Вид работы: Проект
Тема: Особенности влияния взаимоотношений в семье на девиантные отношения младших школьников со сверстниками
Введение
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей заботой общества. Значимым институтом формирования личности младших школьников является семья. В семье происходит формирование психики ребенка, его мировоззрения, отношения к моральным и культурным ценностям, к труду, семье и проч. В современном обществе постоянно увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Эта особенность связана с появлением разводов, со смертью родителя, с желанием матери одной родить и воспитывать ребенка. В психолого-педагогических исследованиях (З. Матейчек) утверждается, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях и зависит от личности и способностей родителя к воспитанию.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. «Детская девиация, проявляющаяся в самых различных формах, приобретает черты массового явления, которое отличается устойчивыми тенденциями роста, широким распространением на подростковую и порой даже детскую часть молодежи. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм. За период 2016 года в России каждое двадцатое преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Всего за один год было выявлено 54369 несовершеннолетних, совершивших преступления».
Целью данной работы является исследование особенностей влияния взаимоотношений в семье на девиантные отношения младших школьников со сверстниками.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение особенностей внутрисемейных отношений;
— определение особенностей коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста;
— анализ особенностей девиантного поведения учащихся;
— проведение экспериментального исследования;
— оценка полученных результатов.
Объектом исследования в работе выступают младшие школьники.
Предметом исследования в работе являются девиантные отношения младших школьников со сверстниками.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования девиантных отношений младших школьников:
Особенности внутрисемейных отношений
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Их специфика определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
Различные стили родительского воспитания по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.
Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии в взаимовлиянии. Ряд исследователей – Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алимханова, А.В. Мисько, С.А. Беличева, Г.А. Аванесов, В.Н. Кудрявцев, В.Н. Алмазов, М.А. Алемаскин, Г.Н. Морозов, Н.И. Фелинская и другие – в числе причин отклонений в поведении несовершеннолетних указывают значимость микро-социальных условий, влияние ситуации семейного общения ребенка в детерминации его девиаций[1].
Семья, как один из важнейших институтов социализации, оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка.
Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы (А. Бандура, Р. Уолтерс, А.Е. Личко, Б.Н. Алмазов, М. Раттер, Л.С. Алексеева, З.В. Баерунас, Г.П. Бочкарева, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, Д. Боулби, А.Я. Варга, А.Г. Амбрумова, Л.И. Постовалова, И.А. Фурманов, В.М. Целуйко и другие)[2].
Решающим значением в формировании модели поведения детей дошкольного возраста является понимание родителей о том, о чем должны мечтать и думать дети, как они должны вести себя с родителями и окружающими людьми. И такие факторы, как финансовое положение, пол, культура, окружение, гены оказывают меньшее значение на развитие ребенка. Исследования в этой области доказывают, что существует связь между стилем воспитания и взаимоотношениями ребенка со сверстниками, успеваемостью в школе, вероятностью вовлечения ребенка в незаконную деятельность, проявлении жестокости, употреблении наркотиков и алкоголя.
Рассмотрим подробнее стили воспитания, которые наиболее часто используют родители.
Диктаторскому (авторитарному) стилю не хватает теплоты. Этот стиль характеризуется строгой дисциплиной, общение «родитель – ребенок» преобладает над общением «ребенок – родитель», очень часто ожидания в отношении своих детей у таких родителей слишком велики. Абсолютно все решения принимает родитель, который очень редко демонстрирует свою теплоту, нежность и любовь своему ребенку. Родители предпочитают лишь отдавать приказы и инструкции, при этом, совсем не обращая внимания на детей, их мнение. Такой родитель никогда не признает возможность компромисса. В подобных семьях очень ценится уважение, следование традициям и непрекословное послушание ребенка. Правила не могут обсуждаться. Считается, что родитель всегда прав, часто ребенка наказывают физически.
Либеральный стиль характеризуется теплыми отношениями между детьми и родителями, низкой дисциплиной, родители в таких семьях очень редко возлагают на детей большие ожидания. В такой семье ребенок не знает ограничений и запретов, редко выполняет поручения родителей, у которых отсутствует способность руководить и направлять ребенка.
Авторитетный стиль воспитания характеризуется теплыми отношениями между детьми и родителями, умеренными дисциплинарными требованиями, надеждами на будущее своих детей, частным и теплым общением со своим ребенком. Такие родители внимательны и заботливы, они окутывают ребенка любовью и лаской. Но, с другой стороны они справедливы и требовательны. Они полностью поощряют самостоятельность и ответственность своего ребенка, учитывая при этом все возрастные особенности и возможности.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — этот стиль воспитания характеризуется отсутствием единого подхода к развитию и воспитанию ребенка, когда нет определенных, конкретных, ярко выраженных требований. Также наблюдаются разногласия, противоречия в выборе средств воспитания между обоими родителями, между бабушками и родителями и т.д.
Опекающий стиль воспитания характеризуется стремлением быть постоянно рядом с ребенком, решать все возникающие у него проблемы. Такие родители всегда строго следят за поведением своих детей. Могут полностью ограничить самостоятельность ребенка, постоянно тревожатся, что с их ребенком может что-то произойти[3].
Перечисленные стили встречаются не только в историческом прошлом, но и в современном обществе. Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм прописаных в обществе, но и от позиции самого родителя, который грамотно выстраивает детско-родительские отношения в семье.
Особенности коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Результативность коммуникативной деятельности, общения во много определяется уровнем развития коммуникативных способностей, — то есть, теми индивидуальными особенностями субъекта, которые обеспечивают эффективное взаимодействие (работы А.А. Бодалева, А.А. Кирдон, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева и т.д.):
- по мнению А.А. Бодалева, именно коммуникативные способности обеспечивают успешность контактов[4];
- с точки зрения Е. М. Кузьмина, коммуникативные способности обеспечивают реализацию умений «строить» свое поведение согласно социальным нормам (что, с нашей точки зрения, не может не оказывать влияния на результативность и эффективность любого взаимодействия)[5].
Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют:
- комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность);
- уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
- желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
- умение анализировать и адекватно оценивать социально- коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Важной характеристикой коммуникативной готовности 6-7-летних детей к школьному обучению считается появление к концу дошкольного возраста произвольных форм общения со взрослыми – это контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно, а опосредствованно задачей, правилом или образцом, а также кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. На их основе, у ребенка постепенно складывается более объективное, опосредованное отношение к себе.
Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка[6].
Осознание ребенком 7-го года жизни своего социального «Я», формирование его внутренней социальной позиции (ребёнок осознаёт себя как личность, как самостоятельного субъекта деятельности и поведения), расширение диапазона его социально-нравственных эмоций и чувств, приводят к объективному усложнению и содержательному обогащению общения ребёнка со взрослыми, что, в первую очередь, находит отражение в трансформациях, происходящих в рамках типичной для старшего дошкольного возраста внеситуативно-познавательной формы общения.
Имея уже достаточно емкий диапазон знаний, информации об окружающем мире, умея взаимодействовать с теми предметами и объектами, которые его окружают, ребенок 7-го года жизни испытывает устойчивую потребность проникнуть в сущность предметов, объектов, явлений окружающей действительности, что проявляется в его многочисленных адресованных взрослому вопросах познавательного характера и содержания («Почему?», «Зачем?», «Отчего?» и т.д.). Более того, — это уже не единичные вопросы ребенка о том предмете, или объекте, который вызвал его интерес, а цепочки вопросов, стимулирующие стремление ребенка узнать об этом предмете или объекте как можно больше, установить связи и зависимости, закономерности между этим предметом или объектом и окружающим миром в целом.
При построении учебного и воспитательного процесса необходимо понимать, что учитель способствует развитию ребенка как самостоятельной личности, умеющей сознательно управлять своим поведением. Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно со стороны взрослых.
Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, наше задание выполнять, нашим правилам подчиняться и т.д.
Существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением, такими условиями являются:
— наличие у ребенка достаточно сильного и длительного действующего мотива поведения;
— введение ограничительных целей;
— расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;
— наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру, можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.
Таким образом, младший школьный возраст, это период, когда человек, активно овладевающий навыками общения, происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников, важная задача развития на этом возрастном этапе – умение заводить друзей.
Литература
[1] Брагина, Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте / Т.В. Брагина. – Новосибирск, 2011. – 341 с. [2] Архиреева, Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста / Т.В. Архиреева. –М.: Инфра, 2005. – 309 с. [3] Россова Ю.И., Прохорова Т.И. Вопросы нравственного воспитания: «новая педагогика» В.П. Вахтерова и современная педагогика // Современные научные исследования и инновации. 2015. — № 10 (54). — С. 437-442. [4] Бодалев, А.А. Психологическое общение [Текст]/ А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2004.- 256 с. [5] Кузьмина,Е. М., Соколов, В. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза [Текст]/ Е. М.Кузьмина, В. М. Соколов.- монография.. – М.: Н. Новгород, 2012. — 48 с. [6] Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст]/А.А. Максимова. – М.: Начальная школа. — 2011.- №1.- С.30-34Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


