Меню Услуги

Особенности Я-концепции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Страницы:   1   2   3


Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей Я-концепции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 1.1. Основные направления изучения Я-концепции в психологической науке
  • 1.2. Возрастные факторы становления Я-концепции
  • 1.3. Психологические особенности Я-концепции подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Глава 2. Организация исследования
  • 2.1. Стратегия исследования
  • 2.2. Характеристика выборки
  • 2.3. Методы исследования
  • Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 3.1 Анализ и интерпретация полученных результатов
  • 3.2 Статистическая обработка полученных результатов
  • 3.3. Разработка рекомендаций согласно результатам исследования
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что интеграция детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, либо с иными ограниченными возможностями здоровья – это задача с серьезными и многоуровневыми этапами, при решении которых появляется множество проблем, особенно с психологическим компонентом личности таких детей.

В ходе данной интеграции решаются актуальные с практической точки зрения вопросы, а именно: как ребенок с проблемой в развитии войдет в группу сверстников, как приспособиться к ней, что можно сделать для того, чтобы он чувствовал себя принятым не только обществом, но и ближайшим окружением, как построить образовательный процесс такого ребенка.

Проблемы инвалидов и инвалидности входят в общегосударственную программу научных исследований, которую еще в 1992 году подписал действующий Президент РФ в своем Указе «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». Но, несмотря на длительность временного промежутка по изучению проблем инвалидов – проблема остается неразрешенной и актуальной.

Огромную часть среди детей с нарушениями составляют те, кто страдает детским церебральным параличом (далее – ДЦП). В ходе анализа групп детей, которые страдают данным заболеванием, было выявлено, что около 60% детей имеют сохранный интеллект, но только 7% детей могут обслужить себя самостоятельно (Е.С. Иванов, Л.Н. Шипицына). Исходя из этого, такая категория детей крайне остро будет нуждаться в психологическом и педагогическом сопровождении.

Огромное значение в ходе социальной адаптации, а также интеграции играют несколько факторов, а именно готовность общества принимать ребенка, который страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата, и  индивидуально-психологические особенности такого ребенка, так как именно они являются собой компенсаторный потенциал личности, позволяя вырабатывать адекватные условиям окружающей среды формы жизнедеятельности и поведения.

Для того, чтобы изучить степень влияния дефекта на личность ребенка, важно опираться на исследования Л.С. Выготского касательно сложной структуры дефекта, в которой были выделены первичные особенности организма, а также новообразования вторичного порядка. Позже, большинство ученых, которые изучали связь болезни с психологией ребенка доказали, что успешность интеграции в общество детей с нарушениями двигательного аппарата будет зависеть не только от медицинских мероприятий, но и от особенностей их личности (Г.А. Захарьин, Е.Ф. Архипова, И.Ю. Левченко, М.В. Катышева, И.И. Мамайчук и др .).

Было выявлено, что при нарушениях опорно-двигательного аппарата, интеллектуальное развитие часто сочеталось с отсутствием уверенности в себе и самостоятельности, поэтому, данные дети отличались повышенной тревожностью и внушаемостью. Незрелость личности проявлялась в наивности суждений, а также слабой ориентации в практических и бытовых вопросах жизни. У детей, которые страдают ДЦП, запросто происходит формирование иждивенческих установок, нежелание и неспособность самостоятельной практической деятельности.  Ярко выраженные трудности социальной адаптации могут способствовать развитию таких черт личности, как застенчивость, робость и неумение отстаивать собственные интересны, что сочетается с ростом чувствительности, впечатлительностью, обидчивостью и замкнутостью, как отмечает Э.С. Калижнюк. Также, было отмечено, что при ДЦП будет страдать Я-концепция ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Понятие «Я-концепции» — это центральное и основополагающее в большинстве психологических теорий личности и эмпирических исследованиях (И.С. Кон, Р. Бернс, В.С. Агапов, В.В. Столин). Однако до сих пор нет универсального определения, а также единства подходов к ее изучению. Проблема Я-концепции, по сей день остается методически не проработанной в отечественной психологии, однако в зарубежных исследованиях разрабатывается более интенсивно.

В исследованиях отечественных психологов раскрываются особенности строения большинства элементов структуры «Я-концепции» детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Д.Н.Исаев, О.В. Воробьева, О.Л. Романова), но важно отметить, что крайне мало исследований, которые посвящены полноценному изучению Я-концепции в комплексе, а также исследованию всех ее структурных компонентов, во всех связях и единстве.

Изучение Я-концепции людей, которые страдают ДЦП, крайне важно для понимания проблемы самовосприятия и связанными с ними особенностями поведенческих и эмоциональных реакций, для осуществления индивидуально-личностного подхода к подростку в ходе его обучения и воспитания для формирования адекватной Я-концепции, а также оказания положительно влияющей помощи.

Огромное количество исследований лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата посвящается младшему и раннему школьному возрасту, а психологические исследования подростков с данным видом заболевания – редки, поэтому наше исследование является актуальным.

Целью работы является изучение особенностей Я-концепции подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психологическую литературу, посвященную вопросам Я-концепции;
  2. Проследить возрастные особенности Я-концепции;
  3. Выделить особенности Я-концепции подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  4. Провести исследование по формированию позитивной Я-концепции подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Объект исследования: Я-концепция подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предмет исследования: когнитивный компонент Я-концепции и самоотношение подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что когнитивный компонент Я-концепции и структурная организация самоотношения обнаруживают характерные особенности у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по сравнению со здоровыми сверстниками.

Методики исследования. С целью проведения исследования применялся комплекс методик: тестирование («Кто я?» М. Куна, методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева).

Эмпирическое исследование проводилось на базе Реабилитационного центра для инвалидов и пожилых людей «Преодоление» г. Москвы. В нашем исследовании приняло участие 8 человек, средний возраст от 14 до 17 лет.

Первая группа – это подростки с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, общим количеством 16 человек (8 юношей и 8 девушек), из которых 2 страдают ДЦП, а другие имеют приобретенные либо врожденные в постнатальный период формы патологии опорно-двигательного аппарата.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Вторая группа испытуемых, которая представлена учениками 9 класса школы-гимназии №25 г. Москвы, в количестве 16 человек не имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена концептуальными представлениями Л.С. Выготского касательно структуры дефекта, а также работами, которые направлены на изучение структурной организации Я-концепции и самосознания (В.В. Столин, В.С. Агапов, Р.С. Пантилеев, М. Розенберг), также исследованиями особенностей личности лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (И.Ю. Левченко, Э.М. Калижнюк, М.В. Ипполитова).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования углубляют теоретические знания касательно особенностей и структуры Я-концепции подростков, которые страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата, создавая возможности для составления целостного и полного представления не только об общих, но и специфических чертах Я-концепции в сравнении со здоровыми сверстниками. Комплексное исследование Я-концепции в связи с некоторыми ее структурными компонентами способствует определению механизмов, которые могут компенсировать заниженное самоуважение, а также аутосимпатию подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что создает возможности для построения образовательного процесса в направлении по созданию условий для формирования благоприятной Я-концепции.

Практическая значимость работы заключается в том, что знание особенностей Я-концепции подростков, которые страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть применено в психологических консультациях с целью оказания психологической помощи в формировании жизненных установок, ценностных ориентаций, а также личностных особенностей.

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей Я-концепции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.1. Основные направления изучения Я-концепции в психологической науке

Есть предположение, что ни один аспект в изучении психологии личности не вызывал бы больше разногласий и споров, а также не привлекал бы к себе обширного внимания исследователей, как вопросы, которые касаются Я-концепции, образа – Я и самооценки. Данный интерес вполне является понятным, так как Я-концепция, как глубинное личностное образование, может пронизывать полноценную психическую жизнь субъекта и его психические свойства, процессы и состояния, по причине того, что они играют важную роль в переходе желаний, потребностей, стремлений, влечений в осознанные мотивы, в формировании своей стратегии жизни, либо становлении определенного типа социальных отношений.

Анализ вопросов, которые связаны с Я-концепцией берут свое начало в зарубежной психологии, так, например, У. Джемс в 1890 году, посвятил феномену «Я» целую главу собственной книги «Принципы психологии». Непосредственно подход автора является основным для многих «Я» теорий, так как он впервые выделяет в целостном и едином две неразрывные стороны, а именно: «чистое Я» и эмпирическое «Я»[ Джемс У. Психология. М., 1991г].

Под эмпирическим «Я» либо «Мое», У. Джемс понимал совокупность всего того, что личность может назвать собственным, а именно: одежду, тело, семью, дом ,друзей, творческие достижения, репутацию или психические качества и силы. Данное эмпирическое «Я» автор подразделял на три самостоятельные подсистемы, такие как:

• Материальное «Я», то есть тело, одежда и собственность;
• Социальное «Я», то есть то, чем могут признавать данного человека окружающие люди, при условии, что одна личность может иметь не-сколько социальных «Я» в зависимости от контакта с группами, мнение которых является важным для него;
• Духовное «Я», то есть совокупность психологических особенностей, способностей и склонностей.

У. Джемс, под чистым либо познающим «Я» понимал то обстоятельство, в котором человек будет чувствовать себя субъектом собственных действия, эмоций, восприятия, осознавая при этом неразрывность и тождество с тем, чем он был накануне. Это ощущение «Я» или степень централизации субъективной системы может быть более или менее отчетливой, выраженной или диффузной.[ Джемс У. Психология. М., 1991г]

Огромную роль в теоретическом изучении Я-концепции сыграл тот факт, что Джемс выделили социальный фактор в осознании личностью себя, так как он подмечал существенную сторону становления знания человека о собственной личности, а именно о развитии знаний о себе, независимо от познания им психологических индивидуальных особенностей другого. Но при оценке концепции Джемса, И.И. Чеснокова отмечала противоречивость положений, которая обусловлена тем, что в большинстве своих аспектов они привязывается к субъективно-идеалистической методологии. Так, например, две выделенные формы самооценки – недовольство собой и самодовольство, Джемс признавал непосредственными и первичными аспектами природы личности, так он полагал, что наша самооценка и доверие к себе могут изменяться в зависимости от органических причин, а не рациональных.[ Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М. 1977г]

Последующее изучение вопросов Я-концепции, связывалось с оформлением и развитием в психологии психодинамического направления. Как говорил Ж. Пиаже, только за счет психоанализа, понятие «Я» в смысле инстанции личности стало приобретать права гражданства. Для З. Фрейда, «Я» было функциональным и структурным элементом, а также сосредоточием исполнительных и познавательных функций, фактических целей и воли, которые содержали как сознательный, так и бессознательный компонент. [Фрейд З. Введение в психоанализ. М.:Команда А, 2012]

Я – это центр, который регулирует процесс сознательной адаптации. В ре-зультате психоаналитическое «Я» включало в себя всю личность, кроме биологических побуждений. Объяснение «Я» в русле такого направления фактически превратило данное понятие в синоним понятия «личности», и за счет трудов Ж. Пиаже и П. Фресса, привело не к решению проблем, а затушевыванию. Позже, Г.Олпорт предлагал не прибегать в теории личности к понятию «Я», полагая важным каждый раз учитывать, идет ли речь об образе я, либо осознании себя.[ Рогов Е. Общая психология. М., 2010. ]

В своих трудах, К. Юнг выводил важное разграничение «Я» — Эго самости, а именно если «Эго» будет центром поля сознания, то его субъект, то есть самость, будет выступать субъектом всей психики. Также важно сказать про психическую целостность, которая включает как сознательный, так и бессознательный компонент. А.Адлер, в свою очередь, говорил о важности анализа личности, как некого единичного человека, вводя при этом понятие стиля жизни, представляющего собой уникальный способ достижения цели, которые избираются личностью. [Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности .- М.;Питер, 2010 .]

Однако наибольшей заслугой в разработке термина идентичность с точки зрения его структурных и динамических характеристик принадлежит Э.Эриксону, а также его последователям. Он понимал в целом идентичность, как некий процесс организации жизненного опыта в личностноиндивидуальное «Я», что подразумевало его динамику на протяжении всей жизни. Главной функцией данной личностной структуры была адаптация. Термин идентичности для Эриксона связывался с понятием постоянного и непрерывного развития «Я», потому что задача построения идентичности никогда не могла решаться окончательно. [Фейдимен Д., Карен Хорни. ,Эрик Эриксон. ,Эрих Фромм .Гуманистический психоанализ. . -М.,2007.]

В теории Э.Фромма личность определялась как продукт динамического взаимодействия между враждебными потребностями, а также давлением социальных предписаний и норм. Автор выделял как одну из важных потребностей — потребность в самоидентичности либо способности осознавать себя, как некую отдельную сущность. Так как человек оторван от природы, ему важно, с точки зрения автора, формировать собственную концепцию «Я» получая при этом возможность говорить, что «Я –это я, либо я отвечаю за свои слова». [Фейдимен Д., Карен Хорни ,Эрик Эриксон ,Эрих Фромм Гуманистический психоанализ . -М.,2007.] Одно из центральных понятий концепции К. Хорни занимает понятие «реального я» — то есть самой существенной, ценной и лучшей части. Однако условия общественной жизни, и воспитания не могут стать причиной его развития, потому что реальное Я — это центральная внутренняя сила, которая является общей для всех людей, но в то же время единственная в своем роде у каждого в отдельности человека, составляющая глубокий источник роста. Согласно исследованиям, К. Хорни, реальное я не может быть близко по смысле с инстинктом жизни З. Фрейда, так как оно обусловлено биологическими причинами.

Основным предметом внимания К. Хорни является патологическое состоя-ние самосознания, поэтому она выдвинула гипотезу, согласно которой личность, чтобы скрыть собственные конфликты, создает идеализированное и неадекватное представление о самом себе. В ходе выяснения источника нарушения самосознания, она рассматривала природу самосознания в целом, и природа «Я» понималась ею как нечто развивающееся изнутри и растущее.

В ходе исследования Я-концепции личности, как мы уже заметили, изучаются, как правило, внутрипсихические переживания индивида, поддерживающиеся и развивающиеся в ходе взаимодействия с другими людьми. Для того, чтобы описать подобные взаимоотношения был введен особый термин «Я-объект», автором которого является Г. Кохут. Тут можно различать Я-объекты, которые переживаются как часть «Я», функции которых могут заключаться в сохранности и развитии структуры «Я» и «подлинные Я-объекты», поддерживающиеся как «независимые от «Я», как самостоятельные центры инициативы». Автор подчеркивал, что «Я-объектные» переживания не могут относиться к связям «Я» и объекта, а носят внутриличностный характер, и если отношения между «Я-объектами» и «Я» адекватны, то данная связь способствует сохранению и развитию структуры «Я».[ Кохут X. Восстановление самости. М., 2002г]

Психотерапевтическая практика и теория психологии описывают три основных способа использования людьми собственных Я-объектов для поддержки структуры Я, а именно:

• Зеркальные переживания, которые дают Я-чувство восхищения и принятия;
• Идеальные переживания, которые позволяют Я восхищаться Я-объектом, сливаясь с ним;
• Двойниковые переживания, которые дают Я ощущение взаимного восхищения и похожести на Я-объект.

Суть данного открытия состоит в следующем: для появления «Я» важно присутствие других людей, которые могут способствовать переживанию опыта, вызывающий сохранения и появление «Я».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Перейдем к гештальт-психологии, так как в изучении вопросов самосознания она внесло серьезный вклад. Представителями данного направления в психологии являются К. Коффка, М. Вертгеймер, Ф. Перлз и К. Левин. Глобальный экспериментальный анализ, а также интерпретация фактов сознания личности привели исследователей к тому, что структура «Я» не может быть выводимой из образующих ее компонентов, поэтому важно целостное понимание картины исследуемого объекта.

Непосредственно в русле данного направления была отмечена концепция К. Левина, которые отметил связанность разнообразных временных «модусов Я». Согласно знаменитой теории поля, последнее включает в себя не только актуальную саморефлексию, но и представления человека о себе в прошлом и будущем, причем, несмотря на хронологическую последовательность, эти разные части поля «субъективно переживаются как одновременные и в равной степени определяют поведение человека». К. Левин, полагал, что уяснение индивидуального поведения предполагает понимание механизмов специфики индивидуального представления о себе и своем окружении. Временная перспектива, которая определяет поведение чело¬века в жизненном пространстве, является основой целостного восприятия себя, своего прошлого, настоящего и будущего. При этом отрицательное влияние на процесс развития самосознания имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как нарушается возможность установления равновесия со сре¬дой.[ Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // История психологии (Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. -М.. 2002.]

Когнитивная психология, представителями которой являются Дж. Келли и Д.Бэм, провели исследования, в результате которых в русле когнитивного направления произошла интерпретация таких понятий как:

• Ценность Я;
• Свобода выбора Я;
• Удовлетворенность Я;
• Идеальные цели, которые поставлены Я.[Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов.- СПб., 2000.]

Согласно мнению данных ученых, самовосприятие, как правило, основывается на оценке и понимании личностью собственного поведения и обстоятельств, кроме того на внешних признаках определения личностью собственного внутреннего состояния. В данном направлении создавался упор на процессы и структуры индивидуального сознания, а поведение личности было функцией субъективного мира, представляемого и трансформированного в сознании.

Самым характерным для когнитивной психологии, касательно изуче-ния вопросов «Я» было:

• Становление Я, которое предполагало модификацию сознания и рефлексивного мышления личности;
• У личности «образ другого» формируется ранее, чем «Я-образ»;
• Изменение сознания личности, а также развития ее системы зна-ний о себе, как правило, связано с когнитивными изменениями, которые формируются под влиянием социальных отношений;
• Природа самооценочных суждений может определяться внешними признаками, в то время как поступок личности отражает ее внутреннее состояние, проверяя оценку данного состояния;
• Развитие моральных суждений личности – это итог нарушения когнитивного равновесия и принятия роли, при этом развитие когнитивных способностей будет компонентом становления «Я-концепции».[Салливан Г. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. М., 2007.] Исследователи гуманистического направления в психологии, такие как А.Маслоу, Р. Мей, Р. Берне и другие, говорили, что основными принципами изучения Я-концепции надо считать процесс восприятия, сознательный опыт, явления сознания, поиск ценностей бытия и смысла существования, для формирования мотивации самоутверждения и самоактуализации.

Как мы уже определили, понятие Я-Концепции родилось на стыке различных психотерапевтических практик. Так, осторожное рабочее определение было выдвинуто В. Рейми, а ключ к разгадке понятия Я-концепции дали работы Г. Олпорта и К. Роджерса. Разнообразные исследования, которые проводились на стыке психотерапевтических, социально-психологических и педагогических проблем указывают на:

• Я-концепция – это важный параметр в личностной динамике, и процесс ее становления связан с наиболее значительными и отчетливыми изменениями личности;
• Развитие Я-концепции личности детерминировано изнутри, нежели извне;
• По ходу появления у личности осознания себя у нее могут развиваться потребности в положительной оценке, являющейся всеобъемлющей. Условием гуманизации межличностных отношений, которые обеспечивают конструктивное изменение Я-концепции будет являться безоценочное благоприятное принятие другой личности с его активным эмпатическим слушанием, а также адекватное самовыражение в общении;
• Люде й с совершенной Я-концепцией не существует, однако при этом человек является одновременно тем, кем он есть, а также тем, кем стремиться стать (А. Маслоу).[ Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика. -М., 2013.]

Согласно мнению исследователей, Я-концепцию важно рассматривать как детерминанту поведения личности, так как они видят зависимость поведения от таких факторов, как личность видит себя и понимает ситуацию, в которой она оказывается, поэтому, чтобы поменять поведение субъекта важно изменить его представление о себе.

Важно сказать, что использование психобиографического метода в исследовании изменения Я-концепции под влиянием исторических событий (Х. Томе), а также обилие исследований, которые посвящаются связи образа тела и Я-концепции (Р. Берне), и, развитие идеи самоактуализации (А. Маслоу) помогают раскрывать особенности психологической природы Я-концепции.

Нам бы хотелось представить к анализу концепцию Р. Бернса, который предлагал рассматривать Я-концепцию, как совокупность установок, которые направлены на личность с тремя составляющими:

1. образ я – как представление личности о самой себе;
2. самооценка, как аффективная оценка того представления, которая обладает различной степенью интенсивности в зависимости от уровня притязаний определенных характеристик личности;
3. поведенческая реакция, как действия, вызывающиеся образом «Я» и самооценкой.[Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание.- М.,1986.]

Каждая из данных трех установок представляется, согласно мнению Р. Бернса, в трех модальностях, а именно:

• Я-реальное, которое отражает те установки, связанные с актуальными способностями, статусами и ролями;
• Я – социальное, которое отражает те установки, связанные с мнением личности касательно того, как видят его другие;

Я- идеальное, которое отражает установки, связанные с представлениями личности о желаемом «Я».[ Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. -М., 1986.]

Теперь перейдем к отечественной психологии, в которой уделялось большое внимание изучению Я-концепции и вопросам самосознания. Огромный интерес представляет собой классификация В.С. Агапова, который выделял три направления изучения Я-концепции в отечественной психологии, а именно:

экспериментальное, эмпирическое и религиозно-психологическое. [Агапов B.C. Становление Я-концепции личности теория и практика.- М., 1999.]

Экспериментальное направление, которое представлено И.М. Сечено-вым, И. А. Сикорским, рассматривало проблему осознания личности самой себя, в точном неразрывном единстве объекта и субъекта, полагая, что осознание человеком собственной окружающей среды и себя, осуществляется одновременное, поэтому человек выступает как «Я» и «Не Я»;

1. Эмпирическое направление, представителями которого являются М.М. Троцкий и М.И. Владиславлев говорили, что противоречивость методологических позиций в изучении личности человека, а также познание субъективного состояния сознания личности как базисного положения, основным методом исследования внутреннего мира является интроспекция, как главное условие психологического познания не только самого себя, но и других;
2. Религиозно-психологическое направление, которым занимались С. Л. Франк и В.В. Розанов, опиралось на традиции русской философской мысли. Тут построение «Я» осуществлялось в идеалистически религиозном ключе, при этом исходным положением было понимание особенностей русского менталитета.[Зейгарник Б.В. Психология личности. Норма и патология. -М., 2007.]

Более позднее исследование и развитие отечественной психологии, как правило, связано с трудами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.М. Бехетерев, И.С. Кон и другие.

Так, В.М. Бехтерев, М.Я. Басов, В.Н.Мятищев и А.Ф. Лазурский, разработали фундаментальные теории отношений, в котором методологическая проработанность такого понятия позволяет наиболее точно изучать строение социально-психологического содержания Я-концепции человека в контексте жизненных отношений, а также социальных ситуаций его деятельности и развития, за которыми лежат реальные потребности и мотивы, которые связаны со всей структурой Я-концепции.[ Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. -М., 2010.-416с.]

Развитие научной школы С. Л. Рубинштейна, а также его последователей создало огромный толчок в изучении психологии личности, особенно в проблеме Я-концепции. Автор, в ходе характеристики самосознания, часто говорил, что оно не надстраивается над личностью, а включается в нее, не имея самостоятельного пути развития, поэтому самосознание – это осознание самого себя как сознательного.[ Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека.-М., 2010.-416с] Б.Г. Ананьев выделял единство исторических, антропологических, онтогенетических, биографических и возрастных аспектов рассмотрение проблемы самосознания личности, поэтому выделял, что все компоненты самосознания связаны, образуя целостную структуру.[ Куликов Л. Психология личности в трудах отечественных психологов. -М.;Питер, 2009]

Большой интерес для нашей работы представляют исследования И.С. Кона (1978, 1984), которые открыли отечественным психологам основные достижения зарубежных психологических школ в исследовании проблемы Я- концепции. При этом в самой проблеме он выделяет три взаимосвязанных аспекта — идентичность, субъектность и образ Я. Исследователь считает, что, идентичность психики и поведения индивида невозможна без какого-то единого регулятивного начала, которое, в свою очередь, требует самосознания. «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе. «Образ Я» как бы достраивает идентичность и субъектность личности и одновременно корректирует её поведение».[ Кон. И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. — М., 1984. — 335 с]

Современный этап развития отечественной психологии также рассматривает проблему Я-концепции и самосознания, поэтому были проведены уникальные исследования по таким вопросам, как:

• Структуры самосознания и сознания, с включением понимания личностно-смысловых образований (Спиркин, Зинченко, Асмолов, Чеснокова);
• Самооценке, как проблеме оценивания и оценке структуры со-знания (Бороздина, Анисимова, Гипенрейтер);
• Структуры и функции Я-образа и самовосприятия (Калмыкова, Кон);
• Самоутверждения, самоопределения, саморегуляции и саморазвития (Осницкий, Орлов);
• Самоотношения (Столин и Пантелеев);
• Влияния Я-концепции на социальную и психологическую адаптацию, а также ценностные ориентации и мотивацию личности.

Хотелось бы сказать, что с каждым годом наблюдается рост к познанию сущностных и глубинных проблем человека, а также его субъективного мира, которое выражается в стремлении к комплексному многоаспектному осмыслению феномена Я-концепции.

1.2. Возрастные факторы становления Я-концепции

Итак, в первом параграфе первой главы мы рассмотрели основные концепции изучения Я-концепции, что позволило нам сформировать некоторые понятия, которые могли бы дать характеристику данной структурной части личности, а именно:

• Я-концепция – это «есть то, чем я обладаю». Суть данного понятия выражается У. Джемсом;
• Я-концепция – это «есть то, как мы хотим, чтобы видели нас» — суть данной позиции описана в трудах Ч. Кули;
• Я –концепция-это совокупность установок, которые направлены на самого себя, что описывалось С. Пантилеевым, И.С.Коном и М. Розенбергом;
• Я – концепция – это то, что человек значит для самого себя;
• Я – концепция, как система самовосприятий либо последовательный, организованный концептуальный гештальт, который составлен из восприятия свойств «Я» и восприятия отношений «Я» с иными людьми, а также разнообразными аспектами жизн.[ Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема. Введение в психологию. -М., 2007, 820с.]

Проанализировав вышеизложенное можно сказать, что Я-концепция – это относительно устойчивая, однако не всегда осознаваемая и переживаемая неподражаемая система представлений человека касательно самого себя. Также, Я-концепция может выступать как санкционирующий механизм по отношению к себе и внешнему миру, так как связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлых событиях, будущем и настоящем.

Для продолжения анализа возрастных факторов становления Я-концепции важно затронуть структуру Я-концепции, которая была предложена И.С. Коном, а именно: экзистенциально Я, переживаемое и категориальное Я. Каждому из данных элементов структуры Я-концепции соответствуют некие психические процессы, а именно:

• Экзистенциальное Я – это самоконтроль и саморегуляция;
• Категориальное Я – это самоуважение, самооценка, самопознание;
• Переживаемое Я – самоощущение.[Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., -1982.-207 с]

Структура Я-концепции Кона предполагает единовременное наличие объекта познания и субъекта мышления, однако анализ двух различных феноменов позволяет выделить в целостной структуре Я-концепции две стороны, а именно:

1. Действующее и целостное Я, которое отображает субъективную сторону;
2. Рефлексивное и категориальное Я, которое заключает в себе объект-ную сторону, являющейся Я-концепцией.[ Кон. И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. – М., 1984. — 335 с]

Так как предметом нашего исследования является Я-концепция подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы считаем, что важно рассмотреть процесс формирования и факторы развития Я-концепции непосредственно в данном возрастном периоде.

Подростковый период считают самым бурным этапом в жизни человека, так как поиск своего места и смысла жизни в нашем мире обретают особо напряженные черты. Появляются новые потребности социального и интеллектуального порядка, удовлетворение которых будет возможным только в будущем, поэтому начинает формироваться развернутая система социальных и нравственных самооценок, которое завершает развитие самосознания, лежащей в основе Я-концепции.

И. С. Кон говорил, что Я-концепция в подростковом возрасте становится более устойчивой, однако при этом претерпевает некие изменения, которые обусловлены рядом причин, а именно:

1. психологические и физиологические изменения, которые вызваны половым созреванием ребенка, влияющие на восприятие внешнего облика подростка;
2. Развитие интеллектуальных и когнитивных возможностей может привести к дифференциации и усложнению Я-концепции, особенно к возникновению способности различать гипотетические и реальные возможности;
3. Требования, которые исходят от социальной среды – учителей 6 сверстников и родителей – оказываются противоречивыми.[ Кон. И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. — М., 1984. — 335 с]

Важность принятия решений, смена ролей, который касаются ценностных ориентаций, профессии и образа жизни могут вызвать ролевой конфликт, а также статусную неопределенность, что может накладывать яркий отпечаток на Я-концепции подростка.

Для дальнейшего анализа важно остановиться на основных приобретениях данного возрастного периода. Развитие у подростка абстрактно-логического мышления обозначает появление не только нового интеллектуального качества, но и новой потребности, так как у подростков появляется непреодолимое желание к абстракции, а склонность к теории становится явной психологической потребностью. Также, начинают использоваться более тонкие связи и оценки, что вызывает рост способности анализировать и объяснять поведение человека, сопровождающееся появлением заботы о точном изложении материала, с активным желанием сделать его убедительным.[ Божович Л.И. Психология формирования личности. – М.,1995, 258 с.]

Определенной чертой становится обращение внутрь себя, а также интерес к собственному внутреннему миру. Видоизменения внешности, которые связаны с физическим развитием, а также взаимоотношения с друзьями начинают анализироваться, и, сравниваться с качествами значимых взрослых и сверстников.


Страницы:   1   2   3