Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


Глава 2.Психолого-педагогические условия оказания психологической помощи родителям по развитию творческих способностей старших дошкольников

2.1. Основные психологические условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте

 

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности. [9,с.24].

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных вида деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.

Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Педагогу (воспитателю) необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа в играх, на занятиях, нацеленная на развитие и стимулирование творческих способностей, должна организованно войти в жизнь ребенка.

Другое важное условие проявления творческих способностей – это организация интересной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов, понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства [9,с.78].

Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми. [9,с.92].

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». [4,с.19].

Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

В исследовании В.И. Тютюнника показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку. [6,с.47].

Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность – не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости». [6,с.73].

Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмоциональными отношения в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе – эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

Огромную роль в развитии творческих способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

  1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
  2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
  3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
  4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве.
  5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье. [9,с.127].

Итак, семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития символических способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители, а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.

Негармонические эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональному отдалению ребенка от, как правило, нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности.

Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности. [9,с.86].

Развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).

Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений. [2,с.13].

Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, — это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относиться с уважением. Более того, воспитатель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Фельдхузен и Треффингер (1980г.) отмечают важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей. [10,с.85].

Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции общего контроля за происходящим в группе, воспитатель дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов.

  1. Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.
  2. Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.
  3. Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому воспитатель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

Богоявленская Д.Б. В своей работе «Основные современные концепции творчества» выделяет 12 стратегий обучения творческости (условия развития творчества и повышения творческой активности):

  1. Быть примером для подражания.
  2. Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.
  3. Разрешать делать ошибки.
  4. Поощрять разумный риск.
  5. Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли детям демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у детей была возможности применить и продемонстрировать их творческий потенциал.
  6. Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.
  7. Поощрять, и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.
  8. Предоставлять время для творческого мышления.
  9. Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.
  10. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.
  11. Стимулировать дальнейшее развитие.
  12. Найти соответствие между творческой личностью и средой. [2,с.79-81].

При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:

1 этап – возникновение замысла;

2 этап – процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап – анализ результатов.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт изобретательной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ, созданного детьми, должен осуществляться при максимальной их активности. [11,с.62].

К созданию творческих произведений побуждают определенные мотивы, какие-либо чувства, впечатления, отношение к поразившему его явлению. Эти мотивы приводят к возникновению замысла, который будет возникать в процессе создания продукту творческой деятельности. Суть этого этапа – в переводе представления в конкретный образ. Отмечается взаимосвязь и взаимовлияние воображения и чувств, которые ярко проявляются в творческой деятельности.

Второй этап может быть различным по времени и более длительным, чем другие этапы, так как процесс создания продукта деятельности является сложным процессом.

Последний этап – окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость. Такова структура творческой деятельности. [10,с.97].

 

2.2. Специфика взаимодействия педагога-психолога с родителями по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников

 

По мнению ученых, к ведущим свойствам художественных способностей, необходимых для развития творческой личности относятся:

  • Художественное воображение и мышление, обеспечивающее отбор главного, конкретного для создания образа и оригинальной композиции.
  • Зрительная память, способствующая созданию ярких образов, помогающая успешной трансформации их в художественный образ.
  • Эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства к воспринимаемому и изображаемому явлению).
  • Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.
  • Продуктивная работа воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности. [9,с.19].

Поэтому, в рамках образовательной области «Художественное творчество» четко просматривается сфера компетентности педагога-психолога ДОУ: развитие детского художественного творчества через использование методов арт-терапии с опорой на деятельность воспитателей и родителей, а также развитие психолого – педагогической компетентности родителей.

Этого можно достичь с помощью психологического консультирования родителей. Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативно­го взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

В ДОУ применяются различные формы организации консультативной работы с родителями: выступления на родительских собраниях, проведение тематических семинаров и круглых столов, индивидуальное консультирование, оформление информационных стендов, проведение совместных детско-родительских мероприятий.

Таким образом, психологическое консультирование родителей может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча психолога ДОУ с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ.

Групповые плановые консультации позволяют родителям увидеть, что трудности, которые они испытывают в формировании творческих способностей своего ребенка, свойственны многим семьям. Это важно для объективной оценки своего ребенка.

Очень важно, чтобы психолог, воспитатели и родители воспитанников стали партнерами, имеющими схожие точки зрения на смысл и сущность развития личности ребенка.

С этой целью педагогом – психологом разрабатываются тренинги, с помощью которых педагоги и родители достигают понимания самих себя и других, проводятся семинары, семинары – практикумы на темы: «Организация педагогической поддержки развития творческих способностей детей дошкольного возраста», семинар – практикум «Организация и проведение мониторинга качества усвоения детьми образовательной программы ДОУ», организуется работа творческой группы педагогов по разработке модели психологического сопровождения детей. Проводятся индивидуальные консультации по разработке рабочих программ для кружков и студий.

В рамках работы семейного клуба «Школа для родителей» можно провести серию консультаций для родителей «Если ваш ребенок творчески одарен». Родители могут активно включаться в реализацию модели психолого – педагогической поддержки развития творческих способностей детей.

Психологическое сопровождение детей начинается от момента подготовки к поступлению в ДОУ и продолжается до самого выпуска.

Образовательная область «Художественное творчество» должна содержать как дома, так и в ДОУ материалы по народно – прикладному искусству, альбомы с разными техниками изобразительного искусства, репродукции картин, портреты художников, материалы для детского творчества и другое.

Изоматериалы необходимо хранить в доступном для детей месте, что обеспечивает каждому ребенку их самостоятельный выбор для своей деятельности.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога-психолога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога успеха педагогов — рост профессионального мастерства детей. Задачей родителей является воспитание умения жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства [10,с.86].

Для развития художественно-творческих способностей дошкольников необходимы определённые условия:

а) опыт художественных впечатлений образов искусства;

б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью. Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии.

И.Б. Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики [11,с.75].
Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать и воспитателю, и родителям, так как на занятиях в детском саду и в домашних условиях происходит активное формирование художественного восприятия ребенка.

Детей дошкольного возраста надо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного искусства. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу — формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре) — затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.

Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка.

Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (музыка, архитектура), хотя это деление условно. Это различие не является абсолютным, поскольку все виды искусства выражают отношение к каким-то сторонам жизни.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка. Рассмотрим, какие устанавливаются взаимосвязи и как надо воздействовать, чтобы помочь детям в создании выразительного образа в рисунке, лепке.
Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в картине имеет значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя. Цвет в рисунке — наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства. Стремление передать цвет придает рисункам старших дошкольников яркость, сочность.

Другое выразительное средство — характер линии, контура, передача движения в рисунке дошкольника — является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства, способностью обобщения. Рисунок бывает чаще всего лаконичным, имеет вид наброска. Рисунки могут быть штриховые, цветные.
По сравнению с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. Дети дошкольного возраста постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений.

При ознакомлении детей с другим видом изобразительного искусства — скульптурой, передающей объемную форму предметов, людей, животных все внимание фиксируется на характере изображения персонажа.
Освоение разных способов обследования скульптуры дает дополнительную информацию об изображении человека, животного.

Анализируя работы детей, следует отметить приемы освоения ими лепки из целого куска (как прием скульптурной лепки), лепки из разных материалов (мотивировка выбора диктуется характером образа). Художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать скульптурный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог или родители используют беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы.

Кроме того, использование скульптуры на занятиях по развитию речи, рассказывание сказок, придумывание рассказов об этих персонажах не только обогащает знания детей, но и развивает их воображение. Словарь детей пополняется образными выражениями, в которых проявляется объем знаний детей об этом виде искусства.

Педагог, обучая детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой стороны, это оказывает влияние на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Выводы по 2 главе:

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности.

Единая позиция педагогов, понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства

В ДОУ применяются различные формы организации консультативной работы с родителями: выступления на родительских собраниях, проведение тематических семинаров и круглых столов, индивидуальное консультирование, проведение детско-родительских мероприятий.

Таким образом, психологическое консультирование родителей может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах.

Групповые плановые консультации позволяют родителям увидеть, что трудности, которые они испытывают в формировании творческих способностей своего ребенка, свойственны многим семьям. Это важно для объективной оценки своего ребенка.

 

Глава 3. Психолого-педагогическое исследование эффективности консультирования родителей по проблеме развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста

3.1. Использование психодиагностических процедур в практике психологического консультирования родителей по проблеме развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста

 

Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога. Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностью возникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента[15,с.158].

Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практические психологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.
Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средства консультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием[14,с.96].

Как свидетельствует практика, применение психодиагностических тестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам психологического консультирования.

Кроме стандартизированных тестовых методик в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту в решении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.

В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можно условно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.

При реализации сравнительного экспериментального исследования нами была определена цель эксперимента: провести сравнительный анализ уровня развития воображения и художественно-творческих способностей дошкольников в экспериментальной и контрольной группах. На основе этого были выделены следующие этапы:

1)    Разработка плана и программы эксперимента.

2)    Подбор экспериментальной и контрольной групп.

3)    Поиск тестовых заданий.

4)    Анализ и обобщение данных исследования.

5)    Организация психоконсультационной и психокоррекционной работы по развитию художественно-творческих способностей и воображения у дошкольников.

Была сформулирована следующая гипотеза исследования: для определения развития художественно — творческих способностей дошкольников необходимо:

— использовать соответствующие психодиагностические процедуры по определению художественно-творческих способностей дошкольников;

— определить наиболее эффективные психолого-педагогические условия по формированию художественно-творческих способностей дошкольников;

— применять психологическое консультирование родителей по формированию художественно-творческих способностей дошкольников.

Основные задачи исследования:

  1. Исследовать и проанализировать природу художественно-творческих способностей дошкольников в контексте рассматриваемой проблемы.
  2. Подобрать соответствующие психодиагностические процедуры по определению художественно-творческих способностей дошкольников.
  3. Проанализировать эффективность психолого-педагогических условий по формированию художественно-творческих способностей дошкольников.
  4. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность психологической консультации родителей в развитии художественно-творческих способностей дошкольников.

В ходе экспериментальной работы нами был проведен ряд исследований и использовались следующие методы:

1.Тестирование дошкольников с целью выявления уровня развития их художественно-творческих способностей по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и А.И. Кириллова (интерпретация теста Э.П.Торренса «Закончи рисунок» ).

2.Тестирование с целью выявления влияния психологического консультирования родителей на развитие художественно-творческих способностей дошкольников через стимулирование их воображения на основе этой же методики.

Анализ результатов и статистическая обработка данных экспериментов.

Объектом эксперимента послужили две группы из … Дети отобраны с помощью системы тестов по лучшим результатам. Возраст детей 5-7 лет.

С одной группой работали по коррекционной программе на основе результатов предварительной психодиагностики и последующего психологического консультирования родителей, а другую группу взяли как контрольную.

Опираясь на эти исследования, была разработана коррекционная программы с использованием элементов арт-терапии, которая была направлена на развитие художественно-творческих способностей в дошкольном возрасте.

В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Дошкольники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, нам пришлось использовать графические методы исследования, что в свою очередь дало хорошие результаты.

При психодиагностике детей был использован тест по изучению оригинальности решения задач на воображение с целью выявления уровня развития их художественно-творческих способностей по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и А.И. Кириллова (интерпретация теста Э.П.Торренса «Закончи рисунок»).

Подготовка исследования. Были подобраны альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Были подготовлены цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно проводилась вступительная беседа об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных. Выявлялась степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливался тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). О баллов

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 1 балл

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 2 балла

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 3 балла

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 4 балла

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). 5 баллов

Результаты исследования:

Таким образом, уровень художественно-творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп изначально практически одинаковый (3,3 средний показатель в экспериментальной, 3,4 – в контрольной группе) и соответствует третьему типу оригинальности изображения или среднему уровню.

Для того чтобы с большей уверенностью сделать выводы о достоверности нашего предположения о том, что между обеими группами нет значимых различий, воспользуемся приемами математической статистики. Для выявления наличия или отсутствия связи между двумя рядами данных мы применили коэффициент корреляции Спирмена.

Выдвигаем статистические гипотезы.

H0: между группами испытуемых нет значимых различий.

H1: между группами испытуемых есть значимые различия.

Согласно произведенным расчетам мы получили р = 0,74. При этом, согласно таблице критических значений коэффициентов корреляции Спирмена, ркр для Р = 0,05 составляет 0,36 для выборки из 48 испытуемых, и 0,47 для Р = 0,01. Таким образом, полученное нами значение попадает в зону значимости и на высоком уровне принимается гипотеза H0 о том, что между группами испытуемых нет значимых различий. Следовательно, можно сделать вывод о том, что представленные в исследовании группы гомогенны по рассматриваемому признаку.

В дальнейшем с экспериментальной группой была проведена психоконсультационная и психокоррекционная работа с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф