Скоро защита?
Меню Услуги

Особенности журналистской авторской работы над типами текстов различных жанров в печатных СМИ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2


ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ НАД ТИПАМИ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ПЕЧАТНЫХ СМИ

2.1 Особенности журналистской работы в печатных СМИ

Россия считается страной с одной из самых сильных школ журналистики в мире. Российские репортажи эмоциональные, содержат красочность передаваемых событий. А также имеют некоторую своеобразность, которая заключается в следующем секрете: глаголы прямые, фразы емкие, композиции четкие, и минимальное количество слов – прилагательных [1].

Традиционная советская периодика имела одну отличительную особенность: публикация велась от третьего лица с весьма сдержанной лексикой. Доступ к технологии скоростной печати, необходимой для массовых газет и журналов, требовал инвестиций, а политическая важность «печатного станка» привлекала регулирующее внимание государства. В СССР доступ к массовому размножению печатных СМИ был перекрыт прямой предварительной цензурой (типографии не принимали к печати издания, которые не были одобрены цензурным органом — Главлитом). В авторитарных режимах государства стремятся экономически и организационно контролировать СМИ и технологию СМИ, например, печатные мощности (через лицензирование, в частности) или вещательные возможности (частоты) [2].

В демократических странах функции ограничения авторства выполнял капитал — то есть чисто финансовые, инвестиционные возможности «автора» и издателя.

Тем не менее, с середины 1980 – х годов в российской журналистике появилась гласность, которая привела новых авторов и новые журналистские приемы.

Стоит отметить, что в начале 1990 – х годов журналистика была однообразна, а индивидуальный авторский стиль приходился на вес золота. Молодое поколение журналистов тогда показало, что репортажи могут быть интересные, красочные и даже захватывающие. В современной журналистике начала 1990–х гг. особенно заметными стали четыре личности, которые также специализировались на репортажах: Владислав Листьев, Пол Хлебникв, Дмитрий Быков и Александр Кабаков, а немного позже к лидерам информационного жанра присоединился журналист газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев[3].

Печатные СМИ вплоть до 2000г. сохраняли значительную долю аудитории (8-12% времени медиа потребления). Социологические исследования показывают, что печатные СМИ в целом обслуживают более «качественных» с социально-демографической точки зрения, потребителей, чем телевидение и радио, которые, в особенности после 1980г., занимали более 60% времени потребителя, однако «обслуживали» существенно менее качественную, массовую аудиторию.

К началу 2000–х годов журналистика претерпела все большие изменения:

  • изменилась лексика;
  • изменился способ подачи новости;
  • изменился способ получения сведений;

Виды жанров начали переплетаться в журналистских материалах.

В периодических средствах массовой информации наступил переход из–под государственного контроля под контроль частных собственников. В России начали активно функционировать издательские дома, которые постоянно конкурировали друг с другом. Появились холдинги, которые контролировали деятельность нескольких, различных по своей тематике, периодических изданий.

Для российской журналистики канун и первые годы XXI в. стали «золотым веком» с точки зрения возможностей, состояния свободы слова, уровня социального воздействия, а также потенциала конверсии медийного успеха в успех экономический.

Вместе с изменениями в медиа потреблении и формах коммуникации неизбежно стали происходить и изменения в журналистике как профессии и как карьерной траектории. Эти изменения находили свое выражение в содержании образования, в изменении профессиональных процедур (прежде всего редакционных), в изменении отношения потребителя продукта журналистики к его создателям.

На сегодняшний день интернет как коммуникационная среда, исходно оснащенная инструментами персонального авторства и публикации (язык HTML, открытый доступ к регистрации и эксплуатации доменных имен в американской юрисдикции, как минимум), и интегрированные платформы дистрибуции (email, messengers, mailing lists и впоследствии — блоги и социальные сети) практически лишили специализированные новостные и информационные организации их монополии на доступ к «печатному станку» и системе распространения[4].

Однако рост таргетированных медиа потребовал привлечения в журналистику большого количества «пишущих специалистов» — авторов и редакторов, которые прежде всего являются экспертами в соответствующей узкой области (это могла быть и мода, и технология, и менеджмент), а журналистами оказываются только по роду деятельности, не получая никакого теоретического или этического образования.

Например, в 2017г. приток таких «журналистов по роду деятельности» оценивался в 30—35% всех занимавшихся профессией. Однако люди, ставшие журналистами только в силу стечения рабочих обстоятельств, не посвящены в проблемы журналистской этики, точнее — они полагаются в разрешении этих проблем в лучшем случае на здравый смысл (что далеко не всегда правильно), от чего в ряде изданий значительно снизилось качество предоставляемого читателю контента. Также профессиональные, «старой школы» журналисты и редакторы в начале появления интернет-версиям издания были слабо заинтересованы в интернет-медиа, предоставив право учреждения и развития веб-сайтов газеты или журнала технологически продвинутым молодым коллегам, в том числе, как пояснено выше, без адекватного этического, ценностного тренинга в профессии[5].

Традиционное понимание «журналиста» неразрывно связано с текстом, хотя в последние десятилетия нельзя не замечать резкого развития визуальной составляющей масс-медиа, в центре организованной коммуникации — будь то печатные СМИ, или интернет-версия печатного издания, остается именно текст. В начале XXI в. под воздействием идей медиа конвергенции, родившихся изначально в теоретических дискуссиях Анненбергской школы коммуникаций (Гербер, Дженкинс, Гросс), возникает концепция «мультимедиа» и, как следствие, «мультимедийного журналиста». При этом, адаптируя теоретическую идею, медиа организации пошли по пути ее упрощения.

Так, описывая процессы медиа конвергенции, Грейс Лоусен-Бордерс говорила, что увеличение количества платформ потребления контента потребует дополнительной компетенции от автора, который должен учитывать множественность способов коммуникации с потребителем. Развивая идеи «информационного общества» и основываясь на идеях Дженкинса, Лоусен-Бордерс полагала, что главной компетенцией журналиста, работающего в мультимедийном СМИ, должна быть способность создания контента, в котором изначально заложена возможность адаптации к разным платформам. Когда идеи конвергенции добрались до практического внедрения в редакционные организацию и процедуру (а это произошло примерно в 2005—2006гг.), они мутировали, чтобы оказаться понятными для менеджеров и редакторов предыдущего технологического уклада[6].

Так, вместо режиссерских компетенций для исходной, на уровне идеи, адаптации контента к множественным платформам, была предложена идея «множественности навыков» нового типа журналиста. Автору текстов предлагалось не вдумываться в бытование его собственного основного продукта на разных платформах и носителях, а обучаться созданию других видов контента (прежде всего визуальных), которые могут дополнять текст и позволять отчитываться о нем как о «мультимедийном продукте конвергентного журналиста».

После кризиса 2008—2009гг., который привел к сокращению медиабизнеса (средний спад для медиаиндустрии в развитых странах и России составил более 20% на уровне выручки), эта практика потребовала и существенного сокращения избыточного авторского и редакторского персонала. Авторская «нагрузка» выросла в связи с практически повсеместным переходом на мультиплатформенное производство. От «конвергентных» журналистов стало требоваться не только умение производства разнообразного традиционного содержания, но и погружение в технологические аспекты, такие как веб-верстка, использование инструментов социальных сетей, «внедрение» (embedding) и, наконец, освоение идей инфографики и видеографики и журналистики данных (data journalism)[7].

Итак, за последние двадцать лет базовые компетенции авторства в журналистике существенно изменились, в основном под воздействием:

  • концепций медиаконвергенции и мультимедийной коммуникации — к основным профессиональным навыкам — работа с текстом для пишущих журналистов, работа с изображением для визуальных журналистов— добавились и продолжают добавляться смежные компетенции, которые раньше не были обязательными;
  • изменений в структуре и организации редакций, в редакционных процессах и интенсивности/производительности труда, в том числе под давлением экономических условий;
  • изменений в природе оперативности информации, что меняет роль журналиста в создании и обработке новости (эксклюзива), смещает ценности как самой профессии, так и медиабизнеса в другие части процесса информирования.

На сегодняшний день существуют много интернет-версий печатных изданий, наиболее популярными из которых являются:

  1. Сайт газеты «Московский Комсомолец» www.mk.ru [8];
  2. Сайт электронного издания «РИА Новости» МИА «Россия Сегодня» www.ria.ru;
  3. Сайт информационного агентства «РБК» www.rbc.ru;
  4. Сайт интернет-издания Life www.life.ru;
  5. Сайт интернет-издания Лента.ру www.lenta.ru;
  6. Сайт интернет-издания Газета.ру www.gazeta.ru;
  7. Сайт газеты «Московский комсомолец» www.mk.ru;
  8. Сайт газеты «Аргументы и Факты» www.aif.ru;
  9. Сайт интернет-газеты «Вести» www.vesti.ru;
  10. Сайт газеты «Известия» www.iz.ru.

Конечно, у каждого из печатных изданий есть свои особенности. Старая поговорка «газета живет один день» верна лишь отчасти, но она подчеркивает требование к оперативности репортера, работающего в ежедневной газете. Иногда ее сравнивают с конвейером, где каждый выполняет свою операцию, а в итоге получается нечто общее. Здесь наряду с проблемными и публицистическими выступлениями важное место занимает короткая информационная заметка, заставляющая читателей обратить внимание на то или иное событие или явление, авторский очерк или колонка, журналистское расследование, и пр. Еженедельнику уже не столь необходима высокая оперативность, зато здесь чрезвычайно уместны обзоры, аналитические материалы[9].

Редакционно-организаторская работа в печатных изданиях идет под руководством редакционных коллегий, каждая из которых имеет в своем составе главного редактора и его заместителей, ответственного секретаря (он координирует работу отделов), заведующих отделами, редакторов и представителей общественности. Численность штатных сотрудников зависит от типа издания.

Каждое средство массовой информации по своей сути является предприятием. В связи с этим в него входят определенные структурные подразделения, выполняющие необходимые для функционирования предприятия задачи. Основные службы СМИ – это[10]:

  • администрация;
  • редакция (редакторы, журналисты, творческие и технические работники);
  • рекламная служба;
  • служба распространения (печатных номеров или эфирного сигнала);
  • служба маркетинга;
  • финансовая служба;
  • юридическая служба (или служба безопасности).

Все службы очень тесно связаны друг с другом. Лицом СМИ, тем, что собственно мы и воспринимаем как СМИ, является редакция. Но сама по себе она функционировать не может. На нее работают другие службы, и она работает на них. С одной стороны, функциональная структура для всех СМИ достаточно стандартна, но при этом на каждом отдельном предприятии будет свое специфичное внутреннее устройство, свое штатное расписание, свое расписание должностных обязанностей[11].

Во главе предприятия стоит его собственник. Это может быть один человек или коллектив собственников (совет директоров, учредители, и пр.), как частных, так и представителей государственных или общественных структур. В печатных СМИ собственника называют издателем. Он отвечает за функционирование своего предприятия, за прибыльность его деятельности, определяет общую информационную и рекламную политику СМИ.

Непосредственно управляет предприятием генеральный директор. За работу каждой службы отвечает ее руководитель. За информационную часть – ответственный редактор, за рекламу – директор по рекламе, за распространение – менеджер по продвижению и пр.

Главный редактор газеты или журнала руководит творческим коллективом, организует информационное наполнение и оформление издания, часто ведет «колонку редактора».

Заместитель главного редактора контролирует качество и объем текстов, наличие и соответствие заголовков и иллюстраций, соблюдение авторского права и требований законодательства.

Ответственный редактор формирует «лицо» и содержание номера, обеспечивает его заполнение в срок, передачу в типографию согласно графику.

Художественный редактор отвечает за художественное оформление, за иллюстрации, за фирменный стиль издания. Он находит необходимый изобразительный материал: фотографии, рисунки.

Редакция и рекламная служба – это две отдельные равноправные службы, и их сотрудники нередко конфликтуют друг с другом: так, сотрудники отдела рекламы считают, что именно они «кормят» всех в редакции, и при этом журналисты мешают им работать, публикуя бесплатные новости о той или иной компании. В свою очередь, журналисты считают, что рекламные работники спекулируют на их труде. И те, и другие борются за место на полосах или в эфире. Иногда какой-либо информационный материал заменяют рекламным, и это, конечно, вызывает негодование у журналиста, чей материал не попал к читателю (зрителю, слушателю)[12].

Часто журналисты пишут даже не для читателя, а для редактора. Он определяет ценность информации, ее объем, фактуру. Поэтому последнее слово по содержанию публикации остается за редактором. В зависимости от масштаба редакции и ее внутренней организации, человеком, принимающим решение, может быть и главный редактор, и редактор отдела, и ответственный за определенную рубрику или полосу.

Для того чтобы действовать эффективно, лучше всего, конечно, непосредственно познакомиться с работой редакции, в частности отдела новостей или отдела информации. Изнутри видна «кухня»: как собираются новости, как и по каким критериям сортируются, как создаются из малозначительных фактов, если вокруг не происходит ничего интересного. Когда понимаешь, как работает редакция и журналисты, то намного проще подготовить подходящий для публикации текст.

Прежде всего, стоит отметить, что при всей кажущейся на первый взгляд суматохе, беспорядке, царящих в редакции, вся ее деятельность распланирована, так же как и у других служб:

  • во-первых, в целом распланировано информационное содержание. В редакциях есть годовое редакционное расписание, и есть более краткосрочные расписания по определенным темам. Есть еженедельные планы и планы конкретного номера;
  • во-вторых, спланирована информационная политика. Так, например, хотя редакции и следят друг за другом, «перехватывают» горячие, актуальные новости, но новости, опубликованные неделю-две назад в других СМИ, они публиковать вряд ли будут;
  • в-третьих, четко обозначено время выхода номера издания или передачи в эфир. В связи с тем, что нужно предоставить материалы в печать согласно графику, обозначено время сдачи материалов и время сдачи всего номера издания. Поэтому, каким бы интересным ни был материал, поставить его на полосы после подписания номера в печать невозможно.

Ежедневные вечерние газеты «закрываются» днем и поэтому срочные материалы они обычно могут принять только до определенного утреннего часа. Утренние газеты сдаются вечером, соответственно и срочные материалы можно присылать в течение дня[13].

Еженедельные газеты и журналы, так же как и ежедневники, с основными новостями работают до последнего – до подписания номера. Но при этом в таких изданиях над большинством статей работа может идти и несколько дней или недель. В связи с этим в редакции еженедельника могут устанавливать разные требования к срокам сдачи материала: для новости – неделя, для статьи – две недели до публикации.

Ежемесячные журналы обычно закрывают номер за две недели до выхода. Материалы же готовятся за два-три месяца до закрытия номера. Ведь там нет новостей – обзоры, анализы, комментарии и т.д. Ежемесячные журналы могут принимать информацию за шесть и более недель.

Для того чтобы оценивать временные рамки да и саму возможность публикации, необходимо представлять себе процесс работы с входящей информацией. Журналисты могут сами выходить на те или иные новости, используя свои каналы, свои знакомства. Также новости (или указания на них) могут приходить в редакцию с лент информационных агентств, на услуги которых подписаны все редакции, еще новости приходят в письмах, в телефонных звонках читателей, в пресс-релизах[14].

Во многих газетах есть отделы писем, которые обрабатывают входящую почту, сортируя ее и передавая интересные или именные письма в соответствующие отделы или соответствующим журналистам.

Когда материал готов, еще нет гарантии, что он пойдет в печать. Редактор может завернуть его на доработку по причине низкого качества или в связи с утраченной актуальностью. Кроме того, любой, даже уже поставленный на полосы, материал может слететь в самый последний момент – просто на его место нашлась еще более интересная, актуальная новость.

Каждый материал – это всегда коллективный труд. Пишет журналист, но его на разных этапах подготовки к печати направляют, корректируют, правят, сокращают иногда несколько редакторов.

Еще раз подчеркнем, что у разных СМИ, у разных редакций различные сроки сдачи материалов. Поэтому при работе с конкретной редакцией нужно ориентироваться на ее сроки внутреннего прохождения информации. Стоит иметь в виду, что ежедневные газеты, с одной стороны, работают над текущим номером, но, с другой, уже заняты завтрашними новостями. Поэтому их «творческий цикл» составляет два дня.

Если выбирается СМИ с длительным разрывом между сдачей материала и выходом, например, журнала из печати и последующим поступлением в продажу, то стоит задуматься, а не устареет ли за это время сам материал. Останется ли он актуальным. Будет ли выполнять возложенную на него информационную миссию.

Время сдачи номера может быть указано в выходных данных газеты. Но чтобы знать наверняка все временные промежутки (планы, подача материала, подписание, закрытие номера), лучше получить информацию непосредственно от сотрудников редакции. Они, кстати, могут рассказать, какие отклонения от планов допустимы или не допустимы, приведут примеры, как кто-то «посадил» номер и что за этим последовало[15].

Различия между печатными средствами массовой информации лишь подчеркивают то общее, что есть между ними. А именно – необходимость тщательной работы над словом, четкостью выводов и обобщений. Читатель лишен возможности присутствовать на месте события. Репортер – не только его глаза, но и уши, нос, органы осязания и вкуса. Вот почему «картинка», которую рисует журналист, должна обладать и всеми другими необходимыми качествами жизнеподобия, а не только быть «зримой».

В любом печатном издании журналист обязан самым тщательным образом сверять имена, фамилии, цифры, даты, цитаты. Короче, все то, что в случае ошибки может ввести читателей в заблуждение. На диктофон и другие технические средства особенно надеяться не стоит: далеко не всегда фамилия, скажем, пишется так, как слышится, и память может подвести. Вот почему опытные журналисты важные детали записывают печатными буквами в обычный блокнот и не забывают перепроверить.

И еще одна особенность: работник газеты или журнала должен быть обучен умелому использованию средств оформления – ведь чаще всего у читателя единственным органом, дающим ему представление о том или ином материале, да и издания в целом, являются глаза. Современные печатные средства информации редко обходятся без иллюстраций. Поэтому автор при подготовке произведения должен подумать о том, как можно оживить и дополнить текст иллюстративным материалом.

Поскольку мы живем в эпоху «экранной цивилизации», изобразительный ряд печатных изданий чрезвычайно важен. Кроме того, иллюстрация, в отличие от слова, психологически воспринимается как документальное и неопровержимое свидетельство подлинности сообщения. Событийно-информационные, документальные, познавательные, развлекательные, сатирико-юмористические и другие фотографии, рисунки, диаграммы могут не только иллюстрировать текстовый материал, но и иметь самостоятельное значение[16].

Текст и иллюстрации, заголовочные комплексы, анонсы, врезки, выделения – все это и многое другое делает газету, журнал, альманах не просто «собранием слов и картинок», а единым организмом, живущим мыслями и чувствами авторов. Шрифтовое оформление заголовков и текста может выделить или, наоборот, сделать почти невидной на полосе его работу. Старая истина – форма содержательна, а содержание должно быть оформлено – предопределяет особые требования к подбору шрифтов заголовочных комплексов. «Слепой» заголовок может привести к тому, что даже важнейшая информация не будет замечена и воспринята читателями, а излишне яркий, крикливый превратит второстепенный материал в главный на полосе. Вот почему имеет смысл заранее представить себе место материала на полосе и подобрать к нему заголовочный шрифт, соответствующий размеру и содержанию.

В последние годы все больше изданий переходит к так называемой моногарнитурной верстке, когда для текстов и заголовков избирается один шрифт, а выделения осуществляются изменением кегля или начертания (то есть насыщенности, наклона, плотности), что технологически оправдано, хотя и значительно снижает выразительность облика издания.

Еще сохранились редакции, в которых работают по старой классической схеме: материалы, подготовленные к публикации, и эскизный макет номера сдаются в издательство, где на основе рукописей и иллюстраций изготавливаются оригинал-макеты, пленки или фотоформы, которые затем передаются в типографию. Но компьютеризация журналистского труда делает такую схему экономически нецелесообразной. Вот почему все большее число редакций начинает самостоятельно готовить как минимум оригинал-макеты номера. Это требует от редакции освоения компьютерной техники, и приобретения навыков обращения с ней [17].

Сетевые обстоятельства, которые стали важным трансформирующим фактором для журналистики как профессии (и как образовательной и карьерной траектории), стали оказывать существенное воздействие на всю индустрию медиакоммуникаций примерно с начала 2000-х гг. Эти факторы и их воздействие явились прямым следствием быстрого распространения интернета как коммуникационной платформы. Эти изменения находили свое выражение в содержании образования, в изменении профессиональных процедур (прежде всего редакционных), в изменении отношения потребителя продукта журналистики к его создателям.

Наконец, для построения понятной и инструментальной перспективы необходимо рассмотреть также такие важные элементы, как изменение структуры и поведения аудиторий массовых медиа, структуры и контрструктуры общества, определяющие изменение социального спроса на медиакоммуникацию, и, наконец, соотношение журналистики и социального активизма. Последнее важно, в том числе и потому, что обстоятельства существования профессии в полусвободном, или полуавторитарном обществе в России неизбежно ведут к односторонней (partisan) «журналистике», когда автор должен определять свою политическую позицию заранее, перед актом коммуникации, фактически воспроизводя цензурный механизм на персональном уровне.

Интерактивная природа новых методов распространения информации также изменила традиционную для печатных СМИ модель коммуникации (от источника информации к потребителю, лишенному права на содержательную, контентную реакцию), а также отменила в течение очень короткого с точки зрения истории промышленности времени монополию на генерацию контента и его дистрибуцию (в терминах современной научной дискуссии — произошло «освобождение авторства»)[18].

Важнейшее свойство «цифровой среды», которое вмешалось буквально во все компоненты журналистики (как части организованной коммуникации) — это предложение потоковой модели потребления контента. Важнейшим свойством масс-медиа до «цифровой сетевой» эпохи — была дискретность предложения, так как газета выходила раз в день, неделю или в месяц.

Особенностью информационного «пространства» печатного издания во времени потребления между «номерами» ничем, с точки зрения старого медиабизнеса (и его инструмента — журналистики), не заполнено. Потребитель должен сформировать дискретный рефлекс — покупки издания каждое утро, или определенный день недели, поэтому то, что, попадает в сферу его информационного потребления между «выпусками» — заведомо не имеет профессиональной значимости для журналиста, и относится к неорганизованной коммуникации.

Однако с появлением интернет-СМИ, интернет-версий издания, предложивших концепцию непрерывного потока значимой, организованной и качественной информации, возникла альтернатива дискретному медиапотреблению, а с появлением социальных сетей появляется еще более мощная альтернатива, которую можно описать как возникновение информационных потоков по желанию потребителя, что наложило существенный отпечаток на журналистскую деятельность. Поэтому с появлением постоянного потока информации особенно актуальна стала деятельность помощника журналиста, в обязанности которого входит мониторинг интернет-пространства с целью нахождения «горячих» новостей, информации, которая требует комментариев или опровержения (на основе которых можно предоставить качественный и интересный сюжет), и пр.

Жанровые палитры онлайновых и печатных СМИ существенно различаются. Это касается и перечня жанров, и частоты их использования. В статье на примере наиболее популярных сайтов российских СМИ показано, какие жанры востребованы в практике современных онлайновых изданий. Доминируют на медийных сайтах новостные заметки. Их больше, чем текстов в других жанрах вместе взятых. Репортажи и интервью востребованы слабо, очерк и расследование почти исчезли. Зато активно используются такие жанры, как подборка, случай/житейская история и рекомендация. Практически все материалы с текстовой составляющей — мономедийные. Мультимедийный лонгрид, несмотря на технические возможности публикации подобных материалов, остается редкостью[19].

Далее рассмотрим нормативно-правовое регулирование журналистской деятельности в печатных СМИ: основным законодательным актом, регулирующим российские СМИ, является Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) «О средствах массовой информации» [20].

Следующие законодательные акты также участвуют в регулировании работы СМИ:

  • Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июня 2006г.[21];
  • Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006г.[22];
  • Федеральный закон №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г.[23];
  • Федеральный закон №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[24];
  • отдельные законодательные акты РФ в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» от 29 июня 2013г.;
  • Федеральный закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013г., а также некоторые другие[25].

Наряду с ними применяются международные соглашения, например:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах;
  • Европейская конвенция по правам человека;
  • Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Конвенция о правах и основных свободах человека.

Основным полномочным государственным органом в области средств массовой информации и коммуникаций является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), который регистрирует продукцию средств массовой информации и выпускает лицензии на их деятельность.

Еще одним государственным органом в области СМИ является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), оказывающее государственные услуги и управляющее государственным имуществом в сфере СМИ.

Также помимо вышеперечисленных нормативных актов, журналисты в своей деятельности имеют определенные права и обязанности, предусмотренные «мягкими» правовыми нормами в рамках Кодекса профессиональной этики журналистов (Кодекс), который был принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994г. (размещен для всеобщего ознакомления на вебсайте Союза журналистов России)[26].

Кодекс заявляет, что журналисты обязаны действовать исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированной в Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условиям для их членства в Союзе журналистов России.

Журналист также несет уголовную ответственность по ряду статей УК РФ:

  • ст. 128.1. Клевета;
  • ст. 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни;
  • ст. 146. Нарушение авторских и смежных прав;
  • ст. 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма с использованием СМИ;
  • ст. 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
  • ст. 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации с использованием СМИ или Интернета;
  • ст. 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

2.2 Особенности журналистской авторской работы над типами текстов различных жанров в ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец»

Газета «Московский Комсомолец» была основана в 1919г., она тогда называлась «Юный коммунар», но через несколько месяцев была переименована, и стала называться «Юношеская правда». В 1924 г., после того, как умер В.И. Ленин, газета стала называться «Молодой ленинец», а современное название газета приобрела в 1929г[27].

Газета «Московский Комсомолец» являлась тогда органом МК (Московского комитета), а также МГК (Московского городского комитета) ВЛКСМ до осени 1991г. После путча в августе 1991г. с учредителем (МК и МГК ВЛКСМ) происходит конфликт, и газета была перерегистрирована.

В настоящий момент учредителем издания является ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец»», которым единолично владеет главный редактор — Павел Гусев.

Юридический адрес издания совпадает с фактическим: организация зарегистрирована по адресу: 123995, г. Москва, ул. 1905г., д.7, стр.1.

Тел. —(495)609-44-44, сайт — www.MK.ru.

По типу «Московский Комсомолец» является ежедневной общественно-политической газетой, выходящей с периодичностью 6 раз в неделю. Газета выходит утром и вечером.

Основной зоной распространения газеты «Московский Комсомолец» является Московский регион и область, газета выходит общим тиражом в 2068819 экземпляров, стоимостью 24 руб. онлайн-версия доступна читателю бесплатно.

Формат: страница 41х58, полоса 39х52

Количество полос:

  • понедельник, среда, четверг – 12 полос;
  • обычный min – вторник 8 полос;
  • обычный max – пятница – 24 полосы.

В газете преимущественно 6 колонок.

Типография газеты: ОАО «Московская газетная типография», которая располагается по адресу: 123995, ГСП-5, Москва, Д-22, ул. 1905 года,7.

По типу газета является массовой общественно-политической газетой.

Для ежедневной газеты «Московский Комсомолец» характерно преобладание женской аудитории. В основном газету Московский Комсомолец читают женатые люди со средним образованием в возрасте 45 и старше. Социально-экономический профиль аудиторий газеты Московский Комсомолец — это пенсионеры со средним доходом. Совокупный ежемесячный доход на 1 члена семьи, состоящей из 4 человек, составляет 8000-15000 рублей, из которых на долю продуктов питания приходится до половины семейного бюджета (См. Приложение)[28].

Организационная структура редакции газеты «Московский Комсомолец» представлена на рисунке 2.1.

Как можно увидеть из представленной на рисунке 2.1 организационной структуры редакции газеты, журналисты «МК» подчиняются непосредственно заместителю главной редакции.

Рисунок 2.1 Организационная структура редакции газеты «МК»

В таблице 2.1 представлены наиболее популярные рубрики «МК»:

Таблица 2.1 Популярные рубрики «МК»[29]:

День выхода Рубрика Краткое описание
Понедельник Личный счёт Все о вкладах, страховании, фондовом рынке, ипотеке, пенсионных программах и др.
Альма-матер Новости образования, полезная информация о вузах и рынке труда.
Вторник Экономически й вторник Информационный бизнес-проект для современного, финансово активного человека, которому необходимо ориентироваться во всех аспектах экономической информации.
Четверг Автосалон Самая актуальная и интересная информация для автолюбителя: новинки рынка, краш-тесты, правовые аспекты автовладения и др.
Город вещей Тенденции мира моды и стиля: одежда и обувь, аксессуары.
Пятница Недвижимость Обсуждение юридических вопросов и интересных особенностей, связанных с покупкой, обменом или арендой недвижимости.
МК-доктор Новейшие медицинские технологии и традиционные методы лечения, обзоры рынка лекарственных средств, советы специалистов.
Суббота Гурман Рубрика о том, как вкусно и, главное, правильно питаться.
Домовой Фазенда Советы и рекомендации в сфере ремонта, дизайна и благоустройства квартиры, загородного дома или дачи вашей мечты.
МК-тест Путеводитель в мире товаров: что и где покупать, как правильно выбирать, как защитить свои права.
На здоровье! Врубрике публикуются материалы о здоровом образе жизни, красоте и уходе за собой.
Турклуб Туризм и отдых, заграничные и российские достопримечательности, помощь в выборе туров.
МК-Zoo Всё, что нужно знать заводчикам и любителям животных о своих питомцах.

 

Наиболее распространенными жанрами в «МК» являются[30]:

  1. Короткая новость — сообщение, написанное по принципу «перевернутой пирамиды», со ссылкой на один источник и объе­мом в пределах 1 тыс. знаков;
  2. Расширенная новость — сообщение, написанное по принципу «перевернутой пирамиды», с упоминанием нескольких разнотипных источников (стороны конфликта, эксперты и др.) объемом свыше 1 тыс. знаков;
  3. Репортаж — текст, построенный как рассказ очевидца или участника события с целью показать событие как процесс и с возможностью для читателя увидеть и пережить случившееся («эффект присутствия»);
  4. Интервью — текст, построенный в форме вопросов журналиста и ответов собеседника;
  5. Колонка — высказывание автором (колумнистом) своего мнения;
  6. Аналитическая статья — разъяснение проблемы или явления с опорой на факты и пояснения экспертов;
  7. Портрет — рассказ о человеке, его биографии или образе жизни;
  8. Очерк — осмысление общественно значимой проблемы через личную историю с выходом на типизацию персонажей и описание картины нравов;
  9. Рецензия — оценка художественного произведения;
  10. Расследование — разоблачение журналистом нарушителей закона и/или моральных норм.

В интернет-версии газеты «Московский Комсомолец» жанровая палитра выглядит следующим образом (см. таблицу 2.2)

Таблица 2.2 Жанровая палитра интернет-версии газеты «Московский Комсомолец»[31]

Как следует из таблицы 2.2, доминирующими жанрами являются новостные заметки. В сумме на короткую и расширенную новостные заметки приходится две трети материалов (409 из 618). Это объясняется тем, что производство новостей легко ставится на поток и требует минимальных усилий и незначительных затрат времени по сравнению с текстами других жанров.

Так, короткая новость, как правило, пишется путем компилирования чужой информации, а при подготовке расширенной новостной заметки обычно добавляются развернутые позиции сторон (дозвоны или списывания с участниками события, а также развернутое цитирование пресс-релиза), пояснения экспертов (медийные эксперты легко доступны для комментариев) и статистический бэкграунд[32].

Популярность колонок объясняется тем, что этот жанр тоже относительно прост в производстве. Пишется колонка, прежде всего, «из головы», на основе уже имеющихся знаний и жизненного опыта. Редко подготовке колонки предшествует глубокое исследование темы (хотя в идеале должно быть именно так). Колонки также хорошо удовлетворяют запрос аудитории на объяснение происходящего и на выплеск эмоций. Если же колонка написана знаменитостью, это повышает внимание к тексту вне зависимости от прочих характеристик материала.

В качестве примера здесь можно привести статью очень популярного журналиста «МК» Александра Минкина «Девочка вынесла приговор российской власти» от 13.02.2019г., в которой автор рассуждает о судьбе девочки из глубинки, видео с интервью которой выложено на «Ю-тубе», и где она рассказывает о своей нелегкой жизни: «А на видео — девочка Таня из русской глубинки. Таня рассказывает о своей жизни и своих мечтах. Ей лет пятнадцать — значит, она родилась в начале 2000-х годов. И кроме сегодняшней, другой власти она не знает. Не рассказывайте ей, как плохо правили Романовы, в чём виноваты Ленин-Сталин, как ошибались Хрущёв-Брежнев, что натворили Горбачёв-Ельцин…Зрелище непростое. Важным начальникам смотреть будет неприятно. Поэтому хорошо бы телефоны у них отобрать, руки пристегнуть наручниками к подлокотникам кресел, а в глаза вставить спички — чтоб не зажмурились. Вдруг у них совесть проснётся……Исполнится мечта Тани. Она приедет в Питер, устроится продавцом (где уж она будет жить? какая будет зарплата?). Хозяин предложит водки, и она не посмеет отказаться. Потом он предложит раздеться, и она не посмеет отказаться. Потом стандарт: пьянки, кожно-венерический диспансер, аборты, и ей очень повезёт, если её возьмут в приличный бордель, где гигиена, контрацептивы и гель, где рабочий день/ночь часто обходятся без побоев. Детства у неё не было и уже не будет».[33]

В данной статье четко выражено личное, авторское отношение к происходящему, автор высказывает свою точку зрения, акцентируя, и может быть даже преувеличивая остроту высказываемого подобным «предсказанием»: «Потом стандарт: пьянки, кожно-венерический диспансер, аборты, и ей очень повезёт, если её возьмут в приличный бордель, где гигиена, контрацептивы и гель, где рабочий день/ночь часто обходятся без побоев».

Аналитическая статья также оказалась одним их самых популярным среди «трудоемких» жанров в «МК», хотя и с относительно небольшой долей в общем объеме материалов (5%). То есть запрос на осмысление происходящего «МК» в определенной степени удовлетворяет. Также близкий к аналитической статье и сравнительно востребованный жанр — реконструкция.

В качестве примера авторской аналитической статьи в газете «МК» можно привести статью «Школа не должна становиться тюрьмой», которая была опубликована в «МК» 15.02.2019г., и где ее автор, педагог Юрий Зайцевпроводит анализ нововведений в обеспечении безопасности школ и прочих учебных заведений, из-за которых учебные заведения более стали походить на режимные объекты:

«Актуальной темой, к сожалению, до сих пор является безопасность образовательного процесса, а именно – пропускной режим. В советское время двери школ были гостеприимно открыты для всех желающих. Но что случилось с нашим обществом, если теперь мы огораживаем учебные заведения высокими заборами, школьники могут попасть в школу только по пропускам, а родителям, чтобы пообщаться с классным руководителем, приходится записываться на прием заранее?…»[34]

«Школа не должна становиться тюрьмой. Мы должны воспитывать личность, а не одинаково думающих болванчиков. Многие дети уже с пятого класса начинают панически бояться ЕГЭ, что и приводит к нервным расстройствами, нарушениям психического здоровья, отклонениям в поведении и социализации. Дети – это люди, а не стадо баранов. Верните им детство, а не загоняйте за периметр, окруженный высоким забором».[35]

Стиль данной статьи — простой, близкий к разговорному, автор употребляет выражения «Стадо баранов», «думающих болванчиков», и пр.

Популярность таких жанров в онлайн-версии «МК», как случай/житейская история и подборка объясняется, прежде всего, тем, что подобные материалы органично вписываются в онлайновую среду. Особенно если курьезное происшествие не только описано словами, но есть еще и видеозапись или иллюстративный ряд. Подборка же на бумагу плохо ложится из-за своей объемности (если это текст + фото), а в Интернете объем роли не играет. К тому же эти жанры относятся к неоперативным, и подобные материалы могут длительное время висеть на сайте, собирая просмотры.

Последнее также объясняет популярность жанра рекомендация, хотя для СМИ в онлайновой среде данный жанр нельзя назвать специфичным, так как в Интернете на любой практический вопрос можно найти множество вариантов ответа. И человек, интересующийся, к примеру, цветоводством, скорее, будет читать литературу по этому вопросу и профильные сайты, нежели публикации в газете, которые ограничены по объему и написаны часто неспециалистами, т. е. априори менее информативны и достоверны.

Традиционные для печатной прессы жанры интервью и репортаж востребованы в онлайн-версии «МК» среде слабо. В случае с интервью это связано с «неудобностью» этого жанра для восприятия. Спешащему и склонному перепрыгивать с одного материала на другой читателю онлайна некогда следить за развитием мысли собеседника, ему нужны ключевые идеи и цитаты в удобоваримом виде, однако в печатной версии газеты данный жанр довольно популярен[36].

Слабая востребованность жанров очерк и расследование объясняется и большой трудоемкостью работы над ними, и недостаточной квалификацией многих журналистов, которые не в состоянии подготовить подобные материалы. В случае с очерком его низкая популярность может объясняться и иным восприятием информации, нежели в советское время, когда очерк был одним из ведущих сложных жанров прессы. В то время пресса предполагала медленное чтение, а цензура побуждала разбирать общественные явления через частные истории, не называя, но подразумевая недостатки в организации жизни. Сейчас же скорости выросли, цензуру отменили и потребность в таком стиле изложения отпала.

Примечательно то, что в электронной версии газеты «Московский комсомолец» зачастую выставляется на главную страницу весь производимый контент, создавая ощущение изобилия и разнообразия. Впрочем, при внимательном рассмотрении обнаруживается, что рядом с оперативными публикациями могут оказаться материалы недельной давности и даже более старые. Очевидно, расчет делается на случайного читателя, который заходит на сайт далеко не каждый день и который будет и новые, и старые материалы воспринимать как новые.

Начало 1990-х стало временем триумфа новых изданий. Лишь немногие из популярных прежде газет смогли удержать, а тем более расширить свою аудиторию. К числу таковых рекордсменов относится, прежде всего, газета «Московский комсомолец», которая за несколько лет из местного общественно-политического издания выросла в мощный таблоид с целым рядом приложений.

Заслугу в столь разительной перемене наблюдатели относят, в первую очередь, в адрес главного редактора «МК» Павла Гусева – в прошлом выпускника геологоразведочного института и комсомольского работника[37].

Возможности, открывавшиеся перед прессой благодаря предоставленным свободам, Гусев использовал на все сто процентов. Вчерашнюю комсомольскую газету наполнили хлесткие политические комментарии, интервью с популярными певцами и артистами, криминальные очерки, секс – словом, все, что повышало популярность. Однако в то время «Московский Комсомолец» являлся типичным представителем «желтой» прессы, который характеризуются особой позицией к публикуемому материалу — равнодушно-ироничным отношением к происходящему, даже если затрагивается серьезная тема разговора.

Одним из фирменных отличий «Московского комсомольца» стали журналистские расследования, среди ныне здравствующих мастеров которых, безусловно, выделяется Александр Хинштейн (ныне еще – и депутат Государственной думы). Его стиль работы и способы подачи добытой информации несколько отличаются от методов большинства коллег, что, впрочем, не умаляет яркости фигуры этого журналиста.

Своей первой значительной журналистской работой сам Александр Хинштейн считает появившуюся в конце 1994г. в двух номерах «МК» статью о Владимире Жириновском, в которой были приведены малоизвестные факты, рассказы людей, знавших лидера ЛДПР в студенческие годы.

В последующие годы Хинштейн опубликовал ряд статей, заметок, репортажей, интервью о национал-патриотах, в частности «Русском Национальном Единстве» Александра Баркашова. Однако первую подлинно громкую славу ему обеспечила публикация материала «Голосуй или?..» в июле 1996г., в основе которого лежала расшифровка записи беседы Анатолия Чубайса, Виктора Илюшина и Сергея Зверева (согласно ошибочной первоначальной версии – Сергея Красавченко)[38].

Итак, как можно увидеть, для авторской журналистики наиболее используемыми жанрами являются колонка, в которой колумнисты высказывают свою точку зрения относительно какого-либо события, факта, персоны, происшествия; очерк, в котором при помощи журналистских приемов можно воссоздать события, явления или человеческие портреты.

Например, статья от 15.02.2019г. «Зачем академик предложил ограничить выезд за рубеж российским специалистам», Евгения Ямбурга, заслуженного учителя РФ: «Поводом к этим заметкам послужило заявление академика РАН Георгия Георгиева, предложившего ограничить свободу выезда за рубеж востребованным на Западе российским специалистам. Едва ли стоило бы тратить энергию и время на обсуждение того, чего не может быть. Мало ли фейковых предложений с «патриотической» подкладкой вбрасывается в СМИ ежедневно?! Стоит ли спорить с ними по сути, реагируя на инфошум? Я бы и прошел мимо, когда бы не въевшаяся в кровь и плоть учительская привычка распознавать в VIP-персонах новейшего времени (неважно — академиках, депутатах или публицистах) персонажи, выведенные классиками русской литературы…»[39]

«Очевидно, что роль просвещенного класса — искоренение дикости и постепенное продвижение, как сказали бы сегодня, модернизационного тренда. Воистину ничто не ново под Луной. Денщицкая точка зрения живет и побеждает. Не так давно ожесточенной критике с так называемых патриотических позиций был подвергнут школьный учебник экономики, поскольку в нем отсутствует глава о невероятных преимуществах импортозамещения. За всеми этими баталиями взрослых с иронией наблюдают подростки. И хотя сегодня наивно пытаться загнать их, уставившиеся в продвинутые планшеты, в дешевые срубы «на задах», загонщиков по-прежнему хватает».[40]

Также авторство приемлемо в расследовании, когда зачастую автор статьи выражает в тексте свое отношение к происходящему, к участникам произошедшего, где дает им оценку. В журналистском расследовании можно увидеть иронию к совершившему (совершившим) преступление, или же, наоборот, к органам правопорядка, судьям, и пр.

В качестве примера здесь можно привести статью от 15.02.2019г. «Казус «Арашуковых»», Олега Бондаренко, директора Фонда прогрессивной политики. В данной статье автор делает свои выводы о причине ареста представителей «клана Арашуковых», которые произошли в конце января 2019г.: «Дело Арашуковых, ставшее политическим началом года в России, может поменять еще немало звезд на небосклоне российской власти. Вскрытые объемы хищений газа только по одному случаю и только в одном регионе страны заставляют задуматься об общих масштабах воровства в газовой империи. А сам факт почти 8-летнего пребывания Арашукова-старшего на посту советника председателя «Межрегионгаза» — дочки «национального достояния» — вызывает крайнее недоумение и множество вопросов… В 90-х каждый раз при получении очередных платежек за коммунальные услуги мой дедушка-полковник садился за стол и педантично сверял количество потребленного за месяц газа и света с указанными на предмет соответствия. Мне тогда казалось это излишним, но история воровства 30 миллиардов рублей при распределении газа на Северном Кавказе говорит о том, что дедушка был прав».[41]

Авторскими могут быть также портрет, рецензия, и аналитическая статья, так как в них также может четко прослеживаться авторское отношение, и преобладание личного мнения.

В частности, статья известного журналиста «МК» Александра Минкина от 11.02.2019г. «Отечество в опасности» является ярчайшим примером выражения такого авторского мнения: «Что известно президенту о происходящем в стране? Какую информацию он получает и от кого? Как выглядит реальная жизнь в докладах спецслужб — не знаем, но совершенно точно знаем, что она искажается. Иначе быть не может. Ибо докладчиков в первую очередь интересуют свои интересы, своя карьера; они хотят нравиться начальнику…И Жуковский, и Бенкендорф понимали: всё сказанное прямо относится к императору, ибо он ещё сильнее оторван от реальности и получает представление о людях из доносов, составленных на основе доносов.[42]

А доносчики знали, что начальству не угодишь честными и добрыми отзывами о людях. Если донесёшь, что Пушкин — патриот, что он антиправительственных мыслей не имеет, — скажут: «Ты что — дурак? Пшёл вон!» И платить за честные и добрые доносы никто не будет. Только за подлые.

За 30 лет царствования Николай I не услышал и не прочёл ни одного слова критики. Поражение в Крымской войне стало для Николая страшной неожиданностью, и он умер»

[43]Также, например, в номере «МК» от 25 марта 2017г. под рубрикой «Злоба дня» была опубликована статья «Сутяги и скандалисты с Таганки стали экспертами Минкультуры» Марины Райкиной — «…о новом утверждённом составе экспертной комиссии Общественного Совета ведомства Владимира Мединского. Этот состав возмутил не только обозревателя «МК» — все здравомыслящие люди пришли в негодование: в самом деле, как в комиссию по вопросам театра могут входить те, кому сегодня кроме бесконечных многолетних судебных дел нечего предъявить — там их главные достижения. Как комиссию по театру может возглавлять кинорежиссёр, в театре не работавший и работать не собирающийся. Факт тенденциозности подбора таких кандидатов (кто его осуществлял, кто согласовывал и чем руководствовался?) очевиден и спорить тут нечего…».[44]

Итак, когда мы говорим о журналистике в её классическом виде, то это объективная передача информации, рассказывание о новостях и событиях. При этом мнение журналиста остаётся вне поля зрения читателя или зрителя, он старается быть максимально объективным, передает разные мнения. Он как зеркало отражает произошедшее и может добавить мнения разных сторон. Он преподносит вам информацию и как бы говорит «почитайте и самостоятельно сделайте вывод» — это новостная журналистика. В данной работе мы рассмотрели особенности авторской журналистики. В этом случае в произведенном контенте четко отражена позиция журналиста. Он влияет на читателя, даже давит своим авторитетом и доводами.

Новостную и авторскую журналистику не стоит сопоставлять. Новостная журналистика — это основная часть всех материалов как в «МК», так и в другом печатном издании, и это — «золотой стандарт» журналистики. Многие известные журналисты, например, Владимир Познер, говорят о том, что мы должны быть независимы, объективны и не должны говорить о своих взглядах. С другой стороны тот же Познер создает свою передачу в авторском стиле. Это не просто сообщение о новостях и рассказ о мнениях, это авторская программа. Владимир Познер сам выбирает героев, задает вопросы и в его беседе, в его ремарках, отчетливо видна его позиция по многим вопросам.

Однако в самом начале творческого пути слишком авторские материалы журналиста никто не опубликует. К авторской журналистике нужно идти шаг за шагом. Авторская разновидность журналистики схожа с интерпретационной, однако присутствует существенное отличие: доминирующим в тексте является имя автора. Девизом авторской журналистики является: «Не важно, что написано, важно, кто написал». Зачастую в качестве авторов в авторской журналистике выступают непрофессиональные журналисты, а люди, добившиеся многого в других сферах жизни.

Итак, проанализировав авторские тексты журналистов «МК» можно прийти к следующим выводам: к языковым средствам, которые используются на фонетическом уровне языка в авторских журналистских текстах, можно отнести две основные черты:

  • упрощение, усечение, сжатие, то есть неполный тип произношения. Это то свойство, которое может иметь разговорный стиль речи;
  • интонация как сугубо индивидуальный признак, который эмоциальнально окрашивает любую, даже стереотипную конструкцию.

Языковые средства, относящиеся к лексическому и фразеологическому уровню: В процентном соотношении речи явно преобладает эмоционально-оценочная разговорная лексика, которая может нести отрицательную или положительную оценку. Все слова из нее делятся на три группы, из которых:

  1. оценка включена в само значение слова;
  2. в переносный смысл;
  3. в состав слова входят субъективно-оценочные суффиксы.

К этой лексике применим эпитет «экспрессивная».

Также зачастую в авторских текстах употребляются:[45]

  • стандартизированные образные средства, к которым относятся метафоры, фразеологизмы, гиперболы и литота;
  • профессионализмы и жаргонизмы;
  • именительный падеж встречается чаще всех остальных;
  • преобладают личные и указательные местоимения, а также наречия и частицы;
  • причастие используется редко, деепричастие — почти никогда;
  • границы временных форм размыты. Это значит, что авторы их вольно могут менять и использовать не в своем значении;
  • встречаются глагольные междометия.

В авторских журналистских текстах чаще используются простые предложения, чем сложносочиненные или сложноподчиненные. Их построение характерно неким «нанизыванием» друг на друга, конкретностью передаваемой информации. Часто встречаются неполные предложения, в частности в них отсутствуют главные члены. Структура нелинейная, порой обрывочная. [46]

Авторский стиль вполне допускает активное использование присоединительных конструкций, выражающихся во вводных словах и всевозможных частицах. Междометные фразы как один из способов выражения мыслей в таком стиле. Свободный порядок слов — при этом важное обычно высказывается в первую очередь (однако это не обязательное условие).

Выводы по второй главе:

Сегодня действительно весьма востребованы качественные журналистские материалы, так или иначе выражающие авторскую позицию. Авторам не просто позволено открыто высказывать собственное мнение, им платят повышенные гонорары за персональную точку зрения, которая может вызвать дискуссию у их аудитории.

Редакторы делают ставку на сцепку «автор — читатель», поскольку от этого симбиоза зависит выживаемость многих СМИ. В разных авторских жанрах не равный удельный вес авторского «я», но наличие у текста характеристики «авторский», подчёркнутое редакцией, существенно повышает его шансы на прочтение.

Основным жанром авторской журналистики является колонка, причем во многих случаях написанная на потоке сознания: автор что-то увидел, о чем-то подумал, как-то это его «зацепило», что-то вспомнилось, и все выкладывается на бумагу или экран монитора. Требования к такому тексту с точки зрения журналистских критериев (актуальность, новизна, легкость восприятия) занижены. Однако эти тексты ценны тем, что за ними стоит личность выдающегося человека, рассказывающего, как он видит мир.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская журналистика традиционно была и остаётся литературо-центричной, в ней в значительной степени представлен комментарий и рассуждение наравне с новостью. Для нашей аудитории журналистский комментарий очень важен, потому что журналист пишет историю современности, и только он способен профессионально понимать эту историю ­через поток новостей.

Сегодня действительно весьма востребованы качественные журналистские материалы, так или иначе выражающие авторскую позицию. Авторам не просто позволено открыто высказывать собственное мнение, им платят повышенные гонорары за персональную точку зрения, которая может вызвать дискуссию у их аудитории.

Редакторы делают ставку на сцепку «автор — читатель», поскольку от этого симбиоза зависит выживаемость многих СМИ. В разных авторских жанрах не равный удельный вес авторского «я», но наличие у текста характеристики «авторский», подчёркнутое редакцией, существенно повышает его шансы на прочтение.

Итак, за последние двадцать лет базовые компетенции авторства в журналистике существенно изменились, в основном под воздействием:

  • концепций медиаконвергенции и мультимедийной коммуникации — к основным профессиональным навыкам — работа с текстом для пишущих журналистов, работа с изображением для визуальных журналистов — добавились и продолжают добавляться смежные компетенции, которые раньше не были обязательными;
  • изменений в структуре и организации редакций, в редакционных процессах и интенсивности/производительности труда, в том числе под давлением экономических условий;
  • изменений в природе оперативности информации, что меняет роль журналиста в создании и обработке новости (эксклюзива), смещает ценности как самой профессии, так и медиабизнеса в другие части процесса информирования.

Профессиональная и организационная эволюция поддерживалась и поддерживается развитием инструментов авторства, как материальных, так и нематериальных. Одновременно технологическое развитие затронуло как производство медиаконтента, так и его потребление. Если журналистика XX века так или иначе имела дело прежде всего с вещественным продуктом (газета, журнал, фильм, дискретный телевизионный продукт), то формирующаяся сетевая, цифровая журналистика все больше имеет дело с виртуальным продуктом.

Соответственно, основы традиционной журналистики предполагают наличие физического носителя, медиума между автором и потребителем (именно это формулируется пословицей «что написано пером, не вырубишь топором» и во многом определяет правовые основы массовой коммуникации).

Проведенный анализ показал, что ежедневная общественно-политическая газета «Московский комсомолец» — одно из самых крупных и читаемых периодических изданий России. Для него характерны актуальность, злободневность, объективность подачи информации. Газета широко представляет городские новости, экономические обзоры, политические события, новости культуры и спорта, скандальные происшествия, светскую хронику. Отличительными чертами «МК» является живой, узнаваемый, эмоциональный стиль подачи материала. «Московский комсомолец» публикует самые интересные новости, самые откровенные интервью, а также яркие репортажи, смелые заявления и емкие статьи на интересующие общество темы. «Московский комсомолец» — неоднозначное издание. На протяжении всех лет существования вызывает самые противоречивые оценки, но одно можно сказать наверняка: равнодушных нет. «МК» — наглядный пример независимой прессы.

Репортажи и материалы газеты говорят о высоком профессионализме журналистов, их умении точно разобраться в текущем моменте и ориентироваться в любой ситуации. Фирменный стиль «Московского комсомольца» определяется, как «неравнодушная журналистика». Многие известные сегодня журналисты начинали свою деятельность именно в «МК». Фирменный стиль газеты – журналистское расследование. Все публикации газеты наглядно отражают пульс времени, а их высокий качественный уровень делает издание еще более привлекательным для читателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) (в ред. от 23.05.2018 N 116-ФЗ)
  3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) «О средствах массовой информации»
  4. ФЗ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июня 2006г. (в действующей редакции)
  5. ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006г. (в действ. редакции)
  6. Федеральный закон №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. (в действующей редакции)
  7. Федеральный закон №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в действующей редакции)
  8. Федеральный закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013г., (в действующей редакции)
  9. Кодекс профессиональной этики журналистов, принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994г. (в действующей редакции)
  10. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Авраамов. — М.: МГУ, 2013. — 264 c.
  11. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 269 c.
  12. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция: Анализ журналистских текстов / В.В. Богуславская. — М.: ЛКИ, 2013. — 280 c.
  13. Быков, А.Ю. История зарубежной журналистики: Учебник для бакалавров / А.Ю. Быков, Е.С. Георгиева, С.А. Михайлов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 366 c.
  14. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 176 c.
  15. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы / Г.В. Жирков. — М.: Флинта, 2016. — 504 c.
  16. Ильина, О.В. Риторика: краткий курс для журналистов: учеб.-метод. пособие / О.В. Ильина, Е.В. Каблуков, О.Ф. Автохутдинова. — М.: Флинта, 2016. — 68 c.
  17. Ким, М.Н. Основы теории журналистики: Учебное пособиеСтандарт третьего поколения. Для бакалавров / М.Н. Ким.. — СПб.: Питер, 2013. — 288 c.
  18. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное поссобие / А.В. Колесниченко. — М.: Аспект-Пресс, 2016. — 112 c.
  19. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. — М.: Моск.университета, 2013. — 192 c.
  20. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. — М.: Аспект-Пресс, 2016. — 400 c.
  21. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 319 c.
  22. Корконосенко, С.Г. Социология журналистики: Учебник для бакалавров / С.Г. Корконосенко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 421 c.
  23. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики в 2 ч. ч. 2: Учебник для академического бакалавриата / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 265 c.
  24. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики в 2 ч. ч. 1: Учебник для академического бакалавриата / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 270 c.
  25. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). / И.В. Кузнецов. — М.: Флинта, 2018. — 640 c.
  26. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебник / Г.В. Лазутина. — М.: Аспект-Пресс, 2013. — 224 c.
  27. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. — М.: Аспект-Пресс, 2010. — 240 c.
  28. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. — М.: Аспект-Пресс, 2012. — 320 c.
  29. Малышева, Е.Г. Современная орфография и пунктуация русского языка: практический курс: Учебное пособие для студентов-журналистов / Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева. — М.: Флинта, 2016. — 360 c.
  30. Махонина, С.Я. История русской журналистики начала XX в. (1900-1917): Учебно-методический комплект / С.Я. Махонина. — М.: Флинта, 2009. — 368 c.
  31. Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие / Г.С. Мельник, К.Е. Виноградова, Р.П. Лисеев. — М.: Флинта, 2015. — 208 c.
  32. Олешко, В.Ф. Психология журналистики: Учебник и практикум / В.Ф. Олешко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 351 c.
  33. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: Учебное пособие / Е.В. Олешко. — М.: Флинта, 2016. — 128 c.
  34. Панкеев, И.А. Авторское право для журналистов: Учебное пособие / И.А. Панкеев. — М.: ИКАР, 2014. — 320 c.
  35. Прозоров, В.В. Власть и свобода журналистики: Учебное пособие / В.В. Прозоров. — М.: Флинта, 2012. — 240 c.
  36. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е.П. Прохоров. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 351 c.
  37. Прутцков, Г.В. История зарубежной журналистики. 1800-1929: Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) / Г.В. Прутцков. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 416 c.
  38. Прутцков, Г.В. Введение в мировую журналистику. От античности до конца XVIII века: Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) / Г.В. Прутцков. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 432 c.
  39. Рихтер, А.Г. Правовые основы журналистики: Учебник / А.Г. Рихтер.. — М.: МГУ, 2012. — 352 c.
  40. Сбруев, В.В. Журналистика Латинской Америки от первой газеты до начала концентрации и монополизации СМИ / В.В. Сбруев. — М.: РУДН, 2008. — 260 c.
  41. Свитич, Л.Г. Социология журналистики: Учебник для академического бакалавриата / Л.Г. Свитич. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 397 c.
  42. Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: Учебное пособие для студентов вузов / Л.Г. Свитич.. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 255 c.
  43. Смелкова, З.С. Риторические основы журналистики: Учебное пособие / З.С. Смелкова и др. — М.: Флинта, 2009. — 320 c.
  44. Соколинский, В.М. Журналистика / В.М. Соколинский. — М.: КноРус, 2013. — 496 c.
  45. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: Учебное пособие / Д.Л. Стровский. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 359 c.
  46. Ученова В.В. У истоков публицистики. М.: МГУ, 1989, 211 с
  47. Тертычный А.А Жанры периодической печати. Учебное пособие. — М.: Флинта, 2014. — 210 c.
  48. Федотова, Л.Н. Общественное мнение и журналистика: Учебное пособие / Л.Н. Федотова. — М.: Моск. ун-та, 2011. — 376 c.
  49. Черникова, Е. Грамматика журналистского мастерства / Е. Черникова. — М.: АНО ШКИМБ, 2015. — 239 c.
  50. Чиронова, И.И. Английский язык для журналистов: Учебник / И.И. Чиронова, Е.В. Кузьмина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 471 c.
  51. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике:Учебное пособие / Ф.И. Шарков.-М.: Дашков и К, 2016. — 336c.
  52. Щекочихин, Ю. Три эпохи российской журналистики / Ю. Щекочихин. — М.: МГУ, 2010. — 376 c.
  53. http://www.wan-press.ru/ официальная страница Всемирной газетной и новостной ассоциации WAN-IFRA
  54. 50 https://www.remoteshaman.com/
  55. https://www.newrusmedia.ru/tag/european-newspaper-congress-2017/
  56. https://www.ifra-expo.com/
  57. https://kantartns.ru/
  58. http://ruj.ru/ — Вебсайт Союза журналистов России
  59. Сайт газеты «Московский комсомолец» www.mk.ru
  60. https://www.mk.ru/social/2019/02/13/plachet-devochka-zhivem-na-450-rubley-v-mesyac.html
  61. https://www.mk.ru/blogs/posts/shkola-ne-dolzhna-stanovitsya-tyurmoy.html
  62. https://www.mk.ru/incident/2019/02/15/kazus-arashukovykh.html
  63. https://www.mk.ru/social/2019/02/15/zachem-akademik-predlozhil-ogranichit-vyezd-za-rubezh-rossiyskim-specialistam.html?from=main_frthm
  64. https://www.mk.ru/social/2019/02/11/otechestvo-v-opasnosti.html
  65. https://www.mk.ru/culture/2017/03/24/sutyagi-i-skandalisty-s-taganki-stali-ekspertami-minkultury.html
  66.  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

Страница 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф