность в своей жизненной успешности.

По мнению О.Е. Байтингер[6], образ будущего – это мысленный образ сформированный человеком. Это некий желательный образец – эталон. По мнению исследователя у большинства подростков чувство тревоги о будущем является фоном, необходимым для его нормального планирования, т.е. состояние тревоги выполнят адаптационную функцию. Однако часть молодых людей (около 30 % выборки) имеют высокую степень переживания будущего именно как проблемы. Они острее воспринимают предстоящие трудности и препятствия, которые могут возникнуть при реализации ими значимых событий в будущем.

Так же автор обращает внимание на то, что подростки, обладающие высокой работоспособностью, адекватной самооценкой, способностью отстоять свою точку зрения и высокими коммуникативными способностями, переживают возможные трудности своего будущего как серьезную проблему в меньшей степени, чем их ровесники с низкой работоспособностью, низкой самооценкой и коммуникативными способностями. Кроме того, для молодых людей с высокой степенью переживания будущего как проблемы характерно также отсутствие представлений о способах реализации желаемого.

О.И. Карпухина отмечает, что в среде современной молодежи главенствующим является мнение «все средства хороши для достижения богатства, и даже противоправные». Подростки, избирая для себя такое отношение к жизни, богатству и успеху, естественно трансформируют свое отношение к людям не сумевшим достичь всего этого. Так, по мнению 47,7% опрошенных молодых людей, рост числа бедных в стране объясняется тем, что «эти люди плохо приспособились к жизни», 21% считают, что они «не избавились от старых идеалов», а 18,2 % видят причину бедности в неумении воровать [41].

Наше демократическое общество, где у всех есть «равные» возможности транслирует молодежи своеобразные идеалы «жизненного успеха». СМИ, интернет, реклама, глянцевые журналы напичканы атрибутами «красивой жизни». Родители и другие взрослые ставят цели подросткам без учета их реальных талантов, способней и возможностей. Главное – достижение результата, все должно быть нацелено только на него – возможности, время, интересы. Все это вызывает рост уровня тревоги, корень которого кроется в страхе ребенка «не успеть», «не оправдать», «не соответствовать».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

«Наши школы пропитаны страхом, — пишет И. Щербо, — главный его носитель изначально — учитель. Вот уж у кого барометр тревожности побивает все показатели. А кого может воспитать человек с рабской психологией? Кого может воспитать учитель, у которого тревожность стала национальной и профессиональной чертой психики» [90, С.14]. Наша школа построена на принципе правильных ответов. «Мы загнали ребенка в мир, — продолжает И. Щербо, — где у него нет права на ошибку. Мы лишили ученика права на ошибку, вложив в его психологию, что ошибка — это преступление» [90, С.15].

Таким образом, на основе приведенных данных можно предположить, что в период обучения в школе у подростков преобладает тревога относительно социальных взаимоотношений и контактов. Вместе с этим получает развитие тревога о будущем, так как подросток стоит на пути к самостоятельности и взрослой жизни. Какая она будет, что его ждет и с какими трудностями ему предстоит столкнуться неизвестно, а неведение, как правило, и вызывает рост тревоги, так как школьник не знает, к чему ему готовиться и хватит ли ему сил преодолеть те препятствия, которые готовит ему новая жизнь.

 Выводы по 1 главе

  1. Подводя итог всему, что было изложено выше, можно сказать, что тревога является состоянием человека, в основе которого лежат как свойства и особенности нервной системы, так и определенные социальные факторы.
  2. Состояние тревоги оказывает большое влияние на деятельность и поведение индивида, одновременно с этим сама по себе тревога не является однозначно отрицательным состоянием психики человека. Влияние тревоги определятся рядом качеств личности индивида: содержанием мотивов и критериев самооценки, адекватностью индивидуального стиля деятельности и т. д.
  3. Тревога способна оказывать влияние на процессы целеполагания, участвует в мотивации, в процессах принятия решений и выбора, понимании своей роли в достижении результатов, преодолеваемых трудностях на пути движения к поставленной цели. Главная задача и функция тревоги кроется в поиске и реализации наиболее оптимальных и адекватных форм поведения индивида в сложившейся ситуации. Ситуативная тревога играет роль регулятора поведения в конкретной ситуации опасности.
  4. Переживание подростком страха перед будущим, которое для него неизвестно и туманно, является результат осознания реальности своих жизненных целей средствам и возможностям их достижения.
  5. В литературе авторы выделяют различные критерии тревоги, в рамках нашего исследования посвященного тревоге о будущем у учащихся старших классов мы решили остановиться на следующих:

— высокий уровень ситуативной тревоги;

— наличие тревожных высказываний о своем будущем в контексте семьи, профессиональной деятельности;

— низкий уровень компетентности во времени, размытая временная перспектива своей предстоящей жизни.

  1. Мы считает, что зная причины тревоги человека, понимая какие механизмы лежат в основе, мы можем, используя методы психолгической коррекции, эффективно работать с данным состоянием. Первоначально необходимо понять ее причину, снизить уровень и тем самым, дать человеку возможность увидеть не ограничения, а зоны своего роста. Тревога позволяет переосмыслить индивидуальные возможности в каждом конкретном случае. Тревога в нашем понимании это определенный катализатор, способствующие мобилизации и включению в работу скрытых возможностей и способностей человека.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей тревоги о будущем у учащихся старших классов

2.1. Организация эмпирического исследования особенностей тревоги о будущем у учащихся старших классов

Замысел исследования. С целью выявить особенности тревоги о будущем у учащихся старших классов, нами было проведено эмпирическое исследование.

Задачи эмпирического исследования:

  1. Разработать дизайн исследования.
  2. Подобрать валидные методики для исследования особенностей тревоги о будущем у учащихся старших классов.
  3. Провести диагностику состояния тревоги о будущем у учащихся старших классов.
  4. Провести сравнительных анализ полученных результатов, сделать выводы.

Гипотеза исследования: уровень тревоги о будущем у учащихся старших классов выше, чем у учащихся средней школы, что проявляется: в высоком уровне ситуативной тревоги; наличии тревожных контекстуальных высказываний о будущем своей родительской и личной семьи, неопределенности в отношении своей будущей профессиональной деятельности; низком уровне компетентности во времени.

Выборка исследования:

Исследование проводилось на базе школы № 1293 г. Москвы. В контингент испытуемых вошли подростки из 1 седьмого класса 1 одиннадцатого класса, возраст семиклассников 13-14 лет, возраст выпускников 16-17 лет.  Общее количество участников исследования составило 30 человек по 15 человек из каждого класса. Испытуемые подобраны в случайном порядке, уравнение достигалось путем естественной рандомизации.

Выбор методов и методик, применяемых для решения поставленных задач, определяется следующими требованиями: они должны быть максимально информативны, диагностировать интересующие нас явления при максимальных затратах времени на исследования, будучи достоверными и надежными при анализе полученных данных.

Исходя из этого требования, использовались следующие методики.

Контекстуальный анализ сочинений учащихся 7 и 11 классов. Контекстуальный анализ сочинений может быть отнесен к феноменологическому подходу к исследованиям психической реальности.

Феноменологический подход рассматривается нами как путь получения данных об особенностях переживания учащимися средней и старшей школы состояния тревоги о будущем. В основе феноменологического подхода лежит описание конкретного опыта человека или его переживании относительно событий прошлого или будущего. Он дает возможность исследовать все многообразие характеристик и уникальность личности человека.

В качестве формы исследования нами было выбрано сочинение, по нашему мнению, данный способ дает возможность собрать и проанализировать полученную информацию об особенностях восприятия и переживания учащимися своего будущего, наглядно отражая в контексте сочинения их эмоции и чувства в отношении своего будущего. Исходя из этого нами был выбран контекстуальный анализ, как метод исследования текста.

Контекстуальный анализ (контент – анализ) – (англ. content analysis; от content — содержание) метод качественно — количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов иди тенденций отраженных в этих документах. Объектом контекстуального анализа может выступать содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Основные процедуры данного вида анализа были разработаны американскими социологами Х. Лассуэллом и Б. Берелсоном. В процессе контекстуального анализа происходит выявление смысловых единиц анализа, которыми могут быть выражены в отдельных понятиях и терминах, темы выражены в целых смысловых абзацах, частях текста, события или факты. Единицы выделяемые в рамкам контекстуального анализа выделяются в зависимости от гипотезы, целей и задач конкретного исследования [16].

Особенностями применения контекстуального анализа в нашем исследовании было то, что сочинение писали ученики одного 7 (возраст от 12 -13 лет) и одного 11 класса (возраст отс16 – 17 лет). Испытуемые были подобраны в случайном порядке, всего 30 человек по 15 человек из каждого класса, которые в течение 1 академического часа (45 минут) работали над сочинением. Каждый ученик сидел за отдельным столом, имея в своем распоряжении ручку и лист бумаги.

Учащимся была дана инструкция, что им необходимо описать то, как они видят свое будущее. Временные рамки «будущего» нами не вводились, учащиеся имели возможность описывать свое видение на неограниченное время вперед.

В теме сочинения нами намеренно не вводились слова «тревога» или «тревожит», т.к. их наличие могло серьезным образом сместить фокус внимания учащихся с будущего как такового на конкретные тревоги.

Модифицированная методики «Шкала тревоги Дж.Тейлора» (автор модификации Т.А. Немчин) (Приложение 3) [28].

Данная методика позволяет определить пять уровней тревоги: очень высокий уровень, высокий уровень, средний (ближе к высокому) уровень, средний (ближе к низкому) уровень, низкий уровень. Данным уровням тревоги соответствуют следующие характеристики:

  1. Очень высокий – люди отличаются крайней неуверенностью в себе, нерешительностью, тенденцией к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы; весьма обязательные и ответственные, они отличаются зависимой позицией, ориентацией на мнение окружающих.
  2. Высокий – людей отличает постоянная неуверенность в себе, нерешительность, зависимая позиция, ориентация на мнение окружающих, конформность, тенденция реагировать повышенным чувством вины и самобичеванием на малейшие неудачи и ошибки в деятельности.
  3. Средний (с тенденцией к высокому) – людей с данным уровнем тревоги отличает ситуативная неуверенность и нерешительность, в известных ситуациях, проявляется уверенность, в неизвестных ситуациях – конформность, нерешительность, неуверенность;
  4. Средний (с тенденцией к низкому) – люди в целом уверены в себе и своей деятельности, их решительность и уверенность в основном не зависит от внешних обстоятельств, мнений окружающих.
  5. Низкий — люди уверены в себе, в своих поступках в и проделанной работе; отличаются независимой позицией, ориентацией на личное мнение.

«Шкала компетентности во времени» — составная часть «Самоактуализационного теста» (САТ), созданного на базе опросника личностной ориентации (POI) Э. Шострем (Приложение 1) [14].

Тест включает 17 пунктов, каждый из которых представлен двумя противоположными высказываниями. Максимальная оценка по этому опроснику равна 17 баллам. Подсчет баллов проводиться с помощью ключа.

Интерпретация данных производится на основе полученных результатов. Высокий балл свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить «настоящим», т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни, во-вторых, о способности ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть жизнь целостной.

Низкий бал означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (на прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего временного пути.

Методика исследования «Индекса жизненной удовлетворенности» (А.Ньюгартен) (Приложение 2) [14].

Тест применяется для исследования проблем жизненного пути, социальной адаптации и психологических состояний человека. Тест включает в себя 20 пунктов – суждений. Респонденту предъявляется ответный бланк методики, дается инструкция.

Суммарный балл от 0 до 40 служит индексом жизненной удовлетворенности. Получаемый в тесте показатель жизненной удовлетворенности интегративно отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.

U-критерий Манна-Уитни. Методы математической статистики в работе представлены U-критерием Манна-Уитни. Это критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного [72].

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей тревоги о будущем у учащихся старших классов

Результаты контекстуального анализа сочинения учащихся. На основе контекстуального анализа сочинения учащихся 11 класса нами было выявлено следующее, что «Будущее» для старшеклассников делится на 6 сфер (контекстов) и может быть представлено следующей схемой ценностей:

В сочинениях учащихся 11 класса самым часто встречающимся словом является слово «Семья». Данное слово встречается в 13 фразах, из них 7 содержат переживания и тревоги о будущем, что составляет – 54,4 %.

Старшеклассники испытывают тревогу в связи с семьей в следующих контекстах:

  1. Тревога о предстоящем создании свой семьи, что это серьезный шаг, к которому необходимо быть готовым, а так же что любовь нужно ждать, а она является определенным условием создания семьи: «Торопиться не стоит…Потому что любовь по заказу не придет…Хочу двух малышек: мальчика, а потом девочку».
  2. Тревога о необходимости подготовить своих будущих детей к взрослой жизни, дать им все необходимое: «А самое главное — поставить детей на ноги!»
  3. Тревога о своей семье, как некоем идеале, который может быть не достигнут в силу ряда причин: «Но моя семья для меня будет идеальной».
  4. Тревога о несоответствии своего будущей семьи и себя как члена общества определенным социальным стандартам и нормам: «Конечно, как и у всех нормальных людей, я планирую создание семьи».
  5. Тревога о потере своей родительской семьи как источнике поддержки и опоры, которой можно лишиться в будущем при стечении определенных обстоятельств:

а) «Конечно же, если я уеду в другую страну, например в Германию или Англию, мне бы хотелось, чтобы моя семья тоже поехала со мной».

б) « Самое главное – это, конечно же, семья, потому что только родные люди помогут в любой ситуации, выслушают, поддержат».

  1. Тревога о возможности реализации себя в семье, как жены, а возможно и матери: «Вряд ли у меня когда-нибудь появится семья, ну или хотя бы муж».

Вторым по частоте упоминания в тексте является слово «Профессия». Слово встречается в 11 фразах о профессии, из них 7 фраз содержат переживания и тревоги, что составляет – 63,6%.

  1. Тревога о неопределенности своей будущей профессии, трудности выбора сферы деятельности и своем профессиональном пути в жизни, а как следствие и реализации себя как члена общества:

а) «В июне надо будет оканчивать 11 класс, надеюсь, что к этому времени я уже определюсь с будущей профессией».

б) «Но на данный момент я еще не определился со своей будущей профессией, но она будет в пищевой сфере».

в) «Определенных мыслей о будущей профессии пока не возникало».

г) «В наше время довольно сложно представить своё будущее так как многие ещё не определились с профессией».

д) «Самая распространенная проблема молодежи – выбор профессии».

  1. Тревога о правильности своего профессионально выбора, актуальности и полезности своего будущего труда, а значит и себя самого:

а) «Мне кажется, что эта профессия очень важна».

б) «Я надеюсь работать в этой сфере, потому что, мне кажется, это очень интересная профессия».

Третьим словом, которое встречается в сочинениях учащихся 11 класса, является слово «Вижу». Оно встречается 9 раз во фразах о том, как я вижу свое будущее, из них 6 фраз содержат переживания и тревоги – 66,7%.

  1. Тревога о том, что желаемое будущее не обязательно будет таким как хочется:

а) «Я  никогда не задумывалась на тему “Как я вижу свою будущее”, но думаю это будет примерно так…».

б) «Конечно, вряд ли хоть один человек видит своё будущее с плохой стороны, вот и я вижу его только с хорошей».

  1. Тревога заглянуть в свое будущее, постараться его представить, страх ответить самому себе на вопрос, что ждет меня дальше: «Как я вижу своё будущее?»
  2. Тревога о невозможности сохранить прежние контакты, друзей, близких: «В будущем я вижу нас всех вместе».
  3. Тревога о будущем своей страны, страх за людей и Родину и себя как члена общества: «Все мои иллюзии распадаются в то же мгновение, когда, выйдя на улицу, я вижу худые и заморенные лица пожилых людей, которые должны весь день стоять на морозе лишь для того, чтобы выпросить горсточку монет на хлеб, или когда я вижу птиц в луже нефти, или когда столько идет денег на вооружение, или когда смотрю криминальную хронику».

Четвертым словом, которое встречается в сочинениях учащихся 11 класса, является слово «Жить». Оно встречается в 10 фразах о жизни, из них 3 фразы содержат переживания и тревоги, что составляет – 36,4%

  1. Тревога о том, что будущая жизнь в России не возможна:

а) «я  не хотел бы жить в России».

б) «в России будет всего очень сложно, да и почти не возможно добиться, я хотел бы жить в Испании».

  1. Тревога о получении образования, являющегося определяющим фактором для дальнейшей карьеры и благополучной жизни: «Кем я буду работать, где жить и т.д. На данный момент самым главным вопросом для меня является мое будущее образование».
  2. Тревога о предстоящем материальном положении и как следствии возможности сохранить прежние контакты и связи с родными и близкими людьми: «Хотя…у меня достаточно денег, значит, он будет жить со мной».

Пятым словом, которое встречается в сочинениях учащихся 11 класса, является слово «Получить», оно встречается в 10 фразах и свидетельствует о существовании определенных желаний и потребностей, из 10 фраз, 6 содержат переживания и тревоги, что составляет – 60,0%.

  1. Тревога о том, что создание семьи может помешать реализации себя в профессии и карьере: «Надо сначала получить образование, а потом уже заводить семью».
  2. Тревога основанная на прошлом негативном опыте, когда ожидания и мечты о будущем были разрушены: «Но мне очень понравилось и я понял, что у меня может хорошо получится этим заниматься, но на одной из тренировок тренер сказал мне, что нет шансов».
  3. Тревога, что в будущем из-за решения принятого ранее (сейчас) самим человек или его ближайших окружением, могут возникнуть некие трудности, которые помешают в жизни:

а) «Сейчас я не поменяла свое мнение и надеюсь, что у меня все получится».

б) «Потому что в будущем, человек будет обвинять всех вокруг себя в том, что у него что-то не получилось».

  1. Тревога о существовании определенных условий, при наступлении или отсутствии которых будет невозможно полностью реализовать себя и добиться успеха в жизни: «И тогда все получится».
  2. Тревога о том, что выбор, который необходимо делать сейчас не будет одобрен значимыми другими, обществом. Что может возникнуть несогласованность между желанием заниматься любимым делом и необходимостью обеспечивать жизнь себе и своей семье: «Я считаю, что не важно сколько ты получаешь денег при работе, а главное, чтобы работа тебе нравилась.

Шестым словом, которое встречается в сочинениях учеников 11 класса, является слово «Школа», оно встречается в 9 фразах, из них лишь 1 фраза содержат переживания и тревоги, что составляет  – 12,1%.

Тревога о том, что будущее вне школы мрачно и взрослая жизнь приведет к необратимым изменениям в психическом здоровье: «после школы я загремлю в психушку».

Так же нами было проведен контекстуальный анализ 2 сочинений учащихся 11 класса как наиболее интересных с точки зрения наличия в них тревожных высказываний о будущем в различных контекстах.

Тревожное  сочинение № 1.

В данном сочинении встречались два слова в контексте с тревогой:

  1. «Вижу»: Все мои иллюзии распадаются в то же мгновение, когда, выйдя на улицу, я вижу худые и заморенные лица пожилых людей, которые должны весь день стоять на морозе лишь для того, чтобы выпросить горсточку монет на хлеб, или когда я вижу птиц в луже нефти, или когда столько идет денег на вооружение, или когда смотрю криминальную хронику.
  2. «Жизнь»: а) «Живя в наше сложное время, наблюдая за жизнью своего народа и всего человечества, я часто задумываюсь, что ожидает всех нас в будущем»; б) «Но через минуту мне кажется, что такая жизнь может наступить только в том случае, если все человечество закажет себе пропуск в астрал и через него попадут в Небесное царство».

Все тревожны высказывания в данном сочинении, так или иначе, связаны с настоящей и будущей жизнью в России и представляют собой переживания и размышления подростка о том, как он видит будущее своей Родины и ее народа.

Тревожное сочинение №2.

В данном сочинении тревога о будущем представлена более широко и связана с различными сторонами жизни.

  1. Слово «Жизнь». Тревога связана с важными составляющими жизни: работа и общение.

Тревога о том, что неудачи в работе, неправильно сделанный профессиональный выбор могут омрачить всю жизнь:

а) «Ведь наша жизнь в большей части зависит от нашей работы».

б) «Если плохая работа, то и жизнь не в радость».

Тревога относительно страха изоляции, опасение оказаться вне социума, стать изгоем: «Потому что без общения жизнь в принципе невозможна».

  1. Слова «Видеть свое». Тревога о будущем связанная с неопределенностью во взглядах на данный момент, отсутствуют четкое понимание направления деятельности, конкретика в поставленных целях, подобная неопределенность вызывает метания и создает состояние тревожного ожидания опасности:

а) «Сегодня я могу видеть своё будущее с одной стороны, а завтра уже буду обдумывать что-то другое».

б) «Конечно, вряд ли хоть один человек видит своё будущее с плохой стороны, вот и я вижу его только с хорошей».

  1. Слово «Главное». Тревога о будущем связана с реализацией себя в семье и сохранении отношений со своей родительской семьей, кроме того существует тревога потерять поддержку и защиту семьи, остаться одной, быть вне семьи:

а) «Но работа для меня не самое главное в жизни».

б) Самое главное – это, конечно же, семья, потому что только родные люди помогут в любой ситуации, выслушают, поддержат.

  1. Слово «Семья». Слова «Главное» и «Семья» имеют тесную связь, т.к. в данном контексте имеют отношению к одной ценности подростка – Семье. Присутствует ярко выраженная тревога относительно семьи, как главной ценности в жизни и как следствие страх ее потерять, оказаться вдали от родительской семьи:

а) «Конечно же, если я уеду в другую страну, например в Германию или Англию, мне бы хотелось, чтобы моя семья тоже поехала со мной».

б) «Самое главное – это, конечно же, семья, потому что только родные люди помогут в любой ситуации, выслушают, поддержат».

  1. Слово «Страна». Данное слово так же имеет прямую связь со страхом потерять семью, как главную ценность в жизни человека. Существует желание получить хорошую специальность и получить возможность покинуть пределы России, в месте с тем, есть тревога относительно того, что семья может быть помещать или не поддержать такого желания одного из своих членов. Тем самым возникает противоборство между карьерными устремлениями и ценностными ориентациями подростка:

а) «Мне бы хотелось стать переводчиком и путешествовать по всему миру ( возможно даже уехать жить в другую страну)».

б) «Конечно же, если я уеду в другую страну, например в Германию или Англию, мне бы хотелось, чтобы моя семья тоже поехала со мной».

В сочинениях учащихся 11 класса помимо контекстуальных высказываний встречаются прямые фразы свидетельствующие о тревоге:

  1. Война.
  2. Думаю не измениться.
  3. Зависит от жизни.
  4. Нравится, я думаю.
  5. Поживем увидим.
  6. Психушка.

Все данные фразы встречаются в сочинениях по 2 раза, и прямо свидетельствуют  о наличии тревожных переживаний о будущем у подростков.

Высказывания № 2, 3, 5 прямо указывают на переживания относительно будущего, т.к. сама фраза сформулирована в будущем времени и содержит в себе тревогу о том, насколько вероятно желательное развитие событий.

Фраза № 4, содержит в себе конструкт, который является тревогой о правильности своего решения или взгляда, опасение, что возможно дальнейшее разочарование.

Фразы № 1, 6 являются прямыми свидетельствами наличия тревоги о своем будущем.

На основе контекстуального анализа сочинения учащихся 7 класса нами было выявлено следующее, что «Будущее» для учеников среднего звена обучения концентрируется вокруг единственного понятия «Школа» и может быть наглядно представлено в следующей схеме:


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!