1 2
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом
2.1 Организация и содержание эмпирического исследования
Цель эмпирического исследования – исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.
Задачами исследования являются:
1.Осуществить психодиагностику ценностно — смысловой сферы старших подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.
2. Проанализировать полученные результаты, сравнить результаты исследования в двух группах подростков.
Для реализации выше представленных задач нами использованы следующие методики:
1. Ценностный опросник (С. Шварц).
2.Методика «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова).
3. Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев).
4. Статистический метод анализа данных: коэффициент корреляции t-критерий Стьюдента.
Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков проходило в групповой форме. Были разъяснены цели исследования.
Общая выборка испытуемых составила 60 человек. Испытуемыми выступили старшие подростки в возрасте 16-17 лет. Это – учащиеся лицей-интерната г. Смоленск.
Испытуемые были разделены на 2 группы. В первую группу вошло 30 подростков – это те, кто систематически занимается спортом. Во вторую группу так же вошло 30 человек – подростки, не занимающиеся спортом. Вероятность выборки: случайная.
Исходная гипотеза состояла в следующем: мы предположили, что ценностно-смысловая сфера личности у старших подростков, занимающихся спортом, имеет свои особенности, и поэтому отличается от ценностно-смысловой сферы старших подростков, которые спортом не занимаются. В частности, подростки, занимающиеся спортом, имеют особенности социального взаимодействия, обусловленные спецификой спортивной деятельности.
Описание методик
Ценностный опросник (С. Шварц)
Тест ценностных ориентаций Шварца состоит из двух частей.
Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.
Вторая часть опросника представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.
Еще один важный момент связан с тем, что число вопросов, включенных в каждую из 10 шкал теста ценностей Шварца, содержит разное число вопросов. Это означает, что баллы, полученные по шкалам нельзя непосредственно сравнивать между собой.
Полное содержание методики см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Методика «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова)
При создании этой методики было задействовано 3 методических приема: увеличение длины «ценностного ряда» до 73-х наименований, обеспечение возможности «свободного выбора» этих ценностей с последующим ограничением всего ряда до 10-ти ценностных наименований. В — третьих, респондент может дополнить предлагаемый список своими, очень значимыми и отсутствующими в нем ценностями (73 ценности «Свободного выбора ценностей» можно дополнить до 80 ценностных наименований).
Полное содержание методики см. в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев)
Цель методики — оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов.
Стимульный материал к методике СЖО см. в ПРИЛОЖЕНИИ 3.
2.2 Качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования
Результаты психодиагностики по опроснику С. Шварца
Для сравнительного анализа выраженности различных ценностей у группы подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, мы провели нормировку. Для этого мы осуществили следующие процедуры:
1.Находится шкала с наибольшим числом вопросов.
2.Определяется наибольший балл, который можно набрать по данной шкале.
3.Показатели по всем шкалам делятся на этот максимальный балл.
Результаты диагностики старших подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, по ценностному опроснику С.Шварца, представим в таблицах 1 и 2 (ПРИЛОЖЕНИЯ 4 и 5 соответственно).
Посчитав наибольшее количество баллов по самой большой по количеству вопросов шкале, мы получили 56 баллов (по шкале «универсализм»: 8х7 =56). Далее нами подсчитаны баллы по каждой шкале с учетом «ключа» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и поделены на полученный максимальный балл. В результате мы получили следующую оценку ценностей группами подростков. Представим результаты в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительные показатели оценки личных ценностей в 2-х группах подростков (занимающихся и не занимающихся спортом)
Личные ценности | Средний показатель в группе подростков, занимающихся спортом (в баллах) | Средний показатель в группе подростков, не занимающихся спортом (в баллах) | Границы социальной нормы показателей |
Конформность | 20,35 | 35,7 | 32,0-48,0 |
Традиции | 33,21 | 17,8 | 37,7 |
Доброта | 28,57 | 14,28 | 36,0-55,0 |
Универсализм | 33,21 | 21,42 | 47,0 |
Самостоятельность | 44,64 | 30,35 | 49,0 |
Стимуляция | 13,4 | 14,28 | 27,2-40,8 |
Гедонизм | 25,0 | 19,42 | 30,0-45,0 |
Достижения | 44,64 | 17,85 | 34,0-51,5 |
Власть | 41,07 | 33,42 | 22,0-33,7 |
Безопасность | 42,85 | 16,07 | 36,0-54,0 |
Представим результаты графически, в виде диаграммы:
Рис. 1 Сравнительные показатели личных ценностей в 2-х группах подростков
По представленному нами рисунку, совершенно очевидно, что:
1.Личные ценности подростков, занимающихся спортом и не занимающихся спортом, различаются. Оказалось, что подростки 2-й группы (не занимающиеся спортом) более конформны. При этом показатели по шкале «конформность» у групп находятся ниже социальной нормы. Это может свидетельствовать о том, что все же недостаточно присутствуют в системе ценностей подростков «соответствие социальным ожиданиям».
2.Традиции также больше соблюдают подростки 1-й группы, т.е. подростки, занимающиеся спортом, способны сохранять уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи. Подростки 2-й группы придают совсем незначительное внимание данной ценности. То же можно сказать и по шкале «достижения». Подростки, занятые спортом, стремятся к личному успеху в спорте.
3.Доброта и гедонизм, как личные ценности, важны обеим группам подростков, здесь показатели различаются не намного, хотя и здесь показатели ниже социальной нормы.
4.Что касается шкалы «стимуляция», то здесь показатели у обеих групп подростков почти равны. Очевидно, всем старшим подросткам ценны новизна и волнующие события.
5. Интересен результат по шкале «власть». Обе группы оценивают высоко данную ценность, и что характерно для обеих групп – показатель выше социальной нормы. У подростков, занимающихся спортом, скорее всего, это связано с обретением особого социального статуса, а у подростков 2-й группы – с желанием доминировать.
Таблица 4
Сравнительные показатели ценностно-поведенческих паттернов в 2-х группах подростков (занимающихся и не занимающихся спортом)
Отобразим результаты в виде диаграммы:
Рис.2 Сравнительные показатели ценностно-смысловых паттернов в 2-х группах подростков (занимающихся спортом и не занимающихся спортом)
Итак, по рисунку очевидно, что:
1.Личностные ценности подростков в целом проявляются в их поведении. Но, по-прежнему, мы отмечаем различия среди двух групп подростков (занимающихся и не занимающихся спортом).
2.Интересен полученный факт, что, подростки 2-й группы, имея в системе ценностей «конформность», меньше демонстрируют ее в поведении, нежели подростки-спортсмены. То есть, можно сказать, что подростки, занимающиеся спортом, более социально одобряемы, подростки другой группы, возможно, и слушали бы взрослых, но проявляют негативизм. Очевидно, это связано с кризисом подросткового возраста.
3.Подростки-спорстмены более стремятся к безопасности и проявляют это в поведении, даже чуть более показателя социальной нормы.
4.Стремление к достижениям у подростков-спортсменов выступало как личная ценность, и в деятельности, поведении они стремятся достичь определенных успехов. У подростков – не спортсменов и в системе личных ценностей достижения представлены слабо, и в поведении они не особенно стремятся к этому.
5.Гедонизм и стимуляцию подростки, не занимающиеся спортом, охотно претворяют в жизнь, как ценности. А вот подростки, которые занимаются спортом, хотя и имеют в системе ценностей гедонизм, почти не претворяют эту ценность в жизнь, возможно, потому, что это связано с особенностями спортивной деятельности (режим дня, питания, время тренировок и т.д.).
В ходе диагностики подростков по методике Е.Б. Фанталовой «Свободный выбор ценностей», нами получены следующие результаты. Представим их графически:
Рис. 3 Ранжирование ценностей по их значимости и доступности подростками, занимающимися спортом
Рис. 4 Ранжирование ценностей по их значимости и доступности подростками, не занимающимися спортом
Из рисунков очевидно следующее:
1.Для обеих групп подростков значимыми ценностями выступают семья, деньги, общение, целеустремленность и моральная поддержка.
2.Подростки, которые заняты спортивной деятельностью, в качестве значимых ценностей указали здоровье, успешность в деятельности и признание со стороны окружающих.
3.Подростки, не занимающиеся спортом, указывают на такие значимые для них ценности, как будущее, доброта, развлечения и риск.
4.Внутренние конфликты (Ц – Д 4) присущи подросткам, занимающимся спортом, по ценностям «семья» и «деньги», для подростков, которые спортом не заняты, — по тем же ценностям. То есть, происходит блокирование потребности, подросток испытывает внутреннее напряжение и беспокойство по возможности получить данные ценности.
5.«Внутренние вакуумы» (Д – Ц 4) присущи подросткам, занимающимся спортом, по ценностям «самодисциплина» и «общение». Для подростков, которые спортом не заняты, — по ценностям «развлечения» и «игры». По сути, они представляют собой резервный внутренний фонд, поскольку наблюдается «избыточность присутствия» указанных ценностей.
Результаты по тесту СОЖ также представим в виде табл. 5.
Таблица 5
Показатели сформированности представлений респондентов
о жизни
Итак, из представленных результатов можно заключить следующее:
1.Подростки, занимающиеся спортом, характеризуются наличием цели, интересом к будущему и стремлением к нему. Поэтому жизнь их вполне осмысленна, имеет направленность и временную перспективу. У подростков, которые не заняты спортом, результаты — ближе к среднему, т.е. осмысленность жизни недостаточно развита. Такие подростки слабо представляют временную перспективу, и их цели могут быть недостаточно ясными и четкими.
2.По шкале «Процесс» у подростков обеих групп средний уровень, т.е. сам процесс своей жизни подростки воспринимают, как интересный, эмоционально насыщенный.
3.По шкале «Результат» — также одинаковый средний уровень, что свидетельствует об ощущении результативности жизни или удовлетворенности самореализацией.
4.Отличия наблюдаются по шкале «локус контроля – Я». Здесь у подростков, занимающихся спортом, высокий уровень, что соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. У подростков второй группы – средний уровень, что говорит о недостаточности личностных возможностей силы контролировать события собственной жизни.
6. Субшкала «Локус контроля – жизнь». Подростки, занимающиеся спортом, показали средний уровень, а подростки, которые не занимаются спортом – низкий уровень, т.е. обнаруживаются различия в восприятии возможности управлять собственной жизнью, контролировать ход отдельных событий. Низкие баллы у подростков, не занимающихся спортом, – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, нет свободы выбора, часто самому невозможно принимать решения и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Проверим исходную гипотезу математико-статистическим методом. Для этого используем коэффициент Манна – Уитни. При обработке данных при расчете U-критерия Манна Уитни нами были выдвинуты следующие гипотезы:
H0 –личные ценности подростков 2-х групп не различаются.
H1 –личные ценности подростков 2-х групп различаются.
Эмпирические значения критерия U-Манна-Уитни представлены в таблице 6.
Таблица 6
Эмпирические значения критерия U-Манна-Уитни
Уровень значимости по каждй личной ценности высокий, что позволяет нам утверждать о том, что принимается гипотеза Н1: различия между результатами 1-й и 2-й групп статистически значимы р≤0,01.
Таким образом, на всей зоне значимости гипотеза H1 верна, и мы подтвердили, что личные ценности подростков 2-х групп различны. При этом, основные расхождения приходятся на ценности «безопасность», «конформность». Общими, близкими ценностями выступает «власть».
По методике Е.Б. Фанталовой, респонденты выбрали разные ценности. Проверим математическим методом (при помощи коэффициента корреляции Спирмена), есть ли особенности у тех подростков, которые занимаются спортом.
Проранжируем значения, полученные нами по свободным выборам ценностей. Ранги представим в табл. 7.Вычислим, как эти данные коррелируют друг с другом.
Таблица 7
Ранги ценностей подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, по методике Е. Б. Фанталовой
Определяем эмпирическое значение rs по формуле:
rs=1-(6*∑▒d^2 )/(n*(n^2-1) ) , где
rs – коэффициент ранговой корреляции;
d2 – квадрат разности между рангами;
n – количество ценностей (их 16).
Вставив в формулу числовые значения, получим, что rs= 0,53.
По таблице ПРИЛОЖЕНИЯ 6 определяем критические значения:
rs кр = 0,50 (p ≤ 005)
0,64 (p ≤ 001)
rs эмп < rs кр при p ≤ 001
Мы видим, что в данном случае связь положительная при p ≤ 005. Можно сделать вывод, что ценности респондентов по методике Е.Б. Фанталовой, в большинстве своем сходны. Например, такие, как «общение», «семья», «деньги», «моральная поддержка». Объясняется, это тем, что респонденты выбирали всего 10 значимых для них ценностей.
Особенности же ценностной сферы подростков, занимающихся спортом, таковы, что здесь преобладают ценности «самореализация», здоровье», «успешность». С группой респондентов, не занимающихся спортом, статистически выявлена слабая корреляционная связь по данным ценностям на уровне p ≤ 001, т.к. здесь rs эмп < rs кр.
Таким образом, опять же подтверждена исходная гипотеза о том, что подростки, занимающиеся спортом, имеют особенности в ценностной сфере, перечисленные выше.
Для установления различий в 2-х группах подростков по показателям сформированности их представлений о жизни (см. Таблицу 5), нами был использован U-критерий Манна Уитни, в связи с тем, что в некоторых случаях величина сдвигов варьирует в диапазоне до 10% от их величин.
При обработке данных при расчете U-критерия Манна Уитни нами были выдвинуты следующие гипотезы:
H0 – смысложизненные ориентации подростков 2-х групп не различаются.
H1 – смысложизненные ориентации подростков 2-х групп различаются.
Данные по распределению значений U-критерий Манна Уитни представлены в таблице 8.
Таблица 8
Распределение значений U-критерия Манна Уитни
Uэмп. = 1
U0.01 = 1.0
U0.05 = 4.0
Принимается гипотеза Н1: Различия между результатами 1-й и 2-й групп статистически значимы р≤0,01.
Таким образом, на всей зоне значимости гипотеза H1 верна. В частности, основные расхождения приходятся на смыслы «цель» и «результат». Общими, близкими смысложизненными ориентирами выступает «локус контроля – Я».
2.3 Рекомендации по формированию ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом
Нами выявлено, как важен спорт в жизни подростка. Мы указывали на то, что ценности, точнее – их осознание, влияет на поступки и поведение человека. Спорт положительно влияет на развитие морально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности подростка.
Проведенный анализ исследования проблемы ценностно-смысловой сферы личности подростка, а также практическое изучение ценностно-смысловой сферы подростков, позволили нам сформулировать следующие рекомендации:
1. Информировать родителей, учителей физической культуры, классных руководителей, тренеров и специалистов, работающих с молодыми спортсменами, об особенностях ценностно-смысловой сферы подростков и о том, как они меняются по мере вовлечения подростков в спортивную деятельность. Ведь все же именно взрослый остается значимым для подростка человеком, несмотря на смену ведущего типа деятельности, т.е. – ориентирование на общение со сверстниками. Особенно – тренер.
2. Подростки, занимающиеся спортом, ориентированы на результат. Они представляют себе, в чем состоит смысл жизни, могут его сформулировать. Необходимо чаще говорить с подростками о значении спортивной деятельности для человека вообще, и о том, что занятия спортом могут перерасти в профессию в будущем. А это тоже – мотив и смысл.
3.Изменить представления подростков о ценностях способен целенаправленный психологический тренинг, который позволяет формировать ценностные ориентации подростков, обеспечивая полноценное развитие и становление личности с учетом интересов и потребностей и способной полноценно реализовать себя в жизни.
4.Учитывая такие ценности у подростков, как достижение успеха, самореализация, признание со стороны окружающих, можно мотивировать их на достижения с помощью техник нейро-лингвистического программирования (НЛП). Это практическое психологическое направление сегодня широко используется в спорте для достижения конкретных результатов в спорте, формирования самомотивации, формулирования четких целей, поддержания себя в ресурсном состоянии и сохранения физического и психологического здоровья.
5.Подростки, занимающиеся спортом, как мы выявили, стремятся к самореализации. Поэтому целесообразно педагогическое сопровождение самореализации, в ходе которого учащимся будут продемонстрированы примеры социально одобряемых видов деятельности. Один из таких видов деятельности — двигательная активность, осуществляемая в рамках спортивных секций. Как тип первичного объединения физкультурно-спортивной направленности, функционирующего на базе образовательной организации, спортивная секция дает возможность для самореализации подросткам.
6. Чаще проводить тренировки в формате соревнований, которые дадут возможность максимально проявить подростку свои способности и научиться рефлексии относительно результатов спортивной деятельности.
7. Вживание в образ или инсценировка. Давать каждому подростку возможность побыть в роли тренера. Это развивает такие ценности, как доминирование, лидерство, ответственность.
8.Использовать в процессе спортивных занятий элементов игры для развития целеустремленности.
9.Обеспечение успеха в деятельности на основе неожиданного включения подростка в деятельность. Так подросток чувствует себя успешнее в выполняемой деятельности, что выступает ценностью подростков, занимающихся спортом.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
1.Поведено эмпирическое исследование на предмет выявления особенностей подростков, занимающихся спортом.
2. Доказана исходная гипотеза математико-статистическим методом. Для этого мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена и для установления различий – коэффициент Манна-Уитни.
3. Использование коэффициента Манна-Уитни позволило доказано, что личные ценности подростков, занимающихся спортом, отличаются от ценностей подростков, спортом не занимающихся. Основные расхождения приходятся на ценности «безопасность», «конформность». Общими, близкими ценностями выступает «власть» (по методике С. Шварца).
4. Выявлена положительная корреляция при p ≤ 005. Можно сделать вывод, что ценности респондентов по методике Е.Б. Фанталовой, в большинстве своем сходны. Например, такие, как «общение», «семья», «деньги», «моральная поддержка».
5. Достоверность различий смысложизненных ориентаций подростков 2-х групп рассчитана при помощи коэффициента Манна-Уитни. Различия между результатами 1-й и 2-й групп статистически значимы р≤0,01. В частности, основные расхождения приходятся на смыслы «цель» и «результат». Общими, близкими смысложизненными ориентирами выступает «локус контроля – Я».
6. Нами предложены рекомендации по формированию ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся спортом. Конечно, по каждой рекомендации можно провести дополнительное научное исследование, что будет являться задачей на перспективу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя теоретические и эмпирические исследования в данной выпускной квалификационной работе, отметим основные, на наш взгляд, основные положения и полученные результаты. Задачи, поставленные в исследовании для достижения основной ее цели, решались нами поэтапно.
Нами обобщены накопленные теоретические сведения по изучению особенностей ценностно-смысловой сферы личности в целом и старших подростков, занимающихся спортом — в частности.
Анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что ценностно-смысловая сфера — это динамический внутриличностный процесс личностно-смыслового выражения человеком самого себя в разных жизненных контекстах, и в интеграции этих представлений в единое ценностно-смысловое жизненное пространство. Она выступает регулятором человеческого поведения, оказывает влияние на мысли человека и эмоциональную сферу.
Ценностный компонент ценностно-смысловой сферы можно определить как иерархическую структуру ценностей – устойчивых психических образований, влияющих на жизнь человека, а смысл жизни – особое, довольно устойчивое психическое образование, существенно влияющее на человека и, в частности, на возможность достижения им счастья.
Для проверки гипотезы нами проведено эмпирическое исследование по выявлению особенностей ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся спортом.
Исходная гипотеза состояла из следующего предположения: ценностно-смысловая сфера личности у старших подростков, занимающихся спортом, имеет свои особенности, и поэтому отличается от ценностно-смысловой сферы старших подростков, которые спортом не занимаются. В частности, у подростков, занимающихся спортом, в системе ценностей преобладают здоровье, доминирование, успешность, достижения, самореализация, что обусловлено самой спецификой спортивной деятельности. Их жизнедеятельность более осмысленна, характеризуется стремлением к целям и конкретному результату.
Общая выборка испытуемых составила 60 человек. Испытуемыми выступили старшие подростки в возрасте 16-17 лет. Это – учащиеся лицей-интерната г. Смоленск.
Испытуемые были разделены на 2 группы. В первую группу вошло 30 подростков – это те, кто систематически занимается спортом. Во вторую группу так же вошло 30 человек – подростки, не занимающиеся спортом.
Нами был подобран диагностический инструментарий. В частности, мы использовали для исследования ценностный опросник С. Шварца, методику «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой и тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.
Качественный анализ результатов показал, что личные ценности подростков, занимающихся спортом и не занимающихся спортом, различаются. Оказалось, что подростки, не занимающиеся спортом, более конформны. Личностные ценности подростков в целом проявляются в их поведении. Но, по-прежнему, мы отмечаем различия среди двух групп подростков (занимающихся и не занимающихся спортом). Интересен полученный факт, что, подростки 2-й группы, имея в системе ценностей «конформность», меньше демонстрируют ее в поведении, нежели подростки-спортсмены. То есть, можно сказать, что подростки, занимающиеся спортом, более социально одобряемы. Подростки другой группы, возможно, и подстраивались под мнение большинства или взрослых, но проявляют негативизм. Очевидно, это связано с кризисом подросткового возраста.
Традиции также больше соблюдают подростки 1-й группы, т.е. подростки, занимающиеся спортом, способны сохранять уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи. Подростки 2-й группы придают совсем незначительное внимание данной ценности. То же можно сказать и по шкале «достижения». Подростки, занятые спортом, стремятся к личному успеху в спорте.
Доброта и гедонизм, как личные ценности, важны обеим группам подростков, здесь показатели различаются не намного, хотя и здесь показатели ниже социальной нормы. Что касается шкалы «стимуляция», то здесь показатели у обеих групп подростков почти равны. Очевидно, всем старшим подросткам ценны новизна и волнующие события.
Интересен результат по шкале «власть». Обе группы оценивают высоко данную ценность, и что характерно для обеих групп – показатель выше социальной нормы. У подростков, занимающихся спортом, скорее всего, это связано с обретением особого социального статуса, а у подростков 2-й группы – с желанием доминировать.
Для обеих групп подростков значимыми ценностями выступают семья, деньги, общение, целеустремленность и моральная поддержка. Подростки, которые заняты спортивной деятельностью, в качестве значимых ценностей указали здоровье, успешность в деятельности и признание со стороны окружающих. Подростки, не занимающиеся спортом, указывают на такие значимые для них ценности, как будущее, доброта, развлечения и риск.
Подростки, занимающиеся спортом, характеризуются наличием цели, интересом к будущему и стремлением к нему. Поэтому жизнь их вполне осмысленна, имеет направленность и временную перспективу. У подростков, которые не заняты спортом, результаты — ближе к среднему, т.е. осмысленность жизни недостаточно развита. Такие подростки слабо представляют временную перспективу, и их цели могут быть недостаточно ясными и четкими.
Нами выявлено, что у респондентов есть отличия по шкале «локус контроля – Я». У подростков, занимающихся спортом, высокий уровень, что соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. У подростков второй группы – средний уровень, что говорит о недостаточности личностных возможностей силы контролировать события собственной жизни. Кроме того, обнаруживаются различия в восприятии возможности управлять собственной жизнью, контролировать ход отдельных событий.
Исходная гипотеза подтверждена математико-статистическим методом при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Цель, поставленная в выпускной квалификационной работе, достигнута. Задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Академический проект, 2015. – 240 с.
2.Александрова, И.В. Влияние физической культуры на формирование социальных ценностей молодежи // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. – С. 3-4.
3.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. СПб., 2008. – 338 с.
4.Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Академия, 2007. – 526 с.
5.Барцалкина В.В., Волкова Л.В., Кулагина И.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы при переживании трудной жизненной ситуации в зрелости // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – № 2. – С. 69 – 81.
6.Белоусова, С.А. Психологические механизмы актуализации руководителем субъектного ресурса персонала: автореф. дисс… доктора психол.н.: 19.00.03 / Белоусова Светлана Анатольевна. – М., 2011. – 38 с.
7.Бодров, В.А. Профессиональное утомление: Фундаментальные и прикладные проблемы / В.А. Бодров. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – 560 с.
8. Буякас, ТМ. Феноменология смысла: смысл как зов души // Консультативная психология и психотерапия. – 2009. – № 2. – С. 94-109.
9.Васягина, Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 7-15.
10.Выготский, Л.С. Лекции по психологии. – М.: Союз, 2009. – 555 с.
11.Галажинский, Э.В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред.B.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С. 123-147.
12. Дамадаева А.С., Уляева Л.Г. Спортивная деятельность как средство самореализации личности: ресурсный подход / Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (11- 12 мая 2017 г.) / Под общей ред. Ю.В. Байковского, А.В. Вощинина. – М.: РГУФКСМиТ, 2017. – 660 с.
13. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. – 4-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.
14.Заколодная, Е.Е. Духовно-нравственное становление сферы личности спортсмена // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. – 578 с.
15. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
16. Карпушкина, Т.В. Исследование ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте // Мир науки, культуры, образования. – №2 (45). –2014.– С. 212-214.
17.Келли, Дж. Психология личности (Теория личностных конструктов). – СПб.: Речь, 2000. – 249 с.
18.Клочко, В.Е. Закономерности движения психологического познания: проблемы ценностей и смысла в призме трансспективного анализа // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С. 41-61.
19. Криличевский, В.И. Нравственное воспитание молодежи в сфере физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. – 578 с.
20.Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. – 511 с.
21.Леонтьев, Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франк-ла): матер, междунар. конференции. – М.: Смысл, 2005. – С. 36-19.
22.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 352 с.
23.Лешкевич Т.Г., Зубова ДА. Переоткрытие субъектности: точки роста новых ценностей // Научная мысль Кавказа. – 2010. – № 2(62). – С. 5-11.
24. Лысенко, С.В. Современные представления о позитивных ресурсах личности, обеспечивающих преодоление трудных жизненных ситуаций // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 12(128). – С. 265-271.
25.Лэнгле, A. Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М.: Генезис, 2008. – 159 с.
26.Масленникова, В.А. Роль ценностных ориентаций в процессе социализации личности спортсмена // Материалы международной научной конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (11-14 июня 2007г.). – М.: Анита-пресс, 2007. — С.87.
27.Майкова, Э.Ю. Автономия: личностные ресурсы и психолого-педагогические стратегии ее поддержки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2011. – №2. – С. 137-145.
28.Маслоу, А. По направлению к психологии бытия. Mосква: Эксмо-пресс, 2008. – 272 с.
29.Машекуашева М.Х., Абакумова И.В., Лукьяненко М.А. Технологические особенности становления интегральной смысловой ориентации личности в учебном процессе // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2004. – № 1. – С. 158-172.
30.Мельников Т.Н., Потанина Л.Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 21-28.
31.Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ- ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.
32.Олпорт, Г.В. Становление личности. Избранные труды. – М.: Смысл, 2002. – 930 с.
33.Остапенко, Д.К. Представления о смысле жизни подростков, занимающихся спортом //Спортивный психолог. – 2015. – №3(38) – С. 55-59
34.Остапенко, Д. К. Вовлеченность в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
35.Осницкий, А.К. Возраст поиска смысла. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XV симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. – М.: УРАО «Психологический институт», 2010.
36.Паукова, А. М. К вопросу о формировании ценностно-смысловых ориентаций у подростков [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 55-57.
37.Погорская, В. А. Содержание ценностно-смысловой сферы личности студентов в зависимости от уровня субъективного благополучия // Вектор науки ТГУ. – 2011. – 2(5). – С. 163-166
38.Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия «Психологические науки». – 2011. – № 2. – С.85-90.
39. Почтарева, Е. Ю.Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития// Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – Вып.4. – С. 563-575.
40.Расторгуева, Е.Н. Самоактуализация как субъектный феномен // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – Том 22. – № 3. – С. 105–118.
41.Роджерс, К.Р. Гуманистическая психология: Теория и практика. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 456 с.
42. Роттер Дж., Фрайджер P., Фэйдимен Дж. и теория социального когнитивного научения // Теория личности и личностный рост. СПб. : Питер, – 2002. – С. 570-583.
43.Рубинштейн, СЛ. Бытие и сознание. – СПб.: Питер, 2015. – 328 с.
44.Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов //Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 96–108
45.Санькова, И. Ю. Ценности молодежи в сфере физической культуры и спорта // Молодой ученый. – 2017. – № 12 (146). – С. 588-591.
46.Собкин В.С., Андреева А.И. К вопросу о ценностных ориентациях исследователей в сфере образования// Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 106-115.
47.Самойлик, Н.А. Дестабилизация ценностно-смысловой сферы как фактор делинквентного поведения в подростковый период // Международный научный журнал « Инновационная наука». – №1-2. – 2015. – С. 271-275.
48.Самыкина, Н.Ю., Серебрякова М.Е. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации: монография. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – 148 с.
49.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е изд., доп. / под общ. ред. В.А. Ядова. – Москва: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.
50.Серый, А.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2011. – № 2(18). –C. 132-142.
51.Сидорова, О.С. Особенности ценностных ориентаций подростков, занимающихся в спортивной секции «Лыжные гонки» // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. –№ 6(33).
52.Слотина, Т.В. Психология личности. СПб: Питер, 2013. – 306 с.
53.Сосуновский В.С., Загревская А.И. Олимпийское образование как средство формирования культуры личности школьников // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Тюмень: Вектор Бук, 2013. – С. 235-238.
54. Спешилова, Т.С. Особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся с явной, скрытой формами интеллектуальной одаренности и обычных учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – №129. – С. 39-42.
55.Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Эксмо-пресс, 2015. – 192 с.
56.Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 768 с.
57.Шадрин, И.С. Проблема детерминации (самодетерминации) поведения в культурно-исторической и экзистенциальной психологии // Культурно-историческая психология. – 2012. – № 2. – С. 113-122.
58.Шаров, А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.
59.Шелдон K.M. Введение в теорию самодетерминации и новые подходы к мотивации роста // Сибирский психологический журнал. – 2016. – №62. – С. 7-17.
60.Широкова, Г.А. Практикум детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько / Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
61.Эвнина, К.Ю. Позитивные феномены в ценностно-смысловой сфере личности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 5-24.
62.Юнг, К.Г. Символы трансформации. М.: ACT, 2008. – 731 с.
63.Ясницкий M.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 19. – С. 82-97.
64.Perényi S. Value Priorities in Connection to Sport Participation Physical Culture and Sport // Studies and Research. – 2010. — № 48 (48). – Р. 84-98
65.Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973. – 438 p.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф