Страницы 1 2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование посвящено изучению такого психологического понятия, как тревожность у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 7 лет, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и снижения. Изучение тревожности женщин, имеющих детей, важно в связи с проблемой психо-эмоционального состояния матерей и сохранения их здоровья, а также в связи с влиянием психологического состояния женщины на ребенка.
Актуальность данной проблемы определяется недостатком сформулированных методических и методологических подходов, средств и форм психологического воздействия на психику женщины в период материнства. В связи с этим возникла необходимость специального изучения особенностей такого показателя как уровень тревожности, влияющего на особенности эмоциональной сферы женщин в период материнства, в частности выявления уровня тревожности у женщин с детьми от 0 до 7 лет.
Необходимо отметить, что особенностью современной ситуации в нашей стране является повышения уровня тревожности у населения, в частности у женщин в период материнства. Причинами данной тенденции является нестабильная социально-экономическая ситуация, ограниченные социальные контакты в период материнства, зачастую ухудшение материального положения семьи, отсутствие помощи со стороны близких, возможные проблемы со здоровьем ребенка и матери, резкое сокращение социальных контактов — все это неблагоприятно сказывается на психической сфере женщины.
Исследованием проблемы тревожности в период материнства занимались следующие ученые: Баженова О.В, Брутман В.И., Панкратова М.Г., Брутман В.И., Родионова М.С. Изучение тревожности: З.Фрейд, В.Райх; А.Адлер; К.Хорни, Г.Салливан, Э.Эриксон, К.Роджерс и Дж. Келли; гештальтпсихологии – Ф.Перлз. Экспериментальными исследованиями тревожности — Д.Тейлор, Ч.Спилбергер, Х.Айзенк, Кэттэл, К.Изард, Н.Миллер, А.Спенс, Сэразон и другие. А.Прихожан, Ф.Березин, Ю.Ханин, В.Столин и др.
Отечественные исследования тревожности представлены работами В. М. Астапова, Л.И. Божович, В.В. Белоуса, В.Ф. Березина, П.Г. Вельского, О.В. Дорониной, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, В.Р. Кисловской, A.M. Прихожан, Л.С. Славиной, Ю.Л. Ханина и др.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем тревожности женщины и возрастом ее детей.
Объект исследования: тревожность.
Предмет исследования: особенности тревожности женщины, имеющей детей от 0 до 7 лет.
Гипотеза: уровень тревожности у женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет выше, по сравнению с уровнем тревожности у женщин, имеющих детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Задачи:
Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме тревожности и ее выявления, в частности у женщин, имеющих детей.
Эмпирически изучить особенности проявления тревожности у женщин с учетом возрастных различий их детей.
Изучить факторы, оказывающие влияние на тревожность женщин в период материнства, имеющих детей от 0 до 7 лет.
Установить связь между уровнем тревожности у женщин и возрастом ее детей (от 0 о 3 и от 4 до 7 лет).
Определить направления психологической работы по профилактике и преодолению материнской тревожности.
Разработать/ подобрать систему психодиагностических методик по определению уровня тревожности матерей.
Методы исследования: в качестве методов использовались следующие диагностические средства: методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе.
Новизна результатов работы заключается в том, что впервые обобщены и систематизированы разнообразные критерии показателей проявления тревожности у женщин, имеющих детей от 0 до 7 лет, а также проанализированы особенности проявлений тревожности у женщин, имеющих детей от 0 до 7 лет, в зависимости от возраста детей, на основе результатов проведенной диагностики тревожности.
Полученные данные обогащают наши представления о возрастных границах, факторах и причинах формирования материнской тревожности, способах проведения профилактики этого состояния.
Практическая значимость результатов работы: полученные данные могут быть использованы в практике психологического консультирования женщин, имеющих детей от 0 до 7 лет. Предлагаемые психодиагностические методики по изучению тревожности, интерпретация их результатов позволят практическим психологам получить достоверную информацию об уровне тревожности женщины как ситуативной, так и личностной, а также отследить взаимосвязь между уровнем тревожности и возрастом ребенка.
Методологической основой выпускной квалификационной работы явились исследования
— по проблеме тревожности Л.И. Божович, Р.Б. Кеттела, , З. Фрейда и др.
— исследования по изучению тревожности у матерей И. Брутман, Г.Г. Филиппова, А. Фрейд, З. Фрейд и др.
Методы исследования:
— анализ литературы по теме исследования;
— опрос и анкетирование;
-тестирование;
— количественный и качественный анализ результатов, различия средних значений между двумя независимыми выборками вычислялся по t–критерию Стьюдента, обработка проводилась вручную.
Исследование проводилось на базе ОЧУ ВО Московская Международная Академия в период с 9.11 2020 по 12.01.2021 В нем приняли участие 24 женщины в возрасте с 26 до 38 лет с детьми от 0 до 7 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.
Введение включает в себя: актуальность, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотезу исследования, методологическую основу исследования, методы исследования, базу исследования, а также теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе «Понятие тревожности: определение, функции, основные виды и формы тревожности» рассмотрены теоретические аспекты тревожности: раскрываются понятия «тревога» и «тревожность» в психологии, виды и формы тревожности, категории и формы тревожности, а также ее типы.
Вторая глава «Организация и методы экспериментального исследования» описывает характеристики респондентов, возрастные группы их детей. Также в ней изложены методики исследования: методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина и методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе, описаны сроки и этапы исследования, также вэтой главе приведены результаты исследования, проведен сравнительный анализ результатов исследования.
Список используемых источников состоит из 42 пунктов. В работе имеются таблицы, гистограммы, а также приложения.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы тревожности
1.1 Понятие тревожности: определение, функции, основные виды и формы тревожности
За последние годы значительно увеличилось количество работ, в которых рассматривается такое психологическое понятие, как тревожность. Все большее количество людей страдают от чрезмерной тревожности и это значительно влияет на их жизнь. Высокий уровень тревоги затрагивают все сферы жизни: зачастую тревога не позволяет человеку эффективно работать, общаться, путешествовать или поддерживать стабильные отношения. Кроме того, тревожные люди часто страдают зависимостями, особенно алкогольной и пищевой. Без сомнения, тревожные расстройства вредят и общему состоянию здоровья. Они часто провоцируют респираторные, кожные и сердечно-сосудистые заболевания, гипертонию, расстройства пищеварительной системы, ожирение, диабет, астму, артрит, повышенную утомляемость и целый спектр других нарушений.
Высокий уровень тревоги оказывает заметное влияние на качество жизни человека и его состояние здоровья. Высоко тревожные люди работают менее продуктивно, чаще обращаются к врачам. Стресс каждого отдельно взятого человека, страдающего от тревоги усиливает ощущение коллективного стресса в обществе. [15].
За последние 50 лет распространенность тревожных расстройств заметно увеличилась: самый большой скачок случился в 1952–1967 годах, но и позже цифры продолжали расти. Очевидно, тревога связана не только с материальным комфортом и безопасностью. Одним из обусловливающих ее факторов может оказаться ощущение «социальной связанности». За последние полвека связи с другими людьми потеряли свою стабильность и предсказуемость- увеличилось количество разводом, а большие семьи, живущие вместе, встречаются редко, сообщества становятся все менее сплоченными.
В больших городах люди все реже дружат с соседями и все чаще живут одни и имеют ограниченные социальные контакты. Поддержка «племени», полагаться на которую людей приучила эволюция, просто больше не работает, как раньше. Если раньше люди чувствовали ответственность за свою жизнь, то теперь многим все чаще кажется, что их судьба находится во власти некой могущественной и далекой силы, мотивы которой едва ли можно понять.
В то же время свойственное современной жизни изобилие повысило наши требования к комфорту. Реклама на телевидении демонстрируете сцены идиллической жизни, что также повышает уровень тревожности в обществе . Стандарты красоты, ожидания успеха и продолжительного счастья повышают неудовлетворённость жизнью.
Различные аспекты тревожности подробно рассмотрены в исследованиях отечественных психологов, несмотря на достаточную представленность в научной литературе описаний тревожности, сохраняется много неясностей в понимании этого психологического явления. В литературе можно встретить разные определения понятия “тревожность”, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление (психическое состояние) и как личностную характеристику.
Так, Г. Айзенк считает эмоциональную неустойчивость одним из проявлений тревожности; Д.Филлипс и Б.Мартин утверждают, что тревога появляется как последствие той или иной формой стресса; Майерс в меньшей степени согласен в определении стресса при описании характера реакции тревоги и природы механизма, опосредствующих тревогу и вызывающих ее стрессовые стимулы. Р.Кэттелл (1961), позднее Ч.Спилбергер, С.Сэразон (1966) различают тревожность как состояния и как свойства[5].
С одной стороны, термин «тревога» используется при описании эмоционального состояния, которое характеризуется неприятными субъективными ощущениями напряжения, ожиданием неблагополучного развития событий. Это состояние может возникнуть в ситуации неопределенной опасности, угрозы. Например, неосознаваемым источником опасности часто обусловлено ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, понимание отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу.
В других случаях тревожность трактуется как черта, свойство личности и проявляется в относительно устойчивой склонности человека воспринимать в различных ситуациях угрозу своему «Я» и последующей реакцией на них усилением состояния тревоги. При этом проявления данного состояния под действием различных стрессоров всегда индивидуальны. Личность с выраженной тревожностью в значительно большей степени воспринимает окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность, чем личность с низким уровнем тревожности. В этих случаях термин “тревожность” рассматривают как свойство личности, выражающееся в склонности испытывать тревогу в различных условиях деятельности при воздействии стрессогенных факторов и в ситуациях неопределенности[3].
По определению Р.С. Немова, «тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». А.М. Прихожан рассматривает тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
По мнению В. Астапова (1992), состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду.
По определению В.В. Суворова «тревожность — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». Е. Савина считает, что тревожность – это устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.
В отличие от страха, который связан главным образом с угрозой существованию человека как живого существа и порождается конкретными причинами, тревожность возникает при угрозе (зачастую — воображаемой) человеку как личности, и как правило, имеет неопределенный характер. Полагают, что тревожность, тревога предшествуют страху, который возникает, когда опасность уже осознана и конкретизирована[12].
В переводе с английского «anxiety» -сильное желание, тоска, озабоченность. Исследователи тревожности взяли это слово для обозначения беспокойства, тревоги. Ряд авторов: Д, Льюис, Б. Босселмен, дон Байрн – считают, что появление беспокойства, тревоги имеет связь с возникновением страха как невротическая реакция, идущая из внешних обстоятельств и внутренних стимулов. Американские психологи, определяя состояние беспокойства, тревоги, подчеркивают предвидение возможной неприятности. Общим для этих авторов является то, что речь идет не просто об эмоциональной реакции, а именно о психическом состоянии, которое выражается в своеобразии и реакции, и мотивации, но полностью к ним не сводится. Часто в состояниях беспокойства, тревоги значительное место занимает страх в форме опасения, но это не синоним беспокойства, тревоги. В термине «тревога» авторами выделяется только компонент страха, что позволяет отнести тревогу лишь к своеобразной форме страха. Но в тревоге заметны проявления беспокойства как нарушения покоя, выражающиеся в волнении, смятении. И.П. Павлов отмечает, что «при ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и беспокойство, тревогу». Многогранность и семантическая неопределенность термина «тревога» в психологических исследованиях является результатом использования его в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов (Лазарус Р., 1970; Ханин Ю., 1991 и др.), фрустрация социальных потребностей (Имедадзе Н. И., 1966 др.), свойство личности (Суворова В., 1975; Белоус В., Мерлин В.,1986 и др.), которое дается через описание внешних (Мерлин В,, Ханин Ю.) и внутренних характеристик при помощи родственных понятий.
Исходная функциональная характеристика тревоги выделяется в большом количестве интерпретаций этого состояния. В данных работах тревожность рассматривается как разновидность «аффективного переживания». В этой связи Л.С. Выготский, Л.И. Божович под аффективным переживанием рассматривают не просто интенсивную эмоцию, сопровождающуюся ослаблением воли и потерей контроля над своими действиями, а рассматривают его как длительное и глубокое эмоциональное переживание, связанное с действующими потребностями и стремлениями, имеющими для субъекта жизненно важное значение. Л.И. Божович подчеркивает, что в этом смысле для всех людей свойственно обладание аффективными переживаниями, иначе они превратились бы в пассивные и равнодушные существа. Л.И. Божович считает, что аффективные переживания — это психические формы, в основе которых лежат осознанные потребности. Чем более значимы для субъекта потребности, тем более сильными и глубокими будут его аффективные переживания[7].
Л.С. Выготский разделяя аффективные переживания на продуктивные и непродуктивные, рассматривает их влияние на развитие личности на разных стадиях онтогенеза и указывает на особенно важное значение данных переживаний для развития ребенка. Он считал, что характер аффективного переживания определяется тем, как ребенок понимает воздействующее на него обстоятельство [5].
Аффективные переживания различают по знаку (отрицательные — положительные), по интенсивности (фрустрация, тревожность, стресс, невроз), по устойчивости (ситуативная тревожность как состояние и личностная тревожность как личностная черта). Кроме того, они находят проявление в познавательной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах, оказывая существенное влияние на формирование личности в целом, в том числе неустойчивых личностных особенностей.
Достаточно устойчивая, но не широко разделяемая, традиция толкования тревоги идет от Фрейда. В этом толковании выделяется предвосхищаемая опасность, в которой обнаруживается признак для дифференциации страха, вызываемого конкретной угрозой, и тревога, как реакция на возможную угрозу. Поэтому тревогу иногда определяют как генерализованный, неопределенный и беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а, в первую очередь, отсутствием возможности ее избежать, когда она появится.
Анализируя и обобщая исследования Л.С. Славиной, П.Г. Вельского, Г.Г. Бочкаревой, Л.И. Божович указывает, что аффективные переживания являются отражением динамических процессов, составляющих сущность актуально действующих потребностей. Чтобы помочь человеку избавиться от тревожности и повышенной нервозности, следует разобраться в системе имеющихся у него потребностей и мотивов [5].
В большинстве понятийных определений тревожность рассматривается как унитарное состояние, не позволяющее разобраться во всей его сложности. Продолжая рассматривать различные точки зрения на проблему тревожности, необходимо отметить мнения ряда авторов, которые представляют тревожность как комплекс феноменов, включающих страх, один или несколько дополнительных аффектов, различные аффективно-когнитивные структуры (Изард К, 1980). В этом случае в понятие включается стыд, вина, враждебность, страдание, психофизиологическое возбуждение и т.д. (Салливан Б., 1953;.Сарасон С.Б, 1966 и др.).
Говоря о перспективах изучения рассматриваемого вопроса, современные исследователи Б.Ф. Ломов, А.И. Пуни, Ю.Л. Ханин отмечают, что в изучении условий возникновения психических состояний особого внимания заслуживают социально-психологические факторы.
Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внесен A.M. Прихожан (1977, 1988, 1990, 1991, 1994). В данной интерпретации тревожность рассматривается как характерная особенность депривационного синдрома, проявления которого вероятны от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до серьезных нарушений интеллекта и личности.
Состояние тревоги является первой эмоциональной реакцией на различные стрессоры и потому является важной частью эмоциональных переживаний в ситуации любой значимой деятельности, особенно в естественных условиях.
Ч.Спилбергер дает следующее определение: тревога — это эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся: а) различной интенсивностью; б) изменчивостью во времени; в) наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; г) сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы[28].
Эндлер, Мангуссон (1976), Ю.Л. Ханин (1976) определяют «ситуации, в которых возникает тревожность», следующим образом: а) ситуации межличностного общения и взаимодействия в группе; б) ситуации, где есть возможность и опасность получить физическую травму; в) новые и незнакомые обстоятельства, неожиданные условия; г) выполнение одноообразной рутинной работы.
