Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности тревожности женщины, имеющей детей. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Глава II. Организация и методы экспериментального исследования

2.1 Описание выборки, метолов и процедуры исследования

В исследовании принимало участие 24 женщины в возрасте от 26 до 39 лет, имеющие детей в возрасте от 0 до 7 лет. Место и время прохождения практики: Московская Международная Академия в период с 9.11 2020 по 12.01.2021 г.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Все испытуемые были поделены на 2 группы с учетом возраста их детей:

I группа: женщины, с детьми от о 0 до 3 лет;

II группа: женщины, с детьми от о 4 до 7 лет;

Исследование проводилось в четыре этапа. Первый этап — подбор женщин, имеющих единственных детей в возрасте от 0 до 7 лет, проявивших личную заинтересованность и желание выявить уровень тревожности.

Второй этап — изучение уровня тревожности у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 7 лет, по методике диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина и методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе.

Третий этап — изучение уровня тревожности у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 7 лет, по методике Спилбергера-Ханина и по методике измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе. Четвертый этап — анализ результатов исследования.

Исходя из поставленных задач исследования, с целью выявления уровня тревожности женщин, в исследовании использовались следующие методики:

методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина.

Данная методика позволяет выявить ситуативную и личностную тревожность испытуемых. Шкала Спилбергера — Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивную тревожность и еще 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу.

В зависимости от задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либо оба вместе. В последнем случае реактивная тревожность измеряется в первую очередь. Опрос может проводиться индивидуально или в группах, без ограничения времени. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, 1-20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21-40 вопросы). На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности реактивной тревожности и по частоте выраженной личностной тревожности.

Данная методика позволяет сделать существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является развернутой субъективной характеристикой личности.

По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) – возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожность характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность.

Обработка результатов состоит в том, чтобы определить показатели ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа и далее на основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из субшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативную или личностной). При интерпретации показателей используются следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31-44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе.

Данный опросник предназначен для измерения проявлений тревожности. Опросник был разработан иопубликован Ж. Тейлором в 1953 году

Утверждения шкалы отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для шкалы «проявления тревожности» осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги».

Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Шкала «проявления тревожности» нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом.

Как показывают данные исследований (Дж. Рейх и др., 1986; Дж. Хенсер, В. Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких указателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.

В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

Целью опросника является выявление уровня личностной тревожности испытуемого, а также шкалы лжи, которая показывает наличие социально одобряемые ответы. Опросник состоит из 60 утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Вначале обрабатываются результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого. Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги.

Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов – о низком уровне тревоги.

 

2.2 Описание, анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования

 

В ходе проведения исследования и обработки результатов по методике диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина получены следующие результаты (табл.1).

Таблица 1

Результаты диагностики личностной и ситуативной тревожности I и IIгрупп

 

Шкала Низкий уровень Умеренный уровень Высокий уровень
 чел. % чел. % чел. %
Личностная тревожность 0 0 9 38 15 63
Ситуативная тревожность 1 4 8 33 15 63

 

При обработке результатов, полученных по методике диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина мы получили следующие результаты по обеим группам:

Низкий показатель личностной тревожности не выявлен ни у одной женщины, низким показатель ситуативной тревожности — у 4% % ( 1женщина).

Умеренный показатель личностной тревожности выявлен у 38 % (9 женщин), умеренный показатель ситуативной тревожности — у 33 % (8 женщин);

Высокая личностная тревожность была выявлена у 63%(15 женщин), высокая ситуативная тревожность — также у 63% (15 женщин).

Таким образом, в целом в обеих группах наибольшее количество респондентов имеет высокую личностную тревожность и высокую ситуативную тревожность. Наиболее низкие результаты выявлены по количеству респондентов, имеющих низкую ситуативную тревожность (4%, 1 человек). Лиц, имеющих низкую личностную тревожность, не выявлено. 38% и 33% (9 и 8 человек) имеют умеренную личностную и ситуативную тревожность.

Далее рассмотрим результаты диагностики личностной и ситуативной тревожности женщинв каждой группе отдельно (табл.2).

Таблица 2

Результаты диагностики личностной и ситуативной тревожности I группы

 

Шкала Низкий уровень Умеренный уровень Высокий уровень
 чел. % чел. % чел. %
Личностная тревожность 0 0 2 17 10 83
Ситуативная тревожность 0 0 3 25 9 75

 

В соответствии с результатами исследования ситуативной тревожности респондентов I группы 75% женщин имеют высокий уровень тревожности (47 -58 баллов). Состояние ситуативной тревожности обусловлено нахождением в стрессовой ситуации. Проявляется в дискомфорте, напряженности, беспокойстве. Такое состояние зависит от силы и длительности воздействия стрессовой ситуации.

В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

25% женщин имеют умеренный уровень тревожности (31 — 35 баллов). Показателем оптимального уровня является умеренная ситуативная тревожность, которая обеспечивает адекватный и необходимый уровень переживаний о текущей ситуации.

Женщин с низкой ситуативной тревожностью не выявлено.

Анализ показателей ситуативной тревожности респондентов I группы свидетельствует о следующем: 92% волнуют возможные неудачи,83% из них не ощущают в момент опроса душевного покоя, 75% находятся в напряжении, 58% не испытывает чувство внутреннего удовлетворения. При этом75% не расстроены.

Значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

В соответствии с результатами исследования личностной тревожности респондентов I группы83% женщин имеют высокий уровень тревожности (45-69 баллов). Это свидетельствует о наличии тревожности как устойчивой склонности личности воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги. Высока вероятность корреляции с наличием невротического конфликта, эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

17% женщин имеют умеренный уровень тревожности (40-42 баллов), который позволяет улавливать изменения и вовремя принимать оптимальные решения в конкретной ситуации.

Женщин с низким уровнем личностной тревожности не выявлено.

Анализ показателей личностной тревожности респондентов I группы свидетельствует о следующем: 96% и 91% соответственно утверждают, что часто или почти всегда имеют приподнятое настроение и чувствуют прилив сил, желание работать, 92% и 83% соответственно бывают вполне счастливыми, довольными и 75% считают себя уравновешенными.

При этом 91% и 83% соответственно признают, что бывают раздражительными и легко могут расстроиться. 67% тревожат возможные трудности и охватывает беспокойство при мыслях о своих делах и заботах.

Возможной причиной проявления тревожности является стремление быть таким же удачливым, как и другие (83%) и нехватка уверенности в себе у 92% женщин Iгруппы (табл.3).

 

Таблица 3

Результаты диагностики личностной и ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. II группа

 

Показатель Низкая Умеренная Высокая
 чел. % чел. % чел. %
Личностная тревожность 0 0 7 58 5 42
Ситуативная тревожность 1 8 5 42 6 50

 

В соответствии с результатами исследования ситуативной тревожности респондентов II группы:

50% женщин имеют высокий уровень тревожности (51- 57 баллов). Состояние ситуативной тревожности обусловлено восприятием ситуации как стрессовой и возникает как эмоциональная реакция, выражающаяся в переживании неспособности справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязни негативной оценки. Такое состояние зависит от силы и длительности воздействия стрессовой ситуации. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

42% женщин имеют умеренный уровень тревожности (32 -42 баллов). Показателем оптимального уровня является умеренная ситуативная тревожность, которая обеспечивает адекватный и необходимый уровень переживаний за ситуации, в то же время такой уровень тревожности не приносит сильного дискомфорта

8% испытуемых исследовательской группы имеют низкую ситуативную тревожность. Это показатель отсутствия напряжения и беспокойства, а также чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.

Анализ показателей ситуативной тревожности респондентов II группы свидетельствует о следующем:75% находятся в напряжении, 67% волнуют возможные неудачи,58% из них не ощущают в момент опроса душевного покоя. При этом59% испытывает чувство внутреннего удовлетворения,, 58 % не расстроены

Значение показателей по данной подшкале позволяет увидеть, что многие испытуемые находятся под воздействием стрессовой ситуации, которая интенсивно воздействует на них.

В соответствии с результатами исследования личностной тревожности респондентов II группы: 42% женщин имеют высокий уровень тревожности (47-64 баллов). Это говорит о том, что состояние тревоги стало устойчивым и является реакцией на многие ситуации.     8% женщин имеют умеренный уровень тревожности (34-43 баллов), женщин с низким уровнем личностной тревожности не выявлено. Анализ показателей личностной тревожности респондентов II группы свидетельствует о следующем: по 92% утверждают, что часто или почти всегда имеют приподнятое настроение и чувствуют прилив сил, желание работать, 100% и 83% соответственно бывают вполне довольными, счастливыми, 100% считают себя уравновешенными.

При этом 67% и 58% соответственно признают, что легко могут расстроиться и бывают раздражительными, по 67% тревожат возможные трудности и охватывает беспокойство при мыслях о своих делах и заботах.

Всего каждая 3-я женщина II группы хотела бы быть таким же удачливым, как другие.

Далее сравним результаты диагностики личностной и ситуативной тревожности I и II групп (табл. 4)

Таблица 4

Результаты диагностики личностной и ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. I и II групп

 

Показатель Низкая Умеренная Высокая
 чел. % чел. % чел. %
I группа Личностная тревожность 0 0 2 17 10 83
Ситуативная тревожность 0 0 3 25 9 75
II группа Личностная тревожность 0 0 7 58 5 42
Ситуативная тревожность 1 8 5 42 6 50

 

Сравнительный анализ результатов исследования по методике. диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина позволяет заключить, что показатели высокой личностной и ситуативной тревожности у респондентов II группы встречаются реже (на 42 и 25 % соответственно), чем у представителей I группы- женщин, имеющих детей от 0 до 3 лет.

В I группе подавляющее большинство женщин имеют высокие показатели личностной (83%) и ситуативной тревожности (75 %),в то время как в группе матерей, имеющих детей в возрасте от 4 до 7 лет личностная тревожность у большинства умеренная (58%), а ситуативная тревожность высокая лишь у половины группы. Таким образом, можно предположить тенденцию к понижению уровня тревожности с увеличением возраста детей.

Стоит отметить, что показатели внутри уровня тревожности у женщин из I и II группы значительно отличаются, например, наивысший показатель личностной тревожности респондентов I группы-69 баллов, в то время как во 2 группе максимальный показатель 64 балла. Также при сравнении показателей личностной тревожности респондентов I и IIгруппы мы видим значительную разницу в диапазоне баллов — от 40 до 42 баллов в I группе, от 34 до 43 баллов во IIгруппе. Это свидетельствует о более высоком психическом напряжении у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 3 лет.

Возможной причиной менее частого проявления состояний тревожности респондентов II группы является возможность уделять время своим потребностям – дети зачастую с 3-4 лет посещают детские сады или группы неполного дня, у женщин высвобождается время на себя. Также многие женщины выходят на работу после исполнения 3 лет ребенку, что расширяет круг социальных контактов и позволяет реализовывать свой потенциал. 91% опрашиваемых I группы отметили, что чувствуют прилив сил, желание работать, поэтому можно предположить, что факт возобновления трудовой деятельности благотворно влияет на психоэмоциональное состояние женщин.

Женщины с низким уровнем личностной тревожности в обеих группах отсутствуют, однако во II группе есть человек с низким уровнем ситуативной тревожности. В целом по результатам сравнения ответов на вопросы тестов можно отметить более высокий уровень уверенности в своих силах у женщин 2 группы, а также более редкие периоды беспокойства о возможных неудачах, чувства отчаяния и тревоги. Респонденты 2 групп реже отмечают, что приходят в замешательство, расстраиваются из-за пустяков и чувствуют себя бесполезными.

В качестве основного способа выхода из предполагаемых конфликтных ситуаций ⅔ всех опрошенных I и IIгрупп предпочитают избегание критических ситуаций и трудностей. Также в обеих группах большинство женщин ощущают, что столкнулись трудностями, которые в не силах преодолеть. Подавляющее большинство женщин в I и IIгруппе отмечают недостаток уверенности в себе и склонность откладывать дела.

Наибольший показатель высокого уровня имеют женщины с детьми в возрасте от 0 до 3 лет: личностная тревожность — 83% (10 человек), ситуативная тревожность — 75% (9 человек).

Наименьший показатель высокого уровня имеют женщины с детьми в возрасте от 4 до 7 лет: личностная тревожность — 83% (10 человек), ситуативная тревожность — 75% (9 человек).

Таким образом, большинство респондентов I и IIгрупп не чувствуют себя свободно во время тестирования. Женщины испытывают дискомфорт, выражающийся в напряжении и скованности, отсутствии душевного покоя, предвидении возможных неудач.

Анализ показателей личностной тревожности респондентов I группы свидетельствует о следующем:

96% и 91% соответственно утверждают, что часто или почти всегда имеют приподнятое настроение и чувствуют прилив сил, желание работать. 92% и 83% соответственно бывают вполне счастливыми, довольными, 75% считают себя уравновешенными.

При этом 91% и 83% соответственно признают, что бывают раздражительными и легко могут расстроиться по 67% тревожат возможные трудности и охватывает беспокойство при мыслях о своих делах и заботах.

Возможной причиной проявления тревожности является стремление быть таким же удачливым, как и другие (83%) и нехватка уверенности в себе у 92% женщин I группы.

Результаты экспериментального исследования по методике измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе. представлены далее (табл. 5)

 

Таблица 5

Результаты по методике измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе. I и II групп

 

Показатель Низкий Средний (с тенденцией к низкому) Средний (с тенденцией к высокому) Высокий
Кол-во человек 0 6 11 7
% 0 25 46 29

 

Результаты тестов всех участниц показывают, что большинство женщин (46%) из I и IIгрупп имеют средний уровень тревоги с тенденцией к высокому, высокий уровень тревоги и средний с тенденцией к низкому имеют значения – 29 и 25 % соответственно. Исследуемые с низким уровнем тревожности в обеих группах отсутствуют.

Далее рассмотрим результаты теста по методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе в I и IIгруппе отдельно (табл. 6).

 

Таблица 6

Результаты методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе. Iгруппы

 

Показатель Низкий Средний (с тенденцией к низкому) Средний (с тенденцией к высокому) Высокий
Кол-во человек 0 2 6 4
% 0 17 50 33

 

По результатам теста в группе женщин, имеющих детей от 0 до 3 лет половина участниц имеют средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности. При этом 33 % (4 женщины) обладают высоким уровнем тревожности, 17 % (2 женщины) имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности (табл.7).

Таблица7

Результаты по методике измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе.II группа

 

Показатель Низкий Средний (с тенденцией к низкому) Средний (с тенденцией к высокому) Высокий
Кол-во человек 0 4 5 3
% 0 33 42 25

 

По результатам теста в группе женщин, имеющих детей от 4 до 7 лет большинство участниц имеют средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности 42% (5 женщин). При этом 33 % (4 женщины) обладают средним (с тенденцией к низкому)уровнем тревожности, 25 % (3 женщины) имеют уровень высоким тревожности (табл. 8).

 

Таблица 8

Результаты по методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе. I и II группы

 

  Показатель Низкий Средний (с тенденцией к низкому) Средний (с тенденцией к высокому) Высокий
1 группа Кол-во человек 0 2 6 4
% 0 17 50 33
2 группа

 

Кол-во человек 0 4 5 3
Показатель Низкий Средний (с тенденцией к низкому) Средний (с тенденцией к высокому) Высокий
% 0 33 42 25

 

Сравнительный анализ результатов исследования по методике измерение уровня тревожности Тейлора (Адаптация Норакидзе) в I и IIгруппе позволяет заключить, что в обеих группах преобладает показатели среднего с тенденцией к высокому уровня тревоги.

В I группе женщин, имеющих средний (с тенденцией к высокому и высокий уровень тревожности больше, чем во II группе-на 8 % по обоим показателям.

Стоит отметить, что показатели внутри уровня тревожности у женщин из I и IIгруппы отличаются, например, наивысший балл тревожности респондентов 1 группы-40 баллов, в то время как во II группе максимальный показатель 36 баллов. Также мы видим различия в наименьших баллах в I и IIгруппе- 8 баллов во 2 группе и 13 баллов в I группе. Данная разница в баллах показывает, что даже при одинаковых уровнях тревожности женщины в I и IIгруппе имеют разный порог тревожности, у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 3 лет он ниже.

Гипотеза, что тревожность у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 3 лет значительно выше, чем у женщин, имеющих детей от 4 до 7 лет была проверена методом математической статистики — методом t-критерий Стьюдента. Данный метод используется для определения статистической значимости различий средних величин. t-критерий Стьюдента — общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Стьюдента[14]. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках. Далее представлены результаты расчетов методом математической статистики t-критерий Стьюдента (табл. 9 и 10)

 

Таблица 9

Расчет методом математической статистики t-критерий Стьюдента

Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина: ситуативная Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина: личностная методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе.
1 группа М* 49,58 51,67 24,75
m* 2,47 2,66 2,21
2 группа М 44,50 46,08 20,50
m 3,03 2,52 2,52
t набл 1,30 1,52 1,27
t кр 2,07

 

Таблица 9

Результаты расчета методом математической статистики t-критерий Стьюдента

Группа Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина: ситуативная Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина: личностная методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе.
группа 1 49,58 51,67 24,75
группа 2 44,50 46,08 20,50

 

Во всех тестах tнабл<tкр, следовательно, различия между группами значимые. На гистограмме отражены данные по I и 2 группам при расчетах методом математической статистики t-критерий Стьюдента (рис. Гистограмма результатов расчета методом математической статистики t-критерий Стьюдента).

Рис. Гистограмма результатов расчета методом математической статистики t-критерий Стьюдента

Расчет показывает, что гипотеза может быть подтверждена — во всех тестах t набл<t кр следовательно различия между группами значимые.

 Выводы по Главе II

В данной главе рассмотрены результаты исследования тревожности 24 женщин в возрасте от 26 до 39 лет, имеющие детей в возрасте от 0 до 7 лет. Для исследования участницы были поделены на 2 группы с учетом возраста их детей: группа I- женщины, с детьми от о 0 до 3 лет и II группа- женщины, с детьми от о 4 до 7 лет.

Исследование проводилось в четыре этапа: подбор женщин, имеющих единственных детей в возрасте от 0 до 7 лет, проявивших личную заинтересованность и желание выявить уровень тревожности, изучение уровня тревожности у женщин по методике диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина и методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе..Резульётаты по данным методикам позволили выявить ситуативную и личностную тревожность, а также уровень лжи испытуемых, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

В ходе проведения исследования и обработки результатов по методике Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина в обеих группах получены следующие результаты: ни у одной женщины не выявлен низкий показатель личностной тревожности, низким показатель ситуативной тревожности обнаружен только у 1 женщина. Умеренный показатель личностной тревожности выявлен у 9 женщин, умеренный показатель ситуативной тревожности — 8 женщин. Высокая личностная тревожность была выявлена у подавляющего большинства участниц- 15 женщин, высокая ситуативная тревожность – также у 15 женщин.

Сравнительный анализ результатов исследованияучастниц I и II групп по методике. Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханинапозволяет заключить, что показатели высокой личностной и ситуативной тревожности у респондентов II группы встречаются значительно реже, чем у представителей I группы — женщин, имеющих детей от 0 до 3 лет: вI группе подавляющее большинство женщин имеют высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, в то время как в группе матерей, имеющих детей в возрасте от 4 до 7 лет личностная тревожность у большинства умеренная, а ситуативная тревожность высокая лишь у половины группы. Женщины с низким уровнем личностной тревожности в обеих группах отсутствуют, однако во II группе есть человек с низким уровнем ситуативной тревожности.

Сравнение ответов на вопросы тестов можно отметить большую уверенность в своих силах у женщин II группы, а также более редкие периоды беспокойства о возможных неудачах, чувства отчаяния и тревоги. Респонденты II групп реже отмечают, что приходят в замешательство, расстраиваются из-за пустяков и чувствуют себя бесполезными.

Результаты экспериментального исследования по методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе показывают, что около половины женщин из обеих групп имеют средний уровень тревоги с тенденцией к высокому, высокий уровень тревоги и средний с тенденцией к низкому имеют значения – 29 и 25 % соответственно. Исследуемые с низким уровнем тревожности в обеих группах отсутствуют.

Сравнительный анализ результатов исследованияпо методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. НоракидзеI и IIгруппе позволяет заключить, что в обеих группах преобладает показатели среднего с тенденцией к высокому уровня тревоги, при этом в I группе женщин, имеющих средний (с тенденцией к высокому) и высокий уровень тревожности больше, чем во II группе-на 8 % по обоим показателям. Существует разница в максимальных и минимальных баллах в рамках одного уровня тревожности у участниц I и II группы- у участниц I группы баллы выше по всем показателям. Это позволяет предположить, что даже при одинаковых уровнях тревожности женщины в I и IIгруппе имеют разный порог тревожности, у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 3 лет он ниже и вследствие этого большее количество ситуации вызывают у них чувство тревоги.

Гипотеза, что тревожность у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 3 лет выше, чем у женщин, имеющих детей от 4 до 7 лет была проверена методом математической статистики -методом t-критерий Стьюдента. Во всех тестах t набл<t кр, следовательно, различия между группами значимые. Расчет показывает, что гипотеза может быть подтверждена — во всех тестах t набл<t кр следовательно различия между группами значимые.

Таким образом, результатыисследованийпо методике Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина и методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе.свидетельствуют о более высоком уровне личностной и ситуативной тревоги у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 3 лет. Также данная гипотеза подтверждена методом математической статистики — методом t-критерий Стьюдента – различия между группами значимые. На основе этих данных можно сделать вывод, что уровень тревожности снижается с взрослением детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологическая тревожность имеет несколько определений, но если рассмотреть их в совокупности, то их можно разделить на 2 категории: определение «тревожности» как состояние человека, переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, и рассмотрение понятия «тревожность» как индивидуальнойпсихологической особенности личности, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги и в низком пороге его возникновения.

Выделяются 2 основных вида тревожности: специфическую, устойчиво проявляющуюся тревожность в какой-либо сфере и общую тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Тревожность Выделяют две основные категории тревожности:открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги.Скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицание его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.

Данная работа посвящена актуальным теоретическим и практическим проблемам тревожности женщин, имеющих детей от 0 до 7 лет. Изучение следствий и причин формирования тревожности у матерей, рассмотрение теоретических и практических вопросов ее диагностики, чрезвычайно важно также того, что психологическое состояние женщины сильно влияет на ребенка.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. С появлением ребенка жизнь многих женщин претерпевает сильные изменения — это не только появление новой роли матери, но и отсутствие или резкое сокращение социальных контактов, иногда ухудшение материального положения семьи. Все эти факторы негативно влияют на уровень тревожности женщин. Исследование тревожности женщин, имеющих детей важно, так как высоко тревожные женщины не могут бытьопорой не только для себя, но и для своего ребенка, они проявляют чрезмерную опеку за своими детьми, чем вызывают развитие пассивности, тревожности, выученной беспомощности у детей.

В данной работе рассмотрены результаты исследования тревожности 24 женщин в возрасте от 26 до 39 лет, имеющие детей в возрасте от 0 до 7 лет. Участницы были поделены на 2 группы с учетом возраста их детей: группа I- женщины, с детьми от о 0 до 3 лет и II группа- женщины, с детьми от о 4 до 7 лет.

Изучение уровня тревожности у женщин проводилось по методике диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина и методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе..

Полученные в ходе исследований результаты по изучению тревожности у женщин I и II группы позволяют заключить, что показатели тревожности у респондентов I группы выше, чем респондентов II группы по результатам обоих тестов. Результатыдиагностики по методике тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина показывают, чтоподавляющее большинство женщин с детьми от 0 о 3 лет имеют высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, в то время как в группе матерей, имеющих детей в возрасте от 4 до 7 лет личностная тревожность у большинства умеренная, а ситуативная тревожность высокая лишь у половины группы.

Анализ результатов исследованияпо методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. НоракидзеI и IIгруппе позволяет заключить, что в несмотря на то, что у большинства женщин из обеих групп средний с тенденцией к высокому уровень тревожности, в I группе женщин, имеющих средний (с тенденцией к высокому) и высокий уровень тревожности больше, чем во II группе по обоим показателям.

Также по результатам обеих методик существует разница в максимальных и минимальных баллах в рамках одного уровня тревожности у участниц I и II группы: женщины с детьми от 0 до 3 лет имеют баллы выше по всем показателям. Это показывает, что даже при одинаковых уровнях тревожности женщины в I и IIгруппе, порог тревожности у женщин с детьми младшего возраста ниже. Таким образом, результаты исследований по методике диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина и методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации В. Г. Норакидзе. свидетельствуют о более высоком уровне личностной и ситуативной тревоги у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 3 лет.

Метод математической статистики t-критерий Стьюдента подтвердил: гипотеза, что тревожность у женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 3 лет выше, чем у женщин, имеющих детей от 4 до 7 лет.

Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень тревожности у женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет выше, по сравнению с уровнем тревожности у женщин, имеющих детей в возрасте от 4 до 7 лет, подтвердилась.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф