Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности Я-концепции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


В подростковый период, происходит осознание временной перспективы, так как «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, устремляясь при этом в будущее, однако восприятие времени противоречиво. Как правило, чувство необратимости времени часто может сочетаться с представлениями о том, что оно остановилось, поэтому старшеклассник ощущает себя очень молодым либо очень старым, и только постепенно происходит установление связей между ребенком и взрослым, то есть происходит преемственность будущего и настоящего, что является основой для личностного развития.[ Каптерев. П.Ф. Детская и педагогическая психология [Текст] / П.Ф. Каптерев. – Воронеж., 1999. — 331 с]

В подростковом возрасте общение занимает важнейшую сторону жизни ребенка, поэтому потребность в нем с каждым днем растет и повышается избирательностью, с сопровождающимся желанием уединения.

Один из факторов становления Я-концепции – это общение со сверстниками. Если к доверительному общению со взрослыми подросток прибегает в проблемной ситуации, то общение с друзьями остается исповедальным и интимно-личностным. Как правило, общение требует взаимопонимания, откровенности и внутренней близости, так как основано на отношении к другому как к себе, поэтому в нем раскрывается собственное реальное Я, которое поддерживается самоуважением и самопринятием.[ Поляков А.М. Психология развития. -М., 2009.-304с.]

Складывающаяся Я-концепция подростка, первоначально носит не-устойчивый и непоследовательный характер. Представления о себе крайне изменчивы, зависят как от собственного настроения, поступков, успешности своих действий, так и от отношения других: случайная фраза, комплимент или насмешка могут привести к резкому изменению образов «Я», самооценки, планов на будущее и пр.

В раннем юношеском возрасте несколько снижается общая самооценка, отмечается рост негативного восприятия себя. Это обусловлено, тем, что старшие школьники начинают в своих самооценках ориентироваться на реальные достижения, поскольку они пока еще невелики, их представление о себе и самооценка достаточно уязвимы. Значительное влияние на самооценку способностей оказывают позиция и поддержка учителя.[ Кулагина, И.Ю. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 463 с.]

Подростки с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы для критики или проявлений неприятия, что служит для них доказательством их некомпетентности и непригодности. Изучение данного возраста показало, что существует взаимозависимость между достижениями в учебе и Я-концепцией, которая более выражена у мальчиков по сравнению с девочками. Поэтому плохая успеваемость, невысокие успехи в учебе могут привести к ощущению собственной незначимости и низкому самоуважению, особенно у мальчиков. Исходя из этого, фактор учебы, по нашему мнению, также является фактором развития Я-концепции.[ Кулагина И.Ю. Педагогичесая психология.- М., 2010.]

В подростковый период начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении юноша все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением и желаниями, проявлением эмоций, формируется ответственность.[Кулагина И.Ю. Педагогичесая психология. -М., 2010.]

Вопрос формирования ответственности, является очень важным в нашей работе.

Ответственность второго типа «экстернальность» связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним или других людей, а также ситуации и внешние обстоятельства. Как показывают исследования, интернальность может коррелировать с социальной зрелостью, а также просоциальным поведением. В свою очередь, экстрернальность будет связана с малой социальной зрелостью, а также асоциальным поведением. Социальная зрелость и ее главная составляющая – ответственность будут формироваться только в тех условиях, которые адекватны устремлениям личности. Приобретение ответственность напрямую связано с предоставлением для человека (личности) свободы в принятии собственных решений.[ Маклаков А.Г. Общая психология. -М.;Питер, 2013]

Вопросы касательно меры свободы должны решаться при учете возрастных либо других определенных обстоятельств или особенностей, однако сам принцип будет оставаться незыблемым.

Формирование чувства ответственность происходит наравне с развитием автономии личности при обеспечении свободы принятия решения. В заключении следует отметить, что в подростковом возрасте происходит открытие собственного внутреннего мира, появляется потребность разобраться в нем, а также склонность к самоанализу. Итогом, к концу подросткового возраста будет происходить становление Я-концепции как интегративной, целостной системы представлений о себе, связанной с оценкой, отношением к себе, с локусом контроля. Можно отметить, что в процессе накопления подростком жизненного опыта, его Я-концепция становиться более конкретной и реалистичной, он проверяет ее положения, чтобы избежать ненужных разочарований и обеспечить оптимальность действий.[ Маклаков А.Г. Общая психология. -М.;Питер, 2013]

В связи с чем, можно выделить юность не только периодом физического становления, но и уникальным этапом когнитивного взросления, важнейшей функцией которого является построение жизнеспособной теории самого себя. Физический недостаток, болезнь оказывает существенное влияние на этот процесс развития личности.

1.3. Психологические особенности Я-концепции подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Жизненная ситуация, появившаяся в ходе тяжелой болезни, может искажать обычный путь развития подростка, так как ребенок, развитие которого обусловлено дефектом, согласно мнению Л. С. Выготскому, развивается по другому пути, нежели здоровые сверстники. Дефективный ребенок является собой качественно отличный, а также своеобразный тип развития, так как непосредственное следствие дефекта – это понижение социальной позиции ребенка, образующее «социальный вывих».[ Выготский Л.С. Собрание сочинений. -М., 2013.-370с]

В своем исследовании мы будем анализировать подростков с ДЦП, а детский церебральный паралич – это идеальная модель для изучения влияния двигательного дефицита на формирование процессов психики, а также личности человека в целом. Анализ работа зарубежных и отечественных авторов позволяет говорить о том, что в настоящее время накоплен серьезный материал о природе ДЦП, а также ведущих симптомах и клинических проявлениях. Касательно психологических аспектов данной проблемы, то вопрос остается мало освященным и изученным.[ Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. –Киев.,1988.- 327.]

Центром клинической картины ДЦП являются двигательные расстройства, такие как парезы, параличи, атаксия и гиперкинезы, нарушения психики и речи. Клинические проявления паралича полиморфны и во многих аспектах зависят от патологического состояния мозга ребенка. В силу того, что при ДЦП наблюдается патология и общее недоразвитие моторики, то особенно значительными будут нарушения тонуса мышц, на основе которых могут формироваться вторичные изменения в костях, мышцах и суставах – деформации, контрактуры, что оформляет патологический двигательный стереотип.[ Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич.- Киев, 1988.- 327]

К группе болезней с общим названием ДЦП можно отнести массу разнообразных патогенных нарушений. Так, в литературе предлагается более 20 вариантов классификации данной болезни. В отечественной клинической практике была принята общая классификация ДЦП согласно исследованиям К.А. Семеновой, представленная 5 формами, которые различны по особенностям двигательных нарушения, а также выраженностью психических и речевых расстройств, а именно: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гипертоническая, антонически-астотическая и гемиплегическая. Практические исследователи выделяют и смешанные формы ДЦП, однако самой распространенной формой будет спастическая диплегия, которая сопровождается тетрапарезом, либо поражением ног и рук, в большей степени – нижних.[ Немкова С. А. Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом. Материалы научно-практической конференции «Новые возможности оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения».-М., 2008.- 46 с]

Весьма часто параличи могут образовывать речевые расстройства, проявляющиеся в виде моторной алалии либо дизартрии. Психические нарушения, такие как вторичные задержки психического развития и интеллектуальное недоразвитие – часто проявлены в незначительной форме.

Важно сказать, что спастическая диплегия – это положительная форма заболевания, касательно преодоления речевых и психических расстройств, однако менее благоприятная в вопросах становления локомоции. Согласно мнению специалистов, ребенок, который страдает спастической диплегией, может научиться навыкам самообслуживания, а также правописанию и трудовых навыкам. [Шипицина Л.Н., Мамойчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001. ]

Большинство учебных в своих исследованиях отметили, что у детей с ДЦП часть наблюдаются отклонения в развитии и поведении, однако впервые, особенности развития личности ребенка с ДЦП были определены Л.С. Выготским. Автор убедительно говорил, что каждый дефект, а также телесный недостаток может быть только факторов, который изменит отношение человека с окружающим миром, что в итоге дает социальную нормальность поведения, поэтому психологическим фактом двигательный недостаток будет только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. При этом, двигательная недостаточность приводит к тому, что формируется патологическое свойство личности по дефицитарному типу, то есть на грубую органическую патологию наслаиваются воздействие социальных факторов, которые оказывают психотравмирующее действие. К ним можно отнести:

• Переживание негативного отношения сверстников либо чрезмерное внимание людей;
• Явление частой госпитализации;
• Частая разлука с матерью либо неполные семьи, так как в 30% случаев отцы покидают семью;
• Психический травматизм, сопряженный с лечебными процедурами либо операциями, что влечет за собой длительную реабилитацию;
• Трудности в учебе;
• Сенсорная депривация, либо нарушения слуха и зрения[ Выготский Л.С. Собрание сочинений. -М., 2013.-370с]

В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном.

У детей с ДЦП отмечается отсутствие мотивации к действию, снижение активности, понижение общения с окружающими людьми, а также нарушение развития познавательной деятельности и различные расстройства в эмоционально-волевой сфере.

Из различных видов аномального развития личности чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. Л.M. Шипицина и И.И. Мамайчук полагают, что поражение незрелого головного мозга при ДЦП приводит к тому, что крайне поздно лобные отделы (на стадии формирования) созревают неравномерно, а также в более медленном темпе, что является причиной изменений личности по разным типам психического инфантилизма. Но специфическим условием развития такого типа отклонений у личности будет неверное воспитание.

Ограничение общения и деятельности, связанных с двигательной и речевой активностью. Неправильное воспитание часто имеет место в семье ребёнка с ДЦП (это и гиперопека, и снижение требований к больному, или воспитание по типу «кумира семьи», и «ухода в болезнь», и прочее) .[Шипицина Л.Н., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. -СПб., Образование, 1995.]

Любой другой дефект, независимо от физической либо психической природы, в силу собственного системного характера, а также иерархичности структуры в своем действии, никогда не будет ограничиваться одной областью сознания. Как последствие выделяют личностные и характерологические нарушения, то есть набор личностных качеств и эмоций, которые появились в его сознании как реакция на дефект.[ Вагина М.В. «Самооценка учащихся с детским церебральным паралеличем»// Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. -№74-2. -С.68-73]

Крайне выражено для подростков с ДЦП состояние психического инфантилизма – как аномалия, поэтому в ее основе лежит дисгармония созревания эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы при незрелости последней. В итоге появляется нестабильность я-образа и самооценки, искажая при этом я-физическое, а также зависимость самооценки от ожидаемой оценки других людей.

Для детей, которые болеют ДЦП, характерными являются лабильность, сопровождаемая хроническими заболеваниями, а также психологическая пассивность, которая порождается гиперопекой в медицинских учреждениях и дома. Подросток, которые страдает ДЦП и не имеет достаточного опыта общения со сверстниками, может отличаться эмоционально-волевой незрелостью, личностной инфантильностью, и повышенной зависимостью от окружающих. Нарушения эмоций при ДЦП представляют в виде повышенной впечатлительности и обидчивости, так как они болезненно реагируют на повышенный тон и малейшее замечание, в силу собственного негативизма и упрямства.[ Немкова С.А, КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (СТРУКТУРА,ДИАГНОСТИКА,ЛЕЧЕНИЕ) // ПФ . 2012. -№3. -С.77-84.]

Левченко И.Ю. проводила исследование акцентуаций характера у подростков с ДЦП и выявила, что наличие двигательной патологии, а также неверное воспитание и социальная изоляция могут способствовать усилению и закреплению конституционально обусловленных черт сенситивного, астенического, невротического и психастенического типа акцентуаций характера.[ Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации .- М. 2001.]

В различной литературе часто встречается ряд исследований разнообразных структурных компонентов Я-концепции детей, который страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата.[ Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. –Киев., 1987]

О.Л. Романова, к примеру, изучала у подростков с ДЦП механизмы формирования самооценки, и сделала вывод, что завышенный характер самооценивания присутствует у данной категории детей. Данный факт автор интерпретировала как психологическую компенсацию и результат эмоциональной логики, который позволил больному подростку истолковывать собственный физический дефект известным для себя способом – то есть, выстраивая психологическую защиту за счет искаженных представлений о собственном «Я».[ Гребенникова Е. В., Фирсова О. В. Осознание и к болезни подростков с ДЦП, имеющих разный уровень субъективности// Вестник ТГПУ ., 2011.- №6.-С.130-133.]

О.В. Воробьева проводила исследование особенностей самооценок личностных качеств подростков с приобретенной либо врожденной патологией опорно-двигательного аппарата и отметила повышенный и неадекватный характер самооценки детей с нарушениями двигательных функций.[Арина Г. А. Тяжело больной ребенок, штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья. 1994.- Т. 2.- № 4. -С. 78-85]

В свою очередь, В. Саад на модели подростков с ДЦП и врожденными опорно-двигательными нарушениями изучал этнопсихологические особенности различий отношения к болезни у подростков в Йемене и России. Автор выделил специфические особенности личности в связи с национальностью детей.[ Савина М. В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом. //Международный медицинский журнал., 2010.-№3]

В ходе исследования лиц с ДЦП, И.Ю. Левченко сделала вывод, что у подростков 14-18 лет есть психологическая напряженность и неудовлетворенность собой. Как показывают ее результаты, данные о самооценке старших школьников и подростков с ДЦП различны – у первых заниженный характер, а у вторых – завышенный. Помимо этого, важно констатировать, что мало кто занимался изучение особенностей Я-концепции подростков с ДЦП, именно с целью коррекции, чаще с точки зрения познавательного интереса.[ Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации .-М. 2001.]

В заключении следует сказать, то изучение Я-концепции подростков, которые страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата, является важным и необходимым с целью понимания проблемы самовосприятия и особенностей поведенческих и эмоциональных реакций. Многие исследования не затрагивают психологический аспект подростков с ДЦП, поэтому исследование, которое мы планируем во второй главе, будет актуальным.

 

Глава 2. Организация исследования

2.1. Стратегия исследования

Данная выпускная квалификационная работа – это обобщение исследования, которое мы проводили в 2014-2015 учебном году.

Первый этап – это теоретический анализ современного состояния разработки проблемы «Я-концепции» в подростковый период у детей, которые страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также выявление предметной области исследования, с предварительной формулировкой гипотезы.
На втором этапе нашего исследования мы провели пилотажное исследование, где уточнялись и проверялись сформированные гипотезы, а также анализировались полученные данные, с уточнением методов исследования.

На третьем этапе мы определили задачи, цели и гипотезы эмпирического исследования, а также осуществили сбор эмпирических данных.

На заключительном четвертом этапе мы интерпретировали и анализировали данные, которые получили в ходе основного эксперимента, а также сформулировали рекомендации и выводы.

Эмпирическое исследование мы проводили по средам и четвергам утром, еще до начала учебы, а для того, чтобы подростки быстро заполняли бланки, мы оказывали им помощь.

2.2. Характеристика выборки

Эмпирическое исследование проводилось на базе Реабилитационного центра для инвалидов и пожилых людей «Преодоление» г. Москвы. В нашем исследовании приняло участие 32 человека, средний возраст от 14 до 17 лет.

Первая группа — это подростки с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, общим количеством 16 человек (8 юношей и 8 де-вушек), из которых 2 страдают ДЦП, а другие имеют приобретенные либо врожденные в постнатальный период формы патологии опорно-двигательного аппарата.

У всех подростков нарушения опорно-двигательного аппарата проявляется в форме спастической диплегии, которая выражается в тетрапарезе либо поражении ног и рук, при этом нижние конечности поражаются в большей степени. Исследуемые подростки имеют легкую либо среднюю форму спастической диплегии, так как они могут передвигаться самостоятельно либо при помощи манипулятивной деятельности рук, которая у них развита неплохо.

Выбор данных подростков был основан на заключении психолога и терапевта, что обеспечило на достаточно однородный состав участников эксперимента касательно их соматического статуса, отсутствия психических нарушений и общего психологического функционирования.

Вторая группа представлена учениками 9 класса школы-гимназии №25 г. Москвы, в количестве 16 человек и средний возраст 14-16 лет.

2.3. Методы исследования

В нашем исследовании мы использовали две методики, которые направлены на изучение разнообразных структурных компонентов Я-концепции, связанных с личностными особенностями подростков-инвалидов и их сверстников.

Для того, чтобы изучить когнитивный компонент Я-концепции мы использовали методику «Кто я?» М. Куна, которая позволяет достаточно точно проанализировать содержание и структуру самопознания, а также значимость исполняемых в жизни социальных ролей.

Данная методика представляет собой отчет, в котором подросток на протяжении 12 минут должен дать двадцать ответов на вопрос «Кто Я?».
Выбор данной методики был обусловлен простотой проведения процедуры, а также тем фактом, что она создает возможности проанализировать спонтанную Я-концепцию исследуемого ребенка, которая выражается языком субъекта, а не реактивную. По нашему мнению, эта методика точнее других позволит исследовать когнитивный компонент Я-концепции.

Методика исследования самоотношения С.Р.Пантелеева являет собой многомерный психодиагностический инструмент, который основан на принципе стандартизированного самоотчета, разработанный автором на основе опросника самоотношения В.В. Столина.

Результаты диагностики распределены на 9 шкалам:

• Открытость – закрытость;
• Самоуверенность;
• Саморуководство;
• Самопривязанность;
• Внутренняя конфликтность;
• Отраженное самоотношение;
• Самоценность;
• Самопринятие;
• Самообвинение.

Данные факторы интерпретировались как определенный уровень самоотношения – либо как уровень внутренних действий в собственный адрес, либо как готовность к такому действию.

Кроме того, С.Р. Пантелеев выделяет три комплекса вторичных факторов самоотношения: Самоуважение, в который входят такие факторы, как: закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение; Аутосимпатия: самоценность, самопринятие, самопривязанность; Самоуничижение: самообвинение и внутренняя конфликтность.

 

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3.1. Анализ и интерпретация полученных результатов

Говоря о применении методики «Кто я?» М. Куна можно обозначить следующее.

Инструкция предполагает, что испытуемым необходимо придумать 20 утверждений, характеризующих себя, за 12 минут. Что касается продуктивности в процессе выполнения данной процедуры, в целом ее можно охарактеризовать как высокую – в каждой из групп большая часть испытуемых написала все 20 утверждений.

Многие дети, имеющие трудности в написании, давали ответы вербально.

Напомним, что испытуемые были условно разделены на две группы:

группа № 1 – подростки с нарушением функций опорно-двигательного аппарата – 16 человек;
группа № 2 – подростки, не имеющие нарушений в функциях ОДА, учащиеся средней школы – 16 человек.

В результате обработки полученных данных было выделено 15 категорий самохарактеристик. В зависимости от количества полученных ответов по каждой из категорий, данные были проранжированны от 1 места до 15. Результаты двух групп испытуемых представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты обработки полученных данных методики «Кто я?» М.Куна

Категория «самохарактеристик» Ранговое место
Группа №1 Группа №2
1 Личностные характеристики 1 1
2 Увлечения и интересы 2 11
3 Страхи и опасения 3 8
4 Внешность 4 7
5 Стремления и желания 5 3
6 Интеллектуальные характеристики 6 6
7 Социальные контакты 7 2
8 Учебная сфера 8 4
9 Человек 9 13
10 Родственные узы и семья 10 5
11 Пол 11 15
12 Национальность 12 9
13 Возраст 13 14
14 Место жительства 14 10
15 Гражданство 15 12

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что, описывая себя, большинство представителей всех двух группа обращаются к категории, связанной с личностными характеристиками. Сюда можно отнести достоинства и недостатки, особенности темперамента, нравственные качества. Подростки из первой  группы особое внимание уделяют моральным (честный, справедливый и др.) и волевым качествам (выносливый, сильный и др.), тогда как  из группы № 2 чаще всего говорили о качества, связанных с взаимоотношениями с окружающими (общительная, компанейская и др.). а также связанные с эмоциями (веселая, вспыльчивая и др.).

Одинаковая частота упоминаний во всех  группах и качеств, имеющих отношения к категории «интеллектуальные» характеристики, оказавшиеся по предпочитаемости на 6-ом месте. Подростки  всех  групп, рассуждая о своих умственных способностях, очень категоричны – лидо «дурак», либо «гений», также можно заметить, что они в таком возрасте зачастую соотносят умственные способности с успеваемостью и достижениями в сфере образования.

Результаты, полученные после применения методики, связанные с категорией «увлечения и интересы», показывают, что подростки с нарушением функций ОДА занимаю 2 место, они не стесняются рассказывать про свои увлечения (музыка, живопись и т.д.).

Стоит заметить, что у подростков не имеющих нарушений функций ОДА качества, связанные с категорией «увлечения и интересы», занимают только 11 место, тогда как «социальные контакты», «учебная сфера» занимают 2-ое и 4-ое места соответственно. Подобная картина может быть связана с ограниченностью у подростков первой группы  сферы социальных контактов, в отличие от подростков не имеющих нарушений функций ОДА.

Также можно заметить, что категории «пол», «возраст». «национальность», «гражданство» и качества, с ними связанные не имеют особого значения как для подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, так и для обычных подростков.

Что касается методики «Исследование самоотношения» С.Р. Пантелеева, то необходимо вспомнить, что она содержит 9 шкал, каждая из которых отражает определенную характеристику.

Таблица 2 Результаты обработки полученных данных по методике «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева – группа № 1

ШКАЛЫ
I II III I

V

V VI VII VIII IX
1 8 2 2 2 3 3 3 8 8
2 9 3 3 3 3 3 2 8 8
3 8 4 3 3 2 3 3 8 7
4 7 3 3 3 2 3 3 7 7
5 7 2 3 4 3 2 3 8 8
6 9 3 4 2 3 3 3 9 8
7 7 3 3 3 2 2 3 8 7
8 8 2 3 3 3 3 3 8 8

 

I – закрытость; II – самоуверенность; III – саморуководство; IV — отраженное самоотношение; V – самоценность; VI – самопринятие; VII – самопривязанность;VIII — внутренняя конфликтность; IX- самообвинение.

 

Таблица 2. Результаты обработки полученных данных по методике «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева – группа № 2

ШКАЛЫ
I II III IV V VI VII VIII IX
1 4 7 8 8 8 8 7 6 5
2 5 7 7 6 8 8 7 4 3
3 4 8 6 6 9 9 8 3 5
4 6 8 9 9 8 9 8 3 7
5 7 9 8 7 7 8 9 4 6
6 8 3 2 4 4 5 5 5 5
7 4 6 5 6 8 9 8 6 5
8 3 9 8 8 9 8 7 3 3
9 2 9 8 9 8 8 7 2 2
10 4 4 4 6 6 6 5 5 5
11 7 9 8 7 7 8 9 4 6
12 5 6 6 7 7 8 7 4 3
13 3 9 7 8 8 8 7 3 2
14 3 7 6 7 8 9 9 4 4
15 2 8 8 8 7 8 7 4 5
16 3 7 9 8 9 7 8 4 4

 

I – закрытость; II – самоуверенность; III – саморуководство; IV — отраженное самоотношение; V – самоценность; VI – самопринятие; VII – самопривязанность;VIII — внутренняя конфликтность; IX- самообвинение.

 

Для наглядности различия показателей разных шкал в  двух группах представлены в диаграммах.

Показатели подростков с нарушением функций ОДА(группа №1) и подростки не имеющих нарушений (группа №2)шкалы «Закрытость» представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнительная характеристика результатов первой и второй групы методики «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева. Шкала «Закрытость».

Полученные результаты по шкале «Закрытость» свидетельствуют о том, что в группе подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата преобладает выраженное защитное поведение, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми, таких дети отличаются нежеланием раскрывать себя и признавать наличие той или иной проблемы. существование личных проблем.

Большинство обычных подростков отличает внутренняя честность, понимание себя и своих эмоций, у таких подростков в их взаимоотношениях с людьми преобладает ориентирование на собственное видение ситуации, происходящего.

Показатели группы№1 и группы №2 шкалы «Самоуверенность» представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительная характеристика результатов первой и второй группы методики «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева. Шкала «Самоуверенность».

Полученные результаты по шкале «Самоуверенность» показывают присутствие у подростков с нарушениями функций ОДА некоторого неуважения к себе, которое может быть связано с отсутствием уверенности в своих возможностях. Такие подростки не доверяют своим решениям и не считают возможным преодоление трудностей в достижении поставленных целей.

Подростки группы не имеющих нарушений функций ОДА, напротив отличаются устойчивой работоспособностью, уверенностью, смелостью в общении. У таких подростков могут возникнуть временные трудности, только если проблемы или задачи, требующие решения, появляются неожиданно.

Показатели группы№1  и группы№2 шкалы «Саморуководство» представлены на Рисунке 3.

Рисунок 3 Сравнительная характеристика результатов первой и второй группы методики «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева. Шкала «Саморуководство».

Полученные результаты по шкале «Саморуководсво» свидетельствуют о преобладании среди подростков с нарушеними функций ОДА установки на влияние внешних обстоятельств и событий, а также недостаточное развитие механизмов саморегуляции и ослабленный волевой контроль.

У подростков без нарушений, напротив, присутствует установка на то, что они сами являются регуляторами собственных достижений и успехов, человек может сам отвечать за свои поступки и действия, а также выстраивать правильные, равные взаимоотношения с людьми.  внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий.

Показатели группы №1 и группы №2 шкалы «Отраженное самоотношение» представлены на Рисунке 4.

Рисунок 4 Сравнительная характеристика результатов первой и второй группы методики «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева. Шкала «Отраженное самоотношение».

Полученные результаты по шкале «Отраженной самоотношение» говорят о наличии у подростков  первой  группы мнения о неспособности вызывать уважение у окружающих, они не ожидают от других поддержки или одобрения.

Подростки второй группы уверены в том, что мнение о них может быть избирательным, они считают, что положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки.

Показатели группы№1 и группы№2 шкалы «Самоценность» представлены на Рисунке 5.

Рисунок 5 Сравнительная характеристика результатов первой и второй группы методики «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева. Шкала «Самоценность»

Полученные результаты свидетельствуют по шкале «Самоценность» о глубоких сомнениях подростков с нарушениями в особенностях своей личности, а также о недооценке собственного духовного «Я», о том, что они не доверяют своей уникальности и индивидуальности.

Подростки не имеющие нарушений серьезно воспринимают свою индивидуальность, уникальность, считая себя неповторимыми в этом мире – данные качества помогают адекватно воспринимать критику в свой адрес и противостоять неблагоприятным воздействиям среды.

Показатели группы№1 и группы№2 шкалы «Самопринятие» представлены на Рисунке 6.

Рисунок 6. Сравнительная характеристика результатов первой и второй группы методики «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева. Шкала «Самопринятие».

Полученные результаты по шкале «Самопринятие» показывают общий отрицательный фон восприятия собственной личности, а также на склонность принимать себя излишне критично.

Показатели группы №1 и группы №2 шкалы «Самопривязанность» представлены на Рисунке 7.

Рисунок 7 Сравнительная характеристика результатов первой и второй группы методики «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева. Шкала «Самопривязанность».

Показатели шкалы «Самопривязанность» говорят о том, что у подростков с нарушениями функций ОДА есть готовность к изменениям «Я-концепции», которое проявляется в желании совершенствовать и развивать свое «Я».

У подростков не имеющих нарушений функций ОДА присутствует избирательность отношения к своим личностным свойствам, стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.

Показатели группы№1 и группы№2 шкалы «Внутренняя конфликтность» представлены на Рисунке 8.

Рисунок 8 Сравнительная характеристика результатов первой и второй группы методики «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева. Шкала «Внутренняя конфликтность».

Полученные результаты по шкале «Внутренняя конфликтность» показывают на то, что у подростков с нарушениями функций ОДА преобладает негативный фон касательно своей личности, а также на множество сомнений, внутренних конфликтов, выраженности тенденции к самокопанию и рефлексии. Такие подростки отличаются повышенными требованиями к себе, что часто приводит к конфликту между реальным «Я» и идеальным «Я», а также между фактическими достижениями и уровнем притязаний.

У здоровых подростков отношение к себе, а также установка познавать и видеть себя будет зависеть от степени адаптации по ситуации. В обычных для своей личности условиях, особенности которых отлично прогнозируемы и знакомы, будут наблюдаться признание собственных достоинств, положительный фон отношения к себе и высокая оценка достижений. Спонтанные трудности, которые возникают как дополнительные преграды, способствуют росту недооценки успехов.

Показатели группы№1 и группы №2 шкалы «Самообвинение» представлены на Рисунке 9.

Рисунок 9 Сравнительная характеристика результатов первой и вто-ройгруппы методики «Исследование самоотношений» С.Р. Пантелеева. Шкала «Самообвинение».

Результаты по шкале «Самобвиненение» говорят о том, что у подростков с нарушениями функций ОДА есть особенность видеть в собственной личности только недостатки, так как развита установка на самообвиненние, что сопровождается развитием внутреннего напряжения и ощущением невозможности удовлетворения главных потребностей.


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф