Меню Услуги

Особенности тревоги о будущем у учащихся старших классов и пути ее психологической коррекции


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования состояния тревоги о будущем у учащихся старших классов

1.1. Определение тревоги в психологической литературе

1.2. Психологическая характеристика состояния тревоги в подростковом возрасте

1.3. Психологические особенности тревоги о будущем у подростков

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей тревоги о будущем у учащихся старших классов

2.1. Организация эмпирического исследования особенностей тревоги о будущем у учащихся старших классов

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей тревоги о будущем у учащихся старших классов

2.3. Теоретическое обоснование группового
психологического  тренинга как метода психологической коррекции тревоги о будущем у учащихся старших классов

Заключение

Литература

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время ученые психологи исследуют самые различные психические состояния. Одной из тем, которой научное сообщество уделяет достаточно большое внимание,  является состояние тревоги и тревожности.

По мнению А.М.Прихожан, тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие [59]. Этим объясняется обращение ученых вновь к проблемам тревоги и тревожности на современном этапе.

А.М.Прихожан, Н.Д.Левитов, Г.Ш.Габдреева, Э.А.Голубева, Н.В.Имедадзе, И.В.Пацявичус, Ю.Л.Ханин, Ч.Спилбергер, Д.Тейлор и другие придают большое значение исследованию тревожности, которая являясь индивидуальной психологической особенностью личности способна оказать сильное воздействие на все психические функции, в особенности на эмоциональную сферу. Из-за тревожности исчезает радость жизни, появляются и развиваются хроническая эмоциональная неудовлетворенность, удрученность своим положением, пессимистическая оценка настоящего и будущего, формируются основа для проявления агрессивного поведения. Мыслительный процесс человека становиться скованным постоянными опасениями, сомнениями и предчувствием беды. Как правило, снижается познавательная активность и любознательность. Тревожность разрушает уверенность в своих силах,  лишает упорства и настойчивости в достижении поставленных целей. Все это является истоками пораженческого взгляда на свою жизнь и такой же психологии. И, следовательно, не может не вызывать чувство тревоги о будущем.

Современная молодежь одна из уязвимых групп населения. Чувство тревоги и тревожность как свойство личносноти вызывает изменения, как на психологическом уровне, так и в физическом теле. Состояние тревоги одна из причин развития и процветания в России алкоголизма, наркомании, психосоматических заболеваний. Подростки не знают, что их ждет в будущем, для них оно окутано туманом неизвестности, а неопределенность, как правило, пугает и вызывает желание хоть как то справиться с этим состоянием.

По мнению А.М.Прихожан, Н.Д.Левитова, Г.Ш.Габдреевой, И.Захарова, А.О.Прохорова, частое и продолжительное переживание тревоги как неравновесного состояния формирует личностное свойство — тревожность. Люди, имеющие высокую тревожность, относятся к «группе риска» по неврозам и психосоматическим заболеваниям, на это указывают исследования В.В.Лебединского, А.И.Захарова, Н.В.Жутиковой, А.И.Киколова, С.Спиваковской и многих других.

Кроме того тревожность является основой для целого ряда психологических трудностей в формировании и развитии личности, исходя из этого исследование тревожности важно для понимания особенностей становления личности на знаковых – переломных этапах жизни человека, в контексте возрастных кризисов.

Многие психологи, среди которых Л.И.Божович, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Б.Заззо отмечали, что в подростковом возрасте (от 12 – 18 лет) перед человеком встает необходимость выбора собственного пути в жизни и самоопределения. Выбор профессии, определение себя в социуме все это становится центральными вопросами развития в подростковом возрасте. Этот возраст важный период формирования мировоззрения, убеждения и взглядов относительно своего будущего, определения пути в жизни, все это проходит с учетом социальных условий, которые в данное время имеют место быть.

В подростковом возрасте каждый человек мечтает и строит планы на дальнейшую жизнь, думает о своем будущем, которое часто предстает перед ним как неопределенное, сложное и пугающее, что и провоцирует появление и развитие тревоги и страхов. Выявлению факторов, оказывающих влияние на возникновение и закрепление высоких уровней тревоги о будущем, посвящено данное исследование.

Подростковый возраст, период формирования самосознания, устойчивых личностных диспозиций. В этом возрасте особенно высокое значение имеют воспитательные действия родителей, учителей и школьных психологов, все они в своей деятельности должны опираться на достижения науки, а так же на особенности развития личности с учетом современных социальных преобразований изменений.

Современные социально-экономические преобразования, которые продолжают происходить в российском обществе, вызывают изменения в отношении большого количества людей, в том числе молодежи к существующим реалиям и условиям жизни.  А они в свою очередь ведут к возникновению у молодого поколения проявлений тревожности. Разрушение социальных стереотипов, перестановки в системе ценностей, экономические и политические преобразования, происходящие в России, приводят к необходимости уточнить степень влияния современных условий жизни на формирование личности и построения жизненных планов подростками на пути к взрослости.

Ход наших размышлений в процессе работы, подвел нас к выводу о необходимости психологической помощи подросткам с целью снижения уровня тревоги о будущем. Психологическая помощь включает в себя различные формы работы: психологическое консультирование, психологическое просвещение, психотерапия, психокоррекцию, психологический тренинг и пр.

Данная работа ставит одной из своих задач концептуализацию понимания психологами–консультантами важности работы с тревогой о будущем среди подростков.

Психолог – консультант имея в своем распоряжении широкий выбор диагностических методик, обладая большим объемом теоретических знаний, понимание особенностей тревоги о будущем у старшеклассников может направить свои силы на ее снижение, а как следствие, на сохранение и повышение уровня психологического здоровья молодежи.

В ходе изучения психологической литературы был выявлено, что недостаточно освещены вопросы, касающиеся особенностей тревоги о будущем у учащихся старших классов, что позволило сформулировать объект, предмет, цель, задачи и методы нашего исследования.

Объект исследования: феномен тревоги о будущем.

Предмет исследования: особенности переживания тревоги о будущем у учащихся старших классов.

Цели исследования: выявление особенностей тревоги, характерных для учащихся старших классов, разработка методов психологической коррекции высокого уровня тревоги о будущем у учащихся старших классов.

Гипотеза исследования: уровень тревоги о будущем у учащихся старших классов выше, чем у учащихся средней школы, что проявляется: в высоком уровне ситуативной тревоги; наличии тревожных контекстуальных высказываний о будущем своей родительской и личной семьи, неопределенности в отношении своей будущей профессиональной деятельности; низком уровне компетентности во времени.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психологической литературы выявить сущность состояния тревоги о будущем и определить критерии для ее исследования у учащихся старших классов, а также для концептуализации психокоррекционного воздействия с целью снижения высокого уровня тревоги о будущем.
  2. Провести эмпирическое исследование особенностей тревоги о будущем у учащихся старшей школы.
  3. Теоретическое обоснование группового психологического тренинга как метода психологической коррекции высокого уровня тревоги о будущем у учащихся старших классов.

Методы исследования. Для достижения исследовательской цели и реализации задач эмпирического исследования были использованы:

а) общенаучные методы теоретического анализа (обобщение, абстрагирование, систематизация и др.);

б) контекстуальный анализ сочинений учащихся на тему: «Как я вижу свое будущее…».

в) специальные психологические методы сбора психологической информации – тестовые методики:

— шкала «Компетентности во времени» — составная часть теста самоактуализации личности (САТ), созданного на базе опросника личностной ориентации (POI) Э. Шострем. [14]

— тест «Индекса жизненной удовлетворенности» А. Ньюгартен. [14]

— для измерения уровня тревоги был выбрана методика «Шкала тревоги Дж.Тейлора», модифицированная Т.А.Немчиным. [28].

— методы статистической обработки эмпирической информации: U-критерий Манна-Уитни [72].

Исследовательская база: учащиеся 7 класса и 11 класса общеобразовательной школы с углубленным изучение ряда предметов. В исследовании участвовали 30 человек, из них 15 учеников 7 класса и 15 учеников 11 класса.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования состояния тревоги о будущем у учащихся старших классов

Для того чтобы исследовать особенности состояния тревоги относительно будущего у подростков старших классов школы, нам нужно: уточнить понятия «тревога» и «тревожность»; рассмотреть состояние тревоги в подростковом возрасте и особенности тревоги о будущем; выявить критерии для исследования особенностей тревоги о будущем у учащихся средней и старшей школы.

1.1. Определение тревоги в психологической литературе

По мнению Н.В. Имедадзе, в современной психологической литературе в можно найти достаточно большое количество описаний теоретических и эмпирических исследований состояния тревоги (англ. anxiety), тем не менее, четкое определение данного понятия по-прежнему остается неконцептуализированным [38].

В данный момент существует множество определений состояния тревоги, описанных разными авторами. В качестве отправной точки мы хотим привести то, которое дано в Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, трактующего тревогу следующим образом.

Тревога (англ. anxiety) — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность тревога — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Согласно других точек зрения, страх испытывается при «витальной» угрозе (целостности и существованию организма, человека как живого существа), а тревога — при угрозе социальной (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе) [16, С.499].

По мнению П. Тиллиха «тревога – это сознание нерешенных конфликтов между структурными элементами личности» [78, С.113]. Подобное определение состояния тревоги делает его очень абстактным и неконкретным. Поскольку непонятно о каких структурных элементах личности идет речь.

В прикладных психологических исследованиях для определения состояния тревоги дается широкий список самых разнообразных терминов, начиная от «страха» и «неопределенного эмоционального напряжения», встречается даже такой термин как «окопная болезнь» до самых разных фобий, которые описал С. Гроф [27] и «беспокойства» в работах Д. Карнеги [40].

Содержательная неопределенность понятия «тревога» кроется в том, что в разных психологических исследованиях данный термин применяется в разных значениях. В настоящий момент можно встретить такое определение тревоги как «временного психического состояния, возникающего под воздействием стрессовых факторов» [47], «фрустрации социальных потребностей» [37] и др.

З. Фрейд в своих трудах уделял большое внимание механизмам появления и развития чувства тревоги. Тревога по его мнению есть первичная реакция индивида на беспомощность при травме, ответ, который воспроизводится в последующем при возникновении угрозы, как зов о помощи. ««Я», пережившее пассивно травму, воспроизводит активно ослабленную репродукцию ее в надежде, что сможет самостоятельно руководить ее течением» [83, С.385].

З.Фрейд так же разделял такие понятия как страх и тревога. Главное отличие, по его мнению кроется в следующем: «Таким образом указаны были двоякого рода формы возникновения тревоги в дальнейшей жизни: одна непроизвольная, автоматическая, всякий раз оправдываемая с экономической точки зрения, а именно, когда возникает ситуация опасности, аналогичная опасности при рождении; другая форма репродуцируемая Я, когда такая опасность только угрожала, и имеющая целью своей стать призывом к избежанию этой опасности… Тревога имеет очевидное отношение к ожиданию. Тревогу имеют перед чем-нибудь. Ей присущ характер неопределенности и беспредметности. Точное выражение нашей речи меняет название тревоги, когда она находит свой объект, и заменяет его в таком случае словом страх» [84].

Другими словами можно сказать, что с одной стороны тревога – является предвосхищением травмы или трагедии с одной стороны, тогда как вместе с этим – она воссоздает  прошлое травматическое ощущение, желая его как воспроизведение травматических ощущений с целью ослабить его.

Так в своих ранних работах З. Фрейд [83] указывал, что борьба между Эго и влечениями либидо является причиной вытеснения, а значит и источником тревоги. З. Фрейд выделял два разных вида тревоги, ни одна и них не является либидозной. Первая получила название «первичной тревоги». Это сильный испуг или паника, возникающие в ответ на сильное потрясение человека по-настоящему ужасной ситуацией или событием. Второй вид тревоги, развивающий в предвкушение или ожидании предстоящей опасности, З. Фрейд назвал ее «сигнальной тревогой». Первичная тревога позволяет человеку сформировать и развить способность к распознаванию мельчайших признаков приближающейся опасности, с целью избежать испуга или паники и предпринять определенные защитные действия [83].

По мнению З. Фрейда тревога исчезает только когда ситуация полностью становиться ясной. Действие становиться следующим шагом после готовности к этому действию. Тревога всегда предвосхищает что-то, что еще неизвестно, в ней существует элемент ожидания.

З. Фрейд пишет, что данный элемент ожидания, который включает в себя тревога, играет важную роль. Его задача подготовить человека к приближающейся опасности, вооружить и настроить его соответствующим образом, чтобы она не застала его врасплох. Тревога дает человеку возможность встретить опасность конкретными и целенаправленными действиями.

Иными словами в теории З. Фрейда тревога – естественная биологическая реакция Эго, основная цель которой — самосохранение. В случае если Эго сталкивается с очень мощным и главное малоизвестным или незнакомым раздражителем, оно становится беспомощным, так теряется. В этом состоянии беспомощности и появляется тревога – неопределенное и беспредметное состояние, вызванное не столько самой опасностью, сколько отсутствием путей ее миновать, если вдруг возникнет такая необходимость.

Если посмотреть на периоды жизни человека, то наиболее близким с точки зрения биологии и физиологии является младенчество и раннее детство. Психологически близки те моменты жизни человека, когда будучи ребенком или уже взрослым появляется чувство, что внутренние или внешние раздражители гораздо сильнее индивида и его возможностей. Тревога это внутренне предвосхищение тех жизненных ситуаций, которые когда то были связанны с опытом переживания состоянии беспомощности. Первой подобной ситуаций была травма рождения. З. Фрейд в 25-й лекции [83] пишет: «…нам кажется, что мы знаем, какое раннее впечатление повторяется при аффекте страха. Мы полагаем, что это впечатление от акта рождения, при котором происходит такое объединение неприятных впечатлений, стремлений к разрядке [напряжения] и соматических ощущений, которое стало прообразом воздействия смертельной опасности и с тех пор повторяется у нас как состояние страха» [83, С.156]. Тревога является функцией Эго и ее задача заключается в том, чтобы предупредить индивида о приближении угрозы, чтобы вовремя ее избегнуть или справиться с ней. Таким образом, состояние тревоги способствует возникновению реакции на грозящую опасность и включает адаптивные механизмы психики и организма.

Иными словами, страх это реакция человека на конкретную угрозу при наличии у индивида персонального сценария развития событий по нежелательному пути. Тревогу же, как правило, трудно идентифицировать с конкретной угрозой, хотя и она и может быть вызвана реальным объектом окружающего мира.

Согласно Л. Хьелл и Д. Зиглера [88], З. Фрейд первый сделал попытку классифицировать тревогу отталкиваясь от источника опасности, выделив три основных типа тревоги:

  1. Реалистическая тревога представляет собой эмоциональный ответ на осознание и понимание реально существующих опасностей окружающего мира. Очень часто ее синонимом выступает чувство страха. Основная функция реалистической тревоги сохранение жизни и здоровья человека.
  2. Невротическая тревога является эмоциональной реакцией на то, чтобы не допустить осознания неприемлемых инстинктов со стороны «Ид». Данный вид тревоги это опасение за опасение потерять контроль над реальными агрессивными и сексуальными желаниями и импульсами. В случае, если наказание или порицание исходит из вне, то невротическая тревога может вначале переживаться индивидом как реалистическая. Только в том случае, когда есть опасность, что истинные импульсы «ид» готовы пробиться через «Эго» — контроль, по мнению З. Фрейда именно в этот момент возникает истинная невротическая тревога.
  3. Моральная тревога развивается в случае, когда появляется угроза наказания со стороны «Суперэго». Как правило, данный тип тревоги характеризуется так же наличием чувства стыда или вины. Моральная тревога это отголосок реальных родительских наказаний за недопустимые действия или желания, которым подвергался индивид в детстве. Такую тревогу человек ощущает при наличии несоответствия его моральных норм с истинными желаниями и реальными действиями. В дальнейшем своем развитии «Суперэго» трансформирует моральную тревогу в социальную тревогу, которая получает свое отражение в страхе оказаться вне группы одноклассников или друзе из-за несоответствия своих действий или желаний нормам принятым в данной группе. В процессе онтогенеза происходит трансформация социальной тревоги в страх смерти и ожидания кары небесной за грехи.

По нашему мнению, теория З. Фрейда о причинах формирования тревоги практически полностью исключает воздействие на ее появления и развитие внешних факторов окружающей среды, тогда как пальма первенства отдается внутренним переживания индивида.

О. Ранк, следом за З. Фрейдом развил теорию формирования состоянии тревоги в контексте рождения человека. В своей работе «Родовой травматизм» [68] описывает пребывание плода в утробе матери в виде рая.

Плод, находящийся в пренатальном состоянии, полностью защищен от внешних раздражителей, все нужды и потребности ребенка минимальны и удовлетворяются по мере возможности и необходимости. Рождение нового человека создает совсем другие условия. Младенец из теплой матки оказывается в холодном воздухе, он должен приспособить свое кровообращение и дыхание к новым изменившимся биологическим условиям. В этом процессе главную роль играют органы дыхания и сердца. По всей видимости, они сопровождаются специфическими неприятным ощущением, результатом которых является плач младенца. Рождение – самая настоящая травма, первичный шок для любого человека. Процесс рождения и появление на свет первая ситуации в жизни человека, которая представляет собой реальную ситуацию опасности. Рождение, по мнению О. Ранк, состоит из физиологических и психологических испытаний и закладывает первый страх в бессознательное человека. Именно родовой аффект считается аффектом тревоги, т.к. в нем присутствуют специфические неприятные переживания, сопровождающиеся характерным изменением дыхания и кровообращения.

О. Ранк в своих работах говорил не только о страхе перед жизнью, но и о страхе перед смертью. Страх перед жизнью — это боязнь человека идти вперед, тревога, которая охватывает все существо при необходимости созидать и создавать новое, одновременно перечеркивая и как правило уничтожая привычное, но старое. Страх перед смертью – это боязнь потерять свою независимость и индивидуальность. Человек на протяжении всей своей жизни находиться между этими двумя полюсами. Здорового человека вынуждает мобилизовать себя, собраться с силами, чтобы справиться и преодолеть ее. Человек в состоянии невроза не может этого сделать, так же как не способен на сохранение баланса между смертью и жизнью. По мнению О. Ранка, человек из-за тревоги теряет свое единство с миром, его подавляет чувство вины, страх отвечать за свои поступки и ощущение своей ничтожности и ненужности [68].

К. Хорни как и многие неофрейдисты развивая теорию внутренней конфликтности, придавали тревоге иное значение. У человека в состоянии тревоги возникает «базальная тревожность» — реакция индивида на возможную несостоятельно и несоответствие перед общественными силами или стихией, природой [87].

К. Хорни так же говорила о причинах возникновения тревоги, рассматривая аспект межличностных отношений. В своих работах К. Хорни [87] устанавливает связь между такими понятиями как «базисная тревога» и «базисная враждебность», которые появляются в отношениях ребенка с родителями. Один из факторов, являющихся угрожающим для ребенка, способными вызвать тревогу – это чувство враждебности по отношению к своим близким. Здесь нужно отдельно сказать, что тревогу вызывает не сама враждебность, а те последствия и реакции, которые могут последовать в ответ на нее. По мнению К. Хорни, «Базисная тревога», возникает в том случае, когда нарушается контакт и взаимодействие родителя и ребенка. Поскольку ребенку нужно получать любовь, внимание, заботу со стороны родителей, чувство тревоги возникает у ребенка в том момент, когда у него появляются негативные эмоции в отношении них, тех от кого он сильно зависит. Причин подобного враждебного отношения у ребенка к родителями великое множество. «Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности» [87, С.64]. Так же К. Хорни в ряде подобных причин называет: невыполнение обещаний данных ребенку, предпочтение других детей, а так же непоследовательность в предъявляемых требованиях к нему.

К. Хорни различала страх и тревогу по двум аспектах, наличию объективной угрозы индивиду и интенсивности реакции на эту опасность: «тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже на воображаемую опасность» [87, С.34], но далее К. Хорни уточняет свою позицию: «Как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна и объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Невротическая же тревога от нормальной отличается тем, что «не соответствует общепринятым представлениям» [87, С.40].

Многие из отечественных и зарубежных исследователей говорят о возможности использовать тревогу конструктивно. Так психологи когнитивного направления А. Бек, А.Эллис [8, 91], Р. Нельсон-Джоунс [55], видят причину тревоги в самом человеке, это вовсе не патология. Использовать тревогу как обучение предлагают Г.С. Салливен [71], О.Х. Маурер [52], рассматривал тревогу с позиций бихевиоральнальной теории, то есть как реакцию на внешний стимул. Позднее данные взгляды автора легки в основу теории обучения.

О.Х. Маурер рассматривал тревогу как ответ на внешний раздражитель и называл ее «болевой реакцией условно-рефлекторного типа». По его мнению, организм человека воспринимает внешний сигнал угрожающий его жизни или потребностям, за этим следует условно-рефлекторная реакция, сопровождающая ожидание опасности, — напряжение, неприятные телесные ощущения, боли. Наиболее значимым он считал тот факт, что ответное поведение человека, которое бы вызывало снижение интенсивности тревожного состояния, расценивается человеком как положительное подкрепление. Данная закономерность и легла в основу его теории обучения, в ходе которого происходит закрепление и усвоение эффективного поведения. Таким образом, согласно взлгядов О.Х. Маурера тревога выступает в жизни любого человека, как один ключевых мотивов обучения, поскольку тревогу индивид может снизить только в процессе деятельности [52]. Среди отечественных авторов можно отметить работы Н.Д. Левитова и Ф.Б. Березина [51, 10].

По мнению П. Тиллиха [78] патологическая тревога является следствием неспособности «Я» выдержать и справиться с экзистенциальной тревогой. Человек может «уклониться от экстремальной ситуации отчаяния, укрывшись в неврозе» [78, С.57]. В состоянии патологической тревоги самоутверждение человека происходит в одной сфере, лишая себя возможности получать жизненный опыт. Поведение нормального человека приспособлено к разным областям жизненной реальности и поэтому ему нет необходимости прятаться от реальности. «Невротик болен и нуждается в лечении, ибо он находится в конфликте с реальностью» [78, С.58]. То есть невротик имея ограниченные возможности самоутверждения защищает себя от реальной действительности и одновременно с этим делает себя полностью беззащитным перед окружающим миром.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Ф. Перлз говорит о том, что тревогу «нужно отличать от страха… Страх вызывается некоторым опасным объектом в среде, с которым нужно что-либо сделать, либо избегать его. Тревожность же (в данном контексте, очевидно подразумевается тревога) – внутриорганическое переживание, не имеющее отношения к внешним объектам» [58].

Ф. Перлз в своих работах делает акцент на том, что состояние тревоги связано с затрудненным дыханием во время сильного возбуждения. Он считает, что тревога развивается в ответ на «попытку набрать больше воздуха в легкие, скованные мышечным сжатием грудной клетки» и следовательно «усиления метаболического процесса окисления накопленных пищевых субстанций» [58, С.347]. Исходя из данных физиологических процессов Ф. Перлз связывал происхождение английского слова «тревога» (anxiety) с латинским словом «angudto», то есть сужение или узость. Именно поэтому в своих трудах Ф. Перлз уделяет большее внимание и придает огромное значение физиологическим причинам возникновения тревоги, чем с процессом сознательного осмысления опасной ситуации.

Говоря о тревоге, мы считаем необходим уделить некоторое внимание таким понятиям как нормальная (адекватная) тревога  и патологическая или невротической тревога.

Интересным представляется мнение Ф. Перлза на природу невротической тревоги. В нашем современной обществе, демонстрация страха является слабостью, которую нужно прятать, то есть скрывать реакцию возбуждения. Делая это человек подавляет естественные реакции своего организма и провоцирует появление тревоги. На возбуждение «здоровый организм реагирует … учащением и увеличением амплитуды дыхания… невротик же обязательно пытается контролировать возбуждение … вместо спонтанного углубления дыхания … он сжимает грудную клетку» [58, С.346]. Если следовать логике Ф. Перлза, то избавиться от невротической тревожности индивид может, осознав что он находиться в возбуждении и какие из его потребностей подвергаются угрозе.

При невротической тревоге, как правило, происходит блокирование сознания, делающее индивида беззащитным и уязвимым перед угрозой, тем самым только усиливая тревогу.

По мнению К. Ясперса состояние тревоги возникает как функция (потенциально) опасной ситуации и личностных особенностей человека, связанных с ее интерпретацией. В этой связи особого внимания заслуживает невротическая тревога — тревога, формирующаяся на основе внутриличностных противоречий (например, из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т. д.). Она может привести к неадекватному представлению о существовании угрозы для личности со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и т. д., и таким образом, по сути, нивелирует значение ситуации в развитии состояния тревоги. Формирование у человека невротической тревоги является признаком невротизации личности и требует психотерапевтической помощи [96].

Р. Лазарус [49], говоря о состоянии тревоги, выделял три вида поведенческой реакции на угрозу и опасность: бегство, агрессия и ступор. Каждая из них является определенной характеристикой поведения индивида в состоянии тревоги. Бегство предполагает исключение самой возможности столкновения с угрожающей ситуацией, агрессия – акт уничтожающий опасность, ступор – прекращение деятельности человека.

Тревога в экзистенциализме, по мнению Р. Мэй, понимается как движущая сила. Она понимается как результат осознания и переживания того, что все имеет преходящий характер, скрытого осознания нашей неизбежной конечности. В силу этого она естественна и неустранима. При этом подчеркивается, что тревожиться может только человек как наделенное самосознанием существо [53]. В процессе взаимодействия человека и тревоги порождается психическая активность. Эта активность в качестве которой можно рассматривать и защитные механизмы, составляет психопатологию, обеспечивая безопасность индивида, ограничивают возможности получения опыта. Коренное отличие в понимании психодинамики заключается в том, с чего начинается тревога: «Динамический – экзистенциальный подход сохраняет описанную Фрейдом базисную динамическую структуру, но радикально меняет содержание. Прежняя формула: влечение — тревога — защитный механизм заменена следующей: сознавание конечной данности — тревога — защитный механизм» [94, С.14].

Смерть по И.Ялому это базисный и первичный источник тревоги человека в экзистенциальной психологии [94].

С. Гроф стал основателем перинатальной теории формирования тревожности [27]. Он считает, что тревожность может быть прослежена в прошлое «более или менее точно до смертельной тревоги во время рождения». «В различных фобиях, которые скрывают в себе тревогу, кристаллизованную в специфические страхи, первоначальная тревога рождения присутствует в измененном и смягченном позднейшими событиями виде» [27, С.210].  С. Гроф утверждает, что появления у индивида фобий, которые по своей природе есть тревоги, связаны с биологическими перинатальными матрицами. Исследователь в данном контексте рассматривает клаустрофобию (страх замкнутого пространства), как ответную реакцию на родовую травму, которую получил индивид.

Фобии, которые рассмотрены С. Грофом по своей природе ни что иное как тревога, поскольку ни одна из них не имеет под собой реальной опасности для человека и возникает только благодаря его персональным идеям о степени угрозы. По мнению С. Грофа, истоки данных видов тревог необходимо искать в онтогенезе развития человека, уделяя наибольшее внимание перинатальному периоду. Тревога, которая возникает у индивида во время поездок в метро (сидеродромофобия) толкуется автором на основе формального и эмпирического сходства между отдельными стадиями, которые проходит младенец во время родов с поездкой в замкнутом пространстве в вагоне метро. Самым важным является наличие ощущения замкнутости, зажатости, ощущение мощных сил, которые невозможно контролировать и управлять, гипотетическая вероятность крушения и гибели.

По мнению С. Грофа схожи по ощущениям с данной фобией тревога в отношении полетов на самолете и поездки в кабине лифта.

С. Гроф считает, что тревога в ситуации, когда индивид оказывает на открытом месте: широкая улица, площадь, большой торговый зал (агорафобия) происходит из субъективных ощущений закрытости и замкнутости с дальнейшим колоссальным расширением пространства, то что переживает человек в процессе своего рождения в финальной стадии [27, С.197].

Теория С. Грофа, по нашему мнению, неоднозначна, тем не менее, необходимо сказать о том, что она просто и в тоже время логично объясняет у детей и взрослых наличие фобий.

В справочнике по психиатрии описывается различные фобии, исходя из этого, можно сделать вывод, что не все фобии, которые описываются в специальной медицинской литературе можно относить к тревогам. Например, «боязнь онкологического заболевания (канцерофобия) может условно считаться тревожным состояние человека, до того момента пока в его распоряжении не окажется достаточного количества убедительных доказательств наличия у него раковой опухоли. Как только врач делает заключение и ставит диагноз, отношение больного к имеющейся болезни меняется на тревогу перед скорой смертью» [76, С.413].

К.Гольдштейн немецкий непропатолог и психиарт [цит. по Гольцман Е., 25] в годы Первой мировой войны будучи руководителем больно госпиталя, наблюдал за больными с поражениями головного мозга. В итоге он пришел к заключению, что тревога – результат попадания человека в «катастрофические условия», с которыми он не может справится. Человек чувствует, что его жизнь или равноценное жизни – под угрозой, и пути к спасению он не видит. Тревога появляется тогда, когда рушится связь человека с окружающим миром, когда человек не может самореализоваться. Страх же возникает, когда человек рискует оказаться в состоянии тревоги. Ребенку труднее справляться со своими проблемами, чем взрослому, но в нем живет стремление действовать, несмотря на все угрозы и неудачи. У человека с ранением головного мозга, как и у ребенка, ограничены возможности справляться с трудностями, но у него к тому же ослаблена способность переносить тревогу. От тревоги нельзя убежать, ее нельзя обойти, через нее необходимо пройти. Тревога предупреждает человека не только о риске погибнуть, но и об открывающихся новых возможностях. Тот, кто, впадая в отчаяние, замыкается в себе, от этих возможностей отказывается  К. Гольштейн утверждает, что возникновение культуры связано не с подавление запретных желаний, ведущих к тревоге (как считал З. Фрейд), а радостью преодоления преград свободной личностью [25, С.27].

А.Бандура подчеркивает, что чем шире круг общения, тем больше ситуаций, которые могут дать основание для тревоги. Но и другое неоспоримо: ребенок не может полноценно жить и душевно развиваться, если его отношения с миром обеднены [7].

Определенный интерес представляют работы посвященные беспокойству популярного в нашей стране психолога Д. Карнеги [40]. В своих книгах он описывает множество примеров беспокойного состояния человека, в конечном итоге автор говорит о том, что есть определенные психические состояния, которые относятся к состоянию тревоги или тревожности. Слово «worry» в переводе с английского на русский имеет иметь два толкования «беспокойство или тревожность».

Д.Карнеги в результате обобщения собственных многочисленных наблюдений сделал вывод, что чувство «беспокойства» (мы будем называть его тревога) возникает в той или иной степени у всех людей на разных этапах их жизни, оказывает на бытие человека двоякое влияние. С одной стороны тревога мобилизует и организует жизнь индивида, а с другой препятствует реализации потенциала заложенного в человека природой и обществом.


Страницы:   1   2   3   4   5