В психологическом словаре понятие «тревожность» определяется как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям эмоционального дискомфорта, неблагополучия, предчувствие грозящей опасности». Несколько другой угол рассмотрения тревожности предлагается с медицинской точки зрения.
Майк Кордуэлл определяет тревожность как чувство страха и мрачные предчувствия, для которых характерна усиленная и продолжительная физиологическая активация. Автор подчеркивает, что симптомы тревожности могут присутствовать во многих психологических расстройствах. Одновременно вводит такие понятия, как тревожные расстройства (фобии, посттравматические стрессы, одержимо–навязчивые расстройства), тревожные реакции (общий адаптационный синдром, предложенный Г. Селье), объективная тревожность. Последняя понимается как состояние тревожности, возникающее всегда, когда мы считаем, что нам грозит реальная опасность, что побуждает к немедленным действиям для спасения жизни (Кордуэлл М, 1999). Этот подход созвучен мнению А.И. Захарова.
А.И. Захаров предлагает следующее определение тревоги — «это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто проявляется в ожидании какого-то события, которое сложно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Таким образом, тревога возникает, как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности» (Захаров А.И., 1986). Данное определение наиболее точно подходит под определение тревожности как состояния.
В последние годы тема тревоги стала занимать большую часть психологических исследований. Существует четыре направления исследований, позволяющие углубить понимание феномена тревоги. Прежде всего, работы таких сторонников когнитивной теории, как Ричард Лэзарус и Джеймс Эйверилл, а также Сеймор Эпштейн, которых интересовало восприятие реальности. По их мнению, ключом к пониманию тревоги служит то, как человек оценивает опасную ситуацию. Значение этих исследований заключается в том, что в центре теории тревоги стоит человек как воспринимающее существо. Хотя Лэзарус и Эйверилл полагают, что тревога является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, они подчеркивают, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека. Но во многих работах описывается не тревога, а воздействие психологического стресса на человека[19].
Эпштейн считает, что основным параметром, определяющим уровень возбуждения, является ожидание. Тревогу он определяет как «крайне неприятное диффузное возбуждение, следующее за восприятием опасности». Он рассматривает тревогу как неразрешенный страх, который приводит к размытому ощущению опасности. Наиболее интересные исследования Эпштейна касаются взаимосвязи между тревогой и низким уровнем самоуважения. Эпштейн утверждает, что «крах угрожает целостной теории Я, имеющейся у каждого человека». Эпштейн продолжает: «Острая тревога возникает в ответ на опасность, нависшую над интегративной способностью Я-системы». У человека с низким уровнем самоуважения теория Я менее стабильна, чем у человека с высоким уровнем самоуважения. Эпштейн развивает свою мысль: «Увеличение уровня самоуважения усиливает ощущение счастья, целостности, энергии, своей полезности, свободы и общительности. Снижение самоуважения усиливает ощущение несчастья, беспорядка, тревоги и ограниченных возможностей».
Ко второй важной области исследований относятся работы Спилберга, разделившего тревогу на «тревогу-состояние» и «тревогу-свойство». Труды Спилберга вдохновили других ученых, так что вслед за ними появились буквально сотни новых исследований. По мнению Спилберга «тревога-состояние» — это кратковременная преходящая эмоциональная реакция, связанная с активизацией автономной нервной системы. «Тревога-свойство» есть склонность к реакции тревоги, ее можно определить по частоте реакций тревоги, возникающих за длительный период времени. Многие исследователи пользовались этой схемой, чтобы отделить возбуждение от стоящей за ним тревоги. По мнению Спилберга, факторы, влияющие на склонность к реакциям тревоги, следует искать преимущественно в детстве, во взаимоотношениях с родителями в те моменты, когда ребенка подвергали наказанию.
Норман Эндлер считает, что обе формы тревоги — и «тревога-состояние», и «тревога-свойство — имеют много измерений. Он создал собственную модель тревоги: «Человек-Ситуация-Взаимодействие». По его мнению, тревога является взаимодействием двух факторов: опасности, угрожающей Эго или межличностной ситуации (ситуационный фактор), и уровня межличностной «тревоги-свойства» (личностный фактор).
Третья сфера современных исследований, представляющая особый
интерес, касается взаимоотношений между тревогой и страхом. Эта тема породила множество теоретических споров. Теоретики, придающие большое значение образованию условных рефлексов и отождествляющие страх и тревогу, создали различные системы бихевиористской терапии, основанные на теории обучения. Следует заметить, что эта терапия наиболее эффективна при лечении фобий. Но фобия по определению является кристаллизацией тревоги вокруг какого-то внешнего события, и, по общему убеждению, представляет собой невротический страх, скрывающий тревогу. Не так сложно переместить фокус страха. Но при чисто бихевиористской технике работа со скрытой тревогой вообще не проводится.
Еще одна группа работ, важных для нашего понимания тревоги, касается исследований людей в реальной жизни: Иона Тейхман изучал реакции людей, получивших известие о смерти членов своей семьи. Чарльз Форд изучает описания переживаний участников инцидента с судном «Пуэбло», которое в течение года было захвачено вражеской армией. Продемонстрировано, что люди, сохранившие веру в своего офицера, в свою религию или страну, лучше справлялись с чувством тревоги, пребывая в заточении. Более половины опрошенных говорили о том, что тревога была связана с непредсказуемостью поведения их тюремщиков. Форд приходит к выводу, что люди, пережившие эту ситуацию, в качестве защиты использовали мощное вытеснение. Интереснее другое открытие: долговременная психологическая реакция на интенсивную тревогу может быть значительно более сильной, чем реакция острая. Ричард Линн исследовал различия в проявлении тревоги у представителей различных культур, опираясь на такие показатели уровня тревоги, как рост употребления алкоголя, увеличение частоты самоубийств и несчастных случаев[19].
Исследования взаимоотношений между изменением условий жизни и тревогой показали, что любое изменение привычного стиля жизни, в том числе и улучшение уровня жизни, требует адаптации и поэтому часто провоцирует тревогу. Исследования когнитивных аспектов тревоги и многоуровневые исследования обычных людей, оказавшихся в ситуации кризиса, помогают понять, как много граней имеет феномен тревоги.
1.2 Основные виды и категории и формы тревожности
Выделяются следующие виды тревожности: устойчивая тревожность в какой-то сфере – ее обозначают как частную, специфическую, парциальную – и общая, генерализованная тревожность, которая свободно меняет объекты в зависимости от изменения их важности для человека.
Вопрос о разных видах тревожности, в первую очередь, о том, как связаны между собой общая тревожность и ее отдельные частные виды («специфические тревоги») широко обсуждается в литературе. Проблема в большинстве случаев определяется следующим образом: насколько частные виды тревожности выражены отдельными, замкнутыми именно на этой сфере переживаниями, и насколько они являются только формой выражения общей тревожности, которая фиксируется на данной сфере как наиболее значимой в определенный период. Существуют разные точки зрения на этот вопрос, обоснование которых основано в большей степени теоретическими данными, чем экспериментальными. Как правило, исследования общей, разлитой тревожности и ее частных видов проводятся учеными раздельно: некоторые исследователи изучают тревожность, которую рассматривают как проявление общего свойства личности или темперамента, другие занимаются ее частными видами.
Выделяют две основные категории тревожности: открытая, для которой характерно сознательное переживание и проявляение в поведении и деятельности в виде состояния тревоги.
Скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенно через специфические способы поведения.
Внутри этих категорий выявлены различные формы тревожности. Форма тревожности — особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения его в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в спонтанно складывающихся путях ее преодоления и компенсации, а также в отношении личности к этому переживанию.
Выделены три формы открытой тревожности:
острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги. Справиться ссамостоятельно индивид с ней не может.
регулируемая и компенсированная тревожность – для них характерны самостоятельно вырабатывающиеся в определенной степени эффективные способы, позволяющие справиться с имеющейся у них тревожностью.
По характеристикам, используемым внутри этой формы, выделились две субформы: снижение уровня тревожности и использование ее для стимуляции собственной деятельности и повышения активности.
культивируемая тревожность – в этом случае, в отличие от ранее рассмотренных, тревожность осознается и переживается как ценное качество, позволяющее личности добиваться желаемого.
Культивируемая тревожность возможна в нескольких вариантах. Во-первых, может признаваться индивидом в качестве основного регулятора его активности, который обеспечивает его организованность, ответственность. Во-вторых, может выступать как мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и находит выражение через усиление симптомов. В ряде случаев у одного человека встречается одновременно два или даже все три варианта[26].
Скрытая тревожность встречается гораздоо реже, чем открытая. Она имеет следующие формы: неадекватное спокойствие и уход от ситуации. В первом случае индивид, скрывая тревогу как от окружения, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее. Это препятствует осознанию и определенных угроз в окружающем мире, и собственных переживаний. Данная форма достаточно нестойкая, она быстро переходит в открытые формы тревожности, в первую очередь, в острую, нерегулируемую. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторая временная передышка от тревоги тогда, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер[5].
Особым вариантом «неадекватного спокойствия» можно считать такую форму, как «субъективно скрытая тревожность». При ней проявление всех внешних признаков тревоги сочетается с «абсолютным спокойствием», но сопровождается одновременно нечеткими переживанием.
Говоря о формах тревожности, необходимо коснуться и проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. Представление о «масках» эмоциональных расстройств заимствовано из психиатрии и психосоматической медицины. Это понятие используется относительно несоответствия внешнего вида и поведения пациентов и является распространенным представлением о типичных проявлениях того или иного эмоционального состояния. В качестве подобных «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и другие.
1.3 Особенности материнской тревожности
Материнство — период особой важности для женщин, в котором появляется множество эмоциональных проблем, в том числе и проблема тревожности.
Оберегать своего ребенка и следить за его безопасностью, испытывать за него тревогу или страх в определенной степени — это естественно для матери, это врожденная форма поведения при появлении ребенка. Материнская тревожность связана с механизмами выживания, заботой о потомстве, желании сохранить его жизнь. Способность бояться и избегать опасности эволюционно также передалась нам от животных.
Каждая мать тревожится за своего ребенка, но среди женщин встречаются и те, кто проявляет по отношению к своему чаду излишнюю тревожность, чем только наносят вред малышу.
Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на возможную опасность. Невротическая тревога, как правило, мало связана с объективной ситуацией и зависит в большей степени от внутренних переживаний и волнений женщины. Вследствие этого мамы ограничивают действия ребенка и свои действия, а также сужают поле своего сознания. Некоторые пути развития сына или дочери (например, занятия некоторыми видами спорта или профессиональной деятельности) даже не рассматриваются, потому что несут потенциальную опасность в понимании родителей. Таким образом, тревожность родителя ограничивает возможности ребенка в развитии, деятельности, познании нового. [36].
Человек, которого воспитывает тревожная мать, сталкивается в своей жизни с большим количеством запретов и предостережений. Некоторые проявления заботы о ребенке сложно назвать адекватными. Постоянное нахождение рядом тревожной матери, предупреждающей каждый самостоятельный шаг ребенка, формирует у него выученную беспомощность и развивает детскую тревожность. Нерешительные родители, постоянно сомневающиеся в правильности своих действий и непоследовательные в своих решениях и требованиях, заражают ребенка своей тревожной мнительностью и неуверенностью. Он не видит в них надежных защитников и остается со своим страхом один на один. Ребенок чувствует себя слабым и беззащитным перед окружающим миром, полным неизвестности и опасности. Дети, имеющие возможность общаться со сверстниками, более самостоятельны и уверенны за счет приобретенных навыков защиты от страха, адекватного восприятия неудачи и гибкости поведения в целом.
Женщина, которая не осознает смысла своей жизни, зачастую считает, что основная ее обязанность — это рождение детей. Свою роль могут играть моральные установки, религиозные постулаты и традиции общества, в котором живет мать, заставляющие ставить детей на первое место в жизни. Вследствие этого страх таких матерей за своего ребенка возрастает: не будет детей — незачем жить.
Повышенная тревога очень ярко выражена у женщин, перенесших смерть своих детей или других близких родственников. Излишнюю тревогу испытывают матери, у которых были тяжелые роды, или жизни ребенка в первые месяцы угрожала опасность. В случае, если родители проявляют повышенную тревожность по отношению к дочери, то, скорее всего и она будет чрезмерно тревожна по отношению к своим детям. Это наиболее часто встречающиеся причины возникновения невротической тревоги у матерей, хотя и не единственные. Однако, каковы бы ни были причины тревоги, важно, чтобы каждая мама осознавала, что своим поведением, связанным с проявлением тревоги, она может серьезно навредить ребенку. В сложных случаях тревожные женщины нуждаются в помощи специалистов-психологов [21].
Тревожность матери часто является причиной формирования тревожности у ребенка. При этом мать пытается оградить ребенка от трудностей и жизненных неприятностей, предохранять от несуществующих, но воображаемых опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, но и с тревожной матерью ребенок не чувствует в ней полноценную опору [34]. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. Поэтому работа над тревогой у женщин, имеющих детей имеет огромное значение, как для самих женщин, так и для их детей.
Выводы по Главе I:
Проблема психологической тревожности в настоящее время очень актуальна. Несмотря на большое количество исследований мы сталкиваемся с разбросом мнений и определений тревожности. Понятием «тревожность» в психологии обозначают состояние человека, переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, а также «тревожность»- это индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги и в низком пороге его возникновения.
Существует несколько направления исследований, позволяющие углубить понимание феномена тревоги: работы таких сторонников когнитивной теории, как Ричард Лэзарус и Джеймс Эйверилл, а также Сеймор Эпштейн, которых интересовало восприятие реальности. По их мнению, ключом к пониманию тревоги служит то, как человек оценивает опасную ситуацию. Во-вторых, это работы Спилбергера, разделившего тревогу на «тревогу-состояние» и «тревогу-свойство». По мнению Спилберга, факторы, влияющие на склонность к реакциям тревоги, следует искать преимущественно в детстве, во взаимоотношениях с родителями в те моменты, когда ребенка подвергали наказанию. Третья сфера современных исследований, представляющая особый интерес, касается взаимоотношений между тревогой и страхом. Еще одна группа работ, важных для понимания тревоги, касается исследований людей в реальной жизни: изучение реакции людей в сложных жизненных ситуациях помогает выяснить как они справлялись с чувством тревоги.
Выделяются 2 основных вида тревожности: специфическую (частную, парциальную), устойчиво проявляющуюся тревожность в какой-либо сфере и общую (генерализованную) тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.
Выделяют две основные категории тревожности: открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги. Формами острой тревожности являются острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность. Скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицание его, либо косвенным путем через специфические способы поведения. Скрытая тревожность имеет 2 формы: неадекватное спокойствие и уход от ситуации
Маски тревожности- несоответствие внешнего вида и поведения личности распространенным представлением о типичных проявлениях того или иного эмоционального состояния, например. агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность
Женщины в период материнства сталкиваются с новыми условиями жизни, зачастую кардинально отличающими от прежних: появляется новая роль, зачастую сужается количество социальных контактов, иногда ухудшается материальное положение семьи. Все эти факторы повышают уровень тревожности женщин, негативно сказываются на их психо-эмоциональном состоянии. При высоком уровне тревожности женщине сложно быть опорой для своего ребенка, зачастую проявляется излишняя опека ребенка, чрезмерное ограничение его действия, что приводит к пассивности ребенка, его несамостоятельности, поэтому исследование тревожности женщин, имеющих детей особо важна.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф